Определите причины и суть изменения курса нато с начала 1990 х годов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Распад ОВД и Советского Союза не побудил страны НАТО рас­пустить свою военную организацию и преобразовать альянс в преиму­щественно политическую структуру. США и западноевропейские госу­дарства стали изыскивать способы придать импульс к сотрудничеству в рамках блока — через обогащение и расширение его функций, но без свертывания тех оборонительных и военно-стратегических функций, которые исполнялись им все предшествующие годы. Иными словами, речь велась не о радикальной реструктуризации и трансформации НАТО, а о превращении альянса в организацию, гораздо более универсальную по своим функциям.

Еще в декабре 1991 г. руководство НАТО создало Совет североат­лантического сотрудничества как многосторонний консультативный орган, в который вошли наряду со странами НАТО девять государств Восточной Европы. Целью Совета было содействие развитию сотруд­ничества между странами-участницами в военно-политической сфере. После распада СССР в Совет к июню 1992 г. были приняты страны быв­шего Советского Союза, включая Россию. В 1997 г. Совет североатлан­тического сотрудничества был реорганизован в Совет евроатлантичес- кого сотрудничества. В его работе стали принимать участие также ней­тральные страны — .Австрия, Финляндия, Швеция и Швейцария.

Частичное изменение политики Франции произошло на фоне ак­тивного обсуждения необходимости принятия в ряды альянса некото­рых стран Восточной Европы, прежде входивших в Варшавский блок. Этого, прежде всего, добивались сами восточноевропейские страны, стремившиеся получить гарантии безопасности в случае возобновления конфронтации между Западом и Россией, со стороны которой в этом случае бывшие участники Варшавского договора ожидали экспансио­нистских устремлений.

На Западе идея принятия восточноевропейских стран в НАТО не сразу получила поддержку. Западные государства подозревали, что та­кой шаг может вызвать опасения России, спровоцирует возврат к воен- но-политическому противостоянию с США и сведет на нет результаты оздоровления ситуации в Европе, которые были достигнуты на основе взаимопонимания между Россией и Западом. Но число сторонников расширения НАТО росло, а экономическая ситуация в России после начала реформ 1992 г. позволяла думать, что вернуться к конфронтации с Западом Москва не сможет, даже если она на такое решится. В июне 1993 г. о возможности принять в НАТО некоторые из восточноевропей­ских стран первым открыто заявил министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ. В числе вероятных кандидатов были названы Польша, Венгрия и Че­хия — страны, успешно проводившие демократические и рыночные ре­формы и ценные для Запада в стратегическом отношении.

Россия первоначально не выступала против расширения НАТО. В августе 1993 г. во время визита в Польшу и Чехию Б. Н. Ельцин в Вар­шаве заявил о том, что не возражает против вступления этих стран в НАТО. Однако через несколько недель российский руководитель де­завуировал свое заявление, направив послание лидерам ведущих запад­ных государств, в котором высказался против расширения НАТО на восток, ссылаясь на общественную оппозицию в России такому рас­ширению. Демарш России был встречен на Западе со вниманием, он несколько замедлил принятие решений о расширении альянса, но не помешал ему.

10 декабря 1996 г. очередная сессия совета НАТО в Брюсселе санк­ционировала начало расширения, утвердив график организационных мероприятий по его подготовке. Официальное решение о начале рас­ширения было отнесено на летнюю сессию совета НАТО на высшем уровне в Мадриде. Процесс расширения блока был переведен в русло практических мер.

Нарастание экономических трудностей в середине 70-х годов стимулировало более масштабную координацию между ведущими западными странами. В июне 1975 года в парижском пригороде Рамбуйе впервые состоялась встреча на высшем уровне руководителей шести крупнейших экономических держав западного мира- США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии. В последующем к этим странам примкнула Канада. В итоговом заявлении встречи в Рамбуйе говорилось также о приоритетном значении обеспечения экономики западных стран "достаточными" энергоресурсами.

С этого времени на регулярно проводимых встречах в верхах страны "семерки" стали вырабатывать согласованную межгосударственную экономическую, финансовую и валютную политику.

На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров. Большое место занимали вопросы выработки сратегичской программы в области энергоснабжения, развитие международных валютных рынков(очень важно после краха Бреттон-Вуддской системы), объект критики-Япония, которая вела несправедливую торговую политику(много экспортитовала, в то время как мало открывала внутренний рынок для своих торговых партнеров).

Целью совещания была разработка механизма и основных направлений координации усилий стран Запада в интересах преодоления стоящих перед ним трудностей, прежде всего экономических.

Россия впервые присоединилась к "семерке" в 1991 году, когда на совещание "клуба семи" был приглашен президент СССР Михаил Горбачев.

В 1992 году первый президент России Борис Ельцин принял скорее формальное участие во встрече "семерки" в Мюнхене: посещение двух официальных обедов.

На последующих встречах участие России носило практически такой же характер: экономические дискуссии проходили без нее, повестка дня готовилась для работы в формате "семерки". Теме России были посвящены "специальные заседания".

8‑9 июля 1994 года в Неаполе прошла 20‑я встреча глав государств и правительств "семерки", в политической части которой впервые принял участие президент России Борис Ельцин.

Позиция России по вопросу расширения НАТО (1991-1997 гг.).

С роспуском Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1991 г. и включением объединенной Германии в НАТО в 1990 г., был поднят вопрос о дальнейшей судьбе Североатлантического альянса. Советский Союз как главный противник перестал существовать, а целью НАТО, в соответствии со ст. 5 Вашингтонского договора 1949 г., было оказание взаимопомощи в случае нападения и коллективная оборона их территории. И поэтому возникший вопрос о дальнейшей судьбе альянса волновал не только его учредителей и участников.

Российские меры были в этот период не всегда последовательны. Временами рациональные аргументы уступали место эмоциям. Изначальная официальная реакция России носила двойственный характер. С одной стороны, Б. Ельцин во время своего визита летом 1993 г. в Варшаву заявил, что включение Польши в НАТО не противоречит интересам России, с другой стороны, спустя несколько недель в своих письмах, направленных лидерам западных стран, он призывал членов НАТО дать вместе с Россией странам Центральной и Восточной Европы гарантии их безопасности.

В России с 1993 г. началась активная кампания против расширения НАТО. Москва выдвигала множество причин, почему она негативно настроена против расширения: 1) расширение сохранит блоковый подход, Россия и НАТО будут дальше не доверять друг другу. Это создаст новые разделительные линии в Европе. Россия будет вынуждена искать себе новых союзников, в том числе и военных. Ей придется выделять больше средств на оборону, пересмотреть свою военную доктрину; 2) появление стран ЦВЕ в НАТО создаст военно-стратегический дисбаланс в пользу расширяемого альянса. НАТО установит не только свой политический контроль над новыми членами, но в его руках окажется и военная инфраструктура оставшаяся от ОВД; 3) военная машина НАТО приблизится непосредственно к границам России. Это осложнит взаимоотношения между Россией и НАТО. России нужны будут гарантии; 4) предыдущий аргумент взаимосвязан с проблемой адаптации к современным условиям. В частности, это связано с вопросами размещения ядерных сил и постоянных вооруженных сил на территории новых членов; 5) кроме того, расширение может привести к изменению обстановки внутри самой России. Усилит позиции противников расширения, прежде всего левых.[i]

В самих странах ЦВЕ антинатовская компания в России лишь усилила настроения в пользу расширения. Обращаясь со своими заявлениями в НАТО, они использовали такой аргумент, как: угрозу со стороны нестабильной России.

Западные лидеры оказались в сложном положении. С одной стороны они выступали против новых разделительных линий и ухудшения взаимоотношений с Россией, а с другой НАТО нужно было трансформировать за счет увеличения его состава. Запад отказывался признать за Россией своего рода право вето на счет вопроса расширения, а Россия благодаря договорам, заключенных со странами ЦВЕ в первой половине 90-х гг., лишилась права повлиять на этот процесс.[ii] Критики бывшего министра иностранных дел, Б. Панкина, разработавшего эти договоры, обвинили его в том, что он первый открыл ЦВЕ дорогу в НАТО.[iii]

В некоторых политических кругах, в т. ч. и российских, прозвучал и вопрос о вхождении самой России в НАТО. Он поднимался еще в советский период. В идентичных ответных нотах США, Франции, Англии это советское предложение было обозначено как противоречие самим принципам, на которых был блок построен, и членов которого связывали узы доверия.[iv] НАТО не приспособлена для того, чтобы давать России гарантии от угроз из азиатского направления. Как подчеркнул З. Бжезинский, трудно себе представить Россию, отвечавшую требованиям НАТО и подчинявшуюся США. С подачей заявления о своем вступлении в НАТО, Россия лишила бы себя возможности возразить против включения в состав альянса других государств.[v] По мнению А. Страуса, именно Россия, как единственная из посткоммунистических стран, способна значительно усилить НАТО. А. Страус считает, что НАТО с Россией была бы организацией, представляющей оплот настоящей безопасности.[vi]




Взаимоотношения Российской Федерации – НАТО на начальном этапе формирования её внешнеполитического курса в качестве самостоятельного направления не рассматривались. Приоритетной задачей периода был отход от холодной войны к поддержанию глобальной и региональной стабильности мирными средствами. Решению этой задачи должен был и способствовать начавшийся диалог и сотрудничество с западными оборонительными структурами, в т. ч. и НАТО. Первые прямые контакты между РФ и НАТО были установлены в декабре 1991 г., когда состоялся визит бывшего первого российского вице-премьера Г. Бурбулиса в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. Тогда же Россия поддержала идею НАТО о создании форума для консультаций между странами альянса и бывшими странами ОВД – Совет Североатлантического сотрудничества. Его главной задачей был диалог по конкретным проблемам безопасности и разоружения.

Даже в период, когда НАТО окончательно взяла курс на расширение своего состава, Россия, в лице А. Козырева, не прекращала надеяться, что альянс откажется от своих планов. Для России альтернативой натоцентризма и основой европейской системы безопасности должна была стать ОБСЕ, где Россия в отличие от НАТО, Европейский союз выступает не в роли внешнего партнера, а полноправного члена этой организации. Здесь бы она могла не опасаться принятия таких решений, против которых она возражает, но российские надежды не оправдались.

Параллельно с подписанием в мае 1997 г. основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО, в июне 1997 г. на мадридском саммите получили приглашение Чехия, Польша и Венгрия. Национальные интересы России, таким образом, не были учтены.

Позиция России по вопросу расширения НАТО (1991-1997 гг.).

С роспуском Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1991 г. и включением объединенной Германии в НАТО в 1990 г., был поднят вопрос о дальнейшей судьбе Североатлантического альянса. Советский Союз как главный противник перестал существовать, а целью НАТО, в соответствии со ст. 5 Вашингтонского договора 1949 г., было оказание взаимопомощи в случае нападения и коллективная оборона их территории. И поэтому возникший вопрос о дальнейшей судьбе альянса волновал не только его учредителей и участников.

Российские меры были в этот период не всегда последовательны. Временами рациональные аргументы уступали место эмоциям. Изначальная официальная реакция России носила двойственный характер. С одной стороны, Б. Ельцин во время своего визита летом 1993 г. в Варшаву заявил, что включение Польши в НАТО не противоречит интересам России, с другой стороны, спустя несколько недель в своих письмах, направленных лидерам западных стран, он призывал членов НАТО дать вместе с Россией странам Центральной и Восточной Европы гарантии их безопасности.

В России с 1993 г. началась активная кампания против расширения НАТО. Москва выдвигала множество причин, почему она негативно настроена против расширения: 1) расширение сохранит блоковый подход, Россия и НАТО будут дальше не доверять друг другу. Это создаст новые разделительные линии в Европе. Россия будет вынуждена искать себе новых союзников, в том числе и военных. Ей придется выделять больше средств на оборону, пересмотреть свою военную доктрину; 2) появление стран ЦВЕ в НАТО создаст военно-стратегический дисбаланс в пользу расширяемого альянса. НАТО установит не только свой политический контроль над новыми членами, но в его руках окажется и военная инфраструктура оставшаяся от ОВД; 3) военная машина НАТО приблизится непосредственно к границам России. Это осложнит взаимоотношения между Россией и НАТО. России нужны будут гарантии; 4) предыдущий аргумент взаимосвязан с проблемой адаптации к современным условиям. В частности, это связано с вопросами размещения ядерных сил и постоянных вооруженных сил на территории новых членов; 5) кроме того, расширение может привести к изменению обстановки внутри самой России. Усилит позиции противников расширения, прежде всего левых.[i]

В самих странах ЦВЕ антинатовская компания в России лишь усилила настроения в пользу расширения. Обращаясь со своими заявлениями в НАТО, они использовали такой аргумент, как: угрозу со стороны нестабильной России.

Западные лидеры оказались в сложном положении. С одной стороны они выступали против новых разделительных линий и ухудшения взаимоотношений с Россией, а с другой НАТО нужно было трансформировать за счет увеличения его состава. Запад отказывался признать за Россией своего рода право вето на счет вопроса расширения, а Россия благодаря договорам, заключенных со странами ЦВЕ в первой половине 90-х гг., лишилась права повлиять на этот процесс.[ii] Критики бывшего министра иностранных дел, Б. Панкина, разработавшего эти договоры, обвинили его в том, что он первый открыл ЦВЕ дорогу в НАТО.[iii]

В некоторых политических кругах, в т. ч. и российских, прозвучал и вопрос о вхождении самой России в НАТО. Он поднимался еще в советский период. В идентичных ответных нотах США, Франции, Англии это советское предложение было обозначено как противоречие самим принципам, на которых был блок построен, и членов которого связывали узы доверия.[iv] НАТО не приспособлена для того, чтобы давать России гарантии от угроз из азиатского направления. Как подчеркнул З. Бжезинский, трудно себе представить Россию, отвечавшую требованиям НАТО и подчинявшуюся США. С подачей заявления о своем вступлении в НАТО, Россия лишила бы себя возможности возразить против включения в состав альянса других государств.[v] По мнению А. Страуса, именно Россия, как единственная из посткоммунистических стран, способна значительно усилить НАТО. А. Страус считает, что НАТО с Россией была бы организацией, представляющей оплот настоящей безопасности.[vi]

Взаимоотношения Российской Федерации – НАТО на начальном этапе формирования её внешнеполитического курса в качестве самостоятельного направления не рассматривались. Приоритетной задачей периода был отход от холодной войны к поддержанию глобальной и региональной стабильности мирными средствами. Решению этой задачи должен был и способствовать начавшийся диалог и сотрудничество с западными оборонительными структурами, в т. ч. и НАТО. Первые прямые контакты между РФ и НАТО были установлены в декабре 1991 г., когда состоялся визит бывшего первого российского вице-премьера Г. Бурбулиса в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. Тогда же Россия поддержала идею НАТО о создании форума для консультаций между странами альянса и бывшими странами ОВД – Совет Североатлантического сотрудничества. Его главной задачей был диалог по конкретным проблемам безопасности и разоружения.

Даже в период, когда НАТО окончательно взяла курс на расширение своего состава, Россия, в лице А. Козырева, не прекращала надеяться, что альянс откажется от своих планов. Для России альтернативой натоцентризма и основой европейской системы безопасности должна была стать ОБСЕ, где Россия в отличие от НАТО, Европейский союз выступает не в роли внешнего партнера, а полноправного члена этой организации. Здесь бы она могла не опасаться принятия таких решений, против которых она возражает, но российские надежды не оправдались.

Параллельно с подписанием в мае 1997 г. основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО, в июне 1997 г. на мадридском саммите получили приглашение Чехия, Польша и Венгрия. Национальные интересы России, таким образом, не были учтены.

Североатлантический альянс (НАТО) на пути своего развития претерпевал несколько этапов расширения и неоднократное изменение концепции деятельности. Проблема расширения НАТО остро встала перед Россией при продвижении организации на Восток, к границам РФ.

расширение нато кратко

Исторические предпосылки создания НАТО

Необходимость в создании различного рода союзов появилась на осколках старого мира после Второй мировой войны. Послевоенное восстановление, оказание помощи пострадавшим странам, повышение благосостояния государств-участниц союза, развитие сотрудничества, обеспечение мира и безопасности — все это стало основными причинами активизации интеграционных процессов в Европе.

Контуры ООН были очерчены в 1945 году, Западноевропейский союз стал предшественником современного ЕС, Совет Европы — ровесник НАТО — образован в 1949. Идеи объединения Европы витали в воздухе еще с 20-х годов ХХ века, но до окончания масштабной войны не было возможности создать союз. Да и первые попытки интеграции также не увенчались особым успехом: организации, созданные в первые послевоенные годы, во многом были разобщенными и недолговечными.

Отправная точка организации Североатлантического договора

НАТО (организация Североатлантического договора или же Североатлантический альянс) основано в 1949 году. Основными задачами военно-политического союза декларировались сохранение мира, оказание помощи пострадавшим государствам и развитие сотрудничества. Скрытые мотивы создания НАТО — противостояние влиянию СССР в Европе.

расширение нато

Первыми членами Североатлантического альянса стали 12 государств. На сегодняшний момент НАТО объединяет уже 28 стран. Военные расходы организации составляют 70% общемирового бюджета.

Глобальная программа НАТО: тезисно о целях военного союза

Основной целью организации Североатлантического договора, закрепленной в упомянутом документе, является сохранение и поддержание мира и безопасности в Европе и других странах - членах союза (США и Канада). Изначально блок был образован для сдерживания влияния СССР, к 2015 году НАТО пришло к видоизмененной концепции — основной угрозой теперь рассматривается возможное нападение России.

Промежуточный этап (начало XXI века) предусматривал внедрение кризисного регулирования, расширение Евросоюза. Глобальная программа НАТО “Активное участие, современная оборона” стала тогда основным инструментом организации на международной арене. В настоящее время безопасность поддерживается в основном за счет размещения военных объектов на территории стран-участниц и присутствии военного контингента НАТО.

Основные этапы расширения военного союза

Расширение НАТО кратко вмещается в несколько этапов. Первые три волны произошли еще до распада Советского Союза, в 1952, 1955 и 1982. Дальнейшее расширение НАТО характеризовалось довольно агрессивными действиями в отношении России и продвижением в Восточную Европу. Крупнейшее расширение произошло в 2004 году, на сегодняшний момент кандидатами во вступление в Североатлантический альянс являются восемь государств. Все это страны Восточной Европы, Балканского полуострова и даже Закавказья.

расширение нато на восток

Причины расширения НАТО предельно ясны. Организация Североатлантического договора распространяет свое влияние и усиливает присутствие в Восточной Европе с целью подавления мнимой агрессии России.

Первая волна расширения: Греция и Турция

Первое расширение НАТО включило в состав организации Североатлантического договора Грецию и Турцию. Численность стран-членов военного блока впервые увеличилась в феврале 1952 года. Позднее Греция некоторое время (1974-1980 годы) не принимала участия в НАТО из-за напряженных отношений с Турцией.

Западная Германия, Испания и несостоявшийся член союза

Второе и третье расширение НАТО ознаменовалось присоединением ФРГ (с начала октября 1990 года — объединённая Германия) ровно через десять лет после легендарного парада Победы и Испании (в 1982 году). Позднее Испания выйдет из военных органов НАТО, но останется членом организации.

В 1954 году альянс предлагал присоединиться к Североатлантическому договору и Советскому Союзу, однако СССР ожидаемо ответил отказом.

Присоединение стран Вышеградской группы

Первым действительно чувствительным ударом стало расширение НАТО на Восток в 1999 году. Тогда к альянсу присоединились три из четырех государств Вышеградской четверки, объединившей в 1991 году несколько стран Восточной Европы. К Североатлантическому договору присоединились Польша, Венгрия и Чехия.

Самое масштабное расширение: путь на Восток

Пятое расширение НАТО включило в состав альянса семь государств Восточной и Северной Европы: Латвию, Эстонию, Литву, Румынию, Словакию, Болгарию и Словению. Немногим позже министр обороны США заявил, что Россия стоит “на пороге НАТО”. Это лишний раз спровоцировало усиление присутствия альянса в государствах Восточной Европы и откликнулось изменением концепции организации Североамериканского договора в сторону защиты от возможной агрессии России.

россия расширение нато

Шестой этап расширения: явная угроза

Последний на сегодняшний момент этап расширения Североатлантического альянса произошел в 2009 году. Тогда к НАТО присоединились Албания и Хорватия, расположенные на Балканском полуострове.

Критерии членства в НАТО: список обязательств

Вступить в НАТО может не любое государство, изъявившее желание стать членом Североатлантического альянса. Организация выдвигает ряд требований к потенциальным участникам. Среди таких критериев членства основополагающие требования, принятые в 1949 году:

расположение потенциального члена НАТО в Европе;

согласие всех участников альянса на вступление государства.

С последним пунктом уже имелись прецеденты. Греция, например, препятствует присоединению Македонии к организации Североатлантического договора по той причине, что до сих пор не разрешен конфликт относительно наименования Македонии.

В 1999 году список обязательств участников НАТО был дополнен еще несколькими пунктами. Теперь потенциальный член альянса обязан:

разрешать международные споры исключительно мирным путем;

решение этнических, внутригосударственных, территориальных и политических споров в соответствии с принципами ОБСЕ;

соблюдать права человека и власть закона;

организовывать контроль над вооруженными силами государства;

при необходимости свободно предоставлять информацию об экономическом состоянии страны;

принимать участие в миссиях НАТО.

проблема расширения нато

Что интересно: список обязательств несколько неверный, так как предусматривает в том числе и невыполнение некоторых пунктов. Игнорирование потенциальным членом альянса отдельных пунктов влияет на окончательное решение о принятии в НАТО, но не является критическим.

Программы партнерства организации Североатлантического договора

Военный альянс разработал несколько программ сотрудничества, которые облегчают вступление в НАТО других государств и обеспечивают широкую географию влияния. Основные программы являются следующими:

"Партнерство ради мира". На сегодняшний момент в программе принимают участие 22 государства, бывших участников насчитывается тринадцать: 12 из них уже являются действительными членами альянса, Россия, оставшийся бывший участник программы партнерства, вышла из ПРМ в 2008 году. Единственным членом ЕС, который не принимает участия в ПРМ, является Кипр. Вступлению государства в НАТО препятствует Турция, ссылаясь на неразрешенный конфликт между турецкой и греческой частями Кипра.

Индивидуальный партнерский план. Участниками на данный момент являются восемь государств.

"Ускоренный диалог". В нем участвуют Черногория, Босния и Герцеговина, Украина, Грузия.

План действий по членству. Он разработан для трех государств, два из которых ранее являлись участниками программы "Ускоренный диалог": Черногория, Босния и Герцеговина. В программе с 1999 года также участвует Македония.

Седьмая волна расширения: кто следующий вступит в НАТО?

Программы партнерства позволяют предположить, какие государства станут следующими участниками альянса. Однако нельзя однозначно говорить о сроках вступления в ряды участников организации Североатлантического договора. Так, например, Македония ведет ускоренный диалог с НАТО еще с 1999 года. Тогда как с момента подписания программы ПРМ до непосредственного вступления в ряды государств-членов альянса для Румынии, Словакии и Словении прошло десять лет, для Венгрии, Польши и Чехии — всего пять, для Албании — 15.

расширение евросоюза глобальная программа нато

Партнерство ради мира: НАТО и Россия

Расширение НАТО способствовало усилению напряженности относительно дальнейших действий альянса. РФ участвовала в программе "Партнерство ради мира", однако дальнейшие конфликты, касающиеся расширения НАТО на Восток даже в том случае, если Россия будет против, не оставили выбора. Российская Федерация была вынуждена прекратить свое участие в программе и приступить к разработке ответных мер.

С 1996 года национальные интересы России стали более конкретными и четко очерченными, но и проблема расширения НАТО на Восток стала острее. Вместе с тем со стороны Москвы началось выдвижение идеи, что главным гарантом безопасности в Европе должен стать не военный блок, а ОБСЕ — организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Новый этап отношений между Москвой и НАТО был юридически закреплен в 2002 году, когда в Риме была подписана декларация “Отношения Россия-НАТО: новое качество”.

проблема расширения нато на восток

Несмотря на непродолжительное ослабление напряженности, негативное отношение Москвы к военному союзу только усугублялось. Нестабильность отношений между Россией и Североатлантическим альянсом продолжает демонстрироваться при военных операциях организации в Ливии (в 2011) и Сирии.

Конфликтный вопрос

Расширение НАТО на Восток (кратко: процесс продолжается с 1999 года, когда к альянсу присоединились Польша, Чехия, Венгрия, и до сих пор) — это серьезная причина исчерпания кредита доверия к организации Североатлантического договора. Дело в том, что проблема усиления ее присутствия у границ России усугубляется вопросом о существовании договоренностей о нерасширении НАТО на Восток.

В ходе переговоров между СССР и США предположительно была достигнута договоренность о нерасширении НАТО на Восток. Мнения насчет данной проблемы расходятся. Президент СССР Михаил Горбачев высказывался о получении гарантий о нерасширении НАТО к границам современной России в устной форме, представители альянса же утверждают, что никакого обещания не давалось.

Во многом возникновению расхождений в вопросе обещания о нерасширении способствовало неверное толкование речи министра иностранных дел ФРГ в 1990 году. Он призвал альянс заявить, что продвижения к границам Советского Союза не будет. Но являются ли такие заверения формой обещания? Данный спор не разрешен до сих пор. А ведь подтверждение обещания о нерасширении альянса на Восток могло бы стать козырем в руках РФ на международной арене.

III. Глобальная программа НАТО.

V. Политические ориентиры России.

Задание 1. Работа с текстом (Приложение к практической работе № 13)

Ответьте на вопросы:

2) Какие государства входят в эту организацию?

3) Каковы условия вступления в Евросоюз?

4) Перечислите страны-кандидаты на вступление в Евросоюз. Какие из Европейских государств предпочли не присоединяться к Евросоюзу? Есть ли у них точки соприкосновения с этой организацией?

II.

2) Как связаны между собой, формирование международного рынка труда и процессы мировой интеграции? Перечислите области, в которых происходит взаимодействие стран в современном мире.

3) Как осуществляется образование международного рынка труда?

4) Перечислите, какие международные рынки труда существуют в современном мире? (5 шт.)

5) Какие выгоды влечет за собой участие в интеграционном процессе (Евросоюзе)?

8) Какова основная тенденция развития современного международного рынка труда?

9) Назовите и охарактеризуйте главную характерную черту участия России в процессах международной трудовой миграции.

III.

1) Определите причины и суть изменения курса НАТО с начала 1990-х годов.

IV.

Сферы взаимодействия Сферы разногласия
1. ……. 5. 1. …….. 3.

Приложение к практической работе № 12

1. Расширение Европейского союза (Европейская интеграция) — это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов.

До 2013г. в Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

В теории любая европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна соответствовать Копенгагенским критериям 1993г.:

Совет ЕС консультируется с Еврокомиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Если Совет решает открыть переговоры, начинается процесс проверки соответствия Копенгагенским критериям.

В настоящий момент пять стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году), Македония (в 2004 году), Сербия (в 2009 году), Турция (в 1987 году) и Черногория (в 2008 году), при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан - Албания, Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Хорватия присоединилась к Евросоюзу 1 июля 2013 года, став 28 участником организации. Черногория является второй после Хорватии по уровню соответствия Копенгагенским критериям, и, согласно предположениям экспертов, её вступление может произойти до 2014 года.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в Общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

2. Международный рынок рабочей силы является важной частью международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своё наиболее эффективное применение не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. Поэтому международный рынок труда охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.

Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.

Формирование международного рынка труда – свидетельство того, что процессы мировой интеграции идут не только в экономической и технологической областях, но и начинают затрагивать сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных транснациональных корпораций, при передвижении через границы рабочей силы и капитала.

Во многих случаях при этом возникает проблема совмещения различных социальных структур. Это совмещение прежде всего в области:

  • увольнений работников, условий труда, способа найма;
  • оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;
  • предоставления отпусков, свободных от работы дней;
  • продолжительность рабочего времени;
  • предоставления различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.

Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения трудовых конфликтов и т.д.).

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

На сегодняшний день можно выделить пять крупных международных рынков труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский.

В настоящее время произошло юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. Интеграционные процессы, происходящие в Европейском сообществе, ведут к ускоренному экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Эти изменения оказывают существенное влияние на миграцию трудовых сил в мире, но при этом страны ЕС неохотно привлекают работников из стран – не членов ЕС.

Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:

  • по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
  • по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
  • по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
  • по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.

Миллионы людей покидают родные края и устремляются в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. Сейчас невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии — это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток — в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.

В начале XXI века на международном рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству, имеет место безработица, а вместе с тем наблюдается существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др. Дефицит персонала нужной квалификации покрывается за счет найма специалистов на временной основе из других стран, активизации территориальной мобильности квалифицированной рабочей силы, организации труда этих категорий работников. Европейские эксперты прогнозируют, что работники самой высокой квалификации станут наиболее мобильной частью рабочей силы, и их процент будет увеличиваться в общем миграционном потоке, состоящем в основном из низко- и полуквалифицированных работников. На смену “утечке мозгов” приходит циркуляция: представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран едут на временную работу в развивающиеся страны.

В составе международной рабочей силы формируется особый слой работников неквалифицированного труда, который становится объектом эксплуатации со стороны различных международных структур. Западные страны с их растущим богатством как магнит притягивают малоимущие слои из Африки, Азии, Латинской Америки, из стран СНГ, ибо в развитых странах у этих людей могут быть лучшие экономические перспективы, чем дома. В то же время использование иностранной рабочей силы - важное условие развития экономики западных стран. Развитые страны поощряют приток иностранных работников, чтобы поддержать свой экономический рост, компенсировать низкий уровень рождаемости. Вместе с тем они встревожены усилением нестабильности социального климата в их странах из-за конфликтов, связанных с расовыми и религиозными различиями пришлых работников и местного населения.

К основным тенденциям развития современного международного рынка труда можно отнести следующие процессы:

· рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;

· повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;

· усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;

· продолжает существовать дискриминация мигрантов;

· активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.

Россия стала участником международного рынка труда только в начале 1990-х годов. До этого население СССР принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границу и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития.

В период перестройки процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались. Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.

Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности: люди нередко соглашаются выполнять низкоквалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.

В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, в Беларуси и других республиках СНГ.

Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях. С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

Руководство НАТО осознало, что события начала 1990-х гг. приведут к коренному изменению баланса сил как на европейском континенте, так и на глобальном уровне. В настоящее время система международных отношений, прежде всего, характеризуется преобладанием одной державы - Соединенных Штатов Америки, которые используют НАТО в качестве инструмента достижения той роли, которую они должны играть исходя из объективного соотношения сил. Именно поэтому США и другие западные страны взяли курс на расширение НАТО, что означает фактический пересмотр послевоенной структуры системы международной безопасности - той структуры, которая была создана при существовании биполярного мира.

Главный принцип, которым руководствуется Североатлантический союз, - это совместные обязательства и сотрудничество между суверенными государствами, что обеспечивает неделимую безопасность всех членов НАТО. Солидарность и единство в Североатлантическом союзе опираются на повседневное сотрудничество в политической и военной сфере и гарантируют государствам-членам, что им не придется в одиночку, полагаясь только на собственные силы, решать основные проблемы своей безопасности.

4. В 1994г. главы государств и правительств стран-членов НАТО на сессии Североатлантического совета в Брюсселе выступили с предложением учредить программу "Партнерство ради мира".

Суть программы "Партнерство ради мира"- это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.

За время существования программы к ней присоединились 30 стран: Австрия, Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Венгрия, Болгария, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Республика Македония, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швейцария, Швеция, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия и Эстония. Десять из этих государств-партнеров затем стали членами НАТО.

Основные цели включают в себя:

  • повышение уровня открытости относительно национального военного планирования и формирования военного бюджета;
  • обеспечение демократического контроля над национальными вооруженными силами;
  • создание в отдаленной перспективе в государствах-партнерах сил с повышенными возможностями взаимодействия с силами государств - членов НАТО.

В 1997г. в Париже президент Борис Ельцин, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана и представители 16 стран-членов НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО, в котором, в частности, было гарантировано, что на территории новых членов альянса не будет размещаться ядерное оружие. Кроме того, был учреждён Совместный постоянный совет (СПС) Россия-НАТО и постоянный совместный военный комитет НАТО-Россия. В 1998 г. Россия учредила своё официально постоянное представительство в НАТО, на которое были возложены функции обеспечения российских интересов в отношениях с Североатлантическим блоком.

В марте 1999 года, после начала сопровождавшейся бомбёжками и жертвами среди мирного населения военной операции НАТО в Югославии, Россия прервала контакты с альянсом, однако уже в июне того же года возобновились заседания СПС Россия-НАТО по вопросам, связанным с миротворчеством в Косове, в феврале 2000 года контакты были восстановлены в полном объёме, а месяцем позже и. о. президента России Владимир Путин заявил, что не исключает возможности присоединения России к блоку в будущем.

В 2008г. отношения между Россией и НАТО осложнились в результате югоосетинского вооружённого конфликта в августе 2008 года. Ещё за три месяца до конфликта Россия резко критиковала страны НАТО за поставку оружия в Грузию, а сразу после самого конфликта НАТО обвинило Россию в непропорциональном применении силы и приостановило заседания Совета Россия-НАТО на всех уровнях. Россия, в свою очередь, заявила о намерении пересмотреть отношения с НАТО, отозвала из Брюсселя своего постпреда и приостановила все двусторонние контакты.

Политические контакты между Россией и НАТО были восстановлены только в апреле 2009 года — тогда в Брюсселе состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне послов. Окончательное восстановление отношений произошло в ноябре 2010 года на третьем саммите Совета Россия-НАТО в Лиссабоне. Стороны договорились о взаимодействии по ряду конкретных программ, имеющих отношение, главным образом, к Афганистану; тогда же была принята новая стратегическая концепция блока, согласно которой он не является угрозой для России. Стороны зафиксировали основные угрозы миру, по которым их позиции совпадают:

  • международный терроризм;
  • Афганистан;
  • пиратство;
  • угрозы жизненно важной инфраструктуре;
  • распространение оружия массового уничтожения, в том числе ракетных технологий.

С 2002 года регулярно проходят совместные учения России и НАТО по борьбе с терроризмом, по противоракетной обороне театра военных действий, по эвакуации и спасанию экипажей подводных лодок в реальных условиях. Совместные учения России и НАТО проводят силы российского МЧС, военно-транспортной авиации и многие другие.

Другой пункт принципиальных разногласий — создаваемая НАТО система европейской противоракетной обороны (ЕвроПРО): руководство НАТО утверждает, что она не будет направлена против России и не представляет угрозы для неё, а руководство РФ настаивает на юридических гарантиях и подчёркивает решающую роль США в создании этой европейской системы.

Беспокоит Россию и рост активности НАТО в Арктике. В январе 2009 года генсек НАТО заявил, что блок будет наращивать своё военное присутствие в этом регионе.

Читайте также: