Истоки и смысл онтологической проблематики кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.3 Онтологическая проблематика в философии. Становления философской онтологии. Философское учение о бытии, его фундаментальный смысл.

Философия нового времени концентрирует своё внимание на проблемах познания, однако О. остаётся непременной частью филос. доктрины (в частности, у мыслителей-рацио-налистов). У Декарта, Спинозы, Лейбница О. описывает взаимоотношение субстанций п соподчинение уровней бытия, сохраняя нек-рую зависимость от схоластич. О. Однако обоснованием систем рационалистов является уже не О., а гносеология. У философов-эмпириков онтологич. проблемы отходят на второй план (напр., у Юма О. как самостоят, доктрина вообще отсутствует) и. как правило, решение их не сводится к систематич. единству.

Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской ра-цпоналистич. традиции построения О. на основе гносео-логии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление вы-являет своё тождество с бытием. Однако характер отож-дествления бытия и мысли (и соответственно О. и гносео-логии) в их философии, делающей содержат, основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантонским открытием активности субъекта. Именно по-этому О. нем. классич. идеализма принципиально отлича-ется от О. нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерпанпи, а в его историч. п логич. порожде-нии; онтологпч. истина понимается нс как состояние, а как процесс.

Марксистско-ленинская философия на основе теории отражения и раскрытия диалектики субъекта и объекта в процессе практпч. деятельности человека преодолела характерное для домарксистской и совр. зап. философии противопоставление О. и гносеологии. Фундаментальный принцип диалектич. материализма — совпадение диалек-тики, логики п теории познания: материалистич. диалек-тика как наука о наиболее общих законах развития приро-ды, общества п мышления тождественна теории познания п логике. Законы мышления и законы бытпя совпа-дают по своему содержанию: диалектика понятий являет-ся отражением диалектич. движения действительного ми-ра (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21 с. 302). Категории материалистич. диалектики имеют онтологич. содержание и одновременно выполняют гносеологич. функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.

Совр. науч. познание, для к-рого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд онтологич. Проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретич. понятий и обоснованием теоретич. фундамента новых направлений и методологич. подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход). См. также Бытие, Теория познания.

1.4.Основные категории философской онтологии: бытие, природа, материя, пространство, время, развитие, эволюция

(Нету природы, эволиции)

Пространство и время как философские категории.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного – значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной.

Философское понимание движения и развития.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная. Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность – объктивный мир существующий не зависимо от человеческой воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи:

о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил. Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не проводится различие м/у фил. пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед фил. стала задача уточнения понятия . Это сделал Ленин в работе . Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В домарксисткой философии материя отождествлялась с конкретными ее видами, напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе познания филос. понятия М. как объективной реальности с конкретными ест.-научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемых наукой и практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных, которые не обладали бы пространственно временными свойствами.

В современной философии проблема первоначала остается наиболее фундаментальной, как и во всей предшествующей философии.

Поиски первоначала в философии – это не узкопрофессиональное занятие небольшой группы людей, удовлетворяющих собственные интересы и разговаривающих на специфическом языке, а поиски человеком, говоря словами Мартина Хадеггера, своего дома, преодоление своей бездомности, осиротелости. Поиски первоначала – это поиск корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего его мира, обрести мужество жить, несмотря на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной, чем сам мир.

Обращаясь к теме первоначала, отвечая на вопрос, что есть бытие? мы прибегаем к метафизике – учению об основах и началах бытия.

Метафизика (с греч. после физики) – понятие, введенное александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия для трактата Аристотеля, посвященного первым родам сущего.

В итоге за разделом философии, занимающимся сверхчувственными основами и принципами бытия закрепилось название метафизика.

Так продолжалось до первой половины 18 века, когда метафизика стала пониматься как спекулятивный метод познания. В результате от данного термина отказались, заменив его понятием онтология (от греч. онтос – сущее, логос – учение) – учение о бытии.

В философии онтология является не единым полем исследования или единой дисциплиной, а скорее вместилищем разнообразных проблем, объем и значение которых столь широки, что кажется, будто бы они причастны всякой области философии.

На этой лекции мы разберем различные концепции, которые появились вследствие решения одного, но главного онтологического вопроса: почему есть нечто, а не ничто?, т.е. почему вообще что-либо есть и на чем держится это есть? Итак, это вопрос о первооснове бытия.

Бытие – категория, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего).

Пример: Можно сказать, что мы видим вещи, но не видим света, который позволяет нам их видеть (свет – причина видения).

Субстанция (от лат. substantia – первооснова, сущность) – некоторая основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.

В античности Космос воспринимался как чувственно-конкретное образование, и поэтому первые философы усматривали основу в какой-либо стихии/группе стихий. Так, Фалес видел первопричину в воде, Гераклит – в огне.

Появляются концепции, в которых содержатся более абстрактные представления о первооснове мира: апейрон (эфир) – Анаксимандр, ученик Гераклита; семена вещей (множество мельчайших частиц, содержащих те предметы и явления, которые нас окружают), их нельзя познать чувственно, можно только помыслить – Анаксагор.

Атомизм Демокрита и Левкиппа. В основе онтологии атомистов – представления о физическом наличии бытия (атомов) и небытия (пустоты). Специальные крючочки. Мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи, неизменен.

Их вклад: вещество отлично по своим характеристикам от вещи (додумались до того, к чему физики пришли много столетий спустя).

Парменид (6-5 вв. до н.э.) вводит понятие бытие в философский обиход. От проблемы первопричины существования вещей переходит к проблеме сущности как таковой.

Парменид ввел понятие сущности для обозначения и решения одной реальной проблемы. В то время в Греции отмечался мировоззренческий кризис: вера в богов стала угасать. Мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел, устои мира стали рушиться. Мир не казался стабильным и прочным: взойдет ли завтра Солнце? Необходимо было найти прочную и надежную основу миру, что и делает Парменид: на место власти богов выводит власть Разума.

Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло роль гаранта существования этого мира, и что сам философ иногда называл Божеством.

Начал с разбора категорий бытия и небытия. Если признать небытие, то оно необходимо существует. Но бытие также существует. Но бытие и небытие не тождественны, значит бытие существует, а небытие не существует.

Второй вывод: бытие неподвижно. Любое изменение связано с исчезновением существующего. Но бытие могло бы исчезнуть лишь в небытии и из него же появиться. Следовательно, бытие едино и неподвижно (как сфера).

То, что здесь говорится о бытии, можно приблизительно понять через такие проявления в нас как совесть/любовь. Не может быть совести на 50% (она либо есть, либо нет), она не становится хуже или лучше, не зависит от внешних причин – поступил по совести. Совесть дана нам только в мыслях, большее ее нигде нет, и только находясь в состоянии совести, человек может мыслить ее.

Итак, бытие по Пармениду, это не окружающий нас мир, а особый вид реальности, которая относится к окружающему нас миру как действительность к видимости.

В зависимости от того, какую субстанцию философы кладут в основу мира: материю или сознание (идея) различают идеалистическую и материалистическую трактовку проблемы бытия.

Идеализм – поиск умопостигаемой, идеальной основы, определяющей структуру бытия (Бог – Августин, Абсолютный Дух – Гегель).

Материализм – поиск материального начала, из которого далее можно вывести все особенности мира (натурфилософы античности отождествляли с конкретным веществом, далее – абстрактный атом, в период ньютоновско-картезианской физики материя отождествлялась с веществом или массой инертного, покоящегося вещества).

Объективный идеализм – реализуется в признании в качестве основ мира объективно существующего духовного начала (Бог, мировой Разум, Абсолютная идея и пр.) (Платон, Августин, Гегель).

Вслед за Сократом, открывшим, что нашей опорой в поисках истины должна быть реальность, не сводимая ни к человеку, ни к природе, но данная нам как истинное бытие, причастность к которому возможна через добро, Платон делает предметом своих теоретических забот этот род действительности, противопоставляя его как то, что всегда существует, тому, что всегда рождается, и как то, что познается через себя, тому, что познается через другое. Платон выяснил, что эту действительность нельзя отождествить ни с одним из типов элементарности, ее элементами являются не качества и не количества, а смыслы, для которых качества и количества суть материал.

Обосновывает необходимую связь бытия с инобытием (с миром явлений и с человеческим мышлением). Осевая концепция платонизма - учение об идеях, а идея, по Платону, есть бытие в строгом смысле слова.

- выделение особого слоя реальности, который может называться бытием, – реальности "умозримых видов",

- понимание элементарной единицы бытия – идеи – как активной творческой силы и в то же время как цели стремления всего мира становления;

- выявление и описание двух пограничных бытию сфер: сферы Единого Блага, являющегося безначальным началом бытия, и сферы безвидного пространства – "материи";

Бытие открывается понятийному познанию как "по сути сущее" (to ontos on). От способа познания зависит характер открываемого онтологического уровня. Идее как объект истинного познания "сама по себе, сама через себя единовидное вечносущее". Она не испытывает перемен никогда, ни в каком отношении и никоим образом. Бытие противостоит вечно становящемуся миру видимости так же, как в душе противостоят друг другу мышление и ощущение. Бытие и видимость существуют совершенно раздельно. Бытие – это "бестелесные виды", которые существуют в чистом виде вне пространства, как бы в "мыслимом месте" (topos noetos). В той мере, в какой к бытию восходят свойства единичных вещей, идея соединяет в себе их общее, и в этом смысле идеи суть единое во многом.

Но единство бытия для познания не может быть достигнуто обобщением, его нельзя с необходимостью вывести из множества. Требуется скачок, выводящий нас к прямому созерцанию сущности. Соответственно нет простого перехода от истинного бытия к миру становления. Идея лишь отражается в единичных вещах, находящихся с идеей в отношениях подражания. Вещь есть копия истинно сущего первообраза, она участвует в идее с разной степенью приближения, идея же в некотором смысле присутствует в вещи, присоединяется к ней или отдаляется.

Поскольку ничто не возникает без причины, всякое явление нужно возводить к бытию, причем к его собственному, которое как скрытый центр стягивает вокруг себя неопределенное, колеблющееся становление вещи.

Платон для восхождения к "парадигме" чаще выбирает моральное качество – добродетель, красоту и т.п. Здесь он – ученик Сократа, воспринимающий моральное как более очевидное. Поэтому для него возникает вопрос, сам по себе не следующий из понятия идеи: может ли существовать прообраз ничтожной вещи и зла как такового. Идеальность – это не только бестелесность, но и идеал; идеальность бытия столь тесно связывалась в мышлении Платона с совершенством, что предметы, совершенство которых не имело морального смысла, рисковали остаться без идеи.

Итак, быть идеей (или эйдосом) – значит отождествиться с бытием. Ясно, что при этом теряется: исчезают воспринимаемые чувствами качества, сворачивается пространство, останавливается время. Но что приобретается? Вещь становится сама собой, выходит из процесса, в котором она была как бы растянута в линию, равна себе в одной точке и неравна во всех остальных. Собравшись в себе, в единой точке, она действительно существует. "Самость", аутентичность вещи – важнейшее ее приобретение в сфере бытия. Единство, вечность и определенность бытия суть неотчуждаемые свойства платоновского эйдоса.

Причина и цель – это два образа бытия, открытые двум мысленным направлениям: от идеи к вещи и от вещи к идее. Но сама по себе идея есть и то и другое. Бытие как идея – это смысл, то есть определяющая сила причины, движущая сила цели, исполняющая и оправдывающая сила предназначения. Отсюда ясно, что "быть" для Платона – значит совпасть с самим собой, с теми невидимыми смысловыми очертаниями эйдоса, которые всегда уже присутствуют в своих воплощениях, делая неизбежной хотя бы пассивную к ним причастность, и осуществить этим действительность взамен возможности или, в других терминах, действенность вместо пассивности.

Бытие как определенность и как источник определимости вообще - таков был вариант Платона. Но тем самым был поставлен вопрос о границах бытия, существующих в силу собственной природы бытия, то есть не как внешняя чуждая стихия, а как необходимое свойство самоопределенности истинно сущего.

Одной, "нижней", границей бытия является материя, второй, "верхней", - сверхбытийное единство. Тема материи раскрыта по крайней мере в четырех планах: "неопределенная двоица"; природа "иного", порождающая многообразие уровней бытия; "беспредельное", противостоящее "пределу"; "пространство", дающее место рождению.

Материя, по Платону, принадлежит к тому элементу универсума, который принципиально алогичен. До материи мы доходим лишь с помощью какого-то "незаконнорожденного умозаключения", ее существование почти невероятно. Тем не менее, Платон дает насыщенное описание "третьего вида" сущего, используя едва ли не все свои изложенные способы иллюстрации: биоэротическую (мать, кормилица), техническую (масса, "как бы сито"), грамматическую ("то", "это"), пространственно-геометрическую (место, пространство) аналогии. Привлекается и строго философский термин - "необходимость". С точки зрения способа постижения материя имеет две характеристики: она "грезится" и "незаконно мыслится".

Бытие вечно находится в самом себе, но так же вечно - в чем-то другом, что и являет мир рождения. Материя оценивается Платоном в качестве начала, заслуживающего имени "это", то есть носителя качеств. Таким образом, "нижний" предел бытия - материя - является необходимым условием самого бытия и причастного бытию становления.

Платон строго соблюдает стабильность собственного смысла "бытия" как первотворения, парадигмы и предела становления телесного мира. На всех уровнях становления воспроизводится последовательность перехода от рождения к бытию, а от него - к благу. Где единство, там так или иначе присутствует бытие; где бытие, там совпадение вещи со своей сущностью, с эйдосом.

Аналогичным образом через бытие вообще дано благо вообще. Вещь, дозревая до статуса бытия, до совпадения с собой, выясняет не только "что" она есть, но и "для чего" она; высшим знанием является знание добра, при котором истина дана не через иное, а через себя.

У Гегеля в основе действительности – Абсолют, который понимается как божественное в его вечной сущности, как истина сама по себе. Идея-в-себе (логика); идея-вне-себя (философия природы); идея-для-себя (философия духа).

Субъективный идеализм - в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью (Беркли, Фихте).

Материя не существует (он не отрицает действительности чувственных вещей), но неких причин звуков/причин цветов и запахов. = Кроме чувственных качеств не существует ничего чувственного, чувственные вещи есть комбинация чувственных качеств (пирог из Матрицы).

Реальность чувственных вещей состоит в том, что они воспринимаются (тепло и холод – лишь ощущения, существующие в нашей душе).

Субъективные идеалисты говорят о том, что мы можем достоверно говорить только о том, что переживается нашими чувствами и сознанием. И нет гарантии, что есть нечто еще, находящееся за пределами сознания = быть значит быть воспринимаемым. Предмет есть до тех пор, пока мы его воспринимаем (Беркли).

В основе физики Ньютона лежит убеждение в простоте устройства мира и его исходных элементов. В основе мира – материя – вещество, которое состоит из физически неделимых мельчайших частиц – атомов, обладающих массой покоя.

Атомы связываются в тела, которые образуют более крупные тела и так вплоть до космических систем. Вещество равномерно распределено во вселенной и пронизывается силами всемирного тяготения.

Пространство и время рассматриваются как абсолютные сущности, не зависимые друг от друга и от других свойств материальной действительности.

Материя объективна, существует вне и независимо от нашего сознания. Рассмотрим отдельно на следующем занятии.

Много определений, в основном негативных: вечен ибо недвижим, нетленен, ибо в нем нет никакой пассивности, простой ибо несложный (не слагается из частей) и прочее.

Главное: в Боге совпадают сущность и существование, Бог – это своя собственная сущность. Заключает в Себе совершенство всякого рода. Бог есть благо всякого блага. В Боге заключена воля; Его воля – Его сущность, а ее главный объект – божественная сущность. Желая самого Себя, Бог хочет также и других вещей, ибо Бог – это конец всех вещей. В Боге воля свободна, Его волевому акту может быть приписано разумное основание, а не причина. В Боге заключены восторг, радость и любовь; Богу неведомо чувство ненависти; Он обладает созерцательной и активной добродетелями; Он счастлив и есть свое собственное счастье. Вещи причастны Богу: иерархия существующего, ступени бытия: ангелы, люди (сущность – разум), животные (сущность – знание), растения (сущность растения – жизнь), неорганическая природа.

Новое время отказалось от метафизики. А вместе с ней и от идеи абсолютного бытия. Истоки – в средневековом номинализме – философском учении, отрицающем онтологическое значение универсалий.

Номинализм оказал огромное влияние на мыслителей 17-18 веков: непосредственно нам дано только содержание нашего сознания, мышления (Беркли, Декарт).

Мир не есть некая сумма многообразных, пребывающих в нем форм существования; он представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого открывается с помощью рефлексии. Возникновение нового типа метафизики: бытие=сознание, бытие стало субъективным.

Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом.

1. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование чего-то, являющего основанием жизни и деятельности людей.

2. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное подлинное бытие.

3. Ослабление идеи существования величественного объективного бытия Абсолюта, Бога, сопровождается переоценкой времени: никто уже не думает о вечности.

5. онтологический нигилизм, задав своеобразный вектор движению европейской истории, привел к господству материализма, и прежде всего – в жизни.

+ разрыв с античным мышлением (совпадение бытия и мышления)= ХХ век – крестовый поход против разума (постмодернистская философия).

Все в мире управляется абсолютной необходимостью. Нет такой вещи как свобода воли в духовном мире, или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, чем они есть.

Два парралельных, но независмых друг от друга мира: мира ума и мира материи, - каждый из которых можно изучать безотносительно к другому.

Детерминизм: все движения материи определялись физическими законами, в силу параллелизма психические явления также должны быть равно детерминированными.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на мировоззрение человека. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т. д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой, и т. д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия между философскими школами – что служит объединяющим началом мироздания.

Платон и Аристотель

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Читайте также: