Одежда казаков в 19 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Казачьи войска – особая часть русской армии, комплектовавшаяся представителями казачества – сословия, исторически сложившегося среди населения ряда пограничных областей Российской империи, пользовавшегося особыми правами и льготами на условии обязательной и общей воинской повинности и имевшего свое особенное организационное устройство. К началу XX века в подчинении военного министерства находилось 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское), а также казачье население Иркутской и Енисейской губерний. В 1900 г., по данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, в казачьих областях проживало более 3 144 тыс. человек обоего пола, принадлежавших к казачьему сословию, что составляло 2,4% тогдашнего населения России. По национальности 78% казаков были русскими, 17% – украинцами, а оставшиеся 5% приходились на причисленных к казачеству калмыков, осетин, татар, бурят, монголов и якутов. Атаманом всех казачьих войск традиционно с 1827 г. числился наследник престола. Фактически общее управление казачьими войсками осуществлял Казачий отдел Главного штаба (с 1910 г.), а вопросами мобилизации и боевой подготовки ведало Главное управление генерального штаба.

Комплектование армейских казачьих частей производилось так, чтобы в каждый полк (пластунский батальон) поступали казаки из одних и тех же станиц и хуторов. В связи с этим в сотнях между казаками были тесные дружественные или родственные связи, что, в совокупности со сложившимися традициями, отличало их высокой стойкостью и взаимовыручкой в бою. Гвардейские и артиллерийские части комплектовались отборными казаками всего войска.

Казаки составляли, преимущественно, кавалерию (в военное время на нее приходилось более двух третей всей конницы русской армии) и, в меньшей степени, конную артиллерию и пехоту. В мирное время казачьи войска содержались в одной трети своей полной численности. Казачьи части первой очереди составляли 55 полков (в том числе 3 гвардейских), Собственный Его Императорского Величества конвой (4 гвардейских сотни), 2 отдельных дивизиона, 10 отдельных сотен, 2 команды, 6 пластунских батальонов и 20 артиллерийских батарей (в том числе 1 гвардейская).

Задачи

Пластунские (пешие казачьи) батальоны, как особый род легкой пехоты, своими задачами и тактикой соответствовали армейским стрелковым частям, т. е. владели навыками боя в рассыпном строю и на пересеченной местности, а кроме того участвовали в рекогносцировках, несли сторожевую и разведывательную службу.

Казачья артиллерия, как и армейская конная артиллерия, предназначалась для непосредственного содействия своим войскам при ведении ими наступательных или оборонительных боевых действий.

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Вооружение и снаряжение

Обмундирование и знаки различия

Казаки-артиллеристы отличались от конных казаков своих войск цветом мундира или бешмета, желтым приборным металлом, изображением скрещенных пушечных стволов на пуговицах, а также цветом некоторых деталей отделки, которые были переняты у армейских артиллеристов.

Повседневные погоны в каждом казачьем войске были особой расцветки; у офицеров конных полков – с серебристыми галунами, золотистыми шифровками, вензелями и звездочками по чинам, а у нижних чинов – с теми же изображениями, но нанесенными желтой или красной краской, с серебристыми или белыми нашивками по званиям. Офицеры артиллерийских и пластунских частей на своих красных или малиновых погонах имели золотистые галуны и специальные знаки.

Походные погоны были защитного (тускло-зеленого) цвета, у нижних чинов – с изображениями, нанесенными светло-синей краской.

Список строевых частей казачьих войск (мирного времени) к 1914 г.

Донское казачье войско

Кубанское казачье войско

  • Лейб-гвардии 1-я Кубанская казачья сотня Собственного Е. И. В. конвоя
  • Лейб-гвардии 2-я Кубанская казачья сотня Собственного Е. И. В. Конвоя
  • 1-й Хоперский Е. И. В. великой княгини Анастасии Михайловны полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Кубанский генерал-фельдмаршала великого князя Михаила Николаевича полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Таманский полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Полтавский кошевого атамана Сидора Белого полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Запорожский императрицы Екатерины Великой полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Уманский бригадира Головатого полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Кавказский наместника Екатеринославского генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Лабинский генерала Засса полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Линейный генерала Вельяминова полк Кубанского казачьего войска
  • 1-й Черноморский полковника Бурсака 2-го полк Кубанского казачьего войска
  • Кубанский казачий дивизион
  • 1-й Кубанский пластунский генерал-фельдмаршала великого князя Михаила Николаевича батальон
  • 2-й Кубанский пластунский батальон
  • 3-й Кубанский пластунский батальон
  • 4-й Кубанский пластунский батальон
  • 5-й Кубанский пластунский батальон
  • 6-й Кубанский пластунский батальон
  • 1-я Кубанская генерал-фельдмаршала великого князя Михаила Николаевича казачья батарея
  • 2-я Кубанская казачья батарея
  • 3-я Кубанская казачья батарея
  • 4-я Кубанская казачья батарея
  • 5-я Кубанская казачья батарея

Терское казачье войско

  • Лейб-гвардии 3-я Терская казачья сотня Собственного Е. И. В. конвоя
  • Лейб-гвардии 4-я Терская казачья сотня Собственного Е. И. В. Конвоя
  • 1-й Кизляро-Гребенский генерала Ермолова полк Терского казачьего войска
  • 1-й Горско-Моздокский генерала Круковского полк Терского казачьего войска
  • 1-й Волгский полк Терского казачьего войска
  • 1-й Сунженско-Владикавказский генерала Слепцова полк Терского казачьего войска
  • 1-я Терская казачья батарея
  • 2-я Терская казачья батарея

Астраханское казачье войско

  • Астраханский взвод 3-й сотни Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • 1-й Астраханский казачий полк

Оренбургское казачье войско

  • 2-я Оренбургская сотня Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • 1-й Оренбургский казачий полк
  • 2-й Оренбургский казачий воеводы Нагого полк
  • 3-й Уфимско-Самарский полк Оренбургского казачьего войска
  • 4-й Исетско-Ставропольский полк Оренбургского казачьего войска
  • 5-й Оренбургский казачий атамана Могутова полк
  • 6-й Оренбургский казачий атамана Углецкого полк
  • Оренбургский казачий дивизион
  • 1-я Оренбургская казачья отдельная сотня
  • 2-я Оренбургская казачья отдельная сотня
  • 1-я Оренбургская казачья батарея
  • 2-я Оренбургская казачья батарея
  • 3-я Оренбургская казачья батарея

Уральское казачье войско

  • 1-я Уральская Его Величества сотня Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • 1-й Уральский казачий полк
  • 2-й Уральский казачий полк
  • 3-й Уральский казачий полк
  • Отдельная казачья команда степного укрепления Уильского
  • Отдельная казачья команда степного укрепления Темирского

Сибирское казачье войско

  • Сибирская полусотня 3-й сотни Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • 1-й Сибирский казачий Ермака Тимофеева полк
  • 2-й Сибирский казачий полк
  • 3-й Сибирский казачий полк

Семиреченское казачье войско

  • Семиреченский взвод 3-й сотни Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • 1-й Семиреченский казачий генерала Колпаковского полк

Забайкальское казачье войско

  • Забайкальская полусотня 4-й сотни Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • 1-й Верхнеудинский полк Забайкальского казачьего войска
  • 1-й Читинский полк Забайкальского казачьего войска
  • 1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска
  • 1-й Аргунский полк Забайкальского казачьего войска
  • 1-я Забайкальская казачья Е. И. В. Наследника Цесаревича батарея
  • 2-я Забайкальская казачья батарея

Амурское казачье войско

  • Амурский взвод 4-й сотни Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • Амурский казачий генерал-адъютанта графа Муравьева-Амурского полк

Уссурийское казачье войско

  • Уссурийский взвод 4-й сотни Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
  • Уссурийский казачий полк

Казачье население Иркутской и Енисейской губерний

  • Иркутская казачья отдельная сотня
  • Красноярская казачья отдельная сотня

История

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 1

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с "воротом" — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 2

Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 3

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 4

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались "походами за зипунами". Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: "По синю морю гулять, зипунов-то доставать". Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 5

В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, "под горшок". Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 6

Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за "зипунами", на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 7

Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 8

Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 9

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 11

Д

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 12

Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

История костюма донских казаков от зипуна до мундира, фото № 13

Вернемся приблизительно на 100 лет назад и посмотрим, как в это время одевались казаки на Верхнем Дону.

В Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова есть воспоминания, фотографии, коллекции собранной казачьей одежды конца XIX – начала XX века, которые и помогут намохарактеризовать это время. Старинная казачья одежда — это летопись жизни наших предков. Она вечная и никогда не исчезнет.

Женщины во все времена любили красиво одеваться. А в праздничные дни особенно. Одежда — это лицо каждой женщины. Прежде всего хочу заметить, что костюмы, одежда, которую мы имеем в фондах, 46–48 размеров. Это свидетельствует о том, что казачки соблюдали посты и имели красивые фигуры.

У костюмов, что у нас имеются, очень красивые линии силуэта, цветовые гаммы, линии кроя. Мода того времени очень интересна. Она говорит о хорошем вкусе казачек. Яркие цвета одежды свидетельствуют о том, что ткани для нее подыскивали, готовили к празднику, они, в свою очередь, создавали праздничный настрой, легкость фактуры, цветовые эффекты. Это ткани шелковой группы: туаль, альпак, атлас и др.

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба. Их в музее несколько. «Она шилась на лисьем или куньем меху, до пят, без застежки, с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом, тисненой узорной шерстью. Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый. Правая пола шилась длиннее, под полу клали младенца и закутывали ею ребенка. Рукава были длинными и с оторочкой меха, можно было в рукава прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты. Попраздникам с шубой носили шали, очень красивые.

В то время праздничные юбки изготавливались из покупной ткани: ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, малескина, репса, кашемира. Сейчас и наши модницы ходят в красивыхмодных пальто из кашемира, как видите, мода на эту ткань вернулась через 100 лет.

«Самые модные юбки шили в то время чаще из бенгалина. Чего только нет на этих юбках, сборки и оборки по подолу, клинья, пуговицы, бисер, ленты, кружева, оторочка другойтканью. Одевали по 4–5 нижних юбок. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Теплые юбки шили на теплой подкладке и внизу со щеточками. Они не давали низу подолаизнашиваться.

Шили очень красивые кофты или блузки из того же материала, что и юбки. Украшения блуз были тоже очень разнообразны: кружева и прошвы, жемчуг, бисер, ленты, пуговицы.

А рукодельницами были казачки отменными. Собирались вечерами, пряли и вязали. Вязали чулки шерстяные на спицах из сученой шерсти — черные, белые или узорные: сверхубелые, ниже — черными полосами и зигзагами. Носили чулки с обувью. А в начале XX века пришла мода на резиновые галоши. Их стали носить с белыми шерстяными чулками, исейчас нам приходится на станичных улицах встречать отголоски этой старинной моды.

Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках умели не все. И работа мастериц-коклюшниц пользовалась большимспросом.

В конце XIX века пришла к нам и новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками, башмаки с ушками, чирикú (черевики), гусарики.

«Чирикú — праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком. Носили их летом по сухой погоде. Надевали их и на шерстяной чулок. Чулкиносили без подвязок.

По сей день сохранилась у нас мода на обувь, вязанную крючком из сученой шерстяной пряжи без завязок. У многих казачек пожилого возраста можно их увидеть и сейчас.

А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток. Для мужчин плели широкий пояс из шерсти (синей или красной). Пояс назывался кушак. Им подпоясывали сукмáн.

В конце XIX века на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак. Это праздничный головной убор замужних женщин. Колпак вязали из шелковых или бумажныхниток в форме чулка с махрами.

При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке, на головке колпак имел вид плотно облегающей повязки.

Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Историк В.Д. Сухоруков писал, что одежда жен казачьих старшин отличалась восточной пышностью и богатством. В одежде особенно чувствовалось влияние Востока. Казаки приходили из военных походов и приносили красивые украшения матерям, женам, сестрам, детям.

Головы казачки должны были обязательно покрывать. Покрытие головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становилась членом чужого рода и, чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, должна была тщательно скрывать свои волосы.

Одежда казачки, живущей в верховьях Дона, в начале XVIII века состояла из рубахи, балахона, зáвески. Рубашка является самой древней одеждой обитателей Восточной Европы, в том числе и славян.

Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.

Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительносмелыми композициями, праздничными цветовыми сочетаниями. Это богатейшее наследство наших предков.

На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.

Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.

Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна, подпоясанного ремнем, шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины.

Зипун — это вид распашной одежды без ворота, с узкими рукавами, надевавшийся поверх рубахи.

Особые условия жизни донских казаков — воинов и охотников, активных защитников пограничных рубежей, страстных борцов за свободу — наложили отпечаток на культуру и бытказачества, устройство их жилищ, обычаи, обряды и, конечно, одежду.

В своеобразном облике донской казачьей одежды гармонично слились черты, характерные для многих народов. Приходили и беглые на Дон в своей русской одежде, а здесьносили одежду, которая попадала им в качестве добычи в походах и поисках.

Когда московское правительство стало присылать казакам жалованье, то в числе других предметов им присылали сукна. Существует легенда, почему казаки синие штаны стали отделывать красными лампасами. Как известно, царь присылал казакам за военную службу жалованье, которое состояло из пороха, селитры, хлеба, оружия и сукна обычно красного и синего цвета. Казаки собирались на кругу и делили все поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего привезли в достаточном количестве, а красного —совсем мало, и когда все поделили поровну, то синего сукна досталось всем по большому куску, а красного — по небольшой полоске, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами.

Казачки научились из овечьей шерсти ткать тонкое сукно, но домотканую одежду казаки носили большей частью дома и в походах, а во время праздников очень любили блеснутьнеобыкновенной пышностью в одежде.

Быстрый процесс экономического развития Дона в 80–90-х годах XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствовалисчезновению особенностей быта, поэтому и менялся стиль в одежде.

Мужская одежда в большей степени определялась военной формой. В течение всего XIX века форма постепенно упрощалась. В конце XIX века она была заменена новой, просуществовавшей с некоторыми изменениями до революции.

Казачья форма прочно вошла и в быт казаков. Донашивали ее и дома во время хозяйственных работ. На ноги, кроме сапог, надевали чирики, зимой — валенки.

Во всех округах области Войска Донского в казачьих станицах и хуторах мужчины носили рубашки, жилеты, порты, зипуны из грубого домотканого сукна, тулупы, сапоги, валенки,картузы, треухи и т. д.

Наши предки никогда не расставались с рубашкой. Рубаха не только защищала от палящих лучей солнца во время полевых работ и охоты, она являлась средством удовлетворения эстетических и утилитарных потребностей, она как бы заключала в себе магическую силу, была оберегом. Она оберегала от зла, если бы кто захотел причинить его владельцу рубахи. Вот почему русские люди во все времена не расставались с нею. Она стала для них священной. Ее надевали на новорожденного сына, в ней взрослый шел к венцу, в ней клали в гроб. Уже позднее русские солдаты и офицеры, перед тем как пойти в смертельную атаку, непременно надевали чистую белую рубаху, нередко с вышитым на ней где-нибудь в потайном месте знаком — оберегом.

Особое место в мужской одежде занимала шапка. Казак мог продать или пропить все, но не крест, шапку и шашку. Важную роль шапка играла при выборе атамана. На круге каждый выступающий, выходя в круг, снимал шапку, что означало покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение, остальные казаки находились в шапках. Но когда атамана выбирали, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки, наоборот, снимали. И с этой минуты атаман был главным.

В конце XIX века казаки расстались с чекменями, как когда-то с зипунами и кафтанами. Форма донцов стала строже и проще: синий мундир с красным кантом на обшлагах и наворотнике, синяя фуражка с красным околышем и красным кантом, брюки с красными лампасами, форменная шинель, папаха с красным верхом и сапоги.

Общий стиль одежды казаков сложился в быту на протяжении длительного времени, он всегда соответствовал облику казака, его образу жизни, труду, идеалу красоты.

Все детали в казачьей одежде определяли ее особенно-сти, создавали ее колорит.

Коллекция, собранная сотрудниками Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, раскрывает перед нами целостную картину ансамбля казачьей одежды конца XIX – начала XX века. Она по-своему уникальна и красива.

1. Астапенко М.П. Быт, обычаи, обряды и праздники дон-ских казаков. — Ростов н/Д, 2002.

2. Донской народный костюм. — Ростов н/Д, 1986.

3. Новак А.А., Фрадкина Н.Г. Казачий курень. — Ростов н/Д, 1973.

4. Филонов А. Очерки Дона. — СПб., 1859.

Нина Григорьевна Майборода,
главный хранитель Государственного
музея-заповедника М.А. Шолохова,
станица Вёшки, Ростовская область

Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. В 19 веке в комплекс традиционной одежды входили рубаха и штаны (шаровары). Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шелка, кожи (чембары) и другого. Два полотнища ткани, перегнутые по основе, соединяли вставкой (мотня, ширинка). В конце 19 века помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой (талейкой). Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.

В течение 1-й половины 19 века (в некоторых войсках позже) сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, штаны, папаха и другое. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в 18 – 1-й половине 19 вв. носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги – ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев и других. Верхней одеждой служили тулуп, шуба на меху, полушубок, куртка, кожух, армяк, зипун, бурка. В дорогу надевалась двух- и трехслойная одежда (поверх тулупа – зипун). Во время промысла или охоты предпочитали укороченную одежду (куртка). Уральские казаки в таких случаях заправляли в шаровары полы верхней одежды. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь – поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом – сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века были известны как смертная обувь).

Женская одежда отличалось большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце 19 века повсеместно были юбка с кофтой. В 18 – первой половине 19 вв. были распространены у донских казачек платье (кубелек), сарафан, у уральских – косоклинный сарафан. В конце 19 века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Традиционная женская рубаха имела туникообразный покрой (у донских казачек), плечевые вставки у уральских, оренбургских и сибирских казаков. Со 2-й половине 19 века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке (с талейкой). Рукава у донской рубахи сильно расширялись книзу за счет вставных клиньев, воротник, рукава, грудь и подол рубахи украшались ярко-красными ткаными узорами. Особенностью уральской рубахи были очень пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного (парочка) или разных цветов. В соответствии с покроем различали кирасы, гусарки, матене и другие. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом.

Сарафаны имели разный покрой. У оренбургских и сибирских казачек – прямой и косоклинный, у уральских – преимущественно косоклинный. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.

Одежда старообрядцев отличалась в целом большей консервативностью, преобладанием темных тонов, сохранением архаичных деталей кроя и способов ношения. После революции 1917 года традиционная одежда сохранялась как часть повседневной одежды (гимнастерка, китель, папаха) преимущественно у стариков. Старинный казачий костюм бытовал и как праздничная (свадебная) одежда наряду с современной.

Читайте также: