История создания гоночных автомобилей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главная / Статьи / Wiki / История развития автоспорта в мире и России. В чем секрет популярности гонок у зрителей?

История автоспорта неотделима от технического прогресса. Борьбу за звание лучших водителей и скорость прохождения трассы начали владельцы первых безлошадных экипажей. Современные гонки – одни из самых зрелищных соревнований в мире.

Наиболее известные гонки

Самые популярные гонки:

Автомобильные гонки носят разные названия и проходят во многих странах мира. Соревнования различаются количеством участников, видами техники, протяженностью трасс.

История мирового автоспорта

История автоспорта в мире богата на события. Блистательные победы чередуются с трагедиями, технические достижения – с неудачными инженерными решениями. Каждая страна, в которой проходят гонки, имеет свои традиции и особенности проведения соревнований.

В Великобритании

Англия занимает ведущие позиции в мире повышенных скоростей и гоночных трасс. История автоспорта в Великобритании началась со строительства стадиона в Брукландсе еще в 1909 году. Но первые гонки Гран-при знаменитый овал принял только в 1926. После двух этапов в заездах наступила длительная пауза.

Но с тех пор британские пилоты хотя бы один раз принимали участие в заездах популярной серии. На гонщиков Британии приходится треть чемпионских титулов, а производители автомобилей неоднократно завоевывали Кубок конструкторов. Англичане признаны абсолютными рекордсменами по количеству завоеванных титулов и наград.

В США

История развития автоспорта в США начинается с 1878 года. Первые упоминания о гонках датируются этим временем. Но по официальной версии заезды автомобилей стартовали во Франции на 16 лет позже. Мнения исследователей на этот счет расходятся.

Американцы быстро поняли, что публику не привлекают соревнования по преодолению автомобилями больших расстояний между населенными пунктами. Зрителям интересно наблюдать гонки от старта до финиша. Скоростные заезды на овальных стадионах собирают большое количество поклонников. Первый в мире автодром, который действует и сегодня, открылся в Айове в 1901 году.

Сегодня автогонки в США имеют много поклонников, по популярности этот вид спорта уступает только американскому футболу и бейсболу. Чемпионат NASCAR – самый известный бренд в Америке.

Во Франции

Мировая история возникновения автоспорта начинается во Франции. Официально первые гонки безлошадных экипажей прошли 22 июля 1894 года, когда около 30 участников стартовали на маршруте Париж-Руан. Не все автомобили добрались до финиша, но главный вывод был сделан – доказано преимущество бензиновых двигателей перед паровыми.

Через год произошло историческое событие, инициаторами которого опять стали французы. Во время гонки из Парижа до Бордо и обратно впервые на трассу вышел автомобиль с пневматическими шинами. Менять покрытие для колес приходилось часто, и экипаж не уложился в установленный лимит времени. Но позже нововведение получило широкое распространение.

Соревнования автомобилей нашли широкую поддержку у населения страны. Огромная популярность гонок способствовала проведению во Франции (опять первого в мире) национального Гран-при. Автомобили преодолели 12 кругов, каждый протяженностью более 100 километров, во время гонки вблизи Ле-Мана.

История развития автоспорта в России

История первых автогонок

Автомобиль Фрезе и Яковлева

Автоспорт в дореволюционный период

Активное развитие автоспорта началось в 1907 году с заездов между двумя столицами. А спустя 6 лет русские экипажи уже успешно выступали на соревнованиях международного уровня. Но война и Октябрьская революция заставили надолго забыть о скоростных заездах на железных моторах.

Развитие автоспорта в СССР

Долгое время автоспорт в советском государстве не пользовался поддержкой власти. Первые крупные соревнования прошли под Москвой в 1924 году. Заезд по Серпуховской магистрали стал самым значимым событием в истории российского автоспорта тех лет.

Договор о проведении соревнований был подписан в 2010. История автогонок Formula-1 в России началась в Сочи через 4 года. Дебютный этап признан лучшим Гран-при в сезоне. Автодром удостоен национальных наград. Контракт, предусматривающий проведение заездов в Олимпийской деревне до 2020 года, пролонгирован еще на 5 лет.

Современность и автогонки

Долгое время развитие автоспорта в России тормозило отсутствие трасс мирового уровня. С 2010 года в стране реализовано несколько крупных проектов, самый значимый – автодром в Сочи. Треки оборудованы боксами на несколько автомобилей, имеют комфортабельные трибуны для зрителей. После определенного упадка в конце прошлого столетия интерес к гонкам возрождается.

История развития автоспорта в России насчитывает много ярких побед отечественных гонщиков. Имена Даниила Квята, Владимира Чагина, Виталия Петрова хорошо известны поклонникам соревнований. Пилоты становились победителями и призерами чемпионатов разного уровня и международных этапов. Сегодня российские гонщики продолжают активно участвовать в престижных европейских турнирах, организуют автопробеги между городами, устраивают заезды на скорость.

Виды автогонок

После проведения первой гонки соревнования механических экипажей претерпели большие изменения. Заезды автомобилей имеют разный регламент проведения, длину трассы и названия.

Кольцевые автогонки

Один из самых популярных видов автоспорта – кольцевые гонки. Заезды проходят по замкнутой трассе с извилистыми и резкими поворотами. С трибун удобно наблюдать за всеми этапами соревнования. Экстремально высокие скорости и маневры пилотов привлекают много зрителей.

Гонки на выносливость

Ралли

Во время ралли автомобили добираются до пункта назначения по дорогам общего пользования. Некоторые участки имеют сложную траекторию, резкие повороты и другие препятствия. В состав экипажа нередко включают штурмана, который следит за соответствием маршруту, информирует об опасности. Участники заездов должны соблюдать правила и установленный лимит времени.

Трофи

В трофи-рейдах участвуют внедорожники, грузовики, некоторые виды мототехники или легковых автомобилей. Экипажи выходят на старт по очереди. Маршрут проходит по труднодоступным участкам. Несколько человек в составе команды помогают преодолеть опасные места. Для этой цели также используют лопаты, тросы и другой инвентарь.

Автокросс

Автокроссы проходят на кольцевой дороге с грунтовым покрытием. На маршруте установлены трамплины, организованы крутые спуски и подъемы. Заезды получаются захватывающе интересными. Большая часть трассы хорошо видна зрителям. К соревнованиям допускаются легковые машины, грузовой транспорт и багги – автомобили, специально созданные для таких заездов.

Автослалом

Соревнования по автослалому

Для соревнований подходят обычные машины серийного выпуска.

Автотриал

Автотриал – это экстремальный вид спорта по прохождению дистанций повышенной сложности. На трассу выезжают тяжелые машины – внедорожники или грузовики. В команду входят водитель и штурман. Победителем считают экипаж, который допустил минимальное количество ошибок и добрался до финиша за самое короткое время.

Дрэг-рейсинг

Дрифт

В дрифте условием для победы является не скорость прохождения трассы, а мастерство водителя и зрелищность. Учитывают технику прохождения поворотов с управляемым заносом. Такие гоночные шоу популярны в Японии, некоторых странах Европы и на американском континенте.

Гонки на выживание

Соревнования проходят на овальных стадионах. В гонках на выживание правила разрешают выталкивать с трассы других участников и допускают столкновение автомобилей на участках с ограждением. Препятствия на маршруте повышают зрелищность этапов. Заезды проводят и летом, и в холодное время года на заснеженном покрытии.

Картинг

В гонках участвуют карты. Автомобили представляют собой раму, на которой укреплен двигатель от мотоцикла и сиденье для водителя. Легкие и недорогие конструкции подходят для начинающих спортсменов. На трассе некоторые модели разгоняются до 200 км/ч.

История автоспорта наглядно демонстрирует все этапы развития технологий. Первые механические экипажи постепенно превратились в сверхскоростные модели машин с мощными двигателями. Изменились и гонки. Сегодня это зрелищные соревнования со сложными правилами и внушительным бюджетом.

Еще два автомобиля, претендующие на звание прародителей спорткаров, показали себя во время ралли принца Генриха и были названы в его честь. Гонки за приз прусского принца были самым громким и престижным автомобильным событием Европы в начале XX века.

Модели фирм Austro-Daimler и Vauxhall не только показали прорыв с технической точки зрения, но и стали родителями той культуры спортивных автомобилей, которую мы знаем сейчас. А гонки за приз принца Генриха сыграли огромную роль в популяризации быстрых автомобилей.

В 1925 году двухместные автомобили стали терять свою популярность, их стали производить для узкого круга поклонников такие компании как Alvis, Aston Martin и Frazer Nash. А в конце десятилетия Фердинанд Порше начал работать над последней серией автомобилей для Mercedes-Benz перед тем, как основать собственную фирму. Спорткары Mercedes-Benz S и SS причисляют к первым машинам, в которых сочетались комфорт, надежность, роскошь и, самое главное, скорость. Первые автомобили серии могли разгоняться до 170 км/ч, а последние, выпущенные в 1933 году, – уже до 235 км/ч.

Послевоенный период стал прорывным. Интерес любителей к быстрым спортарам рос, а вместе с тем росло и качество серийных автомобилей. В конце 40-х кузов понтонного типа совершил революцию в автомобильном дизайне, а компании General Motors и Cadillac представили высококомпрессионный двигатель V8.

В 1949 году Энцо Ферарри, итальянский конструктор и предприниматель, представил легендарную спортивную модель 166 S в рамках первой крупной серии Ferrari, во всех автомобилях которой использовался 12-цилиндровый V-образный двигатель. Спортивные версии оборудовались 110-сильной версией двигателя с тремя карбюраторами. А четырьмя годами позже Энцо начал выпускать Ferrari 250 –наиболее успешную серию Ferrari за всю историю компании.

Одновременно с Ferrari 166 в Германии свет увидел первый автомобиль Porche – модель 356, созданная Ферри Порше, сыном Феринанда Порше. Интересно, что изначально инженер разрабатывал автомобиль для себя, но он настолько понравился его знакомым и друзьям, что было решено собрать еще 20 моделей. Их производство длилось два года, однако за это время спрос на машину только возрос. Славу модели 356 принесли ее аэродинамические качества, управляемость и непревзойденное качество сборки. Уличные дороги давались автомобилю так же легко, как и профессиональные трассы.

Ко второй половине XX века автомобилестроение встало на пороге новых открытий и совершенствований. С каждой новой разработкой повышалась мощность двигателя и, соответственно, росла скорость не только спортаров, но и обычных машин. Законодатели моды стали сменяться едва ли не каждый год, а спортивные автомобили, хоть и оставались привилегией обеспеченных, становились все популярнее и популярнее.

Говоря о развитии двигателей внутреннего сгорания, нельзя обойти стороной одну тему. Она оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на это развитие, помогала открывать новые горизонты и возможности, испытывать новейшие решения. Тема эта – автоспорт. Область, в которой работали самые талантливые инженеры и механики. Немало технических решений, которые сейчас можно встретить на массовых автомобилях, родилось именно на гоночных трассах.

Как автоспорт зарождался на самом суровом полигоне в мире

В рамках спецпроекта с брендом моторных масел G-Energy рассказываем об истории автомобильных двигателей. Первая часть — экскурс в историю двигателестроения, вторая и третья — история автомобилей ХХ века. Сегодня продолжаем наш увлекательный рассказ.

Нажми и смотри

Первые годы, первые старты

Париж - Руан

Две школы

К примеру, в 1912 года Peugeot выставил на соревнования модель L76. Цифры в названии отражали рабочий объем двигателя – 7,6 л. Мощность при этом составляла 175 л. с., то есть на каждый литр приходилось по 23 л. с. В истории, кстати, Peugeot L76 остался совсем по иной причине: это был первый в мире автомобиль, имевший два верхнерасположенных распределительных вала и по четыре клапана на каждый цилиндр. Абсолютно верно – именно ту схему газораспределения, которая сейчас распространена очень широко и известна как DOHC (Double OverHead Camshaft).

Итальянцы из FIAT пошли еще дальше, предложив 200-сильный двигатель с рабочим объемом 14,1 л (!), то есть с удельной мощностью всего 14,2 л. с./л. По пути повышения рабочего объема шли и заокеанские инженеры.

Peugeot L76


Европа и Америка избрали несколько разные подходы к автомобильным соревнованиям. Прагматичные жители Нового Света сделали ставку на максимальное удобство для зрителей: гонки по замкнутым компактным овалам, где все действо происходило на глазах присутствующих – даже если это была длинная 500-мильная гонка. В Европе достаточно популярны были линейные гонки, автопробеги между городами (по сути прообраз ралли). Однако все карты европейцам смешала Первая мировая война, на несколько лет переориентировавшая молодой еще автопром на нужды армий.

За это время американская автоспортивная инженерия смогла уйти вперед, и когда гоночная жизнь стала восстанавливаться, представители Нового Света на какое-то время оказались сильнее и быстрее. В 1921 году очередной Гран-при в Ле-Мане был без особых проблем взят американцем Джимми Мерфи: его роскошный Duesenberg Model A был и мощнее, и при этом легче соперников. Двигатель был форсирован почти вдвое относительно серийного – это уже была настоящая спортивная подготовка. Любопытно, что базовый 4,3-литровый двигатель Duesenberg Model A был основоположником долго пользовавшейся популярностью схемы: восемь цилиндров в ряд, два клапана на цилиндр, один распредвал (сначала нижнего, затем и верхнего расположения) – классический Straight Eight. Кстати, и система смазки тут была уже полноценная: никаких разбрызгиваний, масло подавалось под давлением. А вот такие характеристики, как степень сжатия всего 5:1 и мощность 88 л. с. (напомним, при 4,3 л объема), говорили о том, что даже такие передовые по своему времени двигатели были нагружены не очень сильно.

Duesenberg Model

Две марки, которые не считали рейхсмарки

Стоит отметить, что сама возможность начать новую главу была в немалой степени связана и с прогрессом в области создания моторных масел. Мы уже неоднократно заметили, что даже спортивные двигатели первой трети ХХ века еще нельзя было назвать высоконагруженными. По большому счету главным было обеспечить для них замедление загрязнения поршней. Но нагрузки возрастали по мере роста степени форсирования, увеличения оборотов двигателя, развития нагнетателей. В тридцатых годах появились первые моющие присадки к маслам, состав масел все в большей степени должен был работать на снижение трения, охлаждение поршней, противостояние нагару.

Mercedes W125

В 1938 году, когда стало окончательно ясно, что у немецких инженеров, располагавших огромными бюджетами, на этом пути не осталось соперников, последовало новое ограничение – тремя литрами объема. Обе марки мгновенно отреагировали появлением двигателей уже схожей компоновки – V12. У Auto Union такой двигатель развивал 485 сил, у Mercedes – 476.

Да, тут был уже высочайший уровень нагрузок и принципиально иные требования к маслам. Не было пока только одного – по-настоящему высоких оборотов. Даже Rekordwagen раскрывался в полную мощь всего на 5800 об/мин.

Но потом разразилась Вторая Мировая война.

Чемпионат, ставший вершиной технической мысли

Новая эпоха (почти два десятка лет), из которой чемпионат мира вышел намного более привлекательным, была поначалу встречена без особого энтузиазма. Только команды наладили связи с поставщиками, как в 1966 году пришлось начинать все по новой. Теперь полуторалитровые двигатели снова можно было оснащать нагнетателями, а объем атмосферных – увеличить до трех литров. Мощности сразу скакнули до 400, а потом и 500 л. с.

Renault

 Audi quattro

Основные сложности ралли-рейдов – жара, пыль, высочайшие нагрузки. Двигателям кольцевых и даже раллийных автомобилей не приходится работать в столь сложных условиях, как бездорожье и пустыни. Да, скорости здесь не столь высоки, но зато умение справляться с нагрузками в условиях тяжелых грунтов, необходимость иметь максимальную тяговитость, выдавать крутящий момент в широком диапазоне оборотов, противостоять перегреву критически важны.

Испытано в условиях гонок

G-Energy

Специалисты, разрабатывающие масла для крупносерийного производства, создали уникальные рецептуры, находясь в прямом взаимодействии с механиками и инженерами успешных спортивных команд. Это обеспечивает высочайший уровень качества всей продукции, а также закладывает основу для будущих разработок. Тем более что в мире автомобильных двигателей наступают новые времена. Но это уже тема отдельного рассказа.

Кстати, у нас есть канал в Telegram, где можно почитать о самых свежих и интересных новостях из мира науки и техники.



В первые годы существования автомобиля большинство гонок проводилось в Европе, причем наиболее активно эта деятельность велась во Франции. Соревнования автомобилей впоследствии приняли две формы. Одна из них обусловливалась неуклонным стремлением доказать надежность автомобиля. Эта форма стала известна как дорожные испытания, современной разновидностью которых является ралли. Жесточайшим испытанием надежности была гонка от Парижа до Нью-Йорка; в 1908 ее выиграл американец Томас Флайер. Второй формой соревнований стали гонки в чистом виде, т.е. соревнования исключительно на быстроту движения.


Первоначально практически все автомобильные гонки устраивались на общественных дорогах, закрытых для движения на время их проведения. Многие первые гонки проводились между городами, например между Парижем и Веной. Другие проходили по сети дорог; их маршрут прокладывался так, что в результате получалась замкнутая трасса. Вероятно, самым известным из первых соревнований автомобилей была серия гонок в Европе, которую финансировал американский издатель Джеймс Гордон Беннет. Большинство таких соревнований проходило в духе чистого авантюризма и безответственности до тех пор, пока в 1903 во время гонки Париж – Мадрид не погибли пять гонщиков и механиков и несколько зрителей. Гонки, конечно, продолжались, но все чаще они устраивались на закрытых замкнутых трассах.








В Европе после несчастных случаев с трагическим исходом во Франции и Италии, автогонки все чаще стали проводить не на общественных дорогах, а на чисто гоночных трассах. Практически все двигатели в международном классе гоночных автомобилей теперь стали устанавливать позади водителя.


Тем временем автогонки превратились также в огромную сферу бизнеса, и большинство гонок проводится теперь главным образом для получения прибыли, а не в чисто спортивных целях, для удовольствия любителей автоспорта, причем нефтяные компании, производители шин и даже банки соперничали за то, чтобы субсидировать победителей.

Читайте также: