История русского портрета кратко

Обновлено: 04.07.2024

Недавно прочла работу А.А. Сидорова о русском портрете. Тоненькая книга оказалась полезной: нигде больше я пока не встречала такого последовательного изложения по теме.

Алексей Алексеевич Сидоров (13 июня 1891 — 30 июня 1978) — советский искусствовед, библиофил и коллекционер, историк искусства, специалист по книговедению и истории рисунка.

Книга "Русские портретисты XVIII века" написана в 1923 году и с тех пор больше не переиздавалась. К этому моменту Сидоров был профессором МГУ и успел поучиться в Мюнхене у Вельфлина. Но это ранний этап его научной карьеры. Чувствуется эмоциональность автора и горячая кровь, а также его приверженность идеям революции, которую, однако, легко игнорировать.

Ниже вы найдете краткий конспект 62-страничного издания.

Вводная часть

Автор задается вопросом, почему искусство России XVIII века — это в первую очередь искусство портрета. Он видит причину в петровских реформах, в результате которых русские художники начинают уезжать учиться в Европу, а европейские живописцы чаще приезжают работать в Россию. XVIII век — утверждение нового общества, еще не прочно сформированного, но уже влюбленного в себя. Отсюда и своеобразное самолюбование, и желание зафиксировать непрочный момент жизни. Но русский портрет, несмотря на западные ориентиры, сохраняет собственный стиль. Его истоки — в парсуне, а также влиянии Украины и Польши на художественный язык предыдущего столетия.

Петровские портретисты (1700-1725)

Среди портретистов времени правления Петра I Сидоров выделяет Ивана и Романа Никитиных и Андрея Матвеева.

Иван и Роман Никитины — первые пенсионеры Петра в Италии (1716-1719 гг.). Еще до отправки за границу Иван был сложившимся мастером. Он писал в наивно-процинциальной, но выразительной манере. Роман, по мнению автора, менее выдающийся портретист, и Сидоров о нем ничего больше не говорит.

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера. Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

отечественная школа живописи (творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А.

Ф.Рокотов. "Портрет неизвестного в треуголке"

Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);

традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе (С. Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

живопись иностранцев на территории Росиироссика (Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Виды портретов в русской школе 18 века

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

• парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

• полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

• камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

• интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

Национальная специфика русской портретной живописи

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.

Русские мастера портрета научились правильно

выстраивать картинную плоскость,

анатомически верно передавать человеческое тело,

овладели искусством перспективы,

основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения,

выработали свои композиционные схемы,

тональность и стилевые установки.

Русский портрет XVIII века стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.

Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.

Портретная живопись — своего рода промышленность. Сам характер портрет­ного рынка предполагает высокую степень унификации. Портреты достаточно четко делятся на торжественные (парадные) и более камерные (приватные). Они, в свою очередь, предполагают определенный набор форматов, поз и атри­бутов, а также соответствующий прейскурант, который учитывает, сам ли художник исполнял портрет от начала до конца или поручал менее ответ­ственные участки работы подмастерьям.


Алексей Антропов. Портрет Петра III. 1762 год Государственная Третьяковская галерея

В данной статье мы рассмотрим портрет в искусстве России. Ценность этого жанра заключается в том, что художник старается передать с помощью материалов образ реально существовавшего человека. То есть при должном мастерстве мы можем познакомиться посредством картины с определенной эпохой.

Кроме этого, живописцы стараются не только изобразить внешние атрибуты, но и передать внутреннее состояние личности, которая позирует.

Читайте далее, и вы узнаете вехи развития русского портрета от Средневековья до современности.

Портретный жанр в искусстве

Портрет в изобразительном искусстве так, как мы его понимаем сегодня, выделился относительно недавно. Только в середине семнадцатого века историк при дворе французского короля Людовика XIV, Андре Фелибьен, предложил называть этим словом исключительно изображения людей.

портрет в искусстве россии

До этого времени под данным термином понимались все образы, будь то животное, растение или минерал. В эпоху Средневековья к зверям было немного другое отношение, чем сейчас. Их могли вызвать в суд, пытать и судить, согласно юридическим нормам.

Вслед за Фелибьеном Артур Шопенгауэр выразил мысль, что животным присущи исключительно родовые признаки, у них нет человеческой индивидуальности. Также сегодня портретами не считают иконы, ведь они не написаны с оригинала.

Развитием этот жанр обязан двум вещам – усовершенствованию техники письма (композиция, анатомия и прочее), а также изменению восприятия места человека в мире. Наибольший расцвет портретов приходится на восемнадцатый век, когда в Западной Европе преобладали идеи об индивидуальности и реализации идеального в личном.

Ранний период

Собственно портрет в искусстве России зародился лишь на границе семнадцатого и восемнадцатого веков. До этого были изображения в средневековом стиле, когда индивидуальность отходила на второй план.

портрет в изобразительном искусстве

Основу раннего периода русской живописи составляют иконы. Именно такие произведения просуществовали вплоть до семнадцатого столетия.

Но изменения начались еще в поздний период Киевской Руси. До наших дней дошли подобия групповых портретов семьи Святослава, дочерей Ярослава Мудрого. Также есть несколько примеров рисунков с некоторой индивидуальностью, например, Ярослав Всеволодович с храмом в руке. Так он был вознагражден за пожертвование на строительные работы.

Первые попытки отхода от канонического и церковного письма в сторону светской живописи произошли во время правления Ивана Грозного. Мы видим его изображения в некоторых книгах. Такой шаг был сделан исключительно благодаря Стоглавому собору, который постановил и узаконил отражение царей, князей и народа на иконах.

Парсуна

Подобные произведения еще создавались на дощечках темперой, то есть в стиле иконописцев, но отображали прижизненные образы людей. Самой древней такой картиной была парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

портрет в искусстве и литературе

Петровская эпоха

У портретов появляется объемность и глубина, художники осваивают перспективу. Рождается понимание игры света и тени, начинаются эксперименты с цветами на полотне. Также происходит окончательное разделение церковного и светского искусства.

портрет в русском искусстве

Теперь живопись разделяется на три течения – архаизирующая, россика и отечественная школа.

Конец XVIII века

Постепенно портрет в русском искусстве становится достоянием средних слоев общества. Если до середины восемнадцатого века изображались только знатные лица, приближенные к царской семье, то теперь появляются портреты не только дворян и помещиков, но даже нескольких крестьян. Последнее, в частности, имело место исключительно благодаря просветительским идеям в обществе.

В пятидесятых и шестидесятых годах восемнадцатого века особый тон задавали портреты императрицы Елизаветы Петровны. Многие дворянские семьи заказывали себе полотна, похожие на этот образец.

Также важным исследователи видят самостоятельный путь отечественных мастеров. Они выражали свое видение в цветах и атрибутах, более присущих барокко, в сравнении с европейскими художниками, которые работали в стиле рококо.

Произведения русских живописцев просто переполнены красочными образами, лицами, наполненными жизнью, румяными и розовощекими барынями.

Классицизм и Серебряный век

Постепенно происходит отход в сторону камерности. В конце восемнадцатого века уже сложно различить западноевропейский и русский портрет. Жанр в изобразительном искусстве выходит на мировую арену. Только теперь нет ярких и пышных барочных форм.

Идет переход через рококо к неоклассицизму и предромантике. Появляются сентиментальные и легкие нотки. Главной чертой этого периода был историзм. То есть тон задавался парадными портретами императорской семьи.

Данная эпоха отражена в работах Щукина, Рокотова, Боровиковского и Левицкого.

Далее наступает период романтизма. Здесь наиболее известными художниками являются Брюллов, Варнек, Тропинин и Кипренский.

Позже приходит реализм, который присущ полотнам Репина, Сурикова и Серова.

портрет жанр в изобразительном искусстве

Серебряный век русской живописи подарил миру таких мастеров, как Малевич, Врубель, Малютин, Сомов, Кончаловский и другие.

Советский портрет

Портрет в современном искусстве определяется не идеологией, как было в советское время, а финансовой стороной вопроса.

Но между картинами Малевича и нашим временем есть целая эпоха Советского Союза.

портрет в современном искусстве

Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с историей портрета в российском искусстве.

Русский портрет — история портретного жанра в России ведет свои истоки с XVII века.

Содержание

История

Ранний период



В допетровские времена портретный жанр на Руси не был развит. Тем не менее, можно отметить некоторые памятники и тенденции.

Зачатки светского портрета иногда относят еще ко времени правления Иван III и Василия III, когда изображения великих князей при сватовстве посылались в Западную Европу. Тогда же по решению Стоглавого собора в исподнем ряду икон уже могли появляться цари и князи и святители и народы, которые живы суще.

Как отмечают Лихачев и Панченко, (говоря, правда, о литературе), именно с периода Смутного времени на Руси возникает интерес к индивидуальности, к личностям, заканчивается время Средневековья и происходит открытие индивидуального начала. Помимо литературы, изменение концепции привело и к развитию портретного жанра.

Так, в XVII веке на Руси возникла парсуна — портрет, который по стилю, приёмам и материалам живописи первоначально ничем не отличаются от икон. Они создавались как надгробные, мемориальные образы, поэтому очевидна их связь с религиозной мыслью.

XVIII век



Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям:

1.Линию, лежащую в стороне от заграничного пенсионерства, дополняют художники, которые самостоятельно проделали путь от иконописи к портрету, крепостные мастера домашней выучки и поклонники живописи — дворяне-дилетанты.

2.россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Эта линия неоднородна по национальному составу и качественному уровню. Она ближе к магистральному потоку русского портрета, её задача — экспонировать местную модель на общевропейский лад. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран — на уровне типологии, стиля и формирования общих критериев художественного качества.

3.собственно отечественная школа (Иван Никитин, Алексей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм).

Приобщение к законам станковой живописи в послепетровской России шло трудно. Художникам было необходимо не только овладеть новым пониманием содержательной части, но и научиться грамотно выстраивать картинную плоскость, искусству перспективы и анатомически верной передаче человеческого тела, а также основам техники масляной живописи и законам колорита.

Специфической особенностью типологии русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость группового (в том числе семейного) портрета, который в ту же эпоху являлся очень показательным для Англии и Франции того же времени. Вплоть до 2-й пол. XVIII века отсутствовал скульптурный портрет.

2-я половина XVIII века



К этому периоду относится появление таких мастеров русского портрета, как Алексей Антропов, Мина Колокольников, Иван Петрович Аргунов.

К 1750-м годам в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Например, Антон Лосенко культивирует станковый жанр, и поэтому в его портретах снижается декоративность, возрастает роль жеста, возникает сюжетная ассоциативность, происходят поиски камерного пространства.


К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюре — Федот Шубин. Генеральная линия развития официального портрета большого стиля была представлена в конце столетия произведениями Степана Щукина (1762—1828).

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному.

XIX века



Начало XIX века ознаменовано наступлением эпохи романтизма, который проникает и в русский портрет. Яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти XIX века Ореста Кипренского. Другие известные мастера этого периода — Тропинин, К. Брюллов, Александр Варнек.

Серебряный век



Другие известные портретисты Серебряного века — Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин, в скульптуре — Коненков. Красочные портреты-типы людей из народа создают Архипов, Кустодиев, Малявин; лирически-интимные — Борисов-Мусатов, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова. Одновременно в левых художественных группировках происходит всплеск поиска нового художественного языка, приведший к отличным результатам (Казимир Малевич, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Осмеркин, Роберт Фальк, Натан Альтман и проч.). Выдающимся графиком этого периода, оставившим множество изображений современников, является Юрий Анненков.

Советский портрет



Поиски в жанре авангарда стихли к 1930-м гг., когда в портретном жанре окончательно воцарился социалистический реализм, главной задачей которого стала пропагандистская.

Портретный образ всё чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, плакат, сатирическую графику и т. п. Возникают портреты-типы и портреты-картины, которым следовало новые явления в трудовой и общественной жизни страны (работы Ивана Шадра, Георгия Ряжского, Александра Самохвалова, Сергея Герасимова, Семёна Чуйкова).


Продолжают работать мастера, сложившиеся ещё до революции — Малютин, Петров-Водкин, Нестеров, Корин, Грабарь, Кончаловский, Сарьян; в скульптуре — Конёнков, Мухина; в графике — Фаворский и Верейский. Создаются портреты-типы колхозников, делегаток, солдат (скульптура Вучетича, Томского, живопись Пластова).

Таким образом, сохраняются две линии развития: официальное советское искусство придерживается принципов реализма, в то время как неофициальное искусство идёт путем, параллельным развитию западного искусства — то есть теряя в портрете фигуративность и приближаясь к абстракции.

Новый русский портрет

Читайте также: