Программно методологические вопросы статистического наблюдения кратко

Обновлено: 18.05.2024

Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Объекты, цель и этапы его проведения и требования, предъявляемые к нему. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения, обеспечение его точности.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.05.2010
Размер файла 34,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Программно - методологические вопросы статистического наблюдения

2. Организационные вопросы статистического наблюдения

3. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения

4. Точность наблюдения

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Статистическое наблюдение - это начальная стадия экономико-статистического исследования. Она представляет собой научно организованную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Важность этого этапа исследований определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах. Таким образом, полученные данные представляют собой факты, которые, так или иначе, характеризуют явления общественной жизни. В результате статистической обработки доказательная способность фактов еще более возрастает, что обеспечивает их систематизацию и представление в сжатом виде.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям:

1. Наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определенные социально - исторические типы явлений.

2. Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления находятся в постоянном изменении, развитии. В том случае, если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными.

3. Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная и всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фактов, что является одной из важнейших характеристик статистического наблюдения.

4. Научная организация статистического наблюдения необходима для того, чтобы создать наилучшие условия для получения объективных материалов. В свою очередь, наблюдение должно проводиться по заранее разработанным системам, плану, программе, которые обеспечивают научное решение программно-методологических и организационных вопросов наблюдения.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно - исследовательскими институтами, экономическими, экономическими службами банков, бирж, фирм.

1. ПРОГРАММНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения. Они отражаются в организационном плане статистического наблюдения, который содержит две группы вопросов: программно - методологические, организационные.

К первой группе относят вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы наблюдения, проектированием формуляров и текста инструкций, установлением источников и способов сбора данных.

Вторая группа встречает вопросы об органе наблюдения, сроках и месте проведения наблюдения, составления предварительных списков единиц изучаемой статистической совокупности, расстановке и подготовке кадров и пр.

Каждое статистическое наблюдение проводится с конкретной целью. При организации наблюдения должны быть правильно определены и четко сформулированы его задачи.

Цель наблюдения - это основной результат статистического исследования. Четкое формулирование цели наблюдения необходимо для того, чтобы не допускать сбора излишних и неполных данных.

При организации наблюдения важно точно определить, что именно подлежит обследованию, иначе говоря, установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, прежде чем проводить обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капитальном строительстве информация может быть получена от проектных или подрядных организаций или от предприятий-застройщиков.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения - стройки и объекты, строительство которых ведет данный застройщик.

Основным вопросом статистического наблюдения является его программа.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Дня определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:

x Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммерческой тайны.

x При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

x Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

В целях успешного проведения статистического наблюдения разрабатывается организационный план. Это основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы организации и проведения намеченных мероприятий. В организационном плане указываются: органы наблюдения, время проведения, сроки проведения, а также подготовительные работы к наблюдению, в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения, порядок его проведения, приема и сдачи материалов, получения и представления предварительных и окончательных итогов и др. При организации статистического наблюдения обязательно должен быть решен вопрос о месте и времени проведения наблюдения, включая выбор сезона наблюдения, установки срока (периода) и критического момента наблюдения.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны.

Сезон (время года) для наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии. Например, перепись населения в нашей стране чаще всего проводится зимой, так как наблюдается наименьшее передвижение населения.

Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации.

Под критическим моментом (датой) понимается конкретный день года, час дня, по состоянию на которой должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения РФ в 1994 году был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статических данных. Если же надо проанализировать изменения объема продаж какой - либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущем месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Значительное место в организационном плане статистического наблюдения принадлежит проведению подготовительных работ. Наиболее существенный этап подготовительной работы - составление списка отчетных единиц. Этот список (например, торговых предприятий, предприятий общественного питания), необходим как для проверки полноты и своевременности поступивших сведений, так и для определения объема работ и расчета необходимого количества работников для проведения статистического наблюдения.

В целях успешного осуществления статистического наблюдения немаловажное значение имеют подготовка статистического инструментария (различного рода бланков, инструкций и т.п.), его размножение и своевременное снабжение им персонала, проводящего наблюдение.

Наконец, к числу важнейших подготовительных мероприятий относится пропаганда проводимых статистических работ средствами печати, радио, телевидения (разъяснения задач и целей обследования). Все это способствует более успешному их проведению.

3. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ, ВИДЫ И СПОСОБЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (табл.1).

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

8. Способы статистического наблюдения

8. Способы статистического наблюдения Способами получения статистической информа–ции являются документальный способ наблюдения; способ непосредственного наблюдения: опрос.Документальное наблюдение основано на исполь–зовании в качестве источника информации данных

9. Формы статистического наблюдения

9. Формы статистического наблюдения В теории статистики рассматриваются и формы статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое наблюдение; реги–стры.Статистическая отчетность – основная форма статистического наблюдения, которая

11. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

11. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения стати–стического наблюдения должны быть решены и во–просы его организационного обеспечения. Это дела–ется при составлении

2. Виды и способы статистического наблюдения

2. Виды и способы статистического наблюдения Статистическое наблюдение представляет собой процесс, который с точки зрения его организации может иметь разнообразные способы, формы и виды проведения. Задачей общей теории статистики является определение сущности

3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.Целью практически любого статистического

4. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

4. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения должны быть решены и вопросы его организационного обеспечения. Это делается при составлении организационного

6. Организация статистического наблюдения

6. Организация статистического наблюдения Начальным этапом статистического исследования является статистическое наблюдение.В процессе статистического наблюдения формируется оснавная информация, которая является основной для статистического

7. Формы статистического наблюдения

7. Формы статистического наблюдения Статистическое наблюдение различается по организационным формам, видам, источникам сведений и способам их собирания.К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное

8. Виды и способы статистического наблюдения

8. Виды и способы статистического наблюдения Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;2) если обследованию

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

10. Организационные вопросы статистического наблюдения

10. Организационные вопросы статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения необходимо решить про-грамно – методологические, организационные вопросы для реализации которых нужно составить организационный план

11. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

11. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Любое статистическое наблюдение предполагает получение данных, которые будут

1. Организация статистического наблюдения

1. Организация статистического наблюдения Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

4. Организационные вопросы статистического наблюдения Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или

К программно-методологическим вопросам статистического на­блюдения относятся:

установление цели наблюдения;

определение объекта и единицы наблюдения;

разработка программы наблюдения;

выбор вида и способа наблюдения.

Основной практической целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Задача наблюдения непосредственно вытекает из задач ста­тистического исследования и предопределяет его программу и формы организации.

В зависимости от цели выбирается объект статистиче­ского наблюдения.

Объект статистического наблюдения совокупность обще­ственных явлений и процессов, которые подлежат данному на­блюдению. Например, при обследовании промышленности объ­ектом наблюдения являются промышленные предприятия. Оп­ределение объекта статистического наблюдения связано с опре­делением егограниц на основе соответствующего критерия, вы­раженного некоторым ограничительным признаком, называе­мымцензом. В современной практике в качестве ценза исполь­зуется, например, некоторое заданное число работников, заня­тых на предприятии. Так, промышленные предприятия с чис­лом занятых менее 100 человек относятся к малым предприяти­ям и при изучении работы малых предприятий наблюдаются в качестве объекта данного исследования.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой перечень показате­лей, подлежащих регистрации. Иными словами, программа – это перечень вопросов, на которые должны быть получены правди­вые, достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Ее со­держание зависит от целей и задач исследования (например, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, об­разовании, семейном положении, наличии детей и т. д.). При бюджетных обследованиях программа содержит вопросы об ис­точниках доходов и расходах.

Вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них находят отражение в основном инструменте наблюдения – в статистическом формуляре (переписной лист, анкета, бланк и т. д.) – Статистический формуляр должен быть удобен для запол­нения, чтения, шифровки и машинной обработки данных. К ста­тистическим формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

2.3. Формы, виды и способы наблюдения

Формами статистического наблюдения являются отчет­ность и специально организованные наблюдения.

Отчетность – предусмотренная действующим законода­тельством форма организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций, по которой органы государственной статистики получают информацию в виде уста­новленных отчетных документов (форм отчетности), утвержден­ных Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ, подпи­санных лицами, ответственными за достоверность сведений. Решающими являются две формы: баланс и отчет о прибылях и убытках. Финансовый результат, показанный общей суммой в балансе, расшифровывается по составляющим его элементам в отчете о прибылях и убытках. Предоставление отчетности в пре­дусмотренные адреса и сроки является обязательным.

Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам пред­приятий и формам предпринимательства (государственным, в том числе арендным, акционерным, кооперативным, с привле­чением иностранного капитала), а также связанным с индиви­дуальными видами деятельности.

Специально организованное статистическое наблюдение пред­ставляет собой сбор сведений посредством переписей, едино­временных учетов и обследований (например, перепись населе­ния, социологические исследования, переписи промышленного оборудования, остатков сырья и материалов). С целью получе­ния сведений об уровне потребительских расходов и доходов населения организована отчетная сеть статистики семейных бюджетов рабочих, служащих и крестьян.

Статистическое наблюдение подразделяется на виды по вре­мени регистрации данных и по степени охвата единиц наблюдения.

По времени регистрации фактов различают непрерывное, илитекущее наблюдение (отчетность, постоянная регистрация данных по мере их возникновения),периодическое (регистрацияпо мере надобности) и единовременное. Текущее наблюдение ис­пользуется, например, в статистике бюджетов населения; примерами периодического наблюдения служит перепись населе­ния, единовременного – перепись жилого фонда.

По степени охвата единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение.

Сплошным наблюдением называется такое, при котором реги­страции подлежат все без исключения единицы изучаемой сово­купности. Оно применяется, например, при переписи населе­ния, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности, учреждения, организации и т. д.

Важной функцией государственной статистики является оп­ределение перечня подотчетных единиц. Созданный Госкомста­том России ЕГРПО является инструментом государственного учета и идентификации всех хозяйствующих субъектов на тер­ритории Российской Федерации.

Органы государственной статистики осуществляют учет субъектов в составе ЕГРПО на основании утвержденных и за­регистрированных учредительных документов, состав которых определяется организационной формой предприятия (организа­ции), нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующими нормативными законодательными актами.

Регистр является самостоятельным источником информации и анализа данных о предприятии, центральным инструментом управления и организации статистического наблюдения, по­скольку каждый субъект ЕГРПО обязан предоставлять органам статистики государственную статистическую отчетность за пе­риод своей деятельности в отчетном году.

Данные отчетности позволяют следить за динамикой произ­водства продукции, работ, услуг на макро- и микроуровнях, изучать соотношения разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государст­венных и негосударственных предприятий и организаций.

В рамках совершенствования методологии статистического наблюдения разрабатывается методология отбора в ЕГРПО предприятий малого бизнеса и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Несплошным наблюдением называют такое, при котором об­следованию подвергаются не все единицы изучаемой совокуп­ности, а только их часть, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ перед сплошным: сокраще­ние времени и затрат, более детальная регистрация и т.д. Рас­ширению практики несплошного наблюдения способствует раз­витие многоукладной экономики, связанной с увеличением числа объектов экономической деятельности.

Несплошное наблюдение подразделяется на на­блюдение основного массива, монографическое и выборочное.

Согласно способу наблюдения основного массива сбор дан­ных осуществляется только по тем единицам совокупности, ко­торые дают основной вклад в характеристику изучаемого явле­ния. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в характеристике совокупности, исклю­чается из наблюдения. Например, структуру грузооборота можно изучить, исследовав только крупнейшие транспортные узлы.

Монографическое наблюдение представляет собой подроб­ное описание отдельных единиц совокупности для их углублен­ного изучения, которое не может быть столь результативным при массовом наблюдении. Обычно, монографическое наблю­дение проводится в целях выявления имеющихся или намечаю­щихся тенденций развития для изучения и распространения пе­редового опыта отдельных хозяйств или выявления недостатков в работе отдельных предприятий. Примерами монографических наблюдений являются обследования работы отдельных предпри­ятий, перешедших в частную собственность.

Наибольшее признание и распространение в статистиче­ской практике получило выборочное наблюдение.

В любом статистическом обследовании для получения пер­вичных данных могут быть использованы непосредственные на­блюдения, документы иопрос.

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения, разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

К статистическим формулярам составляется инструкция – документ, в который входят разъяснения и указания по программе статистического наблюдения, в нем отражают цели и задачи наблюдения и другое.

Читайте также: