История появления подсвечника кратко

Обновлено: 30.06.2024

Несколько столетий назад подсвечники и канделябры были обычными предметами в любом доме. В эпоху электрических лампочек, у них появилось совсем другое значение. Антикварный кованый предмет – украшение для дома. Это признак высокого вкуса, утонченности и эстетики. А уж о той атмосфере волшебства, которую дарит приглушенный свет свечи, можно и не упоминать.

Канделябр – это тоже подсвечник, но только с характерным дизайном. У него есть несколько разветвлений, из-за них в одну подставку можно поставить сразу несколько свечей.

фото. подсвечник со вставкой из стекла

Как и любой культовый предмет , подсвечники имеют интересную историю.

Что мы знаем о появлении подсвечников

Истории появления уходит в самую глубину веков, когда наши предки ютились в пещерах вокруг костров. Первые свечи появились еще во времена каменного века. Тогда в качестве подставки для свечей использовали углубления в пещерах и камнях, а свечи делали из жира животных. Как видите, с тех пор многое изменилось. Из века в век форма молниеносно эволюционировала. Их начали делать из камней, кусков металла, дерева и других средств. Но вскоре стал самый главный вопрос – о внешнем виде.

Первый красивый подсвечник: где он родился

Есть одна интересная легенда, с которой связано появление первого подсвечника, внешний вид которого напоминает современные декоративные образцы.

Жители Египта верили в бога Солнца Ра, который пришел в самые тяжелые времена, чтобы помочь народу выжить. Впервые он появился из цветка лотоса, в котором горело пламя. В честь него египтяне начали делать подсвечники в форме этого цветка. Их делали из тростника, глины и дерева, а верхушку украшали листьями. Использовали такие подсвечники не только как светильники, но и в качестве важных предметов для ритуалов.

Кроме египтян, первыми, кто стал делать необычные подсвечники, были этруски. Они изготавливали высокие держатели для свечей из бронзы. А многие предметы были сделаны в форме лап животных.

Первые канделябры встречаются в культуре этрусков. Тогда они представляли собой подставки из дерева или металла, высотой 1, 6 метров. Стержень закреплялся на специальную ножку, выполненную в форме звериной лапы. А в верхней части закреплялась розетка с 4 подсвечниками.

канделябр

фото. старинные канделябры

Старинные подсвечники в Древней Греции и Индии

В магазине "Антикзон" вы увидите интереснейшие виды антикварных канделябров в греческом стиле. Известные мифологические персонажи, боги, виноградные листья и орнаменты – все это станет украшением гостиной или спальни. Греческий стиль – бессмертен. Гармония форм, глубокий символизм, тонкие линии вызывают восхищение как у коллекционеров, так и у любителей редких антикварных подсвечников.

Но несмотря на греческий сюжет, много канделябров выполнены мастерами 19 в. из бронзы. Греки изготавливали подсвечники из красной и белой глины, затем предметы обжигались и покрывались глазурью.

Фото. подсвечник старинный в форме змеи

Подсвечники во времена Средневековья

В Средневековье подсвечники и канделябры из металла использовались в основном в храмах и богатых домах. В обычных домах люди ставили свечи в обычные тарелочки из керамики. В 19 веке мода на простые подсвечники в форме блюдца снова вернется.

Канделябры в эпоху Возрождения

Переворотным моментом в создании подсвечников стала эпоха Возрождения. Тогда значимость красоты окружающих предметов стремительно взлетела вверх. Люди стали придавать большое значение убранству, а вместе с ним и украшению аксессуаров. В эпоху Возрождения канделябры окончательно приобрели свою декоративную значимость, став популярным украшением. Мастера стали декорировать их фигурами людей, животных, греческих богов, цветочными орнаментами. А с 14 по 17 век медные подсвечники появились во всех богатых домах.

подсвечник антикварный

Фото. Старинные подсвечники с посеребрением

Для производства предметов использовали более качественные материалы. Наибольшей популярностью тогда пользовалась бронза. Благодаря прочности и стойкости к высоким температурам из нее стали создавать искусные утонченные подсвечники и канделябры. Также предметы создавали из металла, латуни, серебра и даже золота. Ими украшали не только покои и залы дворцов, но также площади и улицы.

Подсвечники стали интересны для многих художников и скульпторов. Их украшали рельефной резьбой, скульптурными композициями, драгоценными камнями. В качестве мотивов рисунка часто использовались библейские и мифологические мотивы, пейзажи, ангелы и вензеля.

Одними из самых роскошных предметов тех времен считаются фарфоровые подсвечники, украшенные позолотой и рисунками. Такие предметы могли себе позволить только королевские семьи и известные люди.

Подсвечники в 18 веке

В этот период были популярны подсвечники, выполненные в форме тюльпанов. Изготавливали их из серебра или золоченой бронзы. В качестве украшений часто использовались флористические орнаменты – один из самых известных мотивов в искусстве во время правления Людовика 15. А формы подсвечника прямо копировала линии цветка: у основания красовались листья, стержень имитирует гибкий стебель, чашка напоминает раскрытый бутон.

подсвечник тюльпан

Фото. Старинный подсвечник-в форме тюльпана

фото. антикварный подсвечник в форме Лозы

В конце 18 в. на смену цветочных орнаментам пришли простые симметричные формы. Чаще всего в это время использовались невысокие подсвечники с незамысловатым декором в виде чередующихся бус и линий, напоминающие колонны. Они рассчитаны на одну свечу и располагаются на крепком круглом или квадратном основании. Такая же стилистика подсвечников была актуальна и в начале 19 в.

Кроме подсвечников-тюльпанов и колонн, в 18 в. делали подсвечники и канделябры из фарфора. Чаще этот материал использовали в качестве вставок в серебряных и бронзовых держателях свечей. Но есть отдельные предметы, выполненные полностью из фарфора.

Также 18 век интересен тем, что в это время канделябры стали делать не только из дорогих металлов, но также из железа. Обычно железные держатели свечей применялись для освещения улиц и площадей.

Фото. Подсвечник антикварный в форме колонн

Как изменились подсвечники с 19 века

Эпоха Возрождения запомнилась тем, что канделябры изготавливались с роскошью и требовали затрат. Поэтому позволить такие предметы в декоре себе могли только богатые люди. 19 век стал своего рода революционным, так как подсвечники стали делать не только из бронзы и благородных металлов, но и из чугуна. У этого металла есть много преимуществ: прочность, надежность, а главное, доступная цена. Подсвечники приобрели популярность и среди обычных людей, ведь чугунный предмет мог позволить себе каждый.

К середине 19 в. искусство производство подсвечников обретает новые формы. Предметы начинают делать из мрамора и алебастра. А уже спустя несколько десятилетий начинается новый пик моды: подставки для свечей делают из прозрачного и цветного стекла, хрусталя и мрамора. Канделябры и более высокие подсвечники использовались либо в качестве украшений для интерьера, либо во время ужина.

подсвечник блюдце

фото. подсвечник антикварный в виде блюдца

Внимания заслуживает подствечник начала 20 века Max Le Verrier. Это очень редкий предмет, выполненный по модели известного скульптора Макса Ле Веррье. Основание подсвечника выполнено в форме вытянутого блюдца с рельефом раковины.

Фото. подсвечник антикварный Макса Ле Веррье

В ту же эпоху во Франции стало популярных делать стержни свечей и канделябров в виде человеческих фигур. Чаще всего в качестве образа использовались женщины в античных одеждах, древние египтяне, мифические персонажи. Иногда фигуры возвышались на мраморных основаниях, а в их руках можно было увидеть канделябр, украшенный виноградной лозой или другими орнаментами. Часто в старинных подсвечниках можно найти целый мифический сюжет, с проработкой всех деталей и символизма.

Фото. старинный подсвечник-женская фигура

Фото. подсвечник старинный Вакх и Ариадна

Интересно, что во второй половине 19 в. на смену античных девушкам пришли пухлощекие амуры, держащие в руках цветы-подставки для свечей. А еще кроме людей чаще стали использовать фигурки лошадей, драконов и птиц разных видов. Среди популярных мастеров, создающих подсвечники с зооморфными мотивами стоит упомянуть Антуана-Луи Бари.

антикварный подсвечник амур

фото. антикварный подсвечник Амур

Особенно изысканным считается скульптурное изображение на канделябрах дельфинов. Интересно, что такая мода во второй половине 19 в. часто использовалась и в других предметах интерьера, а также в садово-парковой архитектуре. Свою актуальность тенденция украшать разные предметы дельфинами получила сначала во Франции. Затем она распространилась и в России, где дельфинов часто любили изображать такие известные мастера, как Карл Фаберже и Феликс Шопен. Подсвечник в форме дельфина очень редкая искусно выполненная модель, изготовленная во Франции в середине 19 в. Она выполнена из бронзы с цветным патинированием. Основание сделано в форме шестигранной звезды, а стержень в виде дельфина. Подсвечник относится к стилистике рококо и станет хорошим пополнением для коллекции антиквариата.

старинный подсвечник дельфин

В целом, 19 век характеризуется пиком разнообразия подсвечников и канделябров. Популярны были стили рококо, ампир, ренессанс. Много антикварных подсвечников в нашем магазине датируются именно 19 веком. Среди них вы найдете образцы из Франции, Англии и Германии.

Основные виды подсвечников сегодня

Как видите, с момента появления самого первого подсвечника по сегодняшний день предметы претерпели много изменений. Из простых каменных подставок под свечи они превратились в произведения искусства. И несмотря на то, что эпоха свечей уже давно позади, старинные подсвечники и канделябры ценятся все больше.

Есть несколько видов старинных подсвеников:

подсвечник старинный из фарфора

фото. старинный Фарфоровый подсвечник

Несколько советов по выбору подсвечников и канделябров для интерьера

Красивый антикварный канделябр станет украшением практически в любом стиле: от лофта до винтажа. Особенно роскошно он сочетается вместе с камином, хрустальными люстрами, натуральной деревянной мебелью. Кстати, совсем не обязательно при этом использовать свечи. Канделябр – это отдельный предмет интерьера.

Чтобы выбрать старинный канделябр для украшения интерьера, стоит руководствоваться общим стилем оформления помещения. Например, в зале, оформленном в стиле барокко, хорошо будет смотреться подсвечник с фигурами людей, животных, а также растительным орнаментом.

Фото. старинный подсвечник- растительный орнамент

Фото. старинный хрустальный подсвечник

Фарфоровые и керамические подсвечники впишутся в классический и современный интерьер.

Кстати, для ультра-современных направлений, таких как хай-тек, минимализм и модерн, старинный канделябр тоже может стать оригинальным украшением. Многие дизайнеры отмечают, что иногда яркий контрастный элемент из другого жанра смотрится очень креативно и лаконично. В любом случае не бойтесь экспериментировать. В нашем магазине антиквариата вы сможете купить подсвечник или канделябр довольно разных стилистик, размеров и форм.

Роль канделябров в декоре сегодня

Со времен появления электричества первоначальная роль подсвечников потеряла свою актуальность. Однако эти прекрасные изделия буквально возродились, заняв почетное место в украшении наших домов. Их все чаще используют в оформлении интерьеров, для стилистических фотосессий, во время семейных застольев, романтических свиданий и просто для красоты.

подсвечники антикварные

Фото. подсвечники старинные

Обратите внимание на подсвечники 19 века. Они способны в миг преобразить даже самый простой классический интерьер. А уж для дизайна в стиле рококо или ампир такой атрибут - буквально находка. Если вы думаете сделать яркий акцент в интерьере, удивить своих гостей или просто пополнить коллекцию антиквариата, рекомендуем присмотреться к каждому подсвечнику в нашем каталоге. Возможно, именно здесь вы найдете то, что давно искали.

Подсвечники и канделябры купить в Антикварном магазине Антикзон

Когда люди еще не владели секретами мироздания, у них был огонь. До изобретения электричества и появления первой в мире лампочки, жилища освещали свечи. Немудрено, что подсвечники в те времена были широко распространены. Но шли столетия, технологии совершенствовались, и постепенно подсвечники утратили свою практическую ценность. Зато они остались в ходу в качестве украшений для дома.

Как вы уже могли догадаться, сегодня мы хотели бы рассказать вам о таком древнем предмете интерьера как подсвечники.

Подарок Солнечного бога

Первые свечи появились еще во времена каменного века, когда наши предки были вынуждены ютиться в пещерах. Свечи делали из жира животных. Подставками для них служили камни и куски дерева. Тогда никто не думал об эстетике и внешнем виде изделий – у древнего человека не находилось свободного времени для подобных размышлений.

Первые красивые подсвечники берут свое начало в Древнем Египте. Их можно считать родоначальниками современных изделий.

Они создавали подсвечники в форме этого цветка, таким образом выражая почтение и поклонение великому божеству. Подсвечники мастерили из подручных средств: тростника, глины и дерева. Верхушку украшали листьями. Использовали эти изделия не только в качестве светильников, зачастую они играли важную роль в религиозных ритуалах.

Первые канделябры и подсвечники в других странах

Египтяне были не единственными, кто уделял внимание дизайну своих подсвечников. Например, этруски придумали канделябры. Они изготавливали держатели для свечей высотой чуть более полутора метров.

В качестве материала для изделий чаще всего выступала бронза. Многие фигуры отливались в форме конечностей животных – стержень устанавливался на специальную ножку, выполненную в виде звериной лапы. А в верхней части закреплялась розетка с 4 подсвечниками.

В Древней Греции подсвечники изготавливались из красной и белой глины, а затем обжигались. Для продления срока службы, а также придания изделию более опрятного вида, их покрывали слоем глазури.

В Индии, например, при изготовлении подсвечников в ход шли слоновая кость и сахарный тростник. Металлы вроде олова, золота и бронзы получили широкое распространение в производстве подсвечников к наступлению XVI – XVII веков.

Эпоха Возрождения

В Средневековье подсвечники чаще всего можно было встретить в храмах и домах богачей. Но именно в период Ренессанса мастера сумели по-настоящему раскрыть декоративный потенциал подсвечников.

Не только ремесленники, но художники и скульпторы начали проявлять неподдельный интерес к этому предмету интерьера. Подсвечники украшали рельефной резьбой, скульптурами, драгоценными камнями и роскошными орнаментами. Благодаря неповторимому дизайну и тонкой работе, они, как и многие другие предметы быта, превращались в настоящие произведения искусства.

В моду входили самые разные фигурные канделябры и подсвечники :

  • Мастера декорировали их статуэтками людей, животных, греческих богов, цветочными орнаментами.
  • Широкое распространение приобрели изделия, покрытые позолотой, украшенные рисунками, ангелами и вензелями.

XIX век и новые материалы

Появление новых технологий и расширение спектра материалов для изготовления внесли свой вклад в развитие производства подсвечников. В XIX веке чугун приобрел большую популярность из-за своей дешевизны. Кованное железо также было востребовано. Мрамор и алебастр дополнили список материалов к середине XIX века. Во второй же половине столетия при создании подсвечников начали использовать и более хрупкие материалы:

  • прозрачное и цветное стекла,
  • хрусталь,
  • фарфор.

Мода тоже менялась: внешний вид изделий утрачивал былую помпезность и вычурность, дизайн становился более лаконичным. Теперь популярностью пользовались небольшие подсвечники с широким поддоном в виде блюдца и ручкой. Такая конструкция не позволяла воску стекать на другие поверхности, так как он собирался в специальном поддоне.

истор подсв

Несколько столетий назад свечи служили самым популярным и удобным способом освещать помещение, а подсвечники были необходимы для того, чтобы надежно держать горящую свечу и при необходимости переносить ее. Хотя подс тавки появились не сразу с изобретением свечей, их изобретению предшествовала целая история.

Сначала их использовали сугубо как держатели и для изготовления брали любой подходящий материал - дерево, камни и металл. Внешний вид сначала был отодвинут на второй план. Со временем люди начали придавать значение эстетическому виду предмета, появились ценители красоты и подсвечники стали еще и предметом искусства.

История появления подсвечников

Подставки выглядели весьма внушительно. Чаще всего они держались на металлическом треножнике или на круглой массивной стойке. На самом верху предмета были небольшие подставки в виде чашечек для свечей. Делали их с несколькими гнездами, количество зависело от предназначения подставки. Для дома использовали декоративные подсвечники, в которые помещались две-три свечки, для больших помещений необходимо было больше света, соответственно и держатели для них были больших размеров.

Особенно роскошными эти аксессуары делали в эпоху Возрождения. Их основание украшали листьями, орнаментами, и различными фигурками. К нашему времени дошли бронзовые подсвечники того времени, которые сейчас хранятся в Венеции. Когда зарождался стиль рококо, популярность обрели фарфоровые изделия, их украшали вензелями, покрывали позолотой, изображали ангелов или рисунки, которые передавали сельские пейзажи, словом, все что было присуще тому времени

В XVIII столетии канделябры начали изготавливать из метала, зачастую брали железо. Тогда они имели несколько игривые формы в стиле рококо и освещали залы, улицы и площади. Подставки для освещения изготавливали из золота, серебра, бронзы и латуни. А еще позднее, в XIX веке, канделябры стали лить из долговечного и недорогого чугуна.

Есть и другая версия происхождения этого предмета. Одна из легенд древнего Египта гласит, что во времена хаоса и бедствий из неоткуда возник холм, а не его вершине вырос цветок лотоса невиданной красоты. Когда лепестки распустились, в центре цветка люди увидели пламя и так встретили бога Солнца Ра. С тех пор народ Египта начал изготавливать подсвечники в виде лотоса. Люди верили, что этот предмет способен защитить их от злых сил и подарить силу.

Потом это изобретение распространилось и на другие страны, но уже со своими коррективами. Например, в Древней Греции подставки делали из глины, а для придания опрятного внешнего вида покрывали их лаком. У разных народов можно было встретить аксессуары из дерева, сахарного тростника, камней и даже из слоновой кости.

Позже материалом стали служить мрамор и алебастр. Такие изделия использовали только для освещения церквей и домов богатых людей. Спустя еще несколько десятилетий канделябры научились делать фарфоровые, хрустальные, а также из цветного и прозрачного стекла. Их стиль и материал, из которого они изготавливались, соответствовали моде того времени.

Если нужно было передвигаться с пламенем, использовали подставки небольшого размера и высоты, с ручкой и с широким поддоном-блюдцем, которое собирало капли воска. Высокие габаритные изделия с несколькими гнездами для свечей использовали письменном столе и во время трапезы. Также существовали аксессуары совсем маленького размера для туалетных столиков.

Использование канделябров в наше время

Во все века декоративные подсвечники разделяли на типы в зависимости от материала, из которого они были сделаны. К нашему времени дошли такие виды этих аксессуаров:

Кованые изделия наиболее популярные, поскольку они прочные, надёжные, а также имеют великолепный внешний вид. Дизайнеры интерьера используют их с большим успехом для придания помещениям особого стиля. Такие аксессуары отлично вписываются в дома, где в оформлении преобладает энтостиль. Они способны создать атмосферу торжественности и праздника. Канделябры из керамики подходят для всех помещений и случаев. Чаще всего их используют на обеденных столах и в качестве аромалампы.

Со времен появления электричества подставка служит нам исключительно как предмет декора, мы воспринимаем его как символ древности, романтики, вдохновения. Хотя этот аксессуар уже перестал служить источником света, но, тем не менее имеет ряд других функций в современном мире. Специалисты из техники Фэн-шуй, а также психотерапевты рекомендуют иногда зажигать в доме свечу, поместив ее в изящную подставку.

Существует утверждение, что так называемый живой огонь благоприятно влияет на здоровье человека, способствует расслаблению организма, приводит в порядок мысли, снимает стресс, приближает к природе. В современном мире, где преобладают технологии, очень важно сохранить связь с первозданным миром. Именно поэтому нужно иметь в доме несколько свечей и керамические или бронзовые подсвечники.

Их можно использовать по случаю семейного праздника, например, на Новый год или Рождество, а также зажигать для создания романтичной атмосферы. Также, имея такой предмет и свечи с натуральными маслами, можно устроить дома сеанс ароматерапии, что способствует расслаблению и снимает усталость за весь день.


Подсвечник — это, по большому счету, приспособление, куда помещается свеча. Основное предназначение подсвечника — удерживать горящую свечу, чтобы она более-менее ровно освещала помещение, а также чтобы свеча не упала и не натворила бед.

Это, пожалуй, самый первый осветительный прибор в истории человечества. Лучинка, воткнутая в какую-нибудь каменную расщелину — уже подсвечник. Глиняная плошка с плавающим в жире фитильком — тоже подсвечник. Ну, а о тех подсвечниках и их разновидностях, о которых мы читали в книжках, которые видели в кино (а некоторые из читателей, что постарше, пользовались ими собственноручно) и говорить не приходится. Подсвечник — вещь заслуженная. Не зря он пережил века и тысячелетия и дожил до наших дней.

9k text-align:center;
Z

В настоящее время подсвечники во всех их разновидностях уже не служат своему основному предназначению — освещению помещений. Сейчас они используются большей частью как декоративное украшение или как особенность интерьера…

9k text-align:center;
9k text-align:center;
9k text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z

Широкое применение подсвечник нашел у древних славян и у других народов. И общем и целом, подсвечник во всех мыслимых разновидностях был незаменимым предметом вплоть до изобретения и широкого распространения электричества — то есть, до конца 19-го начала 20-го века. Подсвечниками и их разновидностями — канделябрами и люстрами освещались жилища простолюдинов и знати…

2Q= text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z

Стекло. Это — самый поздний (и самый дешевый) материал. Обычно такие подсвечники изготавливаются из цветного стекла. Но и из прозрачного стекла — тоже.

Разновидности подсвечников и их применение

9k text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
9k text-align:center;
9k text-align:center;
9k text-align:center;
Z

Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.

9k text-align:center;
Z

Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.

Z

Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…

Читайте также: