История комсомольска на амуре кратко

Обновлено: 07.07.2024

Комсомольск-на-Амуре – один из крупнейших городов на Дальнем Востоке России. Он расположен в Хабаровском крае, на западном берегу реки Амур, впадающей в Тихий океан. Туристов привлекает наполненные романтикой улицы города, построенного в отдаленном регионе всего за несколько лет, изумительные ландшафты, панорамы просторов великой дальневосточной реки. Комсомольск-на-Амуре окружен сопками, поросшими девственной тайгой. Отсюда начинаются увлекательные экскурсии по живописным окрестностям.

Сэкономь на путешествии в Комсомольск-на-Амуре!

Видео: Комсомольск-на-Амуре

Основные моменты

Со дня основания Комсомольска-на-Амуре молодежными строительными бригадами, его градообразующими центрами выступали большие заводы оборонной промышленности. В 30-50-е годы минувшего века здесь были возведены стратегические объекты военного судостроения, налажено производство подводных крейсеров-ракетоносцев и боевых самолетов, выросли цеха машиностроительных, нефтехимических и металлургических предприятий. В советскую эпоху о туристических поездках в город на Амуре не было и речи: режимный регион был закрыт для посещений.

Сегодня к заслуженным регалиям Комсомольска-на-Амуре добавился титул регионального центра международного туризма. В архитектурном облике городских кварталов примечательных сооружений немного. Зато в промышленном городе создана достойная сервисная инфраструктура, позволившая превратить его в удобный отправной пункт для путешествий по природным заповедникам и туристическим тропам Нижнего Приамурья. Здесь действует региональный аэропорт, речной вокзал, проложена междугородная автотрасса. За пределами города находится железнодорожная станция Байкало-Амурской магистрали, связавшей Дальний Восток со всеми регионами страны.

История Комсомольска-на-Амуре

Молодой город Комсомольск-на-Амуре возник не на пустом месте. В середине XIX века Российская империя отторгла территорию Нижнего Приамурья у императорского Китая вместе с частью его многочисленных этносов. В 1860 г. на берегу судоходного Амура, рядом с поселком коренного народа, русские переселенцы из Пермской губернии выстроили деревню. В память о родных краях крестьяне назвали новое поселение Пермским. А о некогда расположенном здесь старинном нанайском стойбище Дземги напоминает сегодняшнее историческое наименование одного из районов на северо-востоке города (официально район называется Ленинским).

В начале 30-х годов Советский Союз уже вступил в мрачный период сталинских репрессий. Вслед за оптимистичными комсомольцами-добровольцами на стройплощадку потянулись этапы заключенных под конвоем сотрудников НКВД. Первоочередной задачей стало возведение двух оборонных объектов: судоверфи для пополнения Тихоокеанского флота и авиазавода, выпускающего боевые самолеты. Эти предприятия, разнесенные примерно на 12 км друг от друга, и стали центрами кварталов двух рабочих районов – Дземги (Ленинского) и Центрального. Долгое время строители ютились в бараках, землянках и брезентовых палатках. Все ресурсы были направлены на возведение промышленных объектов. Но уже в 1933 году поселок обрел городской статус и получил современное название – Комсомольск-на-Амуре.

Днем города принято считать 12 июня. В 1933 году, в этот день, в котловане первого цеха будущего Амурского судостроительного завода рабочие приступили к возведению фундамента. В мае 1935 г. со стапелей доков сошла первая дизельная подводная лодка. Впоследствии тут построили десятки эсминцев, крейсеров, сторожевых кораблей. В конце 1950-х на заводе создали первый атомный подводный ракетоносец.

С начала 2000-х годов была снята завеса секретности, десятилетиями окутывавшая Комсомольска-на-Амуре. Этот ранее закрытый оборонный научно-промышленный центр стал доступен для путешественников.

География

Комсомольск-на-Амуре, занимающий 325 км² и населенный 248 000 жителей, – второй по величине город в Хабаровском крае. Он выстроен на левом берегу Амура, в 348 км к северо-востоку от столицы региона – города Хабаровска. До побережья Тихого океана – 300 км. Ближайший город – Амурск, что в 40 км к югу. Железнодорожные пути от Москвы до Комсомольска-на-Амуре протянулись на 8825 км. Здесь завершается восточная ветка железнодорожной Байкало-Амурской магистрали.

Город выстроен в пойменной долине Амура, лежащей меж невысокими сопками – предгорьями Сихотэ-Алиня. Ширина русла реки в этих местах достигает 2,5 км. Комсомольск-на-Амуре, протянувшийся вдоль левого берега реки на 30 км, окружен смешанными таежными лесами. На западе виднеются далекие вершины хребта Мяо-Чан. К юго-западу расположено обширное озеро Мылки.

Городская среда состоит из двух больших районов (округов), разделенных рекой Силинкой, притоком Амура, и обширным лесопарком. Собственно, это не парк, а обширный участок девственной тайги площадью около 500 гектаров. В Центральном районе, где сосредоточены городские достопримечательности, находится судостроительный завод, в Ленинском округе – крупное авиастроительное предприятие. Силинку пересекает автомобильный мост, по нему проходит протяженный Комсомольский проспект.

В окрестностях Комсомольска-на-Амуре построены курорты, хорошо оборудованные лыжные базы. Примерно в 100 км к северо-востоку от города находится природный феномен – Амурские столбы.

Климат и погода

Комсомольск-на-Амуре находится в зоне влажного континентального климата. Зимы в городе холодные и снежные, лето прохладное. Снег укрывает регион в последних числах октября, покров не тает до конца апреля – начала мая. Наиболее холодный месяц – январь, когда средняя температура воздуха держится в пределах –27. –24 °С. Нередко столбик термометра опускается ниже –30 °С; рекордный мороз был зафиксирован с температурой –47 °С. С февраля по март длится период метелей.

В летнюю пору регион, близкий к Тихому океану, часто подвержен циклонам. В этот период преобладают влажные ветры восточного направления. В июле воздух прогревается до +22. +25 °С, но температура может достигать и аномальных показателей +36. +38 °С. Летом в Комсомольске-на-Амуре случаются внезапные кратковременные похолодания до +12. +15 °С.

Температура воды в Амуре у городской черты в июле и августе не превышает +20. +22 °С. На полноводной реке случаются сильные наводнения, Амур выходит из берегов, заливая низменности поймы. Так, в сентябре 2019 года вода поднялась на 8,25 м, затопив первые этажи домов на прибрежных улицах.

Достопримечательности Комсомольска-на-Амуре

В городе построена красивая набережная, протянувшаяся на 2,5 км. Вдоль полноводного Амура высажен благоустроенный парк, на аллеях установлены скамьи, светильники, работают кафе. Здесь находится речной вокзал и автовокзал, построен Театр юного зрителя, возведен Дом молодежи.

В прибрежном парке есть несколько памятников. 20-тонная каменная глыба отмечает то самое место, куда в мае 1932 года причалили пароходы с первым комсомольским строительным десантом. Неподалеку установлена скульптурная группа, изображающая бригаду молодых первостроителей города, только что ступивших на незнакомый берег. К западу, на улице Дзержинского, возведен мемориал, хранящий память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

Одно из самых примечательных зданий Комсомольска-на-Амуре находится на проспекте Ленина, 21. Этот угловой дом с нарядными фасадами и башенкой был построен в 1956 году для работников металлургического завода. Его изображение часто помещают на местные сувениры.

На ухоженной площади Юности недавно построили фонтаны. Здесь находится Дом культуры судостроителей, где проводятся городские праздники. На улице Калинина привлекает внимание Дом культуры авиазавода с классической колоннадой входного портала.

В начале 2000-х облик Комсомольска-на-Амуре украсили два православных храма, возведенных в псевдорусском стиле. В Центральном районе появилась Казанская церковь с голубым шатровым сводом. Собор во имя Святого Пророка Илии сияет золотыми куполами в сквере недалеко от авиазавода, там, где в поселке первых русских переселенцев некогда стояла Ильинская часовня.

Пляжи

Городской пляж располагается в Центральном районе на набережной Амура, в начале проспекта Мира, напротив городского Дома молодежи. В распоряжении отдыхающих – 500-метровая полоса песка на пологом речном берегу. Дно у пляжа песчаное, вход в воду удобный.

Зонтов и шезлонгов здесь не имеется, из прочей пляжной инфраструктуры построены кабинки для переодевания, установлены лавочки. Из года в год на всех городских пляжах действует официальный запрет на купание. Санитарные службы регулярно выявляют в реке Амур опасные химические вещества, поступающие из сбросов многочисленных промышленных предприятий. Тем не менее, понежиться на солнышке в дни короткого дальневосточного лета на берег приходит немало людей. Горожане направляются сюда со своими подстилками и полотенцами, приносят закуски, бутерброды, играют в волейбол, бадминтон. На пляже чисто, мусор регулярно убирают. Прибрежные воды патрулируют катера спасателей. Прохладная вода, с температурой не более +22 °С, к продолжительным купаниям располагает не всех.

Еще несколько пляжей можно найти в районе Дземги. Удобные для отдыха у воды места есть на берегу реки Силинки.

Активный отдых в Комсомольске-на-Амуре

Стоит прогуляться в Силинский лес, разделяющий Комсомольск-на-Амуре на две части. Летом в этом таежном уголке можно наполнить корзинку ягодами и грибами, устроить пикник на поляне.

В 40 км от Комсомольска-на-Амуре, в районе поселка Солнечный, на склоне сопки Холдоми (853 м) выстроен одноименный горнолыжный курорт. Остановиться здесь можно в одном из номеров двухэтажного гостиничного корпуса. Стоимость проживания – от 2900 рублей в сутки. На территории комплекса также возведены деревянные коттеджи, русские бани, работают бары, кафе, ночной клуб с рестораном. В окрестностях устроены трассы для снегоходов и квадроциклов. Машины сдаются в аренду здесь же.

На зимнем курорте заливается каток, действуют три подъемника, доставляющие лыжников и сноубордистов к началу спусков разной степени сложности. Новичков обучают инструкторы. Лыжный сезон открывается в ноябре, завершается в начале мая.

Одна из изюминок активного отдыха в Комсомольске-на-Амуре – путешествие к Амурским столбам. Загадочные каменные изваяния, созданные природой, находятся в труднодоступных предгорьях в 100 км от города. Примерно половину пути участники тура преодолевают на внедорожниках, дальше даже для вездеходов дорога непреодолима. Туристы продолжают путь пешком, ночуют в палаточных городках, где их ожидают горячие обеды.

Осмотр Амурских столбов занимает целый день. Причудливые скалы напоминают фигуры людей и животных, крепости с идеально ровными стенами. Некоторые участки поразительно похожи на каменную кладку, созданную руками неведомых зодчих. Это мистическое место священно для коренных народов.

Стоимость трехдневного тура – 5500 рублей. Если у вас нет необходимой экипировки, снаряжение можно взять у организаторов похода в аренду. Предлагаются добротная прочная обувь, одежда, палатки, рюкзаки.

Развлечения

Местные турбюро предлагают обзорные экскурсии по Комсомольску-на-Амуре с посещением экспоцентра авиазавода имени Ю. А. Гагарина. Здесь находится интересный Музей авиационной техники. По предварительной записи посетителей принимает Музей Амурского судостроительного завода (б-р Труда, 1).

Городской краеведческий музей размещается в необычном здании с вогнутым фасадом, карниз украшен балюстрадой (ул. Кирова, 27). Ко входу ведет нарядная гранитная лестница. Экспозиция музея рассказывает об истории города. Здесь собраны этнографические коллекции, отражающие культуру коренных народов Приамурья.

За приключениями отправляйтесь в пейнтбольный клуб Pit Bull (Комсомольское шоссе, 1-А). Все необходимое снаряжение выдается напрокат.

Покупки

В специализированных магазинах и супермаркетах можно купить вкусные гостинцы: копченую и соленую горбушу и кету, черную и красную икру, дальневосточных крабов, трепангов в меду, маринованные таежные грибы, кедровые орехи.

Кафе и рестораны

Где остановиться

Транспорт

Пассажирские перевозки в Комсомольске-на-Амуре обеспечивают автобусы и маршрутки. Доступны такси частных компаний. На городских улицах проложены рельсы трамвайных линий, но, в связи с износом подвижного состава, в 2018 году электротранспорт здесь был упразднен.

Как добраться

Из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре ежедневно с 08:00 до 23:00 курсируют междугородные автобусы. Время в пути – 6 ч. 30 мин.


История Комсомольска на Амуре кратко. Совсем еще молодой, ему нет и ста лет, город юности Комсомольск на Амуре стоит на реке Амур. Название говорит само за себя. Его строили комсомольцы и не только. Основан в 1932 году по решению правительства СССР.

Село Пермское и Дземги

Еще в 1849 году экспедиция адмирала Нельского, ученого и мореплавателя, выяснила, что по Амуру могут ходить суда и река имеет выход к морю. На этом основании царским правительство было принято решение заселить дальневосточный край русскими. Летом того же года туда приехали первые переселенцы со средней полосы России. Переселенцы из Перми поселись как раз на том месте, где сейчас находится Комсомольск. Назвали они свое поселение Пермское на Амуре. Недалеко от села Пермское находилась стойбище нанайцев Дземги (ныне один из районов города).

Краткая история Комсомольска-на-Амуре

С 1860 года на территории современного города существовало село Пермское. В 1932 году правительство СССР приняло решение о строительстве судостроительного завода на Дальнем Востоке. В связи с этим село было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Город строился с помощью политзаключенных АмурЛага. С 1959 по 1993 город был закрыт для иностранцев, а в 90-ых годах считался криминальной столицей Дальнего Востока.


Дом со шпилем в Комсомольске-на-Амуре

Начало строительства

В 1932 году правительством Советского Союза принято решение построить на востоке страны судостроительный завод. Выбор пал на село Пермское. Здесь и было начато строительство. Одновременно на месте, где находилось стойбище Дземги, начали строительство авиационного завода. В мае 1932 года на берег Амура сошли первые строители, их было всего тысяча. Размещать их было негде, первое время строили шалаши и ставили палатки. Далее построили бараки. Строили город не только комсомольцы, но и политзаключенные отбывавшие наказание в Сибири и на Дальнем Востоке. Сначала расчищали место под строительство, и только в 1933 году в июне заложили первый камень судостроительного завода. В том же году в июле начато строительство авиационного завода, а в 1936 году выпущен первый самолет. Это был самолет разведчик разработанный авиаконструктором Туполевым. На этом заводе выпускали знаменитые ИЛ-4 которые стали легендой Великой Отечественной Войны. К началу войны в 1941 году завод выпустил 82 самолета, а к концу это же года 303. Одновременно со строительством заводов началось строительство жилья. Количество строителей увеличивалось, жить зимой в шалашах и палатках было невозможно. Застраивался город поселками, разделенными между собой тайгой. Строили в основном из дерева.

1-й этап. 1860–1931 годы*

Весной 1860 года первый военный губернатор Приморской области П.В. Казакевич отправил группу солдат 13-го линейного батальона под руководством капитана Я.В. Дьяченко вверх по Амуру и приказал рубить лес и ставить первые срубы. Так в июне – июле 1860 года были подготовлены срубы и для будущего села Пермского. Группе переселенцев из Пермской губернии выпало селиться около нанайского селения Мылки, у ручья тогда. Они прибыли на место 18 августа 1860 года, и это время принято считать основанием села.

Своеобразными границами первоначальной застройки села были с одной стороны река Амур, а с другой уходившая в сопки непроходимая болотистая тайга. Береговое развитие поселения на первом этапе

* Градоформирующего значения не имеет и рассматривается только с точки зрения истории.

Хитагуровки

Работали на строительстве в основном мужчины, женщин не хватало. По этой причине Валентина Хетагурова (советский общественный деятель, работавшая на дальнем востоке) написала в Комсомольской правде письмо – обращение к девушкам Советского Союза переехать жить и работать на стройки Дальнего востока. И по ее призыву в город Юности прибыло около восьми тысяч девушек. Сюда ехали инженеры, техники, врачи, медсестры. Для поездки правительство СССР выделяло им тысячу рублей на проезд и первоначальное устройство. Но были и такие, которые по призыву ехали самостоятельно за свой счет.

Годы войны

Новое ревмя

В настоящее время город Комсомольск на Амуре это крупный индустриальный центр Дальнего Востока. Третий по величине в дальневосточном регионе после Хабаровска и Владивостока с населением 270 тысяч. Заводы основоположники города продолжают работать. Авиационный завод носит имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, занимается производством истребителей-бомбардировщиков Су. Амурский судостроительный завод (старое название завод имени Ленинского комсомола) выпускает атомные подводные лодки новейшей модификации.

После небольшого спада в 90-е годы прошлого века город продолжает развиваться.

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 7403
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Заселение места, на котором стоит Комсомольск-на-Амуре, ведется с 1860 г. Тогда по распоряжению первого военного губернатора Приамурья П.А. Казакевича (адмирал, сподвижник Н.Н. Муравьева и Г.И. Невельского) были подготовлены срубы для жителей будущего села. Первые переселенцы - крестьяне из Пермской губернии, которым по жребию выпало здесь обосноваться, дали селу название Пермское-на-Амуре. В дальнейшем сюда стали прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по 1862 г. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. При этом в дальний путь отправлялись, как правило, крестьяне с достатком, более или менее самостоятельные и инициативные. В среднем на семью из шести человек правительство выдавало 60 рублей, хотя для обустройства требовалось в 5-6 раз больше. После отмены крепостного права на Амуре могли селиться все желающие. Приамурье полностью открылось для жителей России и иностранных граждан. В 1887 г. в селении Пермское числилось 26 дворов и 160 жителей, из которых 78 мужчин и 82 женщины. Основным занятием жителей являлись: заготовка дров для пароходов, рыбный промысел и в незначительных размерах земледелие.

В амурском селе жили лучше, чем в губерниях Центральной России. В домах у крестьян был полный достаток: японская мебель, посуда в кухонном шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка. К 1932 г. в Пермском насчитывалось 47 дворов с населением около 400 человек.

В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода.

Работая при лютых морозах, утопая в болотах и облаках таежного гнуса, испытывая нехватку практически всего — техники и механизмов, инструментов и инвентаря, продовольствия и одежды, первостроители ежедневные нормы выработки неизменно перевыполняли. Среди лучших тогда гремели бригады Сидоренко, Андрианова, Смородова, Медведовского, Хрулева, Мартынова, Науменко, Кокорева, Зозули, Володина, Морякова и многие другие.

Покоряя время и преодолевая невзгоды, все жили ожиданием начала строительства заводов-гигантов, ради которых люди сорвались с обжитых мест и приехали на суровый и безлюдный берег Амура. Правительственная комиссия, возглавляемая членом Оргбюро ЦК ВКП(б), начальником Политического управления РККА Яном Гамарником, преодолев на машинах и пешком по снегам и амурскому льду почти 400 километров, а затем еще и налетав в дальневосточном небе не один десяток часов, пришла к выводу: целесообразно строить судостроительный завод вблизи села Пермского.

В начале 1933 года, когда катастрофически не стало хватать леса для строительных работ, вызвались решить проблему 850 добровольцев. В нечеловеческих условиях, порой ценой здоровья и жизни они обеспечили стройку лесом, не допустили замедления темпов строительства.

12 июня 1933 года в торжественной и волнующей обстановке был заложен первый камень сегодняшнего Амурского судостроительного завода. Этот день и стали считать днем рождения города юности, города мужества – Комсомольска-на-Амуре. Несколько позже, 18 июля 1934 года состоялась закладка еще одного индустриального гиганта – авиационного завода. В невероятно короткие сроки эти заводы дали стране долгожданную уникальную продукцию.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре третий по величине город Дальнего Востока, крупный промышленный и культурный центр территории.

На 01.01.2006г. в городе Комсомольске проживает 273,3 тыс.человек, это более 19% от общей численности населения Хабаровского края. Национальный состав достаточно однороден - русское население составляет 86,4% от всего населения, доля коренных народов Севера – 1,3%.

Город Комсомольск-на-Амуре является по объемам выпуска самым крупным промышленным центром Дальнего Востока и Забайкалья.

Наиболее развиты в городе – машиностроение и металлообработка (самолетостроение и судостроение, электротехническая промышленность, производство подъемно-транспортного и технологического оборудования), черная металлургия, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, легкая промышленность, лесная, пищеперерабатывающая, большим потенциалом обладает строительный комплекс города.

В настоящее время в Комсомольске работают более сорока предприятий, выпускающие изделия на уровне мировых стандартов.

Copyright © 2007-2012 "Комсомольск Инфо" Соглашение о пользовании сайтом Все права защищены. Текстовые и графические материалы, а также программные решения, размещенные на сайте, являются интеллектуальной собственностью авторов и не могут быть скопированы или использованы другим образом без письменного разрешения правообладателей. Незаконное использование наказуемо в соответствии с УК РФ. *


Этимология


Герб 1967 года

История


Памятный камень на набережной Комсомольска-на-Амуре

Памятный камень на набережной Комсомольска-на-Амуре


Арка при въезде в город. 1937 год

Арка при въезде в город. 1937 год


Знак "Почётному строителю Комсомольска. 1932—1937 годы

Знак "Почётному строителю Комсомольска. 1932—1937 годы

Регламентированный режим для иностранных граждан

География


Вид на реку Амур и отроги Сихотэ-Алиня

Вид на реку Амур и отроги Сихотэ-Алиня


Парк у набережной

Парк у набережной


Полное затопление пирса у речного вокзала во время наводнения 2013 года

Полное затопление пирса у речного вокзала во время наводнения 2013 года

Население

Административное устройство


Округа Комсомольска-на-Амуре: Центральный Ленинский

Округа Комсомольска-на-Амуре: Центральный Ленинский


Администрация города (городского округа)

Администрация города (городского округа)

Экономика


Проспект Первостроителей.

Транспорт


Комсомольский трамвай


Вокзал станции Комсомольск-на-Амуре

Вокзал станции Комсомольск-на-Амуре


Речной вокзал

Культура


Дом молодёжи


Драматический театр

Общественная жизнь


Собор Казанской иконы Божией Матери

Собор Казанской иконы Божией Матери

Образование и наука


КнАГУ

Здравоохранение

Спорт

Архитектура


Проспект Ленина


Памятник Первостроителям

Читайте также: