История новосибирского метрополитена кратко

Обновлено: 01.06.2024

В этот день назад в новосибирский метрополитен спустились первые пассажиры. С тех пор уже выросло целое поколение горожан, которым трудно себе представить Новосибирск без подземки. Обозреватель НГС Стас Соколов, который сам отработал в метро почти , изучил историю появления метрополитена в Новосибирске и вместе со старожилами вспомнил, как строились первые линии и как менялся город с появлением новых станций.

Начало строительства: эпоха заборов

О строительстве в Новосибирске метрополитена впервые задумались в 1954 году, когда этот вид транспорта был внесен в план (точнее, в несколько альтернативных планов) развития города. Тогда предполагалось, что метро свяжет удаленные промышленные зоны, протянувшись от авиационного завода им. Чкалова аж до Сибсельмаша. Однако реальное проектирование подземки началось только в конце годов, после того как население города перевалило за один миллион жителей.

По одному из первоначальных проектов линия метро должна была пройти под Вокзальной магистралью

Фото: Слава Степанов

Первоначальный проект был более чем амбициозным: он включал три линии общей протяженностью более с 36 станциями. Вера в это светлое будущее была так сильна, что схемы со всеми этими существующими только в проекте станциями еще долго висели в вагонах, сея неразбериху среди пассажиров.

Инфографика: Илья Циммерман, Николай Гурьянов

Новосибирску повезло, что после обсуждений и споров было принято решение не рыть глубоких тоннелей, а проложить пути, по сути, в глубоких траншеях, которые будут потом перекрыты плитами и засыпаны грунтом. Это существенно снизило и стоимость, и время строительства, потому что сложись иначе — и вообще не факт, что в непростые уже годы новосибирскую подземку успели бы доделать в принципе.

80-х годов" title _">80-х годов" data-vox="https://static.ngs.ru/news/2021/99/preview/06f1208b5b7882801218d2de9c2c0a45092acdc3_640_480.jpg" itemprop="contentUrl" >

Площадь Ленина в начале годов

Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

Для города годы строительства метро стали эпохой заборов. Красный проспект, проспект и площадь Маркса, улица Кирова — все эти магистрали были превращены в череду глубоких траншей. Общественный транспорт пустили по параллельным улицам, и совсем тихие тогда Серебренниковская и Советская стали на все годы строительства непривычно оживленными.

Сегодня такое строительство было бы уже физически невозможным. Даже временное перекрытие любой из этих улиц вызывает транспортный коллапс. И неудивительно, к началу строительства метро в Новосибирске было около 10 легковых автомобилей на 1000 жителей (с учетом такси и служебного транспорта) — за этот показатель вырос почти в .

Площадь Карла Маркса в период строительства

Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

Кроме проблем с транспортом, строительство метро запомнилось горожанам вырубкой центральной аллеи, которая (как и сегодня) тянулась вдоль всего Красного проспекта. Огромные деревья пришлось убрать полностью.

— Как раз напротив нашего дома росли березы. И когда началась стройка, то первым делом спилили все эти деревья. Мне было жалко их до слез, — вспоминает специалист по коммуникациям Светлана Албаут, которая жила в доме на Красном проспекте. — Но, с другой стороны, я поняла, что это шанс. Наш папа очень любил баню, а тут целая улица завалена березовыми ветками — делай веники сколько хочешь. Мы с сестрой были младшими школьниками и невероятно гордились, что смогли сделать отцу такой нужный подарок. Он тоже очень растрогался. Правда, веники эти потом втихаря выкинул: париться березой, которая стояла посреди городской улицы, это не очень правильное решение.

3 линии и больше " title _">3 линии и больше " data-vox="https://static.ngs.ru/news/2021/99/preview/627bdd6c634934d609dbade7c127f181031c87ff_640_480.jpg" itemprop="contentUrl" >

Новосибирцы изучают план будущего метро. На нем и больше

Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

Разрытая по всему центру земля принесла в город огромное количество пыли, вспоминает бывший новосибирец Алексей Ревякин. А выстроившиеся вдоль всей линии будущего метро заборы удлинили привычный путь горожан.

— Когда человек двести-триста хочет сесть в один автобус, то и бока мяли, и женщины кричали, и мужики не выдерживали.

Инфографика: Илья Циммерман, Николай Гурьянов

Открытие: война берегов

Чуть раньше официального запуска станции открылся подземный переход на Красном проспекте — нескольким счастливчикам удалось через него попасть на новенькую и пока безлюдную станцию.

— Каждый день я поглядывала на эти двери, иногда специально переходила с одной стороны улицы на другую. И вот в один прекрасный день мне показалось, что вход открыт. Я потянула на себя тугую дверь и оказалась на станции. Турникеты еще не работали, никого из сотрудников тоже почему-то не оказалось на месте, и я спустилась на станцию, куда через какое-то время пришел настоящий поезд и открыл двери. И я зашла туда и каталась туда-сюда какое-то время. Больше всего мне тогда было жалко, что у меня нет с собой фотоаппарата и я не смогу доказать знакомым, что первой оказалась в метро. Сейчас бы залепила там селфи и собрала кучу лайков, — с улыбкой вспоминает Светлана Албаут.

Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

И вот — день открытия, 1986 года.

Площадь Маркса представляла собой одну сплошную стройплощадку, а между общежитиями и учебными корпусами НЭТИ (как тогда назывался НГТУ) встал сначала тот же непроницаемый забор, а затем просто полоса незаасфальтированной грязи.

7 января 1986 года" title _">7 января 1986 года" data-vox="https://static.ngs.ru/news/2021/99/preview/a2b7b674d4fdec18a524c4061c071d9d009507ba_640_480.jpg" itemprop="contentUrl" >

Первых пассажиров пустили в метро 1986 года

Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

90-х
" title _">90-х
" data-vox="https://static.ngs.ru/news/2021/99/preview/0895c03fc47344aa04be437872c697af0a3c4bc5_480_640.jpg" itemprop="contentUrl" >

Таким был план новосибирского метрополитена еще в середине

Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

— Потом это куда-то ушло, метро стало инъекцией левого берега в правый, — говорит Прусаков.

Инфографика: Илья Циммерман, Николай Гурьянов

Новый год на рельсах

Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

Инфографика: Илья Циммерман, Николай Гурьянов

Звонки как чудо

Инфографика: Илья Циммерман, Николай Гурьянов

Тем не менее в 2012 году через турникеты метрополитена прошел пассажир. Метро стало важным фактором и для рынка недвижимости.

По словам риелторов, близость к метро превратилась в основной территориальный фактор, влияющий на стоимость жилья. Городская карта прочно поделилась на территорию, находящуюся в доступности от ближайшей станции, и всё остальное. Даже хорошая экология оказалась на втором месте.

Застройщики обязательно стараются подчеркнуть близость к метро

Иллюстрация: скриншот ленты новостей НГС

Внутри тоннеля ночью

Фото: Александр Ощепков

— Этот жилмассив построили не на , правильно? Минимум на 100. Что, будем мучиться, по козьей тропе ездить? — заявил начальник метрополитена, подчеркнув, что строительство метро является главным приоритетом для Новосибирска и проблемы с доступностью есть и у других микрорайонов.

Однако конкретных сроков осторожные чиновники теперь не называют вовсе. Пока на Гусинке построили только автовокзал, да и тот не пользуется ажиотажным спросом ни у перевозчиков, ни у пассажиров. Все ждут, когда где-то поблизости появится станция метро.

Жетоны уходят в прошлое

С момента запуска последней по счету новой станции новосибирского метро прошло уже (официально станцию открыли в октябре , но потом, правда, опять закрыли из-за недоделок, чтобы открыть снова в феврале ). Однако, несмотря на то что ни количество станций, ни протяженность путей не изменились, метро продолжало меняться вместе с миром вокруг. Изначально (еще в советское время) единственным способом оплаты проезда были пятикопеечные монеты. Потом из-за инфляции, которая обесценивала деньги быстрее, чем их успевали печатать, пришлось перейти к жетонам — их цену можно было изменить в любой момент.

Жетоны становятся экзотикой

Фото: Александр Ощепков

В середине в метро начали принимать транспортные карты — совместный проект компании ЦФТ и новосибирской городской администрации, они заменили существовавшие уже тогда электронные проездные, действовавшие только в метро. Но это было только начало. В 2013 году Новосибирск стал первым городом России, где проезд в метро стало возможным оплатить при помощи смартфона.

Стремительный переход к безналичной оплате побудил руководство новосибирского метрополитена поставить на турникетах терминалы для приема платежей сразу с пластиковых банковских карт. Поначалу новая услуга не пользовалась большим спросом — зачастую единственный отведенный для банковского пластика терминал простаивал. Мешало и отсутствие привычки и тот факт, что возможность бесконтактной оплаты (а иной пластик метро не принимало) тогда была еще далеко не у всех карт.

Новосибирский Метрополитен — Внеуличная, транспортная и преимущественно подземная система города Новосибирск, Российская Федерация. Открыт 7-го Января 1986-го года в составе участка Логотип метрополитена, официально опубликованный на сайте метрополитена. Схема метрополитена, с железной дорогой. SVG версия

Описание

Страна

Город Расположения

Дата открытия

Эксплуатант

Маршрутная сеть

Число линий

Число станций

Длина сети

Технические данные

Дневной Пассажиропоток

Годовой Пассажиропоток


Коллаж из станций метрополитена. Авторы указаны внизу по ссылке)

Содержание

История

Архитектура

Новосибирская организация Союза архитекторов СССР и исполнительный комитет городского совета народных депутатов объявляли открытый конкурс на проектные предложения по оформлению станций первой очереди. Объявленный конкурс, на оригинальный архитектурно-художественный облик станций, проходил с 1 марта по 31 мая 1980 года. Согласно условиям, для каждой станции оговаривалось соответствующее тематическое содержание.

В качестве отделочных материалов для оформления первых, построенных в 1985 году, станций применялись: гранит и мрамор, стекло, цветные цементы, художественная и облицовочная керамика. Для следующих станций применили Петенёвский мрамор (серо-кремовый) из Маслянинского района, а также минералы, добытые на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Средней Азии и в Грузинской ССР.

Линии

С 31-го Декабря 1987-го года метрополитен состоит из 2-ух линий - Ленинской и Дзержинской . [1] [2] .

Станции

Новосибирский метрополитен на 2020-ый год насчитывает 13 станций, из которых 8 - на Количество станций в районах города. Районы. Количество станций. Станции. Центральный 4

В первоначальных планах авторы проекта предлагали построить станции под шестивагонные составы — с платформами длиной 120 метров. И у этой идеи нашлись сторонники, в том числе в союзных и республиканских органах власти. Но затем было решено уменьшить протяжённость — по финансовым соображениям. В конечном итоге решили вначале запустить четырёхвагонные составы, а длину платформ сделать под пять вагонов, чтобы в дальнейшем перейти на метропоезда с увеличенным количеством вагонов. Так длина всех станций стала 102 метра, а длина посадочных платформ — 100 метров (5 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства метрополитена. Ширина платформы — 10 м.

Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы двух- или трёхленточные. Эскалаторами оборудованы семь станций, а всего в ведении метрополитена находится 32 эскалатора.

Статистика

Новосибирский Метромост

Между станцией "Речной вокзал" и "Студенческая", длина метромоста вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 968 метров — русловая часть). На левом берегу на метромосту находится закрытая станция "Спортивная".

Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связи левого и правого берегов Оби. Изначально рассматривалось два варианта — подводный тоннель, либо метромост. Также предлагался и третий — протянуть метро по второму ярусу существующего Октябрьского моста, но резко против этого проекта выступили авторы и проектировщики этого моста.

Подвижной состав и Депо

Электродепо

Обе линии метрополитена обслуживаются электродепо , съезды в которое расположены после станции " Подвижной состав

Новосибирский Метрополитен, как и другие метрополитены, открытые после 1970-го года эксплуатируют составы типа 81-717/714, построенные на Мытищинском и Ленинградском вагоностроительных Заводах. После развала СССР, с 2013-го года в метрополитене эксплуатируются составы типа Именные поезда.

За всю историю, в Новосибирском метрополитене эксплуатировалось 8 именных поездов, связанных с разной тематикой:

Перспективы

Ленинская линия.

В настоящее время планируется расширение Ленинской Линии дальше на запад, к площади Станиславского, а дальнее - на 2 станции в том же направлении - "Пермская" и "Южная" [5] . Также есть планы продлить линию на 3 станции на север, к аэропорту "Новосибирск-Северный" [6] [7] . Также, к 2022-ому году между " [8] .

Дзержинская линия.

В ближайшее время планируется сооружение двух станций - "Гусинообродская" и "Волочаевская" в восточном направлении с электродепо [9] [10] . Также согласно генплану 1996-го и 2000-го годов [1] [2] линия должна пересечь Обь и пройти через Речной Порт до севера Ленинского Района.

Новые линии и генеральные планы.

Кировская Линия

По генпланам 1996-го года [1] и 2000-го года [2] планируется строительство трёх новых линий - Кировской с 8 станциями и электродепо, которая будет связывать южную часть Кировского района, рядом с микрорайоном "Южно-Чемским" с Ленинской линией, железнодорожной станцией "Новосибирск-Западный" и севером Ленинского района.

Октябрьская линия.

Октябрьская линия по генпланам должна связать остановочный пункт "Камышенская" с Дзержинской Линией и аэропортом "Новосибирск-Северный", где также планируется пересадочный узел с Ленинской линией

Первомайская линия.

Первомайская Линия по генплану шла от остановочного пункта "Первомайская" до "Дунайской", далее доходила до станции " Примечания

Метро в Новосибирске 1

Метро в Новосибирске 2

Метро в Новосибирске 3

Перспективы развития метро в Новосибирске

Конкретных сроков сдачи новых станций из-за нестабильного финансирования не называется.

Метро в Новосибирске 4

Согласно схеме развития Новосибирского метрополитена, утвержденной в 1981 году, подземка должна выглядеть так.

Место в структуре городского транспорта

По данным на первое полугодие 2012 года метрополитен перевозит, в среднем, 214 тысяч пассажиров в сутки. Удельный вес перевозки пассажиров от муниципальной транспортной сети – 42,8%.

Метро в Новосибирске 5

Метро в Новосибирске 6

Безопасность метро

В последние годы в метрополитене страны и, в том числе, в метро новосибирском, стали уделять все больше внимания вопросам безопасности. Так, например, в ближайшее время в городскрй подземке планируется установить новую систему видеонаблюдения, которая позволит распознавать лица людей.

Еще один вопрос, которому не мешало бы уделять большее внимание - это элементарная надежность перекрытий наземных сооружений метрополитена. Недавние ливни показали плохую подготовку этих объектов к самому обычному проливному дождю.

Метро в Новосибирске 7

Новосибирское метро сегодня и завтра

За 8 лет планируется продолжить Дзержинскую ветку метро еще одной станцией и построить новое метродепо, на что будет потрачено около 30 млрд рублей. Финансироваться программа будет из регионального и городского бюджетов, также в планах – привлечение частных партнеров.

Метро в Новосибирске 8

В данный момент муниципалитет решает, провести ли строительство участка на условиях государственно-частного партнерства или концессионного соглашения.

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко не исключает возможности проведения инвестиционного конкурса на строительство метро. Объявить его позволит принятие госпрограммы развития пассажирского транспорта до 2021 года. Как сказал губернатор, проект государственной программы является последним документом, сдерживающим объявление конкурса.

Из 36 станций возвели только 13

Новосибирск с 60-х годов по численности населения был и остаётся третьим городом в стране. С момента основания Новосибирску понадобилось всего 69 лет, чтобы стать городом-миллионником! (Это произошло в 1962 году.) Для сравнения, чтобы перевалить за миллионный барьер, Нью-Йорку потребовалось 250 лет, а Москве – 700! Поэтому строительство метрополитена было только делом времени.

Спасение под землёй

Из-за колоссального роста населения городская транспортная инфраструктура не поспевала за растущим, как на дрожжах, пассажиропотоком. К тому же стремительно развивалась наука и промышленность – всё это давало большие перспективы для дальнейшего роста.

Как пояснил специалист, при понижении атмосферного давления на территорию региона происходит приток холодных масс воздуха.

А когда происходили природные катаклизмы – сильный гололёд – и транспорт вставал намертво, людям приходилось идти несколько километров пешком (в том числе через мост в сильный мороз). Ведь опоздание в советское время грозило серьёзными неприятностями.

Новые станции метро необходимы растущему городу

Летом, в августе 1972 года в Новосибирск прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который пообещал рассмотреть вопрос о строительстве метрополитена. Но Совет министров РСФСР утвердил проектирование и строительство первой очереди метрополитена только спустя 3 года.

Грандиозная стройка

студенты и школьник могут воспользоваться своими проездными картами

В ночь с 19 на 20 декабря 1985 года провели испытание конструкций метромоста: четыре состава по 5 вагонов общим весом 1,3 тысячи тонн несколько раз проехали с одного берега на другой. Затем 5 поездов остановились и некоторое время постояли на самом мосту. Только после этого комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.

Аттракцион для поцелуев

С помощью романтичного поступка мужчина надеялся вернуть девушку

Цены на проезд снова хотят повысить.

Читайте также: