История сербской церкви кратко

Обновлено: 02.07.2024

Глава II. Сербская Православная Церковь

Содержание

Исторический очерк Сербской Православной Церкви
1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии
2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии
3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине
4. Черногорская митрополия
5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого
6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками
7. Современное положение Сербской Православной Церкви: статистические данные; отношения между Церковью и государством; органы церковного управления; объединения священников; монастыри; святыни; духовное просвещение: духовные школы, журналы, другие издания; зарубежная паства
8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей
9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях

Юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на территорию бывшей Югославии (СФРЮ) — ныне Союзная Республика Югославия (СРЮ), —а также на православных сербов Америки (США и Канады), Англии, Австрии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Франции, Румынии, Греции, Турции, Ливии, Австралии и Новой Зеландии.
Югославия расположена на берегу Адриатического моря. Граничит с Албанией, Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией ( границы бывшей СФРЮ).
Площадь — 255.800 кв. км (быв. СФРЮ).
Население — свыше 23.600.000 (на 1989 г.).
Столица — Белград — 1.500.000 (с пригородами).
В СФРЮ входили 6 республик: Сербия, Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория. В СРЮ входят Сербия и Черногория.

Исторический очерк Сербской Православной Церкви

В 1969 году исполнилось 750 лет со дня провозглашения автокефалии Сербской Православной Церкви, или, как ее обычно называют сербы по имени первого организатора автокефалии Церкви и великого поборника национальных интересов своего народа святителя Саввы, Святосаввской Православной Церкви.
Нынешняя Святосаввская-Сербская Православная Церковь сложилась из ее трех исторических ветвей: Церкви в королевстве Сербском, Патриархата в Австро-Венгрии и Черногорской митрополии.

1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии

2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии

3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине

4. Черногорская митрополия

5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого

6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками

7. Современное положение Сербской Православной Церкви: статистические данные; отношения между Церковью и государством; органы церковного управления; объединения священников; монастыри; святыни; духовное просвещение: духовные школы, журналы, другие издания; зарубежная паства

У священников Сербской Церкви стало традицией объединяться в союзы. Начало этому положено в 1889 году.
Главной целью объединения является: защита интересов своих членов; работа над религиозно-моральным просвещением верующих своей Церкви и культурным развитием своих членов; забота о положении и материальном состоянии своих членов, а также о материальном обеспечении вдов и сирот священнослужителей[68].
Священниками Сербской Православной Церкви создано свыше 20 епархиальных объединений (это значит, что в каждой епархии в стране есть объединение священников).
Священники Македонской Православной Церкви имеют свои епархиальные объединения и краевой комитет.
Главный союз объединения православных священников в СРЮ, с местопребыванием в Белграде, направляет работу всех епархиальных объединений священников Сербской Православной Церкви. Объединения охватывают 85 /о всего числа православных священников.
По примеру объединений православных священников создали подобные объединения и священники других вероисповеданий.

8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей

9. Участие в экуменической и миротворческом движениях

Сербская Православная Церковь поддерживает братские связи и с другими Автокефальными Православными Церквами, а также с инославными исповеданиями. С 1965 года она входит в качеств деятельного члена в экуменическую организацию — Всемирный Совет Церквей. На IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей, проходившей в Упсале с 4 по 19 июля 1968 года, Патриарх Герман бы единодушно избран одним из президентов Всемирного Совета Церквей. В начале 1974 года в Вене был открыт Сербский православны центр, в помещении которого имеются часовня, библиотека, читальный зал и клуб. Здесь же действует и социальная служба, консультанты которой оказывают помощь обращающимся к ним..
Вместе с прочими Поместными Православными Церквам и христианскими объединениями Церковь святого Саввы участвует в борьбе за установление прочного мира на земле[94].
Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию.

Македонская Православная Церковь

1. Краткая история с древнейших времен

3. Современное положение

Епархии Сербской Православной Церкви

Архиепископия Белградо-Карловацкая. Кафедра (резиденция Патриарха) — Белград

Митрополии

1. Добробосанская. Кафедра — Сараево
2. Загребская. Кафедра — Загреб
3. Черногорско-Приморская. Кафедра — Цетинье (Цетине)

Первое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610–641). Дальнейшее распространение христианство получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к нему греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия.

Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и сербского народа по праву считается святой Савва (1175–1236), первый архиепископ Сербский, младший сын великого жупана Стефана Немани. В 1219 году Сербия получила от греческого императора и Патриарха Константинопольского право иметь своего автокефального архиепископа. Святым Саввой был основан знаменитый Печский монастырь, в XIV веке ставший столицей сербских патриархов. Огромную роль сыграл святой Савва и в укреплении сербской государственности: в 1221 году в монастыре Жича он короновал своего брата Стефана.

В конце XIII века резиденция сербских архиепископов была окончательно перенесена в Печ. Пребывать в Жиче было небезопасно из-за нашествия татар (1242) и болгар (1253). После захвата сербских земель турками в XIV веке печские патриархи стали для сербов объединяющим началом.

Черногорское княжество до второй половины XIV века входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана отпало от Сербии. В конце XVII века черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд побед над турками. С этого времени черногорские митрополиты управляли страной, соединяя до 1857 года в своем лице гражданскую и духовную власть.

Православные сербы издавна жили и на землях, вошедших впоследствии в австро-венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от турок. С переселением в 1690 году в австрийские владения Патриарха Печского Арсения (Чарноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная Сербская митрополия. В 1848 году сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита Патриархом, но впоследствии ему было отказано в этом титуле.

Сербы в Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не имели права на своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. После перехода Далмации во владение французов здесь в 1810 году была открыта православная епископская кафедра. В 1815 году по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии, и Далматинская епархия была подчинена митрополиту Карловацкому.

После окончания Первой мировой войны, в которой Сербская Церковь потеряла больше трети священства, было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, в границах которого оказались все области Сербской Церкви.

Представители всех частей Сербской Церкви выразили желание объединиться. И 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В ее состав вошли 28 епархий.

28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Патриархом Сербским архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия (Павловича). Преемником Патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году митрополит Сараевский Варнава, в свое время живший и учившийся в России. После его смерти новым Предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил.

Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941 году, сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Патриарха Сербского Гавриила. Пройдя через тюрьмы, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был отправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Государстве Хорватия (НГХ). Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены, сотни православных священников – убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. Сербская Церковь потеряла девять архиереев.

После окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты под руководством Иосипа Броз Тито. Страдания Сербской Церкви не прекратились. Власти разрешили возвращение Патриарха Сербского Гавриила на родину только в ноябре 1946 года. Прибыв в Белград, Патриарх сразу же столкнулся с многочисленными проблемами в организации жизни

Церкви. Епископы и священники подвергались арестам и заключениям на продолжительные сроки, многие попадали в тюрьму безо всякого суда и следствия. Большое количество священников было убито.

Государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви: были изъяты все метрические книги, введен гражданский брак, прекращено преподавание Закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников, находящихся на покое, перешли в собственность министерства труда. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70 000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано 1180 церковных зданий. В Южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам в приходы, в связи с чем в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь.

В 1990 году Патриарх Герман, в связи с болезнью, был отправлен на покой, и 1 декабря 1990 года новым Предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Рашко-Призренский Павел. Одним из первых дел нового Предстоятеля СПЦ по вступлении на Патриарший престол было начало работы по преодолению церковного раскола в Америке и Канаде. В результате в 1992 году было восстановлено долгожданное каноническое единство.

Распад Югославии сопровождался кровопролитными и разрушительными войнами, сербский народ снова был изгнан с территорий бывших республик СФРЮ вместе со своим священством. Как и во время Второй мировой войны, разрушению подверглось большое количество православных храмов. Некоторые архиереи вынуждены были покинуть места своего служения. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил KFOR.

В настоящее время Сербская Православная Церковь насчитывается 46 епархий, более 3500 приходов, 205 монастырей, около 2000 священников, 300 монахов и 1200 монахинь. Подготовка будущих священнослужителей и законоучителей осуществляется в шести семинариях, действуют два богословских факультета.

Первые семена Евангелия на Балканский полуостров принесли святые апостолы. В Далмации, исторической области Югославии, трудился апостол Тит. В IV веке на территории, входящей в состав Югославии, были Сирмийская митрополия и частично Фессалоникийская архиепископия. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году прислал к сербам греческих священников.

С 1219 г. - автокефалия. С 1346 г. - первый (т.н. Печский) Патриархат. Первый Патриарх Сербский Иоанникий (+ 1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении "Законника" - известного в истории Сербии сборника законов. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 году обрела независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Только после образования в 1815 году Сербского княжества Сербская Церковь вновь получила автономию в 1832 году, а в 1879 году - автокефалию. На территории соседней Македонии христианство известно еще со времен апостола Павла. С IV по VI век Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце IX - начале XI века имела статус автокефалии (с центром в Охриде) и, возможно, участвовала в Крещении Руси. Особая церковная судьба была у Черногории и т.н. Буковинской Митрополии. Объединение всех этих православных областей в единую Сербскую Церковь произошло в 1919 г. С 1920 г, восстановлен Сербский Патриархат. Фашистская оккупация и последующий социалистический период нанесли Сербской Церкви значительный урон. Обострились националистические тенденции. В 1967 г. Македония отъединилась в самочинную автокефалию.

Предстоятели

Митрополит Жичский, Архиепископ Сербский

Митрополиты Печские, Архиепископы Сербские

  • свт. Арсений I (1233 - 1263)
  • свт. Савва II (1263 - 8 февраля 1271)
  • Даниил I (1271 - 1272)
  • свт. Иоанникий I (1272 - 1276)
    • вдовство престола (1276 - 1279)

    Архиепископы Печские, Патриархи Сербские

    • свт. Иоанникий II (1346 - 3 сентября 1354)
    • Савва IV (29 ноября 1354 - 29 апреля 1375)
    • свт. Ефрем (3 октября 1375 - ок. 1380)
    • свт. Спиридон (1380 - 1389)
    • свт. Ефрем, 2-й раз (1389 - 1390)
    • Даниил III (1390 - 1396)
    • Савва V (1396 - 7 октября 1407)
    • Даниил IV (1407)
    • свт. Кирилл I (1407 - 1418)
    • свт. Никон (1418 - 1435)
    • Феофан (1435 - 1446)
    • Никодим II (1446 - 1453) [4]
    • Арсений II (1457 - 1463)
      • 1463 - 1508 - вдовство престола (первое Османское упразднение)
      • 1508 - 1524 - вдовство престола (второе Османское упразднение)
      • 1524 - 1527 - вдовство престола (третье Османское упразднение)
      • Павел (1527 - 1535) митр. Смедеревский, экзарх и местоблюститель
      • 1535 - 1557 - вдовство престола (четвертое Османское упразднение)
      • пятое Османское упразднение - сербские земли в составе Османской Империи входят в ведение Константинопольского Патриархата до 1879 года. Вне Османского владычества духовная жизнь Сербской Православной Церкви устраивалсь следующим образом:
      • В изгнании (Митрополиты Крушедольские), положение не определено
        • Арсений III (Черноевич) (1690 - 27 октября 1706) патриарх б. Печский
        • Исаия (Джакович) (нач. 1708 - 20 июля 1708)
        • Стефан (Метохияц) (1708 - 1709)
        • Софроний (Подгоричанин) (23 апреля 1710 - 7 января 1711)
        • Христофор (Димитриевич) (1711 - 16 ноября 1712)
        • Викентий (Попович) (1712 – 1725)
        • Моисей (Петрович) (1721 - 1726)
        • Моисей (Петрович) (1726 - 1730)
        • Викентий (Йованович) (1731 - 1737)
        • Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1737 - 1748) патриарх, б. Печский
        • Исаия (Антонович) (1748 - 1749)
        • Павел (Ненадович) (1749 - 1768)
        • Иоанн (Джорджевич) (1769 - 1773)
        • Викентий (Иоаннович-Видак) (1774 – 1780)
        • Моисей (Путник) (1781 – 1790)
        • Стефан (Стратимирович) (1790 - 1836)
        • Стефан (Станкович) (1837 - 1841)
        • Иосиф (Раячич) (1842 - 3 февраля 1848)
        • Иосиф (Раячич) (3 февраля 1848 - 30 февраля 1861)
          • Самуил (Мажиревич) (1861 - 20 июля 1864) в/у
          • Митрополиты Дабро-Боснийские, автономияКонстантинопольского Патриархата
            • Савва (Косанович) (1881 - 1885)
            • Георгий (Николаевич) (1885 - 1896)
            • Николай (Мандич) (1896 - 1907)
            • Евгений (Летица) (1907 - 1920)
            • Митрополиты-князья, Владыки Черногорские, независимы, совмещают духовную и светскую власть, положение не определено, рукополагались в России
              • Савва II (Петрович-Негош) (1735 - 1781)
              • Арсений (Пламенач) (1781 - 1784)
              • свт. Петр I (Петрович-Негош) (13 октября 1784 - 18 октября 1830)
              • Петр II (Петрович-Негош) (1830 - 1851)
              • Даниил II (Петрович-Негош) (1851 - 1852)
              • вдовство кафедры (1852 - 1858)
              • Никанор (Иванович-Негош) (1858 - 1860)
              • Иларион II (Роганович) (1860 - 1882)
              • Виссарион III (Любиша) (1882 - 1885)
              • Митрофан (Бан) (1885 - 1920)
              • Архиепископы Белградские, Митрополиты Сербские, автокефалия
                • Михаил (Йованович) (1879 - 1881)
                • Моисей (Вересич) (30 октября 1881 - 1883) местоблюститель [6]
                • Феодосий (Мраович) (1883 - 1889) [7]
                • Михаил (Йованович), 2-й раз (1889 - 1898)
                • Иннокентий (Павлович) (февраль 1898 - 1905)
                • Димитрий (Павлович) (1 сентября 1905 - 25 ноября 1920)

                Архиепископы Печские, Митрополиты Белградские и Карловацкие, Патриархи Сербские

                • Димитрий (Павлович) (25 ноября 1920 - 1930)
                • Варнава (Росич) (12 апреля 1930 - 23 июля 1937)
                • Гавриил (Дожич) (21 февраля 1938 - 7 мая 1950)
                • Викентий (Проданов) (1 июля 1950 - 5 июля 1958)
                • Герман (Джорич) (14 сентября 1958 - 27 августа 1990)
                • Павел (Стойчевич) (1 декабря 1990 - 15 ноября 2009)
                  • Амфилохий (Радович) (15 ноября 2009 - 22 января 2010) местоблюститель, митр. Черногорский [8]
                  • Хризостом (Евич) (20 ноября 2020 - 18 февраля 2021) местоблюститель, митр. Дабро-Боснийский

                  Святые и святыни

                  Небесным покровителем Сербской Церкви считается святой Савва Сербский (+ 1237). Великими святынями являются мощи преподобного Симеона Мироточивого (+ 1200), святого Стефана Дечанского (+ 1331), святителя Василия Острожского (+ 1671), сербских князей - великомученика Лазаря (+ 1389) и Стефана Щиляновича (+ 1515).

                  Статистика

                  • ок. сер. 2001 - более 3500 приходов; ок. 1900 священников; 204 монастыря, 230 монахов и 1000 монахинь; 6 семинарий (в Белграде, Сремских Карловцах, Нише, Цетинье, в монастыре Крка и Крагуевце), 2 богословских факультета (в Белграде и Либертивилле), Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовная академия в Србинье; в семинариях обучается более 1000 учащихся, на богословских факультетах и академии более 1000 студентов [3]
                  • не позднее 1 января 2006 - 8 млн. членов; 45 архиереев; 37 епархий; 3000 священников; 2974 прихода [2]

                  Средства массовой информации

                  Учебные заведения

                  • Белградская духовная семинария
                  • Карловацкая духовная семинария
                  • Крагуевацкая духовная семинария
                  • Нишская духовная семинария
                  • Фочская духовная семинария
                  • Цетинская духовная семинария

                  Ставропигии

                  • Печская Патриархия (упом. 2007)
                  • Нижепольский Златоустовский монастырь (под Битолой, Македония, упом. 2007)
                  • Нью-Карлайлский Богородице-Рождественский монастырь (штат Индиана, США, упом. 16 февраля 2011)
                  • Либертивилльский Саввинский монастырь (штат Иллинойс, США, с 27 мая 2011)

                  [4] По некоторым данным - до 1455 года.

                  [5] Патриарший титул не признан Османами, но используется в анналах Церкви.

                  [6] назначен правительством, но не признан духовенством

                  [7] не признан большей частью духовенства

                  [8] Из-за болезни патриарха Павла, как первенствующий в Синоде, временно исполнял предстоятельские функции с 15 мая 2008.

                  Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.



                  Просветительские труды святых Кирилла и Мефодия, в частности по переводу богослужебных текстов с непонятной латыни на славянский язык, способствовали христианизации балканских народов. Довершили дело своих учителей свв. Климент и Наум по переселении из Моравии в Охриду (Чехия и Македония – прим. авт.). Их усилиями с IX века на Балканах стали активно развиваться славянская письменность, культура и монашество.

                  Собор сербских святых

                  Одной из особенностей сербского православия стал тот факт, что относительно небольшая по территории и населению страна дала православному миру много великих святых. Примечательно, что немало подвижников благочестия принадлежали к высшей знати. Власть и богатство, которые для многих стали бы искушением и погибелью, благочестивые князья и короли Сербии использовали для благородного служения Богу и ближнему.

                  Православная Церковь чтит Собор сербских святых 30 августа (12 сентября н.ст.).

                  История христолюбивого народа

                  Получив широкие полномочия по обустройству Церкви, святитель Савва основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — лучших подвижников Хиландара и Студеницы. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афона, монастырей Палестины и Малой Азии.

                  Еще одним важнейшим как духовным, так и политическим событием стало коронование Стефана Немани как главы Сербии его родным братом святителем Саввой. Так укрепилась и династия Неманичей, и национальное самосознание народа. С тех пор в истории страны и Церкви король Стефан, прославленный в лике святых, именуется как Первовенчаный.

                  Центр духовной жизни Сербии долгое время находился в Жичском монастыре. Там размещалась архиепископская резиденция и собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники.

                  В 1346 году король Сербии Стефан Душан созвал в г. Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция переместилась в г. Печь. Первым сербским патриархом стал Иоаникий II.

                  В те годы Сербия и ее страны-соседи страдали от набегов турок, которые стремились завоевать балканские земли.

                  Страна почти на пять веков оказалась под жестокой властью турок. На несколько столетий Патриархат был упразднён. Но православная вера была жива, несмотря на то что магометане пытались ее всячески искоренить: превращали храмы в мечети, насильно обращали сербов в ислам, а самых стойких христиан подвергали мучениям и смерти.

                  По мере освобождения балканских народов от турецкой экспансии стала возрождаться вера. Автокефалия сербской церкви была восстановлена в 1879 году.

                  Еще одна историческая веха – через год после создания в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославии) церкви стран Сербии, Черногории, Македонии, Албании, земель бывшей Австро-Венгрии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении объединились в единую Сербскую Православную Церковь.

                  Вторая Мировая война стала самой трагичной и кровавой страницей в истории Сербии ХХ века. Началось массовое закрытие и разрушение храмов и монастырей. Помимо гонений на Церковь, в годы германской оккупации развернулся чудовищный геноцид сербского народа со стороны не только немцев, но и усташей (хорватское революционное движение, ультраправая профашистская националистическая организация). Жестокость последних в отношении сербов шокировала даже немцев.

                  Последующее правление безбожных коммунистов под руководством Броз Тито с 1945 по 1990 годы привело к борьбе с религией.

                  После падения коммунистического режима с 1990 году сербы вновь вернулись к своим религиозным истокам.

                  Возобновление строительства храма святителя Саввы Сербского, крупнейшего не только в Сербии, но и в мире, стало символом возрождения Православия на сербской земле.

                  Преподобный Иустин (Попович) утверждал:

                  В Сербии Святителя Савву считают покровителем школьников и студентов, а Савиндан во всех учебных заведениях официально объявлен выходным днем.

                  Именем всенародно любимого святого названы многие учреждения и географические объекты.

                  Возникновению этой семейно-религиозной традиции сербы обязаны своему всенародно любимому святому – святителю Савве Сербскому. В то время в стране было еще живуче язычество. У сербов-язычников было семейное божество-покровитель рода. Мудрый святитель Савва не стал призывать полностью отказаться от праздника. Сохранив семейный день, он наполнил его глубоко христианским содержанием – архипастырь предложил новокрещеным сербам вместо языческого идола выбрать для своей семьи в качестве покровителя любого православного святого.

                  Как Славу сербы ежегодно чтят святых, которые особо помогают им при жизни или в день памяти которых когда-то крестились их предки.

                  Историки насчитывают более семидесяти Крестных Слав. Самые распространенные из них в честь сербских святых, а также Аранджеловдан (Архангела Михаила), Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая Чудотворца), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее.

                  Более того, помимо семейной Славы, сербы почитают Славы храмов, монастырей, а также страны, родной деревни или города и даже учреждений, у которых есть свои небесные заступники.

                  Всеобщей для Сербии и каждого серба является Крестная Слава, именуемая Савиндан, когда церковь чтит память святителя Саввы Сербского.

                  Удивительно, но во многом благодаря Крестной Славе в Сербии сохранялась вера во времена ее жестоких преследований. Этот праздник османы не запрещали полностью, но во многом ограничивали, принуждая сербов отказаться о религиозной составляющей. Одно время на торжестве обязательно присутствовал турок-мусульманин, который контролировал происходящее. Находчивые и остроумные сербы придумали во славу святого крестообразно чокаться бокалами друг с другом. А в качестве угощения предлагали гостям разнообразные блюда из свинины, запрещенной у мусульман. Турки уныло сидели за оживленным столом, к которому не могли притронуться, и вскоре прекратили посещать Славы на радость сербам.

                  Суровым преследованиям и запретам этот прекрасный праздник подвергся в годы правления коммунистического и диктаторского режима Броз Тито, хорвата по национальности. Коммунисты повели себя хуже иноверцев: за празднование Славы могли уволить с работы вплоть до лишения гражданских прав.

                  Празднование Крестных Слав возобновилось в стране после смены атеистических властей в 90-ых годах.

                  По традиции к Славе в семье тщательно и заранее готовятся. Накануне в дом приглашается священник: он освящает жилище и воду. На освященной воде хозяйка замешивает и выпекает славский калач, варит вкуснейшее коливо – пшеницу с медом, цукатами, изюмом.

                  На праздник вся семья идет в храм причащаться Святых Христовых Таин. Там же освящают калач, коливо и красное вино, с которых дома начинается трапеза.

                  Именины в Сербии обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан.

                  Духовные связи русских и сербов

                  Еще одной особенностью сербского православия является его теснейшая связь с Россией и русским благочестием.

                  В мае 1919 года в Белграде встретились епископы и провозгласили объединение различных сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь. С этого дня началась новейшая история патриаршества в Сербии.

                  В мае 1919 года в Белграде встретились епископы и провозгласили объединение различных сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь. С этого дня началась новейшая история патриаршества в Сербии.

                  По книге: Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. — М., Русские огни. 1994.

                  Зарождение патриаршества в Сербии

                  Фото orthphoto.net

                  Печскую Патриархию признал Тырновский Патриарх Симеон и Охридский Архиепископ (последний в то время был подданным сербского короля). Константинопольский же Патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Причиной были выставлены те обстоятельства, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви и что, укрепляя национальную Церковь, изгнал в 1349 году греческих епископов.

                  В 1459 году Сербия пала под ударами турок. Турецкое иго для сербского народа было очень тягостным. Замолкли в церквах колокола, сократились школы, сербы как нация были подавляемы. Большинство церквей было обращено в мечети. Верующих насильно заставляли принимать ислам.

                  В подобном положении православные сербы оставались вплоть до второй половины XIX века. В связи с потерей политической самостоятельности прекратила свое существование и Печская Патриархия: она была подчинена архиепископу в Охриде. Ее восстановление состоялось лишь в XVI веке. Патриархом был избран Макарий Соколович (1557 —1571, 1574).

                  Период в истории Сербской Церкви со времени подчинения ее Константинополю характеризуется особо активным стремлением греческой иерархии эллинизировать сербов: на церковные посты назначались греки, не знавшие сербского языка, вводился греческий язык в проповедь, в учебные заведения, в письменность.

                  В 1830 году Сербия получила политическую автономию, а в 1831 году — также и церковную автономию с титулом митрополии. Эти события, естественно, явились важным моментом в жизни православных сербов.

                  В 1878 году по Берлинскому договору Сербия получила политическую самостоятельность, а в 1879 году Константинопольский Патриарх Иоаким III издал грамоту, которой признал и автокефалию Сербской Православной Церкви.

                  Патриархи Сербии в XX веке

                  12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялся архиерейский Собор, который восстановил в Сербской Церкви патриаршество. В тот же день — день памяти святого короля Милутина — Патриархом был избран Белградский митрополит Димитрий.

                  Патриарх Димитрий (1920—1930)

                  Фото orthphoto.net

                  Патриарх Димитрий (1920—1930) родился в 1846 году в г. Пожаревац в благочестивой христианской семье ремесленника. Начальное образование получил в родном городе. В 1868 году успешно окончил Белградскую Духовную Семинарию и вскоре принял сан священника (1870). Овдовев, молодой пресвитер в 1873 году поступил на филологическое отделение высшей школы в Белграде, после окончания которого некоторое время работал преподавателем Белградской Духовной Семинарии. В 1882 году был избран епископом на Нишскую кафедру, затем переведен на Шабацкую кафедру. После кончины Митрополита Иннокентия Димитрий стал Митрополитом Сербии. На этом посту оставался вплоть до избрания его Патриархом.

                  Вслед за восстановлением патриаршества в жизни сербского народа произошло другое знаменательное событие: в июне 1921 года в новом королевстве была принята конституция, которой провозглашалось равноправие православия, католичества и магометанства. Государство обещало им оказывать одинаковую материальную помощь.

                  Преемники Патриарха Димитрия (1930 — 1990)

                  Преемниками Патриарха Димитрия были: Варнава (1930 — 1937), успешно боровшийся против конкордата, который правительство хотело заключить с Римской Церковью; Гавриил (1937 — 1950), испивший с величайшим мужеством и достоинством горькую чашу страданий во время Второй мировой войны; Викентий (1950 — 1958), ожививший взаимоотношения Сербской Церкви с Поместными Церквами-Сестрами; Герман (1958 —1990), укреплявший братские связи с Русской Православной Церковью; Святейший Павел, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловский и Патриарх Сербский (интронизация 2 декабря 1990 г.).

                  Патриарх Герман в июне 1989 года пострадал (перелом бедра) при возвращении с торжеств, посвященных памяти Косовских событий: 600-летие Косовской битвы (1389) и 300-летие великого перехода сербов (около 500 тысяч) в Австро-Венгрию. В связи с болезнью Патриарха 1 декабря 1990 года был избран, а 2 декабря интронизован преемник Павел.

                  Патриарх Павел (1990 — 2009)

                  Фото orthphoto.net

                  Святейший Патриарх Павел (Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы (Славония). Окончил гимназию в Тузле, Духовную Семинарию в Сараеве, Богословский факультет в Белграде. Преподавал Закон Божий. В 1948 г. принял монашество и нес послушание преподавателя Духовной Семинарии в Призрене, а затем в сане архимандрита изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах. В 1957 году возведен во епископа Рашско-Призненского, откуда и был призван к патриаршеству (жребий вынут архимандритом Антонием).

                  В годы войны против гитлеровских захватчиков Сербская Православная Церковь облегчала участь своего народа, мужественно поддерживая его в доблестной борьбе с фашизмом; вместе с ним она понесла великие потери. Тогдашний Патриарх Гавриил без колебаний встал на стороне освободительного движения. Это принесло Святителю долгий период заключения и пыток, а многим священникам ужасную мученическую смерть. Никогда за всю свою историю Сербская Церковь не имела более тяжелых дней, чем эти.
                  С первых дней оккупации Югославии многие селения были сожжены, и кровь достойных граждан и их священников лилась потоком.

                  В некоторых местах Церкви превращались в тюрьмы и места казни. Гитлеровцами был расстрелян входивший в юрисдикцию Сербской Церкви Чешско-Моравский епископ Горазд. Были казнены митрополит Добробосанский Петр, епископ Банялукский Платон, епископ Горно-Карловацкий Савва и сотни священников Сербской Православной Церкви. В те трудные дни Церковь много страдала, но она пережила их, чтобы приветствовать освобождение.

                  Незамедлительно — 5 февраля 1993 г. — Святейший Патриарх Алексий II встретился в Кремле с Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и сообщил ему об обеспокоенности продолжающимся братоубийством на территории бывшей Югославии, нашедшей свое отражение в обмене телеграммами между двумя Предстоятелями.

                  Читайте также: