История создания фильма аватар кратко

Обновлено: 04.07.2024

Продолжаем серию технических и творческих подробностей к ряду нашумевших и культовых фильмов. На этот раз постановщик тот же, но фантастика совсем другого плана. Такая же технически революционная как и в первом Терминаторе 80-х годов.

В 2009-м году от режиссера и по совместительству сценариста Джеймса Кэмерона выходит фильм под названием “Аватар” . До этого режиссер уже успел создать всемирно известный “Титаник” . Однако, несмотря на это, со съемками “Аватара” пришлось не так легко, как, казалось бы, на первый взгляд.

Что с сюжетом?

Сюжет фильма разворачивается в 22-ом веке. Из-за высокого технологического процесса стали возможны путешествия не только на разные планеты, но и в разные галактики. Однако, у технологического процесса есть своя темная сторона - земля стала весьма перенаселенной планетой, в связи с чем запас её природных ресурсов стал подходить к концу. Прекрасно осознавая этот факт, одна из крупнейших земных корпораций решает запустить масштабнейшую операцию по добыче весьма редкого и очень дорогого минерала, который исчерпал себя на Земле. Однако на Пандоре - спутнике планеты Полифем , которая является газовым гигантом из галактики Альфа Центавра , как раз-таки находятся большие скопления этого минерала, поэтому экспедиция определила именно эту планету как место добычи материала.

Атмосфера Пандоры является ядовитой для обычных людей, поэтому благодаря новейшим технологиям ученые создают так называемые аватары , которые являются ничем иным как простейшими спроектироваными гибридами тел обитателей этой ядовитой планеты. Эти гибриды управляются человеком на расстоянии благодаря его ДНК, которая является ключевой составляющей для создания аватара. Также в связи с огромной стоимостью даже после убийства первого изначально запланированного оператора гибрида по имени Томми на его место решают взять его брата-близнеца - инвалида с парализованной нижней частью тела вследствие ранения, полученного на службе в морской пехоте. Его зовут Джейк Салли и он соглашается на данное предложение только ради того, чтобы накопить на лечение своих ног.

Задумка не совпала с реальностью

Сценарий для будущего фильма был написан режиссером еще в далеком 1994-м году . Он занимал 80 страниц , которые были вдохновлены некоторыми книгами, прочитанными Джеймсом Кэмероном в детстве. После производства своего культового фильма “Титаник” в 1996 году в августе он заявил, что в его планах создать фильм, в большинстве построенный на компьютерной графике. Будущую киноленту окрестили стоимостью 100 млн долларов США , а из требований к ней выдвинули наличие как минимум шести главных актёров, которые должны касаться реалистичными, но при этом не существовать в реальном мире. Изначально планировалось запустить съемки в 1997-м году, чтобы ближе к 1999-му году фильм вышел на большие экраны по всему миру. Но сам режиссер посчитал, что уровня развития технологий для изображения его фильма таким, каким он его себе предполагал, на данный момент недостаточно, поэтому съёмки фильма были отложены. Через какое-то время студия 20th Century Fox предложила Джеймсу 10 млн долларов на создание пилотного ролика, который бы представлял собой максимально суженую копию фильма, которая несла бы в себе главные характеристики, а также показала в каких целях должна использоваться графика в фильме “Аватар”. Этот ролик был показан руководителям компании в 2005-м году в октябре .

Работа закипела

Компания дала добро на создание фильма поэтому Кэмерон начал заниматься написанием сценария. В 2006-м году начиная с января, помимо написания сценария, он занимался созданием языка и общей культуры обитателей планеты Пандора. В основном этим занимался профессор из университета в южной Калифорнии, по специальности являющимся лингвистом, доктор Пол Фроммер . Для фильма он создал диалект, включающий в себя 1970 слов, а ещё 30 слов были добавлены самим сценаристом. Своим произношением язык во многом похож на эфиопский и один из южных полинезийских языков.

По поводу растений, люди, создающие декорации к фильму, объединились с Джоди Холт , которая является профессором публичного научно-исследовательского Калифорнийского университета в Риверсайдепо специальности физиология растений.

Природные истоки

При этом с самых ранних лет Джеймс взахлеб читал фантастическую литературу — Берроуза , Хаггарда — и неустанно рисовал к ней сотни красочных иллюстраций. Будучи уникально одаренным от природы человеком с великолепно развитым воображением, Джеймс еще в детстве начал придумывать несуществующие миры, населенные диковинными существами. Миры, совершенно не похожие на наш земной мир.

Невозможное кино

Мы нарисуем новый, дивный мир

Была проделана колоссальная работа. Джеймс ставил перед художниками задачи, а те создавали огромное количество детально проработанных эскизов — сотни и сотни рисунков, которые режиссер просматривал, отбирая те, что наиболее точно отражали его представления о том, как должно выглядеть то или иное существо.

При создании шестиногой лошади аниматоры столкнулись с очевидной трудностью: непременным условием сценария были шесть ног у всех животных. Но как заставить лошадь бегать на шести ногах, если у земного прообраза их только четыре? Из положения вышли просто: дополнительная пара ног просто повторяла движения передних, только эти движения были слегка сдвинуты по времени, чтобы избавиться от синхронности.

Но больше всего времени уделили облику инопланетной расы На’Ви.

При этом решено было включить в облик На’Ви черты животных — кошачьи глаза, уши и хвосты, звериное строение лиц. Но этот концепт пришел далеко не сразу.

Для создания чувства сопереживания нужно было сделать На’Ви симпатичными, но пройдя через множество вариантов художники пришли просто к людям с синей кожей, что, опять же, было не то. Нужно было найти способ уйти от типично человеческого облика, и при этом сохранить красоту этих существ. И это получилось.

Художники также трудились над созданием пейзажей Пандоры. Главные роли здесь сыграли Роберт Стромберг и Рик Картер, сумевшие не только создать цельный и достоверный облик планеты, но и сделать его столь убедительным, что трудно поверить в нереальность показанной нам потрясающей природы.

В своей работе художники вдохновлялись уникальными горными пейзажами китайской провинции Гуйлинь, а также буйными джунглями и высокими водопадами Венесуэлы. В первоначальном сценарии вся листва Пандоры была синей, но потом Кэмерон решил сделать ее зеленой — синие На`Ви терялись бы на фоне синей растительности.

На Пандоре сильные магнитные поля, которые делают возможными такие потрясающие элементы пейзажа, как парящие острова, и гигантские арки, поднимающиеся на сотни метров над землей. Также здесь малая гравитация, позволяющая деревьям достигать поистине исполинских размеров.

Идея с ночной иллюминацией пришла уже после начала работы над природой Пандоры. У Кэмерона появилась идея придать ночным сценам ощущение нереальности, словно все это происходит во сне. Итогом стали совершенно волшебные ночные эпизоды, насквозь пронизанные потусторонним сиянием.

Видишь камеру? И я не вижу…

Тестовая съёмка и реквизит

Работа с актерами началась с тестовой съемки. Студия Fox выделила Кэмерону 10 миллионов долларов для изготовления ролика, который дал бы возможность понять, как будет выглядеть будущий фильм. 30 августа 2005 года Кэмероном был снят материал для

Джо провел с Кэмероном и его командой много недель, просто обсуждая мир Пандоры и существ, его населяющих, стараясь впитать как можно больше информации о том, как все это в итоге будет выглядеть. Джо признавался, что спустя какое-то время забыл о том, что Пандора выдумана от начала до конца, и стал относиться к этой планете как к чему-то совершенно реальному.

Джеймс Кэмерон контролировал производство вплоть до мелочей. Он лично выбирал сбрую для Банши, он руководил примеркой набедренных повязок на манекенщиков (которых перед этим не поленились покрасить в синий цвет), режиссер уделял самое пристальное внимание даже тем деталям, которые вообще не попали в финальную версию картины.

Вот почему быт и внешность На’Ви кажутся такими проработанными и естественными: каждая тетива лука прошла строгий отбор, прежде чем оказаться на киноэкране. Пожалуй, в этом фильме известный перфекционизм Кэмерона достиг своего апогея.

Даже то, как развевается на ветру одежда персонажей, было разработано в реальности — например, чтобы выяснить, как поведет себя бахрома Тсу’Тея во время воздушной битвы, художники провели съемку каскадера, стоящего с бахромой на плечах перед вентиляторами.

Непременным условием Кэмерона была абсолютная естественность всех кадров фильма, чтобы зритель поверил в реальность происходящего. Создателям спецэффектов пришлось затратить массу усилий, прежде чем они смогли добиться идеального результата. В итоге даже бусы на шеях дикарей болтаются самым реалистичным образом.

Актёрский состав

Зои Салдана, сыгравшая Нейтири, как и Сэм, обладала всеми необходимыми качествами своей героини — очень женственная и вместе с тем сильная, с потрясающими физическими данными и природной кошачьей грацией — она была то что нужно для того, чтобы сыграть прекрасную дикарку, живущую в единении с природой.

Но даже несмотря на то, что работа над фильмом продвинулась так далеко, на этапе кастинга Кэмерон и Ландау все еще не получили согласия студии Fox на производство, так что все могло быть свернуто в любой момент.

Павел Лебедев

Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

Режиссер признался, что идея снять такой фильм пришла ему еще в 80-годы. Описание Пандоры возникло у него в голове и с каждым годом получало все более четкие очертания. Но мастер понимал, что технически не сможет все это показать так, как он хотел бы. А на полумеры он не был согласен. Режиссер мечтал, чтобы это кино взорвало мозг зрителя, чтобы они буквально перенеслись мысленно на эту планету, прочувствовали связь с ней. Но в те годы таких возможностей в кинематографе не было, сценарий ждал своего часа.

планета Пандорра

Кадр из фильма.

О чем фильм

Фильм переносит зрителя в фантастический, загадочный мир — на планету Пандора. Все в ней прекрасно — пейзажи, наполненные красками, невиданные животные и растения, запахи и звуки — вот только люди жить на ней не могут. Населяют планету синие гиганты, придуманный Кэмероном народ на’ви. Они живут в гармонии с природой, заботятся о планете и друг друге, почитают богиню-мать Эйву и не терпят на своих землях чужаков.

ценный минерал

Кадр из фильма.

Для людей смысл всей этой операции — прогнать аборигенов и начать спокойно добывать ценное ископаемое. Кэмерон показал противостояние двух цивилизаций, у каждой из которых свои ценности. У народа на’ви — единение с природой, связь с каждым деревом и животным, забота о своем мире. У земных людей — только обогащение без мысли о будущем. Режиссер хотел показать, как низко мы все падем, если будем думать о своей земле только как об источнике ресурсов.

У ученых во главе с доктором Грэйс Огустин мало времени, чтобы уговорить на’ви покинуть обжитое место по-хорошему. Для этого они приглашают Джейка Салли, которому суждено стать главным защитником Пандоры и ее жителей.

ученые с дипломатической миссией

Грейс Августин (Сигурни Уивер), Джейк Салли (Сэм Уортингтон), Труди (Мишель Родригес) и Норм Спеллман (Джоэль Дэвид Мур) — команда ученых. Кадр из фильма.

Он инвалид-колясочник, но это не имеет значения, ведь аватары управляются силой мозговых волн, мысленно, на расстоянии. Стоит лечь в специальный модуль, прикрепить датчики к телу и закрыть глаза, как тут же переносишься в тело своего трехметрового синего клона.

Джейк поначалу скептически относится к своей роли, но потом, попав в удивительный мир Пандоры, меняет свое отношение к окружающему. Он проникается идеологией на’ви и становится на их защиту от людей, одержимых жаждой денег.

В теле своего аватара Джейк снова может ходить и даже бегать. Его эмоции сняты настолько реалистично, что зритель тоже проникается этой радостью, бесконечным счастьем человека, проведшего многие годы в коляске.

Попав в леса Пандоры, он теряет свою группу ученых и остается один. Вокруг коварные существа, готовые сожрать его в любой момент. Кажется, что парню конец. И тут на помощь ему приходит девушка из местного племени — Нейтири. Увидев особый знак божества Эйвы, она понимает, что Джейк — избранный. Ей предстоит обучить его всем премудростям жизни на Пандоре.

Нейтири и Джейк

Нейтири и Джейк, кадр из фильма.

Джейк знакомится с вождем племени Эйтуканом и их духовным лидером Мо’ат — родителями Нейтири. Он начинает учиться различать запахи и звуки этой планеты, охотится, искать себе пропитание. Попутно постигает философию этого места, существ, его населяющих. Нейтири много рассказывает ему про связь между всеми на’ви, природой и духами. Постепенно герой проникается всем этим и понимает скрытый смысл всего, что видит вокруг. Он тоже не хочет, чтобы люди прогоняли местных отсюда, решает встать на их защиту.

Землянин как никто понимает, что одно племя, вооруженное лишь луками и стрелами, не устоит против людей и их армии. Тогда он собирает все народы Пандоры, все племена с разных ее концов, объединяя их в борьбе с захватчиками. Джейк становится их лидером, вождем. Он понимает, что назад пути нет, впереди — только великая битва. И она происходит в финале фильма.

Объяснение концовки

Создавая такой мощный финал фильма, автор пытался вызвать столь же сильные эмоции у зрителя. Битва на’ви с людьми — это борьба духовного с материальным. Концовка в целом предсказуема — добро побеждает зло, но не все так однозначно. Народ на’ви отстоял свое право жить в нетронутом, первозданном мире, но враждебные силы извне никуда не исчезли. Все еще может продолжится.

Смысл фильма

Кэмерон также говорит об империализме, колонизации и войнах, о захвате одних государств другими, о безжалостном отношении к коренным народам, насаждении собственной морали, ценностей и культуры. Этот фильм можно считать антимилитаристским.

Дерево Эйва

Дерево Душ, Эйва. Кадр из фильма.

Пандора — это имя первой женщины в мифологии древних греков. Такое же название носит одна из лун Сатурна. Планета внешне напоминает Землю, но ее райский облик обманчив. Атмосфера плотная и непригодная для жизни людей из-за перенасыщенности углекислым газом и сероводородом.

Содержание

Даты и цифры [ ]

Сюжет [ ]

К середине XXII века человечество в значительной мере исчерпало естественные ресурсы Земли. Корпорация RDA разворачивает крупномасштабную добычу редкого полезного ископаемого под названием анобтаниум [25] на Пандоре — колонизированном людьми спутнике газовой планеты Полифем в звёздной системе Альфа Центавра, удалённом от Земли на расстояние четырёх с половиной световых лет. Пандора, чья атмосфера в силу своего химического состава губительна для людей, густо покрыта растительностью и населена аборигенами — трёхметровыми синекожими разумными гуманоидами. Аборигены планеты называют себя На’ви [26] , живут в гармонии с природой и почитают богиню-мать Эйву.

Поскольку на участке земли под Деревом Дома, где живёт племя, запланирован карьер по добыче анобтаниума, полковник Майлз Куоритч, глава по безопасности, вместе с администратором RDA Паркером Селфриджем, предлагают Джейку, как бывшему военному, собрать разведывательные данные о племени Оматикайя на случай вооружённого конфликта с ними, либо узнать способ получить их согласие на переселение. Взамен ему обещано оплатить дорогостоящую операцию по восстановлению подвижности ног [28] . Когда Грэйс узнаёт об этой сделке, она вместе с Джейком и Нормом перебирается в полевой лагерь учёных, находящийся на горах Аллилуйя — гигантских обломках породы, парящих в воздухе благодаря естественному электромагнитному излучению в этом районе Пандоры.

Спустя три месяца Джейк, постепенно завоевав доверие На’ви, знакомится с их культурой и мировоззрением и начинает задумываться о целесообразности своей миссии. После обряда инициации он и Нейтири становятся мужем и женой. Когда бульдозеры корпорации пытаются уничтожить Дерево Голосов, являющееся для На’ви священным, Джейк в теле аватара встаёт на сторону аборигенов. Куоритч показывает администратору корпорации RDA на Пандоре Паркеру Селфриджу [29] видеозапись атаки Джейком бульдозера и фрагмент видеодневника Джейка, где тот предполагает, что На’ви не покинут свой дом добровольно. Посоветовавшись с Куоритчем, Селфридж приказывает уничтожить Древо Дома, место жительства клана Оматикайя.

Несмотря на доводы Грэйс о том, что уничтожение Древа Дома вызовет многочисленные жертвы среди На’ви и повредит биологическую нейронную сеть [30] Пандоры, Селфридж не отменяет приказ, но разрешает Джейку и Грэйс ещё раз попытаться убедить На’ви покинуть их место пребывания. Их план, однако, проваливается — На’ви обвиняют Джейка и Грэйс в предательстве и пленяют их. Войска Куоритча уничтожают Древо Дома и убивают множество аборигенов, в том числе и отца Нейтири. Мо’ат освобождает Джейка и Грэйс с просьбой помочь племени, но Селфридж приказывает оборвать их связь с аватарами, при этом Норм, Грейс и Джейк были арестованы за сопротивление. Вскоре пилот боевого вертолёта Труди Чакон, работавшая с учёными, возмутившись жестокими действиями Куоритча, освобождает их всех и доставляет в мобильный лагерь ученых. Во время побега Куоритч ранит Грэйс из револьвера [31] .

С помощью Тсу’тея, нового лидера племени, Джейк призывает другие кланы к объединению и войне против RDA. Получив сведения о готовящемся наступлении аборигенов, Куоритч мобилизует войска, рассчитывая нанести превентивный удар — разбомбить Древо Души, тем самым деморализовав врага. Накануне битвы Джейк молится Эйве и просит её о помощи.

В ходе битвы На’ви несут тяжёлые потери. Тсу’тей и Труди погибают. Ранен аватар Норма, однако сам учёный остаётся невредимым. Неожиданно в бой против людей вступает фауна Пандоры. Нейтири воспринимает это как ответ Эйвы на молитву Джейка. Атака животных вынуждает людей отступить. Джейк в теле аватара уничтожает летательный аппарат со взрывчаткой до того, как тот сбросит бомбу на Древо Души. Выживший в бою Куоритч, управляя Мехом, обнаруживает в джунглях мобильный блок, где располагается управляющий аватаром Джейк, и пытается уничтожить его. Однако вовремя подоспевшая Нейтири вступает в бой с Куоритчем и убивает его.

В результате битвы На’ви изгоняют землян (за исключением нескольких учёных) с Пандоры. Джейк становится новым лидером клана Оматикайя и окончательно переселяется в тело аватара при помощи того же ритуала, посредством которого На’ви пытались спасти Грэйс.

Актёры [ ]

Состав эпизодических актёров был дублетным. Многие актёры, играющие ученых-техников и аватаров, играли также в массовке за На’ви, в специальных костюмах.

История создания [ ]

Предыстория [ ]

Препродакшн [ ]

—Сэм Уортингтон, MovieWeb

Кэмерон чувствовал, что так или иначе любовь Джейка к Нейтири может зависеть от её физической привлекательности, поэтому разработку её образа он поручил команде художников, состоящей только из одних мужчин [59] .

Сюжетные параллели и источники вдохновения [ ]

Древнеиндийский царь Рама, седьмая аватара индуистского бога Вишну. Кэмерон отмечал связь синекожих На’ви с божествами индуистского пантеона [66]

Горная гряда Хуаншань, вдохновившая художников-постановщиков фильма на создание парящих гор Аллилуйя [74]

Для создания интерьеров ресурсодобывающей колонии RDA в июне 2007 года художники-постановщики фильма посетили нефтяную платформу Noble Clyde Boudreaux [77] , расположенную в Мексиканском заливе. Они произвели замеры, а также фото- и видеосъёмку платформы с разных перспектив. Платформа впоследствии была перенесена на экран при помощи фотореалистичной CGI-графики на стадии постпродакшна [78] .

Съёмки [ ]

Часть неосновных сцен Кэмерон начал снимать уже осенью 2006 года. Основной же съёмочный этап, проходивший преимущественно в Лос-Анджелесе и Веллингтоне, столице Новой Зеландии, стартовал в апреле 2007 года [81] . Съёмка осуществлялась посредством видоизменённой версии проприетарной цифровой системы 3-D Fusion Camera System, разработанной Кэмероном и Винсом Пейсом [82] . Режиссёр считал, что 3D-фильм требует высокой кадровой частоты. Это обстоятельство могло бы обеспечить незаметность стробоскопического эффекта, однако в январе 2007 года Fox объявила, что съёмка будет проходить с частотой 24 кадра в секунду [83] . По словам Кэмерона, фильм состоит на 60 % из компьютерных элементов и на 40 % из живого действия [84] .

Съёмка с применением технологии захвата движения проходила в ангаре компании Hughes Aircraft в Плая Виста, Лос-Анджелес, и длилась 31 день [85] [86] . Съёмки без применения этой технологии начались в октябре 2007 года в Веллингтоне в павильонах Stone Street Studios и также проходили в течение 31 дня [87] . К производству были привлечены более тысячи сотрудников [86] . В процессе подготовки к съёмкам все актёры проходили профессиональное обучение тем навыкам, которыми обладали их персонажи: стрельбе из лука, верховой езде, обращением с огнестрельным оружием, рукопашному бою, а также изучению инопланетного языка [88] .

Актёры на съемках фильма

Дети на съемках фильма

Визуальные эффекты [ ]

Для захвата мимики актёров Кэмерон использовал специально разработанные крохотные камеры, встроенные в крепящуюся на теле 6-дюймовую конструкцию [93]

Среди инноваций были новая система освещения обширных площадей, таких как джунгли Пандоры [94] , павильон для съёмок с использованием технологии захвата движения в шесть раз крупнее, чем самый большой использованный ранее, и улучшенный метод захвата выражений лица. Для того, чтобы выполнить захват мимики актёров, на них крепили специальные конструкции, выполненные индивидуально для каждого актёра по форме его головы. На этих конструкциях фиксировались крохотные видеокамеры так, чтобы они располагались перед лицом актёра. Информация, собранная при помощи камер, о выражении лиц и движении глаз передавалась в компьютер [95] . Кэмерон говорил, что этот метод позволяет передать 100 % актёрской игры их цифровым копиям [96] . Кроме того, захваченное движение, переданное в компьютер, можно использовать неограниченное количество раз и просматривать с различных ракурсов [97] .

Новозеландская компания Weta Digital, расположенная в Веллингтоне, занималась созданием визуальных эффектов к фильму и привлекла к производству около 900 человек [99] . Из-за колоссального количества цифровых данных, которые необходимо было хранить таким образом, чтобы те были доступны любому сотруднику, даже если он находится на другом конце света, понадобилась облачная система цифрового управления активами, названная [100] . Для рендеринга сцен фильма Weta использовала серверную ферму площадью 930 м 2 с использованием 4 тыс. серверов компании Hewlett-Packard имевших в общей сложности 35 000 процессорных ядер под управлением операционной системы Ubuntu [101] [102] [103] . Шесть кластеров этой фермы занимали места с 193-го по 197-е и 274-е в списке пятисот мощнейших суперкомпьютеров мира на ноябрь 2009 года [104] [105] . Для текстурирования и рисования использовалась система программного обеспечения Mari, разработанная компанией The Foundry в содействии с Weta [106] [107] . При создании На’ви и виртуального мира Пандоры понадобился более чем петабайт цифрового дискового пространства [108] , а каждая минута фильма занимала 17,28 гигабайт [109] . Чтобы закончить работу над визуальными эффектами в срок, к производству были привлечены и другие компании, включая Industrial Light & Magic , которая помогала Weta в работе над созданием батальных сцен [110] . Главным супервизором визуальных эффектов был Джо Леттери [111] .

Музыка к фильму [ ]

Маркетинг [ ]

Продвижение [ ]

Книги [ ]

Компьютерная игра [ ]

James Cameron’s Avatar: The Game (рус. Аватар Джеймса Кэмерона: Игра) — мультиплатформенная компьютерная игра в жанре экшен от третьего лица, разработанная компанией Ubisoft Montreal и изданная Ubisoft. Кэмерон лично выбрал компанию-разработчика ещё в 2007 году. Сотрудничество игровых разработчиков и режиссёра проходило довольно тесно: Кэмерон даже позаимствовал некоторые идеи игры для своего фильма [141] . Игра вышла 1 декабря 2009 года в версиях для платформ PlayStation 3, Xbox 360, Wii, Nintendo DS, Microsoft Windows [142] , а 8 декабря — и для PlayStation Portable [143] .

Игрушки и почтовые марки [ ]

Выход в прокат [ ]

Первоначальный прокат [ ]

Повторный прокат [ ]

Кассовые сборы [ ]

Джеймс Кэмерон заработал на фильме 248 миллионов долларов [203] .

Награды и номинации [ ]

Критика [ ]

Влияние фильма [ ]

Культура и общество [ ]

Скандалы [ ]

Обвинения в плагиате [ ]

Издания и показ на телевидении [ ]

На DVD и Blu-ray фильм вышел под дистрибуцией 20th Century Fox Entertainment 22 апреля 2010 года в США [258] (что совпало с Днём Земли [259] ) и 26 апреля в Великобритании [260] . В России релиз DVD-издания состоялся также 22 апреля, а Blu-ray-издание вышло 29 апреля того же года [261] . Первые Blu-ray и DVD-издания не содержали никаких дополнительных материалов: в них были включены только театральная (нерасширенная) версия фильма в формате 1.78:1 (16:9) и различные настройки звука и изображения [262] . Blu-ray-диск использовал технологию защиты от несанкционированного копирования BD+ 5, из-за чего некоторые Blu-ray-проигрыватели не могли воспроизводить фильм без соответствующего обновления встроенного программного обеспечения [263] [264] .

Сиквелы [ ]

Читайте также: