История государственной службы в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Включает военную службу, государственную гражданскую службу, правоохранительную службу. Военная и правоохранительная служба предназначены в основном для обеспечения исполнения полномочий государства в сфере обороны, безопасности, охраны правопорядка и других сферах; государственная гражданская служба обеспечивает функционирование высших должностных лиц и государственного аппарата.

Формирование аппарата государственных служащих связано с образованием государств на Древнем Востоке, в ан­тич­ном ми­ре и др.

1) Российской Федерации и федеральных государственных органов;

2) субъектов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации;

3) высших должностных лиц Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Соответственно государственная служба разделяется на: федеральную, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. К высшим должностным лицам, деятельность которых обеспечивает государственную службу, относятся: Президент Российской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации и федеральные министры; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации; члены Совета Федерации и депутаты Государственной ду­мы Федерального собрания; председатель и судьи Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, федеральные судьи; Генеральный прокурор Российской Федерации; Секретарь Совета безопасности Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты Российской Федерации; председатель Центрального банка Российской Федерации; председатель, его заместитель, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации (1995 год). Для обеспечения деятельности высших должностных лиц создаются аппараты федеральных органов представительной, исполнительной и судебной властей, в которых предусмотрено исполнение (прохождение) федеральной государственной службы. В субъектах Российской Федерации государственная служба устанавливается законами каждого субъекта Российской Федерации.

Система российской государственной службы включает в себя военную, государственную гражданскую и правоохранительную службу. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Законом могут устанавливаться и другие виды федеральной государственной службы (например, специальные). Государственная гражданская служба разделяется на федеральную и службу субъектов Федерации.

Государственная служба в Российской Федерации основана на принципах: федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты; равного доступа граждан к государственной службе; единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы; открытости государственной службы и её доступности общественному контролю; профессионализма и компетентности государственных служащих; защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юри­дических лиц.

Отношение к государственной службе, к ее организации и регламентированию, к ее прохождению чиновниками служит показателем устройства государства и его аппарата. Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы.

Пожалуй, известный Указ Петра I Табель о рангах, изданный 4 февраля 1722 г., заложил ее прочную базу. В него были включены 94 наименования гражданских и воинских должностей, отнесенных к 14 классам. Каждый чиновник должен был пройти определенные ступени бюрократической лестницы, если удовлетворяло качество его службы.

Интересны в историко-познавательном плане и другие правовые документы XVIII в. - указы, инструкции. Назовем среди них "О безволокитном и правом вершении дела" (1719), "Об ответствовании на указы, посылаемые в Губернии из Сената и Коллегий" (1719) и т.д.

И в XIX в. издавались многочисленные правила, инструкции и циркуляры по вопросам государственной службы. К их числу относятся, например, Устав о службе по определению от Правительства (1896), Положение о порядке производства в чины по Гражданской службе (1834) и т.д.

Строгая регламентация элементов государственной службы, однако, мало помогала предотвращению и искоренению таких пороков управления, как взяточничество, волокитство, формализм, служебные подлоги.

В годы Советской власти издается немало актов, посвященных государственной службе. Постепенно они консолидируются в трудовом законодательстве, хотя длительное время действовали постановления и положения о требованиях к отдельным категориям служащих, о классных чинах, о порядке аттестации, об укреплении государственной дисциплины и др. Периодически издавались тарифно-квалификационные справочники для работников народного хозяйства. Министерства и ведомства готовили типовые или примерные должностные инструкции.

В 80-х годах началась работа по подготовке новых законодательных актов о государственной службе, но ее так и не удалось завершить. В настоящее время правовой институт государственной службы является межотраслевым, включает в себя нормы государственного (конституционного) права, но в основном состоит из норм административного права, связан с рядом финансово-правовых правил, с главой Уголовного кодекса "Должностные преступления", но особенно тесно - с трудовым правом. Институт государственной службы охватывает правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих.

В современной России была создана новая, значительно расширенная и измененная нормативная база государственной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции РФ, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.

Понятие государственной службы в России формировалось и развивалось исторически. Долгие годы считалось, что в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников, регулирование служебной деятельности, определение сроков службы и правил увольнения. В таком смысле государственная служба охватывала все категории работников, занятых не только в государственном аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить ее содержание была трактовка государственной службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего государственного аппарата. Сегодня государственная служба трактуется в широком смысле как выполнение служащим своих обязанностей во всех государственных организациях, а в узком смысле - как выполнение им обязанностей только в государственных органах.

В соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", принятым 27 мая 2003 г., государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба в Российской Федерации основана на следующих принципах:

Вместе с тем состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно, и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям. В частности:

  1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации. Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т.д. В субъектах Федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления.
  2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.).
  3. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.
  4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих внутри категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей - с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем - утратило свое значение.
  5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок, на определенное время, с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).
  6. Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия (в частности, погоны).

Резюмируя сказанное, можно определить, что современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.

Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Реформирование государственной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются:

  • необходимость реформ системы государственного управления и создания новой государственности в РФ;
  • обеспечение действия принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную;
  • осуществление правовой реформы;
  • проведение экономической и хозяйственной реформы;
  • укрепление органов федеральной государственной власти;
  • укрепление органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • создание государственного и муниципального аппарата в субъектах РФ;
  • необходимость выработки концепции и практическое осуществление новой государственной кадровой политики;
  • проведение организационно-правовых мероприятий в федеральных и региональных органах государственной власти;
  • кардинальное изменение действующего и создание нового законодательства о государственной службе.

Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определенную роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная служба.

В ходе реформ в Российской Федерации формируется новая гражданская государственная служба, с тем, чтобы государство могло эффективно осуществлять свою политику через квалифицированный аппарат служащих. В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Реформирование как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Переустройство российской власти имеет три составляющих:

· первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;

· вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти);

· третья - это реформа государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. В настоящее время реформированием занимаются сразу несколько комиссий, отвечающих за федеративные отношения и вопросы разграничения полномочий, за рационализацию функций и структуры федеральных органов исполнительной власти, за реформу государственной службы.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации регулирует её организацию и правовое положение государственных служащих, как в целом, всей системы, так и специальных видов государственной службы: военной, дипломатической, налоговой, правозащитной, контрольно-надзорной, правоохранительной.

Цель данной работы рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство регулирующее вопросы прохождения государственной гражданской службы, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

Новейшая история государственной службы в России

В реформе системы государственной службы Российской Федерации можно выделить несколько этапов, рассмотрим каждый из них:

Первый этап (1991-1997 гг.).

Характеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений.

Четвертый этап (2003 г. - 2007 г.).

В этот период времени нормативно оформляются и совершенствуются механизмы функционирования государственной службы, осуществляется практическая реализация норм, заложенных в федеральных законах и нормативных правовых актах, принятых в рамках концепции и Федеральной программы.

Ко времени завершения программы был детально проанализирован отечественный и международный опыт, проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов Федерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации.

В настоящее время проходит очередной реформирования государственной службы, который условно можно обозначить с 2007года по настоящее время.

Заключение

1. Основные результаты реформирования в сфере Государственной службы.

Десятилетняя практика применения федеральных законов о государственной службе, прежде всего, подтвердила жизненность установленного правового статуса государственной службы и государственных служащих, основных требований к организации государственной службы. Ключевыми результатами развития законодательства о государственной службе в рассматриваемый период можно считать утверждение в законодательстве и отчасти в практике организации государственной службы следующих, реализующихся в комплексе норм, подходов:

Государственная служба - это не более и не менее чем специфическая профессиональная служебная деятельность части персонала, работающего в государственных органах, на части должностей в государственных органах.

. Федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ входят в единую систему государственной службы Российской Федерации.

. Система государственной службы РФ включает виды государственной службы, каждый из которых на основе единого федерального закона о системе государственной службы регулируется специальным законодательством.

. Государственная служба отличается от другой трудовой деятельности большей зависимостью от ее носителей (государственных служащих) и государства, и граждан, и создаваемых ими организаций. В этой связи правомерны ограничения некоторых гражданских прав государственных служащих, введение для них некоторых запретов, обязанностей перед гражданами и государством, требований к служебному поведению. Этим государственные служащие отличаются от иного персонала государственных органов, других государственных организаций и учреждений.

. Государственный служащий обязан во всех ситуациях руководствоваться законом, в том числе оценивать через призму закона данные ему поручения, исходя при этом из верховенства закона. 6. Государственные служащие, как и государственная власть, должны руководствоваться приоритетом прав и свобод человека и гражданина, их непосредственным действием, обязательностью их признания, соблюдения и защиты.

. Государственная служба не является пожизненной или гарантированной с момента поступления на нее. С государственным гражданским служащим заключается контракт, который может быть ограничен определенным сроком и который независимо от того, указан ли в нем срок, на который он заключен, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в установленных федеральным законом случаях.

. Круг обязанностей государственного служащего устанавливается не произвольно, а в соответствии с едиными требованиями федерального закона о государственной службе, административными и должностными регламентами. Федеральный закон о государственной гражданской службе установил основные обязанности гражданского служащего и требования к содержанию должностных регламентов.

. Государственный служащий не вправе превышать свои полномочия и компетенцию.

. Государственная служба должна быть конкурентоспособной, привлекательной и престижной.

. Денежное содержание государственного служащего, неденежные выплаты, карьера государственного служащего, его репутация прямо должны зависеть от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности.

2.Перспективы развития законодательства о государственной службе.

2.1.Развитие законодательства о государственной службе Российской Федера2ции, будет связано с реализацией прямых предписаний действующих федеральных законов о государственной службе. Прежде всего должны быть подготовлены федеральные законы о военной и правоохранительной государственной службе.

.Больших усилий потребует подготовка необходимых подзаконных актов, подготовка которых должны проводиться в контексте реформирования государственного управления в целом, административной реформы. Внедрение новых федеральных законов о государственной службе, разработка соответствующих подзаконных актов должны быть скоординированы:

с внедрением механизмов бюджетирования и управления по результатам;

с сокращением и оптимизацией государственных функций;

с разработкой и внедрением стандартов государственных услуг и административных регламентов государственных функций, в том числе по оказанию государственных услуг;

с созданием системы административной юстиции;

разработкой и внедрением эффективных механизмов досудебного обжалования;

с разработкой и внедрением специальных антикоррупционных программ и механизмов;

внедрением систем мониторинга государственного управления; созданием эффективных каналов участия гражданского общества в подготовке решений государственных органов, в мониторинге их эффективности.

. Урегулирование порядка наступления дисциплинарной ответственности государственных служащих. Решение вопроса об ответственности государственного служащего остается на усмотрение руководителя. Сам руководитель не несет неотвратимой ответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по наведению порядка, за безнаказанность недобросовестного чиновника.

Эта правовая ситуация - широкая лазейка для безответственности, замкнутости, кастовости и превращения государственной службы в разновидность бизнеса.

.Уренулирование по предотвращению и конфликтам интересов, которое проводится на а усмотрение руководителя. Руководитель фактически может счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов. Может наказать, а может и не наказывать за умышленные действия в ситуации конфликта интересов, их систематическое возникновение. Сам руководитель не несет реальной ответственности за попустительство конфликтам интересов. Серьезное противодействие коррупции потребует более жестких формулировок, требующих: безусловного устранения конфликтов интересов; запрета на исполнение служебных обязанностей в ситуации конфликта интересов, по крайней мере, в зоне действия этого конфликта; предоставления ежегодно и по мере необходимости декларации о конфликте интересов.

Правовая терпимость к конфликтам интересов порождает терпимость к ним и в деятельности государственных органов, и в общественном мнении, а это открытая дверь для коррупции.

.Потребуется установить федеральным законом более конкретные механизмы прямой зависимости денежного содержания и карьеры государственного служащего от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, в том числе и прежде всего - от качества оказываемых им государственных услуг, от оценки этого качества пользователями государственных услуг.

Без такой решительной переориентации на интересы пользователей государственных услуг всей правовой базы мотивации государственных служащих кастовость государственной службы преодолеть будет сложно. Преодолеть ее можно будет, вероятнее всего, только тогда, когда закон установит прямую зависимость благополучия государственного чиновника от оценки его клиентов.

.Создание действенной системы управления государственной службой. Отсутствие полноценной системы управления государственной службой по мнению ряда специалистов порождает такие негативные последствия с российской системе государственной гражданской службы как недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, невысокая результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к административному давлению и коррупции.

.После апробации подзаконных актов, предусмотренных федеральным законом о государственной гражданской службе, возникнет, вероятно, необходимость закрепления подтвердивших свою эффективность процедур, установленных этими подзаконными актами, федеральными законами. Потребуется, например, законодательно закрепить значительно более детальные, чем в настоящее время, обязательные и эффективные процедуры конкурсного отбора, размещения государственного заказа на подготовку государственных служащих. Это необходимо для того, чтобы государственный чиновник был безусловно уверен, что его карьера, возможность занять более высокую должность зависят не от "хороших отношений" с работодателем, а только от его собственных способностей и заслуг. Только тогда профессионализм и компетентность, репутация государственного служащего обретут реальную цену.

Программу планируется реализовать в 2 этапа (I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы)

Используемая литература

1. Конституции Российской Федерации.

. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 №2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе".

. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//

. Указ Президента Российской Федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащим Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня),

. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим",

. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации

. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы",

. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".

. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 года.

. Проблемы реформирования Государственной гражданской службы в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №26 (314), 2006.

. Абрамов В.А. Система государственного управления. Курс лекций. АГПС, М., 2004.

. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. - М., 1996. С. 67.

. Иванов В.Т. Государственная служба в зарубежных странах. - М., 2005.

. Капаров С.Г. Основы казахстанской модели государственной службы. Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения. - Екатеринбург, 2002.

Введение

Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная служба.

В ходе реформ в Российской Федерации формируется новая гражданская государственная служба, с тем, чтобы государство могло эффективно осуществлять свою политику через квалифицированный аппарат служащих. В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Реформирование как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Переустройство российской власти имеет три составляющих:

· первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;

· вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти);

· третья - это реформа государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. В настоящее время реформированием занимаются сразу несколько комиссий, отвечающих за федеративные отношения и вопросы разграничения полномочий, за рационализацию функций и структуры федеральных органов исполнительной власти, за реформу государственной службы.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации регулирует её организацию и правовое положение государственных служащих, как в целом, всей системы, так и специальных видов государственной службы: военной, дипломатической, налоговой, правозащитной, контрольно-надзорной, правоохранительной.

Цель данной работы рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство регулирующее вопросы прохождения государственной гражданской службы, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

История государственной службы в России

Еще во времена Ивана Грозного в России была сформирована система ведомств - Приказов, осуществлявших руководство отдельными отраслями государственного управления. Однако начало чиновничества в России связывают с эпохой Петра I. 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I была утверждена Табель о Рангах, которая стала основным законом о порядке государственной службы в Российской империи и просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Начало серьезного и последовательного движения в сторону создания профессиональной государственной службы связано с именем выдающегося реформатора М.М. Сперанского, который впервые обратился к проблеме образования и подготовки служащих государственного аппарата. В течение XIX века предпринималось еще несколько попыток реформировать систему государственной службы России. Наиболее решительными реформаторами этой эпохи были В. Н. Панин, граф Д. Н. Блудов, М. А. Корф, С.Ю. Витте.

После октябрьской революции 1917 года чины государственной службы были формально упразднены. На смену петровской Табели о рангах пришла номенклатурная система подбора и расстановки кадров, включающая в себя перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций всех уровней и звеньев. Выдвижение на руководящие государственные посты обычно сопровождалось продвижением чиновников по иерархической лестнице в Коммунистической партии Советского Союза.

Работа над правовым оформлением института государственной службы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в эпоху новой России.

Конспект лекции: История развития государственной службы в России

Дальше был период провала в регулировании государственной службы, т.е. все 20-ые годы революционные авторы пытались создать новые способы. Единственным комплексным актом по вопросам государственной службы являлись временные правила о службе в государственных предприятиях и учреждениях от 21 декабря 1922 г. Эти правила действовали вплоть до 80-ых годов.

  • 1. Выделил три вида государственной службы. Военная, правоохранительная и гражданская.
  • 2. Он также четко указал, что военная и правоохранительная являются исключительно видами федеральной службы, а гражданская - как субъекта, так и федеральная. Государственная гражданская служба субъектов находится в совместном ведении. Организация государственной гражданской службы как бы находится в введении субъекта, но на факте конечно нет, ибо это связано с принципом единства государственной службы.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Реформирование государственной службы и муниципальной службы является приоритетным направлением деятельности в сфере государственного строительства, которое должно осуществляться в рамках общей административно-правовой реформы Российской Федерации. В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится актуальной потребность в создании эффективной и управления общественными процессами в стране.

Целью работы является рассмотрение основных этапов развития государственной и муниципальной службы с момента возникновения до настоящего времени. Задачей является рассмотрение реформирования государственной и муниципальной службы.

Объект данной работы является: государственная и муниципальная служба. Предметом работа является: общественные отношения в процессе развития государственной и муниципальной службы в России.

Задачами этой работы являются:

-Рассмотреть понятие государственной и муниципальной службы

-Рассмотреть этапы становления государственной службы

-Осветить проблемы реформирования государственной службы

-Раскрыть историю развития муниципальной службы.

Государственное управлении имеет важные функции, выполнение которых обеспечивает существование государства: поддержание внешней внутренней безопасности страны, организацию работы учреждений образования, здравоохранения и других институтов, развитие экономики. Эти и другие функции выполняются через государственных (муниципальных служащих) служащих, которые находятся на службе в органах публичной власти.

государственный служба муниципальный управление

Становление государственной службы

Этапы становления государственной службы

Государственная служба[1] - профессиональная деятельность в аппарате государственного управления. В различных странах, как состав, так и функции госслужащих определяется по-разному. Обращаясь к периоду образования древнерусского государства, речь будет идти о прообразах государственных институтов, формировании той организации, которая в современном значении обозначается термином государственная служба. Мы обратимся к следующим этапам формирования и развития государственных органов власти в России:

I. Древнерусское государство X-XIII вв.

II. Русское государство XIV-XVII вв.

III. Российская империя XVIII-XX вв.

IV. Советский период XX в.

V. Перестройка и формирование новой государственности 1985-1999 гг.

VI.Современный период развития Российской Федерации.

I. Как известно, первые упоминания о государственных и общественных институтах на территории современной России приходится на IX век и связаны с приглашением Рюрика и его братьев для управления русскими землями. Применительно к этой легенде в летописях упоминается о следующих общественных образованиях, являющимися прообразами государственной службы в России:

- собрание представителей племен, пригласивших варягов (историки предполагают, что это было непосредственным предшественником позднего веча).

- князь, который владеет землями и судит.

- дружина вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе.

II. Кардинальные изменения, положившие начало официальному закреплению государственной службы в России, произошли в период знаменитых реформ Петра I (1682-1725 гг. правления). В структуре государственных органов на смену системы приказов утверждены 11 Коллегий и Святейший Синод (на правах коллегии). В отличие от приказов все вопросы государственного управления были четко распределены между коллегиями. Президент коллегии назначался царем. Петр I разделил Россию на восемь административных округов, названных губерниями. Губернии возглавлялись губернаторами, назначаемыми царем. Губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были представлены губернаторы, вице-губернаторы, воеводы.

Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Официальным началом государственной службы России стал 1722 год, когда была издана Табель о рангах, вводившая новую иерархию военных, статских и придворных чинов из 14 классов. В основу Табели был положен принцип личной выслуги, согласно которому каждый чиновник или военный в своей служебной карьере должен был последовательно проходить всю лестницу чинов снизу вверх. Введенная Петром I система государственной службы и должности государственных служащих сохранились с внесенными изменениями до советского периода истории России. III. В период Российской империи определенные изменения происходили в статусных правах и обязанностей дворянства. Так, Манифестом Петра III была отменена обязательная служба дворян. Дворяне не исполняли обязанности перед государством, но при этом сохраняли сословные привилегии. За время правления Екатерины II и Павла I установлена возможность производства в чин путем простой выслуги лет без обязательного назначения на соответствующую должность. [4]

В период 1992-1993 годов в стране в качестве основ формирования рыночной экономики произошла либерализация цен; была осуществлена приватизация. Политические и экономические реформы инициировались указами президента, полномочия которого значительно расширились с принятием новой Конституции РФ в 1993 году. Эти события были ключевыми в процессе модернизации России в 1990-х годах и качественно обусловили ее специфику. [6]

VI. Новый этап государственного развития связан, в первую очередь с именем Владимира Владимировича Путина. Административная реформа 2000-х годов была инициирована именно им. Реформу государственной службы в России на современном этапе можно разделить на несколько этапов:

1. Начало административной реформы - 2003-2004 гг.

2. Ликвидация недостатков реформы - 2006-2008 гг.

3. Федеральная программа по реформированию государственной службы Российской Федерации - 2009-2013 гг.

В рамках 1-го этапа Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 были определены приоритетные направления административной реформы. Правительству Российской Федерации было поручено образовать Правительственную комиссию по проведению административной реформы, что было сделано постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451, утвердившим также Положение о соответствующей комиссии.

Для ликвидации отмеченных недостатков был разработан 2-ойэтап административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 гг. План мероприятий по ее проведению были одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Концепция реформы, принятая Правительством, определила в качестве приоритетов следующие направления:

- повышение качества и доступности государственных услуг;

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- общее повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

На данном этапе в рамках административной реформы должна была осуществляться деятельность по следующим направлениям:

а) разработка и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов (в том числе электронных административных регламентов) в органах исполнительной власти в ходе реализации ведомственных и региональных программ проведения административной реформы;

б) ликвидация избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) реализация процедур управления по результатам в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

г) проведение мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности по осуществлению контроля и надзора;

д) обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне;

Реализация на практике поставленных задач выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. [7]

Читайте также: