Структура знания чувственное и рациональное познание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. В первых двух случаях это знание об объектах: материальном – автомобиле и идеальном – математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи. В четвертом – о полезном свойстве вещи. Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, т. е. знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания – важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, например о логарифмической, или знания о свойствах цемента и расположении небесных светил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логарифмической функции, знаем правила изготовления цементирующих растворов, умеем прокладывать маршрут корабля по расположению небесных светил. Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности.

Как же и на какой основе возникает и развивается знание?

Говоря, что субъект А отражает объект Б, мы имеем в виду, что определенные изменения в А соответствуют определенным изменениям в Б и вызываются ими. Говоря об информации, мы имеем в виду прежде всего особый способ взаимодействия, через который осуществляется передача изменения от Б к А в процессе отражения, способ, реализующийся через поток сигналов, идущих от объекта к субъекту и особым образом в нем преобразуемых. Уровень сложности и формы информации зависит, следовательно, от качественных характеристик объекта и субъекта, от типа передающих сигналов, которые на самом высоком уровне реализуются в форме языковых знаковых систем. Наконец, говоря о знании, мы имеем в виду именно высший уровень информации, функционирующей в человеческом обществе.

При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от Б и воспринимаемая Л, но лишь та ее часть, которая преобразована и переработана А (в данном случае – человеком) особым образом. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение. Следовательно, знание – это всегда информация, но не всякая информация – знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Как же осуществляется процесс познания? Из каких звеньев или этапов он состоит? Какова их структура?

Прежде всего необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той ее ступени, когда она непосредственно включена—в качестве важнейшего аспекта – в процесс практического использования и преобразования материальных предметов или социальных институтов, т. е. конкретных явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятельности необходимо потому, что она действительно является начальным этапом познания. Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый тип деятельности – сравнительно поздний этап истории, которому предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе совокупной, еще не расчлененной практической деятельности. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она – предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все явления, созданные человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека?

Для этого необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма простыми, на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т. п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный или неприятный, полезный или вредный.

Во-первых, сам объект восприятия, музыка, – результат человеческой деятельности, который различается от эпохи к эпохе, от народа к народу и т. п. Во-вторых, и способность человека к восприятию музыки – результат его включения в сферу культуры, приобщения к миру культуры, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки отдельным индивидом – это подлинно человеческий процесс, возникший в ходе совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-исторического опыта. Это итог и этап многовекового развития человеческой культуры.

Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания, которая важна в том отношении, что без нее познание невозможно. Пока мозг и органы чувств функционируют исправно, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при повреждениях органов чувств (особенно при врожденных). Именно эти примеры свидетельствуют о внутренней мощи человеческого познания в целом и его способности восполнять физическое несовершенство человеческого организма. Ведь люди, даже от природы лишенные способности видеть или слышать, могут быть вполне полноценными человеческими существами, развивая в себе способности познания и рационального мышления (в том числе в ряде случаев – способности образного выражения и воспроизведения мыслей). А вот индивиды, которые были от природы одарены вполне исправно функционирующими органами чувств, но в силу уникального стечения обстоятельств с самого рождения были изолированы от человеческого сообщества (такие редкие случаи в науке описаны и изучены), практически теряют способность к познанию.

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку и не встречается у животных. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми.

Значение языка в познании вообще и в чувственном познании в частности огромно. Достаточно сказать, что человек, чьи органы чувств приходят в контакт с каким-либо материальным объектом, уже владеет языком, а значит, и навыками в употреблении понятий, которые вместе с формами языка представляют собой результат аккумуляции, накопления и обобщения предшествующего исторического опыта.

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.

Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности – все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью, В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.

Более того, реально значимыми понятия являются тогда, и только тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования – для реализации потребностей, для изменения, преобразования предметов, отношений природы и общества в ходе человеческой активной деятельности. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в любой области человеческой деятельности). Тогда понятия и знания проверяются, обогащаются, корректируются, а иной раз и существенно изменяются в своем содержании, хотя слова языка, их выражающие, могут остаться неизменными.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Чувственное и рациональное познание

Чувственное и рациональное познание Начиная со времён древней Греции, чувственный и рациональный методы познания — были противопоставлены друг другу. Возникло два направления в гносеологической мысли (в теории познания), связанных с этим: сенсуализм — отводил главную

4.2. Чувственное познание

4.2. Чувственное познание Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения.

Тема 3. Структура научного знания

Тема 3. Структура научного знания 3.1. Классификация наук Классификация (от лат. сlassis – разряд, класс и facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности. Научная классификация фиксирует закономерные связи

НОВАЯ СТРУКТУРА ЗНАНИЯ

НОВАЯ СТРУКТУРА ЗНАНИЯ Это приводит нас к третьей стороне триады власти — знанию. Быстрое распространение компьютеров за последние десятилетия было названо единственной наиболее важной переменой в системе знаний. Значимость распространения компьютеров можно только

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем

1.3. Структура историософского знания

1.3. Структура историософского знания В целом Риккерту удалось сформулировать программу философско-исторической науки, до сих пор не утратившую своего значения. Он выделил три направления в философии истории:обобщение исторического процесса, сведение отдельных

Девятова С.В., Купцов В.И. VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Девятова С.В., Купцов В.И. VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Что представляет собой научное знание?Какова его структура?Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что научное знание — это сложная система с весьма разветвленной

3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое

3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не

9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание

9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание Чувственное и эмпирическое познание — не одно и то же. Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что

4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира

4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира Познание, начинаясь с ощущений и восприятий и продолжаясь отвлеченным мышлением в понятиях, представляет собой единый процесс. Поскольку ощущение и понятие существенно отличаются друг от друга, есть все

Структура культурологического знания

Структура культурологического знания Понятие культурологии как науки о культуре возникло в середине XX в. Одна из главных задач культурологии, как любой науки, – выявление закономерностей той области, которую данная наука изучает. В данном случае речь идет о

Итак, познание– это процесс. Начинается процесс познания с чувственной ступени и переходит к рациональной ступени познания.Познание - деятельность сознания. Сознание включает в свою структуру психику и абстрактное мышление. Чувственное познание основывается на психике, а рациональное познание – на абстрактном мышлении. Рациональное познание характеризуется как понятийное, логическое познание.

Структура познания кроме чувственной и рациональной ступеней включает и другие элементы – интуиция, рефлексия, вера (как уверенность, доверие).

Чувственное познание и его формы

С помощью чувственного познания, связанного с органами чувств, психикой, субъект может познать лишь те свойства, связи, которые доступны непосредственному созерцанию. Т.е. оно ориентировано на познание единичных предметов, их внешних сторон, видит явления, но не сущность (хотя сущность и проявляется в явлении, но на этом уровне мы не можем их разделить), носит наглядно-образный характер.

Три основные формы чувственного познания:

1). Ощущения. Это субъективный образ объективного мира. Они дают знания отдельных сторон предметов и явлений (красное, твердое, кислое и т.п.).

2). Восприятия. Это целостный образ предмета, явления, получаемый при непосредственном контакте с ним. Это совокупность ощущений.

Еще одна важная вещь. Обобщая,отвлекаясь от чего-то, мы на место забытого можем поставить другие образы, ведь образов в голове у нас много. Так появляется возможность комбинировать образы, возможность фантазии, воображения. Иначе говоря, уже на этом уровне проявляются творческие способности человека.

Человек вместе со своими органами чувств формируется не только в определенной природной, но и в социокультурной среде. Чувственное восприятие мира зависит не только от врожденных особенностей нервной системы, но формируется в определенной культуре и зависит также и от нее (особенно эмоциональная оценка, что прилично-неприлично, хорошо-плохо и др.). Чувственное отражение несет отпечаток личности, хотя и отражает черты объективного мира. Момент с субъективности здесь сильно выражен и играет большую роль.

Итак, появляется возможность перехода к следующей ступени познания.

Рациональное познание и его формы.

Переход от чувственного к рациональному осуществляется с помощью таких методов как абстрагирование, обобщение, идеализация и др.

Три основные формы рационального познания:

1). Понятия. Это слово или словосочетание, фиксирующее общие, существенные черты предметов и явлений.

2). Суждения. Это предложения, в которых что-то утверждается или отрицается, это связь понятий.

3). Умозаключения. Это связь между суждениями, выводы. Умозаключения, выводы делаются на основе двух или нескольких суждений и представляют собой новое суждения-умозаключение (например: 1.Иванов студент; 2. все студенты сдают экзамены. Вывод: Иванов должен сдавать экзамены). В основном умозаключения делаются с использованием методов индукции и дедукции.

Системой умозаключений является мировоззрение. На уровне уже не обыденного, а научного познания умозаключения приобретают сложный системный характер проблем, гипотез, теорий и др.

Единство чувственного и рационального - закономерность познания.

Однако были и есть философы, которые метафизически разрывают их, преувеличивая роль одной из сторон познания и недооценивая роль другой:

1. сенсуалисты (сенсорный, чувственный) – считают, что нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Разум всего лишь классифицирует чувства, не внося ничего нового (Локк, Гоббс и др.)

2. рационалисты (рацио – разум) – считают, что чувства могут приводить нас к заблуждениям им только разум способен дать истину (Декарт и др.).

Диалектикиотмечают, что мы идем от чувств к разуму, начинаем познание с ощущений, затем с помощью разума их анализируем, ощущения дают материал разуму. Но разум не просто классификатор, он творчески анализирует, абстрагирует, обобщает, делает то, что не могут чувства. С другой стороны, разум ставит задачу для наблюдения с помощью чувств, направляет их. Исследователи отмечают, что исторически развивались способности человека различать более тонко отдельные цвета, музыкальные звуки и т.д., развивались и умственные его способности.

Другие элементы структуры познавательного процесса:

2. Вера – принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования. Мы верим какому-либо положению, если оно не противоречит нашим предыдущим знания или убеждениям. Вера играет большую роль в познании, позволяя не начинать каждый раз с нуля, опираться на предыдущие знания.

Интуиция и вера – иррациональные формы познания, т.е. внеразумные. Они связанны с уровнем бессознательного в нашем сознании. Надо быть осторожным – вера и интуиция должны проверяться разумом, дополняться сомнением, критичностью.

Итак, процесс познания – есть система взаимодействующих компонентов: чувственного и рационально-логического, рефлексии и интуиции, веры, как иррационального.

Познание и творчество.

Основой развития цивилизации является культура. Она всегда избыточна, т.е. в ней все время появляется что-то новое. Новое появляется и в природе - спонтанно, но в социальных системах новое всегда связано с сознательным творчеством, целенаправленным поиском нового. Творчество – это поиск такого нового, которое обеспечивало бы гармонизацию всего, что появляется спонтанно в социоприродных системах. Для этого надо уметь познавать, оценивать, предвидеть, прогнозировать, а затем проектировать будущее состояние системы.

Познание носит активно-творческий характер, который представляет возникшую в труде, в практической деятельности способность человека из доставляемого действительностью материала созидать на основе познания новые знания, а на их основе – изменять действительность. Большую роль в творчестве играют: комбинаторное и ассоциативное мышление, рефлексия, анализ, синтез, обобщение, интуиция, язык, игра, свобода, случай, труд и т.д.

Творчество – духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание новых ценностей, установление новых фактов, свойств и законов, методов исследования и преобразования мира.

Ученик за партой

Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,

Что такое познание?

Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.

Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:

  1. Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
  2. Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
  3. Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
  4. Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
  5. Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.

Формы познания

Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.

1. Чувственное познание

Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:

  1. Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
  2. Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
  3. Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.

Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.

При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.

2. Рациональное познание

Формы рационального познания:

  1. Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
  2. Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
  3. Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.

Существует три вида умозаключений:

Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.

Рациональному познанию свойственны следующие особенности:

  • оно основывается на результатах чувственного познания;
  • оно использует абстрактные и обобщенные образы;
  • оно использует известные закономерности, связи и отношения.

Соотношение чувственного и рационального познания

В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:

  1. Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
  2. Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.

Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.

Виды познания

В современной философии выделяют 6 видов познания:

  1. Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
  2. Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
  3. Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
  4. Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
  5. Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
  6. Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).

Эмпирические методы:

  • наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
  • измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
  • эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
  • сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.

Теоретические методы:

  • анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
  • синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
  • сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
  • классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
  • конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
  • абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
  • систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
  • индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
  • дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
  • идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

Заключение

Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.

Познание

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Ребенок с лупой

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Познание это..

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:


Чувственное и рациональное познани

Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

Методы познания

Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

Познание ребенка

  1. Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
    1. анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
      прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
    2. классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
    3. познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
    4. конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
    5. абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные; – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки); движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
    6. идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания; создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
    7. формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
    1. через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
    2. эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
    3. измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
    4. сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.

    Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.

    Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!

    Читайте также: