Историческое время это в истории кратко

Обновлено: 07.07.2024

У каждого человека есть свое личное время, заключенное в его дела, мысли и поступки. Личное время соотносится с историческим через значимость всего того, что делает человек, поэтому личное время – величина субъективная, а историческое – объективная. Пока мир не был глобальным, парадигмы существования личного и исторического времени практически не пересекались. Но тотальная глобализация, создала предпосылки для практически полного совмещения исторического и личного времени. Вспомните, например, Бородинское сражение 1812 года, когда личное время всех участвовавших в нем людей соединилось с парадигмой исторического времени. Где историческое время имеет совершенно иное смысловое наполнение, потому что влияет на судьбы государств и народов. Историческое время это то, что существует помимо желания и воли человека, например, Земля и Солнечная система существуют в формате исторического времени.

Судьба и жизнь отдельного человека редко совпадает с историческим временем, например, судьба Королева С.П. совпала и судьба Гагарина Ю.А. тоже. Необходимо знать, что государства и народы их населяющие живут в формате исторического времени, поэтому, когда личное и историческое время совпадают, государства находятся на пике своего развития, а народы испытывают состояние психоэмоционального подъема когда нет таких задач, которые они не могли бы решить. Но состояние психоэмоционального подъема проходит, и начинаются серые будни, и испытание повседневностью.

В таких условиях возникает смысловая вилка межу личным и историческим временем. Что это такое, можно объяснить на следующем примере; представьте себе яхту и группу граждан на ней, существующую исключительно в формате личного времени когда эти граждане отдыхают в свое удовольствие. При этом берег олицетворяет собой историческое время, и пока он виден с ним существует психоэмоциональная связь, как только он перестает быть виден, связь эта исчезает. При этом граждане на яхте не знают, что отчалив от берега объективного смысла и исторического времени, они никогда не смогут вернуться обратно потому, что яхта их личного времени может идти только от берега и никак иначе, и причалить к нему не может.

Догадайтесь, что будет с пассажирами этой яхты, когда закончится провиант и пресная, питьевая вода на ее борту, приблизительно тоже самое происходит сейчас с РФ, существующей в формате мелких субъективных смыслов общества потребления. Когда появилась не просто вилка, а огромная непреодолимая пропасть между масштабом существования исторической России и современной РФ. Не трудно представить, что будет с подобной РФ, некогда отчалившей от берегов исторической России без возможности вернуться обратно.

Сайт историка Г.И. Герасимова








Содержание идеалистического подхода

Идеалистический подход к истории и его методы

Историческое время

Историческое время – одно из разновидностей времени, используемое историками для создания образа прошлого. Его особенности определяются объектом истории – прошлым, а также теоретическими особенностями построения образа прошлого в конкретную мировоззренческую эпоху. Время, как и пространство служит для расположения событий в сознании историка. Если их не расположить во времени, то они будут представлять собой хаотичное собрание образов и представлений, с которыми сознание ничего неспособно сделать.

Историк занимается строительством картины прошлого в своем сознании и время, которое он привносит в эту картину, не есть лишь его субъективное чувство, оно является производным от тех взглядов на время, которые господствуют в данный момент в обществе. То, какое время и как историк использует в своем построении прошлого, зависит также от его целей и задач.

Историческое время появляется там, где есть изменения, невозможные прежде. Там, где нет изменений, там нет истории. В неизменном круговороте доисторического существования прошлое, настоящее и будущее неотличимы друг от друга. Исторические изменения – это то новое, что создается творчеством человека и образует историю. Историческое время предназначено, чтобы упорядочить эти изменения в сознании человека. Историческое время нужно историку, чтобы создать единую, непротиворечивую и убедительную картину прошлого, где каждому событию определено его уникальное место.

Историческое время применяется там, где есть изменения, невозможные прежде. Оно нужно историку, чтобы создать единую, непротиворечивую и убедительную картину прошлого, где каждому событию определено его уникальное место.

Особенности исторического времени определяются объектом, к которому оно применяется, а также мировоззрением, которое наделяет время смыслом и определяет его конкретные формы и параметры. В мифологический период время наполняется смыслом того конкретного мифа, который господствует в том или ином обществе, либо разделяется создателем истории. Время в христианстве служит для движения души человека к Спасителю и спасению. В марксистской мировоззренческой парадигме время нужно для освобождения человека от эксплуатации и создания вечного рая на земле – коммунизма. Марксистское время очень похоже на христианское, но только оно не заканчивается с наступлением коммунистического рая, а продолжается. С наступлением коммунизма заканчивается история, поскольку изменений больше не будет, развитие останавливается, наступает последний период в жизни человечества. Также и в либеральном мировоззрении история заканчивается с победой свободного общества, а время продолжает существовать, именно поэтому Ф. Фукуяма провозгласил конец истории, но при этом великодушно оставил нам время.

Историческое время непостоянно как в сторону прошлого, так и будущего. При этом оно зависит от главных мировоззренческих идей, которые господствуют в данное время в данном обществе. По концепции мироздания зороастризма, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. В период господства христианского мировоззрения, считалось, что начало времен произошло за 5508 лет до н.э. то есть чуть более семи с половиной тысяч лет назад. В соответствии с современными взглядами время существования Вселенной составляет более 13 млрд лет.

Историческое время, отводимое человечеству в будущем, также ограничено господствующими мировоззренческими взглядами. Так в рамках христианского мировоззрения человечеству отводилось, если понимать Библию буквально, очень непродолжительное время после смерти Иисуса Христа. Второй приход Мессии, Страшный суд и конец времен должно было застать поколение жившие при Христе. В рамках рационалистического мировоззрения срок жизни человечества ограничивался первоначально временем существования Солнечной системы.

В целом, единого взгляда ни на начало времен, ни на его конец наука не имеет, а существующие мнения ученых постоянно пересматриваются их последователями.

Историческое время формируется постепенно и зависит от главных мировоззренческих идей эпохи, в которую творит тот или иной историк. Сначала, когда время прошлого делилось на время правления вождей, понтификаты, царствования историк мог создавать только локальные истории, такие, как история отдельного племени или народа, города (полиса) и т.п. Связать их воедино, и создать единую историю было невозможно, да в этом и не было нужды. Идея всеобщей истории была создана в рамках христианского мировоззрения еще в начале первого тысячелетия н.э., а вот единое историческое время только через тысячу с лишним лет, когда в рамках астрономии для этого были созданы соответствующие условия, и единая хронология была подтверждена авторитетом И. Кеплера.

В доисторический период, когда изменений нет, отсутствует необходимость и в историческом времени, которое создается для того, чтобы четко зафиксировать эти изменения друг относительно друга. Единое историческое время основа и условие для реализации некоторых важных идей, например, идея прогресса не может быть обоснована вне единой истории, сопоставимых периодов ее развития, вне единого исторического времени. Все современные идейные системы: коммунизм, либерализм невозможны без развитой системы исторического времени, поскольку без этого невозможно их убедительное историческое обоснование.

Некоторые исторические школы создают свои формы времени так, например, школа Анналов приняла разработанную Ф. Броделем концепцию трех времен: короткого, среднего и долгого. При этом время историка – это долгое время, а короткое и среднее – время социолога.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что историческое время будет видоизменяться и в будущем под влиянием новых мировоззренческих идей, и способов создания прошлого.

Найдено научных статей по теме — 15

Историческое время: онтологический аспект

В статье рассматриваются проблемы онтологии исторического времени, а также генезис и развитие теоретических и жизненно-практических репрезентаций данного феномена в культуре Запада.

Историческое время: нетривиальная онтология

Исследуются основные формы исторического времени, имеющие объективные основания, укорененные в содержании и характере формирующих эти формы исторических эпох.

Найдено научных статей по теме — 15

Историческое время: онтологический аспект

В статье рассматриваются проблемы онтологии исторического времени, а также генезис и развитие теоретических и жизненно-практических репрезентаций данного феномена в культуре Запада.

Историческое время: нетривиальная онтология

Исследуются основные формы исторического времени, имеющие объективные основания, укорененные в содержании и характере формирующих эти формы исторических эпох.

Читайте также: