Вадим храбрый и рюрик кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новгородское восстание 864 года, легендарное выступление новгородцев под руководством Вадима Храброго против князя Рюрика и его дружины. Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей, которые стали строить там крепости. Это было нарушением условий договора о приглашении варягов новгородцами; поэтому они, под предводительством выборного воеводы Вадима Храброго, восстали против Рюрика. Однако восстание было подавлено варягами, сам он был убит Рюриком. В восстании не принимали участия "лучшие новгородские люди", что стало одной из причин его поражения.

Есть у русского народа такое свойство – сострадать и жалеть потерпевших поражение. Благородство и великодушие по отношению к поверженному противнику, это в целом хорошо, но во всем нужна мера. Иногда симпатии к проигравшей в каком либо противостоянии стороне переходят все разумные пределы. И тогда побежденный вдруг предстает благородным, самоотверженным героем и смелым героем, а его победитель расчетливым, эгоистичным и коварным. Именно к такой ситуации относится борьба некого Вадима Храброго против варяжского (русского) князя Рюрика, которой посвящена данная статья.

Самые первые летописи ничего об этих событиях не говорят, история эта известна из более поздних списках, например Никоновской или Иоакимовской летописях. Суть ее в следующем. Рюрик со своими русами-варягами прибыл в Новгород согласно классической версии 862 году. Однако не все были довольны сложившимся положением дел. Согласно источникам, в 864 году:

Въ лето 6372(864)… Того же лѣта оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его“. Того же лѣта уби Рюрикъ Вадима храбраго, и иныхъ многихъ изби Новогородцевъ съветниковъ его… В лѣто 6375… Того же лѣта избѣжаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Кiевъ много Новогородцкыхъ мужей

Никоновская летопись

Вот собственно и все. Как говорится, коротко и совсем неясно. Кто был этот Вадим не понятно. Замечу, что из этих строк вовсе не явствует, будто он руководил восстанием и что вообще, имело место вооруженное восстание. Больше, похоже, что все закончилось на стадии воззваний к сопротивлению и ведения антиваряжской пропаганды.

Среди историков, которые признают реальность Вадима Храброго, образ его не романтизируется. Однако большинство так же считает его князем, лидером славянской партии, борцом с варягами и их властью над славянами.

Историки, которые отрицают добровольное призвание варягов, полагают, что Вадим княжил в Новгороде (или Ладоге), когда его захватили, русы Рюрика. Тогда-то он и был убит. Летописец же разделил во времени два события, заменив завоевание призванием, а убийство Вадима представил, как подавление бунта против законной власти.

А посему версия о том, что Вадим правил Новгородской землей, когда на нее напал Рюрик и возглавлял борьбу с варяжской агрессией по моему мнению не состоятельна.

Есть более хитрая версия, согласно которой Рюрика действительно позвали добровольно, но только не князем. Его вместе с дружиной пригласили в качестве наемников для безопасности. Сделал это якобы легендарный Гостомысл, а вот после его смерти коварный варяг, воспользовавшись моментом, убил законного наследника Вадима и захватил власть. Данная версия еще менее состоятельна, чем предыдущая. Во первых Новгород до начала тринадцатого века, когда на его западных границах появилось княжество Литовское и рыцарские ордена, серьезных внешних врагов не имел. Зачем тогда наемники? Это между прочим штука очень дорогая. В истории известны случаи, когда русские князья пользовались услугами наемников, в том числе из Северной Европы. Однако это всегда делалось для выполнения конкретной задачи, после чего от них (наемников) старались избавиться. Так князь Владимир Святой по сведениям летописей нанял варягов для взятия Киева, после чего отправил ставших ненужными воинов к Византийскому императору, снабдив их сопроводительным письмом, не лестного (для варягов) содержания. Братия это весьма буйная, требует жесткого контроля и проблем от них иной раз куда больше чем пользы. Но даже если по какой то причине в Новгороде оказались наемники захватить власть в пользу своего предводителя шансов у них не было. Тем более убив перед этим законного князя или его наследника. Им вполне по силам было бы разграбить и сжечь город, но вот долго удержать в нем власть, нет. Варягов в этом случае рано или поздно бы перебили. Напомню, что согласно летописи славяне один раз уже изгнали неких варягов. Примерно два века спустя новгородцы перебили отряд наемников, которых Ярослав, тогда еще не Мудрый нанял для борьбы с братом Святополком. Причем сделали это горожане, а не княжьи дружинники.

Восстание Вадима

И НА БЕДРЕ СЛАВЯНСКИЙ МЕЧ

Но кто же тот? Блистает младость

В его лице; как вешний цвет

Прекрасен он; но, мнится, радость

Его не знала с детских лет;

В глазах потупленных кручина;

На нем одежда славянина

И на бедре славянский меч.

ПРЕДАНИЕ ОБ УБИЙСТВЕ ВАДИМА ХРАБРОГО И ЛЕГЕНДА О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

У первобытных народов верховная власть не всегда передавалась по наследству и доставалась тому, кто, например, победил правителя в единоборстве. Убийства властителей порой следовали одно за другим. Таким образом, убийство Рюриком словенского князя Вадима с последующим присвоением княжеского титула нельзя считать чем-то необычайным, из ряда вон выходящим. Оно нисколько не диссонировало местным обычаям и понятиям об источниках власти правителей и потому едва ли вызвало в народе замешательство, а тем более жажду мести. Бог на стороне победителя - укоренившийся принцип, владевший умами язычников, каковыми и являлись новгородские словене рассматриваемой поры.

Княжнин Я.Б. Избранные произведения. (Библиотека поэта; Большая серия). / Л. Кулакова. Жизнь и творчество Я.К. Княжнина. Л., 1961

Старейшина-правитель ильменских словен по имени Гостомысл, о котором упоминают поздние списки русских летописей, скончался в 860-м году. Западные источники имя Гостомысла упоминают, правда, назван был он князем у венедов — западных славян. Русские летописи его именуют мудрым и храбрым старейшиной Новгорода. Правда, археологические раскопки существования Новгорода подтверждают только с 930-го года.

Но заселены места были давно, так что могло существовать рядом и более древнее городище. А близ Великого Новгорода есть местечко, именуемое холм Гостомысла (село Волотово). Вероятно, это захоронение легендарного старейшины.

Холм Гостомысла

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Сыновья скончались при жизни отца и потомства не оставили. А три дочери в положенный срок были отданы замуж за варяжских князей, родили детей.

Из всех имен дочерей легендарного правителя Новгорода до нас дошло лишь одно имя — Умила. Именно она, согласно легенде, родила Рюрика, Трувора и Синеуса.

Выбор деда

Логично, коли нет наследников-сыновей, пусть власть наследуют внуки. В древности и в средние века повсеместно действовало право первородства, право старшинства. Власть на Руси передавалась, согласно заимствованному в Византии, лествичному праву, то есть: сначала княжили дяди по очереди, затем их дети и тоже по очереди.

Война внуков Гостомысла: Вадим Храбрый против Рюрика

И тут в дело вмешался пророческий дедов сон: из чрева средней дочери Умилы старику привиделось выросшее раскидистое древо с мощными корнями и сильными ветвями. Для славян, веривших в духов и вещие сны — это был знак. Быть роду правителей от Умилы, сильному, крепкому, долгому. Так Рюрик с братьями приехал на Русь, принимать дедово наследство.

Старший внук

Война внуков Гостомысла: Вадим Храбрый против Рюрика

Тогда все становится на свои места: Вадим имеет прав больше, чем Рюрик и он с оружием в руках пытается отстоять свою власть у узурпатора-кузена. И его многие поддержали, встав на защиту утраченной вольницы.

Война внуков Гостомысла: Вадим Храбрый против Рюрика

Храбрости Вадиму хватало, но не достало силы или хитрости: в 864-м году Рюрик одержал победу и устранил соперника.

Бегство Аскольда и Дира и неподкупная археология

В летописи есть упоминание, что от Рюрика, утвердившегося княжить на Старой Ладоге, отъехала часть дружины во главе с Аскольдом и Диром. Это случилось между 862-м и 867-м годом.

Вероятно, это была та самая часть дружины, которая поддерживала убитого Вадима Храброго, старшего внука Гостомысла. Они отъехали в Киев, заняв город, и правили там независимо от Рюрика до тех самых пор, пока Олег Вещий не взял Киев под свою руку, ликвидировав самозванных правителей Киева и объединив две столицы Руси.

Вадим Храбрый с легкостью вошел и в народные предания, и в литературу. Почва благодатная для сочинительства, ведь письменных источников крайне мало и они не отличаются полнотой (а многие и достоверностью).

Клад древней Руси

Клад древней Руси

Но вот незадача: именно к описываемому промежутку времени 862-867 годы, археологи относят множество найденных на севере Руси кладов. Клады эти разного размера и ценности, только датировка общая. А когда наши предки прятали добро в землю? В лихую годину!

По тем же свидетельствам археологов, торговля в это время переживала явный упадок, а когда власть меняется или не спокойно в верхах, купцы первыми это понимают и торговлю откладывают до лучших времен.

Значит восстание и война кузенов вполне могли быть реальностью, от которой до нас дошли лишь отголоски. Игра престолов по-славянски.

Читайте также: