Характерные особенности периода предэтики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Оглавление

Этика и мораль. 3
1. Этика. Её предмет и основные категории. 3
2. Основные проблемы теории морали. 6
История этических учений. 10
3. Античная этика. 10
4. Религиозная этика. 13
5. Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных процессов. 20
6. Этика ненасилия. 22
7. Этика самоограничения. 25
Особенности этики частных специальных систем. 30
8. Этапы становления и развития профессиональной морали. 30
9. Этика управления. 38
10. Этика замкнутых идеологизированных систем. 41
Этика государственной службы. 47
11. Специфика формирования этики госслужбы. 47
12. Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих. 50
13. Основные нравственные требования к личности госслужащего и основные факторы, влияющие на ранжирование данных требований. 55
14. Основные тенденции изменения госслужбы и влияние этих процессов на мораль госслужащих. 62
15. Этикет в деятельности государственных служащих. 72
Список литературы. 78

Файлы: 1 файл

Мораль и этика- курс лекций.doc

Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения, сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных вариантах. Однако, диапазон возможностей выбора не безграничен, он может ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем полученного предшествующего образования и т.д.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности, физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д. По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним обстоятельствам.

Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так сложились.

Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения называется моральный волюнтаризм.

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.

В ситуации морального выбора возникает проблема активности субъекта, которая соответствовала бы определённым обстоятельствам – это задача поиска поступка, который соответствовал бы этим обстоятельствам.

Очень часто человек обнаруживает, что осуществление поступка по законам добра, следуя одной ценности, приводит к тому, что этот поступок противоречит пониманию добра в другой ценности. Ситуация, при которой в результате выбора не может быть прямого добра, а выбор осуществляется между большим и меньшим злом, называется:

Моральный конфликт. Выбор в ситуации морального конфликта в наибольшей степени зависит от системы моральных ценностей самого человека, который осуществляет выбор. Иногда структура ценностей человека так жёстко закреплена, что выбор в ситуациях морального конфликта становится однотипным, а человек – предсказуемым. В этих случаях мы говорим о линии поведения.

История этических учений.

Под античностью в истории понимается период с VII – VI вв. до н.э. по IV – V вв. н.э. (около 10 веков). Культура античности развивается в греции и Древнем Риме, а также в греческих и римских колониях, в Европе, Африке, Азии.

Главными вехами этого этапа были:

Демокрит большое внимание уделил процессу воспитания. Воспитание, по мнению Демокрита, без принуждения невозможно. Нельзя научится письму и счёту, если не осваивать прописи и арифметику. Принуждение может быть внешним (физическое и моральное) или внутренним.

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его индивидуальных размышлений.

    1. Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).
    2. Единство нравственного и художественного воспитания. Идея о сращивании нравственного и художественного воспитания использовалась прежде всего в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.
      1. Поздний этап развития античной этики.

      Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др.

      Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три группы:

        1. Естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);
        2. Естественные но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, красиво одеваться и т.д.);
        3. Неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.)

      В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного,

      достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять 2 последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) – холодные обливания, простая одежда и т.д.

      В самой Индии буддизм получил не слишком широкое распровтранение из – за сложности требований 1-го этапа и потому, что он выступал против традиционного образа жизни (деления на касты). Но из Индии он начал активное шествие по планете, переместился в Индонезию, страны Юго-восточной Азии, в Китай и в Тибет (в 9 веке).

      Каждая страна, в зависимости от образа жизни, рождала свои, специфические формы буддизма. Буддизм – это религия индивидуального спасения, здесь нет религиозной общности. Это идеология разобщения даже с самыми близкими людьми. Индивидуальный путь давал перспективу каждому человеку, главная идея – мне никто не причиняет страданий, а я сам их не порождаю.

      К началу новой эры в буддизме был разработан ряд новых позиций. На пути к достижению нирваны были созданы ад и рай, то есть, промежуточные ступени, куда любой может попасть. К 1 веку произошло обожествление религии и появились фигуры поклонения: сам Будда и Бодисатвы (прославившиеся святые), начали делать их фигуры, статуи, изображения, сложился развитый культ святых. Достигнув состояния нирваны, человек остаётся в миру, и может рассказывать о своём пути (об открывшихся ему истинах).

      В ХХ веке на основании старых, но осовремененных представлений родилось несколько новых течений буддизма. На юге Китая развился возникший в 7 веке Дзэнбуддизм, который, став известным на Западе, положил начало идеологии Хиппи. Буддизм сыграл роль в модернизации Японии (40% японцев – буддисты). Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни принявших его стран. К ХХ в. буддистские общины стали принимать участие в разнообразных политических акциях. Наиболее влиятельная буддистская организация – созданное в 1950 г. всемирное братство буддистов. 1

      Следующее, что обращает внимание – то, что данное требование универсально, оно не локализовано ни ситуативно, ни во времени. Моральная норма всегда вне временна, всегда универсальна.

      Ещё одной значимой чертой золотого правила является его общечеловеческая значимость. Для него нет исключений. Адресатом требования является каждый человек, независимо от его социального или финансового положения, независимо от его настоящих или прошлых заслуг.

      Причём ещё одним значимым фактором является выполнение того или иного предписания дело сугубо добровольное, личное. Доброе дело, совершённое под принуждение, перестаёт быть добрым, теряет своё нравственное содержание. Нравственным считается тот человек, который совершает должный поступок из опасения потерять самоуважение и уважение других людей.

      Коротко про золотое правило:

      1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении.

      2. Универсальность. Неизменны в любой сфере человеческого бытия. Не локализованы ни ситуативно, ни во времени.

      4. Антиномичность. Противоречивость. Необходимо делать добро, потому что это выгодно и целесообразно, но оно должно быть бескорыстно.


        1. Функции нравственности и задачи этики.

      1. Регулятивная функция. Она заключается в том, что нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми, причём это осуществляется на основе общих идеалов, общих принципов, общих установок.

      2. Познавательная функция. Она заключается в том, что, вступая в совершенно разнообразные нравственные отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, в связи с чем получает особое нравственное знание.

      3. Воспитательная функция. Нравственное знание является одним из основных условий формирования личности, приобщения её к высшим ценностям. Вне нравственного поля человек не может быть ни полноценным учёным, ни полноценным художником, ни полноценным юристом. Нравственность придаёт всякой деятельности общечеловеческий смысл.

      4. Оценочная функция (либо, как её ещё называют учёные, ценностно-ориентирующая). Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Именно это позволяет ему корректировать своё поведение, определять вектор своего духовного развития.

      Функции нравственности частично совпадают с задачами этики как нравственной теории.

      Но существуют и отдельные цели и задачи, которые свойственны этике именно как науке.

      1) Во-первых, это эмпически-описательная функция. Сущность её (суть её) состоит в сборе информации о многообразных явлениях нравственного мира.

      2) Теоретическая функция. Суть её заключается в систематизации накопленного материала и построении на основе этого материала соответствующих теоретических (адекватных, соответствующих нравственным оценкам) моделей поведения.

      3) Нормативная функция. Выработка требований, их построение.

      4) Ему мы основе систематизированного материала занимается выработкой инструментов, то это в рамках методологической функции.


        1. Категории этики (4 вопрос).

        2. Свобода выбора в системе нравственных категорий.

      Нравственная свобода проявляется в умении:

      1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

      2) давать им нравственную оценку

      3) предвидеть их последствия

      4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти на своими поступками.


        1. Деонтология как раздел этической науки.

      Профессиональная этика выступает как этика правил и работает на уровне создания деонтологических принципов поведения для тех, кто принадлежит к данной профессии. Она составляет значительную область прикладной этики. Но есть и другие области. Это корпоративная этика, в которой кодексы и организации, следящие за их исполнением, создаются для членов определенных корпораций. К области прикладной этики также относится то, что связано с общественными угрозами глобального характера. Для предотвращения этих угроз проводятся гуманитарные экспертизы, отрабатываются механизмы демократических процедур принятия важных общественных решений.

      Еще одна характерная черта современной морали это невероятное расширение публичной сферы, т.е. сферы, где представлены интересы больших групп людей, где поступки оцениваются с точки зрения совершенства выполнения определенных общественных функций. В этой сфере мы сталкиваемся с деятельностью политиков, лидеров политических партий, хозяйственных руководителей, с механизмом принятия глобальных решений. Оказалось, что традиционная этика во многом не применима для этой сферы, ведь ясно что, скажем, адвокат не может относиться к прокурору как к самому себе. Во время судебного заседания они действуют как противники.

      7 мудрецов – это собирательный образ и в разное время это были разные люди. Люди приходили за советом и мудрость заключалась в коротких и ёмких фразах.


      1. Характерные особенности античной этики.

      Софисты считали, что мораль носит относительный, необязательный характер, у каждого своя мораль. С этой позицией был не согласен Сократ, который выдвинул принцип нравственного рационализма – нравственность исходит из знания и разума.

      Платон исходит из того, что во вселенной параллельно существует 2 мира (идей и вещей). Также исходил из идеи метампсихоза – переселения душ. Нравственность носит врожденный характер.

      Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три группы:

      Естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);

      Естественные, но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, красиво одеваться и т.д.);

      Неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.)


      1. Характерные особенности Средневековой этики.

      1. Характерные особенности этики Нового Времени.

      Людвиг Вингенштейн – австрийский ученый, основатель этики молчания. Он считал, что социальный язык неизбежно искажает мысли людей. Выражение мыслей возможно посредством искусства.

      Принято считать, что мораль возникла в родовом обществе эпохи матриархата Материнский родовой строй пришелся на период расцвета первобытного общества Именно тогда люди приручили животных (собаку, лошадь, роОгата скот, некоторых птиц), научились земледелия и гончарного искусства, начали овладевать производством меди, олова, бронзы Были созданы известные наскальные изображения, которые расценивают и как впечатляющие успехи изобразительного искусства, и как проявления магических действий тощощо.

      Социальную регуляцию в родовом обществе осуществляли синкретические (которые сочетают в себе разнородные элементы) обычаи, нормы, предписания, поэтому мораль необходимо рассматривать как аспект или функцию этой эти илиснои регулятивной систем.Организационным и нормативным принципом родового общества были кровнородственных отношения Структура этого общества в целом совпадала с системой родства Например, каждое племя коренных жителей нцив Австралии (в которых в XIX в сохранялся первобытнообщинный строй) делилось на половозрастные группы: группу взрослых мужчин, группу взрослых женщин и группу детей и подростков Немногочисленная слой старик ей, которые принадлежали к группе взрослых мужчин, руководила жизнью рода (племени) Этот раздел существенно влиял на отношения между членами рода Поэтому при анализе отношений между людьми в родовом обществе большое с чение имеют понятия \"матриархат\", \"патриархат\", \"кровная месть\", \"тальйон\", \"сорорат\", \"левират\", \"кувада\" тощон" , "сорорат", "левірат", "кувада" тощо.

      О характере отношений в родовом обществе свидетельствуют языковые факты Так, в языке тасманийцы (жителей в Тасмания, расположенного у юго-восточных берегов Австралии) не было слов \"дядя\", \"дед\", но были слова \"тетя\", \"баба\", что свидетельствует об отношениях между детьми и родителями, между различными поколениямдітьми і батьками, міжрізнимипоколіннями.

      Бытует мнение, что зарождение нравственности предшествует возникновению морали как идеального (нематериального) феномена При этом речь идет об отсутствии у первобытного человека нескованный воли, выбора, самосознания а также об отсутствии противоречия между сущим и должным самом деле, такое противоречие всегда существует, но преодолевают ее разными способами Например, в родовом обществе это удавалось делать благодаря действовали ьность институтов родов и племен (советы родов, собрание племен, совета старейшин и др.ін.).

      Признание того, что мораль существовала еще до появления самосознания человека, предполагает признание (а для этого есть определенные основания) существование самосознания рода Современная социология и антропология культуры часто пользуются понятиями \"коллективная совесть\", \"коллективные представления\", \"коллективное бессознательное\" По мнению К-Г Юнга, архаическая психика коллективной психикой, сверхличностным душой О существовании самосвидому ости рода свидетельствуют понятие \"свои\" и \"чужие\" тощідчатьпоняття "свої" і "чужі" тощо.

      Элементы морали как идеального феномена в условиях первобытнообщинного строя содержат первобытные верования: антропоморфизм (греч anthr явлений природы, предметов, животных; анимизм (лат anima - душа, дух) - вера в существование духов, одухотворенность предметов, в наличие души у людей, растений, животных; тотемизм (англtotemism) - вера в споре дненисть групп людей (рода, племени) с конкретными видами животных, растений, явлениями природы; фетишизм (португfetiso - амулет) - вера в существование сверхъестественных свойств материальных объектов, различные вы ди магии (греч mageia - ворожба) - совокупность представлений и обрядов, основанных на вере в возможность влияния на окружающий мир через сверхъестественное (фетишей, духов) благодаря колдовским действам, система за борон и ограничений (табу), мифология, ритуалы, обряды и т.д. их анализ свидетельствует, что некоторые моральные отношения сложились еще в матриархата Речь идет об осознании необходимости работать, защищать свой род родственников, о покорности и скромность, взаимные приветствия родственников и соплеменников; обряды, инициации (посвящения) - передача племенных норм жизни поколению, достигшее совершеннолетия; табуация (запреты), целью которых была защита жизненно важных обычаев и правил; женскую инициативу при установлении брачного союза; непринятие кровнородственных браков; кровную месть и иу та ін.

      В патриархальном обществе возникли и новые нормы, ориентированные на укрепление роли и авторитета мужчины как главы патриархальной семьи С этим связаны требования о верности жены, обычай левирата Билл льш категорическим было отношение к неправды возросла роль принуждения и строгих наказаний за нарушение нормы На патриархальную эпоху приходится зарождение самосознания человека, что, очевидно, привело Необходнест жесткой регламентации поведения и наказанийань.

      Условия тогдашнего бытия постепенно открывали пространство и время побудили к морального выбора Важную роль в этом процессе сыграли нормы поведения, табу и предписания, которые можно было истолковать по-разн ному Это, в частности, касается и мифа (греч - рассказ, перевод) - наивно-символического представления людей о мире Мифологии каждого народа присущий моральный аспект Однако ее нельзя рассматривать как собран ния моральных норм Хотя много мифов содержат оценки общественно значимых фактов, это, однако, не дает оснований утверждать о наличии у них четко сформулированных моральных норх норм.

      Итак, совокупность фактов бытия человека в родовом обществе убеждает, что мораль возникла именно на этом этапе развития цивилизации

      Этика – это важная часть философии, предметом изучения которой является мораль.

      Общие сведения

      Мораль присутствует во всех сферах жизни, в отношении человека к окружающей среде, к самому себе, к природе и животным. Этика имеет теснейшую связь с науками о человеке, а именно, с:

      • психологией;
      • культурологией;
      • историей;
      • педагогикой.

      Античная этика

      Первых античных философов волновали такие нравственные проблемы как:

      • поиск счастья и смысла жизни;
      • соотношение долга и совести;
      • суть добра и зла.

      В своем развитии этика прошла несколько этапов.

      Родоначальником этического учения считают Аристотеля, который дал ему название, а также написал большое количество важнейших трактатов на эту тему:

      • Никомахова этика;
      • Большая этика;
      • Эвдемова этика.

      Этика была особенно важна для античной философии.

      Например, стоики разделяли философию на три раздела:

      Этику считали рациональным мышлением о человеческих ценностях. В связи с этим нравственные ценности и стали основными категориями этики.

      Категории этики – это ключевые понятия этической науки, которые отражают сущность морали в наиболее полном объеме, и позволяют дифференцировать многие понятия.

      Внутри античной этики также выделяли несколько этапов развития: предэтику, античное просвещение и высокую классику.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Этическое просвещение, во время которого трудились софисты и Сократ, отличалось верой в силу образования и исключительную роль знаний в жизни общества. Несмотря на расхождения во мнениях, софисты и Сократ поставили нравственные проблемы как задачи, которые станут перспективными в контексте развития этики.

      Софисты акцентировали свое внимание на задачах нравственного воспитания и утверждали об их зависимости от культуры. Сократ осуществлял поиск абсолютного знания, и пытался определить наиболее общие понятия в жизни человека: красоту, любовь, истину.

      Можно сказать, что софисты положили начало возникновению этического мышления.

      Этическое мышление – это мышление о нравственном благе (добре) и зле и об осуществлении этих этических начал в поведении человека. Как человек распоряжается своей свободой, в чем состоит правильный Путь Поведения и каковы условия, содействующие вступлению на него - таковы некоторые темы данного типа мышления.

      Перед софистами встала проблема сопоставления многообразия обычаев и нравов различных народов. Сократ утверждал, что их регулирует разум, он является высшей ценностью для всех.

      Средневековая этика

      Существенно изменилось этическое мышление в Средние века. В этот период пересеклись античная философия и христианская религия. В основу христианской этики лег авторитет церкви. Все центральные проблемы вращались вокруг концепта добра и зла, они связаны с иерархией ценностей. Высшей ценностью называли Бога. Человек без его помощи не сможет определить, что отнести к добру, а что ко злу. Бог есть создатель и нравственный учитель мира.

      С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.

      Этика Нового времени

      Что касается этики Нового времени, то она позволяет отказаться от идеи трансцендентности морали, которая считала, что ее источник находится вне мира. Этика Нового времени позволила вернуться к идее человеческой рациональности как основе нравственности. В данный период можно отметить таких ученых как Р. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозу, Д. Юма.

      Смена предмета этики также произошла в XIX веке в трудах А. Шопенгауэра. Он обратил внимание на мотивы человеческого поведения. В таком направлении работали Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм.

      В начале XX века возникла метаэтика.

      Метаэтика – это область исследований, объектом которых является нормативная этика. Метаэтика осуществляет логико-лингвистический анализ нормативно-этического, морального рассуждения на предмет его непротиворечивости, обоснованности, терминологической точности и т.д.

      Метаэтика отказывается от нормативных притязаний, перестала учить людей, как жить, но обнаружила такие качества моральных норм, как эмотивность, императивность, прескриптивность.

      В начале XX века возникает новое направление в науке – социология морали, которая происходит из протестантской этики. Она рассматривает конкретные этические проблемы, связанные с уточнением роли моральных факторов внутри реальных социальных процессов.

      При этом М. Вебер заложил новую методологическую парадигму, выраженную в рассмотрении этических компонентов социальных систем, обосновал роль этики и культуры и их значения для экономического развития и общего социального становления.

      Вебер доказал, что существенным и исключительным компонентом модернизации и индустриализации западного общества стала протестантская этика. Также автор выявил тесную связь социального и экономического развития с особенностями хозяйственной этики, а также менталитета и образа жизни социальных групп.

      Читайте также: