Супрематизм это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Рождение супрематизм произошло 17 декабря 1915 года на выставке 0,10 в бюро Надежды Добычиной. Там Казимир Малевича выставил 39 своих работ в жанре супрематизм, а чтобы никто не спутал - еще и табличка собственноручно сделанную поставил. Именно от этого момента принято отсчитывать историю супрематизма.

Хотя предпосылки к появлению были и раньше - в 1913 году Казимира Малевича пригласили к оформлению футуристической оперы "Победа над солнцем". Для этой авангардной постановки он придумал костюмы и изготовил декорации. На одной из декораций был размещен квадрат, наполовину черный, наполовину белый - разделенный косой чертой. Он символизировал победу над солнцем.

За свою недолгую жизнь супрематизм успел произвести фурор и привнести в художественный мир главную свою идею - в искусстве беспредметного возможно добиться превосходства одним лишь цветом и формой.

Отличительные черты супрематизма.

Супрематизм является одним из самых узнаваемых направлений в исскустве - его сложно спутать с чем-либо ещё. Но до того, как перечислять основные отличия супрематизма от прочих абстрактных течений, давайте я очень коротко скажу, что в нём особенного.

Чтобы не ругаться на безобразие, которое вы увидите далее, давайте договоримся, что мы уважаем не только классическую живопись, но и стараемся понять, каким образом она трансформировалась в то искусство, что творят и сейчас.

Супрематизм был первым из абстрактных направлений в истории искусства. В его логику вписывались следующие тезисы: примат цвета над содержанием, примат простых форм над предметностью. А теперь к тому, как отличить супрематизм от прочих абстрактных течений.

Все о направлении супрематизм в живописи

Супрематизм – это особое направление авангардного искусства, которое основал художник К. Малевич. Стиль был основан на философской концепции мастера, который считал задачей художника отобразить на полотне сущность искусства, не прибегая при этом к привычным образам. Представители русского супрематизма использовали в работе сильные и яркие конструкции, с помощью которых отражали на полотне свои переживания.

  • Подробное описание стиля
  • Черты
  • История развития
  • Кубизм и супрематизм
  • 10 знаменитых художников
  • 12 самых известных картин

Подробное описание стиля

Супрематизм в искусстве – это новое направление абстракционизма, основоположником которого стал Казимир Малевич. Считается высшей степенью беспредметного и абстрактного искусства, которое выражено в идеальных конструкциях, четких геометрических фигурах, а также объемах и плоскостях.

В традиционном понимании стиль не имеет сюжета, рисунка, пространственной перспективы. Определяющий фактор – открытый цвет и геометрические фигуры.

В работах художников-супрематистов пространство возникает за счет размеров, наклонов и поворотов. Супрематизм Казимира Малевича – это выявление беспредметного в качестве сущности любого из искусств.

Черты

Для картин в стиле супрематизма характерен свой стиль, который невозможно спутать с другим направлением в изобразительном искусстве. В его основе:

  • геометризм;
  • четкое изображение фигур или объектов;
  • яркие оттенки;
  • многоступенчатые композиции;
  • исключение натуральных форм;
  • отсутствие художественной идеи.

По мнению Малевича, венцом идеи супрематизма должны стать светлые геометрические фигуры на светлом фоне.

История развития

В 1915 году Малевич вместе с другими прогрессивными живописцами (Ольга Розанова, Ксения Богуславская, Иван Клюн, Иван Пуни, Михаил Меньков, Николай Суетин, Владимир Татлин) организовали группу художников-супрематистов. Работы в новом стиле представители супрематизма показали публике на одной из выставок футуристов.

На полотнах были изображены разнообразные геометрические фигуры, которые были словно подвешены над белым фоном. Ощущение глубины таких композиций придавало работам множество форм, фигур и цвета, подобранные особым образом. Всего было представлено около 35 картин Малевича.

Понятие супрематизм было впервые использовано в Манифесте к выставке футуристов. Более расширенное описание Манифеста было опубликовано годом позже. Новое направление было наиболее ранним и смелым изменением в абстрактной живописи. Название стиля произошло от убеждений Малевича, который считал, что данный вид изобразительного искусства должен быть выше, чем весь прошлый опыт художников (Supremus – от латинского первенство).

Кубизм и супрематизм

Грани между этими двумя направлениями очень тонкие, границы устанавливает философия этих стилей. Как в супрематизме, так и кубизме применяются различные геометрические фигуры, чтобы в полной мере выразить смысл произведения. С помощью этих фигур мастера передают свое внутреннее мироощущение от происходящих в обществе перемен.

Считается, что супрематизм в живописи – это всегда превосходство и доминантная позиция. Реально существующих предметов и вещей в супрематизме нет, их полностью заменяют геометрические фигуры. Их цвет, размер, форма передают привычные для изобразительного искусства образы и эмоции.

Представители кубизма иначе используют геометрические фигуры. Их применяют в качестве инструмента для передачи реальных образов. Кубизм предполагает некое разделение на фигуры существующих вещей. Характерные черты кубизма – это пространство реальности, тогда как супрематизм – самостоятельный мир, лишенный земных образов и явлений.

10 знаменитых художников

Эль-Лисицкий

К представителям русского и европейского авангарда относят Лазаря Лисицкого. Он преподавал в художественном училище и оформлял книги, используя авангардный стиль. После знакомства с Малевичем увлекся супрематизмом, продолжая работать в этом направлении под псевдонимом Эль.

Иван Клюн

Иван Клюн (Клюнков) – известный художник, скульптор и график, который работал в стиле супрематизм. Был соратником Казимира Малевича. В период обучения его художественные вкусы были традиционными.

Позже Клюн писал в традициях модерна и символизма, далее появились пейзажи, где он работал в импрессионистической манере. Переломным моментом в творчестве стала дружба с Малевичем, который повлиял на вкус художника.

Ольга Розанова

В начале XX века трудно было найти равных Ольге Розановой по уникальности дара. Она искала свой путь, не признавая авторитетов. Познакомившись с Маяковским, Татлиным, Малевичем, она погрузилась в мир нового искусства.

Ей была интересна суть живописи и тайна цвета. Розанову привлекал кубизм, супрематизм. Позже она переосмыслила творчество и предпочла работать с цветом, создав теорию цветописи.

Иван Пуни

Иван Пуни – русский художник-футурист и сценограф. Раннее творчество было посвящено пейзажной живописи, затем он пробовал себя в кубизме, супрематизме и футуризме. Им было изобретено направление леттризм, для которого характерно использование букв.

После эмиграции во Францию, он становится Жаном Пуни. Художник выставлялся в Европе и Америке. Его картины пользовались успехом. Однако историки находят, что полотна, написанные в России – лучшее, что было создано мастером.

Любовь Попова

Любовь Попова наиболее яркий представитель русского авангарда среди художников. Обучалась в Школе рисования и живописи, и несколько работ того времени сохранились. На ее творчество влияли путешествия, знакомство с прогрессивными мастерами.

Продолжительный период Попова работала в направлении советской графики, разрабатывала костюмы и декорации для постановок. Сегодня ее работы признаны примером отечественного андеграунда, которые имеют авторский стиль.

Надежда Удальцова

Работы Надежды Удальцовой отличались оригинальным стилем, выразительными композициями. На ранних этапах творческого пути ее поразили полотна Моне, Руссо, Ван Гога, Ренуара, наполненные яркими красками, уникальными световыми решениями и свободой.

После знакомства с Малевичем ее захватило новое направление – супрематизм. Ее работы характеризовались абстрактной трактовкой образов и смелостью. Удальцова столкнулась с обвинениями в формализме, однако продолжила писать натюрморты, пейзажи, наполненные особым смыслом.

Василий Кандинский

Василий Васильевич Кандинский – французский и русский художник, один из основоположников абстракционизма, теоретик изобразительного искусства. Он выбрал карьеру художника в зрелом возрасте, находясь под впечатлением от выставки импрессионистов. Обучался живописи в частной студии Мюнхена, позже поступил в академию художеств.

Работал над полуабстрактными и реалистическими полотнами, главным образом пейзажами. После революции занимался общественной работой, уделяя время преподавательской деятельности.

Пит Мондриал

Питер Корнелис Мондриан – нидерландский художник, который наравне с К. Малевичем и В. Кандинским положил начало абстракции в изобразительном искусстве. Особенностью его полотен стала духовная составляющая. Он выстраивал линии и цвета на плоской поверхности, пытаясь выразить красоту простым способом.

Настоящее страстью Мондриана была абстракция. Изображение вертикальных и горизонтальных линий он совершал, доверяя лишь своей интуиции. Наиболее известные работы были созданы после Первой мировой войны.

Илья Чашник

Илья Григорьевич Чашник занялся изобразительным искусством в юные годы. Художник проникся философией супрематизма, в своем творчестве экспериментировал с формами и цветами. Вместе с Малевичем занимался разработкой орнаментов в супрематическом стиле.

Как и многих художников его захватила идея космизма в искусстве. После утверждения основных супрем, приверженцы супрематизма приступили к разработке космических супрем.

Александр Родченко

Александр Михайлович Родченко получил образование художественной школе. Он не только выставлял свои работы, но и занимался написанием научных трактатов, фотографией, скульптурой.

Родченко не боялся экспериментировать и спокойно относился к критике. В живописи был сторонником авангардизма, умел выстраивать уникальные композиции из линий, геометрических фигур, работая над пересечениями и отрезками.

12 самых известных картин

Многие художники в начале XX века прониклись идеями и философией супрематизма. Часть известных картин сохранилась до наших дней и представлены в крупных музеях и частных коллекциях.

Казимир Малевич - Чёрный супрематический квадрат

Чёрный супрематический квадрат
Казимир Малевич

Казимир Малевич - Автопортрет

Автопортрет
Казимир Малевич

Супрематизм 65

Казимир Малевич - Супрематизм 65

Супрематизм 65
Казимир Малевич

Художник – Казимир Малевич. Мастер изобразил красный крест, округлую форму черного цвета, оттенки воды, земли и огня. Полотно подтверждает интерес авангардиста к народному искусству. Работа хранится в музее города Харькова.

Ольга Розанова - Зеленая полоса (Цветная живопись)

Зеленая полоса (Цветная живопись)
Ольга Розанова

Первая абстрактная картина, которая вышла за свои рамки. Это фрагмент полосы, не имеющее начала и конца. Художник Ольга Розанова использовала разные оттенки зеленого цвет. Хранится в Ростовском Кремле города Ростова.

Ольга Розанова - Трефовый валет

Трефовый валет
Ольга Розанова

Илья Чашник - Красный круг на чёрной поверхности

Красный круг на чёрной поверхности
Илья Чашник

Картина написана Ильей Чашником в 1925 году. Художник продолжил тему космоса в супрематизме, начатую Казимиром Малевичем. На черном фоне изображение ярко-красного круга, к которому стремится изящная связка супрем. Полотно до сих пор поражает точностью предвидения, ведь работа была закончена задолго до начала освоения космоса.

Иван Клюн - Супрематическая конструкция

Супрематическая конструкция
Иван Клюн

Автором картины является Иван Клюн – яркий представитель супрематизма. При создании полотна он делал упор на форму и цвет. Некоторые элементы картины тесно взаимодействуют друг с другом, остальные изображены довольно самодостаточно. Полотно хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

Иван Пуни - Супрематический состав

Супрематический состав
Иван Пуни

Картина принадлежит кисти Ивана Пуни. Художник создал композицию на синем фоне, на которой не просто геометрические фигуры. Они имеют объем, тени, и словно подвешены в невесомости. Они не соприкасаются друг другом, хотя некоторые перекрываются визуально. Картина находится в Амстердаме.

Александр Родченко - Беспредметная композиция №61

Беспредметная композиция №61
Александр Родченко

Илья Чашник - Седьмое измерение. Супрематический рельеф

Седьмое измерение. Супрематический рельеф
Илья Чашник

Картина относится к раннему периоду творчества Художника Чашника. Он использовал чернила, дерево и картон. Композиция не содержит кругов, квадратов и крестов, поскольку художник стремился к линейной геометрии и гармоничным цветовым решениям. Картина находится в частной коллекции Англии.

Михаил Миньков - Беспредметное

Беспредметное
Михаил Миньков

Художник Михаил Миньков стремился отобразить на своих полотнах не только форму, но и подходящее к ним цветовое решение. Картина создана под впечатлением некоторых работ Малевича. В работе мастер использовал масло, холст. Картина находится в Краснодарском краевом художественном музее.

Автор – Иван Чашник. Композиция составлена из двух фигур – большого черного треугольника, который перечеркнут линиями, и красного квадрата неровной формы. Трактуют картину по-разному. Многие приписывают ей сверхестественную силу. Полотно находится в частной коллекции.

Илья Чашник - Красный квадрат УНОВИС

Красный квадрат УНОВИС
Илья Чашник

Абстрактное искусство открыло совершенно новые горизонты выражения духовной составляющей с помощью цвета и форм. Однако для художника, который работает в этом стиле важно обладать врожденным художественно-эстетическим вкусом, особым восприятием мира, поэтому так мало выдающихся произведений этого направления.

Супрематизм

«Супрематизм устанавливает связи с Землею, но в силу экономических своих построений изменяет всю арх

Супрематизм станет для Малевича центральный изобретением и делом жизни , его идеей фикс или , как кстати поётся в современном поп-хите , его Love Supreme — высшей любовью.

Казимир Северинович Малевич. Купальщик (Бежит купаться)

Казимир Северинович Малевич. Полотеры

Казимир Северинович Малевич. Садовник

Малевич в это время сближается с футуристами , которые в июле 1913 года провозглашают свой Всероссийский съезд. Несмотря на громогласное название , мероприятие более чем камерно проводится на даче композитора и художника Михаила Матюшина в финском поселке Уусикиркко , да и участников всего трое: сам Матюшин , поэт Алексей Крученых и художник Казимир Малевич.

Первый Всероссийский съезд футуристов. Слева направо: Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Круче

Первый Всероссийский съезд футуристов. Слева направо: Михаил Матюшин , Казимир Малевич , Алексей Крученых на даче у Матюшина в Уусикиркко 18 июля 1913 г.

Этот спектакль , который потом лет 70 никто не ставил и с которого во время премьеры расходились разочарованные зрители , содержал , тем не менее , множество вполне революционных находок. Музыкальный ряд Михаила Матюшина , например , включал звуки улицы , шумы , гудки проезжающих автомобилей. Заумь Кручёных и Хлебникова , написавшего к опере пролог , тоже нашла своего читателя. Собственно , и супрематизм — небывалое искусство , которое всеми силами стремится уйти от природных форм в направлении геометрических абстракций — родился здесь. Половиной чёрного квадрата на белом фоне Малевич украсил занавес.

Казимир Северинович Малевич. Забияка

Казимир Северинович Малевич. Эскиз костюма к футуристической опере

Казимир Северинович Малевич. Костюм

Казимир Северинович Малевич. Сценический дизайн для оперы

В июне 1915 года , работая над картиной для футуристической выставки , Малевич , повинуясь неожиданному для себя самого импульсу , закрасил живописную поверхность чёрным.

Казимир Северинович Малевич. Черный супрематический квадрат

В ночь перед открытием выставки Казимир Малевич не спал. Он лично занимался развеской своих супрематических 39-ти картин. Не желал , чтобы кто-то увидел их до намеченного события. Хотел , чтобы произведённое впечатление было сокрушительным , и это ему удалось. Дело было не только в расположении супрематических полотен таким образом , что на фоне более тёмной стены их разноразмерные прямоугольники и квадраты сложились в супрематическую метакомпозицию. В углу , у самого потолка , где никогда не размещают картин , но в крестьянских избах обычно вешается икона

Художник в лице Малевича перестал быть только живописцем — он стал акционистом.

В ходе выставки выяснилось , что беспокойство Малевича было совсем не напрасно и готовился он не зря: его недавние единомышленники-футуристы отнюдь не воспламенились желанием немедленно стройными рядами объединяться под эгидой нового метода. Они вообще отказались признать , что супрематизм — прямой и законный наследник футуризма. Какой-такой супрематизм? Что это вообще такое — супрематизм?!

Супрематизм: откуда взялось название? И как менялся смысл?

Но со временем значение сместилось: супрематизм его создатель с единомышленниками стали трактовать как высший стиль , супер-стиль , стиль , который превосходит все остальные.

Три стадии супрематизма

Казимир Северинович Малевич. Черный квадрат и красный квадрат (Живописный реализм. Мальчик с ранцем. - Красочные массы в четвертом измерении).

Казимир Северинович Малевич. Супрематическая композиция (с синим треугольником и черным прямоугольником)

Казимир Северинович Малевич. Супрематизм. Четырехугольник и круг

Казимир Северинович Малевич. Супрематическая композиция: полет аэроплана

На втором этапе у Малевича появляются более сложные и прихотливые многофигурные композиции с филигранной балансировкой геометрических форм.

Казимир Северинович Малевич. Супремус №56

Казимир Северинович Малевич. Супрематизм

Казимир Северинович Малевич. Супрематизм (Белый крест)

Казимир Северинович Малевич. Супрематизм: белое на белом

Казимир Северинович Малевич. Супрематизм

Супрематизм – в массы!

Казимир Северинович Малевич. Таблица №1. Формула супрематизма 1913 г.

Советская власть в первые годы благоволит авангарду: левое искусство не противоречит левой ( социалистической) идеологии. Казимир Северинович в эти годы необычайно деятелен , и его детище — супрематизм — имеет потенциал стать ведущим искусством молодого государства.

Супрематизм перебазируется в Витебск

Много веков незыблемой оставалась закономерность: мечтаешь , чтобы твоё видение искусства получило всеобщее признание, — отправляйся в столицу. Но у Малевича с супрематизмом вышло наоборот. На два года провинциальный город Витебск сделался полноценной мировой столицей супрематизма.

Жилые дома , магазины , общественные столовые , кофейни , библиотеки в Витебске расписывались или декорировались супрематическими панно. Вывески оформлялись в супрематическом стиле. Вплоть до 1925−26 годов по городу разъезжали супрематические трамваи , этакие передвижные выставки супрематических картин. Был даже супрематический агитпароход. На первомайских демонстрациях жители города несли супрематические знамёна , а их пролетарский быт украшали ткани и посуда в стиле супрематизм.

Направление в абстрактном искусстве, созданное Казимиром Малевичем в 1915-1919 годах. Высшая степень беспредметного и абстрактного искусства, выраженная в идеальных конструкциях из геометрических элементов, в абстрактных сочетаниях геометрических фигур, плоскостей, объемов.

Сюжет, рисунок, пространственная перспектива в традиционном их понимании в супрематизме отсутствуют, а определяющими факторами становятся геометрическая форма и открытый цвет. В супрематических работах пространство возникает за счет контрастов размеров, наклонов и поворотов перекрывающих друг друга форм. Композиционные контрасты придают картинам динамику за счет цветовых, пространственных и геометрических противопоставлений.

Супрематизм сформировался в рамках общего процесса перехода авангардного искусства в беспредметность. Его целью было полное освобождение творчества от изобразительности, доведение художественных приемов до предельного минимума. Малевич считал, что задачей художника нового типа - супрематиста - является выявление беспредметного в качестве сущности любого искусства. Отказавшись от изображения окружающей действительности и даже от любого символического или повествовательного компонента, супрематизм упрощал все до основных форм - квадрата, круга, треугольника, прямой. Фактически, супрематизм представлял собой новую глобальную философию жизни и искусства, переустройство мира на основе геометрических элементов и плоскостей, окрашенных чистым цветом, свободно парящих в белом бесконечном пространстве.

По мнению Малевича, предметное искусство содержит только "образы ощущений". Супрематизм же, как вершина искусства беспредметного, передает "чистые ощущения", постигаемые без участия разума. Искусство, расставшись с миром образов, подошло к бездне, наполненной "волнами беспредметных ощущений" и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. В 1927 году в немецкой Высшей школе изобразительного искусства Баухауз была опубликована книга Малевича "Мир как беспредметность", в которой он подробно излагал свое понимание концепции: "Под Супрематизмом я понимаю примат чистого ощущения в изобразительном искусстве. С точки зрения супрематиста, явления предметной природы как таковые не имеют значения; существенным является лишь чувство как таковое, совершенно независимо от окружения, в котором оно было вызвано". Философию и цель супрематизма он видел в "выводе искусства к самому себе, т.е. искусству как таковому, не рассматривающему мир, но ощущающему, не к осознанию и осязанию мира, но к чувствованию и ощущению".

Художественным манифестом и символом супрематизма стала картина "Черный квадрат" (1915). Малевич в черном квадрате на белом фоне видел некий нуль форм, первоэлемент мира и бытия, с помощью которого он получил возможность выражать самые разные ощущения: покоя, динамики, мистических переживаний. "Черный квадрат" был частью триптиха, куда также входили "Черный крест" и "Черный круг".

Целый цикл супрематических работ был впервые представлен публике в 1915 году на "Последней футуристической выставке картин "0,10" в Петрограде. Помимо Малевича в ней участвовали В. Татлин, Н. Пуни, Л. Попова, О. Розанова и др. Название выставки говорило о том, что импульс супрематизму был дан футуризмом и экспериментами художников в этом стиле. Самая идея "Черного квадрата" пришла к Малевичу во время работы над оформлением футуристической оперы М. Матюшина "Победа над солнцем" в 1913 году. Декорации, созданные Малевичем, уже содержали многие элементы супрематической формы.

Внешняя простота и примитивизм форм супрематизма требовали объяснения, теоретического обоснования метода, которым стали статьи Малевича "От кубизма и футуризма к супрематизму" (1915), "Супрематизм" (1919), "Супрематизм. 34 рисунка" (1920) и др. Первая редакция статьи "От кубизма и футуризма к супрематизму" вышла еще до выставки "О,10", заявляя, что "квадрат - первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры", а "творчество лишь там, где в картинах является форма, не берущая ничего созданного уже в натуре".

В 1915 году Малевич и его соратники (А. Крученых, В. Хлебников, Л. Попова, О. Розанова, А. Экстер и др.) организовали общество "Супремус", целью которого было распространение идей супрематизма.

В статье "Супрематизм", Малевич, оглядываясь назад на несколько лет существования этого стиля в живописи, намечал в нем 3 этапа по числу квадратов:

- черный супрематизм - супрематизм знаков (квадрат, круг, крест)

- цветной супрематизм - свободно парящие раскрашенные плоскости

- белый супрематизм - распыление цвета и формы в безграничном белом пространстве

В 1918 году Малевич создал серию полотен "Белое на белом", полностью отказавшись от цвета, сводя все к полному "нулю" и абсолютной беспредметности. Этим он поставил точку в своих живописных и плоскостных экспериментах, перенеся их в трехмерное пространство.

В 1919 году в Витебске, на базе художественно-практического института, где тогда преподавал К. Малевич, возникло общество УНОВИС ("Утвердители нового искусства"), занимавшееся дальнейшей разработкой принципов супрематизма. В него входили Л. Лисицкий, Н. Суетин, И. Чашник, Л. Хидекель и др. Просуществовав только до 1922 года, оно во многом повлияло на дальнейшее творчество этих художников и выход супрематизма в предметно-пространственную среду. Ученики Малевича развивали его идеи, осуществляя их не только в живописи, но и дизайне, архитектуре, полиграфии, текстиле, фарфоре.

Начиная с 1923 года Малевич работал над созданием "архитектонов" и "планит" - супрематических архитектурных моделей, оказавших огромное влияние на современную архитектуру, в частности на творчество таких архитекторов как Лазарь Хидекель и Заха Хадид.

Читайте также: