История книжного дела кратко

Обновлено: 03.07.2024

В соответствии с новыми требованиями необходимо было значительно увеличить выпуск книг, изменить их тематику. Печатный двор не мог удовлетворить эту потребность, он нуждался в коренном переоборудовании для печатания светских книг в их новой форме, что не могло быть выполнено в короткий срок. В 1698 г. во время своего пребывания в Голландии Петр I дал привилегию негоцианту Яну Тессингу на печатание русских книг в Амстердаме (официальная грамота была прислана позже, в феврале 1700 г.).

В помощь Тессингу, не знавшему русского языка, был взят белорус И.Ф. Копиевский, тоже владевший языком не в совершенстве. Он был переводчиком, составителем и издателем русских книг, печатавшихся в Амстердаме.

Для Амстердамской русской типографии были изготовлены специальные литеры, более мелкие и тонкие, чем московские. Некоторые буквы в этих книгах по очертанию приближаются к гражданскому шрифту.

Печатание книг за границей, оторванное от России, плохо поддавалось контролю, стоило дорого. Оно не могло решить проблемы увеличения выпуска книг. Амстердамская типография Тессинга уже в 1702 г. прекратила свою работу.

В 1701 г. Петр реорганизовал Монастырский приказ, в ведении которого находилась типография и книгопечатное дело. Начальником приказа царь назначил одного из наиболее приближенных ему лиц — графа И.А. Мусина-Пушкина. Ему было поручено управлять всеми издательскими делами и руководить государственными типографиями.

К 1708 г. был переоборудован Печатный двор. При типографии была устроена гравировальная мастерская, в которой стали печатать чертежи и иллюстрации, широко применявшиеся в технической и научной книге того времени. В 1722 г. в Москве была открыта типография при сенате для печатания официальной литературы.

В двадцатом веке книжное дело расцветало, как никогда прежде особенно в конце тысячелетия - об этом свидетельствует исторические документы, но перед этим в связи с мировыми войнами книгопечатанье было на грани.

В тех источниках были данные, которые показывают развитие книжного дела. Из них следует, что производство книг во всем мире на промежутке от 1900 до 1991г. увеличилось в несколько раз. А точнее: книжное дело с 1900 - 1955 год возросло только на 70 %, а с 1955 – 1991 год выпуск книжной продукции увеличилось примерно в 3 раза.

Рассматривая регионы Земли, книжное дело развивалось по-разному: в Северной Америки в течении примерно 25 лет с 1955 по 1980 года выпуск книжных изданий увеличился 7 раз, а в Латинской Америки и Карибского бассейна где-то порядком в 4 раза. Но в сравнении с Австралией, а также Океанией это не большие темпы, в этих странах был очень высокий рост книжного дела,примерно в тоже время выпуск возрос в 12 раз, но здесь имеется один нюанс начальный ”капитал” книжных издательств было всего лишь 1000 названий. В странах Азии, “апогей” книжного производства наступил немного позже: в течении с 1970 по конец 1990 года количество произведенных и выпущенных книжных изданий преумножилось в трое. Удельный вес стран Азии во всемирном производстве книжных изделий возрос примерно вдвое: с 14% до 27%.

В третьем тысячелетии (век информационных технологий) на смену обычным книгам пришли компьютеры и Интернет, содержащие огромное количество информации. Многие специалисты говорили о кризисе книжного дела. Но многие люди остались верны доброй, теплой напечатанной книге. Время идет а книжное дело существует, несмотря на многие предсказания про то ,что книги исчерпали свои возможности.

Теперь немного о самом главном в книжном деле, то есть о производстве книжных изделий. Многие книги производятся макулатура, так как она более экономичная в использовании, также с точки зрения экологии макулатура опять выигрывает в противостоянии со свежим сырьем из древесины и целлюлозы. Теперь подробнее о цене: на подготовку макулатуры для производства книг экономичнее в 2-3 раза, чем изготовление древесного сырья, и примерно в 3 раза дешевле, чем на изготовлении полуцеллюлозы, а также где-то в 6 раз - целлюлозы. По себестоимости продукта макулатура также выше своих конкурентов. Экологическое преимущество макулатурной массы в том, что на её переработку не требуется много энергии, а это значит вредоносных выбросов будет намного меньше.

Книга в жизни каждого человека занимает определенной место, для одних она является основой нравственности и духовности, для других - лучшим помощником в становлении личностных качеств, интеллектуального уровня.

Роль книги в любом случае огромна. Но, прежде чем стать такой, какой мы видим книгу сегодня, она прошла огромный эволюционный путь от зарождения письменности до появления первой печатной книги.

Давайте попробуем рассмотреть более подробно историю появления и развития книги, как в Древней Руси, так и в Мире.

Зарождение и развитие письменности

Предшественником книготворения и книгопечатания естественно было зарождение и развитие письменности в Мире.

Первые упоминания об этом относятся к IV-III- тысячелетию до н.э. Именно в это время появились первые древние шумерские и египетские надписи.

Гораздо позже - в IX в. появляются болгарские надписи, новгородские берестяные грамоты, а также восточнославянские календарные знаки.

Все эти открытия говорят о первоначальной стадии развития различных систем письма среди многих народов мира - египтян, славян, шумеров и других народов.

Зарождение и развитие письменности на Руси

Если говорить об истории письменности на Руси, то первое упоминание о книге приходится на X-XI вв. К этому периоду относятся появление древнейших славянских рукописных книг, которые были написаны различными видами письма - кириллицей и глаголицей.

Кириллический вид письма очень схож с глаголицей, но отличается более простым написанием и произношением, ни явно прослеживается связь с греческим алфавитом.

Благодаря своей относительной простоте именно кириллица стала тем видом письма, с которого и началось написание рукописных книг, и положил начало и дальнейшее развитие письменности среди славянских и многих других народов, а также заложил основы стилей и почерка книгописания написания. Глаголица в силу своей мудрености дальнейшего развития не получила.

Первые рукописные книги (тематика, особенности изложения, оформления, авторы)

Возможно, не все знают, история книги на Руси связана с появлением в Новгороде первых берестяных грамот. Это дало мощный толчок для дальнейшего развития письменности и, следовательно, книготворения.

Доказательством этому последовало важное историческое и культурное событие, которое произошло в 863 году - именно в это время появилась на свет первая славянская азбука.

Оба они были высокообразованными людьми и служили при Константинопольском дворе. По императорскому плану братья должны были быть проводниками греческой духовной экспансии у славян.

Но, по воле судьбы, наверное, и собственным взглядам, Кирилл и Мефодий активно боролись за право славян на духовную самостоятельность и равенство славянского языка наряду с другими языками - греческим, еврейским, латинским.

Кроме того братья старались добиться того, чтобы все богослужения велись на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра, Кирилл изобрел алфавит, включающий в себя 38 букв, причем 24 буквы из которого, были не просто схожи, а соответствовали символам греческого алфавита. Именно так появилась первая азбука на Руси.

Первая рукописная книга на Руси, дальнейшее развитие книжного дела

Официально книги на Руси начали писать в 1057 году. Первой рукописной книгой является Остромирово Евангелие, которое было написано на пергаменте кириллическим видом письма.

Книга создавалась специально для новгородского посадника Остромира, а автором был дьякон Григорий - один из первых авторов рукописных книг на Руси.

Произведение было создано достаточно в короткий срок - всего за восемь месяцев (октябрь 1056 г. – май 1057 г.). Естественно, по праву произведение дьякона Григория является настоящим шедевром, культурным богатством Древней Руси, бесценным наследием всех поколений.

Еще одним величайшим творением является Изборник Святослава, написанный в 1073 г. Он был написан на пергаменте кириллицей. Эта книга поистине государственная реликвия, она является самой объемной по величине книгой Древней Руси.

Все эти события книжной истории говорят о том, что середина IX в. На Руси - время расцвета книгописания.

У многих исследователей и историков возникает логичный вопрос - почему датированные книги появились лишь спустя 70 лет после принятия христианства на Руси?

И были ли до этого времени древнерусские датированные писания?

Здесь ситуация очень интересная. До наших дней дошла надпись священника Упыря Лихого из Новгорода, который в 1047 году переписал глаголическую рукопись.

Кроме этого, есть еще один факт того, что древнерусские письмена существовали до Остромирова Евангелия - это Реймсское Евангелие, которое является национальной французской реликвией, на которой присягали короли того времени.

Во Францию это произведение попало благодаря дочери Ярослава Мудрого - Анне, выданной замуж за французского короля. Именно она привезла книгу во французское королевство как приданое.

Евангелие с золотым теснением, написанное кириллицей, было привезено Анной из Киева. А так как Анна вышла замуж в 1051 году, то, следовательно, Реймсское Евангелие было написано гораздо раньше, чем Остромирово Евангелие. Впоследствии было проведено исследование этого писания и выяснилось, что оно было написано в первой половине XI в. на Руси.

На сегодняшний день наша страна имеет в руках бесценное книжное богатство - 494 рукописных книги, написанных на глаголице и кириллице на пергамене (по данным Сводного каталога славяно-русских рукописных книг СССР). А если прибавить к этому количеству еще и славянские древние книги, которые находятся на хранении за рубежом, то их количество будет близко к тысяче.

Возможно, у Вас возникнет вопрос - все ли книги X-XV веков писались на пергамене?

Вопрос вполне логичен и вот ответ на него. В XIV веке южнославянские народы начали писать книги на бумаге, а пергамен постепенно уходил в прошлое и окончательный переход на бумагу произошел в XV веке.

Давайте немного поговорим о тематике рукописных книг.

В основном они повествовали о духовном, высшем, Боге, христианской вере. Но, встречались среди книг и те, которые повествовали об исторических событиях, носили летописный и даже научный характер.

Что касается размножения рукописных книг, то этим занимались книжные княжеские мастерские, а также монастыри и церкви и просто люди из светского общества.

Были среди этих книг и художественные произведения, среди них можно отметить автора Кирилла Туровского.

Жаль, что до нас эти книги не дошли, точнее мы имеем только списки этих книг, то есть свидетельства, что эти книги действительно имели место быть.

Дальнейшее развитие книги - начало книгопечатания на Руси

Дальнейшее развитие книги на Руси было не менее интересным. На смену рукописным произведениям приходят печатные книги.

Это событие произошло во времена правления великого Ивана Грозного. Царь начал решать проблемы Руси на Востоке и завоевал сначала Казанское, а потом и Астраханское царство. В его власти оказались огромные просторы, которые были населены народом неправославным.

И здесь его задача заключалась в том, чтобы привить им христианство, а это можно сделать только через книжное просвещение.

Следствием этого стало создание Казанской епархии, которой были необходимы книги для проведения богослужений. Конечно, можно было остановиться на рукописных изданиях, но, так как в Европе уже изобрели печатный станок, Иван Грозный дабы, не показаться иностранцам хуже, требует провести просветительскую работу.

В общем, все это так возбудило интерес и дикое стремление в царе, что он решает провести обширную реформу всего государства. Эта трудоемкая работа была осуществлена с помощью митрополита Макария, который продолжил традиции Новгорода и московских митрополитов.

Стремления и предложения Митрополита Макария касательно просветительской работы были выражены обширной программой, которые стали основной идеологией реформ Ивана Грозного. Именно эти реформы превратили Русь из княжества в монархию.

Анонимная типография и безвыходные издания

Книгопечатание стало возможным только благодаря образованности людей, их техническим навыкам и умениям.

Все это позволило в короткие сроки поставить книгопечатание в русском государстве на поток.

Но были и неясности и загадки в истории российского книгопечатания.

И самой необъяснимой загадкой является Анонимная типография и безвыходные издания. Свое название эти издания получили из-за отсутствия сведений о дате выхода книжного издания в свет.

На сегодняшний день известно несколько датируемых изданий времен Ивана Грозного, которые совершенно точно был созданы в Москве, вот некоторые из них: Триодь Постная, Узкошрифтное Четвероевангелие, Триодь Цветная и другие.

Все эти издания были созданы в период с 1553 по 1565 гг. Это основание дает полагать, что в конце 50-х - начале 60-х кодов в Москве работала особенная типография. Кроме того, эти издания, скорее всего, имеют личный характер, так как на них нет указаний на царское повеление, их отдавать в печать.

Выпущено это издание было в Москве самим Иваном Федоровым. К сожалению, подробности его биографии отсутствуют, но некоторые вещи все-таки известны. Например, доподлинно известно, что Федоров был образованным человеком, знал греческий язык, увлекался античной литературой.

Также существует предположение, что в период 1530-1540 гг. Иван Федоров вел свою деятельность совместно с Митрополитом Макарием и именно с ним приехал в Москву и уже здесь служил диаконом в Кремлевском Храме Николы Гостунского с 1563 г., именно это время связано с развитием книгопечатания на Руси.

Несколько слов скажу еще об одном печатнике, помощнике Федорова. Им был Петр Тимофеев Мстиславец. Об этом человеке также практически нет сведений, лишь отдельные отрывки.

Также известно, что в последствие Петр работал вместе с Иваном Федоровым в Москве, а затем и в Литве, в последствие он переехал в Вильно (1569 г.), где основал типографию.

Конец жизненного пути Петра Тимофеева нам, к сожалению, не известен, но, исходя из того, что типографские работы Петра встречаются в Острожских изданиях, предполагают, что его последние работы были сделаны в Остроге, эти события приходятся на конец 16-начало 17 веков.

Это издание - как символ заката работы Петр Тимофеева и Ивана Федорова в Москве.

Они уезжают и Москвы вместе с оборудованием и шрифтами. Причину отъезда однозначно назвать нельзя, исследователи предполагают и ввязывают их отъезд с преследованием властей.

Но, на этом книгопечатание в Москве не закончилось, оно продолжало развиваться и после Федорова - в Москве Иван оставил несколько своих учеников-последователей: Андроника Тимофеева Невежу и Никифора Тарасиева.

Именно они возобновили работу Московской типографии после отъезда Федорова из столицы (1567-1568 гг.). И благодаря их стараниям в 1568 году вышел Псалтырь.

А в 1571 г. произошел пожар, который уничтожил печатный двор. Но, в 1577 году по велению Ивана Грозного в Александровской слободе была создана типография, где тоже выпустили Псалтырь.

После длительного перерыва начинает работать Печатный двор (1589 г.), где Андроник Невежа издает Триодь Постную.

Итог вышесказанному можно сделать следующий.

Всего в 16 веке в Москве было выпущено 19 изданий со средним тиражом в 1000-1200 экземпляров.

Но, самое главное достижение мастеров того времени - это создание и развитие типографии европейского уровня на государственной основе Печатного двора Москвы, которым руководил до 1602 года Андроник Невежа.

Естественно, книжным богатством обладала не только на Руси, но и в Мире. Здесь развитие книгописания шло немного по другому пути.

Кратко рассмотрим зарубежный опыт развития книжного дела.

История развития мировых цивилизаций подтверждает существование письменности еще до рождества Христова.

Также к первым зачаткам письменности в Мире относятся и рисунки на скалах и в пещерах, сделанные первобытным человеком. Это отражало их отношение к миру. Все это можно назвать зачатками письменности, которые помогали человеку выразить свои мысли.

Заслуживает внимания и появление пиктографии (рисуночное письмо) – следующего этапа развития письменности, по которому прошли свое развитие многие народы мира (шумеры, майя, египтяне, индейцы, китайцы). После пиктография постепенно превратилась в идеографическое письмо - каждый знак выражал отдельное понятие, идею. Далее появилось слоговое письмо, оно было распространено среди ассирийских, хеттских, вавилонских народов. В этом виде письма ключевое значение имел слог.

Предпосылкой стало появление демотического письма, где число графем уменьшилось. Самый первый буквенный алфавит возник возник в древней Греции около XIV в. До н.э.

Он явился родоначальником для всех алфавитов мира. Латинский, этрусский и древнегреческий народы уже имели алфавит, состоящий из 24 символов.

В IV в. Уже нашего времени родился армянский алфавит, который создал Месроп Маштоц. Его применяют и сегодня.

Сегодня в общей совокупности среди всех народов существует и живет около 8000 алфавитов, которые применимы к разным языкам и диалектам. Конечно, самые распространенные алфавиты, которые имеют латинское происхождение и состоят из 26 букв.

В античности материалом для создания первых книг скорее всего была глина и ее производные. Из нее делали каменные таблички и писали палочками, после чего таблички высушивали на солнце.

Нашего времени. Самая большая библиотека античности была в Александрийской библиотеке царей Птолемеев, она насчитывала 70 000 свитков.

Большое распространение получил и пергамен – материал для письма, сделанный из шкур животных, по сути своей - это кожа. Пергамен начали применять с наступлением эры христианства. Он же был основным материалом для создания книг и ведения переписки в средние века.

Дальнейшее развитие книгописания привело к появлению бумаги, которые изобрели китайцы, далее бумага попадает в страны Европы и уже в XII-XIII в. В Испании появляются первые бумажные мельницы. В Европе, к периоду наступления книгопечатания уже около двух третей книг создавалось на бумаге.

Появление первых печатных книг, как утверждают исследователи и историки, произошло в Египте и Византии. Но, к большому сожалению, эти книги не сохранились до наших дней.

К 1440 году уже начали появляться первые типографские книги. Появились они в Германии, в мастерской известного всем создателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга. Его успех в книжном деле очень быстро распространился по всей Европе.

Гуттенберг применял технологию изготовления матриц и отливки шрифтов из нескольких металлов: олова, свинца, сурьмы. Им же были изобретены первые типографские станки.

Как мы видим, в Европе стремительно развивалось книгопечатание и уже к XIX в. Оно дошло до своего расцвета.

В это время появилось много книжных издателей.

Выдающимися издателями того времени считаются Наполеон Шэ (монополист издательского дела), Эрнест Зееман - основатель первой в Германии организации по продаже изобразительной продукции, Пьер Жуль Этцель - детский писатель, Пьер Ларусс (имел собственное издательство) и другие великие люди.

Какой же вывод можно сделать?

Книга - величайшее богатство и наследие всего человечества, мира, вселенной.

Это то достояние, которое будет с нами всегда и без которого невозможно существование современного человека, так как только через письмо можно выразить все то, что нельзя выразить обычными словами, мимикой. Только через книги можно обучаться новым наукам, познавать мир, просто приятно проводить свой досуг.

И чтобы не диктовал нам современный мир, наполненный разнообразной электроникой и инновациями, ничто не доставляет истинного удовольствия, как запах свежей типографской краски и шуршание книжных страниц.

История книги, история книжного дела являются важной составляющей частью комплекса книговедческих дисциплин. Ряд исследователей выделяют историю книги как самостоятельную дисциплину книговедческого цикла, другие считают, что историческая составляющая входит во все основные книговедческие дисциплины: редактирование, библиополистика, читателеведение и т.д.

Файлы: 1 файл

История книжного дела как наука. Объект и предмет. Междисциплинарные связи.
Вопросы терминологии.

История книги, история книжного дела являются важной составляющей частью комплекса книговедческих дисциплин. Ряд исследователей выделяют историю книги как самостоятельную дисциплину книговедческого цикла, другие считают, что историческая составляющая входит во все основные книговедческие дисциплины: редактирование, библиополистика, читателеведение и т.д.

История книги — это приведенное в систему научное знание о сущности, закономерностях, процессах и формах существования, движения, развития и функционирования книги как объективного явления социальной действительности в ее историческом развитии. (А.А. Беловицкая).

Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Определение объекта отвечает на вопрос, что именно изучает данная наука; определение предмета дает понятие о том, каким образом, с какой целью ведется изучение.

Объектом исторического книговедения является обобщенная теоретическая модель генезиса и развития книги в книжном деле, представленная системой соответствующих категорий, понятий, определений и суждений.

Предмет исторического книговедения — обобщенная теоретическая модель наиболее общих закономерностей движения, развития, смены форм книги как объективного явления социальной действительности в ее историческом развитии.

Книга создается, распространяется, хранится и бытует в системе, называемой книжным делом. Общепринятое в настоящее время определение книжного дела было дано еще в конце советской эпохи и звучит следующим образом:

Современные специалисты рассматривают книжное дело как функциональную систему, состоящую из ряда взаимодействующих и взаимосвязанных отраслей. Составляющие этой системы:

    • Издательское дело (отбор для полиграфического воспроизводства и распространения произведений науки, литературы, искусства, ее профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск);
    • Полиграфическая промышленность (множественное воспроизведение книги);
    • Книжная торговля (распространения и пропаганда книги);
    • Библиотековедение (сбор, специальная обработка и хранение книг, их пропаганда и руководство чтением);
    • Библиография (целенаправленное информирование);
    • Читатель (конечный пользователь всей этой системы).

    Таким образом, история книжного дела будет непосредственно взаимодействовать со всеми выше перечисленными дисциплинами. Кроме того, система книжного дела не существует изолированно. Она является частью социума, поскольку создана этим социумом для нужд его самовыражения. В этом смысле книжное дело является открытой системой, поскольку происходит постоянное взаимодействие между системой книжного дела и отдельными индивидами (например, взаимоотношение с автором).

    Также история книжного дела тесно взаимодействует с гуманитарными науками: литературоведением и науковедением, историей, науками о культуре, документоведением, социологией, психологией, педагогикой, экономическими и юридическими науками.

    Читайте также: