История любви ромео и джульетты кратко

Обновлено: 07.07.2024

Монтекки и Капулетти – два враждующих рода из Вероны. Ромео Монтекки мучается от неразделенной любви. Бенволио пытается утешить друга и предлагает ему обратить внимание на других красавиц.

К Джульетте Капулетти сватается Парис, молодой и красивый родственник герцога Веронского. В доме Капулетти устраивают пышный бал, куда приходят Бенволио, Ромео и их друг Меркуцио.

Ромео и Джульетта влюбляются друг в друга. Поздно вечером происходит тайное свидание влюбленных. Они решают обвенчаться.

Брат Лоренцо тайно венчает Ромео и Джульетту. На площади между Меркуцио и Тибальтом, братом Джульетты, разгорается поединок. Меркуцио погибает. В отместку Ромео убивает Тибальта. Князь прогоняет Ромео из города.

Родители хотят выдать Джульетту замуж за Париса. Ромео и Джульетта тайно встречаются.

По совету брата Лоренцо Джульетта выпивает специальную настойку, чтобы ее приняли за мертвую и не смогли выдать замуж за Париса. Все думают, что девушка умерла, но она просто крепко уснула.

Ромео узнал о смерти Джульетты. Он купил яд и пришел в склеп к любимой. Там он встретил Париса и убил его, а после выпил яд. Проснувшаяся Джульетта увидела бездыханного Ромео и убила себя кинжалом.

Ромео и Джульетта

Действие пьесы разворачивается в небольшом итальянском городе Вероне. Два самых старинных рода – Монтекки и Капулетти враждуют из-за знатного происхождения. Монтекки — более древний аристократический род, а Капулетти получили титул недавно, и готовы всячески его отстаивать. Монтекки такие внезапно появившиеся конкуренты не по нраву и они не упускают случая, чтобы не начать очередную перепалку. В семейных баталиях не участвует только Ромео – он юный мечтатель, которого гораздо больше интересуют любовные приключения.

Лучшие друзья Ромео – Бенволио и Меркуцио уговаривают его пробраться в дом Капулетти на бал-маскарад. Там Ромео встречает дочь Капулетти – красавицу Джульетту и понимает, что влюбился в нее. Его не страшит ни вражда семейств, ни то, что Джульетта помолвлена. Ночью Ромео пробирается в сад, где на балконе его ждет Джульетта. Влюбленные проводят вместе ночь и решают, что единственным выходом сложившейся ситуации может стать тайное венчание.

Отец Лоренцо венчает их, надеясь, что это положит конец вражде между семьями. Но происходит неожиданная схватка между Ромео и кузеном Джульетты Тибальтом. Меркуцио, пытаясь остановить друга, погибает, сраженный шпагой Табальта. Взбешенный Ромео убивает кузена. Под угрозой смертной казни он вынужден покинуть город.

Джульетту хотят поскорее выдать замуж и она решается выпить снотворное, сон от которого настолько глубок, что будет казаться, будто бы она мертва. Этот напиток ей приносит Лоренцо. Он хочет предупредить Ромео, чтобы тот приехал в город к пробуждению любимой. Но он не успевает и Ромео решает, что Джульетта умерла. Он приходит к ней в склеп и решает умереть тоже, чтобы навеки быть с любимой. Ромео выпивает яд и через пару минут после его смерти Джульетта приходит в себя. Поняв, что произошло, она тоже хочет отравиться, но яда не осталось. Тогда Джульетта берет кинжал Ромео… Утром Капулетти находят тела молодых возлюбленных. Смерть детей примиряет вражду между семьями.

Повествование рассказывает о трагически закончившейся любви юноши и девушки из-за враждебного противостояния двух знатных итальянских родов Монтекки и Капулетти. произведение включено в обязательную школьную программу.

Автор и его замысел

Сначала остановимся на том, кто написал это замечательное произведение. Автором считается известный английский писатель, драматург, поэт Уильям Шекспир, который сочинял лучшие сонеты, стихи и пьесы.

Возлюбленные, вопреки противодействию отца и матери, решили встретиться тайно под покровом ночи. Фисба появилась первой, но, увидев окровавленного льва, бросилась бежать.

Печальная история любви - Ромео и Джульетта: краткое содержание

Когда пришел Пирам, то увидел платочек любимой в крови (во время бегства Фисба его обронила, а лев разорвал) и понял, что девушка мертва, поэтому он заколол себя мечом. Вернувшись, Фисба обнаружила умирающего Пирама и тоже кинулась грудью на меч.

Внимание! Девушка в новелле итальянского писателя успела проснуться ещё тогда, когда её любимый был жив, а Шекспировская Джульетта – нет.

Данную тему развивали очень многие писатели, но принято считать, что шедевр высшего уровня вышел из-под пера Уильяма Шекспира, что никто не станет оспаривать.

Достоверность изложенных фактов

Подлинность истории, к сожалению, не доказана. Но исторический фон повествования, жизненное основание, традиции может говорить о том, что есть вероятность существования некогда такой истории любви в городе Верона.

О существовании жизненных источников может служить новелла да Порто, которую Уильям мог взять частично как основу. Рассказы о несчастной любви пар того времени в Италии служат основанием для сюжета, использование настоящих фамилий родов, которые реально враждовали между собой (об этом даже упоминал Данте).

Предполагается что автор мог ссылаться на предание или реальный рассказ, который передавался из уст в уста. Всё это показывает некую правдоподобность истории.

Жанр произведения

Печальная история любви - Ромео и Джульетта: краткое содержание

Тем, кто плохо знает этот шедевр (или знает только понаслышке), будет затруднительно определить его форму написания. Это пьеса, написанная в жанре трагедии.

Правда, такое утверждение вызывает у критиков жаркие споры: хотя всё заканчивается печально, повествование пропитано радостью, любовью, а больше всего светлой грустью без тяжелого трагизма.

Никакого мрака или сильной драмы в пьесе нет (именно это присутствует в остальных произведениях).

Чисто теоретически описанная история не может быть романом или повестью. Роман, как правило, бывает большой формы, описывает значительный отрезок времени и описывает судьбы многих персонажей.

Здесь же действие происходит на протяжении пяти дней, центром пьесы является жизнь двух главных героев. Повесть тоже должна быть сложнее и больше по объему. Но главным отличием произведения является сонетная форма.

О чем хотел сказать автор читателю

Что представляют собой персонажи пьесы. Часть героев принадлежит к семье Капулетти, в которой воспитывалась Джульетта, вторая часть – Монтекки (фамилия Ромео).

Семейство Капулетти представляют:

  • Синьор Капулетти – глава семьи,
  • Сеньора Капулетти – жена синьора,
  • Джульетта – их дочь,
  • Тибальт – кузен Джульетты, племянник,
  • Кормилица –добрая няня главной героини.

Члены семьи Монтекки:

  • Синьор Монтекки – глава семьи,
  • Сеньора Монтекки – жена синьора,
  • Ромео – их сын,
  • Абрам – слуга,
  • Бенволио – друг главного героя, слуга его отца,
  • Балтазар – слуга главного героя.

Жители Вероны, знатные люди:

  • Эскал – Веронский герцог,
  • Граф Парис – будущий муж Джульетты,
  • Меркуцио – родственник герцога, друг главного героя.

Экспозиция

Пьеса начинается дракой между слугами, которые относятся к двум семействам Монтекки и Капулетти, враждующим между собой. Верховный правитель разнимает дерущихся. На данном фоне показаны мечты главного героя: мысли его заполнены Розалиной, в которую он влюблен. Его друг Бенволио предлагает отвлечься и найти другую девушку. Одновременно в доме Джульетты проходит подготовка к балу в честь того, что она уже невеста графа Париса, богатого молодого человека из знатной семьи.

Завязка

Ромео, Меркуцио и Бенволио, испытывая жажду острых ощущений, тайком приходят на бал, устроенный семейством Капулетти. Ромео и Джульетта встречаются взглядами, и между ними зарождается любовь. Двоюродный брат Джульетты Тибальт узнаёт Ромео, которого не убили только из-за желания окончательно не испортить пиршество. После этого главный герой прячется под балконом возлюбленной и обнаруживает её присутствие. Между ними начинается диалог, в конце которого они клянутся друг другу в любви. В надежде на будущий мир между враждующими кланами, брат Лоренцо венчает влюблённых.

Друзья Бенволио и Меркуцио, не без плачевных последствий, на площади встречаются с Тибальтом, который имеет намерение убить их друга. Кого убил Тибальт? Меркуцио, с чем Ромео никак не мог смириться, поэтому лишил жизни убийцу своего друга. Он вынужден покинуть Верону, чтобы избежать казни, но успевает пробраться к Джульетте, чтобы провести с ней целую ночь за разговорами.

Кульминация

Печальная история любви - Ромео и Джульетта: краткое содержание

В тревоге девушка обращается к брату Лоренцо, который советует ей выпить напиток, от чего она крепко уснет. Семья будет думать, будто она уже не живая, и оставит её в покое.

Джульетта принимает совет. Тем временем Ромео приобретает ядовитый напиток, а затем возвращается в Верону. Возле склепа возлюбленной возникает сражение между ним и женихом девушки, которого Ромео убивает. Думая, что Джульетта мертва, он принимает яд и умирает.

Джульетта просыпается и, увидев мертвого Ромео, совершает самоубийство с помощью кинжала. Таким образом, они умерли вместе в один день.

Развязка

Капулетти и Монтекки, горько оплакивая своих детей, возобновляют мирные отношения. Гибель детей помогла им признать свою ошибку и пойти на примирение. Сколько лет было Ромео и Джульетте? Очень любопытный вопрос. Возраст Джульетты был около 13 лет (без двух недель четырнадцать), о чём несколько раз говорится в самом тексте. А вот сколько лет было Ромео и ее возлюбленному точно не указывается, но есть предположения, что где-то 15-16.

Это интересно! Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры

Суть пьесы

Трагедия – это драматическое произведение, где герой сталкивается с враждебным миром, показано, как он умирает, потому что рушатся его идеалы. В основу заложены острые переживания, страдания, гибель, крушение.

В нашей пьесе, в первую очередь, трагедия заключена в том, что влюбленные относятся к враждующим родам. Это мешает им быть вместе, открыто сказать о своих чувствах и пожениться. Ведь, по сути, они обязаны друг друга ненавидеть.

Противостояние семей приводит к драке, и несколькими моментами позднее, к убийствам: сначала друга Ромео, потом и родственника его любимой. Автор показал всю жестокость этого мира. Бегство Ромео от казни вовсе лишает возлюбленных возможности соединить свои жизни и быть вместе.

Поступок девушки, возможно, и спас её от нежелательной свадьбы, как она того хотела, но в итоге принёс ей ещё большее горе: Юноша покончил с собой, не зная, что возлюбленная жива. В этом заключается самая большая трагедия. Никто из героев не мог предполагать такого поворота событий. Свою трагическую роль сыграли время и случай, ведь проснись девушка раньше, всё могло бы закончиться совсем по-другому

Важно! Не всё так печально, ведь гибель героев послужила поводом для перемирия двух огромных семейств. Кто знает, сколько людей они спасли или осчастливили в итоге.

Отрывок из фильма Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта

Заключение

В данном шедевре влюбленные находят отражение своих чувств и обстоятельств, не всё так гладко в нашей жизни, как хотелось бы. Пьеса до сих пор пользуется широкой популярностью среди других литературных произведений драматических, классических. Многие видели театральную постановку. Проблемы, которым посвящена трагедия, остаются актуальными по сей день. Чтобы в полной мере ощутить атмосферу и глубину произошедшего, рекомендуется прочитать пьесу целиком.

Это интересно! Примеры сентиментализма в русской литературе

Ромео и Джульетта

Плотный временной отрезок наполнен чередой роковых обстоятельств, которые раскрывают величие и силу любви:

На площади в Вероне завязалась перепалка, а потом и потасовка слуг двух враждующих домов — Монтекки и Капулетти. В их противостояние включаются рассудительный Бенволио из рода Монтекки (племянник главы семьи) и импульсивный Тибальд — племянник леди Капулетти. Сначала они пытаются разнять противников, а после втягиваются в драку.

Ее прекращает грозный окрик князя Эскала — правителя Вероны, который призывает к прекращению братоубийства. В это время на сцене появляется Ромео. Он влюблен, а Розалина — объект его страсти — холодна. Бенволио советует пылкому влюбленному оглянуться и поискать более достойную партию.

Действие переносится в дом Капулетти, куда с визитом прибыл князь Парис — дальний родственник семьи. Он просит руки Джульетты — дочери Капулетти, которой еще не исполнилось четырнадцати лет. Жених красив, богат и знатен, поэтому вопрос женитьбы формален: ни отец, ни сама Джульетта не против брака.

В честь помолвки Капулетти организовывает в доме бал-маскарад, на который тайно проникают Ромео и Бенволио. Ромео надевает рясу монаха. Он страдает от неразделенной любви к Розалине до момента, пока его глаза не перехватили взгляд Джульетты. Молодой человек сражен ее красотой и кротостью. Девушка также испытывает смятение.

Ромео вслух восхитился красотой Джульетты. Его голос узнал Тибальд. Он решил убить противника прямо на балу, но хозяева его останавливают: отпрыск Монтекки известен своим благородством, поэтому нет ничего страшного в том, что он побывал на празднике у Капулетти. Тибальд затаивает обиду.

На выходе из зала Ромео узнает, что девушка, которая его сразила, — это Джульетта Капулетти.

Ромео перелезает через стену дома Капулетти и прячется в саду. Он становится свидетелем того, как Джульетта разговаривает сама с собой, рассказывает о своей страсти к Ромео, о страхе, что он ее обманет.

Молодой человек отзывается на призыв возлюбленной и открывает свои чувства. Девушка испытывает страх, стыд и смятение, она дважды уходит с балкона и возвращается к любимому. Ромео предлагает тайно обвенчаться. Они договариваются о месте встречи.

Юноша из рода Монтекки обращается за помощью к монаху-францисканцу Лоренцо — знатному травнику. Размышляя о природе, монах рассказывает о том, как она умеет смешивать доброе и злое. Это проявляется как в травах, так и душах людей. Любое благо — это добро и зло одновременно.

На просьбу Ромео обвенчать его с Джульеттой Лоренцо отвечает согласием. Он надеется, что так примирятся два рода. Вместе с тем священник укоряет юношу в ветрености и легкомысленности в отношении девушек.

На следующий день в полдень кормилица приводит Джульетту на исповедь к Лоренцо, и монах венчает влюбленных.

Друг Ромео Меркуцио узнает, что Тибальд ищет возможности убить юношу. Встретив того на площади, Меркуцио вызывает его на битву. Тибальд наносит раны молодому человеку, от которых тот умирает. Ромео, который пытался разнять драчунов, убивает Тибальда. За это веронский князь наказывает юношу изгнанием.

Джульетта узнает о смерти двоюродного брата и одновременно ненавидит и любит Ромео. Она впадает в отчаянье из-за противоречивых чувств. К тому же родители сообщают, что через три дня состоится ее свадьба с Парисом.

Ромео страдает из-за наказания. Лоренцо уговаривает его переехать в Мантуи, пока улягутся страсти в Вероне, дождаться, когда наступит время, чтобы открыть их брак с Джульеттой. Это примирит семьи — надеется Лоренцо.

После проведенной вместе ночи Ромео спускается по веревочной лестнице из комнаты Джульетты. Она говорит любимому, что тот выглядит так, вроде бы находится в гробу. Девушка юноше также кажется слишком бледной.

Капулетти настаивают на свадьбе Париса и Джульетты. Она отказывается, чем вызывает гнев отца.

Джульетта обращается за помощью к Лоренцо. Тот предлагает выпить перед венчанием настойку, которая погружает человека в сон на 42 часа. Таким образом Джульетта избежит свадьбы с Парисом. За время, когда она будет спать, в Верону вернется Ромео и увезет ее в Мантую.

Вернувшись домой, девушка пребывает в смятении: она боится, что проснется до того, как вернется Ромео, и окажется одна в склепе. Но чувства к любимому сильнее — девушка выпивает настойку.

На утро ее находят бездыханной родители и кормилица. Лоренцо настаивает на том, чтобы ее перенесли в семейную усыпальницу.

Ромео снится страшный и пророческий сон: он видит себя мертвым в гробу, но от смертельного сна его спасает жаркий поцелуй любимой. Молодой Монтекки ждет вестей от Лоренцо, но прибывает слуга Балтазар. Тот сообщает о смерти возлюбленной юноши. Ромео верхом отправляется в Верону. По пути у аптекаря покупает за пятьдесят дукатов самый сильный и быстрый яд.

Увидев мертвую жену, Ромео удивляется, как она прекрасна и свежа, совсем не похожа на мертвую. Он выпивает яд, чтобы присоединиться к любимой. Лоренцо не успевает на мгновение, чтобы остановить катастрофу.

В этот момент просыпается Джульетта. Она видит тело мужа, впадает в отчаянье, хочет покончить с собой, но Ромео выпил весь кубок с ядом. Она закалывает себя кинжалом любимого.

На шум сбегается городская стража, приходит веронский князь и представители враждующих родов. Отцы семейства оплакивают детей и преклоняются перед чистотой их чувств. Общее горе мирит бывших врагов.

Дополните его анализом, который раскроет все художественные достоинства пьесы:

  • Как Шекспир создавал трагедию о влюбленных из Вероны?

Сюжет о влюбленной паре, которая гибнет из-за противоречий с родителями и обществом, — не новый в литературе. Он известен еще со времен Овидия.

Ее переиздали через четверть столетия и начали показывать на театральных подмостках. Свою версию истории драматической любви Шекспир представил на суд публики в 1597 году. Работал он над ней на протяжении двух лет (1594–1595 гг.)

  1. В основе сюжета — неразрешимый конфликт любви главных героев и ненависти кланов, к которым они принадлежат.
  2. Судьбу влюбленных решает рок.
  3. Ромео и Джульетта обречены: их либо не примет общество, либо им не суждено быть вместе.
  4. Главные герои не могут смириться с утратой друг друга, не могут жить без любви, поэтому гибнут.

Несмотря на трагический пафос пьесы, она имеет и морально-дидактический, жизнеутверждающий посыл — любовь сильнее смерти. Такова тема этого произведения.

Силу любви противоборствующие стороны увековечат в памятниках: Монтекки обещают сделать золотую статую в честь Джульетты, а Капулетти — в честь Ромео. Тем самым происходит утверждение идейного посыла трагедии: каждый человек свободен в выборе пары.

Симметричность противостояний — главная особенность композиции этого произведения. В каждом акте пьесы на сцену выходят противоборствующие стороны — слуги, представители враждующих родов, главы семей. В финале произведения, сходятся и мирятся Монтекки и Капулетти, благодаря чему формируется кольцевой тип композиции: начало и финал произведений перекликаются.

Сюжет трагедии имеет такие составляющие, как:

  1. Экспозиция — драка слуг и господ на улице Вероны.
  2. Завязка — встреча главных героев на балу.
  3. Кульминация — сцена в склепе.
  4. Развязка — финал вражды двух веронских семей.

Внутреннюю сущность пьесы составляют монологи героев, в которых они размышляют о чести и долге, о любви и верности, о добре и зле.

Романтический флер окружает героев, которых создал Шекспир. Ромео и Джульетта — противоположности. Он — ловелас, благородный, но легкомысленный. Она — добрый и спокойный ребенок, чиста душой и помыслами. Однако у них есть схожие черты — верность и искренность в любви, готовность бороться за нее, идти против семьи. Они не могут жить друг без друга, поэтому и погибают. Такова сила и величие их чувств.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

0_7d9fd_253be9e_XL (529x700, 121Kb)


Ромео и Джульетта – сила и хрупкость, нежность и мужество, юность и жертвенность; для всего мира их имена являются символом чистой и настоящей любви, победившей вражду, ненависть и коварство. Красота их чувства, сила их высокого нравственного подвига так притягательна, что уже многие века продолжает восхищать нас своей искренностью и непобедимой силой. Огонь их сердец согревает и утешает нас, все больше удивляет и вселяет надежду в нас и убеждает в том, что истинная любовь есть, она все же существует.

Romeo and Juliet (700x563, 80Kb)

Человечество знает немало примеров верной любви: Геро и Леандр, Дидона и Эней, Тристан и Изольда, Лейла и Меджнун, Орфей и Эвридика – сколько ослепительного света врывается в нашу жизнь, когда мы произносим их, раздвигая границы тьмы и недоверия, разрушая зло и пошлость, недоверия и обман! Этот лучезарный свет снова и снова притягивает к себе миллионы сердец, ибо он является отражением и олицетворением главной мудрости человеческого существования – ЛЮБВИ в самом высоком смысле этого слова. А человеческая душа, подобно струне, звучащей в ответ на прикосновение, изначально обладает чудесным свойством отзываться на прекрасное. Ибо в наших сердцах, как бы то ни было, всегда живет неистребимая жажда красоты и потребность в Любви.

ПРАВДА ИЛИ ЛЕГЕНДА?

Любовь – подвиг, жертва, вершина развития души человека. Одна из граней этого чувства – любовь мужчины и женщины – запечатлена во множестве творений человеческого духа, воспета писателями и поэтами, композиторами и художниками.

Памятником такой всемогущественной любви является прекрасная и одновременно печальная история Ромео и Джульетта – юных возлюбленных, силой своего чувства преодолевших, казалось бы, самое непреодолимое – ненависть, вражду и даже саму смерть.

Вот как развиваются события в его новелле.

В очередной период замирения между партиями Капеллетти и Монтекки был устроен карнавал, на котором юноша из рода Монтекки по имени Ромео впервые встречается с юной Джульеттой Капеллетти. Чувство, охватившее их при первой встрече, постепенно становится все сильней и в конце приводит к тому, что, тайно обвенчавшись в присутствии монаха брата Лоренцо, они становятся мужем и женой. По воле судьбы воскресает почти замершая вражда между двумя родами, и однажды в уличной схватке Ромео убивает Тибальда, брата Джульетты.

По приговору правосудия Ромео навечно изгнан из Вероны, а Джульетта горько страдает в разлуке. Ее родители, не зная истинной причины слез дочери и желая Джульетте добра, хотят выдать ее замуж. Невыносимые муки вынуждают ее обратиться к брату Лоренцо, у которого она просит яд. Лоренцо вместо яда дает Джульетте порошок, выпив который она впадет в сон, подобный смерти, но невредимой проснется через двое суток.

Обрадованная Джульетта успокаивает своих родителей и в первую же ночь выпивает снотворный порошок. Наутро ее не могут разбудить; прибывший врач заявляет, что она мертва, и ее погребают в фамильном склепе.

Брат Лоренцо отдает письмо, которое Джульетта заблаговременно написала для Ромео, одному монаху, чтобы тот передал его Ромео, но этого не происходит по досадной случайности, а слуга Джульетты, Пьетро, уверенный в смерти своей госпожи, решает сам сообщить это горестное известие Ромео. Потрясенный Ромео хочет умереть и проникает в древнюю усыпальницу семейства Капеллетти, чтобы в последний раз увидеть свою возлюбленную.

Лоренцо рассказывает всю историю государю, и родители умерших примиряются над телами своих детей.

В повествовании Банделло впервые появляется кормилица Джульетты и близкий друг Ромео (прообраз Бенволио), вводится сцена душевных терзаний Джульетты перед приемом снотворного напитка, а графу ди Лодроне, за которого родители Джульетты хотят выдать ее замуж, дается имя – Парис. Новелла заканчивается следующими строками:

Поверив в смерть своей супруги милой,

Которой жизнь, увы! – не возвратят,

Ромео, пав на грудь ей, принял яд –

Она ж, проснувшись и узнав, что было,

И обратив к супругу скорбный взгляд,

Рыдала над тягчайшей из утрат,

Взывала к звездам, небеса молила.

Кода ж, о горе! – стал он недвижим,

Она, бледней, чем саван, прошептала:

«Позволь, Господь, и мне идти за ним;

Нет просьб иных, и я прошу так мало –

И тут же скорбь ей сердце разорвала.

(перевод Э. Егермана)

Поэтический язык, возвышенный и одновременно живой, ярко рисует всю полноту жизни, в которой забавные сцены соседствуют с высоким трагедийным пафосом, щедрое остроумие – с вдохновенным лиризмом. Действие сжимается по времени – все происходит необычайно быстро, в каких-нибудь четыре-пять дней. Шекспир делает Ромео и Джульетта более юными: его Джульетте 14 лет, Ромео, вероятно, года на два старше (у Брука героине 16 лет, в новелле Луиджи Да Порто Джульетте 18 лет. Возраст Ромео у Маттео Банделло – 20 лет).

Мы чувствуем колорит, атмосферу Италии, гениально переданные Шекспиром.

Из 800 молодых актрис, претендовавших на роль Джульетты, и 300 на роль Ромео режиссер выбрал 16-летнюю красавицу Оливию Хасси и 17-летнего Леонарда Уайтинга, ставших самыми юными за всю историю кино исполнителями ролей шекспировских героев.

Дзеффирелли рисковал – отсутствие профессионализма у юных актеров могло погубить фильм. Но режиссер сделал ставку на другое: свежесть чувств, непосредственность, юношеское восприятие жизни и, конечно же, незаурядность природного дарования с лихвой восполнили недостаток жизненного и актерского опыта.

Главные герои фильма прекрасны. Их игра талантлива, а потому убедительна. Высокий пафос шекспировской трагедии предельно заострен и потому фильм воспринимается на едином дыхании.

А ЖИВА ЛИ РОМАНТИКА?

А действительно, что было бы с Ромео и Джульеттой в наше время? И возможно ли в принципе такое чувство сегодня, в наши дни?

К сожалению, нельзя не согласиться с этой мыслью, ведь все в жизни взаимосвязано: с выпадением одного звена рушится вся цепочка. Конечно, это было всегда – низость, вероломство, расчет, но этого стыдились, и это всегда осуждалось. Почему же сейчас престижной стала продажа любви, а скромность, целомудрие причислены к недостаткам, к примеру, таким, как закомплексованность? Почему чуть ли не на каждом шагу – прилюдная демонстрация того, что всегда скрывалось от посторонних глаз, ведь самое сокровенное, самое трепетное как-то стыдно выставлять на всеобщее обозрение. Да и нет, скорей всего, этого сокровенного и трепетного. На любой вкус, на любой возраст – как на рынке, и соответствующая пресса с обилием откровенных фотографий и рисунков. И это в стране – России, в которой испокон веков соблюдались православные традиции, а сама нравственность была главной и основой, как в личной жизни человека, так и всего общества. А сегодня, страшные цифры статистики, свидетельствующие о вопиющей демографической катастрофе, об искалеченных телах и душах тех, кто только вступает в жизнь, о разрушении семьи и той веками сложившейся иерархии нравственных и этических ценностей, на которых строился жизненный уклад, и благодаря которым человечество выжило.

Снова и снова вспоминаются светлые слова Тихона Задонского:

«Друг с любимым другом своим всегда хочет быть неразлучно не только в счастий, но и в несчастии…

Любящий любимого всегда в сердце своем носит…

Любящий любимому славы и чести хочет и ищет, и радуется, когда любимый его славится, печалится же, когда обесславляется…

СТАТИСТИКА О ЛЮБВИ

Итак, выходит, что любовь в этом мире погибла? Ни в коем случае. Ведь все-таки почти половина россиян не мыслит без нее брак. Да и кто знает, если бы подобный социологический опрос провели во времена Ромео и Джульетта, ни получили бы ученые близкие цифры. Не настолько уж быстро меняется человечество. И в средние века рядом с романтикой поклонения прекрасной даме легко уживались цинизм и прагматизм.

В Вероне, на родине Ромео и Джульетта, бережно хранится память о легендарных героях. Балкон Джульетты, саркофаг, гробница – все это дорогие места и для самих веронцев, и для тех, кто приезжает сюда приобщиться к красоте этой вечной любви, не знающей временных и пространственных границ.

Традиция отвечать на письма началась с того, что однажды, перечитывая любовные изречения посетителей, Эттори Солимани обнаружил, что некоторые из них оставили свои адреса. И он стал отвечать им от имени Джульетты. Богатый жизненный опыт, знание многих языков обеспечили этому начинанию успех и популярность.

Дело, начатое Солимани, продолжает веронский Клуб Джульетты, созданный синьором Джулио Тамассия. Юноши и девушки обращаются к Джульетте за помощью и поддержкой, поверяют ей свои первые сердечные тайны, пытаются в своих рассуждениях постичь природу любви.

Девятнадцатилетняя Ракель из Италии размышляет:

На русскоязычные письма отвечает наша соотечественница, одна их секретарей Джульетты Ольга Николаева, для которой история Ромео и Джульетта стала частью её собственной судьбы. Много лет она и её муж Владимир, собирают все, что связано с легендарными именами юных веронцев.

Приходится признать, что в Вероне по-особому относятся к влюблённым. Более того, считается, что Ромео и Джульетта покровительствуют тем, кто соединяет в их родном городе свои сердца и руки. Здесь даже практикуется особая церемония Обета Любви.

Церемония Patto d'Amore проходит в зале, украшенном фресками Паоло Фаринати. Все участники обряда наряжаются в костюмы времён Ромео и Джульетта. Под звуки средневековой музыки, исполняемой на старинных инструментах, пара, сопровождаемая друзьями, входит в зал, где ее приветствуют речами. Соответственно традиции жених и невеста обмениваются словами любви и кольцами Ромео и Джульетта. Церемониймейстер соединяет их руки, а юные девушки преподносят цветы. Пара затем расписывается в специальной книге и получает свидетельство на пергаменте от имени Ордена Монтекки и Капулетти.

После этого процессия переходит во внутренний дворик. Ступени ведут в полумрак крипты. Сколько знаменитостей отдали дань уважения этой гробнице. Мария Луиза Австрийская, Мадам Де Сталь, Байрон, Гейне, Мюссе, а также Мария Каллас, Галина Уланова и многие другие. А потом путь лежит к старинному Дому Джульетты с гербом рода Каппелло (Капулетти) над входной аркой. Можно выйти даже на знаменитый балкон, с которого Джульетта слушала речи своего возлюбленного. Ну а дальше праздник продолжается по традиционному сценарию любой свадьбы, то есть шампанским и обедом в ресторане. И желающих принять участие в этой церемонии не становится меньше. Наоборот, с каждым годом их число растет.

Значит, все-таки жива эта прекрасная история. Может быть, она и вправду вечная. И бессмертны юные веронцы Ромео и Джульетта. Пусть же их великая любовь каждую минуту продолжает озарять нас своим волшебным сиянием, защищая своей чистотой наши сердца…

Нас в мире двое: ты да я…

Туманной мглой все затянуло,

В ней все исчезло, потонуло,

Исчезли небо и земля…

И даль иная нам видна,

Иные звезды здесь сияют,

И тайны очи открывают,

И жизнь прозрачна вся до дна…

Здесь мир над прахом вознесенный,

Дыханием Божьим освященный,

Любовь от века здесь царит;

И мы не те, что были прежде:

В лучах венчальные одежды,

Пред нами в вечность путь лежит…

Читайте также: