История политической мысли казахстана кратко

Обновлено: 07.07.2024

Термин государственно-правовая система подразумевает связь и неразрывную целостность таких институтов как государство и право. Так, государство прямо или опосредованно устанавливает и санкционирует правовые нормы, охраняет их и применяет принуждение при их нарушении, право – непосредственно влияет на государство через конституционные или иные нормы, упорядочивая политические отношения в обществе.

Работа содержит 1 файл

История политической мысли Казахстана.docx

История политической мысли Казахстана

Провозглашение в 1991 г. государственной независимости поставило перед Казахстаном ряд сложных проблем, среди которых – формирование государственных структур и создание правовой базы для политических и экономических реформ.

Государство и право как особые институты, регулирующие общественные отношения возникли на территории Казахстана еще до новой эры.

На протяжении тысяч лет политические и правовые системы, созданные предками казахов известных в истории под различными этнонимами, формировались, изменялись, сменяя друг друга. На закономерный характер этих процессов оказали влияние особенности кочевого способа хозяйствования и уклада жизни.

Государство и право изучаются целым рядом дисциплин: теорией государства и права, историей, политологией, социологией, отраслевыми юридическими науками, но при едином объекте исследования, каждая из дисциплин имеет свой предмет, т.е. круг изучаемых явлений, институтов и учреждений.

Предметом истории государства и права Казахстана являются:

процесс происхождения и развития государственно-правовых систем, место и роль государства и права в жизни общества в различные периоды истории;

особенности форм и содержания элементов государственно- правовых систем, обусловленные спецификой кочевого способа производства.

Термин государственно-правовая система подразумевает связь и неразрывную целостность таких институтов как государство и право. Так, государство прямо или опосредованно устанавливает и санкционирует правовые нормы, охраняет их и применяет принуждение при их нарушении, право – непосредственно влияет на государство через конституционные или иные нормы, упорядочивая политические отношения в обществе.

Развитие государственно- правовых систем на территории Казахстана во времени изучается историей государства и права.

Методы исследования. Метод это ключ к пониманию какого-либо явления или процесса, определенная последовательность действий, приемов, операций для достижения целей исследования. Метод подразделяется на подход, определяющий основной путь решения задачи и принцип, выражающий конкретное содержание метода, т.е. средство реализации подхода. Методы, использующиеся в изучении истории государства и права подразделяются на следующие группы: общефилософские методы, к которым относятся диалектический и метафизический методы;

общенаучные методы, к которым относится исторический, раскрывающий движение объекта исследования во времени, логический метод, раскрывающий внутреннюю суть явлений, системный метод, заключающийся в рассмотрении объекта как системы, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи;

специальные методы, к которым относятся специально- исторические и специально-правовые методы, в том числе историко- генетический, т.е. последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности во времени; историко-сравнительный, т. е. раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе сравнения (по сходству и различию присущих им свойств); историко-типологический метод, т.е. выделение единого, присущего многообразию тех или иных сочетаний единичного; историко-системный, заключающийся в рассмотрении как системы самого исторического процесса, состоящего из элементов – ситуаций и событий и т.п.

конкретно-проблемные или частные методы, направленные на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности.

Совокупность различных методов, применяемых при изучении объекта, составляет методику историко-правовой науки.

История государства и права тесно соприкасается с гражданской историей и теорией государства и права. От гражданской истории ее отличает то, что она изучает лишь политико-правовой аспект, от теории государства и права то, что объект изучения рассматривается во времени.

Значение истории государства и права Казахстана заключается в том, что она выявляет и обосновывает закономерности развития государственно-правовых систем, что позволяет не только анализировать и адекватно объяснять существующие ныне аспекты политико-правовых отношений, но и прогнозировать их развитие в будущем.

Обзор источников и историография истории государства и права Казахстана.

Источники подразделяются на археолого-этнографические, устные и письменные. Изучение источников дает богатейший материал для реконструкции прошлого. Для создания объективной картины прошлого необходимо комплексное изучение и сопоставление данных всех видов источников.

Археолого-этнографические источники дают нам информацию о древнем и средневековом периоде, устные – генеалогические и этногенеалогические предания казахов во многом заменяли письменную историю, а также несут в себе важный информативный материал. Но самую большую и бесценную группу источников образуют письменные. Это труды китайских, персидских, античных авторов, путешественников, ученых, дипломатов, надписи на камнях, русские летописи, исторические трактаты средневековых ученых.

Историография это история исторической мысли. Изучение истории государства и права Казахстана началось еще в XVIII в. особый интерес у исследователей вызывало обычное право казахов и особенности потестарного и государственного устройства казахского ханства.

Новый период в изучении истории государства и в особенности обычного права казахов, начался в середине XIX в. Это связано с завершением процесса включения Казахстана в состав Российской империи и необходимостью внедрения российских институтов управления и судебного устройства. Изучением проблемы занимались Ч.Валиханов, И.Колов, Н.Максимов, Ф.Усов, Ф.Леонтович, И.Крафт и др. к началу ХХ в. относятся работы Я.Гурлянда, А.Добромыслова, Л. Словохотова. Авторов интересовали проблемы живучести обычно-правовых норм в казахском обществе, возможности их приспособления к имперской правовой системе.

Вопросы генезиса государственности на территории Казахстана в этот период изучались в основном историками – востоковедами Ч.Валихановым, Н.Березиным, В.Тизенгаузеном. Ими проанализированы структура управления и особенности государственного устройства Золотой Орды (Улуг-Улуса). Генезис государства в древности и раннем средневековье стал объектом исследования выдающегося русского востоковеда Н.Аристова. В изучении этих проблем большое место занимают труды В.Бартольда, обосновывавшего возможность возникновения кочевых государств в связи с имущественным расслоением. Для всех исследователей было характерно мнение о невозможности для кочевников самостоятельно создать государственность, возникающую якобы только при завоевании оседлых стран.

В 20-30 – х годах ХХ века начинается новый этап в изучении истории государства и права Казахстана. Разработка Б.Владимирцевым и С.Толстовым теории возможности достижения кочевниками феодальной стадии развития привела к признанию самостоятельного генезиса государственности у кочевых народов в форме феодального государства.

В этих изданиях временем зарождения государственности в Казахстане признан рубеж новой эры, период существования государств усуней и кангюев.

Большой вклад в изучение истории государственности внесли Н.Аполлова, Е.Бекмаханов, С.Ибрагимов, Б.Ахмедов, Б.Юдин и др. Особое внимание было уделено проблеме присоединения Казахстана к России.

Большую роль в углублении историко-правовых исследований сыграли работы С.Зиманова, К.Жиренчина, г.Сапаргалиева, С.Сартаева, А.Таукелева, М.Имашева, С.Ударцева, Н.Ахметовой и др.

В настоящее время процесс изучения политической и правовой организации обществ, существовавших на территории Казахстана в прошлом продолжается, начата работа по публикации материалов по обычному праву казахов.

В целом, несмотря на проделанную работу, остается ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. Так, актуальной остается проблема существования государственности у кочевников, формационной характеристики общества Казахстана в древности и средние века.

Периодизация есть крупное обобщение хода истории по определенным временным отрезкам на основе их внутренней связи. Отсутствие четкой периодизации усложняет понимание процессов развития государственно-правовых систем. Периодизация носит характер условности и важную роль здесь играет выбор критерия периодизации, т.е. общего признака, изменение которого отличает один переход от другого. Такими критериями могут выступать изменение типов государств, форм правления и форм государственного устройства, развитие системы норм права; международная правосубъектность государств, располагавшихся на территории Казахстана. Основываясь на этих критериях, Еркин Абиль выделяет следующие периоды истории государства и права:

Период зарождения государства и права на территории Казахстана. Охватывает время с III тысячелетия до н.э. по III век до н.э. и в свою очередь подразделяется на догосударственный этап (III тыс. до н.э. - IX до н.э.) и протогосударственный (VIII –III до н.э.);

Период расцвета государственно-правовых систем кочевников Казахстана. Охватывает время с III века до н.э. по начало XVIII века н.э. и подразделяется на:

этап хуннской кочевой империи (III век до н.э. – V век н.э.)

этап тюркской кочевой империи (VI –XII вв. н.э.)

этап монголо-кыпчакской кочевой империи (XIII-XVI вв. н.э.)

этап единого казахского ханства (XVII- начало XVIII вв.)

Период кризиса и ликвидации государственно-правовых систем кочевников Казахстана. Охватывает время с XVIII по начало ХХ века. Подразделяется на:

этап протектората (XVIII – нач. XIX вв.)

этап проникновения колониальной административно – правовой системы (20-60 –е годы XIX века)

этап упрочения колониальной административно-правовой системы (60-е годы XIX в. по февраль 1917 г.)

Период конституционной эволюции Казахстана в составе России и СССР. Охватывает время с февраля 1917 по декабрь 1991 и подразделяется на:

этап существования альтернативы конституционной эволюции (февраль 1917 по 1920 гг)

этап конституционной эволюции Казахстана в составе РСФСР (1920-1937 гг.)

этап конституционной эволюции Казахстана в составе СССР (1937-1991 гг.)

Период формирования государственно-правовой системы независимого Казахстана (с 1991 г. до наших дней).

Эпоха потестарной организации совместного бытия степняков – предков казахов. Охватывает время с VII века до н.э. по XV век н.э. и подразделяется на догосударственный ( VII в до н.э.по III в. до н.э.) и раннегосударственный период ( III в. до н.э. по XV в. н.э.).

Эпоха династической казахской государственности. Охватывает период 60-х годов XV в до середины XIX в.

Эпоха конституционной эволюции Казахстана к государственному суверенитету. Охватывает период с 1917 г. по 1990 г.

Эпоха суверенного государственного развития Республики Казахстан в мировом сообществе государств и солидарных наций. Охватывает период с 1991 г. по настоящее время.

В более позднее время в ХVI в. в своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихани дают картину политической жизни территории Казахстана XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.

Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан. Кроме того, Тауке-хан был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.

Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Последующие времена истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами и впоследствии, в 60-е гг. XIX в., присоединением к России Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независи­мость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова. Историю этого периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Именно такой, противоречивой, со своими достижениями и трудностями, предстает она в осмыслении блестящих просветителей - Ч.Валиханова, С.Бабаджанова, И. Алтынсарина, а также самородка казахской культуры Абая.

Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердив­шегося в стране советского режима.

Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.

ТЕМА З. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

По мнению большинства ученых, главным существенным признаком политики, ее первоосновой является власть. Власть и политика неразрывны и взаимообусловлены: власть представляет собой средство осуществления политики, в то же время борьба за власть, за овладение ею, за ее удержание и осуществление - основное содержание политики.

В научной литературе имеется множество подходов к определению власти. Например, в рамках бихевиористского подхода власть трактуется как особый тип поведения, основанный на возможности изменения или контроля поведения других людей. Согласно структурализму власть представляет особый род отношений между управляющим и управляемым. Социологический подход определяет власть как влияние одной социальной группы людей на другие. Инструменталистские определения трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности, насилия. Психологический подход связан с исследованием проблем власти сквозь призму субъективного восприятия ее индивидом. Диалектико-материалистический подход понимает власть как господство одних над другими, подчинение организованной (прежде всего классовой) силе.

Разные подходы к пониманию власти объединяет трактовка ее как совокупности условий (кадровых, правовых, финансовых и др.), основанных на силе, традиции или добровольном согласии и давших возможность субъекту требовать от людей выполнения конкретных действий, соблюдения определенных правил и порядка в человеческих отношениях. Власть проявляется в общих решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд), она мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во имя стабильности, общего согласия.

Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

- это вид управления, регулирования и контроля, способность ра­споряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

- это средство упорядочения, социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности;

- несомненен волевой характер власти, благодаря которому действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;

- власть связана с дифференциацией человеческих сообществ, она выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение проблемы ее регулирования и контроля.

Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, потребностей, а также требованием реализации политики во властной форме как инструмента обеспечения проведения в жизнь коллективной воли в противовес сопротивлению других людей.

Функции политической власти как инструмента социального управления следующие: сохранение социальной целостности; реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп; регулирование социальных отношений, поддержание стабильности и функционирования социального организма.

Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

Политическая власть – это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Политическая власть имеет ряд признаков. Во-первых, делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат. Во-вторых, использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм. В-третьих, наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Политическая власть характеризуется следующими чертами: 1) наличие особого аппарата управления и принуждения, легальность использования силы в пределах государства; 2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общественные процессы и во все сферы жизни общества; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, поскольку политическая власть апеллирует ко всем гражданам; 4)моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; 5)многообразие ресурсов, в отличие от всех других видов власти политическая власть использует все виды властных ресурсов. Основные принципы функционирования политической власти: легитимность, действенность, реалистичность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твердость, скрытность, эффективность.

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: она носит публично-политический характер, распространяется на все общество, опирается на государственное принуждение, осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.), имеет систему налогов, делит население по территориальному признаку.

Средства, которые используются или могут быть использованы для осуществления власти, называют основаниями или ресурсами власти. К структурным основаниям власти относятся законы, суд, государственный аппарат, центральные и региональные структуры, партийная дисциплина, авторитет лидера и т.д. Исходя из антропологического принципа, выделяют такие типы оснований власти как страх, интерес, убеждение.

Обязательным признаком цивилизованной власти является ее легитимность. Под легитимностью чаще всего понимается способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа, а также признание правомерности, законности официальной власти обществом и международным содружеством. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. В науке выделяют различные источники или уровни легитимности. Идеологическая легитимность основана на моральной убежденности индивидов в ценности того или иного общественного строя. Структурная легитимность связана с привязанностью индивидов к существующей политической системе. Персоналистская легитимность заключается в одобрении данного властвующего лица, политического лидера.

Кроме того, имеется следующая классификация легитимации политической власти выделяют: 1) рациональный тип – власть узаконена признанными нормами права и установлена демократическим путем, основана на подчинении не личности, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2) традиционный тип – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 3) харизматический тип – власть основывается на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя.

В ответе на вопрос, что является первичным критерием легитимности, сталкиваются два взгляда: либерально-демократический и прагматический. Согласно либерально-демократическому критерию, легитимной следует признать только ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Сторонники же политического реализма, прагматической позиции, считают, что легитимна любая власть, если она доказала свою устойчивость и способна поддерживать в обществе порядок и стабильность.

В настоящее время, вместе с уходом с политической сцены или ослаблением диктаторских режимов, либерально-демократическому критерию многие отдают предпочтение. Легитимность воспринимается как убеждение в правомерности действий власти. Заключение о такой убежденности связывается с возможностями выражения гражданами своей воли. Вместе с тем подход с позиции политического реализма не утрачивает своего значения. Опыт показывает, что не все демократии устойчивы, но все диктатуры обречены, поэтому не следует противопоставлять эти два подхода.

Особой разновидностью легитимности является этническая легитимность, т.е. формирование властных структур, политической элиты по национальному признаку, становящемуся в таком случае основой и оправданием претензии на власть лиц, принадлежащих к данной национальной общности. Можно предположить, что этническая легитимность не имеет длительной исторической перспективы, т.к. ведущей тенденцией мирового развития является переход все большего количества государств к конституционному типу легитимности.

Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же время она может быть не легитимна, не приниматься народом.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечения их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами – идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстания и т. д.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапный проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать функционально способной, ее необходимо институциализировать, т.е. закрепить в форме политического господства. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации в обществе. Научное понимание господства, в отличие от его трактовок в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гра­жданами. Как указывалось, положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает, а именно оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

В более позднее время в ХVI в. в своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихани дают картину политической жизни территории Казахстана XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.

Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан. Кроме того, Тауке-хан был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.

Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Последующие времена истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами и впоследствии, в 60-е гг. XIX в., присоединением к России Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независи­мость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова. Историю этого периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Именно такой, противоречивой, со своими достижениями и трудностями, предстает она в осмыслении блестящих просветителей - Ч.Валиханова, С.Бабаджанова, И. Алтынсарина, а также самородка казахской культуры Абая.




Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердив­шегося в стране советского режима.

Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.

В более позднее время в ХVI в. в своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихани дают картину политической жизни территории Казахстана XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.

Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан. Кроме того, Тауке-хан был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.

Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Последующие времена истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами и впоследствии, в 60-е гг. XIX в., присоединением к России Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независи­мость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова. Историю этого периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Именно такой, противоречивой, со своими достижениями и трудностями, предстает она в осмыслении блестящих просветителей - Ч.Валиханова, С.Бабаджанова, И. Алтынсарина, а также самородка казахской культуры Абая.

Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердив­шегося в стране советского режима.

Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.





Серебряная чаша с 26 письменными знаками, найденная в кургане Иссык

Мавзолей Жошы хана


Процесс зарождения государственности, а следовательно, и общественно-политической мысли, начавшийся в сакском обществе, получил дальнейшее развитие в обществе гуннов, усуней, канглы, затем в государственных образованиях древних тюрков. С середины VI века начинается эпоха средневековых тюрков. Одни государственные образования сменялись другими: сначала появился Тюркский каганат, впоследствии разделившийся на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский, затем Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, Караханидов, а также кимаков и кыпчаков.
В начале XIII века на территории Казахстана существовали родственные улусы (Жошы) Джучи и Чагатая, в ходе последующего распада которых появились новые государственные образования – Алтын (Золотая) Орда, Ак Орда, Могулистан, ханство Абулхаира.
Правители и интеллектуальная элита (каганы, ханы, советники, мыслители, ученые, поэты и др.) активно занимались общественно-политической деятельностью, направленной на укрепление устоев государства, осуществление действенной внешней и внутренней политики. Они были носителями тех или иных общественно-политических воззрений, которые зафиксированы в каменных памятниках, исторических трактатах, дипломатической переписке, трудах мыслителей, поэтических произведениях.

В древности и Средневековье на земле Казахстана существовали различные формы независимых государственных образова- ний на местной древнетюркской, тюркской и кыпчако-казахской основе. Но при этом население этих государств с присущими ему особенностями – языком, ментальностью, религиозными воззрениями, обычаями и традициями, а также со своеобразным хозяйственно-культурным типом – оставалось в основном автохтонным.
Удержать, защитить и сохранить для потомков огромные земли, на территории которых сегодня могла бы свободно разместиться практически вся Западная Европа или пять Франций, было посильно только государствам, народ которых обладал духом свободы, бесстрашием и мощной идеологией. Ее формировали известные правители, мыслители, философы и видные общественные деятели.

Вспомните
Какие древние и средневековые государства существовали на территории Казахстана?

Назовите
Личности, внесшие вклад в усиление Тюркского каганата.

Подумайте
Какие мудрые изречения и пословицы казахского народа, связанные с землей, вы знаете?


Выясните
Как в нашем государстве оценены заслуги аль-Фараби?

Читайте также: