Исторический комментарий к 1 тому война и мир кратко

Обновлено: 29.06.2024

Определив для своего романа границы с 1805 г. через 1812 к 1820. Толстой тем самым нашёл эпоху, на его взгляд, сходную с современной, с 60-ми годами.

Всё было неблагополучно в начале 19 века. 1805 год – год стыда и позора России в войне с Наполеоном и во внутренних делах.

1812 год нужен был Толстому как урок настоящему.

Такова была позиция писателя по отношению к современности, существенно отличавшаяся от революционно-демократической.

2. Заглавие романа образно передаёт его смысл.

Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.

Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий.

Мир – это жизнь.

Такие простые слова– война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.

3. Композиция романа.В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

4. Если в романах других писателей большую роль играли в композиции образов экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстаёт всегда в настоящем времени. История их жизни даётся вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов – его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.

А) развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности;

Б) взаимодействие среды с характером героя,

В) развитие этого характера.

А) тема (эпоха больших исторических событий);

Б) идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом и его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм;

В) сложность композиции;

Г) стремление автора к национально-историческому обобщению.

Следовательно, это роман-эпопея.

Исторический комментарий к тому 1. (Характер эпохи, отражённый в романе)

В 1 томе действие разворачивается в 1805 г., острое и противоречивое время. Когда решались судьбы не только отдельной страны, но и мира. М/н обстановка в Европе была ознаменована Наполеоновскими войнами. Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов (после французской революции конца 18 века), потом из освободительных они превратились в захватнические.

Роман начинается со слов А. П. Шерер: гл. 1, с. 3. об итальянских городах Генуе и Луке, которые стали поместьями семьи Бонапарта, так как в июле 1805 г. Наполеон захватил их и отдал во владение своей сестре Элизе и её мужу Баччиокки. Атмосфера войны и несправедливости врываются в роман с первой сроки.

Произошли изменения в судьбе и характере самого Наполеона.

1) В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине – острове Корсика – фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

2) В 1793 г. в Тулоне, портовом г. на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и осуществил его.

3) Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне.

4) В 1795 произошло восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города.

5) В 1796 г. он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошёл по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем – отборные австрийские войска.

6) Во Франции был встречен как национальный герой.

7) После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний.

8) Затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост 1-го консула (с 1799 г.)

10) После 1804 г. Наполеон был уже далеко не прогрессивной личностью, но за ним стояла его революционная и военная слава. Всё это продолжало привлекать к нему молодых людей. Героя и великого государственного деятеля видит в нём князь Андрей, как революционера ценит его Пьер. Пьер говорит, что народ вручил Наполеону власть, чтобы тот избавил его от Бурбонов (гл. 4, стр. 18 - 19)

12) Выдвинутый революцией и уничтоживший её завоевания, он готовит войну с главным врагом – Англией.

14) И вот почему состоится праздник английского посланника – Россия выступила на стороне Англии и Австрии при нейтралитете Пруссии, но отношения у союзников сложные, недоверчивые. На этот праздник и торопится князь Василий с дочерью Элен.

15) Английские, австрийские и русские объединённые войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу. Так начинается война 1805 – 1807 г.г.

8. Проверка записей конспекта(основные положения по вопросам)

9. Д. з.1) Пересказ лекции.;2) Составить конспект или сложный план лекции.

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине - острове Корсика - фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем - отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом - Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия на­чала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем рус­ская армия потерпела поражение.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем — отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем — триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом — Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.




Детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.

Обратите внимание на особенности портретов у Толстого:

а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;

в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера. )

Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь.

Обратите внимание на политические споры (гл. 4).

История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На Фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны.

Завершается вечер у А.П. Шерер эпизодом?

Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую

1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык? Французский язык — как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.

Нормы жизни молодых представителей высшего общества.

Дружба Пьера и А. Болконского строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.

Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах) представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.

С первых страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?

Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель — история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.

События в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем.

Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе за мозаиковый портфель.

По-новому характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.

Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру- наследнику).

Сцена борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А.М. Друбецкой крупную сумму на обмундирование Бориса.

Как относится Толстой к нормам жизни высшего света (старшего, младшего поколения), ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем — отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем — триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом — Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.

Детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.

Обратите внимание на особенности портретов у Толстого:

а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;

в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера. )

Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь.

Обратите внимание на политические споры (гл. 4).

История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На Фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны.

Завершается вечер у А.П. Шерер эпизодом?

Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую

1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык? Французский язык — как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.

Нормы жизни молодых представителей высшего общества.

Дружба Пьера и А. Болконского строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.

Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах) представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.

С первых страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?

Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель — история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.

События в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем.

Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе за мозаиковый портфель.

По-новому характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.

Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру- наследнику).

Сцена борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А.М. Друбецкой крупную сумму на обмундирование Бориса.

Как относится Толстой к нормам жизни высшего света (старшего, младшего поколения), ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая часть романа. Две стихии: одна — воплощенная в Ростовых, Пьере и Андрее, другая — светский салон. Это — экспозиция.

Постоянный гость в салоне Анны Павловны — князь Василий.

─ Как же вырваться из этого круга пустой светской жиз­ни, где выход и есть ли он? — Какой пример перед князем Андреем? — Наполеон. Капитан республиканской армии, никому неизвестный молодой человек, случайно очутив­шийся в лагере под Тулоном, захваченном роялистскими мятежниками, возглавил штурм, и крепость пала; 24-лет­ний капитан стал бригадным генералом, он вырвался из безызвестности и покорил мир.

Мы прочитали восемь глав, и перед нами возник слож­ный мир, раздираемый внутренними противоречиями, мир, в котором бьются две живые жизни.

В X главе мы попадаем в другую обстановку.

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Борьба за мозаиковый портфель

Последние главы первой части — Лысые Горы. Дом Болконских. Еще один способ вырваться из круга светской пошлости — размеренная, осмысленная жизнь старого кня­зя.

- Соглашались ли отец и сын в оценке политической ситуации?— Нет, их убеждения были совершенно различны.

- Почему княжне Марье живется тяжело в доме от­ца?— Потому что он не понимает ее.

Разве глаза эти ни о чем не могут ска­зать старику-отцу?— Рассуждения о правилах рациональ­ного воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа ее полна религиозным восторгом, а отец, к тому же неуме­лый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить гео­метрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой толстовской иронией: точная наука — и вера, разум — и душа. Это несовместимо.

Анализ романа Л. Н. Толстого

Том I Часть вторая

В романе появляются исторические фигуры.

— С каки­ми историческими деятелями мы знакомимся во второй части? — С Кутузовым, Багратионом, Мюратом, Маком и другими. Течение авторской мысли подходит к компози­ционному центру романа, к образу Кутузова. Мы должны понять, чем близок художнику этот образ, почему он занимает в романе центральное место.

— Каким видят его солдаты?

«— Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?

А то нет! Вовсе кривой.

Не. брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки — все оглядел.

И почти сразу же после глав, где мы знакомимся с Ку­тузовым,— маленький эпизод, в котором начинает звучать один из главных мотивов эпопеи, возникает песнь единения человечества. Николай Ростов приветствует немца — хозяи­на дома, где он с Васькой разместился на постой.

-Но это ощущение принадлежности к общему миру, жи­вущее в душе любимых толстовских героев, часто задавле­но условиями мнимообщего мира. Так гаснет в Николае Ростове стремление до конца бороться за справедливость при упоминании о чести полка.

Толстой за каждым событием, за каждой личностью, за каждой жизненной проблемой видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. В нем живет жажда неба.

В VIVIII главах Толстой описывает пер­вые бои.

В Андрее Болконском вмещается большая часть мира, чем в Николае Ростове, чем в других офицерах армии.

— Зачем князь Андрей был послан в Брюнн, к авст­рийскому двору? — Чтобы сообщить о победе.

— Была ли это очень важная в стратегическом отношении победа? — Нет.

— О чем сказала князю Андрею эта улыбка и весь прием, оказанный ему при австрийском дворе? — Он понял, что здесь есть какие-то сугубо частные интересы, непонятные, чуждые и ему, князю Андрею, и русской армии.

Что же такое война? Что чувствует человек, когда он становится жертвой? Может ли полководец организовать побоище таким образом, чтобы обеспечить победу себе и поражение неприятелю? Что такое героизм и как выглядят герои? Из сцепления образов вырисовываются ответы на эти вопросы, волновавшие художника и мыслителя. Так давайте добудем ответы на постав­ленные нами вопросы из описания Шенграбенского сраже­ния.

В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи че­ловек.

— Что роднит Тимохина и Тушина в их отношении к начальству? — Невероятный страх перед ним.

Но вот начинается сражение.

— Как действует Тушин? Прежде всего — инициативно.

Толстой показал тот скромный, незамет­ный героизм простого человека, который и решал участь сражений.

Для князя Андрея Шенграбенский бой обозначил целую эпоху развития.

И второе разочарование. Князь Андрей составил себе ложное представление о полководце, вероятно, по пышным и многословным рассказам французских газет о Наполео­не. Полководец намечает гениальную диспозицию; затем по мановению его руки воинские части располагаются на поле брани таким образом, что поражение неприятеля ока­зывается предрешенным; во время битвы полководец рас­сылает адъютантов, которые осуществляют его волю на театре военных действий.

Но вот князь Андрей видит Багратиона при Шенграбене.

Князь Андрей не делает еще выводов — он пока только наблюдает, но эти сцены уже ведут читателя к важнейшему для Тол­стого выводу: полководец может руководить духом войска.

К людям, которые зависят от времени, от обстоятельств, относится Николай Ростов.

Что же происходит там, где нет крови, нет убийств, действительно ли там - мир?

Анализ романа Л. Н. Толстого

Том I Часть третья

Начальные главы третьей части - развитие первой части романа, темы светского общества. В первой части Толстой, по сущности, довольно полно выразил своё отношение к нему, но там свет выглядел безобидным. Правда, попытка похищения мозаикового портфеля уже показала, что люди света, вроде князя Василия, способны на все, в том числе и на преступление. Но ведь, как мы помним, князь Василий все-таки раскаялся, уже потерпев поражение. Однако оказывается.

Так победой сил зла заканчивается столкновение нравственного, но пассивного начала, заложенного в Пье­ре, с активным хищничеством семейства Курагиных.

Далее Толстой рисует Анатоля в восприятии всех присутствующих.

Но лучше всех знает Анатоля, конечно же, сам Тол­стой. И Толстой (что возмущало Тургенева) не боится давать прямые авторские оценки героев.

— А как же тот мир, о котором вспоминает с тоской раненый Николай Ростов? Этот мир, действительно, живет только им. Соня, прочитав письмо от Николая, счастлива, Петя горд за своего брата. Какими-то таинст­венными нитями привязаны члены этой семьи друг к другу. И никакие соображения, доводы рассудка не могут, по мысли Толстого, сравниться с этим интуитивным чув­ством кровного родства. Вот графиня Вера тоже слушает чтение письма от Николая.

Когда мы встречаемся с Бергом в заграничном походе, он отдельными чертами напоминает нам знакомого героя другого произведения, созданного как раз в эпоху дейст­вия романа.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит.

Какие бы недостатки ни были у Ростова, человек в нем жив. В том-то и отличие Николая от светских трутней: пусть он довольно ограниченный, пусть в нем много гусар­ства, но у него все идет от души. Поэтому-то и не раздра­жает, нас новая любовь, возникшая у Николая в армии.

Но этот вопрос — почему?— ставит Толстой. Достоин ли Александр такого обожествления? Толстой не даёт прямого ответа на этот вопрос, однако это не значит, что он избегает выразить свое непосредственное отношение к царю. Он раскрывает это отношение постепенно, разобла­чая своего героя изнутри, отталкиваясь от внешнего обли­ка монарха, вызывающего как будто симпатию, и показы­вая пустоту и ничтожность внутреннего мира героя. Крас­ки на этот образ ложатся так, что у читателя появляется презрение, а не симпатия к герою. Это достигается подбо­ром деталей, подтекстом повествования.

Все ставится на свои места, все соответствует компози­ционной основе романа — четкой антитезе между народ­ным и антинародным, всегда внутренне близким императо­ру. И если по этому поводу могут остаться сомнения, то они развеиваются Толстым в тех главах, где он изобража­ет Аустерлицкое сражение.

— Какое настроение сразу возникло в ар­мии?— В армии еще до начала сражения распространи­лось убеждение, что оно будет проиграно.

Но ложные отношения приводят к тому, что мальчиш­ка-император учит умудренного опытом старика Кутузова. Не только деньги — мерило человеческой ценности, но и положение.— Какая стычка произошла между Кутузовым и Александром?

«— Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович?

. Поджидаю, ваше величество. Не все колонны еще собрались, ваше величество.

Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионо­вич, где не начинают парада, пока не придут все полки.

Так воспринимают события люди, облеченные властью. Мы выяснили, что делали, что чувствовали, как выгляде­ли, какое место в событиях занимали Александр и Куту­зов. Перед нами раскрылись ничтожество, лицемерие од­ного и старческая мудрость другого.

Так обнаруживается главнейшая мысль первого тома — мысль о ничтожестве тех, кто живет собой, своим счасть­ем, построенным на несчастье других. Эта нравственная, а точнее, глубоко безнравственная суть роднит Наполеона с Александром, с князем Василием и его чадами. Убежде­ние в этом разовьется в Толстом впоследствии до страст­ного отрицания права на жизнь всех эксплуататоров.

— Чувствует ли Андрей Болконский свой отрыв от людей? — Да, он чувствует, что то, что для него важно, другим безразлично. Он мечтает о славе и слышит в это время разговор кутузовского куче­ра с поваром:

Ну,— отвечал старик.

Тит, ступай молотить,— говорил шутник.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

И вот эта минута настала.

Эти мысли князя Андрея — вывод не только его само­го и не только из исканий его на первом этапе развития, но и вывод Толстого из всего первого тома.

Похожие презентации

Сражения Отечественной войны..

Сражения Отечественной войны..

Исторический факт и его отражение в пространстве Санкт-Петербурга: Восстание декабристов.

Исторический факт и его отражение в пространстве Санкт-Петербурга: Восстание декабристов.

Читайте также: