Исторические корни христианства иудаизм учения античных философов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Христианство зародилось в Палестине, в I в.н.э. Древняя Палестина объединяла несколько государственных образований – Галелею, Самарию, Иудею и входила в состав Римской Империи.

Геополитическое положение Палестины – между Западом и Востоком, на пересечении торговых путей, способствовало синтезу идей, культур. Иудея являлась центром иудаизма – единственной на тот момент монотеистической религии. Расширение Римской империи приводило к увеличению пантеона, в который включались боги покорённых народов, способствовало распространению греко-римских традиций, обычаев, верований.

К моменту возникновения христианства традиционный иудаизм переживает кризис, связанный с утратой независимости, римским гнётом, противоречиями между жителями иудеи и еврейской диаспоры. Условия в Галилее, откуда был родом Иисус и где проповедовал, отличались значительным числом иностранных колонизаторов и эллинизацией культуры, однако в отдельных городах среди еврейского населения сохранялись религиозные традиции. Во времена Иисуса Галилея считалась оплотом еврейского сопротивления Риму. На этом фоне широкое распространение получили эсхатологические ожидания и мессианизм, вера в приход Спасителя, характерные для иудейского сектантства.

В иудаизме того периода существовали следующие направления:

1. саддукеи (иудейская аристократия), пытавшиеся приспособить иудаизм к греко-римской культуре, сделать его более рациональным;

2. фарисеи (иудейская интеллигенция, раввины), выступавшие за буквальное, зачастую показное, следование заповедям и обрядам Ветхого Завета;

3.книжники (нечто среднее между богословами и правоведами) занимались толкованием Торы и давали советы в отношении повседневных дел;

4.зилоты – революционно-политическая группировка, использовали активные методы сопротивления римлянам (мятежи, нападения на римские гарнизоны).

Христианство заимствовало из предшествующих религий многие элементы. Из иудаизма – монотеизм, культ Яхве, отождествлённый с Богом Отцом, часть Священного Писания – Ветхий Завет. Культ Христа Спасителя, идею его искупительной жертвы и воскрешения, культ Богоматери из политеистических религий поздней античности: египетской, греческой и др.

3. Историчность Иисуса Христа.

Споры о реальном существовании Иисуса ведутся до сих пор. Существуют две точки зрения, представленные исторической и мифологической школами. Историческая школа полагает, что Иисус существовал как реальная историческая личность, был проповедником новой религии, заложил основы христианства. С точки зрения представителей этой школы, историчность Иисуса подтверждается текстами Священного Писания, реальностью целого ряда Евангельских персонажей, таких как Иоанн Креститель, апостол Павел и др.

Мифологическая школа тесно связана с атеистическим учением и отрицая существование Иисуса Христа её сторонники ставят под сомнение и основы христианства. Тезисы мифологистов следующие:

1. Миф о Христе есть вариант античных и восточных мифов об умирающих и воскресающих богах, отголосок дохристианских легенд. Но домыслы о прототипах Христа потерпели провал.

3. Евангелия содержат противоречия и ошибки, поэтому их нельзя считать достоверными. Но именно многогранность Иисуса Христа, так хорошо показанная в новозаветной литературе, говорит о масштабности его личности. Евангельская литература могла развиваться в разных направлениях. Это показывают неканонические предания об Иисусе, сохранившиеся в отрывочной форме как цитаты в трудах отцов церкви. А Евангелия от Марка, от Матфея и от Луки содержат один и тот же материал.

4. Евангелия возникли почти на полтора века позже описываемых ими событий, и поэтому они не могут быть историческими источниками. Но труды современных учёных подтвердили, что Евангелия подлинные и достоверные документы.

5. Ни один из источников информации о жизни и учении Иисуса не восходит к нему самому. Иисус Христос не оставил после себя ни одного написанного слова.

Эта дискуссия показывает, что знания об Иисусе как исторической личности ограничены и многие вопросы остаются открытыми.

3.Распространение и религиозное оформление христианства.

Быстрому распространению христианства способствовали:

- идея равенства людей перед Богом;

- универсализм нравственных принципов;

- нивелировка классовых и социальных различий;

- отсутствие детально разработанной догматики и культа в ранний период.

Христианская концепция бога сложна и противоречива. Попытки преодолеть эти противоречия привели к формированию догмата о Святой Троице. Бог един в трёх лицах: Отец (тождественен иудаистскому Яхве – творцу мира), Сын (богочеловек, мессия-спаситель), Святой Дух (отвлечённое божественное начало).

Догматика христианства формировалась в процессе острой борьбы различных направлений, богословских школ. Христианский символ веры был первоначально принят на Никейском Вселенском соборе в 325 г. и дополнен в 381 г. на Константинопольском. Текст символа веры состоит из 12 членов, и в современной редакции воспроизводится следующим образом:

1. Верую в единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога, рождённого не созданного, одного существа с Отцом, через которого всё сотворено.

3.Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.

4.Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого.

5.И воскресшего в третий день, согласно писаниям.

6.И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца.

7.И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству которого не будет конца.

8.И в Духа Святого, Господа подающего жизнь, исходящего от Отца.

9.И во единую святую, вселенскую, апостольскую Церковь.

10.Исповедую одно крещение во оставление грехов.

11.Ожидаю воскресения мёртвых.

С точки зрения оформления церковной организации в истории христианства можно выделить следующие этапы:

1. Демократический период (I-II вв.) – действуют христианские общины, во главе которых стояли апостолы, пророки.

2. Епископальный период (II-IV вв.) – происходит объединение общин в централизованную организацию. Формируется клир: епископы, ведавшие деньгами и имуществом, диаконы, руководившие культовыми действиями, пресвитеры, старейшины в общинах.

3. Период оформления церковной организации (IV-VIII вв.). В IV в. при императоре Константине христианство становится официальной религией Римской империи. Появляются митрополиты – руководители отдельных церквей, они получили право назначать епископов. В IV в. выделяются четыре митрополии: иерусалимская, антиохийская, александрийская, римская. Позже формируется константинопольская митрополия.

4. Период раскола в христианстве (IX-XI вв.). Можно выделить следующие причины разделения церквей на римско-католическую и православную:

- социокультурные различия между Западной Европой и Византией;

- различная роль церкви, на Востоке её зависимость от светской власти, на Западе сосредоточение светской и духовной власти в руках Папы Римского;

- внутрицерковная борьба за первенство кафедр;

Раскол оформился официально в 1054 г. путём предания друг друга анафеме Папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария.

Древняя иудейская религия сформировалась в контакте с религиозными представлениями других народов, в чем-то повторяя, а в чем-то отличаясь от них. Шумеры внесли представление о рае в прошлом, персы – идею мессианства (ожидания грядущего Спасителя), концепцию борьбы доброго и злого начал (у евреев – Господа и Сатаны), о золотом веке в будущем после окончательной битвы сил добра и зла.

По мнению М. Бойс, зороастризм оказал сильное влияние на иудаизм в период после вавилонского плена, когда персидский царь Кир разрешил иудеям вернуться и восстановить храм в Иерусалиме (VI в. до н. э.). Многочисленные параллели между Авестой и Ветхим Заветом подтверждают это.

Главное мифологическое действо – жертвоприношение – переходит в религию, но меняется его смысл. Оно уже не связывается с необходимостью поддержания мирового порядка, а скорее выражает любовь к Богу и благодарность за дарованную им жизнь, а также желание загладить вину или совершенный грех. У иудейских пророков (Исайя) внешнее формальное понимание жертвоприношений вызывает критику.

Из порой бессвязных яростных слов пророков в муках рождалось христианство. В течение веков они старались поддерживать в людях огонь любви к Богу, и наконец из искр возгорелось пламя, объявшее мир. Пророки создавали настроение последних дней и прихода Господа, т. е. атмосферу, которая приближала христианство. Они меняли время обыденное на время сакральное.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Истоки

Истоки Географию Библейской истории можно соотнести с той частью света, откуда берет начало человеческая цивилизация. Земля, которой предстояло овладеть избранному Божьему народу, располагалась на восточном побережье Средиземного моря, на пути, ведущем из Месопотамии

Истоки Махаяны

Истоки Махаяны Долгое время буддологи пытались определить и классифицировать разные направления буддизма в рамках исторической последовательности. Привычное разделение учения на две Колесницы со временем претерпело изменения, и в буддизме стали различать три

ИСТОКИ

ИСТОКИ

ИСТОКИ Нельзя отрицать существования и процветания искусства и культуры финикийцев, но когда мы пытаемся выделить их произведения, то сталкиваемся со множеством трудностей.К концу бронзового века на Левантийском побережье и во внутренних районах воцарилось великое

Истоки шариата

Истоки шариата Существуют два главных источника шариата Мухаммада (мир ему!) — Коран и Хадисы.Коран — это Божественное откровение, слово Аллаха. Хадисы — это сборники рассказов о поведении последнего Пророка, сохраненные или его сподвижниками или теми, кому они были ими

Истоки иудаизма

Истоки иудаизма Нередко иудаизм сводят к истории еврейского народа, отраженной в Библии. Это неправильная точка зрения, поскольку иудаизм – не совсем история иудеев, это скорее отражение жизни иудеев. Иудаизм – сокровенное содержание их многовековой жизни, так ярко

Истоки

Истоки Человек этот — не благородный сын именитого рода. Он простолюдин, но тем не менее истинно благороден.ЭврипидПРАВОСЛАВНЫЙ иеромонах Серафим Роуз слывет первым из сынов Америки, кто связан с древней святоотеческой верой. Родился он в Сан–Диего, обычном

ПОДЛИННЫЕ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

ПОДЛИННЫЕ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА Если в Палестине, особенно в народе, иудаизм стал отныне чем-то весьма отличным от того, чем он был во времена патриархов, царей и пророков, то и условия жизни евреев диаспоры не менее изменились, начиная с VI в. до н. э. Исторические корни

Истоки материализма

Истоки материализма "Материализм" есть вера в материю, признание вместо Бога и созданного Им мира- некоей материи, ниоткуда не происшедшей, никуда не ведущей, все время куда-то текущей, но никуда не притекающей… Материализм есть непостижимая вера в материю… У этой веры

Часть вторая. Необходимость осознания дополнительности: Современный диалог иудаизма и христианства Современный диалог иудаизма и христианства

Часть вторая. Необходимость осознания дополнительности: Современный диалог иудаизма и христианства Современный диалог иудаизма и христианства Эта часть посвящена новым аспектам еврейско- христианских взаимоотношений, возникшим за последнее столетие; изменению

Истоки

Истоки Как-то уж сложилось, что о древних цивилизациях судят в основном по археологическим раскопкам. Но представьте себе на минуту, что ваш загородный дом разрушился в результате землетрясения, и вы не смогли ничего достать из-под обломков. И вот через тысячу лет молодой

Из поучений средневековых монахов.

Иудеи – удивительный народ: именно они смогли впервые в истории человечества создать монотеистическую религию (единобожие). Если бы вы переместились во времени и предприняли кругосветное путешествие по Древнему миру, то столкнулись бы с весьма любопытным фактом. Вне зависимости от того, в каком направлении вы бы двигались – с востока на запад, с запада на восток, с севера на юг или с юга на север – повсюду вы обнаружили бы политеистические верования (многобожие). Лишь в одной маленькой Иудее, которая на карте мира предстает микроскопическим пятнышком, вы нашли бы четко оформленный и с убеждением принятый монотеизм.

Эту религиозную реформу чаще всего связывают с именем Моисея. Но в отличие от египтян, которые очень быстро отказались от реформы Эхнатона, иудеи сохранили и укрепили после Моисея свою веру в единого Бога. Возможно, эта любопытная социальная мутация была обусловлена потребностью выживания маленького народа посреди огромных империй, сплавлявших народы в единый монолит. Надо признать, что эта социальная мутация, этот оригинальный способ сохранения этнической идентичности оказался успешным – вот уже три тысячи лет евреи остаются единым в культуре и духе народом.

Но монотеизм иудеев не означал, что среди них царило религиозное единообразие. Монотеизм старательно поддерживался священниками иерусалимского храма. Но их попытка монополизировать отправление религиозного культа привела к тому, что на местах, вне Иерусалима не существовало многочисленной и хорошо организованной церковной бюрократии, которая обеспечивала бы повсеместное религиозное единообразие. В силу этой и многих других причин иудаизм был представлен множеством различных течений, каждое из которых по-своему интерпретировало эту религию. Некоторые из этих течений хорошо знакомы нам по упоминаниям в Новом Завете: фарисеи, саддукеи, ессеи, зелоты, эллинисты и т.д.

Особенно это разнообразие усилилось с момента завоевания Иудеи римлянами. Евреи считали себя богоизбранным народом, но политическая реальность находилась в неприятном противоречии с этим убеждением. Если евреи являются богоизбранным народом, то почему Бог позволяет язычникам (персам, грекам, а теперь и римлянам) господствовать над ними? Если Бог блюдет Израиль, то как возможна ситуация, при которой народу Израиля лишь чудом удается избежать вторжения язычников в иерусалимский храм и его осквернения.

В начале I века н.э. в рамках иудаизма возникает еще одна секта - христианство. Обстоятельства возникновения и первоначальной деятельности этой секты, так же как и ее основателя Иисуса достаточно темны. Ученым приходится опираться на текст Нового Завета и отрывочные свидетельства древних. Это не очень хороший источник, поскольку тексты Нового Завета долгое время формировались в качестве устной традиции и несут на себе отпечаток достаточно радикальной эволюции христианства – оно очень быстро эволюционировало от иудейской секты к мировой религии. Более того, очень скоро христианство отвергло свое иудейское происхождение. Естественно, это отвержение достаточно сильно сказалось в видении евангельских событий, зафиксированном в текстах Нового Завета. Да и цель создания этих текста не очень способствовала достоверности изложения. Их авторы преследовали не историческую, а религиозную цель

Ересь становится ересью в тот момент, когда большинство церковной бюрократии признает ее таковой. Ересью могут стать как новые идеи, так и идеи глубоко традиционные (например, в случае с православными староверами). Здесь важно лишь то, поддержала ли их, или не поддержала церковная бюрократия. Ересь – это учение, потерпевшее поражение во внутрицерковной борьбе.

В этом отношении, еретиком может оказаться любой, кто заявляет оригинальную идею. Если его точка зрения победит, то она станет частью канона. Если же нет, то он станет новым еретиком.

Многие исследователи сомневаются в существовании такой исторической личности как Иисус. Думаю, эти сомнения во многом обусловлены отторжением идеологических притязаний церкви. Эти притязания были достаточно навязчивыми вплоть до XIX века. Иные же сомневаются в существовании Иисуса под воздействием политической доктрины, как это мы наблюдаем в случае с марксистами.

Но, полагаю, тексты Нового Завета содержат достаточно много указаний на историческую реальность основателя христианской религии. Необходимо быть последовательным. Если историку достаточно лишь одного упоминания в летописи или в хронике какой-либо персоны для того, чтобы признать эту персону реально действующим лицом, то почему мы делаем исключение по отношению к Иисусу, относительно существования которого в Новом Завете существует множество указаний.

Как иудейская секта христианство всецело находилось в контексте кризиса иудаизма I в. н.э. Судя по всему, Иисус и его ученики рассматривали новое учение как определенную политическую программу спасения избранного народа. Но эта программа имела глубоко религиозный смысл, поскольку предполагала, что политические задачи иудеев будут решены посредством религиозно-духовного переворота.

Центральное убеждение Иисуса и его учеников – конец мира близок как никогда. Скорее всего, конец света они ожидали в ближайшие десятилетия. Следы этой уверенности мы можем найти в Новом Завете. Правда, впоследствии церковь, обогащенная опытом тщетного ожидания апокалипсиса, переинтерпретировала их в совсем ином духе.

В свете этих эсхатологических ожиданий (ожиданий конца света), учение Иисуса приобретает совсем другой характер, чем тот, который ему придает христианская церковь. Ее интерпретация есть проекция представлений более поздних веков на раннехристианское учение.

Иисус заявляет, что он является посланником единого Бога, который по своей благости предоставил людям возможность спастись в преддверии наступающего конца света. Условия этого спасения составляют новый Завет (союз, договор) между людьми и Богом. В свете этого нового договора традиционный закон Моисея отступает на задний план.

Иисус проповедует веру в Единого Бога. Любовь к Богу должна реализовываться в любви к ближнему. Под ближними подразумеваются все люди вне зависимости от религиозной, этнической и политической принадлежности.

Хотя, как это будет показано ниже, возможно и утверждение, что под ближним подразумевается лишь иудей, а не любой человек. Исследователи пока не в состоянии определить – какие места Нового Завета восходят к проповеди Иисуса, а какие – к интерпретациям этой проповеди тем или иным течением раннего христианства.

Деятельная любовь к ближнему предполагает отказ от имущества, от насилия, от различных пороков, как то: прелюбодеяние, ложь, чревоугодие, тщеславие, зависть и т.д. Предельными вехами такой любви служат отказ от имущества и любовь к врагам. Если христианин реализовал эти требования, то это значит, что он на правильном пути.

Конец света близок, и он подведет черту под делами мира сего. Мертвые воскреснут и будут вместе с живыми судимы за дела свои. Праведные будут вознаграждены, неправедные же ввергнуты со скрежетом зубовным в геенну огненную.

Примерно так выглядит общее учение Иисуса в свете текстов Нового Завета.

Чтение этих текстов создает надежду у читающего, что он может воссоздать облик первоначального христианства. Но эта надежда во многом является иллюзорной. Никакого так называемого первоначального, подлинного христианства не существует. Вернее, оно существовало, если принимать за таковое учение Иисуса, каким его слышали его ученики. Но проблема в том, что, скорее всего, мы никогда не сможем аутентично восстановить этот текст. Книги Нового Завета возникли в I – II вв. н.э. Написание самого раннего из Евангелий – Евангелие от Марка – датируется учеными приблизительно 70 г. н.э., то есть через несколько десятилетий после евангельских событий. И это Евангелие достаточно краткое. Большинство текстов Нового Завета было создано значительно позже, и они несут на себе отпечаток той эволюции, которую прошло христианство в первые века своего существования.

Евангельские тексты были созданы на основе устной традиции, а эта традиция была очень чувствительной к эволюции христианства. Кроме того, в первые два столетия христианство не имело единой церковной иерархии. Оно представляло собой совокупность разрозненных общин, разбросанных по гигантской территории Римской империи. Каждая община функционировала в ситуации, определяемой местными условиями, местными традициями, местным населением. Общинами руководили учителя и пророки, на которых снисходил Святой Дух. Очевидно, что результаты этого снисхождения у различных пророков были различными. По мере создания единой вселенской церкви эти различия сглаживались или подавлялись. Но, в итоге, все эти обстоятельства сказывались на священных текстах.

Помимо этого, тексты канонических Евангелий несут в себе следы многочисленных вставок и исправлений. Более того, различные места этих текстов противоречат друг другу.

Наиболее очевидны эти противоречия в вопросе отношения христианства к иудеям и в связанном с ним вопросе: кому адресовано Евангелие?

Если мы вспомним, что христианство первоначально существовало в качестве одной из иудейских сект, то не будем удивлены и тому, что адресовалось оно иудеям. В евангельских текстах сохранились следы многочисленных указаний на это.

Есть и другие места того же содержания.

Эти дискуссии могут длиться бесконечно. Никакого подлинного христианства не существует. Существуют лишь различные его версии и толкования. Размышляя о христианстве, первое, что мы должны сделать, - решить для себя, какие средства понимания мы будем использовать. Мы можем полагаться на собственную способность понимания текста, либо же мы можем опереться на церковную традицию.

Проблематичность текстов Нового Завета была очевидна для церкви с самого начала. Тысячелетия церковные мыслители работали над созданием соответствующей традиции понимания Священного Писания. Воцерквленный человек должен и обязан следовать этой церковной традиции. (Комментарий № 3)

Комментарии.

Начнем по порядку, с главного.

Весьма ученые люди, посвятившие свою жизнь пониманию и распространению христианства, заявляли мне, что под ближним следует понимать человека одной с вами веры и приверженного добродетели. Иноверец, инородец и злодей не являются христианину ближним. Уверенность этих людей в своей правоте столь велика, что они ссылаются при этом на текст Нового Завета. Один кандидат философских наук, убежденный православный христианин предложил мне прочесть притчу о добром самаритянине с тем, чтобы я перестал говорить глупости и, наконец, понял суть дела. Признаться, в тот момент я не очень хорошо помнил эту притчу. Но его уверенность поколебала мою позицию и я временно отступил. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что притча о добром самаритянине просто вопиет против позиции моего оппонента. Вот эта притча.

В виду того, что эта притча оказывается весьма трудной для понимания многими учеными христианами, рассмотрим ее тщательно.

Самаритянин также присутствует в притче неслучайно. Для любого иудея самаритянин – враг, иноверец, нечестивец, злодей. Естественно, и самаритяне относились к иудеям соответствующим образом. Поступок самаритянина в притче свидетельствует о его необыкновенной благости, преодолевающей столетия религиозной, этнической и политической вражды.

В чем же проявляется любовь к ближнему?

Прежде всего, в том, что христианин стремится обратить ближнего на путь, ведущий к Богу, и помочь ему спасти свою душу. Проявляется эта любовь и во многих других вещах. Перечислять их здесь бессмысленно, поскольку в Писании есть четкий критерий – любить ближнего следует так же, как самого себя. С любовью к самому себе у людей нет проблем, и поэтому они постоянно имеют этот образец, который позволяет им понять, как должна выглядеть действенная любовь к ближнему.

Представьте, что вы голодны, наги и бездомны, но, при этом, держите в руках саквояж с деньгами. Очевидно, что имея деньги, вы недолго будете оставаться в этом бедственном положении, поскольку обратите эти деньги себе во благо. Ибо вы любите себя! Так же и в другом случае. Представьте, что ваш родной брат голоден, наг и бездомен, а вы сидите в теплом доме, сытый и довольный, и, как любящий христианин, горько скорбите об участи вашего брата. Эта ситуация менее очевидна, чем в предыдущем случае, но тоже, как правило, невозможна.

Ближний, согласно Писанию, есть для нас нечто большее, чем наш брат. Следовательно, настоящий христианин не может быть сытым, одетым и довольным, в то время как кто-то в мире страждет. И очевидно, что настоящий христианин не может покойно сидеть в доме в ожидании, когда страждущий постучит в его двери. Разве стали бы вы пребывать в покое, зная, что близкий вам человек – мать, отец, брат, дочь и т. д. - где-то бедствует и гибнет?! Верно, вы отправились бы на его поиски.

К сожалению, я имею слишком мало примеров такого христианского поведения. Девяносто девять процентов всех христиан так не поступают. И отсюда я умозаключаю, что они лжехристиане, так как либо не верят в то, что заявляют, либо сознательно пренебрегают тем, во что веруют.

Еще хуже дело обстоит с двумя другими повелениями Иисуса: требованием отказаться от собственности и требованием любить врагов своих. Я намеренно акцентирую ваше внимание на этих пунктах деятельной любви к ближнему, поскольку они являются наилучшим критерием следования словам Бога.

Требование отказаться от собственности и остаться лишь с одним Царствием Небесным столь невыносимо для подавляющего большинства людей, что именно здесь-то и начинается настоящий аттракцион словесной эквилибристики и мудрствования лукавого. А между тем, этому требованию посвящено множество обширных мест Нового Завета.

То же и в Евангелии от Луки.


Зарождение христианства

Зарождение христианства:
социальные и идейные предпосылки

Зарождение христианства — это процесс формирования религиозной доктрины христианства на основе учения Иисуса Христа и его учеников. Родство христианства с иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).

После подавления выступлений народа широкое распространение получали настроения депрессии, отчаяния, усталости и вместе с тем ненависти по отношению к угнетателям. Эти настроения нередко выливались в религиозную форму. Активная борьба сменялась мечтой об избавления от гнета при помощи сверхъестественных сил. Все греческие и римские боги были далеки от страданий широких масс. А для народов окраин Римской империи эти боги являлись еще и символом чужеземного гнета. Необходима была новая религия, которая могла бы помочь всем народам.

Иисус Христос — Спаситель

Проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда. Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте.

Зарождение христианства

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам. Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Социальные и идейные предпосылки христианства

О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме — ожидания скорого пришествия учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов.

Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Возникновением религиозных представлений среди верующих и было главной предпосылкой появления христианства. Также заметную роль в становлении и развитии раннехристианских верований сыграл религиозный синкретизм, а также некоторые философские идеи.

Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Распространие христианства

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже — новой религии, развившейся из иудаизма. Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между евреями и первыми христианами. Нередко именно евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа.

Исторически известно, что христианство распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам. Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда князь Владимир I Святославович окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи.

Читайте также: