История эвенков кратко и просто

Обновлено: 02.07.2024

На территорию Красноярского края эвенки стали проникать с веков из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя Тунгуска и Ангара.

Эвенки проживают на большой территории: от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге. За пределами России эвенки живут в Маньчжурии (Китай) и Монголии.

В Российской Федерации общая численность эвенков составляет 37 843 человека, по данным переписи 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Республика Бурятия, Читинская и Амурская области.

Говорят на эвенкийском языке группы алтайской семьи. Диалекты делятся на три большие группы: северную (к северу от Нижней Тунгуски), южную (к югу от Нижней Тунгуски), и восточную (к востоку от Витима и Лены). В была создана письменность на основе латинского, в 1937 г. — русского алфавита. Литературный язык — на основе говора.

Делятся на несколько субэтнических групп. Наибольшее различие — между западными (Красноярский край, Иркутская обл. и др.) и восточными (Амурская обл., Хабаровский край) эвенками. До XIX в. выделялась многочисленная группа так называемых конных эвенков Забайкалья, которая впоследствии была ассимилирована бурятами и русскими.

Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Считается, что процесс его формирования начался еще в 1-м тыс. путем смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. В результате образовались различные типы эвенков: пешие (охотники), орочен — оленные (оленеводы) и мурчен — конные (коневоды).

На территорию Красноярского края эвенки стали проникать с из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя Тунгуска и Ангара. В XVIII в. ангарские эвенки откочевали на север, в район Подкаменной Тунгуски. Другие группы мигрировали в западном направлении, достигнув Енисея. Затем они повернули на север, расселяясь по енисейским притокам (реки Сым и Турухан), вплоть до Хантайского озера на Таймырского полуострова.

В 1927 г. были образованы Илимпийский, Байкитский и национальный районы, объединенные в 1930 г. в Эвенкийский национальный округ, с 1987 г. — автономный округ, с 1992 г. — самостоятельный субъект РФ, с 2007 г. — муниципальный район в составе Красноярского края.

В Красноярском крае численность эвенков со второй половины XX в. была стабильной, на уровне 4,2—4,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 4372 эвенка. Здесь имеется 14 мест компактного проживания эвенков и несколько факторий, в т. ч. поселок Хантайское Озеро, где эвенки живут совместно с долганами, поселок Советская Речка Туруханского района и поселок Вельмо района, фактории Чиринда и Эконда.


Название

Где живут


С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

  1. Север — Северный Ледовитый Океан.
  2. Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
  3. Восток — Охотское море.
  4. Запад — река Енисей.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 чел.
  • Красноярский край — 4 632 чел.
  • Хабаровский край — 4 533 чел.
  • Бурятия — 2 334 чел.
  • Амурская обл. — 1 501 чел.
  • Забайкальский край — 1492 чел.
  • Иркутская обл. — 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.


Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.

История


Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Внешность и характер

Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:

Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:

  • средний рост;
  • непропорциональное телосложение;
  • округлая форма лица;
  • широкие дугообразные брови;
  • узкие темно-коричневые глаза;
  • широкий плоский лоб;
  • выдающиеся скулы;
  • заостренный подбородок;
  • широкий рот;
  • черные жесткие волосы;
  • слабая растительность на лице и теле.

Одежда


Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

Женщины

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.


Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.


Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:

  1. Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
  2. Охотников-оленеводов.
  3. Оседлых скотоводов.


Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.


Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Традиции


К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Эвенки - один из самых интересных народов Сибири. О них мы сегодня вкратце и расскажем.

Первые сведения о них относятся еще к XII-му столетию. По внешности - типичный монголоиды. Язык эвенков, сегодня увы, стоящий на грани забвения, относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Ближайшие родственники эвенков - нанайцы, удэгейцы, эвены, манчжуры . Совсем дальние - тюрки .

Где живут эвенки

Известно, что на момент прихода русских в Сибирь (XVI век), рыбаки и оленеводы-эвенки занимали просто потрясающую территорию - кочевали от Камчатки до берегов Енисея до самой китайской границы. Своей землей философски называли любую, где только могли пройти. Посему дать им автономию или округ оказалось задачей весьма непростой.

Сегодня эвенки живут во множестве сибирских регионов России: Якутии, Красноярском и Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях. Прежде имели свой автономный округ, в 2007-м году на правах Эвенкийского района присоединенный к Красноярскому краю.

Часть эвенков исторически живет также в Монголии и северном Китае, где они - единственный народ оленеводов.

Как появились эвенки

Прародиной предков эвенков, известного по китайским летописям народа увань , ученые считают берега Байкала. Отсюда они (Глазковская культура) широко и расселились по всей матушке-Сибири.

Впрочем, это лишь одна из версий - точно происхождение разбредшихся по всей земле сибирской эвенков никому неизвестно.

Примерно в XI-XIII вв единый массив эвенков разрезал на две части внезапный приход с юга на сибирскую землю воинственных якутов. В результате от эвенков отделился близкородственный этнос эвенов (около 20 тысяч душ).

Сегодня эвенков в мире насчитывается около 80 тысяч человек. Самоназвание их звучит как эвенил. Прежде русские звали их тунгусами, название это сохранилось в ряде рек Сибири - Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска. Отсюда же и знаменитый Тунгусский метеорит.

Кто по религии эвенки

По сей день многие эвенки считаются язычниками-шаманистами. Называют своими предками оленя, медведя и ворона, говорят что живут непосредственно под покровительством вечной Полярной звезды.

Впрочем, немало эвенков следуют и православию. А в Китае и Монголии еще и тибетскому варианту буддизма.

Почему эвенков называют аристократами Сибири?

Любопытный момент. Именно эвенки первыми в истории додумались изготовлять солнечные очки. Мастерили такой аксессуар из кости животных, обтягивали кожей, в которой прорезали узкие отверстия для глаз.

Эвенки не освоили искусства обращения с лошадьми. Но зато великолепно научились скакать на северных оленях. Причем, могли проводить верхом на этих своенравных животных по много часов. Легко себе представить, какое впечатление производили на европейцев эвенкийские всадники на оленях.

Anonymous message to Vladimir Putin. Справка: Anonymous – это децентрализованная группа хакеров

Anonymous требуют, чтобы Putin немедленно ушел в отставку, и заявляют, что подготовили для российского президента "специальную операцию".

Это Буча. Мирный город в Киевской области Украины. Мирные люди. Особенно опасная колонна с террористами, обозначенная буквами V. Точнее фарш из этой колонны. Это была рашинская морская пехота. Очень ярко и с треском горела. Спасибо ВСУ, что зап*здили их. И так будет с каждым, кто рыпнется в Украину! Генералы Путина пытаются скрыть свои потери в Украине и сжигают тела погибших в передвижных крематориях. Бойтесь, орки. В Украину прибыла новая партия Javelin и беспилотников Bayraktar! СЛАВА УКРАИНЕ. ГЕРОЯМ СЛАВА.

Bayraktar

Главный раввин Украины Моше Реувен Асман записал видеообращение

Главный раввин Украины Моше Реувен Асман обратился к равинам и евреям России, к русским людям. - Люди остановите войну! Не смотрите, что вам говорят по телевидению! Там врут вам! Российские войска бомбят мирные города — Киев, Харьков, Одессу! - призвал он. Главный раввин также сообщил, что на территорию Бабьего Яра, где находятся массовые захоронения евреев, попали три ракеты. Он сказал, что нельзя оставаться равнодушным, потому что это преступление. - Я никогда не мог представить в страшном сне, что могу погибнуть от русских снарядов! - сказал Моше Реувен Асман. -Я стою со святой Торой. Я на Торе вам говорю — проснитесь!


Эвенки — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны [9] . Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

Содержание

География

Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре (бывш. Верхняя Тунгуска). В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.

История

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. К прототунгусской общности относят глазковскую культуру. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (5-7 века н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Во II тыс. н. э. эвенки были рассечены продвижением на север якутов. Восточные эвенки образовали этнос эвенов. До прихода русских в XVII веке эвенки (тунгусы) жили по рекам Ангара, Вилюй, Витим, Енисей, Верхняя Лена, Амур (орочоны) а также на побережье Байкала [10] .

Согласно этнографических исследований [11] , в древности Эвенки практиковали Обряд воздушного погребения, который часто встречается и у народов, включённых Старостиным С. А. в гипотезу о сино-кавказской макросемье языков.

Численность

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г. — 64500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (31.8 %), якутский, бурятский и другие языки.

По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35 527 эвенков. Из них около половины (18 232) жили в Республике Саха.

  • В Китае, по данным переписи 2000 года численность эвенков и орочонов вместе взятых была 38 701. Они образуют две из 56 официально признанных национальностей КНР.
  • В Монголии проживают от тысячи до нескольких тысяч эвенков.

Численность эвенков в населённых пунктах (2002 г.) [12]

    :
    • город Якутск 1630
    • село Жиганск 1418
    • село Оленёк 1214
    • село Иенгра 857
    • село Хатыстыр 857
    • село Кюсюр 734
    • село Харыялах 715
    • село Жилинда 614
    • пгт Усть-Мая 519
    • пгт Тикси 487
    • село Кутана 482
    • село Саскылах 477
    • село Таймылыр 476
    • село Петропавловск 407
    • село Кюпцы 405
    • село Кыстатыам 393
    • село Тяня 359
    • село Найба 286
    • село Эжанцы 286
    • село Угоян 231
    • село Баханай 225
    • село Сюльдюкар 205
    • село Куду-Кюель 165
    • город Алдан 148
    • город Нерюнгри 137
    • село Токко 137
    • село Сиктях 133
    • село Амга 111
    • село Быковский 103
    • посёлок Тура 1027
    • посёлок Суринда 480
    • село Байкит 400
    • посёлок Полигус 269
    • посёлок Эконда 250
    • посёлок Чиринда 181
    • посёлок Тутончаны 178
    • село Ванавара 400
    • посёлок Хантайское Озеро 166
    • посёлок Учами 144
    • город Красноярск 131
    • посёлок Кислокан 118
    • посёлок Нидым 108
    • посёлок Куюмба 100
    • село Нелькан 525
    • село Удское 390
    • село Чумикан 299
    • село Арка 295
    • село Аим 271
    • село Джигда 243
    • город Хабаровск 241
    • село Тугур 239
    • село Аян 203
    • село Тором 159
    • село Владимировка 131
    • город Улан-Удэ 245
    • посёлок Россошино 196
    • посёлок Уоян 174
    • пгт Нижнеангарск 164
    • посёлок Холодная 161
    • село Багдарин 160
    • посёлок Усть-Джилинда 121
    • улус Алла 118
    • село Усть-Нюкжа 349
    • село Ивановское 291
    • посёлок Бомнак 223
    • село Усть-Уркима 213
    • село Первомайское 138
    • село Тунгокочен 133
    • село Чапо-Олого 131
    • село Ербогачён 164
    • село Вершина-Тутуры 154
    • село Хамакар 119
    • город Санкт-Петербург 140

    Эвенки России

    В России эвенки проживают в основном в Якутии (18 тыс.) и Красноярском крае (4,6 тыс., в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тыс.). В 1930—2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 1931—1938 — Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков. Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования.

    Численность эвенков в России:


    А. Н. Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах:

    … Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго… [13]

    Известные эвенки

    Этноним



    Традиционные занятия

    Эвенки Китая

    В Китае эвенки представлены 4 этнолингвистическими группами, которые объединены в 2 официальные национальности, проживающих в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):

    Эвенки Монголии

    В Монголии эвенки представлены только хамниганами (около 3 тысяч человек), проживающими в Селенгинском аймаке.



    Топонимы

    Историческое имя эвенков — тунгусы — закреплено в ряде топонимов: Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. По названию последней назван и знаменитый Тунгусский метеорит.

    Эвенкийские административно-территориальные образования

    Эвенкийские административно-территориальные образования в настоящее время (2009) имеются в России и Китае. В России к ним относятся Эвенкийский район Красноярского края (бывший Эвенкийский АО), Анабарский, Жиганский и Оленёкский улусы Якутии, Баунтовский район Бурятии и ряд сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии. В прошлом существовали и другие эвенкийские АТО.

    В Китае к эвенкийским АТО относятся Орочонский и Эвенкийский автономные хошуны во Внутренней Монголии и несколько национальных волостей и сомонов во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    • Народы Сибири
    • Народы Дальнего Востока
    • Эвенки
    • Народы Якутии
    • Народы Красноярского края
    • Народы России
    • Народы Китая
    • Народы Монголии

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Эвенки" в других словарях:

    ЭВЕНКИ — (самоназвания эвенки, орочоны) народность общей численностью 65 тыс. чел. Основные страны расселения: Китай 35 тыс. чел., Российская Федерация 30 тыс. чел. Язык эвенкийский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные… … Современная энциклопедия

    Эвенки — (самоназвания эвенки, орочоны) народность общей численностью 65 тыс. чел. Основные страны расселения: Китай 35 тыс. чел., Российская Федерация 30 тыс. чел. Язык эвенкийский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЭВЕНКИ — (самоназв. орочон устаревшее выражение тунгусы), народ в Красноярском крае и других районах Сибири. Всего в Российской Федерации 29,9 тыс. человек (1992). 35 тыс. человек живут в Китае (1992). Язык эвенкийский. Верующие приверженцы традиционных… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭВЕНКИ — ЭВЕНКИ, эвенков, ед. эвенк, эвенка, муж. Народность, живущая в Восточной Сибири, то же, что тунгусы в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЭВЕНКИ — ЭВЕНКИ, ов, ед. эвенк, а, м. Народ, живущий в Эвенкии [прежнее название Ч тунгусы]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЭВЕНКИ — (самоназвание орочон, устаревшее тунгусы), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. человек), в Красноярском крае и других районах Сибири. Язык эвенкийский, относящийся к тунгусо маньчжурским языкам. Верующие приверженцы традиционных верований,… … Русская история

    эвенки — ов; мн. Народ, живущий в Эвенкийском автономном округе и в других местах Сибири и Дальнего Востока (устаревшее название тунгусы); представители этого народа. ◁ Эвенк, а; м. Эвенкийка, и; мн. род. киек, дат. кийкам; ж. Эвенкийский, ая, ое. Э. язык … Энциклопедический словарь

    эвенки — ЭВЕНКИ, ов, мн (ед эвенк, а, м). Народ, живущий в Эвенкийском автономном округе, в России, гл. образом в сев. р нах Красноярского края (прежнее название тунгусы); люди, принадлежащие к этому народу; яз. эвенкийский (тунгусский), тунгусо… … Толковый словарь русских существительных

    эвенки — мн. – название тунгусск. народности на верхней, средней и нижней Тунгуске, в Красноярск. крае, ранее назывались чапогиры мн., эвенк. cāpǝgir, которое, возм., связано с сāрǝ беличье гнездо (Бенцинг, Einführung 15). Название эвенки происходит из… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Эвенки — (прежнее назв. тунгусы) народ в Сибири. Границы современного расселения Э.: на З. левобережье Енисея, на С. Заполярная тундра между Енисеем и Леной, на В. южная часть Охотского побережья, на Ю. Амур и северные районы Бурятской АССР. Общая … Большая советская энциклопедия

    Читайте также: