История сиротства в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сиротство в истории России

История феодального отношения к детям-сиротам начинается еще в период формирования феодального государства - с 988 года. С тех пор государственные указы касались в основном, институциальной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Считается, что первый воспитательный дом для "незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев" был открыт в Новгороде в 1706 году при монастыре. В дальнейшем воспитательные дома возникли при других Православных монастырях и церквях. Содержались воспитательные дома на "доброхотные подаяния благодетелей". По указу Петра Первого, изданному в 1715 году, было открыто около 10 воспитательных домов ("сиротопитательниц"). При приемниках Петра Первого они закрылись. Вновь появляются воспитательные дома при Екатерине Второй. Под патронажем Императрицы существовали "воспитательные дома" и приюты, главное назначение которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в "семью благонравного поведения". Первого сентября 1763 года был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома". В его стены принимали младенцев, "не спрашивая приносящего", кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить, не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя. Будучи в Москве, Императрица обязательно посещала дом, оставляя там крупные суммы. В число жертвователей вошли виднейшие государственные деятели, сановники, иерархи русской Православной церкви. Число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточность в питании, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. С конца 19 века активное участия в деятельности воспитательных домов стали принимать земства. При некоторых домах открывались школы, воспитанники обучались ремеслам для обеспечения их трудоустройства. Существовавшая сеть воспитательных домов не могли принять всех беспризорных детей.

События Первой мировой войны и Гражданской войны привели к огромному числу беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона человек. Для ликвидации массовой детской беспризорности потребовалось примерно 15 лет. Для решения проблемы детской беспризорности потребовалось значительные усилия со стороны государства и общества в целом. В 1919 году издается декрет об утверждении Совета защитников детей. Председателем Совета был А.В. Луначарский. Совет занимался эвакуацией детей в " хлебные районы", организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения детей. К работе Совета привлекались органы ВЧК на местах. В 1920 по губерниям разослано постановление наркомата образования, в котором указывается на необходимость создания детской специальной милиции, на необходимость скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечение, организации приемников, поэтому что "должно заметить крайне вредно помещение детей в общие участки милиции". В 1921 году при ВЦИКе образована Комиссия по улучшению жизни детей. Председателем был избран Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов Просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК. Дзержинский так объяснял привлечение к работе комиссии. "Я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду, с ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречаются и халатность, и даже хищничество". Комиссия обратилась ко всему населению с призывом прийти на помощь детям. Средства на борьбу с беспризорностью составлялись из ассигнований государственного и местного бюджетов, общественных организаций и пожертвований.

Основной формой работы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно- распределительные пункты, задачей которых было оказание первой помощи беспризорным детям, подготовку их к вступлению в организованные коллективы и распределение по стационарным учреждениям. В приемно-распределительных пунктах дети находились под наблюдением педагогов и врачей до четырех месяцев. За это время их либо направляли в детские учреждения постоянного пребывания, либо трудоустраивали, либо возвращали родителям или родственников. Как указано, а Педагогической энциклопедии, в 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1919 году - 125 тысяч, в 1921-1922 году- 540 тысяч детей. В 1921 году в вязи с чрезвычайным положением, вызванного засухой и массовым голодом, при наркомате образования создается ДЧК - Детская чрезвычайная комиссия, которая разрабатывает меры по борьбе с голодом, создание столовых, приемников, эвакуацией детей. В хлебные губернии вывезено 150 тысяч детей и примерно 100 тысяч детей прибыло неорганизованным порядком. Тогда стал популярен плакат: "6000000 детей, не обслуженных школой - страшная угроза революции и стране. Помогите организовать труд беспризорников". Делом борьбы с беспризорностью занялась ЧК. В эти годы было создано общество "Друзья детей", которое занималось организацией лагерей, ночлежек, рабочих мастерских. Общество имело свои клубы, столовые, чайные, приюты. В его рядах трудилось около 1800 тысяч членов. В 1925 году в стране началась компания по усыновлению детей, чтобы разгрузить детские дома. Создаются губернские комиссии помощи детям. При Президиуме Моссовета с помощью районных "друзей детей" проводятся компании по организации площадок для беспризорных и полу беспризорных, безнадзорных детей. В 1925 году было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности". В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, и ставилась задача по организации борьбы с малолетними правонарушителями и хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей.

Новая волна детской беспризорности поднимается в годы Великой Отечественной войны. В 1950 году в стране функционирует 6543 детских дома, в которых воспитывалось 636 тысяч детей. Спустя восемь лет, число детских домов сократилось до 4034, а число воспитанников- до 375 тысяч человек. В 1935 году стали создаваться детские комнаты милиции, куда доставлялись дети до 17 лет включительно, за совершаемые правонарушения. На детские комнаты милиции были возложены обязанности совместно с органами народного образования и комиссиями по делам несовершеннолетних, выявлять подростков, прекративших посещать школы и оставивших работу. Систематически проверять поведение детей и подростков, два раза и более доставленных в милицию, а так же подростков, в отношении которых прекращены уголовные дело, осужденных условно или к мерам, не связанных с лишением свободы, и подростков вернувшихся из колонии. Таким образом, в советский период происходил постепенный переход от работы, направленной на решение проблем беспризорности, к работе направленной на решение проблемы правонарушений и преступности несовершеннолетних. Параллельно с этими процессами уменьшилась роль общественных организаций в решении проблем детской беспризорности и безнадзорности и возрастала роль государственных органов, среди которых изначально ведущими были силовые структуры.

На сегодняшний день вне системы образования находится 1,5-2,5 миллионов детей. В интернатных учреждениях находиться до 3.000.000 детей (с учетом приютов, реабилитационных центров, приемников- распределителей). Около одного миллиона детей беженцев не учатся. Такова история сиротского детства в России.

Председатель КРОМО "Равновесие" Александр Гезалов. При написании статьи использовались статистические данные из доклада "Дети улиц", Министерства образования России.

В последнее время популярно противопоставление семейных форм воспитания – усыновления и патроната – воспитанию сирот в интернатах. Но не будем путать различные понятия: количество детей-сирот и количество сиротских учреждений. Растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях

Одной и наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот. В связи с этим предлагаются различные формы их устройства. В последнее время популярно противопоставление семейных форм воспитания – усыновления и патроната – воспитанию сирот в интернатах. Часто сиротские учреждения в этом контексте выводятся средоточием жестокости, косности и формализма, подлежащими немедленному расформированию.
Между тем, если мы обратимся к российской истории, то увидим, что усыновление и воспитание в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России с XI века. При этом, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер.
Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославым Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей.

В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. При чем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.

При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.

В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для “незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев”. К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей, “коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают”.

Вдохновленный его примером, Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея”. В “гошпиталях” практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.

То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для “спасения каждой христианской души”, для удержания женщин от греха детоубийства.

Дети богатой вдовы после ее смерти маются по работам. Миниатюра Синодика XVII в.

В 1721 году архиепископ Феофан (Прокопович) учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме. Эта школа содержалась на его личные средства. В ней преподавались языки, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка. За 15 лет в школе обучилось 160 человек.

Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. По проекту, разработанному профессором Московского университета А.А. Барсовым и известным деятелем просвещения И.И. Бецким в 21.04.1764 г. был открыт Московский воспитательный дом . В марте 1770 г. – Санкт-Петербургский воспитательный дом. По всей стране создавалась сеть подобных заведений: Воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и др. городах. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При Воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения. Это были фельдшерская, земледельческая и др. школы. Уровень обучения в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет. Хочется отметить, что на базе мастерских Московского Воспитательного дома в 1868 г возникло Императорское Московское техническое училище с девятилетним курсом обучения с тремя отделениями: механико-строительным, инженерно-механическим и инженерно-технологическим. Сейчас оно известно нам как МВТУ им. Н. Баумана.

В 1837 году на базе учебных классов Санкт-Петербургского Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.
Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России — Императорского Женского педагогического института (1903).

2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее “начальствовать” над всеми воспитательными домами. При жизни Марии Федоровны при ее содействии было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти эта сеть получила название “Учреждения императрицы Марии Федоровны”. К 1904 году эта сеть включала 140 учебных заведений, императорский Воспитательный дом, 376 детских приютов и яслей. Мария Федоровна способствовала открытию в Воспитательных домах педагогических, пепиньерских (готовили гувернанток), латинских, немецких, французских классов. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких – обучались будущие акушерки и няни; выпускники французских классов могли работать воспитателями в частных домах.

Как при Петре I, так и при Екатерине II и при Марии Федоровне формы устройства сирот не ограничивались только помещением последних в государственные учреждения.
При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек – в услужение, мальчиков – в мастерские. См Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г “Учреждения для управления губерний”, в котором приписывалось Приказу неимущих сирот (ст 385) отдавать последних “добродетельным людям” для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их (сирот) во всякое время Приказу” для дальнейшего воспитания и обучения “в общественных для сирых училищах…, дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином”. При Екатерине семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату в зависимости от возраста ребенка. Более того, помимо оплаты, Воспитательный дом присылал в семьи врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.

Мария Федоровна особенно трепетно относилась к устроенным в крестьянские семьи детям, самостоятельно выбирая инспекторов, объезжавших деревни, поощряя крестьянок-воспитательниц подарками и денежными наградами.

С 1864 года государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах. Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий. В одних ведомствах ребенок призревался в приюте, в других местах приюты не учреждались и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в других подкидышей призревали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение. Там, где была развита промышленность, приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 г в Российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах).



Убежище для бесприютных детей Благотворительного общества при Архангельской городской больнице. 1915 год


Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет. Известна сеть детских приютов, созданная на средства П.Г. Ольденбургского (СПб 1846), приют в Сокольниках, созданный и существовавший на средства Бахрушиных, приют барона Штиглица, содержавшийся им на свои деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др.



оспитанницы приюта принца П.Г.Ольденбургского во время выступления на празднике. Фотография К.Буллы. 1913 год.


Важно отметить, что с призрением сирот в России связаны имена известных государственных деятелей и педагогов. Так в 1830 году Владимир Федорович Одоевским (1803 – 1869) вел агитацию за организацию детских приютов. В 1837 году он возглавил “Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал “Положение о детских приютах”. Заслуживает внимания его книга “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”. Организации, принципам, содержанию деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826 – 1888), имеющего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского Сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О. Гугеля (1804 – 1841).



Воспитанники приюта принца П.Г.Ольденбургского в мастерской за изготовлением музыкальных инструментов. Фотография К.Буллы 1909 г.


Особое место в воспитательной и образовательной системе занимают школы-интернаты. Петровские школы математических и навигационных наук, артиллерийско-инженерная, медицинская, разноязычная; Благородный пансион при МГУ для детей дворян, закрытое женское учебное заведение при Смольном монастыре, сухопутный шляхетский корпус, кадетские корпуса, пансионы для девочек, Царскосельский Лицей и, наконец, современные частные школы Великобритании, Франции являются представителями именно этой “интернатной системы”. Именно эта система воспитания и образования подарила нам Грибоедова, Жуковского, Лермонтова, Раевского (выпускники Благородного пансиона при МГУ), Пушкина и его талантливых друзей; доблестных российских офицеров и нравственно чистых женщин, воспитанных в русле традиционных семейных ценностей.


В детском приюте. Москва, 1925


Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских детских домов и школ-интернатов. Конечно, в годы советской власти и в постсоветский период они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. Дети до сих пор находят в них приют и возможность получить среднее и часто первичное профессиональное образование, так как на базе многих детских домов и школ-интернатов функционируют различные мастерские (столярные, слесарные, швейные, обувные, компьютерные и т.д.) и самые разнообразные кружки и студии. В 60-е годы многие д. дома отказались от казарменного режима работы. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.

Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий, государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена: в 20-е годы прошлого столетия, во время ВОВ, постперестроечный период. Эти учреждения продолжают спасать жизни и души российских детей и в настоящее время, когда новая волна беспризорности, обусловленная нравственным обнищанием, захлестнула нашу страну. Поэтому очень печально и страшно слышать призывы к расформированию уже существующих сиротских учреждений.

В.В. Розанов в книге “Богомольная и милостивая Русь” писал: ”Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса или медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие; кто знает – может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость…”

Будем же мудрыми, как наши великодушные предки, создавая и сохраняя, а не разрушая российские детские дома, школы-интернаты, приюты. Не будем путать различные понятия: количество детей-сирот и количество сиротских учреждений. Растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях. Применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, будем делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.

Использованная литература:
– Дорожкина О. А. “Сиротство в России” Тамбов
– Нечаева А.М. “Охрана детей-сирот в России” М. 1994
– Горшкова Е.А. “Воспитательные дома и приюта в Российской империи” (“Педагогика № 1 1995)
– Беляков В.В. “Сиротские детские учреждения России” М. 1993
– Кобелева В.Г. “Исторический обзор проблемы сиротства в России”
– Касацкая И.Ф. “Профессионально-трудовое воспитание в детских приютах и учреждениях для детей-сирот на рубежах ХIХ – ХХ и ХХ – ХХI веков” (конференция в Кемерово 2003)
– Парфенова О. “История развития социального призрения детей-сирот в России ХVIII – ХХ века (ж-л “Развитие личности” № 1 2004)
– Холина Н.А. “Из опыта Великобритании по решению вопросов социального опекунства над детьми-сиротами или лишенными родительской опеки”
– История отечественного образования (ХVIII – ХХ вв)
– Турчина Е.В. “ Истоки и ранний период становления благотворительности в России” (“Социально-педагогическая поддержка и сопровождение”)
– “Духовные основы обучения, воспитания и профессиональной ориентации детей-сирот в учреждениях социального призрения дореволюционного Санкт-Петербурга” (Покровский чтения 2000)
– Чернова М.Н. “Из истории благотворительных учреждений: Московский Николаевский Сиротский институт” (ж-л “Образование в современной школе” № 4 2005)
– Холостова Е.И. “Традиции милосердия и благотворительности в общественной и духовной жизни России” (хрестоматия “Теория и практика социальной работы” 2002)
– Разоренова Е.Л. “Модели социально-педагогической реабилитации в государственно-общественной системе поддержки детей-сирот” (“Педагогические науки” № 6 2005)
– Катионова А.О. “Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России в 20-20 годы ХХ века” (автореферат СПб 2003)
– Иванова Н. “Из истории детского призрения на селе” (ж-л “Социальная работа 02.1999)
– Погодина А. “История создания Московского воспитательного дома” (ж-л “Юный художник” 8 – 1997)

Статья опубликована в сокращении. Поднятая Еленой Олеговной тема – целесообразности и желательного направления реформ существующей системы социального обеспечения сирот, – чрезвычайно важна и обширна. В ближайшее время читайте на сайте интервью с ней, которое, надеемся, станет началом плодотворной дискуссии.

История борьбы с сиротством в России имеет свои особенности и условно делится на следующие этапы:

2 этап. С X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения

В России все монастыри и крупные храмы содержали больницы, богадельни или приюты. Там учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о детях и др. Простой люд тоже оказывал помощь и поддержку друг другу, и особенно – детям. На этом этапе дети еще не воспринимались государством и церковью, как ценность для общества.

Древняя традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной превратилась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, где хоронили людей во время эпидемий, замерзших зимой и др. При скудельницах ставили сторожки, где и жили брошенные дети. Занимались их воспитанием скудельники – старики и старухи, которых отбирались на роль сторожа и воспитателя.

3 этап. С начала XVII века до реформы 1861 года

Церковь понемногу отходит от дел призрения. Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться детоубийство. Если раньше помощь детям оказывалась исходя их христианских заповедей, то на данном этапе выдвигается тезис о государственной необходимости.

2

В России постепенно формируется сеть благотворительны х учреждений и заведений, которая охватывает все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их обучали разным ремеслам в соответствии с их недугом.

В 1834 году при Воспитательных домах открылись латинские и французские классы, где дети получали прекрасное образование. Это даже породило случаи отказа родителей от детей. Случалось, что бедняки тайно приносили своих чад в Дома, в надежде на их счастливое будущее. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению: в 1837 году французские и латинские классы были упразднены.

Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи. Вопросам исправления малолетних преступников были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов). В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия.

В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительно сти.

5 этап. С 1917 года до 90-х годов XX века

Переломом в развитии системы призрения и благотворительно сти в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительно сть как пережиток, а поэтому любая благотворительно сть была запрещена.

4

Уничтожив благотворительно сть, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых резко увеличилось. Сиротство, беспризорность, проституция несовершеннолетн их – вот социальные проблемы того времени.

5

В 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы–интернаты (детские дома – 100-150 детей, школы-интернаты – 350-500 детей). И детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Сиротство сегодня

Прошли годы. Мир вошел в XXI век. Изменилась жизнь, изменились нравы. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Основная причина социального сиротства сегодня – добровольный отказ матери от своего ребенка. Чаще отказ происходит от новорожденного в роддоме. Но еще в течение трех месяцев родители могут изменить решение и вернуть ребенка в семью.

Случается и принудительное изъятие ребенка из семьи, если родителей лишают родительских прав, чтобы защитить жизнь и интересы ребенка. Часто это происходит с неблагополучными семьями, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны.

В последние несколько лет распространено скрытое социальное сиротство . Исследования показали, что основные причины социального сиротства кроются в психической и социальной деградации, низких зарплатах и безработице граждан, вызванных экономическим кризисом. Институт семьи не представляет ценности для людей, о чем свидетельствуют многочисленные разводы.

Последствия социального сиротства бывают разные, но все они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь ребенка с миром взрослых и сверстников разрушается. Комплексы и осознание своей ненужности остаются с ним, возможно, на всю жизнь. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7% детей-сирот практически здоровы.

Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации социального сиротства говорить еще очень преждевременно. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье.

Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Однако, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.

Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности успешно действует практика возмездной опеки над детьми-сиротами: приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

Социальное сиротство – одна из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы или добровольно работает сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас.

Благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.

Сиротство в истории России

История феодального отношения к детям-сиротам начинается еще в период формирования феодального государства - с 988 года. С тех пор государственные указы касались в основном, институциальной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Считается, что первый воспитательный дом для "незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев" был открыт в Новгороде в 1706 году при монастыре. В дальнейшем воспитательные дома возникли при других Православных монастырях и церквях. Содержались воспитательные дома на "доброхотные подаяния благодетелей". По указу Петра Первого, изданному в 1715 году, было открыто около 10 воспитательных домов ("сиротопитательниц"). При приемниках Петра Первого они закрылись. Вновь появляются воспитательные дома при Екатерине Второй. Под патронажем Императрицы существовали "воспитательные дома" и приюты, главное назначение которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в "семью благонравного поведения". Первого сентября 1763 года был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома". В его стены принимали младенцев, "не спрашивая приносящего", кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить, не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя. Будучи в Москве, Императрица обязательно посещала дом, оставляя там крупные суммы. В число жертвователей вошли виднейшие государственные деятели, сановники, иерархи русской Православной церкви. Число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточность в питании, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. С конца 19 века активное участия в деятельности воспитательных домов стали принимать земства. При некоторых домах открывались школы, воспитанники обучались ремеслам для обеспечения их трудоустройства. Существовавшая сеть воспитательных домов не могли принять всех беспризорных детей.

События Первой мировой войны и Гражданской войны привели к огромному числу беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона человек. Для ликвидации массовой детской беспризорности потребовалось примерно 15 лет. Для решения проблемы детской беспризорности потребовалось значительные усилия со стороны государства и общества в целом. В 1919 году издается декрет об утверждении Совета защитников детей. Председателем Совета был А.В. Луначарский. Совет занимался эвакуацией детей в " хлебные районы", организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения детей. К работе Совета привлекались органы ВЧК на местах. В 1920 по губерниям разослано постановление наркомата образования, в котором указывается на необходимость создания детской специальной милиции, на необходимость скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечение, организации приемников, поэтому что "должно заметить крайне вредно помещение детей в общие участки милиции". В 1921 году при ВЦИКе образована Комиссия по улучшению жизни детей. Председателем был избран Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов Просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК. Дзержинский так объяснял привлечение к работе комиссии. "Я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду, с ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречаются и халатность, и даже хищничество". Комиссия обратилась ко всему населению с призывом прийти на помощь детям. Средства на борьбу с беспризорностью составлялись из ассигнований государственного и местного бюджетов, общественных организаций и пожертвований.

Основной формой работы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно- распределительные пункты, задачей которых было оказание первой помощи беспризорным детям, подготовку их к вступлению в организованные коллективы и распределение по стационарным учреждениям. В приемно-распределительных пунктах дети находились под наблюдением педагогов и врачей до четырех месяцев. За это время их либо направляли в детские учреждения постоянного пребывания, либо трудоустраивали, либо возвращали родителям или родственников. Как указано, а Педагогической энциклопедии, в 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1919 году - 125 тысяч, в 1921-1922 году- 540 тысяч детей. В 1921 году в вязи с чрезвычайным положением, вызванного засухой и массовым голодом, при наркомате образования создается ДЧК - Детская чрезвычайная комиссия, которая разрабатывает меры по борьбе с голодом, создание столовых, приемников, эвакуацией детей. В хлебные губернии вывезено 150 тысяч детей и примерно 100 тысяч детей прибыло неорганизованным порядком. Тогда стал популярен плакат: "6000000 детей, не обслуженных школой - страшная угроза революции и стране. Помогите организовать труд беспризорников". Делом борьбы с беспризорностью занялась ЧК. В эти годы было создано общество "Друзья детей", которое занималось организацией лагерей, ночлежек, рабочих мастерских. Общество имело свои клубы, столовые, чайные, приюты. В его рядах трудилось около 1800 тысяч членов. В 1925 году в стране началась компания по усыновлению детей, чтобы разгрузить детские дома. Создаются губернские комиссии помощи детям. При Президиуме Моссовета с помощью районных "друзей детей" проводятся компании по организации площадок для беспризорных и полу беспризорных, безнадзорных детей. В 1925 году было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности". В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, и ставилась задача по организации борьбы с малолетними правонарушителями и хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей.

Новая волна детской беспризорности поднимается в годы Великой Отечественной войны. В 1950 году в стране функционирует 6543 детских дома, в которых воспитывалось 636 тысяч детей. Спустя восемь лет, число детских домов сократилось до 4034, а число воспитанников- до 375 тысяч человек. В 1935 году стали создаваться детские комнаты милиции, куда доставлялись дети до 17 лет включительно, за совершаемые правонарушения. На детские комнаты милиции были возложены обязанности совместно с органами народного образования и комиссиями по делам несовершеннолетних, выявлять подростков, прекративших посещать школы и оставивших работу. Систематически проверять поведение детей и подростков, два раза и более доставленных в милицию, а так же подростков, в отношении которых прекращены уголовные дело, осужденных условно или к мерам, не связанных с лишением свободы, и подростков вернувшихся из колонии. Таким образом, в советский период происходил постепенный переход от работы, направленной на решение проблем беспризорности, к работе направленной на решение проблемы правонарушений и преступности несовершеннолетних. Параллельно с этими процессами уменьшилась роль общественных организаций в решении проблем детской беспризорности и безнадзорности и возрастала роль государственных органов, среди которых изначально ведущими были силовые структуры.

На сегодняшний день вне системы образования находится 1,5-2,5 миллионов детей. В интернатных учреждениях находиться до 3.000.000 детей (с учетом приютов, реабилитационных центров, приемников- распределителей). Около одного миллиона детей беженцев не учатся. Такова история сиротского детства в России.

Председатель КРОМО "Равновесие" Александр Гезалов. При написании статьи использовались статистические данные из доклада "Дети улиц", Министерства образования России.

Читайте также: