6 симфония шостаковича история создания кратко

Обновлено: 30.06.2024

Колорит первой, медленной части – матовый, словно подернутый туманной дымкой. Неспешно, ровно излагается главная тема, в которой трудно не ощутить настроения скорбного раздумья. Вторая тема усиливает впечатление – печальный напев английского рожка, мерный ритм басов, подобный ударам далекого погребального колокола. Шостакович создает впечатляющий образ оцепенения, неподвижности, скованности, образ порой загадочный и ирреальный.

Сдвигая, сопоставляя образы невыносимой скорби, разгула злых сил и кипучего веселья, композитор говорит о соседстве добра и зла, красоты и безобразия, благородства и низости, о том, что сама жизнь неотделима от смерти.

Написанная в 1939 году, симфония была впервые исполнена 5 ноября того же года в этом самом зале. Заслуженным коллективом Республики дирижировал Е.Мравинский.

Шостакович Ленинградская симфония

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Дмитрий Шостакович

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Шостакович Симфония №7 Ленинградская

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд . Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини . Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга . Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.





Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича



Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Шостакович симфония №7 содержание

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах

Использование музыки Ленинградской симфонии в кино

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

В 1935 году Дмитрий Шостакович начал работу над вариациями в жанре пассакалья, распространенном в Испании. Жанр имеет торжественно-трагический характер. Достаточно простая тема развивается на фоне сухого стука барабана, динамика нарастает и доходит до огромной мощи, олицетворяя страх и ужас. Свои наброски композитор даже показывал студентам, но работу над произведением отложил.

В 1941 году жизнь Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась. Началась война. Первые месяцы композитор жил в Ленинграде. События побудили его вернуться к ранее начатой пассакалье. Так началась работа над Седьмой симфонией.


До эвакуации Шостаковича в октябре были написаны первые три части симфонии. Финал дался композитору сложнее всего. Влияла, конечно, война и её последствия. Мама и сестра Дмитрия Дмитриевича не были эвакуированы из города, и он очень переживал за них.

Четвертая часть симфонии была завершена уже в Куйбышеве (нынешняя Самара). И там же она прозвучала впервые. 5 марта 1942 года её исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.


Его мечта сбылась 9 августа 1942 года. В день, который немецкое командование объявило датой вступления в Ленинград. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета (нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга. К коллективу присоединились фронтовые музыканты, так как требовался расширенный состав.


Симфония звучала во всём городе. Велась трансляция по радио и через уличные громкоговорители. Многие не скрывали слёз от чувства гордости за свою страну! О дне блокадной премьеры также написал создатель музея Седьмой симфонии Еагений Линд:

Алексей Толстой писал:


Впервые он стал известным благодаря Первой симфонии, написанной тогда еще молодым выпускником Петроградской консерватории в 1925 году и ставшей дипломной работой будущего композитора. За исполнение своего первого крупного произведения на конкурсе пианистов в Варшаве Шостакович получил главный приз и признание знатоков классической музыки за рубежом.

Вторая часть симфонии была создана Шостаковичем в сентябре уже в блокадном Ленинграде. Тогда же он начинает работу над третьей частью.

Согласно распоряжению властей 1 октября 1941-го вместе с другими крупными творческими работниками семья Шостаковича была перевезена в Москву, откуда через две недели им предстояло путешествие на Урал. Но композитор решил изменить маршрут и остановиться в Куйбышеве, который на тот момент стал местом дислокации Большого театра. 22 октября 1941 года Шостакович со своей женой и детьми прибыли на место временного проживания. Среди работников театра у композитора было много друзей, которые смогли предложить ему и его семье крышу над головой на первое время. Но уже в декабре они смогли переселиться в отдельную двухкомнатную квартиру на улице Фрунзе, оборудованную роялем из местной музыкальной школы. Интересен тот факт, что во время переезда среди прочих театральных вещей затерялся чемодан композитора, в котором находилась первая часть партитуры новой симфонии. Лишь спустя неделю удалось найти застрявший на одной из ближайших станций вагон с вещами эвакуированных людей. К большой радости Дмитрия Дмитриевича там он нашел утерянные ноты и смог продолжить работу.

Симфония осажденного Ленинграда

Но написание финала оказалось не совсем простой задачей. Композитор, охваченный тревогой за своих близких, которые остались в окруженном Ленинграде, и тоской по лучшему другу, никак не мог сосредоточиться на работе. Автору хотелось бы сделать заключительную часть гимном торжества победы над врагом, наделив ее пафосной пышностью. Но на тот момент, когда преимущество все еще находилось на стороне фашистских войск, не было оснований для оптимизма, и композитор писал так, как подсказывало ему сердце творца. Именно по этой причине критики при всей своей благосклонности к создателю столь великого произведения позднее отметят, что первая часть Седьмой симфонии, в которой по замыслу были показаны силы зла, оказалась более значимой и мощной, нежели финал, в котором автор отразил гуманистическое начало, противостоящее этим враждебным силам.

Лучшие западные оркестры заявили о своем желании исполнить героическое произведение, но Шостакович решил доверить свое детище Тосканини.

Вскоре, признав огромный вклад Седьмой симфонии в историю советского искусства, Правительство СССР в 1942 году наградило Д.Д. Шостаковича Государственной премией. А доказательством мирового признания стало избрание композитора Американским институтом искусств и литературы своим почетным членом.

За прошедшие с тех пор десятилетий Седьмая симфония звучала во многих крупных отечественных и зарубежных концертных залах и кинофильмах, но каждый раз ее исполнение возвращает слушателей к тем незабываемым и страшным годам, давно ставшим страницами мировой истории. 21 августа 2008 года в развалинах города Цхинвала в Южной Осетии оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева исполнил отрывок первой части Седьмой симфонии. Прямая трансляция, организованная по многим российским и зарубежным каналам и радиостанциям, подчеркивала параллель между этим конфликтом и Великой Отечественной войной.

Краткая история создания симфонии №7

История создания

22 июня 1941 года Д. Шостакович находился в Ленинграде. Война застала его в консерватории, на рабочем месте. Шостакович неоднократно подавал заявление об отправке его на фронт добровольцем, а затем в народное ополчение, но ему трижды было отказано. Военком объяснил композитору, что в качестве музыканта он будет более полезен стране. Тогда Шостакович настоял, чтобы его приняли в войска противовоздушной обороны.

Работу над седьмой симфонией композитор начал еще в 1939 году. В этот период гитлеровские войска уже захватили Европу и приблизились к границам Советского Союза. В воздухе пахло войной.

Первая часть симфонии была закончена до наступления блокады, 3 сентября, а 8 –го числа сомкнулось блокадное кольцо. Но композитор не прекращает работы. Он берет партитуру с собой на дежурства и в моменты передышек продолжает неистово писать. Создание второй и третьей частей завершается в конце сентября. Сам Шостакович говорит, что никогда ранее он так стремительно не создавал свои произведения. Сочинение захватило его. Желание показать мощь и торжество народа, борющегося за свободу, не оставляло великого музыканта.

Финал симфонии написан 27 декабря в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован. Давался финал труднее всего. В период, когда Красная Армия отступала и терпела поражение, необходимо было показать торжество добра и справедливости над злом и жестокостью. Народ находился в подавленном состоянии, испытывая страх и тревогу. Но композитору и гражданину великой страны необходимо было преодолеть сомнения и ужас, и он сделал это!

Впервые великое творение было исполнено в Куйбышеве 5 марта 1942 года оркестром Большого театра под управлением С. Самосуда. Исполнение транслировалось по радио на территории СССР и других стран. До начала трансляции состоялось выступление автора. Затем прошли концерты в Москве, Новосибирске. Через год после нападения Германии на СССР, 22 июня 1942 года, состоялось исполнение симфонии № 7 Шостаковича в Лондоне, в июле — в Америке.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРЕМЬЕРА

В зале филармонии были зажжены все люстры и светильники. Такого торжества зрители не видели с начала войны. Вместе с представителями ленинградской интеллигенции в зале присутствовали военнослужащие, моряки, бойцы ПВО. Музыка оказала столь сильное психологическое воздействие на слушателей, что некоторые при исполнении темы нашествия рыдали, и даже падали в обморок.

Трансляцию слышали и в немецких окопах. Гитлеровцы не могли поверить, что музыка звучит из города, который они считали уничтоженным. Именно в тот день враги поняли, что не смогут победить в войне с народом, преодолевшим страх, голод и смерть.

Ленинградская симфония, как символ победы над темными силами, звучала 21 августа 2008 года в Цхинвале, в 2015 году в Донецке. Жизнеутверждающая музыка великого Шостаковича помогает побеждать.

Читайте также: