Историческая концепция костомарова н и кратко

Обновлено: 07.07.2024

Время вступления молодого Костомарова на стезю науки совпало со становлением в историографии направлений, ставших отголосками общественных дискуссий об историческом пути России – славянофильства и западничества. Костомаров не присоединился ни к одному из них. Вырабатывая собственную политико-мировоззренческую систему и свое понимание истории, он заявил о себе как родоначальнике оригинальных теорий, проблемных сюжетов, концептуальных интерпретаций.

Обратимся к диссертационным работам Н.И. Костомарова. Диссертационное исследование 1841 г., обращенное к анализу Брестской церковной унии 1596 г. и последствиям ее реализации, было сосредоточено на проблеме социально-религиозного размежевания населения Украины на православных, представленных непривилегированными слоями, и униатов, состоявших из дворян. Уже в этой работе Костомаров сосредоточил основное внимание на истории народа. В поле его зрения находилась, преимущественно казацкая социальная среда, которую он рассматривал в контексте выражения ею социального протеста под лозунгами независимости от Польши. Казаки и крестьяне выступали в сочинении Костомарова как спасители православия и независимости Украины. В диссертации он подверг критике православное духовенство (за взяточничество, поборы и пр.), а также поставил под сомнение значимость Зборовского мира, заключенного Б. Хмельницким, полагая, что этот мир не соответствовал смыслу народных требований. Подобные оценки и подходы были новыми, выходили за рамки официальной версии событий, что и стало причиной драматической судьбы его первого крупного труда. В результате рецензирования диссертации Н.Г. Устряловым и решения министра С.С. Уварова ее защита была отменена, а сам труд было приказано уничтожить[454].

Интерес к заявленным аспектам истории Украины и характер их интерпретации определились под воздействием двух основных факторов биографии историка. Во-первых, – влиянием идей и интересов литераторов, филологов, историков Харьковского университета (П.П. Гулака-Артемовского, И.И. Срезневского, М.М. Лунина и др.), во-вторых, – происхождением историка, родовые корни которого были связаны с казачьей средой Слободской Украины, а также немаловажным обстоятельством крепостного состояния Костомарова в детстве, поскольку его мать являлась крепостной крестьянкой отца историка.

Между тем в новой диссертации закладывались основы еще одного подхода к народной истории, который можно определить как фольклорно-источниковедческий. Ее дальнейшие исследования[457], а также введение им в научный оборот новых фольклорных источников существенно расширили представления о научно-информационном потенциале народного литературного творчества для реконструкции истории и культуры народа.

Сама тема и принципы ее освещения органически вытекали из опыта молодого историка по изучению украинского фольклора в 1830-40-е гг., интерес к которому был ему привит в Харьковском университете и общими литературными традициями украинской культуры. На этот раз защита прошла успешно. Его оппоненты – М.М. Лунин и И.И. Срезневский – более других, осознав новизну исследования, дали ему самую высокую оценку.

Последовавший арест и год заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости сильно подорвали здоровье Костомарова, но продемонстрировали его силу духа. Находясь в заключении, он изучал греческий, испанский языки, читал, насколько позволяло резко ухудшившееся зрение.

Именно этими крупными работами Костомаров заявил о себе как историк нового направления, ценностными ориентирами которого становилась народная история в широком спектре ее сторон. Костомаров возвращался в науку как победитель, полный творческих замыслов и идей. Фактами публикаций указанных трудов, а также официальным приглашением ранее опального историка в Петербургский университет (1859) можно завершить первый период деятельности и приступить к анализу следующей страницы его творческой биографии.

Прежде всего, следует обратиться к анализу вступительной лекции программного характера (22 ноября 1859 г.)[462], прочитанной в Петербургском университете и сыгравшей роль увертюры профессорско-преподавательской карьеры Н.И. Костомарова. Она же положила начало его размышлениям о задачах, предмете и методах исторической науки, сыграв существенную роль в проецировании перспектив исторических исследований в собственной деятельности, и, более того, создала основу очертаниям новой историко-научной культуры. Ее приверженцы обнаружатся как вскоре после появления научных манифестов Костомарова, так и в значительно более позднем времени – уже после его кончины.

Любопытным моментом биографии историка, событием корпоративной культуры сообщества историков и средством научной коммуникации того времени стал его диспут с М.П. Погодиным по вопросу о происхождении Руси (1860).

В последующие годы споры Костомарова с Погодиным продолжались по другим сюжетам русской истории – о роли Дм. Донского в сражении на Куликовом поле, о месте Москвы в процессе собирания русских земель, о Смуте и личностях Смуты.

Имеются некоторые основания считать, что к этому моменту кафедра уже тяготила историка, поскольку не давала свободного времени для научных занятий. П.Н. Милюков в энциклопедической статье о Костомарове писал, что тот еще осенью 1860 г., задумав исследование о самозванцах, готов был покинуть кафедру, чтобы заняться этой темой[481]. Предпочтение режима свободной деятельности, не стесненной рамками университетских обязанностей, подтверждается и фактом отказа историка занять кафедру Киевского университета, который присвоил ему степень доктора русской истории без защиты соответствующей диссертации.

Вероятно, собственный опыт политической деятельности и политической ссылки был определенным образом переосмыслен историком. Сохраняя верность идеям федерализма, Костомаров не принимал форм, методов и принципов политической борьбы нового поколения оппозиционеров. Для него политическая сторона жизни общества и отдельной личности тесно сопрягалась с религиозно-нравственными устоями, разрушение которых он воспринимал как жизненную драму. Консервативные установки зрелого Н.И. Костомарова пришли в противоречие с преобладавшими в университетской среде настроениями. Вернувшись триумфатором из ссылки, он не смог вписаться в новую общественно-политическую ситуацию. Новые идеи и настроения не соответствовали и его научной программе, нацеленной на реализацию целой серии исследовательских проектов, задуманных еще в молодые годы.

Вопросы о том, как историк должен воспроизводить прошлое, какие акценты ставить, и в какой стилистике формировать свой текст, чтобы он был интересен читателю – потребителю исторических сочинений, были и будут актуальны во все времена. Историк всегда пишет, ориентируясь на определенную заинтересованную аудиторию. Этот ориентир формирует и проблематику, и характер языка, и стилистические приемы, и другие параметры исторического исследования. Историк одновременно ощущает себя и писателем.

Н.И. Костомаров относился к той категории историков, которые продолжали ощущать органическую связь истории и литературы, а если точнее – истории и всей области искусства. Можно назвать целую галерею историков, тесно сопрягавших свою историко-научную деятельность с литературной: Н.М. Карамзин, М.Т. Каченовский, Н.А. Полевой, М.П. Погодин, В.О. Ключевский. Большая часть названных историков принадлежала первой половине XIX в., когда в обществознании, истории и литературе сильны были идеи романтической школы, с характерным для нее интересом к человеку и его внутреннему миру.

История Украины в трудах Костомарова. Выделение южнорусской народности. Господство удельно-вечевых начал. Отсутствие прочной княжеской власти. Потеря национальной независимости. Оценка национально-освободительной борьбы украинского народа против Польши. Место Костомарова в развитии российской исторической науки.

Историческая концепция Костомарова и ее место в отечественной историографии.

План семинарских занятийпо теме:

1. Историческая концепция Н.И. Костомарова.

2. Личность Ивана Грозного в изображении историка.

3. История ХVII века в творчестве Н.М. Костомарова (Характеристика Смуты, восстания Степана Разина и др.).

Литература

Источники, учебные пособия, монографии

Астахов В.Н. Курс лекций по русской историографии: (До конца ХIХ в.) Харьков, 1965.

Беляев А.С. Историческая периодика и издание документов по отечественной истории ХVIII-XIX вв. Киев, 1988.

Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.

Герасименко Г.А. История российской исторической науки (дооктябрьский период). Учебное пособие. М., 1998.

Грэхэм Л. Очерки истории Российской и Советской науки. М., 1998.

Историки России ХVIII – начало XX веков. М., 1996.

Историография имперской России: история как профессия и написание истории в многонациональном государстве. Нью-Йорк, Лондон, 1999.

Историография истории СССР: с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1971.

Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии дореволюционной России с середины ХIХ в. до 1917. М., 1983.

Костомаров Н.И. Исторические монографии и исторические исследования: В двух книгах. М., 1989.

Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. Киев, 1989.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.




Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и XVII столетиях. М., 1992.

Николай Иванович Костомаров и его творческое наследие. Сб. тезисов и докладов научной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Н.И. Костомарова. Воронеж, 1992.

Отечественные историки XVIII-XX вв.: Сб. статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984.

Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1.

Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И. Костомарова: Критич. Очерк. Киев, 1984.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. ОГИЗ, 1941.

Самарина Н.Г. Условия развития русской исторической науки в ХVIII- начале XX в. Лекции. М., 1994.

Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. Учебное пособие. М., 1978.

Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец ХVIII – первая половина XIX в.). М., 1990.

Черепнин Л.В. Отечественные историки XVIII-XX вв. Сборник статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. ЛГУ, 1982.

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917. М., 1993.

Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биографический словарь-справочник. В 2-х книгах. М., 1997.

Статьи в профильных журналах, сборниках, коллективных монографиях

Борисов Б. Влюбленный в свободу: О жизни и деятельности историка Н.И. Костомарова, 1817-1885 // Родина. 1989. № 10.

Замлинский В.А. Жизнь и творчество Н.И. Костомарова // Вопросы истории. 1991. № 1.

Литвак Б.Г. Николай Михайлович Костомаров. Очерк жизни и творчества // Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI – XVII столетиях. М., 1992.

Шикло А.Е. История русской исторической мысли последней трети ХVIII – второй трети ХIХ века в современной советской историографии (Некоторые дискуссионные проблемы) // История СССР. 1987. № 4.

Тема 8.

Государственная школа в отечественной историографии (лекция – 2 часа; семинарские занятия – 2 часа).

Периодизация русской истории. Московский период. Характеристика личностей Ивана Грозного и Петра I.

Место исторической концепции «государственной школыв отечественной историографии.

План семинарских занятийпо теме:

1. Концепция К.Д. Кавелина о судьбах русской истории (взгляды на законы исторического развития России и Запада, роль государства, общественный быт, движущие силы Российской истории и т.д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный исторический материал о жизни и творчестве Н.И.Костомарова можно использовать в рамках школьного курса "Краеведения", на классных часах и на уроках истории. Материал также содержит презентацию.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юрасовская основная общеобразовательная школа

«Историческое наследие великого земляка -

Выполнила: Деркачева Дарья Леонидовна

ученица 9 класса МКОУ Юрасовская ООШ

Руководитель: Шаренко Светлана Ивановна

учитель немецкого языка МКОУ Юрасовская ООШ

сл. Юрасовка – 2017 год

Глава I . Историческое наследие Н. И. Костомарова. …………………………….4

1.1. Историческое творчество Н. И. Костомарова…. ……………………………..4

1.2. Вклад Н. И. Костомарова в развитие исторической науки Российского государства ……………………………………………………….…………. …….7

Целью исследования является ознакомление с историческим наследием великого земляка – Н.И. Костомарова.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - изучение литературы по данной теме; - привлечение внимания к деятельности и творчеству историка и писателя, общественного деятеля 19 века Н. И. Костомарова; - изучение его вклада в развитие исторической науки Российского государства.

Глава I . Историческое наследие Н. И. Костомарова.

Историческое творчество Н. И. Костомарова.

Н. И. Костомаров родился 5(17) мая 1817 г. в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии (рис.2). Внебрачный сын помещика и крепостной крестьянки-украинки (рис.3). Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Харьковского университета (1833— 1836 гг.) Интерес к истории у будущего историка зародился ещѐ в детские годы, благодаря той атмосфере, которая царила в семье. Отец Николая Ивановича воспитывал его в духе учения Жана Жака Руссо.

В своих научных исследованиях Н. И. Костомаров широко использовал устные источники (песенный фольклор, предания, сказания и т.п.) и этнографический материал, но при этом нередко пренебрегал критическим анализом используемого источника, ставя художественность и образность изложения выше критики источника.

Изучение отечественной истории и создание трудов всегда оставалось главным делом в жизни Костомарова. В своей научно-исследовательской деятельности он использовал материалы 65-ти архивов и библиотек, в двадцати из которых работал лично. Творческое наследие ученого огромно и разнообразно. Основную его часть составляют исторические монографии и исследования, также в него входят литературные произведения (поэзия, проза, драма), критические, полемические и публицистические статьи, переводы, записи народных песен, этнографические очерки, мемуары.

История Украины в трудах Костомарова. Выделение южнорусской народности. Господство удельно-вечевых начал. Отсутствие прочной княжеской власти. Потеря национальной независимости. Оценка национально-освободительной борьбы украинского народа против Польши. Место Костомарова в развитии российской исторической науки.

Историческая концепция Костомарова и ее место в отечественной историографии.

План семинарских занятийпо теме:

1. Историческая концепция Н.И. Костомарова.

2. Личность Ивана Грозного в изображении историка.

3. История ХVII века в творчестве Н.М. Костомарова (Характеристика Смуты, восстания Степана Разина и др.).

Литература

Источники, учебные пособия, монографии

Астахов В.Н. Курс лекций по русской историографии: (До конца ХIХ в.) Харьков, 1965.

Беляев А.С. Историческая периодика и издание документов по отечественной истории ХVIII-XIX вв. Киев, 1988.

Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.

Герасименко Г.А. История российской исторической науки (дооктябрьский период). Учебное пособие. М., 1998.

Грэхэм Л. Очерки истории Российской и Советской науки. М., 1998.

Историки России ХVIII – начало XX веков. М., 1996.

Историография имперской России: история как профессия и написание истории в многонациональном государстве. Нью-Йорк, Лондон, 1999.

Историография истории СССР: с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1971.

Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии дореволюционной России с середины ХIХ в. до 1917. М., 1983.

Костомаров Н.И. Исторические монографии и исторические исследования: В двух книгах. М., 1989.

Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. Киев, 1989.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.




Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и XVII столетиях. М., 1992.

Николай Иванович Костомаров и его творческое наследие. Сб. тезисов и докладов научной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Н.И. Костомарова. Воронеж, 1992.

Отечественные историки XVIII-XX вв.: Сб. статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984.

Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1.

Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И. Костомарова: Критич. Очерк. Киев, 1984.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. ОГИЗ, 1941.

Самарина Н.Г. Условия развития русской исторической науки в ХVIII- начале XX в. Лекции. М., 1994.

Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. Учебное пособие. М., 1978.

Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец ХVIII – первая половина XIX в.). М., 1990.

Черепнин Л.В. Отечественные историки XVIII-XX вв. Сборник статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. ЛГУ, 1982.

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917. М., 1993.

Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биографический словарь-справочник. В 2-х книгах. М., 1997.

Статьи в профильных журналах, сборниках, коллективных монографиях

Борисов Б. Влюбленный в свободу: О жизни и деятельности историка Н.И. Костомарова, 1817-1885 // Родина. 1989. № 10.

Замлинский В.А. Жизнь и творчество Н.И. Костомарова // Вопросы истории. 1991. № 1.

Литвак Б.Г. Николай Михайлович Костомаров. Очерк жизни и творчества // Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI – XVII столетиях. М., 1992.

Шикло А.Е. История русской исторической мысли последней трети ХVIII – второй трети ХIХ века в современной советской историографии (Некоторые дискуссионные проблемы) // История СССР. 1987. № 4.

Тема 8.

Государственная школа в отечественной историографии (лекция – 2 часа; семинарские занятия – 2 часа).

Периодизация русской истории. Московский период. Характеристика личностей Ивана Грозного и Петра I.

Место исторической концепции «государственной школыв отечественной историографии.

План семинарских занятийпо теме:

1. Концепция К.Д. Кавелина о судьбах русской истории (взгляды на законы исторического развития России и Запада, роль государства, общественный быт, движущие силы Российской истории и т.д.).

Читайте также: