Специфика театрального искусства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Например, такие, как:

- художественное образование и воспитание детей;

- формирование у них высокого эстетического вкуса;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word_2_avtosohranennyy.docx 15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете № 2

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Например, такие, как:

- художественное образование и воспитание детей;

- формирование у них высокого эстетического вкуса;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Поэтому использование театрализованных видов деятельности в ДОУ может только приветствоваться. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их собственными усилиями, создавая свой художественный образ персонажа или явления. При этом у них развивается ассоциативное мышление, воображение, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная игра – одно из самых ярких и доступных средств, формирующих художественный вкус детей-дошкольников.

Обычно разными видами театрализованной деятельности дети начинают заниматься под руководством взрослых в общем коллективе, изучая нужные приемы театральных игр, требования к работе над техникой речи и метроритмикой. Подобная коллективная деятельность сначала бывает направлена общим целостным воздействием на личность ребенка, на его раскрепощение и на первичную заинтересованность новыми видами совместных игр, а в перспективе – на самостоятельное детское творчество, развитие ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для ее социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативно-социологические качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

В таких театральных уголках должны размещаться разные виды театра (бибабо, настольный, марионеточный, пальчиковый, на фланелеграфе и др.), а также реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей – наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы или их элементы, маски. Создание подобной зоны театрализованной деятельности предполагает соблюдение некоторых принципов, например, возрастную адресованность оборудования и материала. Зато создание такого уголка в группе детского сада непременно будет способствовать развитию у детей познавательного интереса к театральной культуре и миру театра.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой

направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире

интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное

мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство

близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное

воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА ТЕАТРА

(учебно-методическая статья)

Составитель: Есаева Людмила Викторовна,

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории,

Театр — это школа слёз и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства.

Гарсиа Лорка

Актёр в театре одновременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат — образ. Искусство актёра позволяет нам воочию увидеть не только образ в конечном выражении, но и сам процесс его созидания, становления. Актёр создает роль из самого себя, это происходит на глазах публики, людей, пришедших на спектакль. Это и есть главная специфика сценического, театрального образа — и здесь же источник особенного и неповторимого художественного наслаждения, которое он доставляет зрителю. Поэтому зритель в театре больше непосредственно приобщается к чуду творения.

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в момент встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Если нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

Театр — искусство как бы вдвойне коллективное. Театральную постановку, сценическое действие зритель воспринимает не в одиночку, а коллективно (по числу мест в зале), что в немалой степени усиливает впечатление, художественную заразительность того, что происходит на сцене. Вместе с тем и само впечатление исходит не от одного человека-актёра, а от ансамбля актёров. И на сцене, и в зрительном зале, по обе стороны рампы.

Человек, посвятивший себя актёрской профессии, должен обладать определёнными данными. Заразительность, темперамент, фантазия, воображение, наблюдательность, память, вера; выразительный голос и дикция, внешность; сценическое обаяние и, естественно, высокая исполнительская техника – неотъемлемые части успешного актёра.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра.

Можно выделить три основных компонента актёрских способностей: -эмоционально-оценочный компонент: творческое переживание роли, творческое самочувствие, эмпатия, сценический темперамент;

— когнитивно-рефлексивный компонент: вера в предлагаемые обстоятельства, наблюдательность (зрительное восприятие, внимание) творческое воображение, умение анализировать сценическое действие;

— поведенческий компонент: импровизация, способность к сотрудничеству, навык действия в условиях авторского вымысла, действия, направленные на самовыражение и творчество.

Актёрское искусство – это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. В современном обществе многим сложно себя чувствовать уверенным в себе. Из-за этого люди испытывают апатию или страх, а также трудности в выражении собственных мыслей и настроения. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, движении, но и во внутреннем мире. Поэтому актёрское мастерство полезно не только для тех, кто в будущем хочет стать профессиональным актёром, но и людям, желающим научиться управлять своими эмоциями, быть коммуникабельными и успешными в жизни.

Список литературы

Абалкин Н. Рассказы о театре. - М., 1981. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. -М., 2008

Выготский Л.С. Психология искусства. – М: Азбука, 2016. – 448с.

Ланг Ф. Рассуждения о сценической игре [текст] / Ф. Ланг – М: Просвещение, 1954.

Театр – это главный вид зрелищных искусств. Истоки его находятся в глубокой древности: первыми театральными представлениями можно считать первобытные языческие обряды. А вот своему названию театр обязан древней Греции: в античные времена именно этим словом назывались зрительские места.

Что же делает театральное искусство уникальным? Что делает театр театром?

Театральное искусство имеет синтетическую природу.

В театре практически все виды искусства сливаются воедино. Один драматический спектакль может включать в себя одновременно литературу (текст пьесы, сценарий), изобразительное искусство (декорации, реквизит, костюмы), инструментальную и вокальную музыку (исполняемую на сцене, за сценой или звучащую в записи), хореографию (постановочные и/или импровизационные актерские танцы) и т.д. Кроме того, современный театр широко использует технические возможности (конструкция сцены, ее машинерия, использование световой и звуковой аппаратуры, разнообразные сценические эффекты, например, дым, проекция изображений и пр.). Даже научные достижения театр научился использовать в своих целях! Мало кто задумывается об этом, но в основе творчества актера и режиссера лежат научные разработки нескольких поколений психологов. Медицина и физиология напрямую связаны с обязательными для актера занятиями по сценическому движению, акробатике, сценической речи и вокалу. Огромный клад в развитие театра внесли исследования историков и литературоведов.

Театральное искусство – это коллективный творческий процесс.

В создание спектакля вовлечено огромное количество людей. Актеры (часто – несколько составов), режиссер, помощники режиссера, композитор, художники по декорациям, костюмам, реквизиту, портные, бутафоры, музыканты, гримеры, костюмеры… Кроме них над спектаклем трудятся рабочие сцены (осветители, звуковики, специалисты по прочим сценическим эффектам). Администрация театра, бухгалтеры, продюсеры, специалисты по рекламе – все эти люди тоже вносят большой вклад в создание художественного произведения.

От слаженности работы всего театрального коллектива зависит вся судьба спектакля: начиная с принятия решения о постановке и заканчивая юбилейным трехсотым представлением. Стоит ли говорить о том, как сложно такому количеству людей скоординировать свои действия, прийти к творческому консенсусу и создать что-то новое и прекрасное в мире искусства?

Конечно, внимательный и восприимчивый зритель, способный отключиться от собственных мыслей и погрузиться в искусство – это подарок для актера. Таких, к сожалению, меньшинство. Большая часть воспринимает искусство на наивно-реалистическом уровне и даже не стремится проникнуть в своих мыслях дальше сюжета. И тем не менее, все остальные компоненты тоже воздействуют на зрителя, пусть даже это происходит незаметно для него самого.

Из совместности создания спектакля театральным коллективом и зрителем возникает еще одна особенность театрального искусства.

Театральное искусство сиюминутно.

Театральное искусство в современном мире является одной из самых распространенных отраслей культуры. По всему миру построено огромное множество зданий театров, в которых ежедневно играют постановки. С развитием инновационных технологий многие люди стали забывать об истинных ценностях искусства. Прежде всего, театр дает человеку возможность совершенствоваться и развиваться.

Театральное искусство

Театр в древние времена

Театральное искусство - одно из древнейших. Его истоки идут далеко из первобытного общества. Оно возникло из земледельческих и охотничьих игр, носящих таинственный и магический характер. Первобытное общество верило, что если перед началом определенного труда разыграть сценку, изображающую благоприятное завершения процесса, то результат будет положительным. Также они подражали животным, их повадкам и внешности. Древние люди считали, что так можно было повлиять на исход охоты, часто устраивали пляски, надевая при этом звериные шкуры. И именно в этих действиях начали проявляться первые элементы театра. Несколько позже начали использоваться маски как главные атрибуты вхождения жреца-актера в образ.

Студия театрального искусства

Театр в Древнем Египте

Театр в Египте начал свое развитие с самого начала зарождения Древнего мира. Это было под конец третьего тысячелетия до нашей эры. Каждый год при храмах устраивались небольшие театральные постановки, носящие драматический и религиозный характер.

Театр в Древней Греции

В Древней Греции же театры в основном строились под открытым небом и были рассчитаны на десятки тысяч зрителей. Зрители сидели на высоких каменных скамьях лицом к широкой круглой сцене, располагавшейся в центре, называлась она "орхестре". Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ великого бога плодородия Диониса. Репертуар состоял из трех трагедий и комедий. Актерами были только мужчины, которые иногда играли и женщин. В комедии они должны были рассмешить зрителей, для этого они использовали самодельные маски, на которых были изображены приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. Маски изготавливались из сухого дерева, а потом из материи, после чего их покрывали гипсом и красили разнообразными красками. Маски позволяли зрителям, сидящим вдали от древней сцены, видеть выражения лица, соответствующее действию. Широко открытый рот, вырезанный в маске, позволял актерам увеличивать громкость голоса, можно было даже сказать, что она служила в качестве рупора.

Театральное искусство античности

В Греции имели большую популярность выступления народного театра, которые древние греки называли мимами. Мимом считалась небольшая сцена бытового либо сатирического характера, в которой изображались актерами мифологические герои, смелые воины или простые рыночные воришки. В мимах могли выступать и женщины, во время представления не использовали масок.

Театр в Древнем Риме

В Древнем Риме театр был в первую очередь для развлечения толпы зрителей. А актеров считали одним из низших слоев населения, мало кто из римских актеров достиг уважения в театральном искусстве. Чаще всего актерами становились отпущенники и рабы. В римском театре, как и в греческом, места для зрителей располагались в зависимости от основного круга. Кроме трагедий и комедий, римские актеры играли антонимы, пиррихии, мимы и аттеланы. Посещение театра было бесплатно как для женщин, так и для мужчин, но не для рабов. Чтобы привлекать зрителей и удивлять их роскошью, организаторы игр украшали зал золотом, кропили в нем ароматнейшие жидкости и усыпали пол цветами.

Театр в Италии

В итальянском театре эпохи Возрождения спектакли очень сильно отличались, они были более жизнерадостными, насыщенными юмором и сатирой. Театральное зрелище устраивалось на специально изготовленных деревянных подмостках, вокруг которых всегда собиралась огромная толпа зрителей. Античные театры начали сосредотачиваться в крупных культурных и промышленных городах. Именно театральное искусство античности произвело революцию в целом и разделило театр на разновидности. С тех самых времен принципиальной перестановки и революционных нововведений по сегодняшний день не наблюдается.

Театр в 17-18 веке

Театральное искусство 17-18 века все больше наполнялось романтизмом, фантазией и воображением. В эти годы театр чаще всего создавался труппами, в которые входили объединившиеся бродячие актеры и музыканты. В 1580 годы его посещали простолюдины, но, начиная с 1610 года, данным искусством начали интересоваться более обеспеченные и элегантные жители Франции. Позже театр рассматривался уже как нравственное культурное учреждение, чаще всего его посещали аристократы. Французский театр в основном играл костюмированные пьесы, комедии и балет. Декорации приобретали более схожий вид с реальной обстановкой. Театральное искусство 17-18 века стало основой развития всего будущего мирового искусства. Многие театры с тех времен сохранились и до наших дней.

Театральное искусство 17-18 века

В Англии

Английское театральное искусство 18 века сыграло значимую роль в истории и развитии всего европейского театра. Оно стало родоначальником драматургии Просвещения. Также в те времена появился новый драматический жанр, который назывался мещанской драмой, или, как его называли зрители, буржуазной трагедией. Впервые именно в Англии возникли спектакли мещанской драмы, позднее они проникли в Германию, Италию и Францию.

Музыкально-театральное искусство

Переход от Возрождения к Просвещению

Переход от Возрождения к Просвещению был очень бурным, долгим и достаточно болезненным как для актеров, так и для зрителей. Театр Возрождения из года в год постепенно умирал, но просто так умереть такому чуду человеческой мысли, как музыкально-театральное искусство, не удалось. Последний и один из сильнейших ударов ему нанесла пуританская революция. Англия, которая совсем недавно была полна жизни и радости, ярка и красочна, в один миг стала богомольной, одетой в темные одежды и чересчур благочестивой. В такой серой жизни театру не нашлось места. Их все закрыли, а чуть позже и здания сожгли. В 1688 году в Англии произошла долгожданная революция, после нее как раз случился переход от Возрождения к Просвещению.

Вернувшись к власти, Стюарты полностью восстановили театры, но теперь они значительно отличались от представителей прошлой эпохи. В 18 веке музыкальное и театральное искусство расцветает пышным букетом новых жанров. Огромной популярностью начинают пользоваться балладная опера, пантомима и репетиция. С того момента английский театр больше волновали доходы, чем проблемы. В 1737 году правительство Англии утвердило акт контроля над театральной жизнью, и с этого момента все написанные пьесы проходили жесткую цензуру.

Театр в Древней Руси

Музыкальное и театральное искусство

На территориях, бывших когда-то Киевской Русью, театральное искусство появилось в 17 веке. Начиналось оно со школьных и придворных выступлений. Первые студии театрального искусства были основаны при братских школах и дворах богатых людей. Пьесы писались преподавателям и учащимися. В них в основном использовались как житейский предания, так и евангельские сюжеты. Возникновение придворного театра было вызвано большим интересом придворной знати к искусству и западной культуре. Вельможам настолько нравились выступление воспитанников, которых выпускала первая студия театрального искусства, что они могли их смотреть более 10 раз. Изначально придворный театр не имел постоянного места, все костюмы, украшения и декорации переносились с одного места на другое. Со временем, ближе к 18 веку, театральные спектакли начали отличаться большой пышностью и сопровождались танцами и игрой на музыкальных инструментах.

В 19 веке российский театр впервые разделился на музыкальные труппы, драммгруппы, а также они были разделены на оперные и балетные группы. Именно в эти годы открылась одна из первых драматических сцен, которая в будущем назовется Малым театром. Хотя разделение произошло между труппами, они еще долгое время оставались неразрывными. Вскоре начали появляться такие учреждения, как академия театрального искусства, и актерами становились не бедняки, а достаточно состоятельные и образованные люди. Со временем число театров начало активно расти, управлялись они театральной конторой императора. Что касается актеров и работников, то они стали относиться ко всем театрам, а не конкретно к какой-либо труппе. В 20 веке произошло усовершенствование искусства в такой форме, какую мы можем наблюдать по сегодняшний день.

Театральное искусство 18 века

Одним из ярчайших представителей, развившихся в то время, является Большой Театр.

Роль в современном мире

Театр занимает важнейшее место в современном мире искусства, и поэтому он предназначен для широкой аудитории и изо дня в день собирает все больше новых зрителей. Очень часто в современных театрах идут пьесы, посвященные работам известных классиков, это позволяет получить новые знания и лучше ознакомиться с историей. На сегодняшний день существует множество академий и школ, где можно получить профессию актера.

Академия театрального искусства

Но, помимо большой академии, где обучают будущих актеров, есть и небольшие заведения, например студия театрального искусства, в которую может попасть любой талантливый человек, желающий проявить себя и обучиться всем тонкостям актерского мастерства. Некоторые современные театры поражают нас своей красотой и пластичностью архитектурных форм.

Читайте также: