Историческое событие и исторический факт кратко

Обновлено: 30.06.2024

Началом Смутного Времени принято считать смерть последнего представителя рода Рюриковичей, имеющих право в законном порядке претендовать на российский престол. Из-за этого началась ожесточенная борьба за власть, которая велась преимущественно посредством интриг.

Указ об открытии университета был подписан 24 января 1755 года. До этого 23 января, в день, когда православная церковь отмечает день святой мученицы Татьяны, был одобрен проект об учреждении Московского Университета, благодаря чему Татьянин День по сей день празднуется в России как День студента. Сама же святая считается покровительницей всех учащихся в высших учебных заведениях.

Начальный этап войны с Наполеоном ознаменовался отступлением русских войск от западных границ Российской Империи.

Завершилась война практически абсолютным уничтожением армии Наполеона и отступлением французских войск с российских земель.

Эта война на тот момент считалась самой разрушительной и кровопролитной. Здесь впервые Германия использовала против войска противника химическое оружие.

Первая Мировая война не только унесла жизни миллионам человек, но также стала причиной распада четырёх империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской.

В войне против СССР германским правительством преследовалась цель уничтожить государство противника, завладеть его территорией, подвергнуть физическому истреблению большую часть населения, а тех, кто останется в живых планировалось использовать в качестве бесплатной рабочей силы.

В итоге СССР нанёс самый большой вклад в победу над фашистской Германией, в сравнении со всеми остальными странами-членами антигитлеровской коалиции. Советский Союз вытеснил агрессора со своей территории и освободил от оккупации страны Центральной и Восточной Европы.

На следующий день самое большое государство мира, СССР, перестало существовать, а на его месте возникло Содружество Независимых Государств.

Исторические знания. Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком. Элементами исторических знаний являются такими категориями, как факт, явление, событие, процесс.

Виды исторических фактов. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка — Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — танковое сражение в районе Прохоровки. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. Они нужны для связи, для прочного запоминания важнейших событий.

Отбор исторических фактов. При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. При изложении содержания урока у младших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.

На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотношение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними. И напротив, если будут в основном выводы и обобщения без опоры на конкретные факты, преподавание станет излишне социологизированным.

Исторические события. События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени.

Исторические явления. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления. Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. В данном случае имеется в виду, что революция — это качественные изменения в развитии общества, а восстание — массовое вооруженное выступление. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.

Источник: Студеникин М.Т. Преподавание истории в школе. М., 2000.

Для улучшения и ускорения работы сайта в Ваших интересах мы используем куки (сookies)

Используя наш веб-сайт, Вы подтверждаете свое согласие с условиями использования куки (сookies) Подробнее

памятка для работы на уроке, урок истории

Исторический факт – первый кирпичик исторических знаний. Это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.

Историческое событие - совокупность логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов.

Историческое явление - комплекс аналогичных исторических фактов или их признаков, которые хранились или хранятся в течение определенного времени и в определенном пространстве (территории).

Исторический процесс - цепь взаимосвязанных во времени и пространстве причинно-следственными связями исторических событий и явлений:

- когда происходили или проходили эти факты, события, явления или процессы;

- как они проходили;

- при каких исторических обстоятельствах они проходили, какие события прошли накануне;

- какое развитие они получили в дальнейшем;

- какой социальный слой или слои были основными участниками события;

- какую роль сыграли здесь исторические лица и чьи интересы они отражали;

- какой след оставили эти факты, события или процессы в истории региона, страны или мира;

- случайным или закономерным был именно такой ход событий, и имели ли они последствия;

- какие альтернативы развития существовали в тех исторических условиях, а как бы Вы повели себяв таких условиях?

Схема анализа событий с хронологической точки зрения (локализация событий во времени)

- когда прошли эти события, как долго они продолжались, в какой последовательности проходили;

- на какой период истории человечества они приходятся;

- как это событие соотносится с другими событиями или процессами;

- как это событие соотносится с однотипными событиями или процессами отечественной и региональной истории;

- составление хронологических простых или сложных таблиц.

Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)

- правильно займите позицию у карты (так, чтобы не заслонять естественное освещение карты);

- запомните, что когда вы стоите напротив карты, наверху будет север (юг - внизу), а слева - запад (соответственно, справа - восток);

- научитесь читать легенду карты - ее условные обозначения. При всем разнообразии карт однотипные факты, события и явления - границы и столицы, районы восстаний, направления главных ударов и места сражений и т.д. - изображаются на них похожими пометками;

- работая с контурной картой, пользуйтесь цветными карандашами, делайте условные обозначения;

- на мелкомасштабных картах отдельные отметки делайте цифрами, включайте в условные обозначения, это будет влиять на эстетику выполненной Вами работы.

Схема анализа исторического документа

- Документ первичный (запись очевидца или участника события) или вторичный (комментарий или предание о событии из уст исследователя).

- Отделите в документе факты от комментариев и анализируйте их отдельно.

- Кто автор этого документа? Чьи интересы он защищает?

- О чем рассказывается в документе? Какая сторона события или явления замалчивается?

- Когда написан этот документ? Как могли повлиять на него авторы, исторические события или общая ситуация в этот период?

- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?

- Какими мотивами руководствовался автор документа?

- Как этот документ сочетается с другими свидетельствами об этих фактах, событиях, явлениях или процессах?

Схема характеристики исторической личности

(Составление исторического портрета)

- Исторические условия, вызовы и влияние окружающей общественной среды на формирование личности исторической фигуры. Личностные качества исторического деятеля и условия их становления и формирования.

- Цели деятельности и возможности их достижения.

- Какими средствами и путями достигается поставленная цель.

- Результаты деятельности исторического лица для региона, страны или мира.

- В чем значение деятельности этой личности.

- Каково Ваше отношение к этой личности как к человеку и как к историческому деятелю?

Виды работы с текстом учебника как с источником информации

- чтение молча или вслух;

- составление хронологических таблиц;

- работа со сроками, географическими названиями, выводами;

- выписка имен исторических персоналий;

- отбор исторических фактов для доказательства отдельных суждений;

- формулирование выводов на основе прочитанных фрагментов текста; конспектирования;

- составление плана или тезисов.

Составление плана

1. Внимательно прочитайте название темы плана, текст параграфа.

2. Попробуйте усвоить содержание материала в целом.

3. Отберите только тот текст, который освещает тему, по которой нужно составить план.

4. 3апишить главные, на Ваш взгляд, мысли текста - это и будут ориентировочные пункты Вашего плана.

5. Хорошо продумайте, сформулируйте и запишите эти главные мысли. Это будет простой план темы.

6. Если план сложный, выделите ведущие (две-три) идеи и попробуйте перегруппировать материал таким образом, чтобы он соответствовал этим идеям.

7. Найдите данные, раскрывающие каждую из выделенных вами главных идей, и запишите их в виде подпунктов плана.

8. Проверьте, раскрывает ли план тему, есть ли в нем своя логика и завершенность, которая позволит Вам лучше усвоить материал.

Помните! Структурно план делится на вступление, основную часть и выводы.

Конспектирование

Конспектирование - это краткое изложение основного содержания прочитанного (услышанного).

- Несколько раз прочитайте текст, постарайтесь усвоить его содержание в целом.

- Разделите текст на отдельные блоки (относительно самостоятельные части).

- Сделайте анализ каждой из частей, выделив в них главное.

- Сформулируйте тезисы и выпишите высказывания, которые их аргументируют.

- Запишите основные положения и идеи текста или услышанной информации.

Обобщение

Обобщение - определение общих, существенных признаков исторического явления или процесса, формулировка ведущих понятий или идей того, что обработаны или изучены; обобщение основано на анализе и синтезе и идет от простого к сложному (от конкретного к абстрактному).

- Выделите главное понятие в полученном задании.

- Проверьте, как Вы поняли его содержание.

- Отберите основные, типичные факты из обработанного материала.

- Проанализировав их, выделите общие черты.

- Сформулируйте основную идею, вектор развития явления или процесса.

Сравнение

Сравнение - это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между определенными историческими событиями, явлениями или процессами. Этапами сравнения могут быть:

- усвоение объектов сравнения и их запись;

- выделение критериев - родственных существенных признаков объектов, которые сравниваются, это - самая сложная часть сравнения. Критерии сравнения - это своеобразный план общих признаков тех или иных событий, явлений или процессов.

- четкая формулировка и краткая запись содержания сравнения;

- сравнение объектов по каждому из критериев;

- краткое обобщение и его запись.

Наиболее удачной, на наш взгляд, формой сравнения является таблица.

Похожие материалы:

  • Цель урока: выявление особенностей развития США во второй половине XIX века. Задачи урока: 1. выявить проблемы развития США после Гражданской войны …

Схема анализа исторических фактов, событий, явлений и процессов Исторический факт – первый кирпичик исторических знаний. Это действительное событие, …

Более новые статьи:

  • В современных условиях для каждого беттора значение имеет не только надежность букмекера, но и мобильность и удобство работы с ним. Десктоп-версии вир …

Более старые статьи:

Для того, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие способности, необходимо разумное руководство со стороны учителя. Главной задачей педагога н …

Триполец С.А. учитель-логопед МБДОУ №27 С детьми, страдающими нарушениями речи, я считаю целесообразным проводить специальную логопедическую работу, …

Руссо И.Н. Воспитатель МБДОУ детский сад № 38 В первые шесть лет жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В этот …

Современная система образования постоянно обновляется, претерпевает изменения. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, …

Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №39 Садоменко Наталья Владимировна. Разновидности игр. Организация игровой деятельности в детском …

  • В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.

— это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.

Многие ученые выделяли 3 категории исторических фактов:

Объективно существующие факты действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках и обладающие материальностью (исторические события, явления, процессы);

Факты, отраженные в источниках, информация о событии;

Связанные понятия

Аксиологизм (от др.-греч. ἀξίᾱ через лат. axia — ценность или ценностность, и др.-греч. λόγος — учение, знание; также субъектный досократизм или фюзизм) — гносеологическое учение, постулирующее безусловную субъектную ценность каких-либо категорий человеческого восприятия. В этом аспекте постижения чего-либо необъектного как идеальной сущности аксиологизм является прямой (то есть имеющий сознательно неотложенный, спонтанный характер) реакцией на кризисный характер постмодернизма и его принципиальное.

Культу́рный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 700—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших.

Правовой плюрализм — это сосуществование в одном социальном поле двух или более различных юридических систем, "такое положение вещей в социальном поле, при котором поведение соответствует более чем одному правопорядку". Таким образом, в ситуации правового плюрализма параллельно существуют различные юридические механизмы, применяемые в идентичных ситуациях.

Упоминания в литературе

Таким образом, учитывая те различия, которые объективно существуют между политическими учениями прошлого и современной политической наукой, необходимо признать факт исторической преемственности и тесной генетической связи между ними. Как в историческом, так и в логическом аспекте период от античности до Нового времени составляет предысторию политической науки, а его значение состоит в накоплении и передаче последующим поколениям знаний о мире политики.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно—исторический метод исходит из сопоставления исторических фактов .

Связанные понятия (продолжение)

Интеркультура – понятие общественных наук, журналистики, социальной практики, которое имеет в виду формы и результаты взаимодействия социальных групп с различными культурными укладами (культурными различиями).

Русская цивилизация (также: Русская идея, Славянская цивилизация, Российская цивилизация) — понятие, происходящее из истории русской философии, часто употреблявшееся в среде славянофилов. Это понятие подчёркивает оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, и её национальное русское происхождение. Впервые термин употребляется в XIX веке, в связи с распространением идей панславизма. В книгах исследователей современной Украины также может называться украинской.

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Рассуждение — последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология (англ. 'Linguistic turn: Recent Essays in Philosophical Method') под редакцией Ричарда Рорти, изданная в 1967 году.

Принцип актуализма в науке — презумпция, состоящая в том, что в прошлом действовали те же самые законы природы, что и в настоящее время.

Мора́льная диле́мма — ситуация выбора, в которой кто-либо поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, при которой выбор любой из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний.

Бина́рная оппози́ция — универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое — отрицает. Считается неотъемлемым качеством дискурсивного мышления, противопоставляемого различным формам интуиции. Корни представления о бинарных оппозициях уходят в диалектику Платона и формальную логику Аристотеля. Термин введен лингвистом Н. С. Трубецким. Активно используется в структурализме.

Стэ́нфордская филосо́фская энциклопе́дия (англ. The Stanford Encyclopedia of Philosophy) — публичная интернет-энциклопедия по философии, поддерживаемая Стэнфордским университетом. Каждая статья написана и обновляется экспертом в предметной области. В создание энциклопедии вовлечены профессора из 65 академических институтов по всему миру. Помимо онлайнового статуса, энциклопедия поддерживает традиционный академический подход, используемый в большинстве энциклопедий и академических журналов, достигая.

Языкова́я спосо́бность — специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения.

Межкультурная компетенция — это способность успешно общаться с представителями других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита.

Универса́лия в лингвистике — одно из важнейших понятий типологии, свойство, присущее всем или подавляющему большинству естественных языков. Разработка теории универсалий часто связывается с именем Джозефа Гринберга, хотя сходные идеи выдвигались в языкознании задолго до него.

Мора́льный абсолюти́зм (лат. absolutus – безусловный) — утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной.

Практическая философия — это область философии, изучающая человеческую деятельность на практике. В практическую философию входят такие философские дисциплины, как этика, эстетика, философия права, социальная, политическая, экономическая философии и т. д.

Семанти́ческое по́ле — самая крупная смысловая парадигма, объединяющая слова различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак.

Гетерофеноменология (др.-греч. ἕτερος — другой, φαινόμενον — явление и λόγος — учение) — термин, введенный Дэниелом Деннетом, чтобы описать научный подход к исследованию сознания и других умственных состояний субъекта. Суть такого подхода состоит в применении антропологических методов совместно с комбинацией самоописания собственного состояния субъекта со всеми другими доступными свидетельствами, для определения его психического состояния. Цель этого подхода состоит в том, чтобы понять, как субъект.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека.

Дискурси́вный ана́лиз — изучение языка, используемого членами некоторого языкового сообщества. В ходе такого анализа рассматривается как форма языка, так и его функция. В качестве исходного материала берутся разговорная речь и письменные тексты. Идентифицируются лингвистические особенности понимания различных текстов и типов устной речи.

Исправление имён, (чжэнмин, кит. 正名 zhèngmíng) — одна из центральных концепций конфуцианской философии, объединяющая принципы гносеологии и аксиологии. Чжэнмин — это императив, утверждающий необходимость правильно выстраивать понятия (мин 名) ради того, чтобы с их помощью самосовершенствоваться и управлять государством.

Зна́чимость — в семиотике и языкознании: отношение знака к другим знакам в рамках языковой системы. С точки зрения Ф. де Соссюра, предложившего понятие значимости, значимость определяется противопоставлением данного знака другим, их взаимоограничением: так, рус. баран и фр. mouton совпадают по значению, но неодинаковы по значимости, так как русское слово ограничено в употреблении лексемой баранина 'мясо барана', а во французском языке в таком значении также используется mouton.

Объективи́зм — философское учение об объективности реальности (материализм, объективный идеализм, реализм). Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности.

Постсекуляри́зм — современная теоретическая концепция в философии и религиоведении, согласно которой идея секуляризации продемонстрировала свою несостоятельность, так что религиозные идеи и институты не отмирают, а по-прежнему занимают заметное место в современных обществах.

Литературные формы — группы литературных произведений, объединенных теми или иными формальными и только формальными свойствами (в отличие от литературных жанров, выделение которых основано на совокупности формальных и содержательных признаков). Граница между формами и жанрами проницаема и исторически изменчива: так, сонет, на ранних стадиях своего существования тяготевший к жанровой природе (т.е. к довольно определенному кругу тем и образов), к XX веку сохранил только некоторые элементы формальной.

Онтологизм (греч. ontos, от einai - быть, и logos - слово) – философская система, учение о начале, из чего все произошло, согласно которому достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее.

Антиредукционизм — философское и / или научное учение, противоположное редукционизму, пропагандируещее, что не все свойства целого могут быть объяснены свойствами его составных частей и их взаимодействий. Одна из форм антиредукционизма (гносеологическая) показывает, что мы просто не в состоянии понять системы на уровне основных компонентов, и поэтому редукционизм должен потерпеть неудачу. Другой вид антиредукционизма (онтологический) показывает, что полное объяснение основных компонентов не представляется.

Антинаука — это позиция, отвергающая науку и научный метод. Люди, придерживающиеся антинаучных взглядов, не принимают науку как объективный метод, который может порождать универсальное знание. Они также убеждены, что научный редукционизм чрезвычайно ограничен для понимания сложного мира.

Хороло́гия (хорологическая концепция) — научное направление в географии, основной идеей которого является рассмотрение объекта географии как пространства, заполняемого предметами и явлениями, локальные связи между которыми носят причинно-следственный характер.

Неорито́рика (но́вая рито́рика) — современная философская и филологическая теория. Название закрепилось в научном обороте благодаря одноименной работе Хаима Перельмана.

Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории.

Доминирующая культура — совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес.

Относительность — рассмотрение (или же понимание) во взаимосвязи; отношение между (относительным) понятием и его опосредованным содержанием — сущностью, взаимосвязь с которой является непосредственным содержанием такого понятия.

Персонали́зм (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Филосо́фский скептици́зм — школа философской мысли. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира.

Упоминания в литературе (продолжение)

Исторический опыт управления, используемый в первом случае, будем называть собственно историческим образцом управления, во втором – историческим доказательством, в третьем – историческим предсказанием. Отметим, что способы изложения и представления исторического опыта в научном исследовании в этих трех случаях различны. В первом случае обычно достаточно лишь упоминания исторического факта , иногда с некоторыми подробностями. Во втором – для доказательства достаточно указания на исторический факт, но обязательно достоверный и правдоподобный. В третьем случае, наиболее важном для развития науки управления, исторический опыт управления должен быть развернут подробно и обстоятельно во времени и пространстве, воспроизведен в мельчайших деталях, имеющих отношение к высказанному и доказываемому теоретическому утверждению.

В современной западной философии можно выделить два крупных направления – онтологическое и гносеологическое. Представители онтологического направления Освальд Шпенглер (1880–1936), Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) и другие стремятся к выяснению сущности исторического процесса, его смысла, движущих сил, условий прогресса и т. п. Объектом такого типа философии истории является исторический процесс в целом, человечество как субъект истории, а не отдельный народ или социальная группа. Гносеологическое направление главное внимание уделяет проблемам познания исторических фактов и событий. Его представители Вильгельм Дильтей (1833–1911), Георг Зиммель (1858–1918), РеймонАрон (1905–1983) и другие полагают, что предмет философии истории – логикотеоретические и методологические проблемы исследования исторического прошлого, его теоретическая реконструкция и установление истинности исторических фактов.

Пословицы и поговорки представляют незаменимый материал для исследования культуры народа, поскольку они обладают сложной семантикой и формой и одновременно тяготеют как к кругу языковых явлений, так и к области фольклора. Так, Дж. Лакофф и М. Тюнер считают, что паремиологические единицы – это элементы фольклора, и они являются универсальными и естественными для всех культур. Однако, Ana Ibanez считает, что хотя есть общий смысл и можно найти эквиваленты тех или иных пословиц одного языка в другом, большинство паремий индивидуальны, специфичны для своей культуры и не естественны для другой. Она выделяет 2 типа пословиц: общие (those with a common, universal morality, guide for the practice of virtue, similar in all countries, if not in the form, at least in the message – то есть к общим пословицам относятся те, в которых заключено универсальное, сходное во всех странах если не по форме, то по содержанию, нравоучение) и специфические (those which are particular, born from a historical fact, a local custom or a specific event. They have their own identity signs which characterize the place or time of origin – то есть к специфическим пословицам можно отнести только определенные пословицы, возникшие благодаря какому-либо историческому событию, местному обычаю и т. д. Они обладают специфическими признаками, характеризующими определенное место и время своего происхождения). Именно второй тип наиболее интересен исследователям как паремиологический фонд, отражающий национальные ценности, исторические факты , обычаи и традиции – всё то, в чём выражается самосознание народа.

И. Лакатос доказывает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе ясных рациональных критериев, что подтверждалось историческими фактами развития науки.

Для отдельного человека нет никакой физической возможности не то что переварить, но даже бегло ознакомиться со всей массой информации, поставляемой ежегодно и ежедневно в этой обширной области знания. Так что, очевидно, задача заключается в том, чтобы найти метод, с помощью которого можно было любой исторический факт , попавший в поле вашего зрения, поставить на своё определённое место.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт.

Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.

Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного; результат умозаключения, основывающегося на следах, оставленных прошлым [1] . Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.

Читайте также: