История предпринимательства в россии и за рубежом кратко

Обновлено: 05.07.2024

История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей.

С зарождением капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей постепенно принимают цивилизованный и профессиональный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли. Первопроходцем была Английская торговая компания, организованная для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. – образована голландская Ост-Индская компания, а в 1670 г. – компания Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйствования становится частью других отраслей экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К примеру, в 1694 г. на акционерных началах был основан Английский банк, а уже в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVII – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более увеличивается разница между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения. Вместо этого широкое развитие приобретают средние и крупные фирмы. Постепенно мотив получения максимальной прибыли становится определяющим. В это время появляется новая специальность – менеджер – руководитель и организатор крупного производства.

Мест разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась. Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Малые предприятия включают в процессе общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. В экономике Лондона среднее и малое предпринимательство (СМП) занимает значительную долю, давая около 60% всего ВВП, производимого городом. Основная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется Министерством Торговли и Промышленности (UK Department of Trade and Industry — DTI). При его содействии осуществляется работа по нескольким направлениям: финансовая помощь, преодоление административных барьеров, налогообложение, консультирование и разносторонняя поддержка предпринимателей. Также по инициативе DTI были созданы фонды, направленные на привлечение инвестиций, разработаны программы предоставления гарантированных кредитов на льготных условиях. В Лондоне широко развита сеть подведомственных Советов по обучению и предпринимательству, основная деятельность которых состоит в консультировании и проведении ряда целевых программ, обучающих мероприятий, выплате субсидий. Самым влиятельным государственным предприятием по вопросам поддержки и развития предпринимательской деятельности является Администрация Малого Бизнеса (Small Business Administration — SBA). В ее структуру входят Региональные и местные Центры развития бизнеса, консультационные центры, центры информационной и технической поддержки, инвестиционные компании. Также при поддержке представителей малых предприятий, политических и официальных деятелей функционирует Консультативный совет малого предпринимательства (Small Business Advisory Board), который оказывает консультационные услуги администрации и законодательным властям штата, занимающимся вопросами дальнейшего развития экономики. Ежегодно разрабатываются и внедряются в практику меры по вопросам развития МСП, основное внимание уделяется сокращению издержек на производство, налоговые преобразования.

В процесс развития привлекаются научные учреждения, помогающие инновационным предприятиям, и банковские структуры, занимающиеся выдачей ссуд и оказанием финансовой Вектор развития СМП в Японии задает Министерство международной торговли и промышленности, именно оно проводит политику по поддержанию СМП в законодательном и стратегическом аспектах и вовлечению в международное сотрудничество. Правительство Японии сосредотачивается на нескольких направлениях в вопросе поддержания СМП: всесторонняя финансовая поддержка, преобразования и усовершенствования структуры СМП, упрощение системы налогообложения. Особое внимание Японское правительство уделяет развитию СМП в сфере высоких технологий, выделяя достойные субсидии для расширения производств, обучения персонала и др. Многие экономисты признают, что именно развитие СМП определяет дальнейший путь в экономике Японии. За рубежом оказывают всестороннюю поддержку, начиная со стартапа и продолжая помогать в дальнейшем развитии. У нас все еще только-только начинается. Центры поддержки работают, но их финансирование осуществляется не на должном уровне, слишком много бумажной волокиты, чтобы доказать государству, что ты хочешь и можешь стать предпринимателем. Людям зачастую просто не охота с этим связываться, вот почему эти центры так и не пользуются достаточной популярностью и о них мало кто знает.

В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Содержание работы

Введение 3
1. История и этапы развития предпринимательства в России 4
2. Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства 6
3. Современный анализ развития российского предпринимательства 9
Заключение 11
Список использованных источников и литературы 13

Читайте также: