История коммунарского движения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что такое коммунарство? Далеко не каждый сможет дать ответ, а если что и вспомнит, то почти наверняка фотоаппарат ФЭД и Антона Семеновича Макаренко. Система сделала все, что было в ее силах, чтобы в нашем обществе не сохранилось и следа духа коммуны. И, надо сказать, она почти достигла цели. Почти – потому что и сейчас продолжают жить по коммунарским законам многие подростковые клубы, кое-где даже сохранились лагеря, а уж если заговорить про нынешних сорокалетних и вспомнить, что очень многие барды вышли именно из коммунарской традиции, станет ясно: дух этот дошел до наших дней. И тем не менее коммунарство остается идеей неизвестной. Даже сейчас, когда, казалось бы, нет цензурных запретов, далеко не каждый журнал или газета берутся за эту тему, а если такое и происходит, то, увы, не вызывает интереса у читателей…

В социальном аспекте советской педагогики были отличия от любой другой — она носила яркий политический окрас — стремление к коммунизму, к всеобщему равенству и братству. Это ставило перед педагогами и их подопечными задачу построения в будущем всеобщего счастья.




В развитии коммунарской методики мы выделяем 5 стадий, отражающих ее развитие:

1. Период рождения идей на базе нескольких школ и пионерских дружин Ленинграда (проектировочный период) — 1956-1959 года;

3. Период распространения методики — 1962-1966 года (превращения движения в ассоциацию);

4. Период раскола — 1966-1986 года;

5. Период затухания.

Попытки организации школы, живущей по методу И. П. Иванова, были, но успешными становились редко. Её внедрение требовало от школы пересмотра ключевых методов работы с учениками. И раньше и сейчас в школе согласны лишь на заимствование отдельных методов методики, но не всей её, целиком 12 .

Выводы

Общим для коммунаров и их предшественников является выход коллективной деятельности за рамки сугубо педагогических задач: социально-культурная деятельность не только самих педагогов, но и их воспитанников. И те, и другие транслируют в общество альтруистические и коллективистские ценности, организуя культурно-массовые мероприятия: выставки, концерты, просветительские лекции, театральные постановки и праздники.

Будучи созданной как часть пионерской организации, коммунарство быстро приобрело популярность и среди детей и подростков и среди учителей.

2. Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. М.: Изд. Педагогика. 1989.

3. Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, 1962-65; Избр. педагогические сочинения, М., 1958 С. 148.

9. Кордонский М. Б., Кожаринов М. Ю. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы). (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена - М.: Net2Net, 2008. С. 27.

13. Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань: Рязанское отделение Российского Фонда культуры, 1994. - 111 с.

В социальном аспекте советской педагогики были отличия от любой другой — она носила яркий политический окрас — стремление к коммунизму, к всеобщему равенству и братству. Это ставило перед педагогами и их подопечными задачу построения в будущем всеобщего счастья.

В развитии коммунарской методики мы выделяем 5 стадий, отражающих ее развитие:

1. Период рождения идей на базе нескольких школ и пионерских дружин Ленинграда (проектировочный период) — 1956-1959 года;

3. Период распространения методики — 1962-1966 года (превращения движения в ассоциацию);

4. Период раскола — 1966-1986 года;

5. Период затухания.

Попытки организации школы, живущей по методу И. П. Иванова, были, но успешными становились редко. Её внедрение требовало от школы пересмотра ключевых методов работы с учениками. И раньше и сейчас в школе согласны лишь на заимствование отдельных методов методики, но не всей её, целиком 12 .

Выводы

Общим для коммунаров и их предшественников является выход коллективной деятельности за рамки сугубо педагогических задач: социально-культурная деятельность не только самих педагогов, но и их воспитанников. И те, и другие транслируют в общество альтруистические и коллективистские ценности, организуя культурно-массовые мероприятия: выставки, концерты, просветительские лекции, театральные постановки и праздники.

Будучи созданной как часть пионерской организации, коммунарство быстро приобрело популярность и среди детей и подростков и среди учителей.

2. Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. М.: Изд. Педагогика. 1989.

3. Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, 1962-65; Избр. педагогические сочинения, М., 1958 С. 148.

9. Кордонский М. Б., Кожаринов М. Ю. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы). (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена - М.: Net2Net, 2008. С. 27.

13. Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань: Рязанское отделение Российского Фонда культуры, 1994. - 111 с.

Коммунарское движение родилось как неформальное, как альтернатива пионерской организации. Приоритет духовного единства над организационным – отличительная черта этого движения. Пионерская организация с течением времени утратила свой социальный пафос, а молодёжь хотела настоящих отношений и настоящего дела.

Исследователи коммунарского движения выделяют несколько периодов его становления.

Главное назначение идеологии коммунарской методики её организаторы видели в моделировании коммунистических отношений. Эпоха революционной романтики нашла отражение и в символике, и в атрибутике: коммунарская будёновка, галстуки, значки, песни о трубачах, о комиссарах в пыльных шлемах.

При организации общих дел стимулировалось творчество во всех проявлениях. Творческая импровизация проявлялась в коллективных творческих делах, где высвобождалась жизненная энергия, раскрывались жизненные силы. В этих коллективных творческих делах рождалась особая молодёжная субкультура.

При формализации отношений такие коллективы неизбежно разрушаются. Так было и с коммунарским движением. В конце 1980-х годов при попытке массового распространения методики коллективной творческой деятельности коммунарское движение пошло на спад. Создать коммунарский дух в школе – редкая удача. Такой уникальный опыт удалось осуществить Владимиру Абрамовичу Караковскому. В настоящее время коммунарские идеи успешно ассимилируются в деятельности различных общественных объединений и организаций.

В конце 1990-х годов начинается активный рост детских и молодёжных общественных объединений и организаций, которые создали широкое поле для проявления общественной инициативы и активности. При создании детских и молодёжных общественных объединений прослеживается общая тенденция: от массовости (широкого охвата учащихся) к разнообразию форм деятельности.

Общественные объединения и организации создаются, как правило, на основе местной инициативе и носят названия республик, союзов, отрядов, центров, ассоциаций. Площадкой для формирования молодёжных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодёжи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Коммунарское движение и коммунарская методикаОсновные даты и события

Описание презентации по отдельным слайдам:

Коммунарское движение и коммунарская методикаОсновные даты и события

Коммунарское движение
и коммунарская методика
Основные даты и события

1949 год Начало педагогической и научной деятельности Игоря Петровича Ивано.

1956 год В Ленинграде по инициативе И. П. Иванова создается Союз энтузиаст.

1958 год Начало деятельности создателей методики в Доме пионеров и школьник.

1958 год
Начало деятельности создателей методики в Доме пионеров и школьников Фрунзенского района Ленинграда. Сюда переходят Людмила Глебовна Борисова и Фаина Яковлевна Шапиро. Вместе с Ивановым, в то время сотрудником ЛГПИ, они начинают работать с районной Школой пионерского актива.

Март 1959 года Школа пионерского актива Фрунзенского района Ленинграда прео.

Март 1959 года
Школа пионерского актива Фрунзенского района Ленинграда преобразуется в Коммуну Юных Фрунзенцев (КЮФ). Создаются новые стиль отношений, способы организации коллективной деятельности, законы, атрибутика и ритуалы. Проходят первый общий и первый лагерный сборы коммунаров.

1961 год К распространению коммунарской методики подключается журналист «Ко.

Лето 1963 года В статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной в журнале.

Лето 1963 года
В статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной в журнале "Комсомольская жизнь", впервые употребляется термин "коммунарское движение".

1963 год И.П. Иванов покидает Коммуну Юных Фрунзенцев. Считается, что причи.

3 ноября 1963 года При Ленинградском государственном пединституте имени Ге.

1963 год В разных городах появляются секции Клуба Юных Коммунаров, в «Комс.

Лето 1964 года В Братске проходит первый Всесоюзный сбор коммунаров. В посл.

Лето 1964 года
В Братске проходит первый Всесоюзный сбор коммунаров. В последующем состоятся еще десятки больших коммунарских сборов и тысячи маленьких.

Декабрь 1965 года Лидеры коммунарского движения вступают в конфликт с ЦК В.

Декабрь 1965 года
Лидеры коммунарского движения вступают в конфликт с ЦК ВЛКСМ, который пытается унифицировать и формализовать коммунарские объединения и распространить методику их работы на весь школьный комсомол. Возникает неблагоприятная для коммунарства атмосфера. Некоторые коммунарские объединения распускаются или переименовываются. В движении ощущается кризис.

1970 год В Москве на базе педагогического института имени В. И. Ленина созд.

Март 1971 года В Ленинграде прошел первый слет Коммунарского макаренковског.

Март 1971 года
В Ленинграде прошел первый слет Коммунарского макаренковского содружества – общественно-педагогического движения, которое объединяло добровольные педагогические отряды.

1971 год Просуществовав 12 лет, распалась Коммуна Юных Фрунзенцев. Как счит.

1970-80-е годы В стране работают комсомольские и пионерские штабы, школы ак.

1989 год Состоялось расширенное заседание Ученого совета Института общих пр.

26 февраля 1991 года В Кургане создана Лига учащихся: секретари школьных ко.

26 февраля 1991 года
В Кургане создана Лига учащихся: секретари школьных комсомольских организаций объединились на основе коммунарской методики. Руководитель – Светлана Валерьевна Никитина.

Интернет-ресурсы на тему коммунарства www.kommunarstvo.ru www.altruism.ru www.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 288 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.09.2020 337
  • PPTX 1 мбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Разживина Ксения Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: