История медицинской этики в россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Начиная с XV-XVI вв. в общественном сознании начинает господствовать идея о том, что человек может и должен активно преобразовывать жизнь, создавать новое, вмешиваться в созданное природой в соответствии со своими научными и практическими знаниями. Основные этические требования традиционной для западноевропейской медицины гиппократовой этики сохраняются, но в работах врачей и философов, политиков и общественных деятелей, размышляющих о проблемах медицины, появляется все больше идей о правах человека в области охраны здоровья и получения медицинской помощи, справедливости в распределении медицинских услуг, условиях соблюдения врачебной тайны как уважения прав и достоинства личности и ряде других. Само врачевание начинает пониматься как деятельность, в ходе которой творится благо отдельным людям и обществу в целом. В медицинскую этику входит новый моральный принцип, сформулированный великим Парацельсом, - активное творение добра в процессе врачевания.

ХХ век стал временем в истории медицинской этики, как никакое другое наполненным идеями конструирования, видоизменения, модификации человека. Это время предельного обострения проблемы причинения вреда человеку, риска негативных последствий от применения биомедицинских технологий не только на уровне одного человека, но и на уровне больших человеческих общностей, человечества в целом. Примерами таких негативных последствий стала практика эвтаназии в нацистской Германии, исследования на людях с нарушением норм медицинской этики и ряд других.
К концу ХХ – началу XXI веков, в связи с бурными социальными потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества на первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. В 70-х годах 20 в. начинает формироваться новая форма медицинской этики – биоэтика (биомедицинская этика).

Григорий Антонович Захарьин (1829 – 1897) – основатель крупной клинической школы, профессор Московского университета, создатель метода анамнеза. Придавал большое значение проблеме общения врача с пациентом, в процессе которого собирается информация об особенностях возникновения и развития заболевания. Он утверждал, что доверительное общение с пациентами способствует не только получению наиболее полной информации о состоянии больного и его болезни, но и ходу всего лечебного процесса.

В советский период развития российской медицины отношение к медицинской этике было очень неоднозначным. Оно колебалось от полного отрицания ее необходимости в связи с представлением о том, что все советские врачи (за редким исключением) являются носителями коммунистической морали, нацеленной только на благо человека, до признания ее необходимости и существования в настоящее время уже в форме современной биоэтики. В этот период профессиональная медицинская этика фактически отождествлялась с марксистской этикой, в соответствии с которой каждый советский человек (включая, разумеется, и медработников) нацелен на служение другим, исполнение своего долга перед народом, обществом, государством. Пациент рассматривался как представитель народа, которому служат медицинские работники, беззаветно отдавая все свои знания и силы.
Изменилось и положение в системе здравоохранения, и этические основания деятельности медицинских сестер. Общества сестер милосердия были упразднены, Российский комитет Красного Креста был реорганизован в Советский комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, создана новая система подготовки медицинских сестер. С 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, что подчеркивало разрыв их деятельности с религией и ориентацию на нравственные идеалы коммунистической морали, которая пропагандировалась в Советском Союзе.

Последние десятилетия XX века стали для России временем значительных перемен во всех областях общественной жизни. В области медицины и здравоохранения эти перемены обострили ряд традиционных этических проблем медицинской деятельности и обозначили ряд новых, связанных с неуклонным развитием медицинской науки и практики. Многообразие форм организации медицинской помощи различным категориям граждан, внедрение новых биомедицинских технологий в условиях российской действительности конца XX – начала XXI веков, проблемы материально-технического обеспечения научно-медицинских исследований и практики обусловили чрезвычайную актуальность традиционных этических проблем медицины и современных биоэтических проблем.

Литература:




Современный этап исторического развития этических учений ознаменовался формированием во второй половине ХХ века нового учения – биоэтика.

Принципы биоэтики

Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биоэтики, следует охарактеризовать так называемые модели и принципы врачевания.

В настоящее время существует достаточно много моделей и принципов биомедицинской этики. Естественно невозможно выдвинуть какую-то одну теорию или принципы, которые удовлетворяли бы всех без исключения. В соответствующей литературе предлагается множество вариантов, наибольшее признание получили концепции, предложенные американскими специалистами Томом Бичампом и Джейсом Чилдресом или так называемые исторические модели.

1. Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи;

2. Вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом;

3. Вред, вызванный неверными, необдуманными, неквалифицированными действиями;

4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

В большинстве случаев 1,2,3 формы вреда расцениваются как правонарушения, преступления, и эта проблема не столько моральная, сколько юридическая. Поэтому рассмотрим лишь объективно необходимый вред. На первый взгляд постановка вопроса парадоксальна: ведь пациент обращается к врачу, чтобы получить благо – скажем избавление от боли. Однако если взглянуть на эту ситуацию со стороны пациента, то можно увидеть самые разные варианты этой формы вреда:

· сам визит к врачу требует времени (а сейчас и денег), которые пациент мог бы посвятить чему-то другому, более приятному. В результате визита он не смог сделать какие-то важные дела;

· если врач предписывает пациенту какой-то определенный режим, то тогда вред выражается в некотором стеснении, ограничении его свободы;

· лечение, назначенное врачом, может включать болезненные процедуры, т.е. ради излечения, врач причиняет пациенту физическую боль. А в некоторых других ситуациях приходится наносить и более серьезный ущерб, скажем, ампутация конечности.

Причины возникновения биоэтики можно назвать следующие:

1. В настоящее время произошло то, что нормы традиционной медицинской этики систематически не срабатывают, а некоторые приходится характеризовать по-новому или пересматривать.

2. Бурное развитие науки явилось серьезным источником многих конфликтов и дилемм, которые уже невозможно разрешить однозначно. Например, о допустимости проведения исследований или внедрения результатов в практику, особенно если последствия не достаточно прогнозируемы. В биоэтике основным вопросом становится конфликт прав.

3. Остро стоит вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения, т.е. право на выбор врача, лечебного учреждения, информированного согласия, отказа от лечения, право на смерть и т.д.

4. Современный этап развития врачебной этики связан с последствиями научно-технической революции второй половины ХХ века. И в первую очередь с узкой специализацией и внедрением в медицину новейших достижений науки. Широкое применение медицинской техники привело к разделению клинической медицины на ряд узких специальностей, которых насчитывается уже более ста. Отсюда систему врач-пациент заменили на новый тип взаимоотношений – врач-прибор-пациент.

С одной стороны узкая специализация и технизация медицины расширяет возможности врача, а с другой – врач, внимательно следя за стрелкой прибора, забывает взглянуть в лицо больному, и это рассматривается пациентом как неумение и нежелание врача разобраться в его заболевании. Обилие врачей консультантов по узким специальностям в случае упущения в диагностике затрудняет моральную, а иногда и юридическую ответственность. Что может способствовать проявлению пренебрежительного отношения к своим обязанностям.

В России развитие медицинской этики происходило, конечно, под влиянием тех представлений, которые были в Европе, однако с некоторыми особенностями. Переводы отдельных произведений Гиппократа на русский язык появились лишь в 1840 г. Однако намного ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831).

Признанным лидером клинической медицины в России был С.П. Боткин (1832-1889), возглавлявший почти 30 лет кафедру терапевтической клиники в Военно-хирургической академии, а с 1878 г. и до конца жизни – Общество русских врачей им. Н.И. Пирогова.

Манассеин считал, что врачи должны быть принципиальными противниками смертной казни и телесных наказаний, ибо в противном случае их функция входит в неразрешимое противоречие с их миссией в обществе, с их профессиональной этикой.

Принципиальной критики подвергались различные проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу – барство некоторых профессоров в отношении своих сотрудников; отступления отдельных врачей от древнего обычая их профессии – лечить бесплатно; клевета в адрес коллег, иногда приобретавшая чудовищные формы.

Современный этап исторического развития этических учений ознаменовался формированием во второй половине ХХ века нового учения – биоэтика.

Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа ("Клятва", "Закон", "Афоризмы") появились в печатном виде лишь в 1840 г. Однако несколькими десятиле­тиями ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на ме­дицинском факультете Московского университета М.Я. Мудрое (1776-1831). М Я. Мудров подчеркивает элементы филантропии в профессиональной деятельности врача, считая, что выбравшему эту профессию должно быть присуще бескорыстие. Соответст­вующее место книги Гиппократа "Наставления" в переводе М.Я. Мудрова звучит так: ". Иногда лечи даром на счет буду­щей благодарности, или, как говорится: не из барыша, была бы слава хороша. " В нескольких местах своего "Слова о способе учить и учиться медицине практической" М.Я.Мудров говорит о вра­чебной тайне: "Хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках. Язык твой, сей малый, но дерзкий уд, обуздай на глаголы неподобные и на словеса лукавствия". Относительно информирования обреченных больных у М.Я. Му­дрова имеются противоречивые рекомендации. В "Слове о бла­гочестии и нравственных качествах гиппократова врача" гово- . рится: "Многое от больного надобно скрывать, всегда входить к нему с веселым, внушительным лицом. но не открывать на стоящего положения болезни и будущего оной- исхода. ”. Младшим современником М.Я.Мудрова и Ф.П.Гааза был Н.И.Пирогов (1811-1881). Вскоре после окончания Московского университета, а именно в 1836 г.. Перед входом в старинные анатомические театры еще и сегодня можно прочитать афоризм "Здесь мертвые учат жи­вых". Отношение Н.И.Пирогова к врачебным ошибкам побуж­дает нас углубить смысл этой сентенции в нравственно-этичес­ком плане. Да, врачебные ошибки - это зло.

Медицинская этика в Советском Союзе.

Меры новой власти вызвали резкую критику со стороны врачей, входивших в Пироговское общество, которые считали, что введение советской властью бесплатного здравоохранения лишит врачей независимости и инициативности, завоеванных ими в ходе земских реформ. Врач мыслился как представитель враждебного, буржуазного класса, которого приходится тер­петь как специалиста, но которому дозволяется работать лишь под строгим контролем со стороны пролетариата. На деле, впрочем, этот контроль осуществлялся государственным чи­новником. Между тем революция и гражданская война привели к рез­кому сокращению количества врачей в стране. По некоторым данным, в первые годы после революции из России эмигриро­вало около восьми тысяч врачей. Много врачей умерло от голо­да и болезней. Это заставило власти заняться ускоренной под­готовкой врачей, которая осуществлялась своеобразными ме­тодами. В медицинские институты стали принимать даже тех, кто не получил среднего образования. В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг про­блемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семаш­ко провозгласил "твердый курс на уничтожение врачебной тай­ны", которая понималась как пережиток буржуазной медици­ны. Обосновывалась эта позиция тем, что единственный смысл сохранения врачебной тайны - уберечь пациента от негативно­го отношения к нему со стороны окружающих; есди же все поймут, что болезнь является не позором, а несчастьем, то вра­чебная тайна станет ненужной. Предполагалось, впрочем, что полная отмена врачебной тайны произойдет тогда, когда дан­ную мысль воспримет все население

Методы врачевания.

Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский фи­лософ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженер­ную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и кон­трактную (договорную). С точки зрения Витча, эти модели не­равноценны по своему моральному значению и представляют собой иерархию от наименее морально обоснованной инже­нерной модели к наиболее обоснованной - контрактной. В рамках так называемой "инженерной модели " врач отно­сится к пациенту как к "безличностному механизму". Задача врачевания интерпретируется как исправление "поломки" ме­ханизма, обусловленной действием внешних или внутренних факторов. Смысл врачевания сводится к манипулированию с телом пациента. Врач с помощью определенных физических воздей­ствий стремится вернуть физиологический механизм человека в положение равновесия. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о при­родных механизмах жизнедеятельности человеческого орга­низма. Объективное знание определяет выбор метода лечения, которое осуществляется как техническая процедура. Предпола­гается, что это знание ценностно нейтрально, а поэтому выбор лечебного воздействия не зависит от личностных предпочте­ний и интересов врача. Поскольку пациент не обладает необходимыми научными знаниями о собственном состоянии, то учет его мнения при выборе лечебного мероприятия не только бесполезен, но и мо­жет быть вреден из-за привнесения субъективных оценок. Его личное мнение о собственном благе (здоровье), поскольку оно необъективно и ненаучно, с точки зрения знающего медика-профессионала считается не заслуживающим внимания. В то же время предполагается, что, поскольку врач руко­водствуется сугубо объективными знаниями, на его выбор не оказывают влияния собственные субъективные предпочтения и интересы.

24. Биологические и биографические планы заболевания.

Любое заболевание человека может быть описано как ми­нимум двумя относительно независимыми способами. Во-пер­вых, с медицинской точки зрения оно предстает как очевидный факт биологии - специфическое сочетание биологических пара­метров организма человека. Этот план заболевания является предметом профессионального медицинского изучения. Во-вторых, то же самое заболевание с точки зрения паци­ента выступает как факт его биографии. Причем такой факт, который может иметь множество самых различных значений для данной конкретной личности в конкретных условиях. Заболе­вание может вызывать физические и психические страдания пациента. Заболевание может нарушать жизненные планы, затруднять или отсрочи­вать их реализацию. Оно даже нередко перестраивает отноше­ние к миру и другим людям. Это - личное знание пациента, которым врач не обладает и которое он может получить лишь в результате внимательного и заинтересованного расспроса. Однако этим личностное знание пациента не ограничивается. Любое медицинское вмешательство, которое врач осуществляет на уровне биологической реаль­ности организма, отображается в сложных формах психофизи­ологических и личностных реакций и переживаний пациента.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Читайте также: