Исторический комментарий к 1 тому война и мир кратко
Обновлено: 29.06.2024
Определив для своего романа границы с 1805 г. через 1812 к 1820. Толстой тем самым нашёл эпоху, на его взгляд, сходную с современной, с 60-ми годами.
Всё было неблагополучно в начале 19 века. 1805 год – год стыда и позора России в войне с Наполеоном и во внутренних делах.
1812 год нужен был Толстому как урок настоящему.
Такова была позиция писателя по отношению к современности, существенно отличавшаяся от революционно-демократической.
2. Заглавие романа образно передаёт его смысл.
Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.
Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий.
Мир – это жизнь.
Такие простые слова– война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.
3. Композиция романа.В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.
4. Если в романах других писателей большую роль играли в композиции образов экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстаёт всегда в настоящем времени. История их жизни даётся вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов – его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.
А) развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности;
Б) взаимодействие среды с характером героя,
В) развитие этого характера.
А) тема (эпоха больших исторических событий);
Б) идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом и его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм;
В) сложность композиции;
Г) стремление автора к национально-историческому обобщению.
Следовательно, это роман-эпопея.
Исторический комментарий к тому 1. (Характер эпохи, отражённый в романе)
В 1 томе действие разворачивается в 1805 г., острое и противоречивое время. Когда решались судьбы не только отдельной страны, но и мира. М/н обстановка в Европе была ознаменована Наполеоновскими войнами. Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов (после французской революции конца 18 века), потом из освободительных они превратились в захватнические.
Роман начинается со слов А. П. Шерер: гл. 1, с. 3. об итальянских городах Генуе и Луке, которые стали поместьями семьи Бонапарта, так как в июле 1805 г. Наполеон захватил их и отдал во владение своей сестре Элизе и её мужу Баччиокки. Атмосфера войны и несправедливости врываются в роман с первой сроки.
Произошли изменения в судьбе и характере самого Наполеона.
1) В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине – острове Корсика – фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.
2) В 1793 г. в Тулоне, портовом г. на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и осуществил его.
3) Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне.
4) В 1795 произошло восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города.
5) В 1796 г. он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошёл по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем – отборные австрийские войска.
6) Во Франции был встречен как национальный герой.
7) После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний.
8) Затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост 1-го консула (с 1799 г.)
10) После 1804 г. Наполеон был уже далеко не прогрессивной личностью, но за ним стояла его революционная и военная слава. Всё это продолжало привлекать к нему молодых людей. Героя и великого государственного деятеля видит в нём князь Андрей, как революционера ценит его Пьер. Пьер говорит, что народ вручил Наполеону власть, чтобы тот избавил его от Бурбонов (гл. 4, стр. 18 - 19)
12) Выдвинутый революцией и уничтоживший её завоевания, он готовит войну с главным врагом – Англией.
14) И вот почему состоится праздник английского посланника – Россия выступила на стороне Англии и Австрии при нейтралитете Пруссии, но отношения у союзников сложные, недоверчивые. На этот праздник и торопится князь Василий с дочерью Элен.
15) Английские, австрийские и русские объединённые войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу. Так начинается война 1805 – 1807 г.г.
8. Проверка записей конспекта(основные положения по вопросам)
9. Д. з.1) Пересказ лекции.;2) Составить конспект или сложный план лекции.
В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине - острове Корсика - фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.
В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.
Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.
Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем - отборные австрийские войска.
Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.
После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).
В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.
Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом - Англией.
В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.
Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.
Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.
Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.
Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.
Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем — отборные австрийские войска.
Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.
После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем — триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).
В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.
Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом — Англией.
В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.
Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.
Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.
Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.
Детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.
Обратите внимание на особенности портретов у Толстого:
а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;
б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;
в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера. )
Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь.
Обратите внимание на политические споры (гл. 4).
История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На Фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны.
Завершается вечер у А.П. Шерер эпизодом?
Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую
1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык? Французский язык — как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.
Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.
Нормы жизни молодых представителей высшего общества.
Дружба Пьера и А. Болконского строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.
Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?
Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах) представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.
С первых страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?
Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель — история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.
События в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем.
Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе за мозаиковый портфель.
По-новому характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.
Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру- наследнику).
Сцена борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А.М. Друбецкой крупную сумму на обмундирование Бориса.
Как относится Толстой к нормам жизни высшего света (старшего, младшего поколения), ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.
Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.
Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем — отборные австрийские войска.
Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.
После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем — триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).
В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.
Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом — Англией.
В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.
Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.
Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.
Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.
Детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.
Обратите внимание на особенности портретов у Толстого:
а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;
б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;
в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера. )
Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь.
Обратите внимание на политические споры (гл. 4).
История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На Фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны.
Завершается вечер у А.П. Шерер эпизодом?
Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую
1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык? Французский язык — как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.
Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.
Нормы жизни молодых представителей высшего общества.
Дружба Пьера и А. Болконского строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.
Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?
Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах) представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.
С первых страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?
Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель — история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.
События в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем.
Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе за мозаиковый портфель.
По-новому характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.
Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру- наследнику).
Сцена борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А.М. Друбецкой крупную сумму на обмундирование Бориса.
Как относится Толстой к нормам жизни высшего света (старшего, младшего поколения), ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.
Первая часть романа. Две стихии: одна — воплощенная в Ростовых, Пьере и Андрее, другая — светский салон. Это — экспозиция.
Постоянный гость в салоне Анны Павловны — князь Василий.
─ Как же вырваться из этого круга пустой светской жизни, где выход и есть ли он? — Какой пример перед князем Андреем? — Наполеон. Капитан республиканской армии, никому неизвестный молодой человек, случайно очутившийся в лагере под Тулоном, захваченном роялистскими мятежниками, возглавил штурм, и крепость пала; 24-летний капитан стал бригадным генералом, он вырвался из безызвестности и покорил мир.
Мы прочитали восемь глав, и перед нами возник сложный мир, раздираемый внутренними противоречиями, мир, в котором бьются две живые жизни.
В X главе мы попадаем в другую обстановку.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Борьба за мозаиковый портфель
Последние главы первой части — Лысые Горы. Дом Болконских. Еще один способ вырваться из круга светской пошлости — размеренная, осмысленная жизнь старого князя.
- Соглашались ли отец и сын в оценке политической ситуации?— Нет, их убеждения были совершенно различны.
- Почему княжне Марье живется тяжело в доме отца?— Потому что он не понимает ее.
Разве глаза эти ни о чем не могут сказать старику-отцу?— Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа ее полна религиозным восторгом, а отец, к тому же неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой толстовской иронией: точная наука — и вера, разум — и душа. Это несовместимо.
Анализ романа Л. Н. Толстого
Том I Часть вторая
В романе появляются исторические фигуры.
— С какими историческими деятелями мы знакомимся во второй части? — С Кутузовым, Багратионом, Мюратом, Маком и другими. Течение авторской мысли подходит к композиционному центру романа, к образу Кутузова. Мы должны понять, чем близок художнику этот образ, почему он занимает в романе центральное место.
— Каким видят его солдаты?
«— Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
А то нет! Вовсе кривой.
Не. брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки — все оглядел.
И почти сразу же после глав, где мы знакомимся с Кутузовым,— маленький эпизод, в котором начинает звучать один из главных мотивов эпопеи, возникает песнь единения человечества. Николай Ростов приветствует немца — хозяина дома, где он с Васькой разместился на постой.
-Но это ощущение принадлежности к общему миру, живущее в душе любимых толстовских героев, часто задавлено условиями мнимообщего мира. Так гаснет в Николае Ростове стремление до конца бороться за справедливость при упоминании о чести полка.
Толстой за каждым событием, за каждой личностью, за каждой жизненной проблемой видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. В нем живет жажда неба.
В VI—VIII главах Толстой описывает первые бои.
В Андрее Болконском вмещается большая часть мира, чем в Николае Ростове, чем в других офицерах армии.
— Зачем князь Андрей был послан в Брюнн, к австрийскому двору? — Чтобы сообщить о победе.
— Была ли это очень важная в стратегическом отношении победа? — Нет.
— О чем сказала князю Андрею эта улыбка и весь прием, оказанный ему при австрийском дворе? — Он понял, что здесь есть какие-то сугубо частные интересы, непонятные, чуждые и ему, князю Андрею, и русской армии.
Что же такое война? Что чувствует человек, когда он становится жертвой? Может ли полководец организовать побоище таким образом, чтобы обеспечить победу себе и поражение неприятелю? Что такое героизм и как выглядят герои? Из сцепления образов вырисовываются ответы на эти вопросы, волновавшие художника и мыслителя. Так давайте добудем ответы на поставленные нами вопросы из описания Шенграбенского сражения.
В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек.
— Что роднит Тимохина и Тушина в их отношении к начальству? — Невероятный страх перед ним.
Но вот начинается сражение.
— Как действует Тушин? Прежде всего — инициативно.
Толстой показал тот скромный, незаметный героизм простого человека, который и решал участь сражений.
Для князя Андрея Шенграбенский бой обозначил целую эпоху развития.
И второе разочарование. Князь Андрей составил себе ложное представление о полководце, вероятно, по пышным и многословным рассказам французских газет о Наполеоне. Полководец намечает гениальную диспозицию; затем по мановению его руки воинские части располагаются на поле брани таким образом, что поражение неприятеля оказывается предрешенным; во время битвы полководец рассылает адъютантов, которые осуществляют его волю на театре военных действий.
Но вот князь Андрей видит Багратиона при Шенграбене.
Князь Андрей не делает еще выводов — он пока только наблюдает, но эти сцены уже ведут читателя к важнейшему для Толстого выводу: полководец может руководить духом войска.
К людям, которые зависят от времени, от обстоятельств, относится Николай Ростов.
Что же происходит там, где нет крови, нет убийств, действительно ли там - мир?
Анализ романа Л. Н. Толстого
Том I Часть третья
Начальные главы третьей части - развитие первой части романа, темы светского общества. В первой части Толстой, по сущности, довольно полно выразил своё отношение к нему, но там свет выглядел безобидным. Правда, попытка похищения мозаикового портфеля уже показала, что люди света, вроде князя Василия, способны на все, в том числе и на преступление. Но ведь, как мы помним, князь Василий все-таки раскаялся, уже потерпев поражение. Однако оказывается.
Так победой сил зла заканчивается столкновение нравственного, но пассивного начала, заложенного в Пьере, с активным хищничеством семейства Курагиных.
Далее Толстой рисует Анатоля в восприятии всех присутствующих.
Но лучше всех знает Анатоля, конечно же, сам Толстой. И Толстой (что возмущало Тургенева) не боится давать прямые авторские оценки героев.
— А как же тот мир, о котором вспоминает с тоской раненый Николай Ростов? Этот мир, действительно, живет только им. Соня, прочитав письмо от Николая, счастлива, Петя горд за своего брата. Какими-то таинственными нитями привязаны члены этой семьи друг к другу. И никакие соображения, доводы рассудка не могут, по мысли Толстого, сравниться с этим интуитивным чувством кровного родства. Вот графиня Вера тоже слушает чтение письма от Николая.
Когда мы встречаемся с Бергом в заграничном походе, он отдельными чертами напоминает нам знакомого героя другого произведения, созданного как раз в эпоху действия романа.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит.
Какие бы недостатки ни были у Ростова, человек в нем жив. В том-то и отличие Николая от светских трутней: пусть он довольно ограниченный, пусть в нем много гусарства, но у него все идет от души. Поэтому-то и не раздражает, нас новая любовь, возникшая у Николая в армии.
Но этот вопрос — почему?— ставит Толстой. Достоин ли Александр такого обожествления? Толстой не даёт прямого ответа на этот вопрос, однако это не значит, что он избегает выразить свое непосредственное отношение к царю. Он раскрывает это отношение постепенно, разоблачая своего героя изнутри, отталкиваясь от внешнего облика монарха, вызывающего как будто симпатию, и показывая пустоту и ничтожность внутреннего мира героя. Краски на этот образ ложатся так, что у читателя появляется презрение, а не симпатия к герою. Это достигается подбором деталей, подтекстом повествования.
Все ставится на свои места, все соответствует композиционной основе романа — четкой антитезе между народным и антинародным, всегда внутренне близким императору. И если по этому поводу могут остаться сомнения, то они развеиваются Толстым в тех главах, где он изображает Аустерлицкое сражение.
— Какое настроение сразу возникло в армии?— В армии еще до начала сражения распространилось убеждение, что оно будет проиграно.
Но ложные отношения приводят к тому, что мальчишка-император учит умудренного опытом старика Кутузова. Не только деньги — мерило человеческой ценности, но и положение.— Какая стычка произошла между Кутузовым и Александром?
«— Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович?
. Поджидаю, ваше величество. Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки.
Так воспринимают события люди, облеченные властью. Мы выяснили, что делали, что чувствовали, как выглядели, какое место в событиях занимали Александр и Кутузов. Перед нами раскрылись ничтожество, лицемерие одного и старческая мудрость другого.
Так обнаруживается главнейшая мысль первого тома — мысль о ничтожестве тех, кто живет собой, своим счастьем, построенным на несчастье других. Эта нравственная, а точнее, глубоко безнравственная суть роднит Наполеона с Александром, с князем Василием и его чадами. Убеждение в этом разовьется в Толстом впоследствии до страстного отрицания права на жизнь всех эксплуататоров.
— Чувствует ли Андрей Болконский свой отрыв от людей? — Да, он чувствует, что то, что для него важно, другим безразлично. Он мечтает о славе и слышит в это время разговор кутузовского кучера с поваром:
Ну,— отвечал старик.
Тит, ступай молотить,— говорил шутник.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
И вот эта минута настала.
Эти мысли князя Андрея — вывод не только его самого и не только из исканий его на первом этапе развития, но и вывод Толстого из всего первого тома.
Похожие презентации
Сражения Отечественной войны..
Исторический факт и его отражение в пространстве Санкт-Петербурга: Восстание декабристов.
Читайте также: