Кальвинизм в англии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Появление основных течений протестантизма связано с немецкой реформацией XVI в. Направленное в целом против феодализма и освящавшего его католицизма, ре-формационное движение было неоднородным. В нем ясно различались умеренное направление (бюргерская реформация), боявшееся народа и готовое идти на компромисс с феодалами, и радикальное (народная, крестьянско-плебейская реформация).

Вождь бюргерской реформации Мартин Лютер (1483—1546 гг.) был одним из вдохновителей кровавого подавления крестьянского движения, сторонником сохранения крепостничества.

Анабаптисты (перекрещенцы) требовали принятия крещения сознательно, а крещение в младенчестве считали противоречащим евангелию и практике ранней церкви.

Разгром восставших и казнь Мюнцера не положили конец народной реформации. В 1533 г. в расположенном близ Нидерландов городе Мюнстере анабаптисты захватили власть. Глава восставших Ян Матис связывал второе пришествие Христа с социальным переворотом, который должен быть подготовлен революционным вы* ступлением самих анабаптистов. В течение 14 месяцев анабаптисты обороняли свою общину, но она была уничтожена, и ее руководители после долгих пыток казнены.

Анабаптисты в Германии были разгромлены. Затем они появляются в Швейцарии, в Нидерландах, в Англии. Но здесь они отказались от революционной борьбы и перешли к проповеди мирного переворота и непротивления злу насилием.

Протестантизм формировался, таким образом, в ожесточенной классовой борьбе. Будучи духовным детищем буржуазии, очень разнородной по своим интересам и уровню развития различных групп, он с самого начала возникает в виде ряда течений. Со временем реформированию подверглись сами протестантские религии, в результате чего от первоначальных форм протестантизма отпочковались вторичные формы, от вторичных — третичные. Этот процесс образования в протестантизме все новых и новых групп и течений продолжается и в наше время.

Главными протестантскими течениями, возникшими в XVI в., были лютеранство, кальвинизм и англиканство.

Лютеранство существует в 68 странах мира. Это самая многочисленная ветвь протестантизма. Главными лютеранскими странами являются Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия. В США лютеран по численности превосходят только католики, баптисты и методисты.

Название течения происходит от имени религиозного реформатора Мартина Лютера. Именно его выступление против римского папы и послужило сигналом для общего восстания в Германии против Рима. Германия в XVI в. находилась в состоянии феодальной раздробленности, затруднявшей ее политическое и экономическое развитие. Вследствие этой раздробленности она более других стран страдала от поборов католической церкви. Ни в одной другой стране папские агенты не получали таких доходов, не вели такой бесстыдной торговли индульгенциями. Крестьяне и ремесленники находились здесь под двойным гнетом: собственных феодалов и римских первосвященников. И борьба против этого гнета происходила в силу самих исторических условий в форме борьбы одной религиозной идеи против другой, поскольку господствующей формой общественного сознания была религия. За борьбой религиозных идей скрывалась борьба классовая, борьба политическая. Вот почему, когда в 1517 г. Лютер бросил вызов римскому папе, прибив к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, обличавших злоупотребления католицизма, этот простой монах был поддержан не только немецким бюргерством, но и князьями, тяготившимися своей зависимостью от Рима и от императора Священной Римской империи. Выступление Лютера быстро переросло в мощное общегерманское социально-политическое движение. По Аугсбургскому религиозному миру (1555 г.) лютеранство в Германии стало таким же полноправным культом, как и католичество, по принципу: чья страна, того и вера. Князья могли каждый в своем княжестве делать выбор между лютеранством и католичеством для своих подданных.

После революции 1918 г. церковь в Германии была отделена от государства, во главе церквей в землях вместо князей оказались синоды, возглавляемые епископами, избираемыми на восемь лет и пользующимися большой властью. С 1922 г. лютеранство в Германии существует в виде федерации с кальвинизмом.

В 1933 г. возникла инспирированная нацистами Германская евангелическая церковь; против нее выступали конфессиональные церкви, объединившие лютеран, не желавших подчинения церкви нацистскому государству. Эти лютеране подвергались преследованиям и жестоким репрессиям со стороны нацистов.

После второй мировой войны лютеранско-кальвини-ческие церкви в Германии организованы в основном по землям. Возникшая в 1948 г. Единая евангелическая лютеранская церковь Германии имеет два центра: один — в ГДР, другой — в ФРГ.

В скандинавских странах лютеранство является официальной религией, получающей прямую поддержку от государства. Епископы в этих странах назначаются государственной властью, ею же созываются и церковные ассамблеи. В США существует около двадцати самостоятельных лютеранских церквей. Эмигрировавшие в США датчане, финны, исландцы, норвежцы, шведы, немцы, латыши, эстонцы и др. создавали свои национальные церкви.

Лютер считал, что разум не может познать сверхъестественное, что только одна вера может проникнуть в тайны религии, ее мистерии, чудеса и догмы, но не постигнуть их. Современные лютеране придерживаются той же точки зрения.

От прежнего, воинствующего антикатолицизма в лютеранстве теперь не осталось и следа. Ныне многие лютеранские руководители выступают за объединение всех христиан против коммунизма.

В Россию лютеранство проникает сразу же после своего возникновения. Обычно оно было связано с немецким влиянием и распространено среди иностранных подданных. В настоящее время в СССР лютеранство существует в Прибалтике; эстонская и латвийская евангелическо-лютеранские церкви объединяют, как и в Германии, не только лютеран, но и кальвинистов.

Лютеранская церковь была важным оплотом фео* дально-помещичьего строя в Прибалтике. Будучи владельцами церковных имений, пасторы сами участвовали в жесточайшей эксплуатации крестьянства. Это тесное единение эксплуататоров и служителей культа находило свое яркое выражение в том, что порядок барщины — указания, куда и когда являться на работу,— объявлялся обычно по окончании богослужения с церковной кафедры.

Понятно, что от использования лютеранства не могла отказаться и эстонская националистическая буржуазия. С приходом к власти она превратила его в оплот своей кровавой диктатуры и передала лютеранской церкви руководство всем народным образованием. Лютеранские пасторы в Эстонии одинаково усердно служили и немецким баронам, и русскому царизму, и националистической буржуазной диктатуре, и немецкому фашизму.

Другим направлением в протестантизме является кальвинизм, в котором особенно ярко проявилась буржуазная сущность этой религии, ее антифеодальная и антинародная направленность.

В своей борьбе против католичества Кальвин шел дальше Лютера. Из некогда веселой и жизнерадостной Женевы он создал мрачное теократическое государство, где правили святоши. Любое проявление жизнерадостности, в том числе музыка, пение, танцы, запрещалось. За смех штрафовали. Были запрещены светлые костюмы и модные прически, создана своего рода полиция нравов, упразднены почти все религиозные праздники. В воскресенье совершенно не разрешались какие-либо увеселения и развлечения. Женевцы должны были проводить этот день за чтением Библии. Непосещение церкви каралось самым жестоким образом.

Этот крайне суровый образ жизни, мирской аскетизм как нельзя лучше выражал дух эпохи первоначального накопления: вся жизнь была подчинена одной цели— обогащению, накоплению капитала, скопидомству.

Кальвинизм дальше, чем лютеранство, пошел в вопросах устройства церкви, ее взаимоотношений с государством, в удешевлении культа.

Руководство церкви избирается членами общины, но главным авторитетом в делах веры и всей жизни верующих является все же не община, а пресвитерия, состоящая из выборных лиц из мирян — пресвитеров, которые руководят несколькими общинами. Через пресвитерию буржуа осуществляют свою диктатуру над массой рядовых верующих. Кальвинизм идет дальше, чем лютеранство, в упрощении и удешевлении культа. Он отбросил сохранившиеся в лютеранстве религиозные картины, хоры, облачения. В кальвинистских церквах нет живописи, амвона; вместо него стоит стол, накрытый простой скатертью.

Казалось бы, что это фаталистическое учение должно было вызвать у протестантов волну апатии. Но на самом деле кальвинисты были особенно ревностны в обогащении. И это также нашло свое обоснование в вероучении кальвинизма. Согласно учению Кальвина, никто не может знать, избран ли он богом или нет. Вероятным свидетельством избранности может быть успех в делах. Таким образом капиталистическое накопление освящалось как богоугодное дело.

Кальвинизм выступил с религиозным оправданием новых форм классового гнета и методов самой жестокой эксплуатации. Видя в любой деловой удаче проявление божьей милости, он признавал допустимым любой ростовщический процент, в то время как католической моралью ростовщичество вообще осуждалось. Кальвинизм оправдывал и любые торговые, биржевые спекуляции, колонизацию и ограбление туземных народов, беззащитных перед европейским оружием.

Пуритане не были однородны: существовали два

Современный кальвинизм существует в трех формах: конгрегационализма, пресвитерианства и реформатства. Современные конгрегационалисты постепенно отступают от своего принципа полной автономии религиозных общин. В конце XIX в. был учрежден Международный союз конгрегационалистских церквей. Конгрегационалисты активно выступают за всемирное объединение христианства.

Англиканство из всех протестантских религий сохранило в наибольшей степени черты католицизма. Разделяя протестантское отрицание чистилища и индульгенций, икон и мощей, авторитета папы, англиканство сохраняет церковную иерархию, авторитаризм, не допускает никакой демократии в церковном устройстве, сохраняет противопоставление мирян и духовенства, институт епископов, которые назначаются не папой, а королем. В своем вероучении англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением об оправдании одной верой.

Англиканская церковь продолжает оставаться государственной церковью Англии. Большинство епископов состоят членами палаты лордов. Они не избираются, как в лютеранстве, а назначаются.

Самостоятельные англиканские церкви имеются в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Корее, Японии, Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Южной Африке, Вест-Индии, Западной Африке. С 1867 г. приблизительно раз в десять лет в Англии в Ламбетском дворце главы церкви — архиепископа кентерберийского собираются ламбетские конференции, на которых присутствуют епископы от всех англиканских церквей. В 1948 г. таких епископов насчитывалось 328, из них 43 — в Англии. На конференциях обсуждаются вопросы вероучения, церковного устройства, но постановления конференций не имеют обязательной силы.

Кроме рассмотренных направлений в протестантизме возникло много других течений. Характер их вероучений связан с дальнейшей эволюцией протестантизма.

Кальвинизм кратко

История

Кальвинизм является одним из направлений протестантской церкви, которое было создано и развито проповедником Жаном Кальвином. Сегодня это религиозное ответвление известно в форме пресвитерианства, конгрегационализма и реформатства преимущественно в Англии. Однако отдельные идеи учения можно встретить во многих деноминациях (к примеру, в баптизме, пуританстве, или у евангельских христиан).

Краткая история

Историки относят возникновение кальвинизма к первой половине XVI века, к моменту появления раскола в лютеранстве между немецкими и швейцарскими протестантами. Последних представлял Ульрих Цвингли, которого иногда называют истинным основателем этого течения. Само учение зародилось в Швейцарии. Суть разногласия заключалась в вопросе о причастии:

Кальвинизм это

  • Мартин Лютер считал, что христиане при священнодействии принимают истинное тело и кровь Христову.
  • Приверженцы Цвингли (реформаты) утверждали, что действие имеет строго символический характер.
  • Разногласия коснулись и самих служителей церкви; сторонники реформатов настаивали на отмене целибата и разрешении браков, а также о допустимости вознесения молитв иконам и священным мощам. Лютеране, несмотря на то что они также стремились к изменениям в церковном укладе, не были готовы на столь радикальные перемены.
  • После смерти Цвингли (в 1531 году в результате столкновений с католиками) дело реформатства продолжил Жан Ковен (или Кальвин, от фамилии которого произошёл сам термин).

Распространение идей кальвинизма происходило с огромной быстротой; в 1536 году в Швейцарии было принято Гельветское исповедание, утвердившем религиозное направление на официальном уровне. В 1567 году учение приняли многие крупные страны Восточной Европы (среди них Речь Посполитая и Венгрия). Интересно, что, в отличие от лютеранства и других направлений протестантизма, кальвинизм привлекал к себе в первую очередь привилегированное сословие, а не простолюдинов.

Кальвинисты

В 1571 году была образована Реформатская церковь в Нидерландах; сторонники кальвинизма прочно закрепились в Голландию, откуда впоследствии учение проникло на территорию Великобритании, Франции (частично) и даже Южной Африки.

В Англии приверженцев этого направления стали называть пуританами; после принятия Вестминстерского исповедания в 1648 году стали очевидны разногласия между отдельными группами кальвинистов.

Яблоком раздора стала церковная иерархия англиканской церкви, что не понравилось реформатам; в конечном итоге кальвинисты разделились на пресвитериан и конгрегационалистов.

Основные идеи

Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:

 Жан Кальвин

  • Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
  • Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати. Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
  • Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.

Сюда же следует отнести доктрину двойного предопределения, согласно которой Господь ещё до рождения человека определил его судьбу и каждый его поступок.

Кальвинизм кратко

Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.

Догматы и положения

С точки зрения кальвинистов, природа является божественным откровением, вместе со Священным Писанием. Окружающий человека мир сам по себе представляет Божий замысел, поэтому люди должны активно изучать всех живых существ, так как это может приблизить верующего к пониманию законов Бога. К другим положениям нужно отнести следующие пункты:

Кальвинисты

Кальвинисты это

Основное правило этого учения в понятной форме можно выразить так — думать, что все свои хорошие черты характера являются даром Божьим, с помощью которого осуществляется спасение. При этом вина́ за отрицательные качества ложится на человека и первородный грех.

Никакой грех невозможно победить собственными силами, так как в этом случае человек отрицает значимость жертвы Христа на Голгофском Кресте — ведь если спасение было бы осуществимо своими силами, без помощи Бога, то тогда смерть Иисуса была бессмысленной и напрасной.

Этические особенности

Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.

Последователи кальвинизма в англии

Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).

В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.

Другой особенностью кальвинистов является их ревнивое оберегание чистоты своей репутации и имени. Многие деловые сделки внутри сообщества происходят без контрактов и клятв (понятно, что и без них не обходится), так как никто не боится обмана со стороны своих друзей. Если кратко, то имя, данное с рождения, воспринимается людьми как Божий дар, замарать который — всё равно что оскорбить Всевышнего.

Распространение в современных странах

Кальвинизм что это

Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.

В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.

В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.

На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.


XVI век стал в Европе эпохой Реформации западного христианства – католичества. Из него выделилось несколько направлений. На территории Германии появилось лютеранство, а в Женеве – кальвинизм.

Деятельность Жана Кальвина

Этот богослов родился в 1509 году на севере Франции. Он рано начал выступать с проповедями, так как с 14 лет обучался в Парижском университете. Жан изучал римское право, юриспруденцию, теологию, гуманитарные дисциплины.


Рис. 1. Жан Кальвин.

Уже в 1532 году он написал свой первый научный труд. Им стали комментарии к трактату римского философа Сенеки. В том же году он получил докторскую степень в Орлеане и перешел в протестантизм. Это привело к конфликту с католической церковью в 1532-1534 годах, именно тогда Жан скрывался от преследований на юге Франции, даже успел пожить при дворе Маргариты Наваррской.

Первым теологическим трудом Жана Кальвина стал “Сон душ”. После его написания, в 1535 он покинул Францию из-за преследований протестантов. Следующим его трудом стало “Наставление в христианской вере”. Оно было издано в швейцарском Базеле в 1536 году.

Кальвинизм

Рис. 2. Кальвинизм.

В “базельский” период своей жизни он переводил Библию на французский. В 1536 году Жан посетил итальянский город Феррара, где склонил к реформаторским взглядам герцогиню Рене. В 1536 Жан прибыл в Женеву, где как раз накануне этого победил протестантизм. В этом городе он написал “Катехизис”. После краткого периода жизни в Страсбурге, он вернулся в Женеву в 1541 году. Постепенно он установил в городе строгий порядок, к 1555 году избавился от своих противников. Его правление в Женеве стало напоминать теократическую диктатуру. В городе он открыл Женевскую академию для подготовки проповедников. С другой стороны, он закрыл в городе театры и даже зеркала запретил. Умер Кальвин в 1564 году.

Суть кальвинизма

В основе вероисповедования лежит идея суверенитета Бога и доктрины предопределения. Помимо этого, кальвинисты толкуют Библию только на ее основе и склонны к рационализму. Они отрицают соборы и синоды, которые прошли с апостольских времен. В кальвинизме нет монашества и безбрачия для духовенства. В церквях предполагается ликвидация обрядности, а также музыки, свечей, икон.

Кальвинизм интересен тем, что взгляды его носителей оказали влияние на формирование пресвитерианства, а также различных деноминаций протестантов – баптистов, методистов, пятидесятников.

Последователи кальвинизма были не только в Швейцарии, но и в Англии, в Речи Посполитой (коронный гетман Ян Тарновский), Трансильвании, а также в Шотландии, где пресвитерианскую церковь основал его ученик Джон Нокс.

Кальвин Жан Женева

Рис. 3. Кальвин Жан Женева.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, что такое кальвинизм в истории Европы XVI века и далее. Именно страны, где обосновались кальвинисты, преуспели в развитии капитализма, там произошли первые буржуазные революции.

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена, по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства, возникшее в первой половине 16 века во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно.Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. В кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Основные догматы кальвинизма

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Кальвин был ярым сторонником теократической модели, при которой церковь подчиняла себе государство. Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как безусловное подчинение отдельных личностей церкви, аскетический кодекс нравственности. Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь на 24 августа 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

Три основных формы кальвинизма:

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм. индепенденты, предводитель: Оливер Кромвель — радикальная ветвь английского кальвинизма, утверждавшая автономию каждой поместной общины (конгрегации). Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления.

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

Цюрихская Реформация и Цвингли

Ульрих Цвингли (Zwingli) (1484-1531), швейцарский реформат. Род. 1484. Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в Венском и Базельском университетах; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык.

Разрывая с католической церковью, Цюрих должен был отказаться и от обрядовой стороны католичества. Сначала была уничтожена обязательная месса, а затем было положено начало особой цвинглианской литургии. Богослужение было упрощено; латинский язык заменен немецким; монастыри обращены в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и сам Цвингли женился.

Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли все более обострялись. В 1531 между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжил и упрочил его друг Буллингер.

Англиканство

Англика́нство – одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации. Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно – так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь – более типичный протестантизм. Широкая Церковь – более экуменична. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность. Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента. Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) – около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История Англиканства

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Тогдашний папа даже наградил его титулом “Вернейшего чада Апостольского Престола”, однако это “верное чадо” хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа не согласился. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас (Фома) Кранмер разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн.

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы. Английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений. В 1534 году произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. В это время архиепископ Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая “Книга общих молитв”, в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия. В 1553 году были опубликованы 42 члена вероучения. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. При ней все повернулось назад – английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали приговорили к сожжению. Католикам очень хотелось, чтобы Кранмер отказался от своих убеждений. Перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал – запросил пощады. Но было поставлено условие, чтобы он публично отрекся, Кранмер проявил твердость и был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке. Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор. В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив Мэтью Паркера (в нашем произношении – Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

Англиканское вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в то же время принимают три древних символа, в т.ч. Никео-Цареградский.

От католицизма в англиканстве осталось filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится на английском языке.

Англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины “священный обряд” или “священнодействие”. Иногда их называют “малыми таинствами”. В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам.

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали “житиями святых”. Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент: все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства – это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества. В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины – епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина – епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина – епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин – епископов пока нет. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

Нонконформисты

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus – чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти пуритане, образовали свое сообщество, которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение – индепенденты, или независимые (конгрегациолисты). Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. В мире насчитывается 92 млн. англикан.

Дробление протестантизма

Сосредоточение всего церковного сознания в протестантизме на видимой Церкви, неизбежно вбирающей в себя влияние исторической и культурной среды, привело к чрезвычайному развитию в нем религиозного индивидуализма – и на этой почве, т. е. в условиях неизбежного субъективизма дробление неизбежно. Оно началось в протестантизме с самого начала, оно продолжается и ныне, создавая порой непреодолимые расхождения в понимании сущности христианства.

Баптисты отвергают крещение младенцев и признают лишь крещение взрослых. Их сила – в любви ко Слову Божию, в дружной общей жизни. Учение кальвинистов о предопределении одних к спасению, других к гибели, они решительно отвергают. Все изображения Господа (иконы) они, как древние иконоборцы, отвергают. Картинки есть.

Адвентисты седьмого дня (основатель В. Миллер в конце XVIII в), примыкают к баптистам. Имея особое пристрастие к Ветхому Завету, они почитают субботу, а не воскресенье. Из книг Ветхого Завета они особо чтут книгу прор. Даниила и учат о тысячелетнем Царстве Христовом на земле. Они отвергают бессмертие души; только верующие будут воскрешены при втором пришествии Христа, а неверующие и злые будут уничтожены.

В XVII веке в свя­зи с го­нения­ми на каль­ви­ни­стов во Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, не­ко­то­рых германских зем­лях на­чи­на­ет­ся их эмиг­ра­ция в др. стра­ны Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го в Ни­дер­лан­ды и Швей­ца­рию), а за­тем и за её пре­де­лы. С 1620-х годов кальвинизм рас­про­стра­ня­ет­ся в Северной Аме­ри­ке (смотрите Но­вая Анг­лия), со 2-й половины XVII века в Аф­ри­ке (в Кап­ской ко­ло­нии). В XVIII-XX веках бла­го­да­ря даль­ней­шей эмиг­ра­ции из Ев­ро­пы, а так­же ак­тив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти зна­чительное чис­ло по­сле­до­ва­те­лей кальвинизма поя­ви­лось в ря­де стран Северной и Южной Аме­ри­ки, Аф­ри­ки, Азии и Океа­нии.

Вероучение кальвинизма

В ос­но­ве каль­ви­ни­ст­ско­го ве­ро­уче­ния ле­жит пред­ло­жен­ная Каль­ви­ном ин­тер­пре­та­ция Биб­лии. Свя­щен­ное Пи­са­ние, сло­во Бо­жие, яв­ляю­щее­ся от­кро­ве­ни­ем Бо­га че­ло­ве­ку, за­пи­сан­ное людь­ми по наи­тию Свя­то­го Ду­ха, в кальвинизме, как и в др. те­че­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма, счи­та­ет­ся един­ст­вен­ным не­по­гре­ши­мым ру­ко­во­дством в ве­ре и жиз­ни. Центральное ме­сто в тео­ло­гии кальвинизма за­ни­ма­ет прин­цип все­вла­стия Бо­га над ми­ром, в ко­то­ром всё оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко Его ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной во­лей. Она не­по­сти­жи­ма для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, по­сколь­ку гре­хо­па­де­ние ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ло при­ро­ду че­ло­ве­ка, пре­вра­тив её в су­гу­бо гре­хов­ную, ли­шён­ную сво­бо­ды во­ли. Всё, что де­ла­ет пад­ший че­ло­век, - гре­хов­но и ве­дёт к не­из­беж­ной ги­бе­ли, да­же ес­ли внеш­не его по­ступ­ки вы­гля­дят как до­б­рые де­ла.

Из этих по­ло­же­ний в кальвинизме ло­ги­че­ски вы­во­дит­ся док­три­на аб­со­лют­но­го пре­до­пре­де­ле­ния, со­глас­но ко­то­рой Бог ещё до гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка и да­же до Со­тво­ре­ния ми­ра оп­ре­де­лил од­них к спа­се­нию, дру­гих - к веч­ным му­кам в аду. Кальвинизму чу­ж­да ха­рак­тер­ная для не­ко­то­рых др. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (например, пра­во­сла­вия) идея си­нер­гии, со­уча­стия Бо­жи­ей бла­го­да­ти и че­ло­ве­че­ской во­ли в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка. С точ­ки зре­ния каль­ви­ни­стов, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Хри­ста от­кры­ла путь к спа­се­нию греш­ни­кам, но не всем, а лишь из­бран­ной их час­ти. При этом спа­се­ние воз­мож­но толь­ко че­рез бла­го­дать, дей­ст­вие ко­то­рой на из­бран­ных столь же не­одо­ли­мо, как и дей­ст­вие гре­ха на осу­ж­дён­ных. Та­ким об­ра­зом, ве­ра и бла­го­чес­ти­вая жизнь рас­смат­ри­ва­ют­ся не как ос­но­ва­ние для спа­се­ния, а как при­знак из­бран­но­сти че­ло­ве­ка. Час­то в ка­че­ст­ве ука­за­ния на пре­до­пре­де­лён­ность к спа­се­нию рас­смат­ри­ва­ет­ся и ус­пех в де­лах (в т. ч. ма­те­ри­аль­ный).

Цер­ков­ная ие­рар­хия в кальвинизмн прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет. На ос­но­ве идеи о все­об­щем свя­щен­ст­ве ве­рую­щих в кальвинизме при­зна­ют­ся как ус­та­нов­лен­ные Бо­гом 4 чи­на цер­ков­ных слу­жи­те­лей: пас­то­ры (свя­щен­ни­ки), док­то­ра (учи­те­ли), ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны. Пас­то­ры про­по­ве­ду­ют и яв­ля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми та­инств, док­то­ра пре­по­да­ют бо­го­сло­вие, ста­рей­ши­ны за­бо­тят­ся о дис­ци­п­ли­не, диа­ко­ны ве­да­ют бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Час­то док­то­ра и диа­ко­ны рас­смат­ри­ва­ют­ся как вспо­мо­га­тель­ные слу­жи­те­ли, а пас­то­ры и ста­рей­ши­ны - как ос­нов­ные. В не­ко­то­рых каль­ви­ни­ст­ских церк­вах (например, в Венг­рии) име­ют­ся епи­ско­пы, но толь­ко как долж­но­сти цер­ков­ных ру­ко­во­ди­те­лей, а не как осо­бая сте­пень свя­щен­ст­ва. В ка­ж­дой об­щи­не (кон­гре­га­ции) при­сут­ст­ву­ют пас­тор и несколько ста­рей­шин, об­ра­зую­щие сес­сию, или кон­си­сто­рию. Церк­ви управ­ля­ют­ся ли­бо пре­сви­те­рия­ми (цер­ков­ны­ми со­ве­та­ми), ку­да вхо­дят пас­то­ры и ста­рей­ши­ны из не­сколь­ких со­сед­них об­щин, ли­бо не­по­сред­ст­вен­но со­б­ра­ния­ми кон­гре­га­ций. По­доб­но др. про­тес­тант­ским де­но­ми­на­ци­ям, кальвинизм от­вер­га­ет при­ня­тый в ка­то­ли­че­ст­ве це­ли­бат ду­хо­вен­ст­ва, а так­же мо­на­ше­ст­во. В не­ко­то­рых церк­вах к пас­тор­ско­му слу­же­нию до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны.

В це­лом для каль­ви­ни­ст­ских церк­вей ха­рак­тер­ны от­кры­тость к раз­ви­тию, по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние, от­сут­ст­вие при­вя­зан­но­сти к стро­гой кон­фес­сио­наль­ной иден­тич­но­сти. Б. ч. каль­ви­ни­стов объ­е­ди­ня­ет Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), соз­дан­ный в 1970 году в ре­зуль­та­те слия­ния Все­мир­но­го сою­за ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан­ско­го уст­рой­ст­ва) и Ме­ж­ду­народного кон­гре­га­цио­на­ли­ст­ско­го со­ве­та. В начале XXI века в аль­янс вхо­дило бо­лее 200 церк­вей. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны - в Же­не­ве. Мно­гие каль­ви­ни­ст­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей.

Куль­то­вая прак­ти­ка в раз­ных каль­ви­ни­ст­ских церк­вах нес­коль­ко раз­ли­ча­ет­ся, но в це­лом для неё ха­рак­тер­но су­ще­ст­вен­ное уп­ро­ще­ние бо­го­слу­же­ния не толь­ко по срав­не­нию с пра­во­сла­ви­ем, ка­то­ли­циз­мом, анг­ли­кан­ст­вом, но да­же по срав­не­нию с лю­те­ран­ст­вом. Важ­ное ме­сто в ли­тур­гии от­во­дит­ся про­по­ве­ди, ко­то­рая, как и Сло­во Бо­жие, счи­та­ет­ся основным сред­ст­вом по­лу­че­ния бла­го­да­ти. Как и лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты от­ка­за­лись от по­чи­та­ния свя­тых, ре­ли­к­вий и мо­щей; но ес­ли лю­те­ра­не, уда­лив из церк­вей ико­ны, до­пус­ка­ют там на­стен­ную жи­во­пись, то каль­ви­ни­сты от­верг­ли лю­бые изо­бра­же­ния, счи­тая их идо­ло­по­клон­ст­вом. Цер­ков­ные по­ме­ще­ния от­ли­ча­ют­ся не­при­тя­за­тель­но­стью, от­сут­ст­ву­ют к.-л. специальные об­ла­че­ния для ду­хо­вен­ст­ва, во вре­мя бо­го­слу­же­ний не за­жи­га­ют­ся све­чи. В хра­мах нет ал­та­ря, крест не счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным цер­ков­ным сим­во­лом. Цер­ков­ные служ­бы со­вер­ша­ют­ся на язы­ках ве­рую­щих.

Читайте также: