Штерн вильям луис вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 08.07.2024

По мнению В.Штерна, личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков , направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора – наследственность и среда. Влияние этих двух факторов анализировалось Штерном на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры.

(Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов (как считал К. Гросс), но и для социализации детей.

Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом, говоря о дифференциации, он, как и представители гештальт-психологии, понимал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, преобразований, которые характерны для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т.е. к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего к сохранению индивидуальных темпов развития.

Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими . В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что э моции связаны с оценкой окружающего , помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой , но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково – от периферии к центру . Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), затем представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Большое значение имело исследование В.Штерном своеобразия аутистического мышления . Он доказал, что этот вид мышления более сложен, чем мышление реалистические, а потому вторичен и не может появляться в онтогенезе раньше, как это предполагал в своих ранних работах Ж. Пиаже. Большое значение имело и проведенное В.Штерном исследование генезиса детского рисунка и анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь было открытие Штерном роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям . Это идея В.Штерна, развитая впоследствии К. Бюлером, помогла открытию новой формы мышления – наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей.

Таким образом, можно без преувеличения сказать что В. Штерн повлиял практически на все области детской психологии – от исследования когнитивных процессов до изучения развития личности, эмоций или периодизации детского развития – так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Уильям Льюис Штерн (William Lewis Stern; 29 апреля 1871 г., Берлин — 27 марта 1938 г., Дарем) — немецкий психолог и философ, считающийся одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Он также оказал важное влияние на формирующуюся область детской психологии. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая впоследствии легла в основу знаменитого IQ-теста Альфреда Бине. Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса. Штерн изобрел вариатор тонов (1897), который значительно расширил возможности изучения звукового восприятия человека.

Штерн Вильям Луис, немецкий психолог - Биография

Биография

Уильям Штерн родился в Берлине. Он был внуком Зигмунда Штерна (1812-1867), просветителя и соучредителя еврейской реформаторской общины Берлина.

Он изучал философию и психологию в Берлинском университете и получил докторскую степень в 1893 году.

Преподавал в Университете Бреслау (1897-1916). В 1916 году он был назначен профессором психологии в Гамбургском университете, где проработал до 1933 года, одновременно занимая должность директора Психологического института университета. После захвата власти нацистами он эмигрировал сначала в Нидерланды, а затем (в 1934 году) в Соединенные Штаты, где стал профессором Университета Дьюка, должность которого он занимал до самой смерти.

Вклад в науку

Стерн обнаружил, что скорость развития и интеллект ребенка существенно влияют на его отношения с другими детьми. Он также изучал воображение детей и степень достоверности показаний детей в следственных действиях и в суде (судебная психология).

Штерн был не только активен в психологических исследованиях, он был также философом, сторонником персонализма.

Уильям Льюис был немецким психологом и философом, оказавшим большое влияние на зарождающуюся область детской психологии.

Уильям Штерн родился и жил в Берлине. Уильям получил докторскую степень в 1893 году. Он преподавал в университете Бреслау.

Научная деятельность

Этот ученый, как известно, работает в области дифференциальной психологии. При написании монографий он уделял особое внимание развитию речи. Все языковые данные стали основой для изучения интеллекта. Позже Штерн понял, что языковые данные и интеллект ребенка оказывают очень сильное влияние на отношения, которые он развивает с другими детьми. Он также изучал детское воображение и его значение. В целом, Штерн был сторонником персонализма. Подводя итог, можно сказать, что этот немецкий ученый изучал психологию личности, общую, образовательную и юридическую психологию. Стоит отметить, что он сделал много открытий, которые очень важны для полного понимания и восприятия человеческой природы.

Стерн был активен в этой области:

  • Персоналистическая психология.
  • Дифференциальная психология
  • Детская и школьная психология
  • Юридическая (судебная) психология
  • Философия
  • Основал Институт прикладной психологии
  • Обнаруживает и деконструирует концепцию IQ

Научная работа Штерна в области персоналистической психологии

Если рассмотреть его труды в области персоналистической психологии, то можно сказать, что он смог определить психологию как совокупность знаний о человеке, который имеет определенный опыт и способен его накапливать.

Штерн исследовал личность как некую центральную фигуру. Он изучал человека и считал его чем-то уникальным, целым, живым и целеустремленным. Каждый человек был для него главным, настоящим, самодостаточным по своей природе. Она была почти полностью открыта для всего мира.

Стерн считал, что личность создает только определенный контекст смысла. Именно в этом контексте психика человека и все ментальные процессы обретают свой истинный смысл.

Стерн утверждал, что развитие личности не является процессом механического обмена информацией между человеком и его окружением.

Личное развитие — это готовность использовать ценности, которые предоставляет внешний мир.

Штерн подчеркнул ценность и важность воли, которая является сознательной концепцией намерения.

Другие научные достижения Штерна

Стоит отметить, что в 1897 году Штерн изобрел тональный вариатор. Этот прибор помог ему расширить возможности в изучении восприятия звука человеком.

Стерн предложил концепцию IQ. Он также проводил тесты на разведку. Этот коэффициент рассчитывался как соотношение умственного и хронологического возраста. Кроме того, психолог смог разработать теорию одаренности. С помощью тестов начали проверять профессиональную ориентацию, что позволило отобрать одаренных детей.

В области детской и школьной психологии Штерн изучал формирование языка у детей. Немецкий психолог обнаружил, что дети, которым больше года, начинают понимать, что у каждого предмета есть свое название. Он выделил центр исследований, который являлся процессом формирования целостной личности ребенка. Когда у него появился первый ребенок, он начал записывать все необходимые результаты, которые появляются при наблюдении за психологическим развитием собственных детей. Эти записи легли в основу его двух монографий. Психолог обнаружил, что в процессе формирования языка у детей было пять основных этапов. Он также смог выявить моменты, имеющие большое значение для развития языка у детей.

В юридической (судебной) психологии Штерн стал известен своими исследованиями правдивости показаний и судебных разбирательств. Он отметил, что все воспоминания, о которых говорят свидетели, иногда могут быть ложными. Он также отметил, что эти показания могут в значительной степени зависеть от времени.

В философии этот ученый открыл и сформировал концепцию персонализма. Эта концепция представлена как всеобъемлющее мировоззрение, основанное на различии между человеком и вещью. В этой теории психолог попытался объединить естественные и гуманитарные науки. Он также хотел объединить разум и тело, причинную связь и телеологию. Ученый рассматривал мир как иерархию личностей. Он считал, что личность характеризуется своей внутренней активной и целеустремленной целостностью. И вещь представлена как набор частей, которые были определены извне. Человек может что-то ценить, но вещь можно только ценить. Более того, человек по своей природе ценен, а вещь — нет.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871–1938) получил образование в Берлинском университете. Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность – самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов – наследственности и среды – в психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, характерных для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т. е. к сохранению врожденных особенностей каждого индивида, прежде всего индивидуального темпа развития.

Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам. Штерн также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования. В частности, он усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, созданные А. Бине, предложив измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития – IQ.

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла открытию новой формы мышления – наглядно-схематического, или модельного.


Штерн Вильям Льюис (William Lewis Stern) (1871-1938) — немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Оказал большое влияние на зарождающуюся юридическую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине.

Штерн родился в Берлине. В 1893 получил степень доктора философии в Берлинском университете. Преподавал в Университете Бреслау с 1897 по 1916. В 1916 назначен профессором психологии в Гамбургском университете, и оставался в этой должности вплоть до 1933, одновременно будучи директором Психологического института при данном университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем в 1934 — в США, где получил должность профессора в Дьюкском университете и оставался в этой должности вплоть до своей смерти.

В 1902 г. появилась работа Штерна, обратившая на себя всеобщее внимание. В этой работе делается попытка использовать общие положения науки психологии и выработанные ею методы — для изучения вопросов, относящихся к области судебного следствия — к показаниям свидетелей. Таким образом, юридический мир неожиданно получил научную помощь от представителя науки психологии.

Штерн исходил из следующего положения: чтобы установить, может ли воспоминание дать точную копию прошедшего, необходимо иметь возможность проверить свидетельское показание путем сопоставления, путем, так сказать, очной ставки между объективной действительностью и воспоминанием свидетеля об этой действительности. Для этого надо получить свидетельские показания о таких предметах или событиях, которые не исчезают бесследно, как это имеет место в реальной жизни, а которые во всякое время могут быть повторены и, будучи фиксированы, могут быть сопоставлены и сравниваемы с показанием.

Штерн провел целый ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение природы свидетельских показаний. Задачей своих экспериментов он ставил не изыскание научно обоснованных приемов получения показаний как это делал А.Бинэ, а установление степени достоверности показаний. Опираясь на свои данные, В.Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку "забывание есть правило, а воспоминание - исключение". Итоги своего исследования В.Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, они вызвали большой интерес в юридических кругах многих стран Европы. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию памяти. По этой концепции память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду узко эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, ее гордости, тщеславию, честолюбию и пр.

Опыты Штерна привлекли к себе внимание широкого круга исследователей. Подобные опыты, с теми или иными различиями, были повторены в разных местах и разными исследователями: Бине, Вешнером, Минеманом, Борстом, Дугалем, Елистратовым, Завадским и др.

Оценка экспериментов Штерна наиболее точно сформулирована в следующем высказывании А.В.Завадского и А.И.Елистратова:

Большое внимание Штерн уделял вопросам внушающего воздействия на свидетеля. Исследуя этот вопрос, Штерн пришел к заключению, что "субъективная искренность" не гарантирует "объективную правдивость". Он выяснил, что наводящие вопросы значительно искажают показания свидетелей.

После появления первой монографии Штерна, с описанием произведенных им опытов, значение их сделалось настолько очевидным и необходимость дальнейших опытов в этом направлении настолько была сознана, что с 1903 г. в Германии начал издаваться под его редакцией специальный журнал под названием "Beiträge zur Psychologie der Aussage" (Доклады по психологии показаний), поставивший себе целью — содействовать накоплению опытов в сколь возможно большем количестве и с наибольшим разнообразием методов и объектов, — для того, чтобы обеспечить возможность широких и разносторонних выводов в области, так сказать, переоценки ценностей свидетельского показания. В 1908 г. этот журнал был заменен на другой - "Zeitschrift für Angewande Psychologie" (Журнал прикладной психологии), охватывающий более широкий спектр психологических проблем, в том числе и юридической психологии.

Деятельность Вильяма Штерна в изучении психологии свидетельских показаний оказала неоценимую роль для развития юридической психологии. Именно с его работ начинают отсчитывать современный, научный этап ее развития.

Основные труды:

Психология свидетельских показаний // Вестник права, 1902, № 2, 3.

Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях. 1910.

Воспоминания и показания в раннем детстве // Педагогическая психология, 1911, кн. 8.

Воспоминания, показания и ложь в раннем детстве, - Спб., 1911.

Дифференциальная психология. 1911.

Язык детей. 1907.

Личность и вещь. 1906—1924.

The Psychological Methods of Intelligence Testing. 1912.

General Psychology from the Personalistic Standpoint. 1938.

Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997.

Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1998.

Родился в 1871 г. в Берлине. Образование получил в Берлинском университете, где изучал филологию, философию и психологию. В 1897 г. последовал за Г. Эббингаузом в Университет Бреслау. На протяжении 18 лет Штерн и его супруга постоянно наблюдают за психическим развитием своих троих детей. Результаты этого ис­следования были отражены в двух монографиях, опубликованных в 1907 и 1909 гг. Эти и другие исследования делают Штерна одним из наиболее значительных в XX в. исследователей психического развития детей. В опубликованной в 1900 г. книге, посвященной индивидуальным различиям, он закладывает основы дифферен­циальной психологии. После переезда в Гамбург в 1916 г. активно изучает талантливых детей, разрабатывает психологические тесты, ведет другие исследования. В 1934г., после прихода в Германии к власти нацистов, вы­нужден эмигрировать из страны. Ненадолго остановившись в Голландии, перебирается в США. Умер В. Штерн в 1938 г. в Дурхаме (Северная Каролина).

Годы Месяцы
VII (базовый уровень)
VIII
IX
X
XI
Всего 98

Получается, что умственный возраст равен 8 годам и 2 месяцам. Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим.

Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораз­до большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн (1912) предложил определять не абсолютную меру интеллекта — разность, а от­носительную.




Родился в 1871 г. в Берлине. Образование получил в Берлинском университете, где изучал филологию, философию и психологию. В 1897 г. последовал за Г. Эббингаузом в Университет Бреслау. На протяжении 18 лет Штерн и его супруга постоянно наблюдают за психическим развитием своих троих детей. Результаты этого ис­следования были отражены в двух монографиях, опубликованных в 1907 и 1909 гг. Эти и другие исследования делают Штерна одним из наиболее значительных в XX в. исследователей психического развития детей. В опубликованной в 1900 г. книге, посвященной индивидуальным различиям, он закладывает основы дифферен­циальной психологии. После переезда в Гамбург в 1916 г. активно изучает талантливых детей, разрабатывает психологические тесты, ведет другие исследования. В 1934г., после прихода в Германии к власти нацистов, вы­нужден эмигрировать из страны. Ненадолго остановившись в Голландии, перебирается в США. Умер В. Штерн в 1938 г. в Дурхаме (Северная Каролина).




Годы Месяцы
VII (базовый уровень)
VIII
IX
X
XI
Всего 98

Получается, что умственный возраст равен 8 годам и 2 месяцам. Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим.

Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораз­до большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн (1912) предложил определять не абсолютную меру интеллекта — разность, а от­носительную.

Читайте также: