Энергетические ресурсы рф экологический аспект их использования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россия обладает большими запасами энергетических ресурсов. Так, по запасам (48 трл тонн) и добыче природного газа Россия – на 1-м месте в мире (1/3 часть всех мировых запасов). По запасам нефти (1/7 часть всех мировых запасов) Россия входит в первую десятку стран мира, а по ее добыче занимает 1—3 места. По угольным запасам (1/8 часть всех мировых запасов) занимает 1-е место в мире, а по добыче – 3-е место. Как по запасам, так и по добыче урановых руд Россия входит в первую десятку стран мира.

В России из всех энергетических ресурсов важнейшее значение имеют топливные ресурсы (газ – 50%, нефть – 29%, уголь – 14%).

Россия занимает 2-е место в мире по гидроэнергетическому потенциалу (энергия рек) (2500 млрд кВт·ч).

Благоприятные перспективы использования солнечной энергии есть на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и в Забайкалье, т. е. в районах, где в году много ясных солнечных дней.

К числу нетрадиционных источников энергии относится ветровая энергия. Самые ветряные районы в расположены вдоль береговой линии Северного Ледовитого океана и в Калининградской области.

На Кольском полуострове, в Кислой губе есть небольшая электростанция, работающая на энергии морских приливов и отливов. Большие возможности для строительства такого рода электрических станций имеются на побережье Охотского моря, где приливы достигают 18 м.

Источники геотермальной энергии есть в сейсмически активных зонах Земли. Это Камчатка (в Долине гейзеров работает небольшая электростанция) и Курильские острова.

А химия тут при чем? Сейчас в моде ядерные электростанции, правда, пока их маловато, всего 20% обеспечения электроэнергией. Далее гидроэлектростанции, примерно так же, химия тут тоже не при чем. Да и горение угля, если и химия, то примитивнейшая.

Актуально выявление тенденций мировой и российской энергетики, оценки роли ЭК в Российской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменение роли и места ЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.
Опыт последнего десятилетия в становлении сложившейся структуры национальной экономики России, включая энергетический комплекс, показывает, что в изменяющихся условиях (явно выраженное лидерство ряда стран в использовании преимуществ глобализации экономики, усиление их конкурентных позиций на мировых рынках даже на основе применения жестких мер внешнеполитического воздействия, закрепление влияния на мировых рынках энергоносителей, повышение эффективности использования энергоресурсов) возрастает актуальность переоценки роли энергетического комплекса во внешнеэкономических связях России. Речь идет не о кардинальном изменении позиций ЭК в структуре ВЭС Российской Федерации, а о качественном преобразовании, интенсивном развитии и диверсификации данной сферы.
Перспективы экономического роста России в огромной степени зависят от более эффективного использования энергоресурсов. Без принятия срочных мер на государственном уровне в этой области энергетика России может стать тормозом для общего экономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение нескольких важнейших принципов - сохранения высокого качества окружающей среды, устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурных различий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциала государственного регулирования ЭК в данной области является крайне важным.

Содержание

Введение 3
Положение и тенденции 5
Политические решения 6
Выполнение международных соглашений и достижения 8
Трудности 11
Предложения на национально уровне 13
Международное сотрудничество 15
Заключение 17
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Энергетические ресурсы России и их использование.doc

Особенно актуальны для России результаты Пятой конференции по Рамочной Конвенции, состоявшейся в 1999 г. (Бонн), поскольку она открыла путь для учета особенностей и потребностей стран с переходной экономикой в интересах их полноценного участия в инновационных процессах, предусмотренных Киотским Протоколом.

Помимо сокращения выбросов парниковых газов, "углеродные" инвестиции могут привести к возникновению значительных сопряженных выгод, включая:

  • попутное сокращение выбросов других видов загрязнителей;
  • снижение риска заболеваемости населения и деградации экосистем;
  • внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • появление новых стимулов к экономии энергоресурсов;
  • развитие альтернативных экологически чистых технологий производства энергии.

В отдельных регионах страны в самое последнее время начинают приниматься программы развития альтернативной энергетики. Например, в Калмыкии поставлена задача широкого применения ветровых электростанций. В Цимлянском районе Ростовской области уже функционирует комплекс ветровых станций. Однако, в силу широко применяемой государственной политики субсидирования традиционных энергоносителей, альтернативная энергетика оказывается относительно невыгодной.

Начато производство энергосберегающих домов для города и сельской местности.

Осваивается изготовление энергетических установок на биогазе, на основе которых может быть обеспечено не только бесперебойное газо- и теплоснабжение, но и электрификация. Постоянно поступающие органические отходы (навоз, канализационные стоки, бытовые отходы, отходы переработки сельскохозяйственной и пищевой промышленности, отходы кожевенных предприятий, лесопильных производств и т.д.) являются местным энергоресурсом, использование которого позволяет одновременно оздоровить окружающую среду района.

В России разработаны, опробованы и внедрены установки по извлечению биогаза для выработки тепла и электроэнергии различных мощностей.

Диспропорции цен на энергоресурсы и широко проводимая политика субсидирования являются главными экономическими причинами неустойчивого развития энергетического сектора России.

Политическая сила топливно-энергетического комплекса, проявляемая в лоббировании узкоотраслевых интересов, задерживает развитие возобновимых энергоносителей и альтернативной энергетики в целом.

Постоянные преобразования министерства, отвечающего за реализацию энергетической политики и смена его руководителей отрицательным образом отразились на эффективности принятых программ. Свидетельство тому – отсутствие реального прогресса в энергосбережении. С другой стороны, трудно переоценить здесь роль фактора технической отсталости. Энергоемкость продукции в современной России в 2,5-3 раза выше, чем в Западной Европе и США. Во всех отраслях экономики преобладают старые энергоемкие технологии и оборудование.

Недостаток инвестиций при высокой капиталоемкости производства и низкая платежеспособность потребителей, проявляемая в постоянной неуплате долгов, препятствуют обновлению материальной базы энергетики.

Существенным тормозом развития энергетики является отсутствие системности в согласовании отраслевых и территориальных интересов.

К числу проблем в области выполнения Киотского протокола можно отнести следующие:

  • наличие ведомственных разногласий по вопросам реализации механизмов чистого развития, проектов совместного осуществления и торговли квотами на выбросы парниковых газов;
  • отсутствие соответствующих нормативных документов, в частности не разработано национальное законодательство, определяющее право собственности на выбросы парниковых газов;
  • слабая координация подготовительных работ, которая была возложена Правительством РФ на Росгидромет без учета инвестиционно-финансовой и правовой сущности соглашения;
  • определенная закрытость тематики соглашения для российской общественности и фактическое отстранение последней от разработки и принятия решений;
  • низкая эффективность и рассогласованность действий российской межведомственной комиссии по проблемам климата.

Предложения на национально уровне

1. Усилить работу по созданию современных стандартов и нормативов, предусматривающих стимулирование внедрения энергоэффективных технологий и современной системы менеджмента;

2. Инициировать разработку региональных и локальных программ развития энергетического хозяйства на принципах устойчивого развития. Формировать программы и производить необходимые организационно-экономические нововведения, исходя из безусловного приоритета политики энергосбережения;

3. Усилить работу по пропаганде преимуществ использования нетрадиционных источников энергии на государственном уровне. При планировании государственных инвестиций приоритет отдавать развитию возобновляемых источников энергии;

4. Необходимо приближение уровня тарифов на электроэнергию к их реальной стоимости, что будет стимулировать экономию энергоресурсов. Следует в целом оценить негативные аспекты политики субсидирования, мешающие снижению энергоемкости;

5. Осуществить комплекс мер по экономии тепловой энергии. Утепление жилых и коммерческих зданий, применение непосредственно в зданиях прогрессивных систем контроля над потреблением тепла, установка тарифов на расход горячей и холодной воды, - все это является первоочередными шагами в области реконструкции теплоэнергетики;

6. Разработать национальную топливно-энергетическую политику, исходящую из ответственности перед будущими поколениями за сохранение топливно-энергетических резервов;

7. Проводить регулярную оценку хода реформирования энергетического хозяйства страны;

8. Повысить радиационную безопасность эксплуатируемых АЭС, обеспечить скорейший вывод из эксплуатации действующих атомных станций;

9. Отказаться от планов форсирования ввоза и переработки отработанного ядерного топлива в Россию;

10. Необходима серьезная работа с целью содействия скорейшему вступления в силу Киотского протокола. На национальном уровне для успешного выполнения условий Киотского протокола необходимо разработать план действий по реализации механизмов соглашения, возобновив деятельность Межведомственной комиссии по проблемам климата;

11. Усилить и организационно укрепить деятельность Межведомственной комиссии;

12. Поддерживать региональные инициативы по проведению инвентаризации выбросов парниковых газов, реализации проектов совместного осуществления. Максимальное экспериментирование в этой области позволит выработать наиболее приемлемые для России пути реализации механизмов Киотского протокола.

13. Сформировать независимую структуру, которая обеспечит регистрацию сделок по торговле квотами на выбросы парниковых газов и прозрачность финансовых потоков,

14. Создать Секретариат по проектам совместного осуществления, сделать его работу прозрачной для общественности;

15. Учредить фонд по проектам совместного осуществления для привлечения инвестиций в проекты по энергоэффективности и энергосбережению, сделать его работу прозрачной для общественности и финансирующих организаций;

Международное сотрудничество

1. Разработать согласованную позицию по вопросу переработки Россией отработанного ядерного топлива, исходя из принципов обеспечения международной экологической безопасности;

- солнечные нагревательные устройства;

- установки по выработке биогаза;

- производство жидкого топлива из растительного сырья и отходов.

3. Программа ТАСИС может усилить свою роль в укреплении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в России по тематике возобновимых источников энергии и повышения энергосбережения, а также в поддержке информационно-пропагандистских кампаний по данной тематике. Следует оказать помощь в налаживании опытного производства установок по использованию возобновимых энергоисточников в населенных пунктах.

4. Всемирная торговая организация, Европейская Комиссия и другие институты могут стимулировать укрепление международного рынка новых технологий по сбережению и развитию возобновимых источников энергии. Для этой цели могут быть разработаны новые стандарты, введена специальная маркировка и т.д;

5. Организация экономического сотрудничества и развития может провести исследование по России, оценивающее экологически вредные субсидии в энергетике и полную величину стоимости энергоносителей, включающей экологические издержки.

6. Центры по энергоэффективности развитых стран могут поддерживать российские центры по энергоэффективности;

7. Необходимы специальные учебные и трейнинговые программы по организации энергетического аудита на предприятиях.

Энергетический комплекс России (ЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.

Одновременно, природно-ресурсный потенциал имеет огромное значение для экономического развития страны и внешнеэкономической деятельности ЭК. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти. Запасы нефти учтены в недрах 40 субъектов Российской Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча нефти.

В стратегии развития нефтегазового комплекса на период до 2015 г. прогнозирует рост добычи нефти к 2015 г. до 530 млн тонн, газа - до 740 млрд куб. м. Переработка нефти к 2015 г. ожидается в объеме 210 млн тонн, экспорт - порядка 310 млн тонн. Реализация программы развития нефтегазового комплекса потребует капвложений в нефтегазовый комплекс за ближайшие 10 лет в объеме $270 млрд.

Естественно, в перспективе предполагается наращивать экспорт нефти и в страны СНГ, и в государства Европейского Союза, и в США, что отражено в энергетической стратегии Российской Федерации.

Глобализация энергетики, расширение международной деятельности, появление новых игроков на мировых энергетических рынках диктуют новые подходы к реализации долгосрочных целей, отвечающих интересам национальной безопасности, и задач внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере. Главными из них являются:

Содействие интеграции российского ЭК в мировое энергетическое пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом;

Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ЭК;

В качестве главной задачи Энергетической стратегии России выдвигается формирование качественно нового топливно-энергетического комплекса ТЭК) - финансово устойчивого, экономически эффективного и динамично развивающегося, но приемлемого для ОС, оснащенного передовыми технология­ми и высококвалифицированными кадрами.

Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энерге­тического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населе­ния страны.

Приоритетами Энергетической стратегии являются:

- полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;

- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресур­сов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегаю­щих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, перера­ботке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны;

- минимизация техногенного воздействия энергетики на ОС на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, во многом определяющим со­стояние и перспективы развития национальной экономики. ТЭК обеспечивает около V4 производства ВВП, V3 объема промышленного производства и дохо­дов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов феде­рального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Среди основных факторов, сдерживающих развитие ТЭК, выделяют высо­кую степень износа основных фондов (более 50 %) и сокращение ввода в дей­ствие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК (за 1990-е гг. от 2 до 6 раз), высокую аварийность оборудования; отставание производствен­ного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня; отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно газа; отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка; высокая нагрузка на ОС от деятельности объектов ТЭК; высокая зависимость нефтегазового сек­тора от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка; отсутствие развитой и стабильной нормативной базы, учитывающей специфику предпри­ятий ТЭК.

Развитие ТЭК в первой четверти XXI в. определяется следующими основными факторами:

- динамикой спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленной ростом национальной экономики и ее удельной энергоемкости, а также ценами на энергоносители;

- масштабами реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;

- состоянием мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степенью интеграции в международное энергетическое пространство;

- устойчивым развитием минерально-сырьевой базы;

- формированием благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;

- созданием экономических стимулов для гармонизации отношений энергетики и природы;

- масштабами использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовкой перехода к энергетике будущего.

Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетичес­кой политики являются энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность энергетики.

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Важнейшими принципами обеспече­ния энергетической безопасности являются:

- гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населе­ния страны в полном объеме при угрозе или возникновении ЧС различного характера;

- восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещаю­щих их источников энергии);

- диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);

- учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны ОС);

- предотвращение энергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);

- создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта;

- максимально возможное использование во всех технологических процес­сах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем:

- модернизация устаревшей и физически изношенной технологической базы ТЭК, обеспечение воспроизводства вырабатываемой ресурсной базы в но­вых регионах и худших природно-геологических условиях;

- изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов, в частности увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемых источников, а также рассредоточе­ние добычи углеводородов из Западной Сибири по другим регионам стра­ны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикас­пийский регион).

Энергетическая эффективность. Современная экономика России характери­зуется высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоем­кость экономик развитых стран. Причинами этого, кроме суровых климатических условий и территориального фактора, являются исторически сформировавшаяся структура промышленного производства и технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и ЖКХ, а также недооценка стоимос­ти энергоресурсов, не стимулирующая энергосбережения.

Повышению энергетической эффективности должна способствовать целостная система правовых, административных и экономических мер, предусмат­ривающих:

- ужесточение требований к энергосбережению (в том числе установление стандартов энергопотребления и предельных энергопотерь) за счет корректировки действующих и введения новых норм и регламентов;

- обязательная сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования на их соответствие нормативам расхода энергии;

- проведение регулярного энергетического аудита предприятий (обязательного для предприятий бюджетной сферы);

- создание дополнительных хозяйственных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса;

- популяризация государством эффективного использования энергии среди населения;

- доступные базы данных, содержащие информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации и т.д.

Дополнительным инструментом стимулирования энергосбережения долж­ны стать механизмы, предусмотренные Киотским протоколом, включая проек­ты совместного осуществления и торговлю квотами на выбросы парниковых газов.

Экологическая безопасность энергетики. Функционирование и развитие энергетики связано с рядом экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все более острыми, поскольку ТЭК является одним из основ­ных источников загрязнения ОПС.

Более подробно сложившиеся в нефтедобывающей отрасли экологические проблемы будут рассмотрены в п. 1.2. Основной целью экологической политики ТЭК, продекларированной в Энергетической стратегии РФ, является пос­ледовательное ограничение нагрузки ТЭК на ОС, приближение к соответству­ющим европейским экологическим нормам. В качестве основных механизмов указанной политики предусматриваются:

- экономическое стимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистых малоотходных и безотходных технологий производства и потребления энергоресурсов за счет установления жестких экологических требований к деятельности предприятий и продукции ТЭК, создания системы компенсационных выплат государству за их нарушение, рационализации размеров платежей за пользование ПР, введения и право­вой регламентации принципов экологического страхования;

- ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы.

Для реализации политики экологической безопасности энергетики потребуется решение следующих основных задач:

- создание экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производ­ство и использование топливно-энергетических ресурсов, снижение выб­росов (сбросов) загрязняющих веществ в ОС, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;

- последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий, строительство и реконструкция природоохранных объектов, в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очи­стке сточных вод; увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в процессе строительства и эксплуатации энергетических объек­тов, использование отходов производства в качестве вторичного сырья;

- экономическое стимулирование рационального использования попутного нефтяного газа, прекращения практики сжигания его в факелах (в первую очередь за счет создания экономически выгодных условий для переработки и использования такого газа);

- увеличение производства высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими европей­ским нормам, а также совершенствование нормативной базы качества неф­тепродуктов и уровней выброса загрязняющих веществ;

- разработка программы минимизации экологического ущерба от деятельно­сти ГЭС;

- организация работ по сертификации природоохранных технологий и технических средств;

- организация обучения и подготовки специалистов в области природоохранной деятельности.

История развития человечества напрямую связана с производством различных видов энергии. Первым шагом на этом пути было разжигание костров в пещерах для того, чтобы приготовить еду и обогреть жилище. Следующий скачок произошел после изобретения колеса. Но резкий рост темпа производства и потребления энергии начался в период индустриализации пару веков назад. Сегодняшний быт трудно представить без использования электричества. Но не вызовут ли катастрофы экологические проблемы энергетики?

Структура производства электроэнергии

Экологические проблемы, связанные с современной энергетикой, и пути их решения

Кратко источники электроэнергии можно разделить на три основных типа:

  • полезные ископаемые (газ, нефть, уголь, сланцы);
  • возобновляемые ресурсы (вода, ветер, солнце, термальные воды);
  • расщепление атома.

Более 60% объема производства электричества приходится на ТЭЦ, тепловые электростанции, работающие на ископаемых источниках. Примерно по 16% производят ГЭС (гидроэлектостанции) и АЭС (атомные электростанции). Показатели выработки энергии из альтернативных источников незначительны.

Как влияет энергетика на экологию

Нет такой сферы деятельности, которая бы не зависела от электроэнергии прямо или косвенно. Польза энергетики неоспорима, и потому развивается она опережающими темпами. Но трудно отрицать и негативное воздействие этой отрасли на окружающую среду.

Несмотря на заметное отрицательное воздействие на природу в связи с наращиванием производства энергии, проблемы экологии долгое время не вызывали особого беспокойства в обществе. Но когда в середине 70-х годов двадцатого века были обнародованы обширные данные, свидетельствующие о катастрофических последствиях для климата, ученые стали уделять этой глобальной проблеме серьезное внимание.

Экологические проблемы электроэнергетики возникают как на этапе добычи топлива, так и во время производства и транспортировки энергии. Аварии на электростанциях могут вызвать экологические катастрофы, как было с Чернобыльской АЭС или АЭС Фукусима-1.

Экологические проблемы, связанные с современной энергетикой

Экологические проблемы, связанные с современной энергетикой, и пути их решения

По данным исследований самыми вредными для природы являются ТЭЦ. Но ГЭС и АЭС тоже вносят вклад в загрязнение окружающей среды. Проблемы в области экологии зависят от вида используемого топлива.

  1. Открытый способ добычи угля и торфа приводит к изменению ландшафта, что в свою очередь разрушает естественную среду обитания растений и животных.
  2. Нефть, разлитая во время добычи или транспортировки, убивает флору и фауну как на суше, так и в акватории океана.
  3. Плотины ГЭС, строящиеся на реках, вызывают затопление огромных участков плодородных земель и лесов. Из-за того, что перекрыты пути нереста, сокращаются ценные виды рыб.
  4. Высоковольтные линии электропередач, проложенные на пути миграции птиц, приводят к поражению их электрическим током.
  5. Замыкания на электроустановках и проводящих линиях могут вызывать пожары, приводящие к гибели лесов и их обитателей.
  6. Во время сжигания угля, нефти и газа на ТЭЦ в атмосферу выбрасываются тонны оксида серы, окислов азота и золы, состоящей из токсичных веществ, включающих мышьяк, ртуть, свинец и кадмий. Попадающий в воздух оксид углерода приводит к повышению средней температуры, грозящей глобальным потеплением на Земле.
  7. Производство электричества на АЭС приводит к накоплению радиоактивных отходов, сохраняющих свои ядовитые свойства сотни лет. Инженерного решения, позволяющего их безопасно перерабатывать, пока не найдено. В случае аварии на АЭС в атмосферу попадают радиоактивные вещества, опасные для жизни. Но даже во время штатного функционирования в воздух производится выброс углерода-14, криптона-85, стронция-90 и других вредных изотопов.

Выработка электричества с помощью энергии солнца, ветра или термальных вод является менее губительной, но и она тоже наносит некоторый вред экологии. Солнечные электрогенерирующие панели изменяют ландшафт, вертяки повышают уровень шума, геотермальные станции загрязняют почвы.

Человечество не может полностью отказаться от использования электроэнергии. Но для предотвращения катастрофических последствий для окружающей среды необходимо прикладывать усилия по уменьшению негативных явлений.

Пути решения проблем

Экологические проблемы, связанные с современной энергетикой, и пути их решения

Важным способом решения экологических проблем является развитие энергосберегающих технологий. Сокращение потребности в электричестве позволит уменьшить его выработку, что позитивно скажется на природной среде.

Пристальное внимание необходимо уделять контролю за процессом производства электроэнергии. С загрязнением атмосферы можно бороться следующими способами:

  • оптимизировать технологию сжигания нефти, угля и газа;
  • очищать топливо, чтобы в процессе переработки выделялось меньше вредных элементов;
  • фильтровать газы перед выбросом.

Важно!

Данные методы снижают КПД и увеличивают стоимость процесса производства, потому не являются достаточно эффективным решением.

Специалисты считают перспективным путем защиты природных ресурсов развитие альтернативных видов производства энергии. Солнечные, ветряные, приливные и геотермальные электростанции оказывают меньшее негативное влияние на экологию. Но они производят относительно мало электричества, их работа может зависеть от погодных факторов. Современные технологии не позволяют использовать альтернативные источники эффективно.

Так, электростанции, использующие энергию ветра, занимают очень большие площади. Они сильно шумят и обладают очень низкой мощностью. Массовое применение ветряков снижает силу воздушных потоков, что сказывается на изменении климата.

Приливные электростанции имеют низкую эффективность. Строиться они могут только на морском берегу, потому не могут служить заменой обычным электростанциям. Во время эксплуатации они меняют соляной состав воды, что наносит вред экосистеме океана, морским животным и растениям.

Геотермальные электростанции можно строить только в местах с определенными геологическими условиями. Недостатком таких установок является вероятность проседания грунта и возникновения сейсмической активности, вызванной воздействием на термальные воды. Добыча горячей воды из-под земли сопровождается выходом на поверхность газов, содержащих в том числе отравляющие вещества.

Солнечные электростанции не шумные, они не загрязняют воздух и почву выбросами. Но мощность их недостаточна для покрытия потребностей в электричестве, а работа зависит от погоды. Станции, преобразующие в электричество энергию солнца, материалоемки, но при этом имеют низкую эффективность. Максимум 20% улавливаемой энергии солнца превращается в электрическую.

Каждый способ производства электричества имеет свои достоинства и недостатки. Важной задачей современной науки является поиск новых методов производства электроэнергии, достаточно эффективных и в то же время наносящих минимальный вред экосистеме.

Читайте также: