История ладоги кратко произведение

Обновлено: 02.07.2024

В нашей научной литературе нет полной общей сводки летописных известий о Ладоге, но те, которые содержатся в древнейших летописных сводах, во всяком случае, хорошо известны всем историкам, занимающимся древней Русью. О ранней Ладоге наши летописцы, как мы знаем, сообщают сравнительно немного. Северные известия кое в чем дополняют их и не лишены интереса, хотя не дают, к сожалению, сколько-нибудь широко развернутой картины для конца X в. — первой половины XI в., т. е. для времени, в пределах которого они вообще что-нибудь знают о Ладоге. Называют они ее Aldeigjuborg; в песне одного скальда X в. мы находим Aldeigja. Упоминают они о ней реже, чем о Новгороде (Holmgardr), а к середине XI в. она уже исчезает с их страниц. Восходящие к XII—XIII вв. исландские географические сочинения уже не знают Ладогу в числе русских городов, так же и исландские анналы, составление которых относится к концу XIII и к XIV вв.

Известия исторических саг приведены здесь в дословном переводе с подлинного текста; кратким пересказом заменены места, не относящиеся к сведениям о Ладоге, но тем не менее необходимые для сохранения общего контекста. Сведения легендарных саг даны вообще только в виде общей сводки, в которой подведены итоги того, что они знают о Ладоге; при этом отмечены те исторические элементы, наличие которых в них можно установить. Ввиду того, что самые источники, с которыми мы здесь имеем дело, мало известны в нашем научном обиходе, а если известны, то в устарелой и некритической трактовке, как, например, у Н. Е. Бранденбурга, — даю предварительные краткие сведения о них и об отдельных авторах, с указанием применяемых мною сокращений.

Bandadrapa — см. Eyjolfr dadaskald.

Eym. — Eymundar saga, сага об Эймунде, сохранившаяся в единственном списке конца XIV в., в большом компилятивном своде саг Flateyjarbok, составленном в Исландии (изд. 1862 г., т. II, стр. 118—134). Настоящее заглавие ее не сага, а повесть об Эймунде, Eymundar pattr. Такие отдельные повести, paettir, вводились в состав больших саг и сводов. В указанном своде Еуm. включена в распространенную редакцию саги об Олафе святом; первоначально она несомненно была самостоятельной сагой. Источники и генезис ее до сих пор не исследованы. Среди древнесеверной Rossica она является наиболее интересной для русского историка.

Fask. — Fagrskinna, свод саг о норвежских конунгах с легендарных времен до 70-х годов XII в., составленных, как полагают, исландцем в Норвегии между 1220 и 1240 гг. Старший список относится ко второй половине XIII в. (не позднее 1263 г.). По своему положению среди целого ряда однотипных сводов саг Fask. близка к старшей их группе, более ранней, чем Hkr. Пользуется письменными и устными источниками, в числе вторых — песни скальдов. Изд. F. Jonsson, 1902—1903 гг.

Hkr. — Heimskringla, см. Snorri Sturluson.

Orkn. — Orkneyinga Saga, сага об оркнейских ярлах X — XII вв., составленная, вероятно, исландцем, духовным лицом, между 1200 и 1220 гг.; наиболее ранние списки — конца XIII в. Повидимому, ее знал Снорри (ссылается в Hkr. на Jarla saga, сагу о ярлах) или же пользовался общим с нею источником из той более ранней группы сводов саг, к которой относится Fask. Отношение Orkn. и Hkr. — вопрос спорный: существует мнение, что Orkn. пользовалась трудом Снорри; некоторые же исследователи полагают, наоборот, что Снорри использовал древнейшую и лучшую часть Orkn., с начала этой саги и до 1064 г.; в нее, следовательно, входит и наш отрывок из Orkn. Ввиду неясности соотношения этих двух памятников, ссылка на сагу о Магнусе, сыне Олафа (Магнусе Добром), которую мы находим в Orkn., может относиться не к Hkr., в состав которой входит сага о Магнусе, а к тому общему источнику, которым пользовалась и Hkr., и Orkn. (изд. G. Vigfusson, Icelandic sagas, т. 1, 1887).

Snorri Sturluson — Снорри сын Стурлы, выдающийся исландский историк (1178—1241), написавший около 1230 г. свод саг о норвежских конунгах под заглавием Heimskringla (изд. Jonsson, т. I—III, 1893—1900). Старший список Hkr. — середины XIII в. Hkr. блестяще завершает собою целый ряд сводов саг такого же содержания. Имеет общие источники с Fask., но эта последняя независима от нее. Наряду с письменными источниками, Снорри широко пользовался и устными — песнями скальдов и местными преданиями, дружинными и народными, прежде всего — норвежскими, а отчасти и шведскими, поскольку ездил однажды в Швецию. 4

Прежде чем приводить первое достоверное известие о Ладоге в сагах, сообщающее о нападении на нее в 997 г. норвежского ярла Эйрика, сына Хакона, надо сказать несколько слов о самом Эйрике. Сын знаменитого в истории Норвегии X в. областного вождя Хакона из рода ярлов из Hladir (нын. Lade, близ Трондьема), Эйрик родился около 964 г. После гибели ярла Хакона в борьбе с норвежским конунгом Олафом, сыном Трюггви, в 995 г., Эйрик вместе со своим младшим братом Свейном и целой группой родичей и дружинников бежал в Швецию, а затем ушел в морские походы и вернулся в Норвегию лишь после того, как в 1000 г. Олаф, сын Трюггви, погиб в борьбе с образовавшейся против него скандинавской коалицией, в которую входили Свейн Датский, Олаф Шведский (будущий тесть Ярослава Мудрого) и сам Эйрик. По разделу Норвегии между победителями Олафа, сына Трюггви, сыновьям ярла Хакона досталось западное побережье этой страны; кроме того, они сохранили за собой старое наследие их рода — владения в Трондьемской области и господствующее положение в этом крае. Эйрик участвовал в завоевании Англии Кнутом Датским, сыном Свейна (Кнутом Великим), и умер там около 1024 г.

995. Fask., стр. 106—107, гл. 20.

Эйрик ушел на восток в Швецию (Sviariki) к Олафу, конунгу шведов (Svla Konungr), и долго пробыл там в большой чести и воевал во многих местах на востоке, как говорит Торд, сын Кольбейна.

Ссылка на исландского скальда Торда, сына Кольбейна, который с 1007 г. был в дружине ярла Эйрика, расходится с цитируемыми тут же строфами одной из поэм Торда в честь Эйрика: Торд говорит о том, что Эйрик искал помощи и совета у шведского конунга, но о его походах на восток не упоминает.

997. Fask., стр. 136—137, гл. 24. Об Эйрике ярле, сыне Хакона, после гибели Олафа, сына Трюггви. 5

После того пошел он на восток в Гардарики на Вальдамара Старого и много воевал в его земле; он разрушил Альдейгыоборг и взял там много добра, и еще дальше проник он на восток в Гарды, ходил войной, жег города и крепости, а бонды бежали со своим имуществом в леса.

В то время воевал Эйрик ярл больше всего в Гардарики, во владениях Вальдамара конунга, когда Олаф, сын Трюггви, был конунгом в Норвегии, и делал он это из мести и ненависти к Олафу конунгу и вражды после гибели Хакона, отца своего.

Сведения о тех событиях из жизни Эйрика, которые составляют, так сказать, обрамление его ладожского похода, в Fask. изложены, как мы видим, довольно сбивчиво, с повторениями, может быть, в результате соединения нескольких источников, сообщавших об Эйрике. Эти же события подробнее, а главное — более последовательно и четко, представлены в Hkr. По ее словам, Эйрик, бежавший в 995 г. в Швецию, нашел гам поддержку со стороны шведского конунга Олафа и базу для своих разбойничьих морских походов. Побывав в Балтийском море на Готланде и у вендского побережья (Hkr. I, стр. 414— 416,. сага об Олафе, сыне Трюггви, гл. 89), Эйрик возвращается в Швецию, с чего и начинается в Hkr. рассказ о ладожском походе.

Hkr. I, стр. 416—419, сага об Олафе, сыне Трюггви, гл. 90. Поход Эйрика на восток.

В изложении Hkr. четко выделяется связь Эйрика с Швецией, с конунгом Олафом. Возможно, что в ладожском походе Эйрика участвовали и шведские викинги. Шел он в Ладогу, очевидно, тем же морским путем, каким обычно ходили на Русь из средней Швеции: из оз. Меларн по шведским шхерам в Балтийское море, в Финский залив и по Неве — в Ладожское озеро. Спрашивается, насколько можно судить о русско-шведских отношениях того времени на основании тех связей с Швецией, которые сложились у Эйрика? В общем ходе событий в скандинавских странах союз Олафа Шведского с Эйриком имел свои причины, независимые от отношений Олафа с Русью. Но несмотря на это, можно полагать, что Олаф, не будучи в то время в открытой вражде с Владимиром, не имел и оснований препятствовать нападению своего предприимчивого гостя на Приладожье. Аналогичное положение создалось много лет спустя, по хронологии, устанавливаемой для Нкг. — в 1016 г.: брату Эйрика Свейну пришлось вторично бежать со своей дружиной из Норвегии после поражения, нанесенного ему норвежским конунгом Олафом, сыном Харальда (Олафом Святым, 1015—1030). В Швеции он снова нашел приют у Олафа Шведского и готовность поддержать его против его норвежских врагов, а пока, очезидно, чтобы время не пропадало даром, он отправился летом того же 1016 г. в поход на восток, в Гардарики, где и умер осенью, когда собирался возвращаться. Дружина его вернулась в Швецию. Так говорит Нкг. (т. II, стр. 78—79, сага об Олафе Святом, гл. 54 и 55); знают об этом походе также Fask. (стр. 154) и некоторые другие источники.

Несколько позднее похода Свейна, по Hkr. — в 1019 г., Ярослав Мудрый отправил послов к Олафу Шведскому и сватался через них к его дочери Ингигерд; Олаф изъявил свое согласие (Hkr, II, стр. 176). Можно думать, что набег 1016 г. был одной из причин, побудивших Ярослава заключить союз с Олафом для предотвращения возможных в дальнейшем агрессивных действий, которые, как и раньше, в 997 г., предпринимались если и не самим Олафом, то покровительствуемыми им его друзьями и гостями; Свейн к тому же был женат на старшей дочери Олафа, Хольмфрид (Hkr. I, стр. 457— 458, 1000).

Что касается сведений о ярле Эйрике в исландских сагах, то многие исследователи считают источником их особую, не дошедшую до нас, норвежскую родовую сагу о ярлах из Ніайіг, главным героем которой был именно Эйрик; Fask., по крайней мере, прямо ссылается в одном месте на сагу о нем (стр. 105). К этим норвежским преданиям восходят, очевидно, и сведения о Ладоге, дошедшие до нас в приведенных здесь текстах. Если допустить, что Fask. написана раньше Нкг., в 20-х гг. XIII в., то возникает вопрос о зависимости Нкг. от нее. Вопросу этому недавно была посвящена часть большого текстологического исследования о сагах о норвежских конунгах до Нкr. включительно. 14 Автор исследования не касается интересующих нас в данном случае известий, но в делом ряде других мест, касающихся Эйрика и Свейна, он считает Hkr. независимой от Fask. Сравнение приведенных здесь отрывков показывает, что фактических расхождений между Fask. и Hkr. нет. Изложение Нкr. более дельно и последовательно; в него введена строфа скальда Эйольфа о Ладоге (Aldeigja), очевидно, известная и составителю Fask., но не цитируемая им; и, наконец (что для нас имеет особый интерес), Hkr. четко выделяет отношения Эйрика и Свейна к Олафу Шведскому, на основании которых можно, как мы уже видели, строить некоторые предположения относительно русско-шведских отношений того времени. Таким образом, если в число общих источников Fask. и Hkr. входила особая сага об Эйрике, то автор Нкr. использовал и обработал ее самостоятельно. Fask., со своей стороны, упоминая о Карелии в своем рассказе о походе Свейна, дает нам возможность полагать, что той частью Гардарики, куда отправился вслед затем Свейн, является именно Приладожье и, вероятно, сама Ладога как важный стратегический пункт и экономический центр в этом крае.

II

Элемент церковной житийной легенды, характерный вообще для Одда в его повествовании об Олафе, как христианине и христианизаторе Норвегии, выступает здесь совершенно явно. В отношении тематики это — вариант довольно распространенной средневековой легенды о герое, который не умер и не погиб в роковом для него бою, а скрылся или спасся; его с тех пор видели, и он рано или поздно вернется. 15

III

Приступая к известиям Hkr. о Ладоге при Ярославе Мудром, мы возвращаемся от легенды к истории, к русско-шведским отношениям времени Ярослава. Дело идет о браке его с Ингигерд, дочерью Олафа Шведского. Ингигерд была сначала обручена с Олафом Норвежским (Олафом Святым), но ее отец не ладил с этим своим западным соседом, почему и предпочел принять предложение брака дочери с Ярославом, от которого, как мы уже знаем, в 1019 г. приходили с этой целью послы; на следующий год, весною 1020 г., они явились снова.

1020 г., Hkr. II, стр. 180—182, сага об Олафе Святом, гл. 93.

Олаф согласился отпустить Рогнвальда с миром, но с условием, что тот не будет показываться ему на глаза, пока он, Олаф, правит Швецией. Крепкая неприязнь его к Рогнвальду объясняется тем, что этот гаутландский ярлх 17 был в большой дружбе с Олафом Норвежским. Снарядив дружину и корабли, Рогнвальд присоединился к Ингигерд в назначенном ею месте для совместного отъезда на Русь.

V

Несколько иначе излагает эти события Orkn., вводя в них новое лицо — Рогнвальда, сына оркнейского ярла Бруси. Будучи специально посвящена истории оркнейских ярлов (норвежцев по происхождению), эта сага больше интересуется Рогнвальдом, сыном Бруси, чем Fask. и Нкr. Рогнвальд был сторонником Олафа Святого, ездил с ним на Русь в 1029 г., вернулся в Норвегию в 1030 г., а после поражения и гибели Олафа в том же году вторично попал на Русь уже вместе с братом Олафа, Харальдом. Fask. и Hkr. ничего не говорят о том, что делал там Рогнвальд; по Orkn., он вступил в дружину Ярослава, оставался в ней после того, как Харальд вскоре уехал в Византию и пользовался большим почетом и уважением; летом он участвовал в обороне страны (landvorn), а зиму проводил в Хольмгарде.

Переговоры норвежцев с Ярославом при содействии Рогнвальда заканчиваются тем, что русский князь дает свое согласие отпустить с ними Магнуса.

VI

На известии об отъезде Харальда в 1043 г. кончаются сведения исторических саг о Ладоге. Она неоднократно появляется на страницах сказочно-романтических саг — литературы, процветавшей на скандинавском Севере в XIII—XIV вв. и дошедшей до нас по большей части в списках еще позднее этого времени. Эти саги представляют себе Aldeigjuborg как укрепленный город, центр целой области в Гардарики, лежащий на пути из этой страны в Швецию, на реке, названия которой не приводят. Один раз встречается в них древнейшая форма скандинавского названия Ладоги — Aldeigja, известная нам в поэме скальда Эйольфа в X в.; здесь она введена в прозаический текст.

Эти исландские саги составлены значительно позднее тех, с которыми мы познакомились выше, в такой период, когда русско-скандинавские связи были уже далеко не так тесны, как в эпоху викингов (и отчасти еще в XII в.), а если и поддерживались, то приобрели, в силу изменившихся исторических условий, совершенно иной характер. Для составителей исландских саг удобно было переносить всякого рода фантастические приключения в страну, которая уже представлялась им чужой и далекой. Тем не менее, как мы видим из сделанной выше краткой сводки, в которой общие понятия о Ладоге суммированы на основании нескольких саг такого типа, эти общие понятия довольно точны, особенно если учесть, что в подобных сагах следы исторического предания обычно неустойчивы и легко поглощаются вымыслом, занимательной фабулой и т. п.; Новгород (Хольмгард) как русский город оказывается в них значительно более обезличенным и бесцветным.

В скандинавской научно-исследовательской литературе было уже отмечено, что в сагах рассматриваемой здесь группы большое значение имеет шведский элемент, причем это выражается не только в произвольном перенесении действия в Швецию, на восточную окраину скандинавской территории вообще, но и в том, что в этих сагах использованы и переработаны подлинные шведские предания. 33 Не за счет ли этого шведского литературного элемента следует отнести и то обстоятельство, что в изображении сказочных саг Ладога выглядит сравнительно неплохо? Именно в Швеции знакомство с Ладогой не прервалось на эпохе викингов, а продолжалось в течение следующих за нею веков. По нашей летописи, этот русский город неоднократно принимал на себя удары со стороны уже иной по своим целям и по своему характеру шведской агрессии, направленной на территорию Великого Новгорода, и ладожане деятельно участвовали в обороне этой последней. Непрерывность ладожской традиции у шведов, т. е. сохранение сведений о Ладоге и о ее значении как русского города, поддерживалась, конечно, также и благодаря торговле Готланда с Новгородом в ганзейские времена, но в рассматриваемых нами сагах эта сторона не отразилась. Набеги на восток, заканчивающиеся нападением на Aldeigjuborg — стилизация под эпоху викингов, являющаяся излюбленным литературным приемом в сагах такого рода, но в данном случае за ним кроется, может быть, то зерно исторической правды, которое обычно очень трудно извлечь из этих текстов.

В этот день:

Дни рождения 1937 Родился Олег Владимирович Овсянников — советский и российский археолог, историк, исследователь археологии и истории Русского Севера, Сибири и Заполярья, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН.

Старая Ладога история

О пришествии Рюрика

Откуда пошло название Старая Ладога

Все знают, что есть река Ладога (ныне Ладожка), озеро Ладога (Ладожское) и город Ладога. Возможно, что имя городу было дано по имени реки.

Древняя Ладога

Основатель Старой Ладоги Великий князь Рюрик.

Во время археологических раскопок в Старой Ладоге стало понятно, что люди здесь жили еще во времена неолита, а точнее за 3000 лет до нашей эры. Местные жители занимались земледелием: растили рожь, ячмень, просо, пшеницу. Вели они и торговлю и по торговым и иным делам путешествовали, а также принимали путешествующих у себя. Так, найденный на раскопках гребень эпохи Меровингов относится к VII веку уже нашей эры и как раз свидетельствует об активных связях с Европой.

В VIII веке или чуть ранее в Ладоге возникло уже стабильное славянское поселение. Здесь стояли дома с очагами, строились мастерские, кузницы и многое другое.

С 862 по 864 год в Ладоге княжил Рюрик. Здесь, по легенде, находилась могила Вещего Олега, благородного опекуна Игоря - Рюрикова сына.

Защитой Ладоги всегда была Староладожская крепость, которая и ныне является сердцем города. Стоит она на слиянии рек Елены (Ладожки) и порожистого Волхова. Шведы часто пытались напасть на Ладогу и забрать себе эти земли. И длилось такое положение вещей вплоть до XVII века.

Старая Ладога – деревня в Ленинградской области с богатой историей и не только. Деревня до 1703 года была городом и носила название Ладога. В этот год началось строительство Новой Ладоги, но тема не о ней.

В 2003 году Старая Ладога отметила свой юбилей – 1250 лет существования и в этот знаменательный день село было провозглашено Древней столицей Северной Руси. С этим согласны многие историки, которые утверждают, что сюда прибыл Рюрик – в конце IX века. Но первые люди селились здесь намного раньше.

Первая стоянка людей на месте села датируется третьим тысячелетием до нашей эры, такое открытие сделали археологи в 2015 году. Возраст деревьев, из которых строились первые дома в Ладоге указывает, что оно основано не позднее 753 года.

Ладога была торговым центром, достаточно крупным. При Рюрике была построена деревянная крепость, которая защищала поселение от набегов. А вот каменной крепость стала при Вещем Олеге, позже крепость много раз перестраивали, правящие князья, а части построенных стен ещё в XII веке остались до наших дней.

В первой половине 750-х годов в низовьях реки Волхов было образовано скандинавское поселение. На этом месте были найдены большие дома с очагом в центре, что аналогично постройкам в Северной Европе, отнесли эти здания ученые к 753 году.

Во второй половине 760-х годов история скандинавского поселения обрывается. В это время поселение занимают представители, так называемой, раннеславянской культуры. Историки пришли к выводу, что от предыдущих жителей, новопришедшие отличались постройками, так у славян дома представляли собой срубные конструкции. В ходе раскопок Земляного городища были получены данные о том, что здесь изготавливались украшения из оловоносных сплавов, что присуще временам колонизации славянами.

В слоях VIII века, во время раскопок, был обнаружен производственный комплекс, исходя из этой находки ученые полагают, что Ладога в то время вела торговлю с близлежащими поселениями.

С 780-х годов в Ладоге варились бусы. Потом эти бусы менялись на пушнину, затем пушнину вывозили в Багдад по Волжскому пути, а там продавали за серебряные дирхемы. В 786 году был найдем первый клад дирхемов в Ладоге. Численность населения Ладоги в VIII-IX веках составляла до 100 человек. Строились малые сооружения с печью каменкой, а также действовала стеклодельная.

На горизонте 810-840 годов в Ладоге найдены округлые пластинчатые подвески. Примерно в 840 году, во время набега поселение гибнет в огне. После пожара, часть поселения превращается в пустырь, а вторую часть отстраивают в скандинавском стиле. Стеклодельное производство прекращено. до конца десятого века сведений о нападении скандинавов не обнаружено.

В 997 году на Ладогу напал Эйрик, который в будущем стал норвежским правителем. После нападения Эйрика ладожская каменная крепость, простоявшая сто лет – была разрушена.

В сагах упоминается, что когда принцесса Ингигерда выходила замуж за Ярослава Мудрого, то в качестве приданного, получила город Альдейгьюборг, он же Старая Ладога, со всеми прилегающими землями.

В 1116 в Ладоге была заложена каменная крепость. Староладожская крепость являлась стратегически важным местом. Её местонахождение на месте, где река Ладожка впадает в реку Волхов. Именно в крепости останавливались суда, которые не могли пройти по порогам реки Волхов.

В 1142 году шведы нападают на Ладогу, а в 1164 году было совершено повторное нападение. Обе осады были неудачны.

В 1153 году, была изменена система городского землепользования, в связи с постройкой каменного собора святого Климента. Снизилось количество пожаров, а также были уничтожены сорняки.

1228 год принёс крепости очередное нападение, но в этот раз от финских племён. Но нападение было отражено.

В 1283 году шведы нападают на Ладогу, уничтожают новгородских купцов. После русско-шведской войны Ладога была признана принадлежащей России. В 1610 году, Ладога была захвачена французскими наёмниками, которые состояли на службе в Швеции. Однако, через год Ладога была отвоёвана. В 1704 году, указом Петра I, Ладога получила название Старая Ладога, а также была лишена статуса города и собственного герба.

В 1718 году в Староладожский Успенский монастырь, была перевезена первая жена Петра I - Евдокия Лопухина. В 1719 году Старая Ладога была переведена в состав Новгородской провинции.

По данным 1933 года, Старая Ладога являлась административным центром Староладожского сельсовета Волховского района, в состав которого входили 17 населённых пунктов.

В 1990 году в селе проживало 2155 человек, и оно по-прежнему имело статус административного центра.

Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте . Канал на YOUTUBE - здесь . А еще появилась группа в Одноклассниках .

Ладожское озеро – крупнейшее пресноводное озеро Европы — расположено на северо-западе России, в суровом крае с величественной природой и богатой историей. Именно здесь зародилась российская государственность, появились первые русские города.

История озера, уникальная и богатая природа – все это делает Ладожское озеро ценнейшим объектом культуры и прекрасным уголком России.

Происхождение озера

Образовалось озеро таянием ледника, а длился этот процесс несколько тысячелетий. Несколько раз гигантское озеро то сливалось с водами древнего океана, то опять оказывалось в окружении тверди. Наконец, около трех тысяч лет назад, теснимый берегами водоем прорвался к Балтийскому морю рекой Невой.

Озеро Ладога

Ладожское озеро на карте похоже на след какого-то гигантского зверя. Протяженность водоема с севера на юг – 219 км, а с запада на восток – 138 км. Огромная площадь озера – свыше 18000 кв. км – вмещает около 900 куб. км воды. Более 40 рек и ручьев наполняют его своими водами, и лишь одна – полноводная Нева – вытекает. Некоторые реки соединяют Ладожское озеро с другими озерами – с Онежским, Ильмень, Сайма.

Карта озера

На озере много островов – более 660. На севере озера расположены знаменитые ладожские шхеры – великолепное ожерелье из череды скалистых островов, разделенных узкими проливами. Главный бриллиант этого потрясающего уникальной красотой природного явления – святой остров Валаам с известнейшим Спасо-Преображенским монастырем.

История озера

Облака и озеро

С Ладожским озером связаны судьбоносные события, отразившиеся в культуре и истории России:

  • через Ладогу проходил знаменитый путь из варяг в греки;
  • в XIV веке у истоков Невы был построен Орешек – древнейшая русская крепость;
  • в конце XIV века на островах были возведены крупнейшие православные монастыри – Валаамский и Коневский, славящиеся миссионерской деятельностью;
  • новгородцы держали здесь военный флот;
  • на озере и его берегах проходили сражения Северной войны 1701-1721 годов;
  • Дорога жизни в период Второй мировой войны.

С 1721 года побережье Ладожского озера стало полностью российским. Уже тогда Петр I оценил суровый нрав озера, его коварство: полный штиль за несколько десятков минут может смениться настоящим штормом, а волны подняться на высоту 4-5 метров. Такое непостоянство озера заставило российского императора сказать знаменитые слова о том, что настоящим моряком может считаться только тот, кто ходил по Ладоге.

Дорога жизни

В истории озера есть трагические страницы, вызывающие слезы радости и горя одновременно – это героическая летопись спасения сотен тысяч человеческих жизней из блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Дорога жизни через Ладожское озеро связала умирающий город со страной и спасла его от гибели. В период с сентября 1941 года по март 1944 года по воде и льду озера было переправлено 1600 тысяч тонн различных грузов и эвакуировано более 1300 тысяч человек.

Расположение озера

Дорога жизни проходила около линии фронта и нуждалась в охране. Ее защищали зенитно-артиллерийские дивизии и истребительские полки, но тонкий лед и бомбежки погубили около тысячи грузовиков.

Почему необходимо посетить Ладожское озеро

Ладога – один из многих водных объектов нашей страны, посещение которых доставит огромное удовольствие. Из года в год в любой сезон тысячи туристов, рыбаков, паломников и просто отдыхающих устремляются к берегам озера. У каждого из них свои интересы, но никого не оставляет равнодушным потрясающая красота водной глади, причудливые острова, величественные берега и, конечно, суровый нрав озера. С ним нужно подружиться, и тогда отношения с озером продлятся долгие годы, принося массу впечатлений.

Пейзаж озера

Так для чего же стоит посетить берега чудесного озера? Вот, пожалуй, основные причины:

    . В озере обитает свыше 50 видов рыб, самые знаменитые из которых – лосось, сиг, ладожская корюшка, судак. Ловить рыбу можно в любое время года с неизменно великолепным результатом.
  1. Богатые флора и фауна. Природа Ладожского озера уникальна и разнообразна: здесь можно встретить южные виды растений и флору тундры; в лесах водятся зайцы, волки, медведи, лоси и другие виды животных, а на севере озера обитает ладожская нерпа.
  2. Дайвинг. Благодаря пресной и чистой воде, низкой ее температуре, лежащие на дне артефакты былых времен прекрасно сохранились и представляют научный и исследовательский интерес.
  3. Любопытные природные феномены: миражи, бронтиды (подземный гул).
  4. Посещение святых мест.
  5. Развитая туристическая инфраструктура.
  6. Отдых на песчаных пляжах.
  7. Полное отсутствие комаров.

Ладога на фото

Ладожское озеро – таинственное, величественное и прекрасное, всегда будет привлекать тысячи туристов, стремящихся приобщиться к его суровой красоте. Богатство вод и берегов, причудливый ландшафт и история озера потрясают воображение и наполняют сердца любовью к России, ее природе и культуре.

Читайте также: