История чувашской вышивки кратко

Обновлено: 05.07.2024


Чувашская вышивка

За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Лишь в Чебоксарах подержал
Рубашку чудную в руке,
Всю ночь я думал и гадал
О вышившей ее пиге.
Как нитки выбрала она –
Шелк яркий, словно позумент.
И мысль меня лишила сна:
Прекрасному забвенья нет!
Бересту, лыко ли одни
Чуваш знал, вечный труд верша?
О нет! Тоскует искони
По красоте его душа.
Твержу, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Про вашу дружбу и родство,
А зорька шелком шьет давно.

Хусанкай, П. Чувашская вышивка // Хусанкай П. Здравствуй, солнце. – М., 1976. – 27-28 с.

Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами. В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. Вероятно, под влиянием башкирского и татарского населения среди чувашей Приуралья прочно утвердилась традиция узорного тканья занавесей (чаршав) и многоцветных шерстяных ковров (палас). Широкое распространение получило шитье бисером, монетами, раковинами-ужовками (хуртпусси), особенно при изготовлении головных уборов и украшений.

В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.

Вышивка исполнялась на домотканом (чаще конопляном) холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также шелками. На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применялась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке высокохудожественных уборов - масмаков, сурпанов, сарă. Хлопчатобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов, которые выполнялись как на белом холсте, так и на красной, выкрашенной мареновой краской, основе. Вышивальщицы использовали при этом и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.

Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную.

Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков.

Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сарă, свадебных платках, покрывале невесты.

Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана.

Обычно при вышивке узоров применялось сразу несколько видов швов, т. е. швы сочетались. Так, контурным швом йепкĕн наносилось на холст очертание узора, после чего швами чăрмаллахантăс заполнялось все поле контура. Кроме этих, наиболее характерных, существовал ряд других швов: шулам - косой гладьевой, хĕреслĕ тĕрĕ - крестик, хăю - простой стебельчатый, майратĕрри (шăтăкла) - тамбур и т.д. Вышивальщица, варьируя их в зависимости от типа предмета, создавала замечательные произведения искусства, которые явились значительным вкладом в мировую культуру. "В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края", - писал И. Н. Смирнов.

© 2009-2022 Национальная библиотека Чувашской Республики. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель проекта Формировать умения видеть узор. Обогащение знаний о чувашской вы.

Цель проекта Формировать умения видеть узор. Обогащение знаний о чувашской вышивке. Привитие любви к традициям своего народа

«…Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ.

Основополагающий вопрос:

Из глубины веков Вышивкой называется украшение изделий из различных материало.

Из глубины веков Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличаются гео.

Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чуде.

Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые — декоративные, более легкие в исполнении — швы, создавая новые образцы народного творчества.

Краткая история чувашской вышивки Первоначально вышивка создавалась как симво.

Краткая история чувашской вышивки Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.

В элементах орнамента чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знак.

В элементах орнамента чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах престали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья.

О чем рассказывает вышивка? солнце дерево братство детство взаимопонимание па.

О чем рассказывает вышивка? солнце дерево братство детство взаимопонимание память о прошлом трудолюбие семейный очаг

Цвета чувашской вышивки В чувашской вышивке больше всего встречаются черные.

Цвета чувашской вышивки В чувашской вышивке больше всего встречаются черные, красные, желтые, зеленые и синие цвета. Преобладающим цветом является красный, черные нитки применяются для окантовки узора и его отдельных частей. В народном творчестве красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги, от чего зависело благополучие человека.

В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей г.

В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть - это основа( белый холст.) Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий - свод неба, желтый - солнце. Однако можно предполагать, что самыми древними цветами в искусстве вышивки являются красный, черный и белый.


Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый разв.

Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые.

Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его.

Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой.

Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры и секреты чувашской выши.

Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры и секреты чувашской вышивки, которые через темень и дым курной избы довели наши предки до нынешних дней. Чувашская вышивка – это богатейшее искусство, которым в действительности можно гордиться.

Спасибо за внимание. Учитель технологии: Распаева Марина Александровна.

Спасибо за внимание. Учитель технологии: Распаева Марина Александровна.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 565 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2016 1625
  • PPTX 3.5 мбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Распаева Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай

DSC02797.JPG

Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.

Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.

Следующий этап — ткачество, которым тоже занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.

Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.

На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить. Процесс это очень интересный: моя мама рассказывала мне, про то, как она в детстве с подругами отбеливала полотно на весеннем снегу на холмах. Для этого сначала сотканный холст кипятили с золой, как и нитки, выдерживали в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу для отбеливания под солнечными лучами. Отбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в рулон и расколачивали его колотушками на дуплянке. В конце весны по деревне раздавался громкий дробный звук. Это девушки с шутками и смехом колотили холст. Этот звук радовал всё селение — закончилась тяжелая и длительная работа. После этого холсты укладывались в çỷпçе и шупашки (короба, сундуки)). По мере необходимости куски полотна отрезали от рулонов для пошива одежды. У моей матери сохранился такой рулон холста: при замужестве она передала его мне.

Ткацкий станок — эти фотографии я сделала в с.Янтиково на чувашском национальном празднике Акатуй, посвященный окончанию весенне-полевых работ.

2013-06-24 12.50.07.jpg

2013-06-24 12.49.56.jpg

Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.

Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.

Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

DSC02801.JPG

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.

DSC02799.JPG

DSC02796.JPG

В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.

DSC02806.JPG

DSC02877.JPG

DSC02878.JPG

Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.

DSC02800.JPG

DSC02812.JPG

zhacheva.jpg

На всех фотографиях наши работы — матери, невесткины, мои.

DSC02794.JPG

DSC02876.JPG

DSC02805.JPG

DSC02811.JPG

DSC02819.JPG

Также при написании статьи использовала материал о чувашской вышивке с сайта учителя начальных классов Степановой Галины Владимировны

Одним из основных видов национального орнаментального искусства у чувашей была вышивка. Ей чуваши придавали большое значение. Вышивка служила для них оберегом. Известно, что девочек с самого раннего детства учили национальному искусству. Для девушки и для её семьи было позором неумение вышивать. В чём сложность и загадка чувашской вышивки? Об этом рассказала научный сотрудник отдела этнографии чувашского национального музея Наталья Захарова.




Вышивка у чувашей находилась вокруг шеи, рук и на подоле. Она служила оберегом. Голову закрывали полностью головными уборами, украшенными вышивкой:



Существует несколько разных видов чувашской вышивки:





В каждом узоре можно было заметить символы. К примеру, в узоре кеске можно рассмотреть несколько символов. Так, по четырём сторонам изображены фигуры, похожие на птицы. И в то же время они похожи на ладью. В чувашской вышивке в центре всегда находится мировое дерево. Около дерева находятся фигуры животных или птиц. В узоре кеске изображается миропонимание народа.


Каждый узор означал какой-либо символ. Воду всегда означали волнистые вышитые линии:


Обработанная паханная земля обозначалась наклонными полосками синего зеленого и желтого цветов:


Такими символами обозначали деревья:




В чувашской вышивке все швы практически двусторонние.



Только двусторонним швом вышивали свадебные платки для жениха и покрывало невесты:



Свадебные наряды вышивались даже из шёлка. Это было редкостью. Шёлк привозили купцы из Китая. Вышивка 18 века была в основном вышита шелковыми нитками. Ярко красного цвета не было. В основном были бордовые цвета. Нитки делались из конопли и льна, которые выращивались на полях. После чего нитки красились растительными красками.


В старину, когда не было письменности, сама вышивка служила письменностью. Каждый стежок являлся каким-либо символом. Китайские учёные вычитали в чувашской вышивке даже знаки, похожие на китайские иероглифы:


В современное время чувашская вышивка не потеряла популярности. Вышиваются салфетки…


… сумочки для телефонов и фотоаппарата:


Читайте также: