История аудита в россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Статья посвящена исследованию возникновения и развития аудита в России как формы незави­симого вневедомственного финансового контроля. Определены основные этапы развития аудита, рассмотрена история развития аудита на каждом этапе

Аудиторская деятельность исторически представляет собой один из наиболее важных элементов инфраструктуры рыноч­ной экономики, способствующих развитию предпринимательской деятельности и эко­номики страны в целом. На современном этапе в Российской Федерации получила суще­ственное развитие система общественного регулирования в рамках саморегулируемых аудиторских организаций. Вместе с тем, ряд проблем, связанных с нормативно-правовой регламентацией аудиторской деятельности, не имеет однозначного решения. К ним, в частности, относятся недостаточное исследование теоретических основ аудиторской деятельности и определение ее правовой природы, а также необходимость научного обоснования и уточнения применяемого понятийного аппарата.

Звание аудитора в России было введено Петром I. Одно из первых упоминаний об аудите содержится в Уставе 1698 г. генерала Адама Вейде, представленном Петру I по его распоряжению об изучении военного дела в ряде стран.

Именным указом Петра I в 1719 г. для ве­дения делопроизводства по военно-суд­ной части при Канцелярии Военной колле­гии было учреждено Аудиторское повытье. В 1763 г. оно было преобразовано в Аудитор­скую (Генерал-аудиторскую) экспедицию Канцелярии Военной коллегии. Аудиторское повытье вело делопроизводство военной кол­легии по военно-судебной части, регистриро­вало все судебные дела, возникавшие в войс­ках в отношении офицеров, и имело право ревизии проведенных судебных дел. Инсти­тут аудиторов был введен в армии, при этом аудиторы занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров.

Конец XIX в. — начало XX в. ознаменова­лись возникновением во многих крупных и средних городах общественных организа­ций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгал­теров, однако аудит как профессия в это вре­мя так и не сформировался. Если исходить из того, что возникновение современного за­падного аудита в первую очередь связано с появлением акционерных обществ, то в Рос­сии в 1836 г. было всего лишь 10 акционерных предприятий, а в начале XX в. — около 2500.

После Октябрьской революции 1917 г. в период государственного регулирования экономики в СССР аудит не существовал. По своей экономической сущности аудит как независимая финансовая проверка вхо­дил в противоречие с основополагающими принципами строительства государственной экономики, основанной на централизован­ном планировании, государственном финан­сировании и снабжении, тотальном ценовом регулировании. В СССР развивался государ­ственный контроль, предпосылок к разви­тию аудита не было.

Аудиторская деятельность и профессия аудитора появились в современной России сравнительно недавно, с переходом к рыноч­ной экономике. Как и многие другие нововве­дения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985 г., причем рань­ше, чем начали формироваться налоговые органы. За этот относительно небольшой пе­риод (около 20 лет) подходы к аудиторской деятельности, роль аудита в формировании имиджа компаний и повышении их инвести­ционных и финансовых показателей суще­ственно изменились.

Необходимость появления аудита была обусловлена следующими факторами:

  • появление совместных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность ко­торых должна была контролироваться ауди­торскими организациями;
  • легализация предпринимательской де­ятельности и частной собственности, что приводило к необходимости получения неза­висимой оценки имущественного и финансо­вого положения организаций;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности, разрешение привлечения иностранных инвестиций в экономику;
  • становление в стране финансового рын­ка, что сопровождалось принятием специального законодательства и установлением в нормативных правовых актах требований проведения аудиторских проверок;
  • появление акционерных обществ, в т.ч. в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, что предопре­делило необходимость осуществления финансового контроля их деятельности;
  • установление новых правил ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.

Указанные причины привели к тому, что необходимость появления аудита стала объективной реальностью.

Как представляется, периодизацию эта­пов развития аудиторской деятельности целесообразно рассматривать с точки зрения права (утверждения нормативных правовых актов) и его функций. Формирование права является результатом экономического раз­вития общества. Наиболее важные обще­ственные отношения регулируются установ­ленными правовыми нормами, которые со­держатся в нормативных правовых актах.

Дальнейшее развитие аудиторской дея­тельности в России было предопределено необходимостью ее унификации путем разра­ботки и утверждения стандартов аудита.

Данный нормативный правовой акт за­креплял понятие аудиторской деятельности, устанавливал права и обязанности аудито­ров (аудиторских фирм) и экономических субъектов, определял основы государствен­ного регулирования данного вида деятель­ности, в т.ч. лицензирования и аттестации аудиторов.

Государственное регулирование аудитор­ской деятельности осуществлялось созданной в данный период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. За пери­од 1996-2000 гг. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были раз­работаны и одобрены 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методическую основу российского аудита.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы ауди­торские общественные объединения и ауди­торские фирмы, начата работа по проведе­нию обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские компании стали активно развивать филиальные сети и создавать ре­гиональные представительства. В этом на­правлении рынок развивался в основном за счет предоставления аудиторских услуг, т.к. местные компании, на базе которых соз­давались филиалы, специализировались в этой сфере. С другой стороны, в централь­ных регионах России аудиторские компании стали оказывать больше консультацион­ных услуг, чем аудиторских. Таким образом, до 2008 г. аудиторские компании действовали в условиях благоприятной среды и растуще­го рынка. Это позволило, в первую очередь:

Вступление в силу нового закона ознаме­новало собой начало нового этапа развития аудита в России. Указанный акт реформи­ровал систему регулирования аудита, скор­ректировал статус субъектов аудиторской деятельности, по-новому определил виды аудиторских услуг, внес поправки в основа­ния проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, устано­вил иной порядок принятия некоторых нор­мативных правовых актов, внес изменения в систему финансово-правового регулирова­ния аудита.

Таким образом, можно говорить о четвер­том этапе развития аудиторской деятельно­сти в Российской Федерации.

Для данного этапа характерно утвержде­ние в 2010—2011 гг. Минфином России новых федеральных стандартов аудиторской де­ятельности (ФСАД) на основе современных международных стандартов аудита:

ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010 и ФСАД 3/2010, посвященных формированию ауди­торского заключения;

По-прежнему много споров и вопросов вызывают понятия профессиональных ком­петенций и этических норм в деятельности аудиторов, ответственность аудиторов — гражданско-правовая, финансовая, перед третьими лицами, уголовная, профессио­нальная. В результате с целью унификации и стандартизации этих понятий 22 марта 2012 г. Советом по аудиторской деятельности был принят Кодекс профессиональной этики аудиторов [5]. Данный документ представля­ет собой свод правил поведения, обязатель­ных для соблюдения аудиторскими органи­зациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Независимость аудитора подразумевает:

а) независимость мышления, т.е. такой об­раз мышления, который позволяет аудитору:

— выразить мнение, не зависящее от вли­яния факторов, способных скомпрометиро­вать профессиональное суждение аудитора;

— действовать честно, проявлять объек­тивность и профессиональный скептицизм;

б) независимость поведения, т.е. такое по­ведение, которое позволяет избежать ситуа­ций и обстоятельств, настолько значимых, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или професси­ональный скептицизм аудитора были ском­прометированы.

Описать все ситуации, в которых могут возникнуть угрозы независимости, невоз­можно. Поэтому Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимо­сти устанавливают концептуальный подход к соблюдению требований к независимости (пункты 1.3 и 1.4 Правил независимости).

Отмена государственного контроля в боль­шинстве видов экономической деятельности предусмотрена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 г. Со­гласно данной Концепции, создание условий для свободного предпринимательства и кон­куренции, развитие механизмов саморегули­рования предпринимательского сообщества обозначены ключевыми принципами, кото­рым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ори­ентированному развитию.

Становление рынка аудиторских услуг, накопление опыта и рост профессионализма аудиторов явились важнейшими условиями развития аудиторской деятельности на базе саморегулирования. В этих условиях зна­чительна роль профессиональных объеди­нений аудиторов (СРОА) в части контроля и обеспечения качества аудиторских услуг, ответственности аудиторов, защиты их про­фессиональных интересов [5].

Современный этап развития аудиторской деятельности, совершенствование системы ее нормативно-правового регулирования по­зволяют говорить о ее поступательном и ди­намичном развитии, все более полном при­менении международных стандартов аудита.

Организация перевода должна обеспечить его точность, своевременность, актуальность, а также выполнение установленных органи­зациями, принимающими международные стандарты, требований в отношении перево­да и воспроизведения этих стандартов. К ос­новным принципам отнесены, в частности, следующие: полнота перевода международ­ных стандартов без каких-либо коррективов, без изменения смысла этих стандартов, зало­женного в них при принятии; единство терми­нологии, используемой в переводе; приоритет традиционной терминологии, принятой в рос­сийской аудиторской и бухгалтерской прак­тике и смежных областях, перед заимствован­ной; соблюдение авторских прав организаций, принимающих международные стандарты, на их тексты; стабильность процесса перевода международных стандартов аудита.

Наиболее широкую распространенность аудит получил в период проведения реформ экономической сферы в 90-х годах прошлого столетия. Но развитие аудита в России, как отдельного явления, наблюдалась и до этого времени, о чем свидетельствуют выдержки из исторических документов.

Недостаточность внимания к аудиторской деятельности в России XIX – начале XX вв, не помешало активно использовать многие его положения, принятые в других странах, отечественными бухгалтерами. Они всячески содействовали развитию методов и средств аудиторского анализа, что повсеместно отражалось в отечественной бухгалтерской литературе.

После проведения национализации основных субъектов хозяйственной деятельности в 1917 году, аудит практически потерял свою актуальность, поскольку был полностью заменен контролем государства. Как раз в этот период в России начали активно формироваться специальные организации по его осуществлению и методология контрольно-ревизионной практики. Но даже в послереволюционное время был период широкой востребованности аудиторской деятельности и услуг специалистов данного направления. Промежуток относится к периоду НЭПа – повсеместному появлению частных предприятий. Вследствие чего государство было заинтересовано в развитии системы независимого контроля деятельности таких компаний.

Становление аудита в современном понимании

Приведшее к формированию аудита, в его современном понимании, развитие экономических отношении в России, было напрямую связано со становлением акционерных обществ и проведением ими банковских реформ, которые были направлены на возрождение кредитного капитала и активизацию фондового рынка. Такие общества, как правило, создавались с привлечением заграничных инвестиций, чаще всего немецких и французских. Подобное отразилось на формировании и организации аудиторской деятельности. Проведение аудиторских проверок нередко производилось с привлечением иностранных специалистов. В связи с этим рынок аудиторских услуг в современном понимании начал формироваться только к 80 годам прошлого столетия, в период реформации системы хозяйствования и управления.

Активному формированию спроса на аудиторские услуги предшествовали:

  • Процессы приватизации и акционирования крупных отечественных предприятий.
  • Активное развитие кооперативов и малых предприятий.
  • Либерализация внешнеэкономической политики.
  • Приток иностранных инвесторов и организация совместных предприятий.

Эти процессы послужили причиной издания первого постановления Совета Министров СССР от 08.09.1987 "О создании советской аудиторской организации", согласно которому на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР сформировалось акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг "Инаудит". В последующем оно послужило, своего рода, шаблоном для практической аудиторской деятельности государства.

В этот же период на отечественный рынок стали активно стекаться представители международных аудиторских организаций, создавшие в дальнейшем совместные фирмы. Такие впервые появились в 1988 – 1990 гг., что указывает на развитие аудиторской деятельности еще до ее официального закрепления в рамках отечественного законодательства. Более интенсивное развитие аудит получил после роста числа коммерческих компаний.

Первые аудиторские фирмы

Компании по оказанию аудиторских услуг формировались в трех общепринятых формах:

  • Хозрасчетные организации.
  • Кооперативы.
  • Государственные общественные образования.

Оказание услуг по направлению производилось за плату после подписания официального договора. Такие компании оказывали следующие виды услуг:

  • Документальные проверки.
  • Восстановление учета.
  • Проведение экспертиз.
  • Консультационная помощь.
  • Повышение эффективности использования ресурсов.
  • Улучшение финансового состояния и прочие.

Такие организации, как правило, создавались на базе государственных структур и к аудиторским фирмам они имели формальное отношение. Данный этап истории принято относить к периоду зарождения отечественного аудита.

Также, в это время было принято ряд законов, среди которых Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", целью которых было способствовать развитию рыночных отношений. Подобное дало толчок к резкому развитию фондового рынка и появлению первого негативного опыта – массового банкротства предприятий, вследствие чего потребность в аудите возросла еще больше.

Формирование аудита в Российской Федерации

Первая попытка регулирования деятельности аудиторских организаций была предпринята с изданием Указа Президента РФ от 22.12.1993, согласно которым сформировались "Временные правила ведения аудиторской деятельности". Их использование было актуальным до 2001 года, до принятия Федерального закона от 13.07.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В это же время был издан пакет документов Правительства РФ регламентирующий множественные аспекты ведения аудиторской деятельности.

Принятие в 1994 году постановления Правительства РФ об обязательном аудите деятельности экономических субъектов, которые отвечали определенным критериям, дало толчок резкому развитию аудита. Данный факт также послужил формированию обширного рынка аудиторских услуг, поскольку наличие огромного количества коммерческих банков, бирж, страховых компаний и других организаций, обязующихся проходить проверку каждый год, создало соответствующий спрос на подобные фирмы.

Также возникла необходимость сформировать орган, который будет осуществлять контроль аудиторской деятельности. Им стала Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, а также Методологический совет при этой комиссии и специальное подразделение по контролю аудиторской деятельности в Минфине России и ЦБ Российской Федерации.

В 1994 рынок аудиторских услуг получил общественное признание и был связан с необходимостью проведения обязательного аудита. Помимо активного формирования аудиторских фирм по всей России, оживилась и работа зарубежных представителей, получивших более завидных клиентов в виде крупных фирм, которые вели активное сотрудничество с внешним рынком. Подобное положение вещей было продиктовано, прежде всего, внешней политикой. Ведь для получения займов во Всемирном банке и беспрепятственного заключения сделок с иностранными партнерами требовалось заключение по аудиторской проверке международных фирм.

Это не помешало определиться лидерам на российском рынке, которые стали обслуживать конкретные бизнес ниши и даже целые регионы. В скором времени к развитию подключились и СМИ, которые стали публиковать рейтинги аудиторских фирм и даже специализированные выставки, среди которых "Бухгалтерский учет и аудит", проводимая с 1994 года и по сей день.

В том же году стали открываться общественные аудиторские организации, а именно:

Потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов послужила стимулом для формирования сети учебно-методических центров. Они не только проводили подготовку кадров, но и решали проблему обязательного повышения квалификации специалистов данной сферы.

С 1996 года президентская комиссия стала разрабатывать и утверждать российские правила и стандарты ведения аудиторской практики. Они были направлены на создание однообразности подходов в проведении проверок и других аудиторских действий всеми организациями, чья деятельность так или иначе связана с аудитом, а также повышение качества предоставления услуг. Не следует забывать, что изначально отечественный аудит развивался с оглядкой на деятельность иностранных фирм, что и послужило ориентированию даже начальных стандартов на высокий уровень международной деятельности. Подобный факт позволил российскому аудиту прочно войти в международное сообщество без каких-либо сложностей.


19.11.2019 | Алена Полякова, г.Самара | 0

Cо второй половины 80-х годов прошлого века наряду с государственным финансовым контролем начала функционировать система независимого финансового контроля в виде аудита.

Новейшая история аудиторской деятельности России, с точки зрения современных экономистов, может быть разделена на 5 этапов:

Первый этап (1987-1988) характеризуется появлением на кооперативной основе первых организаций, называющих себя аудиторскими, сначала в Эстонии и Казахстане, а затем и в других крупных городах СССР. Это были первые попытки изучить спрос и сформировать предложение на зарождающемся рынке. Возникновение аудита в СССР связывают со следующими обстоятельствами:

  • изменение структуры управления народным хозяйством;
  • перестройка, денационализация, приватизация экономики и переход к рыночным отношениям;
  • массовое образование частных предприятий, процесс денационализации и акционирования государственных предприятий;
  • появление прослойки заинтересованных пользователей информации, которую может предоставить аудитор.
  • укрупнению аудиторских фирм в результате выполнения требования п. 2 ст. 18 Закона о наличии в штате аудиторской организации не менее 3 аудиторов;
  • росту числа саморегулируемых организаций аудиторов, объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций;
  • разработке и внедрению с 2010 года стандартов нового поколения;
  • отмене требования лицензирования аудиторских услуг.

Аудиторский бизнес — это интеллектуальный бизнес, в котором важнейшую роль играют знания и профессиональный опыт персонала. Стремительные темпы развития аудита во многом обусловлены наличием той базы, которую заложила ревизия, поскольку большинство специалистов, работающих в аудите — это бывшие ревизоры и бухгалтеры. Появление и развитие аудита в нашей стране не привело к существенному вытеснению государственного контроля в форме ревизии с рынка. Жизнеспособность ревизии и ее родственность аудиту доказана не только российской, но и мировой практикой. Преемственность традиций заключается в сходстве методик проведения проверок. Различия же касаются прежде всего методологии их проведения. Абсолютная несхожесть в характере деятельности и поставленных целях определяет мирное сосуществование столь разных видов деятельности.

Понятие аудита намного шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить, как своеобразную экспертизу бизнеса.

Первоначально термин аудит произошел от латинского audit – слушать, слушание.

В современном языке аудит означает не что иное, как независимое и непредвзятое профессиональное изучение бухгалтерской отчётности юридического лица (предприятия, акционерного общества) с целью составления и выражения о ней экспертного мнения, которое выносится в соответствии с действующим законодательством, правилами и нормами осуществления подобного рода процедур.

Rome

Аудит в мировой истории
Аудит известен человечеству уже более 6 тысяч лет, поэтому столь явное изменение в описании термина более, чем неудивительно. Изначально аудит, как процедура контроля, осуществлялся для учёта имущества рабовладельцев и крупных чиновников, профилактики хищений со двора и из казны, исчисления военнослужащих и населения государства.

Ещё в VII в. до н.э. Римская империя могла похвастаться чёткой системой контроля, в которую входили кураторы, прокуроры, квесторы.

Квесторы Римской империи
В дальнейшем, уже после падения Римской империи, аудит не изжил себя, а успешно применялся на территории Италии. Основным его предназначением в тот период было предотвращение ошибок при перевозке грузов морскими путями и контроль за платёжеспособностью капитанов морских судов в Флоренции и Венеции.

Великий древнегреческий мыслитель аристотель
Есть сведения, подтверждающие, что в V в. до н. э. Контроль расходов Народного собрания в Афинах осуществлялся как раз с помощью лиц, схожих по полномочиям с современными аудиторами. Более 2 веков назад аудит нашёл применение не только на территории современной Европы, но и на Востоке – одной из первых стран, создавших чёткую аудиторскую систему контроля, является Китай.

Первые документы с непосредственным упоминанием должности аудитора на территории Европы (в англоязычных странах – Англии, Шотландии) датированы 1130 годом. В 1285 году королём Англии Эдуардом I был издан первый закон, регулирующий деятельность аудиторов. Именно этот период и считается временем зарождения современного аудита в Европе, так как в дальнейшем данная система контроля получала всё большее и большее развитие.


В XVIII веке по рекомендации политика и экономиста Джорджа Уотсона была проведена проверка бухгалтерской отчётности среди коммерсантов Шотландии, приведшая к крайней заинтересованности в их кругу и дальнейшей практике регулярных проверок. Развитие аудита стало ещё более стремительным в XVIII – XIX веках из-за резких изменений в финансовой ситуации многих государств. На данном этапе основной работой аудитора стал контроль за правильностью ведения бухгалтерской отчётности предприятий. В том же XIX веке, в 1805 году, после издания справочника с именами 17 профессиональных аудиторов, ими была создана первая профессиональная аудиторская организация. С 1884 года ежегодный аудит бухгалтерской отчётности предприятий и акционерных обществ на территории Англии стал обязательным. В 1862 году Англия узаконила аудит, как отдельную отрасль экономической науки.

С принятием в Соединённых Штатах Америки в 1886 году первого закона об образовании аудиторских фирм, развитие аудита ускорилось ещё больше – в 1887 г. появилась ассоциация аудиторов Америки, а начиная с 1896 года, после сдачи экзамена по специальности в университете Нью-Йорка, любой дипломированный бухгалтер мог получить лицензию на занятие аудиторской деятельностью.


Аудит в России
Вопреки популярному мнению о том, что в Россию аудит пришёл сравнительно недавно, существуют сведения о том, что впервые должность аудитора была введена в начале XVIII в. Петром I. Основными занятиями аудиторов в то время была ревизия и учёт армейского и флотского имущества, а также – решение имущественных споров и разбирательств. По сравнению с аудиторами западных государств, аудиторы России в период XVIII-XIX веков были одновременно и ревизорами, и прокурорами, и следователями. До 1867 г. свою деятельность они вели в специальных заведениях – аудиторатах.

Читайте также: