История казанского вокзала кратко

Обновлено: 05.07.2024

А 40, 122;
Тм 7, 37, 50;
Тб 14, 22, 41, 88

Казанский вокзал (до 1894 г. — Рязанский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Казанская, расположенный по адресу: Комсомольская площадь, д.2. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.

Содержание

История

Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Рязанского вокзала 20 июля 1862 года.

Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым с авторским коллективом.

Современность

Сегодня Казанский вокзал является одним из крупнейших в Европе и самым загруженным по пассажиропотоку среди московских, так как обслуживает целых три направления — восточное, юго-восточное и южное. В последние годы вокзал работает на пределе пропускной способности. В связи с этим выдвигаются предложения передать часть поездов южного направления на менее загруженные Павелецкий и Курский вокзалы [источник не указан 246 дней] .

Направления

С Казанского вокзала отправляются скорые и пассажирские поезда, а также пригородные поезда (электрички) в двух направлениях — на Муром (Казанское направление) и на Рязань (Рязанское направление). Разветвление по направлениям — в городе Люберцы, на станции Люберцы I.

Также с вокзала следуют пригородные электрички до станций: Люберцы, Панки, Гжель, Куровская (в том числе экспресс), Егорьевск, Шатура, Черусти, Вековка, Быково, Отдых (г. Жуковский), Раменское (экспресс), 47 км, Бронницы, Виноградово, 88 км (г. Воскресенск), Воскресенск, Шиферная, Голутвин (в том числе экспресс) (г.Коломна), Рязань (в том числе экспресс) и др.

По состоянию на декабрь 2011 года с Казанского вокзала отправляются следующие поезда дальнего следования:

Казанский вокзал построили в 1862-1864 годах для Рязанской железной дороги. Сначала пути тянули английские инженеры, поэтому здесь сохранился единственный в России участок с левосторонним движением поездов.

Казанский вокзал, фото 2018 года

Первый участок Рязанской железной дороги (до Коломны) открыли 20 июля 1862 года.

Газеты писали, что вокзалов на станциях нет, а пассажиры жаловались, что платформы не готовы, и из поездов приходится выпрыгивать.

Первое одноэтажное здание Казанского вокзала с башенкой в центре построили по проекту М.Ю. Левестама. Вскоре оно стало тесным. Поэтому в 1913 году начали строить новое здание по проекту А.В. Щусева.

Здание Казанского вокзала завершили в 1940 году, так как из-за отсутствия рабочих рук работы несколько раз останавливались.

Щусев пошел на смелый ход и перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади. Мотивы декора портала арочного проема башни вокзала он позаимствовал у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани. Фасад здания украсили часы со знаками зодиака на циферблате по рисункам Щусева, а башня Казанского вокзала, высотой 73 метра, стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. Венчает ее шпиль с драконом Зилантом с древнего герба Казани.

Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере. Кстати, в строках Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.

А осенью 1941 года взрыв фугасной бомбы повредил колокола на часах работы В. Пушкарева. До 1970-х годов они молчали, а потом колокол вернули.

Рязанский вокзал

Казанский вокзал занимал в жизни Москвы особую роль.

Здесь часто балагурил Есенин, собираясь домой в Константиново. А однажды сам был провожающим, когда Айседора Дункан отправилась на гастроли на Кавказ. На Казанском вокзале Ленин и Крупская встречали гроб с умершей в Нальчике Инессой Арманд.

После недавней реконструкции Казанский вокзал преобразился. К старому зданию со стороны Рязанского проезда и Новорязанской улицы пристроили новое по проекту В.М. Батырева, над железнодорожными путями появилось застекленное покрытие площадью более 19 000 м 2 . Оно опирается лишь на 8 опор.

Казанский вокзал считается одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе. От его перронов отправляются поезда в трех направлениях: восточном, южном, а также юго-восточном.

Казанский вокзал в Москве


Фото 1. Казанский железнодорожный вокзал на Комсомольской площади

История зарождения Казанского вокзала

В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги.

Здание представляло собой небольшое деревянное строение и не справлялось с возложенными функциями обслуживания пассажиров железной дороги. Перроны не были достроены должным образом, а из вагонов приходилось просто выпрыгивать или снимать пассажиров с трапов вагона на руках.

В 1864 году, по чертежам архитектора Матвея Левестама, было отстроено каменное здание.

Оригинальные архитектурные решения отсутствовали, что сказывалось на функциональности новой постройки.

Казанский железнодорожный вокзал

Казанский вокзал - начало строительства нового комплекса

В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани.

Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.

Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.

К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.

Знаменитые часы на фасаде Казанского вокзала

Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.

Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее.

Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославским вокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского.

В октябре 1911 года, 29 числа, проект Щусева был утвержден, а его самого назначили главным архитектором строительства.

Утверждение проекта Казанского вокзала в МПС Российской империи состоялось лишь в ноябре 1913 года, но к подготовительным работам по возведению нового здания приступили уже в июле 1912, построив временный барак в стороне от расчищенного от старых построек места строительства.

По разработанному архитектором Щусевым проекту, здание Казанского вокзала должно было представлять изысканность в архитектурном стиле и убранстве внутренних помещений.


Первоначальная концепция здания Казанского вокзала

Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.

Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.

Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.

Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.

Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.

Зал ресторана предусматривалось оформить в Петровском стиле с безворсовыми зелеными с розовым гобеленами (шпалерами), деревянным плафоном с резьбой видов городов на пути следования Московско-Казанской железной дороги.

Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.

Крытые платформы по 80 саженей каждая устраивались для 12-ти подъездных путей.

Казанский вокзал со стороны Рязанского проезда

Строительство и реконструкции Казанского вокзала

Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.

В годы Советской власти строительные работы на Казанском вокзале возобновили в 1918 году и уже через год открыли двери главного корпуса, который был к этому времени электрифицирован.

Деревянный барак постройки 1912 года снесли в июне 1922 года после окончания возведения пассажирских залов. Первый этап строительства продолжался вплоть до 1926 года.

Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.

Памятная табличка на здании Казанского вокзала в Москве

Часы с боем появились на фасаде здания в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам Щусев, а изготовление часового механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкареву.

Проработали куранты до 1941 года. Взрыв немецкого фугаса сбросил и повредил колокол часового механизма. Полная реставрация часов была завершена лишь в 70-х годах прошлого столетия.

В это же время была проведена первая реконструкция вокзала, которая позволила реализовать некоторые замыслы академика архитектуры Щусева.

Значительные изменения на Казанском вокзале и прилегающей Комсомольской площади приходятся на 1987-1997 годы.

В этот период был обновлен фасад, переустроены внутренние помещения, установлены крупнопролетные перекрытия над перронами, добавлены новые залы для ожидающих пассажиров.

В подземной части Комсомольской площади проложили туннель, соединивший все три железнодорожных вокзала.

Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, появились рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы, а также Рязанского проезда.

Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось в 1997 году, в день празднования 850-летия города Москвы.

Казанский вокзал по праву считается крупнейшим железнодорожным комплексом и представляет собой одну из достопримечательностей города Москвы – творение великого Щусева.


Такую поэтическую формулу одновременно притягательного и прозаичного места города вывел Борис Пастернак.

Страна наша Россия — огромная, кочевая, оттого в любые времена транспорт в ней, как вода и еда, жизненно необходим. Это ярко подтверждает загруженность московских железнодорожных вокзалов. В Москве их насчитывается десять: Ленинградский, Ярославский, Казанский, Курский, Павелецкий, Белорусский, Савеловский, Киевский, Рижский. Десятый, закрытый для пассажиров, малоизвестный и малоиспользуемый, именуют правительственным или Центральным.

Каждый железнодорожный вокзал в Москве уникален, каждый – памятник архитектуры. Каждый вокзал менял имена и облик. Можно ненавидеть поездки, можно путешествовать только самолетом, но равнодушно пройти мимо вокзала не сможет никто.

Поначалу Казанский именовался Рязанским. Был построен в 1862 году, из дерева. Через два года возвели здание из кирпича, как положено, с башней, часами и небольшим дебаркадером. А в 1893 году, когда открылось движение по железной дороге из Москвы в Казань, толкучка стала невыносимой. Свидетельства тех лет о вокзале весьма нелестные — тесный, грязный. Имя вокзалу поменяли просто так, без всякой политики, но в официальных документах МПС почти 20 лет его называли и Казанским, и Рязанским.


В 1910 году последний русский самодержец Николай II решил сделать вокзал восточными воротами Москвы, соединив через них Европу и Азию. Конкурс на лучший проект выиграл архитектор Алексей Щусев. Он считался знатоком градостроительной культуры и Средней Азии, и Европы. Облик Казанского – синтез основ (практически полифония) русского и восточного зодчества. Щусев строил свой вокзал почти 30 лет. Полной реализации замысла помешали Первая и Вторая мировые войны, а также две русские революции, случившиеся одна за другой. Но вокзал строился и после смерти знаменитого зодчего. В 1997 году по его чертежам возведены новые корпуса, выходящие не на Комсомольскую площадь, а на Рязанский проезд и Новорязанскую улицу.


Рядом с Казанским вокзалом стоит памятник Мирону и Ефиму Черепановым. Эти крепостные мастера независимо от иностранных достижений и литературы придумали железнодорожную ветку и паровозы для Демидовских заводов на Урале.

Ближайшими соседями по площади трех вокзалов у Казанского значатся Ярославский и Ленинградский, их история не менее интересна, а убранство не менее красиво, но об этом в другой раз…

Современный Казанский железнодорожный вокзал по праву считается одним из самых больших и старых вокзалов Европы. Его строительство продолжалось почти 30 лет, хотя работать он начал в 1919 году, полностью закончить проект удалось только к 1940 г.

Среднемесячный поток пассажиров на маршрутах дальнего следования превышает 1 млн. 200 тыс. человек, а пригородные направления обслуживают около 3 млн. пассажиров.

Исторические факты

Вопрос о необходимости вокзала на этом месте возник в 1859 г., когда император Александр II повелел провести железную дорогу до Саратова. Вскоре планы изменились и решили проложить пути только до Рязани. Строительством руководили английские инженеры, так получился единственный в России участок с левосторонним движением.

Поезда через станцию пустили задолго до завершения всех работ: платформы еще не были готовы, и пассажирам приходилось спрыгивать на пути.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Строительство первого каменного вокзала закончилось в 1864 г. Он стал третьим, после Николаевского и Ярославского, вокзалом на Калачевском поле. Одноэтажное каменное здание по плану архитектора М. Ю. Левистама располагалось сбоку, параллельно путям. Над входом высилась ажурная башня с часами.

В 1893 г. рельсы проложили до Казани, именно тогда вокзал и получил свое окончательное название. Количество пассажиров увеличивалось, тесное одноэтажное здание станции уже не могло вместить всех, и в 1911 г. был объявлен конкурс на лучший проект нового вокзала. По итогам обсуждения победили эскизы архитектора А.В. Щусева, признанного сторонника новой русской классики.

Трагические события, происходившие в России в начале XX в.помешали вовремя завершить грандиозное строительство. В 1919 г., после электрификации начал работать главный корпус вокзала, летом 1922 г. были открыты залы для пассажиров. Конечно, ни о каком богатом декоре речь в то время не шла, отделка уральским мрамором и роспись стен вестибюля и ресторана закончили только в 1948 г.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

В середине ХХ в. здание несколько раз обновляли и расширяли. В 1990 г. была проведена последняя масштабная реконструкция: длинный подземный тоннель соединил все 3 вокзала на площади, со стороны Рязанского проезда пристроено новое здание.

Архитектура, внешний вид

Сочетание разных стилей в композиции вокзала символизировало прочную связь европейской и Азиатской частей страны. В архитектурных деталях и элементах отделки А.В. Щусев использовал мотивы русской классики и элементы традиционного Востока.

Три фасада грандиозного сооружения выходят на Каланчёвскую площадь, Рязанский проезд и Новорязанскую улицу. Отделка выполнена в традиционных для московского барокко цветах: белом и красном. Общая длина сооружения 217 м, ширина 225 м, длина дебаркадера 170 м.

Архитектор смог добиться гармоничного ансамбля, соединив разные по высоте и ширине корпуса с острыми кровлями, арочными пролетами и высокой многоярусной башней над ним. Комплекс выглядит исторически сложившимся, гармонично сочетаясь с двумя соседними вокзалами.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

По первоначальному плану, восточную часть вокзала должны были занять магазины, вместо них было построено полукруглое здание ДК Железнодорожников. Необычен теплый перрон, огромный зал, проходящий перпендикулярно платформам. Сейчас в нем оборудован зал ожидания. К нему примыкает зал комфортного ожидания (бывший ресторан).

Над путями соорудили застекленное покрытие, закрепленное всего на 8 опор. В 2002 г. начал работать Сервис-центр, а в 2010 г. было закончено строительство трехэтажного пригородного вокзала.

Интерьер

Казанский вокзал планировался как архитектурное украшение города, для создания внутреннего интерьера которого были приглашены выдающиеся художники и скульпторы. Над эскизами скульптурного убранства потолков трудился А.Н.Бенуа, часть монументальной живописи выполнили Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих, И.А. Билибин.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

В 2016 г. прошла масштабная реставрация элементов внутреннего декора, фонарей, настенных светильников и металлических решеток. В исторической части вокзала восстановлены дубовые двери, вернули краски живописным панно, витражам и росписям в зале бывшего ресторана.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Для придания интерьеру более современного, динамичного вида создана подсветка исторических декоративных элементов. Необходимые объекты навигации (информационные стелы с картами и схемами, терминалы, вывески и указатели), разместили без ущерба для старинной росписи.

Схема

Казанский вокзал, проект которого разрабатывался еще в конце XIX в., остается комфортным транспортным узлом с необходимыми для пассажиров сервисами и удобствами. Через главный вход можно попасть в залы ожидания № 1 и 2, от них начинаются 5 выходов к платформам. Слева от входа, в конце зала № 1 находится туалет.

Справа от входа размещен старинный зал ожидания № 5 и зал повышенной комфортности (бывший ресторан). Рядом работают торговые ряды, несколько кафе справочное бюро.

Возле выхода на Новорязанскую улицу открыт комфортабельный зал отдыха матери и ребенка. Рядом большой зал ожидания № 10, по краям которого находятся кассы дальнего следования, а на втором этаже зона отдыха для VIP-клиентов. На нижнем этаже круглосуточно работают камеры хранения, на другой стороне от платформ-багажное отделение с услугами регистрации и упаковки грузов.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Для пассажиров дальнего следования работает мини-отель с номерами разной степени комфортности для 1-3 клиентов. На всей территории есть бесплатный Wi-Fi с ограниченным трафиком, можно оплатить услугу дополнительно и подключиться к более скоростной сети.

В здании и на перронах работают 13 заведений быстрого питания, 9 кафе и 3 ресторана. В залах и вестибюле размещено 9 банкоматов и 5 платежных терминалов. На Комсомольской площади располагается платная парковка, максимальный срок размещения автомобиля-3 часа. В Царской башне постоянно работает картинная галерея работ Дмитрия Белюкина.

Направления

Международные и междугородние рейсы

Вокзал связывает Москву с югом, востоком и юго-востоком страны. Кроме городов России, поезда следуют до Киргизии, Узбекистана и Казахстана.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Пригородные направления

От построенного в 2010 г. нового здания пригородного вокзала по 10 путям отправляются электропоезда по многим направлениям пригородного Подмосковья. От пригородного перрона через Перово и Выхино поезда следуют до станции Люберцы-1, откуда проходит разветвление по двум направлениям.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Движение электропоездов начинается в 5 утра и заканчивается после полуночи. Интервал движения по одному направлению составляет примерно час, актуальная информация о времени отправления отображается на интерактивном табло в кассовом зале пригородных направлений.

Адрес, контактные данные

Как добраться

Удобное расположение станции позволяет без сложностей добраться до нее из любого района Москвы.

Метро

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Наземный общественный транспорт

В разных сторонах Комсомольской площади работают 3 остановки общественного транспорта.

Личный автомобиль

Несмотря на постоянные пробки, многие путешественники предпочитают добираться до Казанского вокзала на своей машине. Из центра города нужно свернуть с Садового кольца на Земляной вал, затем направо на Старую Басманную улицу, оттуда поворот налево, на Новорязанскую улицу. Остановиться можно на круглосуточном паркинге с почасовой оплатой.

Казанский вокзал, Москва. Фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

При въезде в столицу со МКАДа, на 108 км нужно повернуть на шоссе Энтузиастов, примерно через 9 км на Третьем транспортном кольце повернуть на улицу Ольховскую и оттуда к паркингу на Новорязанской улице.

Такси

Казанский вокзал находится в самом центре столицы, на такси сюда можно добраться из любой точки Москвы. Транспортные компании предлагают выбрать машину эконом, комфорт или бизнес-класса, а водитель выберет кратчайший маршрут в обход столичных пробок.

Стоимость посадки у разных операторов от 99 до 350 руб., первые 2 минуты поездки бесплатно, далее 9-20 руб. в минуту. В стоимость включено 10 мин. ожидания у точки посадки.

Интересные факты

Три десятилетия строительства, смена власти в стране и кровопролитные войны отразились в архитектуре и внутреннем интерьере вокзала. Многие первоначальные идеи А.В. Щусева остались нереализованными, зато каждая реконструкция Казанского вокзала вносила изменения, сделавшие комплекс архитектурной достопримечательностью Москвы.

Перечень фактов:

  • Центром сооружения является ярусная башня, копирующая дозорную башню Сююмбике в Казанском Кремле. В ней под арочным перекрытием расположен главный вход в вокзал.
  • На шпиле башни свернулся кованый дракон Зилант, древний символ Казани.

В наши дни Казанский вокзал считается самым популярным и загруженным в столице, средний поток пассажиров превышает 1400 человек в час. Рассматриваются варианты реконструкции, которые не только увеличат пропускную способность, но и превратят вокзал в комфортный транспортный узел с кинотеатрами, магазинами и развлечениями для детей.

Читайте также: