Печати древнерусского государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нашей команде, стала очень интересна история возникновения русской печати. И мы решили проанализировать материал и написать небольшую статью по данной теме. Написав статью, мы обогатм свои знания в области истории и обязательно поделимся ими со своими друзьями.

Печати древнерусского государства

Княжеские печати

Печати Новгородской и Псковской феодальной республик

К XIIIв. В Новгороде существовал устойчивый тип княжеской печати и его отцу. Печати этого типа бытуют и в дальнейшем, до конца XIVв., правда, их количество заметно сокращается. Сфрагистический материал изобилует значительными пробелами – печати ряда князей неизвестны вообще, другие князья представлены единичными экземплярами булл, и только деятельность таких князей, как Александр Ярославич Невский, Ярослав Ярославич и Юрий Данилович, отразилась в значительном числе печатей. Так, печатей Александра Невского сохранилось более 40 экземпляров. На них изображены св. Александр с мечом и щитом и св. Федор – в сцене поражения копьем змия. Катя

Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов.

Именных печатей с обозначением должности посадника известно сравнительно мало ( немногим более 20 булл, содержащих 14 имен). Значительное число из них сохранилось при актах последней трети XIVв. Например, несколько посадничьих печатей скрепляют так называемый наказ 1372г. Новгородским послам Юрию и Якиму об условиях заключения мирного договора с тверским великим князем Михаилом Александровичем. Кроме строчных или круговых надписей, на посадничьих печатях встречаются изображения креста, святого воина на коне или стоящего в полный рост с копьем и щитом и птицы.

Тиунские печати Новгорода составляют большую группу – более 100 экземпляров, происходящих более чем 50 пар матриц. Они содержат 18 имен; часть имен остаются непрочитанными из-за плохой сохранности печатей. Все тиунские буллы содержат в надписи указание на свою принадлежность, называя имя и должность владельца. Изображения на них отсутствует. Сложность атрибуции этих печатей определяется тем, что все они сохранились в отрыве от документов, также плохой сохранностью многих экземпляров.

Печати Русского государства XIV-XVII вв.

Государственная печать.

В XVI-XVIIвв. Существовали две государственные печати – большая и малая. На лицевой стороне большой государственной печати изображен двуглавый орел, на груди которого в щитке помещено изображение всадника, поражающего копьем змия. Вокруг представлены изображения печатей городов – столиц княжеств и царств, входивших в состав Русского государства. По краю печати расположена круговая надпись, содержащая полный царский титул. Продолжение надписи располагалось на обратной стороне, в центре которой также был изображен двуглавый орел, но на его груди в щитке - единорог. Сохранилась государственная малая печать Ивана IV, на которой изображение единорога заменяет изображение всадника. Такая печать, например, привешена в жалованной грамоте 1569 г., данной игумену Белозерского Кириллова монастыря Кириллу с братиею. Изображение единорога встречается на личных печатях Ивана IV в качестве символа силы и могущества. Существовала теще так называемая средняя государственная печать. Такая печать царя Федора Ивановича приложена к Уложенной грамоте 1589г. Об учреждении в России Патриаршиского Престола. Изображения на обеих сторонах одинаковые – двуглавый орел со щитком на груди, в котором изображен всадник, поражающий змия. Круговая надпись, начинающаяся на одной стороне печати и заканчивающая на другой, содержит полный царский титул.

Печати Российской империи

Изображение на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный непринципиальный характер. На печатях отразилось территориальное расширение Российской империи – на них стали помещать изображения гербов присоединенных территорий..

Современные печати

Современные печати сохранили облик печати Ивана III. В настоящее время на многих печатях изображение двуглавого орла. В современной России печать является одним из средств индивидуализации организаций. Однако гражданское законодательство уделяет мало внимания этому вопросу. Общей нормы (закрепленной, например, в Граджанском кодексе Российской Федерации), которая бы обязывала все юридические лица иметь печать, сегодня не существует: такое требование содержится в отдельных законах о конкретных организационно-правовых формах юрлиц. Главным назначением печати во все времена считалось подтверждение подлинности того или иного документа. Раньше для их изготовления использовали металл, драгоценные камни. Иногда их создавали в форме телесных украшений, к примеру, колец или кулонов, чтобы они всегда были под рукой. Также в истории встречались роликовые печати. С годами для создания штампов стали применять камень, стекло, используя в качестве красителя сургуч, то есть состав из смолы и краски. На сегодняшний день изготовление печатей является достаточно простым и полностью модернизированным процессом. Для этого используют различные материалы, придают им разные формы.

Список литературы

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии.

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в.

Княжеские печати. Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв.

50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Печати с патрональными изображениями двух святых. Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.

Печати с изображением княжеского знака и святого. Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

Печати заменяют подпись князя, выдававшего жалованную грамоту, или подтверждают подлинность заключённого договора с другими князьями или государствами.
Печать, скрепляющая документ, выступает в своём основном назначении, которое она не утратила до сегодняшнего дня: удостоверение юридической силы документа, подтверждение его подлинности.
В этом качестве печати изучает вспомогательная историческая дисциплина — сфрагистика (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Такие печати были в ходу у сыновей Ярослава Мудрого — Всеволода и Вячеслава.
Самую большую группу среди княжеских печатей Древней Руси составляют экземпляры с изображением двух святых — на лицевой и оборотной сторонах.
Что означает подобная композиция?
Дело в том, что древнерусские князья имели два имени — мирское (светско — языческое) и данное при крещении (христианское).
В летописи указывалось мирское имя князя, печать же даёт крестильное имя.
Изображение того или иного святого на княжеской печати указывает на крестильное имя князя, изображение двух святых на лицевой и оборотной сторонах — на христианское имя и отчество древнерусского князя.
В древней Руси иметь печати было разрешено узкому кругу представителей власти, а так же церковного духовенства.
Свои собственные печати имели киевский Великий князь,
-приближенные к нему князья — сидевшие на отдельных столах,
-княжеские посадники, исполняющие волю Великого князя Киевского и управлявшие частями древнерусского государства, патриарх и митрополиты.

Фонд древнерусских печатей X-XV веков составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл до-монгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на новгородском Городище, где находилась резиденция князя и его государственного управления, и княжеский архив. Фонд древнерусских печатей постоянно пополняется — их находят при археологических раскопках городов или обнаруживают случайно. Как правило, места находок печатей и территория их применения совпадают. Самая значительная находка была сделана в 1961-1962 годах в Пскове при археологических раскопках Довмонтова городища псковского Кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки древнерусского княжеского архива начала XVI века.
Печати древнерусских князей.
Печати были обязательным атрибутом власти, князь, имевший печать был уважаем и почитаем.
На самых древних печатях принадлежавших князьям, имелся знак Рюриковичей- изображения княжеской тамги, древнейшего гербового изображения княжеского тризуба, и по кругу печати были начертаны литеры.
Печати такого типа существовали до XI века.

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в.

Княжеские печати. Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв.

Печати с патрональными изображениями двух святых. Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.

Печати с изображением княжеского знака и святого. Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

Читайте также: