История ростовской финифти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разновидность декоративно-прикладного искусства, художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали. Выделяются две основные разновидности: ростовская и вологодская (усольская) финифть.

Происхождение названия

Технология

Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-900º С. Технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: так, самые ранние из найденных археологами эмалей сохранили свой вид спустя три тысячелетия.

История

Ростовская финифть

Первые документальные свидетельства о существовании финифтяной мастерской в Ростове относятся к 1760-м годам. Мастерская находилась на территории Ростовского архиерейского дома и выполняла в основном церковные заказы. Она просуществовала лишь до 1780-х, однако во многом благодаря ей в Ростове появляется собственная школа. С 1770-х годов в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. Источники сохранили имена ростовских живописцев по финифти второй половины XVIII – первой трети XIX века: Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.

К середине XIX века в Ростове насчитывалось более 50 мастеров финифти, среди которых – Я.И.Шапошников, А.Г.Тарасов, Я.И. Рыкунин, И. Завьялов, Р.Ф.Виноградов, Н.А.Сальников. Многие имели свои художественные мастерские и были известны далеко за пределами России.

Произведения старых и современных мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике ''Ростовский Кремль'' и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за границей.

Вологодская финифть


Сегодня каждая эталонная финифтяная работа 1920 – 30-х гг. имеет музейное и коллекционное значение и представляет огромный интерес, особенно учитывая крайнюю редкость таковых.








Финифть, в особенности ростовская, имеет свои художественные особенности и является вполне самостоятельным видом ювелирного искусства: тонкая филигрань сочетается с изящной живописью по эмали.
Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты.
Местные мастера украшали эмалью различные изделия церковного характера. Ведь изначально финифть использовали для церковной утвари и облачений священнослужителей. Вскоре мастера стали получать заказы на иконки, выполненные в технике финифти, не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Среди российских архиереев считалось хорошим тоном преподносить в дар, в качестве благословения, эмалевые иконы с изображением местных святых.
Со временем у ростовской финифти появляется свой стиль. Он отличался от иконографии того времени, более тяготея к барокко. В то же время эмали отличались углублённой трактовкой образов. Особенно наглядно это проявилось при изображении ликов святых.
Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придаёт золотая или серебрянная оправа (сканю – филигрань), она изготавливается ювелиром. Вставленная в драгоценную оправу, усиливающую значимость и красоту эмали, русская миниатюра может пополнить любую частную коллекцию, стоять на столе, камине, висеть на стене, либо носиться как эксклюзивное ювелирное украшение, преподнесённое в знак любви или дружеского расположения. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Применение того или иного приема в эмальерном деле определяется технологическими и конструктивными особенностями укрепления эмали на изделии.

Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов.

Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.

Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали -- "финифть" -- происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

Именно блеск, яркость, неувядаемость красок привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не выполнялась.

Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность -- основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем -- легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.


Сложная технология требовала определенных живописных способностей и опыта, поэтому от первого упоминания о написании эмалевых икон в Ростове и до широкого распространения финифтяного дела в городе прошло немало лет.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки", т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры -- головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.

Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Конец XIX - начало XX вв. - особый, сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации школ и мастерских.

В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. -- Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля" Л. Арефьевой и произведения других учеников.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Наперстки "Ростовской финифти" очень декоративны, в них роспись по эмали сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь — это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы, яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно нарядный вид.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

В последнее время ростовские мастера представили новые работы, свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи.
"Ростовская финифть" является единственным у нас в стране предприятием, где выполняют декоративную роспись по эмали. Изделия ростовских мастеров можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и др. Образцы изделий с ростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных выставках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Народные промыслы. Ростовская финифть.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Когда я вижу что-то красивое, созданное руками других людей, мне всегда интересно рассмотреть, выяснить, как это сделано. Недавно меня заинтересовала ростовская финифть. Что-то об эмали я знала и раньше, но мне очень захотелось разобраться подробнее в технологии производства этого уникального промысла.

Об истории ростовской финифти писали и ранее, поэтому вкратце укажу основные важные моменты.

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью эмали (стекловидного порошка) на металлической подложке. Известны изделия Древнего Египта, Индии, Китая, Персии, Византии, Рима, Древней Руси, Средневековой Европы, в которых использовались цветные эмали.

На территории Руси финифть была известна с III века. Занимались изготовлением финифти и иноки Киево-Печерской лавры, и мастера Москвы, и позднее, Санкт-Петербурга.

Но наибольшего развития достигла школа Ростова Великого, расположенного в Ярославской области. Ростов Великий уже в XVIII веке стал крупнейшим центром эмальерного искусства и остается им по сей день.

Изначально финифть обжигалась в русских печах, и самым сложным в производстве было удержать постоянную и очень высокую температуру. Кроме того, мастера сами готовили краски: набивали стекла, добавляли свинец и другие металлы и растирали в порошок. Производство было очень вредным, над каждой печью всегда располагалась оберегающая икона.

Итак, как же делают финифть сейчас?

Берется тонкий медный лист (а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки отбиваются вручную, им придается определенный изгиб. Затем с двух сторон их покрывают эмалью — стекловидной массой, которая в зависимости от входящих в ее состав окисей металлов, при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют "белье". Обжиг производится несколько раз, пластина покрывается несколькии слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность.

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 1

Потом уже за работу принимается мастер-финифтянщик (очень мне понравилось это слово).

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 2

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 3

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 4

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 5

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 6

В процессе создания рисунка финифть многократно обжигается, иногда, при создании очень сложных работ — до пятидесяти раз! При этом цвет эмали после обжига меняется, и настоящее мастерство художника состоит, в том числе, и в умении предугадать, как будет выглядеть роспись после обжига.

Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть, будучи ювелирным изделием, как правило, имеет оправу, созданную в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки. Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 7

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 8

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 9

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 10

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 11

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 12

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 13

В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и подчинена законам гармонии. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали — его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах. Каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство. Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться.

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 14

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 15

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 16

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 17

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 18

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 19

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 20

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 21

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 22

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 23

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 24

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 25
Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 26

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 27
Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 28

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 29
Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 30

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 31

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 32

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 33

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 34

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 35

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 36

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 37

Ростовская финифть этапы рождения чуда, фото № 38

Публикация написана на основе данных, опубликованных в интернете. Текст авторский.

Читайте также: