Мнение историков о рюрике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Откуда взялся родоначальник великой династии Рюриковичей и почему именно его славяне выбрали в качестве правителя?

Нужда в таком приглашении заключалась в том, что в формировавшемся союзе племен шли споры о том, кто его будет возглавлять: представитель словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имевший опыт государственного управления, показался самой подходящей кандидатурой.

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами"

В том же 862 году, Рюрик, собрав всех своих родственников, приехал в земли славян. В первую очередь он занялся охраной земель от набегов других варягов.

И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.

**Впрочем, работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.

По летописному преданию, в роли помощников Рюрик использовал своих мужей – представителей знати. Первого послал в Полоцк, второго – в Ростов, третьего – на Белоозеро.
И в это же время в Киев отправились Аскольд и Дир.

Задачами посланцев были оборона от хазар и варягов, сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам Волхову, Вытегре, Западной Двине, Днепру и другим, а также дани с населения. Сам Рюрик переселился в район Новгорода (Рюриково городище). Сам Новгород возник позднее.

И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

В 879 году Рюрик умер, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был еще мал.

Существует множество версий происхождения Рюрика, из которых основными являются Норманская и Западно-славянская. У каждой из них есть свои подверсии.

  • Рёрик из Дании:
    Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский.
  • Эйрик из Швеции:
    Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном.
  • Рорик из Гаутланда:
    Конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов.
  • Мекленбургские генеалогии:
    Рюрик — это сын правителя ободритов Годлава.
  • Вендский сокол:
    Рюрик — не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.
  • Иоакимовская летопись:
    Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.

Далее мы подробно разберём каждую версию.

Некоторые исследователи склонны отождествлять Рюрика с датским конунгом – Рёриком Ютландским (или Фрисландским).

Это брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде.

В первый раз имя Рёрика упоминается в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рёрик ведет войну в Дании против датского короля Хорика l, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь l был вынужден уступить Рёрику — Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в 9 веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам.По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рёрика.

Вторая версия скандинавского происхождения Рюрика связана с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.

Один из участников схода заявил:

Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой.

У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом.

Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Арнвид был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины.

И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море. Тогда они вспомнили о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком.

Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику:

Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга.

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском.

Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

В предании говорится о том, что в 8 веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй – Сиваром Победоносным, третий – Труваром Верным.

Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья умерли, не оставив законных наследников, а Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии.

Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

В начале 18 века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племен ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V.

Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Вит-слав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб, погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом.

Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба — Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести Временных Лет), что является возможным, но достаточно сомнительным.

Впрочем, датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик – это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нем изображение скипетра и даже вил.

Иоакимовская летопись – летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым.

Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Как мы видим, версии абсолютно разные, и тут, как говорится, каждый может выбрать на свой вкус. Конечно, вначале мы говорили о варяжском происхождении первого правителя Руси, но нельзя отвергать теории, выдвинутые и другими учеными, которые наплодили великое множество гипотез. Конец!


При написании эссе в ЕГЭ по истории следует дать оценку периода, опираясь на свои знания и факты или же на мнения историков. Конечно, гораздо полезнее научиться критически мыслить самому, тем не менее, выгоднее и авторитетнее пред лицом проверяющего работа будет смотреться с мнением какого-нибудь известного историка.

Так как перед историками не стояла задача как в ЕГЭ – проанализировать период, опираясь на факты, то мы рассмотрим конкретные ключевые события Древней Руси – как их оценивали те или иные историки.

Н. Карамзин: это ключевая дата избрания славянами лучшей из возможных властей – монархической. Рюрик и его братья были варягами и им принадлежит полная заслуга в образовании Русского государства.

Советский историк Д. Лихачев: запись в летописи о призвании варяжских князей появилась позже, для противопоставления двух государств – Руси и Византии, а для увеличения авторитета правящих князей Рюрика и его братьев сделали иностранцами – норманнами.

Советский историк С. Платонов: сказание о призвании варягов представляет собой красивый эпос, который встречается и в других культурах, поэтому рассматривать этот сюжет как причину возникновения государства несерьезно.

Марксистская концепция, Б. Греков: образование Древнерусского государства результат многовековых социально-экономических процессов, наивно утверждать об образовании государства несколькими людьми за 2-3 года.

988 – Крещение Руси. Разброс мнений о принятии Владимиром христианства исключительно в объеме фанфар и восторгов по поводу сего действа.

С. М. Соловьев: подчеркивает практический характер принятия христианства. Язычество могло удовлетворить запросы лишь разрозненных племён, поэтому христианство было необходимо для объединения и создания единой государственности на Руси.

Советский историк М. Тихомиров: принятие христианства – важное историческое событие, которое знаменует победу феодального строя над родовым, для которого было характерно язычество.

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Рюрик (др.-исл. Rorik; около 830—879) — летописный варяг, основатель государственности Руси, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, а впоследствии царской династии Рюриковичей.

В настоящий момент существует две версии происхождения Рюрика.

С другой стороны, опираясь на многочисленные исторические, археологические, лингвистические источники историк В. В. Фомин доказывает, что переселение на территорию Северо-Западной Руси определенной части населения южнобалтийского побережья, занятого славянами, получило свое отражение в варяжской легенде при занесении в ПВЛ помещенной под 895, 862 и 882 годами.

Скорее всего кроме Игоря у Рюрика были и другие дети от разных жен, поскольку в числе послов в Византию упомянуто два племянника Игоря — Игорь и Улеб (Глеб).


В XIX веке практически официальной стала теория Николая Карамзина, согласно которой первые русские князья были скандинавами. А ведь до XVIII века подобная точка зрения не высказывалась никем не только в России, но и в Западной Европе. Да и в России до конца XVIII века она не считалась ещё общепринятой.

Русь – от роксолан, варяги – славяне из Вагрии

По утверждению немецкого дипломата, родиной варягов, которые были славянами и были призваны княжить в Новгороде, являлась область Вагрия на севере Германии. Там с давних пор существует город Ольденбург (Альтенбург, по Герберштейну), который у славян назывался Старградом, то есть Старым городом. Ольденбург/Альтенбург в переводе с немецкого означает то же самое.

При этом Герберштейн не поддерживал позднейшего мнения, будто название Русь принесли именно славяне-варяги. На его взгляд, оно имеет независимое от них происхождение. Русские XVI века говорили, что их страна издавна зовётся Россией—Расеей оттого, что они живут рассеянно на большом пространстве. Но это, конечно, народная этимология. Среди европейцев бытовала также легенда, что был некий Рус - брат основателей чешского и польского народов Чеха и Леха. Эту же легенду мы встречаем и у польского историка конца XV века Яна Длугоша.

Однако большинство европейцев, по свидетельству Герберштейна, в XVI веке полагали, что название Русь связано с именем племени роксоланов, упоминаемого античными историками.

Норманнская теория как политическое оружие Швеции против России

С этих пор стала разрабатываться норманнская теория – прежде всего как политическое оружие против России. Парадоксальным является тот факт, что, побеждая Швецию в войнах на протяжении XVIII века, Россия приняла историческую концепцию своего врага. Это объясняется в первую очередь тем, что к написанию русской истории привлекались главным образом иностранцы.

Разработкой и насаждением норманнской теории последовательно занимались Готлиб Зигфрид Байер, Герхард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлёцер - немецкие учёные, трудившиеся (один за другим) в XVIII веке в Санкт-Петербургской академии наук. Их усилиями идея о происхождении первых русских князей из Скандинавии (даже конкретно из Швеции) прижилась в российской науке. А утвердившись в научном мире России, европейцами она тем более была принята на ура. Тот же момент, что она исходила не от русских, как-то упускался из виду. Впрочем, иностранцам ли было следить за такими подробностями?

Была у русской исторической науки и альтернативная концепция, представленная Василием Никитичем Татищевым и Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Но она не получила поддержки со стороны государственной власти, особенно при Екатерине II, которая сама была немкой. Авторитет норманнской теории также придал Николай Карамзин, в начале XIX века сочинивший каноническую версию русской истории по заказу императора Александра I, внука Екатерины Великой.

Но ведь немцы, создавшие норманнскую модель возникновения Руси, были всё-таки немцами, а не шведами. Почему они не обратили внимания на свидетельства происхождения русских князей из Шлезвиг-Гольштейна и не поставили их в центр своей доктрины?

В угоду Гольштейн-Готторпам

Можно предположить, что всё дело было в намерении выслужиться перед будущей династией. В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим наследником голштинского герцога Петра (будущего Петра III), который имел право и на шведский трон. Весьма вероятным предсталялось соединение в будущем русской и шведской корон в лице одного монарха.

Не исключался также вариант, что Пётр III окажется бездетным. В этом случае российский престол должен был перейти к династии, наиболее близкой по родству к той ветви Гольштейн-Готторпов, к которой принадлежал Пётр III. А это была именно шведская ветвь Гольштейн-Готторпов.

Таким образом, кому бы в дальнейшем не досталось управление Россией, скандинавская версия происхождения Русского государства любому из монархов, ожидавшихся в обозримом будущем на российском престоле, должна была прийтись по душе.

Во второй половине XIX века некоторые российские историки подвергли ревизии устоявшуюся норманнскую теорию. Степан Гедеонов привел множество аргументов в пользу южно-балтийского славянского происхождения варягов. Дмитрий Иловайский разработал концепцию, которая заключалась в том, что начало Руси положили роксоланы, и которая даже попала в гимназические учебники конца XIX – начала XX вв.

Но на стороне норманнской доктрины стояли такие столпы русской исторической науки, не критически (в этой части) воспринявшие сочинение Карамзина, как Сергей Соловьёв и Василий Ключевский. А в западной науке норманнская теория происхождения Руси стала за это время единственной.

Читайте также: