История казахской журналистики кратко

Обновлено: 18.05.2024

Using the URLconf defined in src.urls , Django tried these URL patterns, in this order:

  1. admin/
  2. ckeditor/
  3. c/ /comment/ [name='add_comment']
  4. n/ /views/ [name='add_views']
  5. [name='main_page']
  6. r/ / [name='main_rubric']
  7. c/ / [name='calendar_rubric']
  8. r/ / / [name='child_rubric']
  9. n/ / [name='show_news']
  10. n/ /comments/ [name='comments']
  11. a/ / [name='author_news']
  12. search/ [name='search']
  13. p/ / [name='show_page']
  14. profile/ [name='profile']
  15. profile/pay/ [name='pay']
  16. profile/pay/transaction/ [name='pay_transaction']
  17. logout/ [name='logout']
  18. login/ [name='login']
  19. register/ [name='register']
  20. reset/ [name='reset']
  21. pdf/papers/ [name='papers']
  22. import_subscription/
  23. rss/news/
  24. __debug__/
  25. ^static/(?P

The current path, articles/view/kazahstanskaya-zhurnalistika-iz-veka-v-vek-perehodya , didn’t match any of these.

You’re seeing this error because you have DEBUG = True in your Django settings file. Change that to False , and Django will display a standard 404 page.


За окном февраль 2021 года, то есть на дворе самое начало 21 века – века современности, новых технологий, скоростного интернета, век людей, владеющих главным неисчерпаемым ресурсом всех времен, а сейчас тем более – век информации.

Ведь так и есть. Знание – есть сила. А потому, журналистика играет важную роль в мировом сообществе. Правильная журналистика распространяет информацию не навязывая чужого мнения- играет лишь роль осведомителя.

Мы понимаем, что журналистика, как таковая, существовала всегда- с самого начала появления информации, когда даже термина такого не было.

Журналистике лишь нужно было встать на ноги, вырасти, окрепнуть, что, соответственно, и произошло.

Сейчас СМИ- важная составляющая современного мира

Знаниям учат, знания приобретают, знания помогают добиться успеха.

А журналистика как раз охватывает весь спектр, обсуждает мировые темы. Она все еще не стоит на месте — она растет, и показывает свои новые грани и возможности.

Что было в начале пути?

В начале пути, к появлению журналистики в казахской среде. Что мы помним? Давайте попробуем вспомнить по хронологии. Устное народное творчество акынов и жырау, появление первых газет, книг о свободе и правах человека и еще многое другое.

Родоначальником казахской журналистики считают Ч.Валиханова и И.Алтынсарина.

Журналистика в Казахстане на данный момент развивается очень быстрыми темпами.

Проводятся мероприятия масс-медиа широкого масштаба, разнообразные выставки, ярмарки книг, происходит обмен опытом с другими странами.

Но возникает вопрос, каков взгляд современного человека на историю казахской журналистики?

Я, как современный человек, могу сказать, что история казахской журналистики на много отличается от других.

В ней есть патриотизм, гордость за свой мудрый народ, за своих великих предшественников. Казахская журналистика с трудом пробивалась до настоящего уровня.

Многие просветители, казахские и казахстанские ученые ценой жизни держались за свою правду, держались за уверенность, что правду должны узнать все.

Должен знать казахский народ.

Мы можем гордиться нашей историей, глядя на длинный и тернистый путь, который проделала журналистика казахского народа.


Начало 90-х годов

Знаменуется полной трансформацией медиа-пространства в Казахстане. Поступив принципами советской власти, Казахстан начал вести политику открытого и демократического государства, активно развивая частный, в том числе медийный бизнес.


Первые локальные медиа-бренды


Багаж прошлого

Советское прошлое всё ещё давало о себе знать: в новых изданиях работали журналисты, вышедшие из государственных медиа, отсутствовало понятие рыночной конкуренции, журналистской этики, оборудование для вещания было устаревшим, а подготовка кадров – слабой. Да и сами люди, следуя привычному образу жизни при СССР, больше читали, смотрели и слушали российские и постсоветские СМИ.


Новое Поколение журналистов

Драйвером развития стало новое поколение журналистов, вышедших из молодёжных и музыкальных редакций. Они и начали создавать интересный, популярный и, в большей мере, развлекательный контент как на телевидении, так и в радиовещании.

В центре информационной повестки в 90-е находились крупные политические и экономические события, происходящие в стране: принятие Конституции и законов, роспуск парламента, появление национальной валюты и другие. Именно поэтому политически направленная журналистика стала доминантным направлением для каждого медиа-издания на тот период.


Столкновение с реальностью


Тендер на телерадиочастоты


Нехватка финансирования

Каплей мёда в бочке дёгтя оказался тот факт, что в 1997 году начал стабилизироваться и развиваться рекламный рынок, который, впоследствии, стал одним из основных источников дохода для медиакомпаний.


Политика в центре внимания

Политический плюрализм и многопартийность, снова оказавшись в центре внимания, дали новые темы для обсуждения как в обществе, так и в медиа.


Политическая конкуренция


Свобода слова

Всего на тот момент в Казахстане функционировало около двух тысяч СМИ, которые были активно вовлечены в освещение политически-экономического развития страны.


Время самоцензуры


Политически направленная журналистика начала идти на спад в 2007 году, когда снизилась конкурентность на политической арене. Тогда медиакомпании начали искать новые для себя ниши, дрейфуя в сторону социальной, семейной, полезной и потребительской журналистики.


В этот же период начала дорожать нефть – основной актив казахстанской промышленности. Повысился и интерес к медиа со стороны инвесторов, промышленных магнатов, которые начали активно вкладываться в развитие индустрии. В конечном итоге, медиа начали зависеть от своих учредителей и от государства, проявляя высокий уровень цензуры, а затем и самоцензуры.

Особенно тяжёлые времена наступили для печатной прессы. Второй экономический кризис и распространение интернета начали диктовать новые правила рынка, постепенно обесценивая влияние печатных изданий.

Эпоха кликбейта и бета-журналистики


Пионеры нового медиа

Онлайн-медиа стали новой реальностью современной журналистики, и именно поэтому многие традиционные медиа начали запускать собственные сайты в сети.


Кликбейт. Кликбейт. Кликбейт


Блоггеры, бренд-амбассадоры и инфлюенсеры.


Девальвация. Кризис

Девальвация 2015 года серьёзно повлияла на рынок медиа в Казахстане: финансовые показатели частных медиакомпаний упали, а качественные кадры начали переходить в более устойчивую индустрию PR-коммуникаций и частный сектор.


Сегодня

На сегодняшний день государство является основным инвестором в медиа-отрасль через государственный заказ, что снижает конкурентоспособность СМИ и их развитие как бизнес-отрасли.


Хлеба и зрелищ


Источники

• Интервью с медиа экспертом Ержаном Сулейменовым
• Media Sustainability Index Eurasia 2018
• Статистические данные Министерства Информации и Коммуникаций
• Исследование СМИ от BISAM Central Asia 2003 года


MobiPress

В mobipress чтение статей адаптировано под мобильные устройства и офлайн-чтение - журналы можно скачать и читать их с мобильного устройства даже без доступа в Интернет. Есть удобный поиск по ключевым словам и подборка статей по темам. Можно сохранять историю прочтений и делать закладки внутри журнала.

Ко всем журналам сервиса mobipress предоставляется неограниченный доступ всего за 30 тенге в сутки. При этом первые три дня можно пользоваться сервисом бесплатно. Попробовать сервис можно здесь.

История журналистики

Берет свое начало с 1870 года. В этот период зафиксирован выход газеты на казахском языке, которая пропагандировала царский режим. Однако, на страницах издания появлялись и другие материалы – о проблемах общества, культуре и литературе.

В царский период выпускались газеты “Туркестанские ведомости”, “”Дала уалаятынын газеты”. В период общественных изменений на волне освободительных движений появляются демократические издания:

  • “Правда”
  • “Казахстан”
  • журнал “Айкап”
  • “Казах”.

Известные журналисты Казахстана

Родоначальниками казахской журналистики считают Ч. Валиханова и И. Алтынсарина. “Киргизская степная газета” открыла имена Г. Потанина, Н. Ядринцева, Л. Чермака. В октябрьскую революцию важное значение имела статья М. Дулатова, который выступил против колонизации и призвал к борьбе против захватчиков. Затем журналист был одним из редакторов журнала “Айкап”.

Сегодня 4 власть страны представляют Мирас Нурмуханбетов, Гульжан Ергалиева. Развиваются в стране и другие виды СМИ – радио и телевидение. В этих отраслях отмечают работу Балажана Сергали, Еркіна Мухамеджанова, Куралая Жумаханова. Также известен интернет-журналист (блогер) Тимур Кубеков.

В сфере антикоррупционных расследований признана Гулбану Аюпова, а лучшим журналистом газеты “Казахстанской правды” является Юлия Магер. Казахское медиапространство находится в поиске талантливых авторов для развития региональных СМИ.

Факультет журналистики в КазНУ

Основан в 1934 г., вскоре после официального открытия университета. Более чем за 75 лет работы выпустил около 16 тыс. подготовленных журналистов. Является старейшим во всей республике. Сегодня факультет гордится профессорским составом и развитой технической базой. С 2011 года открыта кафедра печати и электронных СМИ. Преподаватели готовят профессиональных журналистов для современных СМИ, которые будут развивать медиапространство Казахстана.

Факультет активно сотрудничает с национальными и зарубежными университетами: Оклахома, Клинсленд, имени Дьюка, МГУ им. Ломоносова.

Важное значение для студентов имеет факультетская газета и радио. Издание выпускается на трех языках: английский, казахский и русский. Научная теоретическая база была разработана Х. Бекхожиным, Т. Амандосовым, Т. Кожакеевым, М. Барманкуловым, М. Дмитровским, Ю.Крикуновым, а сейчас над проблемами журналистики трудятся 9 профессоров и докторов наук, 30 доцентов и кандидатов наук. Ежегодно на дневном и заочном отделениях обучается 1 тыс. человек.

Читайте также: