История мозаики в россии кратко

Обновлено: 28.06.2024

Живопись русского Средневековья - фреска, мозаика, икона - вызывают неизменный интерес у искусствоведов и ученых всего мира.
Древнерусская монументальная живопись (фреска и мозаика) появились во времена Киевской Руси при князьях Владимире (980-1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019 - 1054гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии. Новая религия утвердила единого Бога и на многие века определила облик русской истории и культуры.
На протяжении столетий русские мастера перенимали тонкое искусство "греков" (так называли византийцев, потому что они разговаривали на греческом языке).
Мозаика - монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Смальта - небольшие кусочки цветного непрозрачного стекла. Она хорошо отражает свет, сохраняет свою яркость на протяжении многих столетий.
Для украшения киевских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета. Так ученые насчитали в мозаиках собора Святой Софии 177 оттенков!
В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде.
Остальные части храма расписывались фресками.
Фреска - вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фрески наиболее подвержены разрушению светом в отличие от мозаики. Так же фрески теряют первоначальный вид при появлении со временем трещин на штукатурке.
Некоторые фрески сохранились до наших дней. Чтобы фреска дольше не выцветала, не темнела и не портилась от сырости, существовали специальные рецепты, которые передавались от мастера к ученику из поколения в поколение и держались в строжайшей тайне.
Масляной живописи русское Средневековье не знало.

Собор Святой Софии в Киеве - древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.




Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская,- четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение": слева - архангел Гавриил, справа - дева Мария.

Архангел Гавриил


Дева Мария
Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери - Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.



В среднем ярусе апсиды Софийского Собора широко развернута многофигурная композиция "Евхаристия" (причащение).




Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения "отцов церкви" — святителей и архидиаконов (мозаика уцелела только в верхней части фигур).


Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,- это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие святого духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.


фреска "Сошествие Христа в ад" ("Сошествие в ад"). Трансепт. Северная сторона София Киевская
Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.


Фрагмент фрески "Семья Ярослава Мудрого"
Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской




Впервые на Руси монументальная живопись появилась в 11 веке при Владимире Святом и Ярославе Мудром, основой для искусства стала византийская традиция. Применялась монументальная живопись, главным образом, в оформлении храмов.

Одной из техник, наиболее роскошной, нарядной и дорогой, была мозаика. Выполненные из смальты панно и через века не потеряли своей цветовой насыщенности, практически не подверглись влиянию времени. Величайшим произведением того времени являются мозаики собора Святой Софии в Киеве, потрясающие своим величием и монументальностью.



Следующий период расцвета мозаики связан с именем великого русского ученого


После нескольких десятилетий забвения, в 1851 году при Академии художеств создается мозаичная мастерская. Именно здесь были выполнены мозаики для Исаакиевского собора, поражающие красотой, ставшие шедеврами мировой культуры.





После революции, основным направлением в мозаичном искусстве становится оформление фасадов и интерьеров зданий, различных по своему назначению, от театров до вестибюлей метро. Расширяются стили исполнения мозаики, сюжеты.


После войны создают панно, воспевающие подвиг советских людей в Великой Отечественной Войне. На протяжении всего 20 века создаются различные монументальные полотна.


В настоящее время мозаика стала одним из популярнейших видов монументального искусства, за счет расширения материалов для изготовления, наряду со смальтой, появились новые материалы, по прочности и долговечности не уступающие ей. Вновь возрождается мозаичное искусство, как часть декоративной отделки храмов.

Спустя 10 веков, мозаика остается передовым, современным искусством, неограниченным в своих возможностях, наполняющим жизнь людей красотой и гармонией.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Мозаика на фасаде дома № 28 по Большой Зелениной улице. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Византийские виртуозы

- Владимир Александрович, неужели мозаичное искусство не было исконно русским?

- Мозаика, появившаяся на Руси после принятия христианства, применялась при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение она получила благодаря приглашенным из Византии умельцам. Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела.

- Почему он им заинтересовался?

Ломоносовские мозаики, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других музейных собраниях, были выполнены на высоком художественном уровне: портреты Александра

Чудотворец из смальты

- Кто же продолжил дело Михайло Васильевича?

- К сожалению, ломоносовские опыты продолжения не имели, а его открытия в этой сфере до потомков фактически не дошли. Мозаичное дело возродилось в нашей стране позже, когда при создании внутреннего убранства Исаакиевского собора, выросшего у Невы, встал вопрос: как продлить жизнь живописным иконам, краски которых осыпались от сырости?

Вот тогда по инициативе Монферрана, создававшего самый величественный в России храм, несколько выпускников Императорской академии художеств (ИАХ) отправились в Рим, где в 1847 году при Ватиканской мозаичной мастерской и была создана Русская студия. Там обучались Василий Раев, Егор Солнцев, Семен Федоров и др.

- Они и стали первыми русскими мозаичистами XIX века?

Освоив мозаичную технику, ученики Русской студии вернулись домой, и в 1851 г. при ИАХ было открыто мозаичное отделение. Тогда же в Петербург по приглашению российских властей прибыли итальянцы братья Бонефеде, чтобы наладить производство смальты. Старший из них, Джустиниано, руководил этими работами (они велись на стекольном заводе, находившемся у Обводного канала и вошедшем позже в состав Императорского фарфорового завода), а младший, Леопольд, имевший большие познания в химии, ему помогал.

Тысячи оттенков Исаакия

- Почему смальта оказалась самым удобным материалом?

- Это прочное цветное стекло, выплавляемое по специальной технологии с добавлением оксидов разных металлов (медь, олово, железо, марганец и т. д.). Кварцевый песок (он служил исходным сырьем), предварительно очищенный от примесей, издавна добывали в окрестностях Петербурга, недостатка в нем не было. А свойства получаемого материала зависели от добавок, придававших ему нужный цвет, химического состава стекломассы и режима обжига.

- В их создании участвовал ваш прадед?

- Да, Александр Никитич Фролов, одним из первых в России удостоенный звания академика-мозаичиста, выполнял иконы из смальты для этого и других соборов, а одна из его работ получила медаль на Всемирной выставке в Вене. Под его руководством были установлены также мозаичные орнаменты в московском храме Христа Спасителя. Многие годы он возглавлял мозаичное отделение ИАХ, для которого было выстроено отдельное здание (3-я линия В. О., дом 2а), а в 1890 году основал с сыном первую русскую частную мастерскую такого рода и стал ее руководителем.

Зеркальные картинки

- Что подтолкнуло вашего прадеда к этому шагу?

- В отделении работал техником его старший сын Александр. Перенося мозаичный набор с временной мастики на постоянную основу (цемент), он задумался об удешевлении такого процесса. Итальянец Антонио Сальвиати в то время уже применял венецианский (обратный) способ набора. К нему и был прикомандирован молодой петербуржец, который, обучаясь этому методу, изучал античную и византийскую мозаику.

При такой технологии смальту наклеивали на кальку, затем набор (зеркальный рисунок будущего изображения) заливали цементом, а пленку смывали. За рубежом этот метод, удешевлявший и убыстрявший набор, тогда широко применялся. Но в академической среде к нему относились с недоверием, ведь выполнять подобную работу могли не только художники, но и обычные мастера под присмотром специалистов.

- Где именно?

Герцог, Пель и Ленин

- Выполнять работы таких объемов без разработки новой технологии было, наверное, сложно?

- Технология появилась. На строительной площадке сколотили деревянную мастерскую и поставили печь, чтобы выплавлять смальту прямо на месте. Но в разгар этих трудов Александр скончался (перитонит после операции), и его младший брат, мой дед Владимир Александрович, тоже обучавшийся в ИАХ, был вынужден встать во главе мастерской, ведь отец уже был в преклонных годах.

- Мозаика этой мастерской сохранилась не только там?

Драгоценные узоры

- Как сложилась судьба отца?

- Но это искусство не отошло в прошлое. Какие у него перспективы?

- Не скажу, что я в восторге от всех мозаичных произведений. Да и процесс выплавки смальты упростили - коммерческий подход зачастую берет верх. На мой взгляд, стало меньше ее оттенков, она уже не столь долговечна. Но традиции петербургской мозаичной школы, думаю, сохранились, и в лучших современных работах они проявляются. Нынешние мастера экспериментируют не менее удачно, чем их предшественники, смешивая стили и применяя новые материалы, что находит отражение при оформлении станций метро.

После принятия христианства мозаика в храмах Древней Руси не получила широкого распространения по причине большой стоимости материала. Технологией изготовления смальты мастера еще не владели, а из-за моря везти ее было слишком дорого. Первые мозаики на Руси появились при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение они получили благодаря приглашенным из Византии умельцам.

Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела. Собор Святой Софии в Киеве возведенный в XI в, тому подтверждение. Его мозаичные панно характеризуются непревзойденным колоритом. Их палитра состоит из 177 цветов и оттенков:

  • 21 градация синего,
  • 25 – золота,
  • 9 – серебра.

Для русских мастеров средних веков цвет был одним из главных средств художественной выразительности.

1mosaika.jpg

В Киевской Софии мозаики расположены в основном в алтарной части и в подкупольном пространстве храма. Они художественно выделяют центральную часть храма, где проходят богослужения.

Эпоха Просвещения

В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.

В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую палитру до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.

Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.

Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.

2mosaika.jpg

За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс. Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.

3mosaika.jpg

Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.

Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова, который оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.

Храмовая мозаика в XIX в

Мозаики Исаакиевского собора

В 1881 г. при оформлении внутреннего убранства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге живописные иконы и фрески было решено постепенно заменить мозаичными, для их лучшей сохранности в местном сыром климате, так как невозможно поддерживать летом и зимой постоянные температуру и влажность - главное условие сохранности живописного убранства.

Мозаичные работы в Исаакиевском соборе начались в 1851 году и велись до 1914 года. Перед художниками стояла задача максимально точно воспроизвести живописный оригинал.

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была очень трудоемкой, дорогостоящей и отнимала много сил и времени.

4mosaika.jpg

Апостол Петр, Исаакиевский Собор

В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римской техники изготовления мозаики. Суть ее в том, что набор мелких цветных кусочков смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносится на твердое основание. Это особенно удобно при изготовлении мозаичных копий с живописных произведений, так как позволяет максимально приблизить мозаичные картины к живописным.

Бетонную плиту, окантованную металлической рамой, покрывали гипсом, и на ее поверхность переносились контуры оригинала. Постепенно удаляли гипс, укрепляли смальту на мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись один к одному, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементом. Швы тонировались цветным воском, а лицевая поверхность шлифовалась и полировалась.

5mosaika.jpg

6mosaika.jpg

Художественное убранство Исаакиевского собора, состоит из 62 мозаик общей площадью 592 кв. метров, в работе было использовано около 12000 оттенков смальты и в общей сложности она длилась 66 лет.

Реалистичность изображения достигалось это за счет мелкого модуля, тончайших цветовых и тоновых переходов и колерованного мастикой шва между модулями. По окончанию набора, мозаичные панно шлифовалось и полировались до зеркального блеска.

В стенах этой же мастерской за короткий срок была создана вся мозаичная отделка храма Спаса-на-Крови.

История создания Спаса на крови

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

7mosaika.jpg

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права.

Сначала на том месте, где убили императора, поставили памятный знак. Его днем и ночью охранял часовой. Потом, в апреле 1881 года, у решетки Летнего сада соорудили часовню. Она была деревянной, с претензиями на грациозность, сделанной в виде павильона, а на крыше стоял небольшой позолоченный купол с крестом.

Но император Александр III, наследник погибшего царя, заявил, что часовни недостаточно, и именно на этом месте нужно возвести настоящий собор. Поэтому и построили церковь на набережной, что было очень необычным расположением. Новый император также захотел, чтобы храм в память его отца напоминал как о его гибели, так и вызывал чувство надежды и восхищения величием государства. И он объявил конкурс на лучший проект сразу же после убийства, пока строилась часовня.

Ему также понравилось предложение сделать мемориальную церковь такой, чтобы она напоминала собор Василия Блаженного в Москве. Решили не просто построить церковь, а настоящий комплекс из храма, музея, башен и часовен. Строили собор очень долго, чуть ли не четверть века, и освятили только в следующем столетии – в 1907 году, хотя планировалось, что все будет завершено к 1890 году.

8mosaika.jpg

Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 м2 фасадов, внутри ею оформлено 7065 м2. 40 мастеров-мозаичистов, не считая подмастерьев трудились над созданием мозаик храма. По площади мозаичного убранства Спас на Крови занимает 1-е место среди православных сооружений в России и является одним из крупнейших в Европе.

Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры Спаса на Крови, внутри собора она покрывает сплошным полотном все стены, столбы и своды храма.

9mosaika.jpg

В начале ХХ века работы были закончены. Если мозаика Исаакиевского собора создавалась на масляной живописи, то в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте.

Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры – огромнейшая заслуга архитектора Парланда. После окончания набора мозаики не шлифовались, как это было в Исаакиевском соборе, поэтому неровность мозаичного полотна создает особую игру света.

Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства храма Спаса на Крови.

Советский период в искусстве мозаики

Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя. Преимущественно мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.

Обычно под советской мозаикой понимают работы, изготовленные после 1930-х годов. Однако история советской мозаики началась гораздо раньше. Этот вид искусства, действительно, не был очень распространен – отчасти потому, что навевал гражданам страны ненужные ассоциации с украшением храмов, отчасти – потому, что требовал от только встающих на ноги Советов больших ресурсов: экономических, временных, человеческих.

Однако уже к 1925 году стараниями Владимира Александровича Фролова – потомственного мозаичиста, руководителя мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде – на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два герба СССР, выполненных в этой технике. По сути, с этой даты и можно вести отсчет истории советской мозаики.

Ну а после того, как мастерская Фролова в 1929-30 гг. оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина, этот вид искусства начал набирать популярность.

Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.

10mosaika.jpg

В послевоенные годы количество мозаик возросло в разы. Большое количество панно, созданных в 50-60-е годы воспевали героический подвиг советских людей, завоевавших победу в Великой Отечественной войне.

Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев – космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, – использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.

После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой…

А пока взглянем еще раз на некоторые образцы этого искусства, которое – нет, не умирает, но все же из массовых уходит в камерные формы.

11mosaika.jpg

Разноцветные панно можно и сейчас встретить во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и даже больниц. Это не только вековые произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, их идеалах, стремлениях и образе мыслей.

Читайте также: