Исторические взгляды ключевского кратко

Обновлено: 07.07.2024

Давайте на минуту представим Московский университет в 1880-е годы. Перед нами переполненная студентами аудитория, причём компания собралась очень разнообразная: физики, химики, математики на лекции по… истории России. Студенты-историки, естественно, тоже здесь. Эта лекция непростая, недаром в аудитории стоит полная тишина. Её читает великий русский историк Василий Осипович Ключевский.

Жизнь, семья и творчество

Будущий великий историк родился в семье сельского священника. В юном возрасте мальчик пережил большое потрясение – смерть отца – из-за чего долгие годы страдал от сильного заикания. Да и само детство выдалось тяжелым: мать осталась одна с тремя маленькими детьми без средств к существованию. Но мир, как известно, не без добрых людей, поэтому выжить семье помог друг отца Ключевского и Пензенская епархия.

Вначале Ключевский получал духовное образование: закончил духовное училище, поступил в семинарию. Из-за заикания молодой Василий Осипович постоянно находился под угрозой отчисления: дефекты речи очень мешали работе священника или пономаря. Помогли лишь упорный труд и дополнительные занятия.

В 1861 году Ключевский принимает решение, которое радикально меняет всю его жизнь: он уходит с последнего курса семинарии и поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Это решение не было спонтанным. С середины 1850-х годов Василий Осипович увлекался обсуждением исторических статей в кругу своих семинарских друзей и преподавателей, делал первые самостоятельные шаги в изучении прошлого России. Уже будучи студентом исторического факультета, в свободное время он подрабатывал репетитором, чтобы содержать себя и помогать матери и сестрам, которые остались в Пензе.

Ключевский

В.О. Ключевский и студентки Высших женских курсов

Как преподаватель Ключевский смог добиться карьерных высот: защитил магистерскую и докторскую диссертации, получил звание профессора.

6.jpg
5.jpg

Сам Ключевский пережил свою жену на два года, он умер в 1911 году после неудачной операции. Проститься с профессором пришли его студенты, преподаватели учебных заведений, друзья и соратники, и университетская церковь, где отпевали Ключевского, не смогла вместить всех желающих. По некоторым сведениям, траурная процессия насчитывала до пяти тысяч человек.

Портрет Ключевского.jpg

Л.О. Пастернак. Портрет историка Ключевского, 1909 г.

Василий Осипович Ключевский оказал на всю русскую историческую науку второй половины XIX века едва ли не наибольшее влияние из всех своих коллег, а многие из его учеников сами затем стали именитыми историками.

курс русской истории, часть 1.jpg

В основу своей классификации Ключевский положил географический, экономический и социальный принципы. В первом периоде, именовавший Днепровской Русью (VIII – XIII века), жизнь сконцентрировалась в нескольких крупных городах, и торговля была основным видом экономической деятельности. В Верхневолжской Руси (XIII – XV века) жизнь отличалась тем, что власть перешла уже к одному князю, а экономика основывалась на земледелии. Далее, по Ключевскому, наступало время Великой Руси (XV – XVII века), когда государством управляли царь и боярская дума. Последним этапом периодизации была история императорской России: правящим сословием в ней стали дворяне, а экономика развивалась за счет земледелия, работы заводов и фабрик.

Василий Осипович хорошо видел недостатки изучения истории России. Многих своих коллег он критиковал за то, что русская историческая наука не соответствует европейской.

Развивая свою мысль, Ключевский пришёл к выводу, что разделение истории на Отечественную и Зарубежную, а соответственно и раздельное их изучение, является фундаментальной ошибкой. Так же Ключевский понял, что наша отечественная история ещё лежит на полках, или, другими словами, не написана в полной мере.

8.jpg
10.jpg

Для своей эпохи Ключевский обладал наиболее продвинутыми теоретико-методологическими взглядами и очень часто обращался к теориям и концепциям западных историков, досконально разбираясь в них и справедливо критикуя. Он внёс значительный вклад в разработку методологии и историографии (истории исторической науки) русской истории.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.Становление В.О. Ключевского как историка………………………..………1

2.Исторические взгляды В.О. Ключевского…………………………………….3

3. Периодизация русской истории по В.О. Ключевскому…………..…………5

4.Значение трудов В.О. Ключевского для историографии…………………. 11

Список использованной литературы и источников…………………………. 13

1.Становление В.О. Ключевского как историка

Для магистерской диссертации В. О. Ключевский по совету своего научного руководителя С. М. Соловьева, избрал древнерусские жития святых. Диссертантом была проделана огромная работа, прочитано около 6 тыс. житии, сведенных примерно в 250 редакций проанализированы жития 166 святых (некоторые житийные темы дошли в 20 - 30 и даже более списках) 1 .

Скрупулезный источниковедческий анализ источников привел Ключевского к заключению: несмотря на изредка встречающиеся ценные свидетельства, житие причисленного к лику святых зачастую совершенно не соответствовало действительной биографии этого человека 2 .

Жития обычно исходили из стремления к идеальному изображению святого. В. О. Ключевский убедился в том, что составитель жития и исторнк смотрят на описываемое ими о с разных точек рения: первый ищет в нем отражения отвлеченного идеала, второй — индивидуальные исторические черты. Когда Ключевский приступал к работе над диссертацией, он надеялся показать индивидуальные черты людей XV—XVII вв., причем представителей разного социального положения.

Одновременно с исследовательской деятельностью Ключевский немало сил уделял и педагогической работе. С. М. Соловьев передал ему чтение лекции по всеобщей истории в Александровском военном училище. Затем Ключевский был избран преподавателем гражданской истории в Духовной академии.

В 1879 г. после смерти С. М. Соловьева курс русской истории в московском университете был передан Ключевскому, хотя докторскую диссертацию он закончил и защитил только через три года. Блестящий курс русской истории, прочитанный Ключевским, принес славу не только ему самому, но и отечественной исторической науке. Законспектированный студентами, он издавался в литографированном виде еще в 1880-е годы, а в начале XX в. был подготовлен к изданию и опубликован самим автором.

В то же время теория взаимодействия факторов, если среди них не выделен тот, который определяет общественную жизнь, далеко не в полной мере вскрывает закономерности исторического развития.

2.Исторические взгляды В.О. Ключевского

Исторические взгляды Ключевского неоднозначны. Он усвоил у С. М. Соловьева идею развития Руси от родовых отношений к государственным. По Кавелину и Чичерину, путь от рода к государству проходил через гражданское общество. У Ключевского фигурирует четырехступенчатая, схема - 1) род, основанный на кровном родстве, 2) племя, основанное на единстве языка, обычаев и преданий; 3) народ, основанный на нравственном сознании единства; 4) государство, основанное на политических связях.

Ключевский утверждал, что история России - история колонизующейся страны. Но колонизация в разные периоды приводила к разным последствиям. В XII - XIII вв., когда массы русских людей переселялись с южного Поднепровья на северо-восток, она способствовала утверждению вотчинного начала. По мнению Ключевского, князья были чуть ли не первыми поселенцами Северо-Восточной Руси. Когда они сюда приходили, пустынный край оживал, глухие дебри расчищались, пришлые люди селились на нови, заводили новые поселки, промыслы и доходы прибывали в княжескую казну. Всем руководил князь и считал это делом своих рук. Колонизация воспитала у князей взгляд на удел как на собственность.

Во второй половине XV—XVI вв. колонизация, распространенная на новые обширные территории, приводила к иным результатам: великорусское племя соединилось в одно политическое целое. Под властью московского царя, правившего совместно с аристократией, образовавшейся из удельных князей и бояр, происходило государственное объединение. Под воздействием этого политического процесса колонизация пробуждала центростремительные силы, способствовала распространению единого государства на обширные новые территории.

3. Периодизация русской истории по В.О. Ключевскому

Третий период — вторая половина XV в. второе десятилетие XVII в. (т. е. от Ивана III до воцарения Романовых). Господствующий политический факт - государственное объединение. Господствующим экономическим фактором остается вольный земледельческий труд. Но по мере сосредоточения землевладения в руках у служилого сословия начинается закабаление крестьян.

Четвертый период - с начала XVII до середины XIX в.— период всероссийский, императорско-дворянский, крепостного хозяйства земледельческого и фабрично-заводского 4 .

Пятый период - с 1861 г. С отменой крепостного права, по Ключевскому, должно происходить смягчение самодержавия и ограничение господства дворян.

Исследуя первый период, большую роль в позднейшей историографии сыграли: 1) выдвижение на передний план торговли и лесных промыслов и 2) концепция объединенных вокруг городов политических образований. По этому вопросу большинство историков не соглашалось с Ключевским, и сейчас его мнение об основных занятиях населения Киевской Руси также не признается. В то же время мысли Ключевского о городовых областях получают новое развитие 5 .

Второй период Ключевский характеризовал как время дробления княжеских владений на основе вотчинных частноправовых, а не государственных публично-правовых отношений.

В третий период Москва заявляла притязания на всю Русскую землю как на цельный народ. Но пережитки старого вотчинного права, господствовавшего в удельной Руси, продолжали жить и во второй половине XV и в XVI в. Они проявлялись в том, что великие князья единого Русского государства стремились обладать им как частной собственностью подобно тому, как владели своими уделами-вотчинами их предки. Это обстоятельство определило политический строи России как строй самодержавный.

Ключевский придерживался теории безуказного закрепощения крестьян. Как известно, крестьяне пользовались по судебникам 1497 и 1550 гг. - правом перехода неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего. Государственного указа об отмене переходов в этот срок не сохранилось; между тем в конце XVI в. они перестали действовать. Руководивший изданием Полного собрания законов М. М. Сперанский и вслед за ним М. П. Погодин заключили, что указа о запрещении переходов в Юрьев день так и не было издано. Их мнение о безуказном закрепощении и развил В. О. Ключевский. Переходившие с места на место крестьяне все чаще должны были обращаться к новому землевладельцу за ссудой, чтобы обзавестись хозяйством. Так к статусу вольного крестьянина присовокупился статус должника, близкого к кабальному холопству. Таким образом, крестьяне становились крепостными. В соответствии с теорией безуказного закрепощения виновником отмены крестьянской свободы являлись помещики.

4.Значение трудов В.О. Ключевского для историографии

В.О. Ключевский стремился проследить все этапы развития русской исторической науки и представить портреты ее выдающихся представителей. Его наследие сохраняет до настоящего времени двоякую ценность, с одной стороны в нем отражены взгляды историка-профессионала конца XIX века на немалый к тому времени путь, пройденный исторической наукой в России, а с другой стороны – благодарные воспоминания о лицах и учреждениях, способствовавших ее развитию – эти работы представляют собой своеобразные мемуары.

Историография представлялась В.О. Ключевскому не только узкоспециальной отраслью исторической науки. Он стремился показать, что общественные явления влияли на развитие исторической мысли, с этой целью обращался к источникам по истории Руси даже XII-XIII веков и, начиная с летописцев, намечал определенные этапы исторической мысли. Тем самым В.О. Ключевский впервые в отечественной науке определял “взаимосвязь и зависимость исторического мышления от конкретных исторических условий и особенностей общественного развития страны”.

В.О. Ключевский развеивал утвердившийся к тому времени тезис о первостепенной роли немецких ученых VIII века в критическом анализе отечественных исторических источников и воздавал должное ученым, особенно прославившимся - В.Н. Татищеву и М.В. Ломоносову.

В.О. Ключевский так и не подготовил обобщающего труда по истории исторической мысли в России, хотя систематически читал студентам курсы по историографии, выступал с воспоминаниями об ученых более раннего времени. Сохранившееся в архиве ученого бумаги, в значительной степени опубликованные в его сочинениях в 1956-1959 годах и в отдельном выпуске его трудов в 1983, тем более свидетельствуют о постоянной работе над этой проблемой.

Наследие В.О. Ключевского начало обсуждаться и анализироваться в разных аспектах буквально сразу же после его смерти. Это изучение продолжается до настоящего времени. Внимание всех историографов, писавших о В.О. Ключевском, было направлено на его общетеоретические положения и его оценки социальных и экономических явлений, которые он после народных колонизационных движений ставил в число ведущих факторов истории.

Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - начала XX веков.

Список использованной литературы и источников

Ключевский В.О. Сочинения: В 9 томах. Т.1. Курс русской истории/ Под ред. В.Л. Янина; Предисл. В. Л. Янина, В. А. Александрова; Послесл. и коммент.Составили В. А. Александров, В.Г. Зимина. – М., Мысль, 1987

Ключевский В.О. Сочинения: В 9 томах. Т.3. Курс русской истории/ Под ред. В.Л. Янина; Предисл. В. Л. Янина, В. А. Александрова; Послесл. и коммент.Составили В. А. Александров, В.Г. Зимина. – М., Мысль, 1988

Ключевский В.О. Сочинения: В 9 томах. Т.4. Курс русской истории/ Под ред. В.Л. Янина; Предисл. В. Л. Янина, В. А. Александрова; Послесл. и коммент.Составили В. А. Александров, В.Г. Зимина. – М., Мысль, 1989

Ключевский В.О. Сочинения: В 9 томах. Т.7. Курс русской истории/ Под ред. В.Л. Янина; Предисл. В. Л. Янина, В. А. Александрова; Послесл. и коммент.Составили В. А. Александров, В.Г. Зимина. – М., Мысль, 1989

Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974

Фроянов И.Я., Дворниченко А. Ю. Города – государства Древней Руси. Л., 1988

1 Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1974, с. 150 - 151

3 Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский, с. 219

4 Ключевский В.О. Соч. Т. 1, с. 32-34

История опирается на конкретные факты; социологический же подход требует обобщающего взгляда на исторический процесс, а в идеале — формирования законов исторического и общественного развития. Один из любимых Ключевским видов обобщений — типологизация, возвышающаяся над сингулярностью исторических происшествий, но и не теряющая конкретику в социологических абстракциях.

В соответствии с этими представлениями, Ключевский строит и свою схему описания исторических периодов, в которой учитываются следующие моменты: географические условия, род занятий населения, местожительство и уклад жизни населения, его групповой состав и юридическое оформление этого состава, уровень культуры, взаимодействие между группами населения и взаимодействия с другими культурами.

Основная отличительная черта динамики русской истории, с точки зрения Ключевского, — мобильность. Колонизация вместе с такими историческими явлениями, как перемещение населения и казачество — признаки этой мобильности.

Философско-исторические представления Ключевского сложились в оригинальную, хотя, возможно, и не до конца понятийно оформленную, концепцию русского исторического процесса. Подход Ключевского был осознанно направлен, во первых, против славянофильской концепции истории, видевшей в древнерусской истории единство народа с государством, во вторых, против марксистской доктрины, рассматривавшей историю как борьбу классов и, в третьих, против народнического подхода, считавшего, что русская история указывает на отсутствие капиталистических отношений.
3.16. Неокантианская историософия.

Подобно В.Виндельбанду, главной целью своих исторических исследований М.Вебер считал изучение особого характера западноевропейской культуры. Центральный вопрос его историософских размышлений можно сформулировать так: почему именно на Западе возник капитализм? М. Вебер увидел в протестантской религии формирующий и движущий фактор западной культуры (в т.ч. и экономический) и попытался представить все доступные познанию исторические связи, не абсолютизируя ни одну из них. Он пришел к выводу, что западная культура покоится на соединении греческого рационализма, римской правовой идеи и иудео-христианской духовности. У М.Вебера, несомненно, присутствуют и руководящие вненаучные ценности: вера в человеческое достоинство, откуда он выводит демократию как относительно наиболее справедливый и наиболее нравственный государственный строй, и вера в политическое величие и будущее Германии.

Соратник Г. Когена, Паулъ Наторп, также считал главной темой истории определенность человеческой сущности Богом или идеей. В его историософской концепции созидание разумом теоретического и практического образа мира превращается в соучастие в вечно живом творении божества, и тем самым идея Бога превращается в реальность Бога. Как и у Г.Когена, идея исторического развития тождественна здесь идее прогресса и подчинена власти и цели нравственного разумного закона как закона духовного единства человечества. Универсальная история П.Наторпа не выходит за рамки старой схемы восхождения бесконечного прогресса к нравственной свободе и нравственному единству. Для постижения самого исторического движения Наторп, как и Коген, предлагает пугь математических аналогий.

Итак, у П.Наторпа и Г.Когена мы находим, прежде всего, истолкование духовного содержания истории и почти полное игнорирование эмпирической исторической науки. К собственно историческим работам они относились как к художественным произведениям, созданным на основе обработки документальных материалов, или, в лучшем случае, как к простому нагромождению исторических фактов. При этом философы марбургской школы уделяют значительное внимание естествознанию и математике, используя последние достижения этих наук в своих исследованиях. Здесь позиции марбургской и баденской школ явно расходятся: как мы уже подчеркивали, заслугой баденской школы было как раз обращение к историческому эмпиризму.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Василий Осипович Ключевский родился в селе Воскресенском недалеко от Пензы в семье бедного приходского священника, который был первым учителем мальчика, но который трагически погиб, когда Василию было всего 9 лет. Семья перебралась в Пензу, где поселилась в небольшом домике, переданном одним из друзей священника.

Окончил сначала пензенское духовное училище, а затем духовную семинарию.


Музей Ключевского в Пензе

Карьера

Ключевский много сил отдает преподаванию: в 1871 г. его избирают на кафедру русской истории в Московской духовной академии, на которой он работал до 1906 г.; затем он начал преподавать в Александровском военном училище, а также на высших женских курсах. Его научная и преподавательская карьера быстро идет вверх: в сентябре 1879 г. его избирают доцентом Московского университета, в 1882 г. — экстраординарным, в 1885 г. — ординарным профессором.

В 1893 — 1895 годах он читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу (сыну Александра III) ; преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 — 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете.

Он являлся академиком и почетным академиком ряда научных обществ.

За Ключевским утвердилась слава блестящего лектора, который умел захватывать внимание аудитории силой анализа, даром изображения, глубокой начитанностью. Он блистал остроумием, афоризмами, эпиграммами, которые востребованы и сегодня. Его работы всегда вызывали полемику, в которую он старался не вмешиваться. Темы его работ исключительно разнообразны: положение крестьянства, земские соборы Древней Руси, реформы Ивана Грозного…

В. Ключевский излагает строго субъективное понимание русской истории, устраняя обзор и критику и не вступая ни с кем в полемику. Он полагает в основу курса факты не по их действительному значению в истории, а по их методологическому значению.

Ключевский разделил русскую историю на четыре периода:

I период — приблизительно с VIII до XIII в., когда русское население сосредоточивалось в основном на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь тогда политически была разбита на обособленные города, а в экономике господствовала внешняя торговля.

II период — XIII – середина XV в., когда главная масса народа переместилась в междуречье верхней Волги и Оки. Это по-прежнему раздробленная страна, но на княжеские уделы. Основу экономики составлял вольный крестьянский земледельческий труд.


Памятник Ключевскому в Пензе

III период — с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизирует донские и средневолжские черноземы; произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.

IV период — до середины XIX в. (более позднее время Курс не охватывал) – время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей


"Исторические портреты" В. Ключевского

Первые Киевские князья, Андрей Боголюбский, Иван III, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Иван Грозный, Царь Федор, Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Царь Михаил Романов, Царь Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета I, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II.
Созидатели земли русской
Добрые люди Древней Руси, Нестор и Сильвестр, Сергий Радонежский, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, К.Минин и Д.М. Пожарский, Патриарх Никон, Симеон Полоцкий, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын, князь Д.М. Голицын, Н.И. Новиков,
М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, декабристы, H.M. Карамзин, К.Н. Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьев,
Т.Н. Грановский.

Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Читайте также: