История детского платья в россии кратко

Обновлено: 03.07.2024

В отдельных культурах одежда несовершеннолетних могла быть отмечена определенными деталями. Например, в Древнем Риме мальчики младше 16 лет носили тогу с пурпурной каймой — среди взрослых такая тога полагалась только высшим должностным лицам. Но в целом дети носили такую же одежду, как взрослые своего круга. Когда корсеты и кринолины стали неотъемлемой частью женского гардероба, маленьким девочкам не сделали скидки. Все эти вещи, похожие на орудия пытки, им приходилось носить с самого раннего возраста (посмотрите на серию портретов инфанты Маргариты кисти Диего Веласкеса: маленькая принцесса с пяти лет позирует в платьях с корсетами и огромными юбками). О том, как это отражалось на физическом, не говоря уже о психологическом здоровье девочек, никто не задумывался.

Локк высказал и другие любопытные идеи о детской одежде. Например, он призывал родителей даже зимой одевать своих детей как можно легче, чтобы закалить их и приучить к холоду, и говорил, что промачивать ноги — совершенно нормально и к этому нужно привыкнуть. Большинство российских мам придут в ужас от таких советов, а вот в Великобритании детей и сейчас не принято кутать: легкая куртка и отсутствие шапки в +5 и при ледяном ветре — обычное дело.

Французская революция принесла с собой грандиозные изменения в моде. Неоклассицизм на несколько десятилетий избавил женщин от жестких корсетов и широких юбок. Дамы надели легкие узкие платья с высокой талией, а мужчины начали носить длинные брюки, попутно избавляясь от париков, кружев, бантов и прочих декоративных украшений, которые отныне станут считаться исключительно элементами женской одежды. Все это повлияло и на детскую моду: девочек наряжали в платья с высокой талией, мальчики впервые в истории надели длинные брюки. К середине столетия до общества дошло, что детям больше нравятся яркие цвета и рисунки, и детскую одежду начали украшать красочными принтами. В это же время в моду входит матросский костюм, который носили и мальчики, и девочки (с юбкой).

Чем больше внимания уделялось личности ребенка и его всестороннему развитию, тем удобнее становилась детская одежда и тем больше соответствовала потребностям малыша в конкретном возрастном периоде. К концу XIX века не только мальчики, но и девочки до трех лет избавились от длинных платьев, мешавших им ходить и бегать: и тех и других переодели в удобные комбинезоны. Девочки постарше носили платья, но уже необязательно до щиколоток, длина до колена стала приемлемой. В XX веке длинные младенческие платья сохранились только в качестве торжественного наряда, надевавшегося, например, на крестины.

Возрастная планка, до которой девочка могла носить брюки, не вызывая общественного осуждения, постепенно повышалась. К 1920-м годам девочка могла ходить в штанах вплоть до пятилетнего возраста, спустя еще пару десятилетий они стали обычной неформальной одеждой для всех возрастов. В 1970-х брюки победили окончательно и стали восприниматься нормально в школе, на вечеринках и официальных мероприятиях.

В XX веке произошла еще одна важная вещь: подростки и молодежь впервые начали открыто конфликтовать с родителями. Еще веком ранее, не говоря о более давних временах, не только дети, но и вполне взрослые люди практически полностью зависели от старших родственников. Изгнание из семьи означало потерю места в обществе и имело катастрофические последствия не только для девушек, но и для молодых мужчин. В XX веке у детей появились как юридические права, так и понимание того, что они вовсе не обязаны следовать примеру родителей, разделять их мнение и повторять их жизненный путь.

Как явление, детская мода возникла более 200 лет назад, благодаря книге, написанной философом Жан-Жаком Руссо в Англии. В издании автор критиковал детскую одежду, которая являлась уменьшенной копией взрослых нарядов: девочки носили платья с корсетами, а мальчики – офицерскую форму детского кроя.

Первые в мире магазины детской одежды появились во второй половине XIX века, а француженка Жанна Ланвин стала первым модельером детской одежды от кутюр.

статьи (4).jpg

Совершившийся прорыв послужил стимулом для создания новых канонов, законов и традиций детской моды и в России.

В Российской империи модная детская одежда была доступна только детям состоятельных династий, крестьяне надевали детям традиционные наряды: рубахи-косоворотки и сарафаны, отличия можно было увидеть только в отделке изделий.

Актуальность русская детская мода обрела в XVIII веке. Тенденция наряжать ребят в копии взрослой одежды сейчас бы вызвала недоумение и в первую очередь потому, что изделия были дискомфортны и тяжелы по весу, но в те времена можно было часто встретить малышей в коляске в пышных платьях или форме.

В XIX веке выбор родителей пал на удобство детских нарядов и модельеры принялись разрабатывать для ребят повседневную, спортивную, парадную одежду на все случаи жизни.

До 6 лет все дети в России носили исключительно платья, эта особенность сохранилась до начала XX века.

статьи (5).jpg

Увидеть эту традицию можно на фотографии Николая второго, изображенного вместе с его детьми разного возраста, возле девочек можно заметить юного Алексея, также надетого в платье.

Среди отличительных особенностей детской моды в России на старте ее становления можно выделить:

• однотонные белые платья с лентами или кружевной отделкой для девочек;

• платья-трапеции с кружевным воротом и рукавами-фонариками для мальчиков;

• панталоны и матросский стиль для мальчиков.

В Советское время детская мода обрела новые краски, многие наряды привычны для нас и сегодня. Именно тогда модельеры начали разрабатывать удачные фасоны детской одежды, сохранившие востребованность: имеющую длину мини, выполненную из натуральных материалов, в клетку или с принтом, вязаную с геометрическими формами и другие модели.

Началом освоения новых форм кроя детского костюма была эпоха Просвещения, когда под влиянием французского философа Жан-Жака Руссо детская одежда сделалась более удобной, приспособленной к играм, путешествиям и стала действительно отличаться от одежды взрослых. Процесс этот медленно развивался на протяжении XIX века. Но вот к концу его, в 1880-е годы, детская мода резко вырывается вперед и своим кроем знаменует формообразование модного платья для взрослых XX века. За столетие в детской моде произошли не менее разительные изменения, чем в моде взрослой.

Очень много внимания уделялось одежде для девочек. Наиболее популярным было цельнокроенное платье-принцесса с заниженной талией, заканчивающееся юбочкой-плиссе, часто отделанное кружевом и английским шитьем. В его крое нельзя не усмотреть силуэт женского платья 1920-х годов — укороченного и с заниженной талией. Цвета для детских платьев в период 1880-х годов выбирались самые скромные — родители не допускали эксцентричности в одежде ребенка.

В следующее десятилетие перемены в детском костюме стали еще более заметными. Маленькие мальчики от года до четырех лет носили коротенькие платьица с низко посаженной талией, иногда с русской застежкой сбоку. В начале 1890-х годов для мальчиков стали делать темные шевиотовые панталоны со светлыми фланелевыми рубашечками и темными кителями. Особой любовью пользовался на протяжении всего десятилетия матросский костюм с большим отложным воротником. К нему полагалась матросская бескозырка, которую отделывали флотскими ленточками. Мальчики также носили соломенные шляпы с плоской макушкой. Мальчиков 9–11 лет часто одевали в русские рубашки — косоворотки навыпуск, подпоясанные кожаным ремнем. К ним надевали короткие панталоны до колена, чулки и высокие ботинки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 18 Детская

Педагогика перемен между уроками и детская шалость

Педагогика перемен между уроками и детская шалость Первая наша перемена будет длиться десять минут. Потом будут еще две перемены: между уроками по 30 и 10 минут. Всего 50 минут. Существует ли в педагогике проблема перемен между уроками? Нет, не существует. Она не существует и

5. Детская сексуальность

5. Детская сексуальность Вступая на территорию, осваиваемую Фрейдом и психоаналитиками, я тем не менее старался избегать темы секса, отчасти потому что хотел подчеркнуть социологический аспект моей работы, отчасти — остерегаясь спорных теоретических моментов, таких как

5. Детская сексуальность

5. Детская сексуальность Вступая на территорию, осваиваемую Фрейдом и психоаналитиками, я тем не менее старался избегать темы секса, отчасти потому что хотел подчеркнуть социологический аспект моей работы, отчасти – остерегаясь спорных теоретических моментов, таких

Детская сказка

Детская сказка Основные понятия: определение детской сказки, классификация, основные разновидности и их особенности, процесс детского сказкотворчества.Определение. Сказка является одним из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается

2.1. Детская народная сказка. Программа курса

2.1. Детская народная сказка. Программа курса Вводная частьОпределение сказки. История собирания до А. Афанасьева. Сборник Афанасьева и его история. Значение сборника Афанасьева. История собирания сказок украинских, белорусских, кавказских и других народов СССР.История

7.4. Советский период развития культуры России. Современная социокультурная ситуация в России

7.4. Советский период развития культуры России. Современная социокультурная ситуация в России Ситуация осмысления самобытности отечественной культуры, ее несводимости ни к западной, ни к восточной моделям развития усугубилась после Октябрьской революции 1917 года –


У детской моды очень интересная история. Изначально детская одежда была лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Но очень скоро мода для детей стала уникальным культурным явлением со своими канонами, традициями и законами.

Первые шаги российская детская мода сделала во второй половине XVIII века. Это было полное копирование европейских тенденций: детский костюм практически полностью повторял взрослую одежду. В городских садах под неусыпным взором нянечек гуляли и маленькие барышни в роскошных платьях с корсетом и кринолином, и крошечные господа в узких сюртучках, и совсем юные офицеры в мундирах. Такая одежда сковывала движения, была неудобной, тесной, тяжелой.


В XIX веке родителям наконец-то удалось решить вопрос, какой должна быть детская одежда: красивой или удобной? К счастью, выбрали удобную. Появились наряды для разных случаев: повседневные, для занятий спортом, для купания, парадный костюм.

Интересная деталь детской моды того времени: до шести лет и девочки, и мальчики носили платья! Такая особенность сохранилась до начала XX века. Есть интересная фотография, на которой запечатлен император Николай второй и императрица Александра Федоровна со своими детьми: девочки разных возрастов в одинаковых темных платьицах окружили родителей. И лишь присмотревшись, в самой маленькой девочке можно узнать юного цесаревича Алексея!



Шмаринов Д.А. иллюстрация к роману "Войни и мир" Л.Н. Толстого

В гардеробе мальчиков настоящим хитом стал костюмчик в матросском стиле. Рубашечка с матросским воротником, дополненная шортами или брюками – самый удобный вариант для прогулок. Этот ансамбль пришел к нам из Англии – однажды королева Виктория нарядила так своих сыновей.


И до сих пор матроска – обязательная деталь летнего гардероба юных модников. Кстати, матроска – это тот случай, когда тренд детской моды проник во взрослую. Сначала в 1930 году в матроску нарядилась Коко Шанель, а потом все именитые дизайнеры создали коллекции в подобном стиле.

В начале XX века в детской моде прослеживаются все тенденции XIX века. Еще одна особенность: в то время учащиеся гимназий носили форму, при чем не только во время занятий – она стала повседневной детской одеждой того времени.


В Советском государстве одежда для детей пережила совершенно особый период. А тенденции, характерные для детской моды в Российской империи, прослеживаются и в творчестве современных дизайнеров.

Читайте также: