История российского кино кратко и понятно самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Кинокарта мира неполна без России. Зрители здесь верят, что церковью является кинотеатр.

Тьерри Фремо, кинорежиссер, директор Каннского фестиваля

Кино добралось до России чуть больше века назад и за этот срок успело пройти огромный путь: от первых неловких черно-белых короткометражек до громкой мировой славы и побед на главных кинофестивалях Европы. С чего же все началось, как менялся и развивался отечественный кинематограф, и с какими картинами стоит ознакомиться, чтобы проникнуться культурой страны?

1920-е

1930-е

1940-е

1950-60-е

1970-е

1980-90-е


С чего все начиналось?

Работа Дранкова запустила механизм производства кино, и уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино.

Октябрьский переворот – период с 1918 по 1930 год

Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад. А военное время и вовсе было не лучшим для развития кино. Закрутилось-завертелось все снова в 20-х годах, когда вдохновленная революцией творческая молодежь оставила новое слово в развитии российского кино.

кинематограф российской империи

Времена социального реализма – 1931-1940 годы

пленочное кино

Роковые сороковые года – 1941-1949

броненосец потемкин

Оттепель – 1950-1968 годы

Эпоха комедий

советские фильмы

Конец оттепели – 1969-1984 годы

Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в развитии кинематографа, в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.

гайдай и леонов

Перестройка и кино – 1985-1991 годы

Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.

бриллиантовая рука

Постсоветское кино в России – 1990-2010

Криминальное кино

криминальное кино

Расцвет после кризиса

Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров.

Современный кинематограф в России

На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные.

Большинство режиссеров России часто подвергаются критике не только со стороны зрителей, но и профессионалов в области кино. Самые критикуемые режиссеры – Никита Михалков, Федор Бондарчук и Тимур Бекмамбетов. Многие критики пишут о том, что в России снизилось качество выпускаемых картин, а также некоторые специалисты отмечают низкую изобретательность сценаристов.

К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.

Кадр из фильма Понизовая вольница

Российское кино: очень краткая история

Российское кино: очень краткая история

В угаре киноперестройки… (1985-1991)

Частный кинобизнес возвращается… (1992-2002)
1992 ГОД.

1994 ГОД

1997 ГОД

2001 ГОД

2006 год

2010 год

2013 год.

2015 год.
Россия вступила в затяжную полосу санкционного давления, оказываемого на нее США и Европейским Союзом. Всего в 2015 году было снято 180 новых кинокартин, но фильмов, по-настоящему ставших событиями года, в том числе и по части значительных кассовых сборов, практически не было (во всяком случае, ни один из российских фильмов 2015 года не смог войти в десятку хитов 2011-2018 годов).

2017 год.

Точных данных, увы, нет. Однако не вызывает сомнения, что в десятку хитов десятилетия почти наверняка вошли следующие картины (приводятся согласно даты выпуска):

Путевка в жизнь (1931) Николая Экка
Веселые ребята (1934) Григория Александрова
Чапаев (1934) Братьев Васильевых
Юность Максима (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга
Бесприданница (1936) Якова Протазанова
Цирк (1936) Григория Александрова
Волга-Волга (1938) Григория Александрова
Александр Невский (1938) Сергея Эйзенштейна
Подкидыш (1939) Татьяны Лукашевич
Трактористы (1939) Ивана Пырьева

1. Молодая гвардия (1948) Сергея Герасимова. 42,4 млн.
2. Падение Берлина (1949) Михаила Чиаурели. 38,4 млн.
3. Сказание о земле Сибирской (1948) Ивана Пырьева. 33,8 млн.
4. Звезда (1949) Александра Иванова. 28,9 млн.
5. В шесть часов вечера после войны (1944) Ивана Пырьева. 26,1 млн.
6. Встреча на Эльбе (1949) Григория Александрова. 24,2 млн.
7. Радуга (1944) Марка Донского. 23,7 млн.
8. Каменный цветок (1946) Александра Птушко. 23,1 млн.
9. Аринка (1940) Юрия Музыканта, Надежды Кошеверовой. 22,9 млн.
10. Подвиг разведчика (1947) Бориса Барнета. 22,3 млн.

11. Тихий Дон (1957) Сергея Герасимова. 46,9 млн.
12. Любовь Яровая (1953) Яна Фрида. 46,4 млн.
13. Над Тиссой (1958) Дмитрия Васильева. 45,7 млн.
14. Карнавальная ночь (1956) Эльдара Рязанова. 45,6 млн.
15.Свадьба с приданным (1953) Татьяны Лукашевич, Бориса Равенских 45,3 млн.
16. Застава в горах (1953) Константина Юдина. 44,8 млн.
17. Иван Бровкин на целине (1959) Ивана Лукинского. 44,6 млн.
18. Смелые люди (1950) Константина Юдина. 41,2 млн.
19. Кубанские казаки (1950) Ивана Пырьева. 40,6 млн.
20. Солдат Иван Бровкин (1955) Ивана Лукинского. 40,3 млн.

1. А зори здесь тихие… (1973) Станислава Ростоцкого. 66,0 млн.
2. Джентльмены удачи (1972) Александра Серого (при весьма ощутимом художественном руководстве Георгия Данелия). 65,0 млн.
3. Табор уходит в небо (1976) Эмиля Лотяну. 64,9 млн.
4. Калина красная (1974) Василия Шукшина. 62,5 млн.
5. Афоня (1975) Георгия Данелия. 62,2 млн.
6. Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1973) Эдмонда Кеосаяна. 60,8 млн.
7. Иван Васильевич меняет профессию (1973) Леонида Гайдая. 60,7 млн.
8. Мачеха (1974) Олега Бондарева. 59,4 млн.
9. Служебный роман (1978) Эльдара Рязанова. 58,4 млн.
10. Судьба (1978) Евгения Матвеева. 57,8 млн.

1. Пираты ХХ века (1980) Бориса Дурова. 87,6 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
2. Москва слезам не верит (1980) Владимира Меньшова. 84,4 млн.
3. Экипаж (1980) Александра Митты. 71,1 млн.
4. Маленькая Вера (1988) Василия Пичула. 56,0 млн.
5. Спортлото-82 (1982) Леонида Гайдая. 55,2 млн.
6. Петровка, 38 (1980) Бориса Григорьева. 53,4 млн.
7. Человек с бульвара Капуцинов (1987) Аллы Суриковой. 50,6 млн.
8. Тегеран-43 (1981) Александра Алова и Владимира Наумова. 47,5 млн.
9. Самая обаятельная и привлекательная (1985) Геральда Бежанова. 44,9 млн.
10. Любовь и голуби (1984) Владимира Меньшова. 44,5 млн.

1. Ирония судьбы. Продолжение (2008) Тимура Бекмамбетова. 49, 9 млн. долларов.
2. Адмиралъ (2008) Андрея Кравчука. 33,7 млн. долларов.
3. Дневной дозор (2006) Тимура Бекмамбетова. 32,0 млн. долларов.
4. Самый лучший фильм (2008) Кирилла Кузина. 27,5 млн. долларов.
5. 9 рота (2005) Федора Бондарчука. 23,6 млн. долларов.
6. Елки (2010) Тимура Бекмамбетова и др. 22,7 млн. долларов.
7. Наша Russia. Яйца судьбы (2010) Глеба Орлов. 22,2 млн. долларов.
8. Обитаемый остров. Фильм первый (2009) Федора Бондарчука. 21,8 млн. долларов.
9. Волкодав из рода серых псов (2007) Николая Лебедева. 20,0 млн. долларов.
10. Черная молния (2010) Александра Войтинского и Дмитрия Киселёва. 19,7 млн. долларов.

1. Движение вверх (2017) Антона Мегердичева. 53,9 млн. долларов.
2. Сталинград (2013) Федора Бондарчука. 51,8 млн. долларов.
3. Елки-3 (2014) Ольги Хариной и Дмитрия Киселёва. 38,0 млн. долларов.
4. Вий (2014) Олега Степченко. 34,3 млн. долларов.
5. Три богатыря на дальних берегах (2013) Константина Феоктистова. 31,1 млн. долларов.
6. Легенда №17 (2013) Николая Лебедева. 29,3 млн. долларов.
7. Высоцкий. Спасибо, что живой (2011) Петра Буслова. 28,0 млн. долларов.
8. Лед (2018). Олега Трофима. 26,5 млн. долларов.
9. Елки-2 (2011) Дмитрия Киселёва и Александра Баранова. 25.7 млн. долларов.
10. Т-34 (2018) Алексея Сидорова. 25.0 млн. долларов (прогноз, прокат продолжается).

Рождение отечественного кинематографа

Ролик ниже заканчивается фрагментом, на котором Толстой выходит из заснеженного леса и идет прямо на зрителя. Киновед Валентина Рогова считает, что именно этот момент Дранков снимал из укрытия.

На кадрах ниже видно, что хроникера не подпускали близко к писателю, приходилось снимать его домашних. А самого Толстого хотя бы средним планом показывали несколько секунд. К тому времени он уже был болен.

Сериалы придумали русские?

На самом деле не совсем, но один из первых сериалов действительно вышел в России. И тут руку опять приложил Александр Дранков. Он начал работать в новом для российского зрителя жанре — снял многосерийный одноименный фильм про Соньку Золотую Ручку.

Сергей Эйзенштейн и монтаж аттракционов

Сергей! Когда Мейерхольд почувствовал себя свободным художником, он ушел от Станиславского.

Для Эйзенштейна уход от наставника означал конец работы с театром. Так в его жизни появился кинематограф.

История российского кино своеобразна. Суровые нравы плюс характерные черты определенных политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток. Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звезд и талантливых кинорежиссеров.

В конце 19-го начале 20 века короткометражные фильмы, которые снимались в России, были в основном посвящены жизни монаршей семьи, к тому же подвергались цензуре. В появившихся кинотеатрах транслировались иностранные фильмы, популярные в ту эпоху.

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах – детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. В России появились первые кинозвезды – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.



Вера Холодная



Сергей Эйзенштейн



Любовь Орлова



Андрей Тарковский

Еще один переломный этап в истории русского кинематографа наметился в 90-е годы, в эпоху перестройки. Фильмы того времени отличались провокационностью, порой излишним негативизмом. Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.

Читайте также: