Истоки древнерусской культуры кратко

Обновлено: 28.06.2024

Древнерусская культура восходит корнями к моменту образования государства и проходит свой путь вплоть до татаро-монгольского нашествия. Культура Древней Руси развивалась в период с X по XIII в. и была напрямую связана с социальной, политической и экономической ситуацией в обществе.

Главная характеристика данного этапа развития государства – это земледелие, обусловившее неторопливое развитие культуры в целом. Вместе с тем главная роль в видении мира принадлежала христианству, которое активно развивалось в государстве на тот момент. Все творения приписывались Божьим заслугам, а любая деятельность творческих людей пропадала в тени религии.

Выделяют два этапа развития культуры Древней Руси, которые появились в разные периоды ее становления:

  • Культура Киевской Руси в XI веке
  • Первая половина XII – начало XIII века, период феодальной раздробленности

Первоначально древнерусская культура развивалась достаточно быстро, в связи с чем Русь именовалась одним из самых развитых государств. Об этом говорят два источника, послужившие данной тенденции процветания культуры:

  • Язычество, считавшееся первой восточнославянской культурой, оказавшей влияние на развитие всей культуры Средних веков.
  • Византийская культура, которая формировалась в условиях христианства.

После того, как в 988 г. Русь стала христианской, и религия стала одним столпов на которых держится государство, активное развитие получили философия, литература, зодчество, язык, образование и политика. После принятия христианства и при проведении новых реформ начали появляться школы и библиотеки, которые повлияли на рост грамотности населения.

В X веке Кирилл и Мефодий, которые были двумя православными монахами, придумали первый русский алфавит, что позволило распространить образование не только в высшем обществе, коим являлись духовенство, князья и знать, но и сделать его доступным для всех остальных – купцов, ремесленников, пользовавшихся им в быту.

Литература Древней Руси

Исторически развитие литературы в Древней Руси принято делить на два этапа:

  • В IX-XII вв. литература активно развивалась вместе с объединением двух ключевых городов – Новгорода и Киева в качестве неотъемлемой части культуры государства Древней Руси
  • По мере того как развивались другие древнерусские центры (Суздаль, Смоленск, Владимир) в литературу начали вносить изменения, в ней появлялись иные особенности, обычаи и течения.

Больше влияние на развитие литературы Древней Руси оказали религиозные тексты, которые переводили и переписывали с греческого и латыни. Авторы Древней Руси придерживались только христианской трактовки своих мыслей, т.к. религиозное мировоззрение доминировало на этой территории.

Все книги писали на пергаменте от руки, владеть ими могли лишь состоятельные слои общества.

Важной частью древнерусской культуры были фольклор и устная поэзия, благодаря которым информация в обществе передавалась из поколения в поколение.

Архитектура Древней Руси

Архитектурное искусство также получило большой импульс во времена возникновения христианства. Каменные здания сменили деревянные постройки. Создавали их не только греческие мастера, но и русские. Все здания старались строить в однообразной стилистике. Постепенно росло число храмов, церквей и соборов.

Живопись Древней Руси

Религия также оказала значительное влияние на искусство живописи. Так, в X веке на Руси появился новый жанр, перенятый у Византии – иконопись. Иконы писали на деревянных досках с помощью натуральных красок. Обычно изображали Богоматерь, Иисуса и разнообразных святых.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная Россия – страна с высокоразвитой культурой и искусством – живопись, ваяние, музыка, литература, архитектура, балет, опера … И все эти успехи зарождались и развивались в течение веков, всего исторического развития нашего народа. Не зная истории развития нашего государства, невозможно понять идею, характер действующих лиц, задумку автора.

Культура - единое историческое целое со своими традициями и новациями. Необходимо перенять всё лучшее из этой тысячелетней истории народа, создать на основе этой истории фундамент, а потом построить современное произведение культуры. Так делали и наши предки. Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, незнакомой до Х века культуры Византии и соседних народов, развивалась, преображалась, дополнялась русскими народными мотивами и событиями, делая произведение понятным и близким.

Мы живем в современном мире, когда материальное благо возвышается над духовным. Многие поверхностно знают историю своего народа, безразлично относятся к красоте и культуре России, в жизни исчезают предметы народного быта, ослабевает связь с народным творчеством. Необходимо воспитывать в себе интерес к жизни нашего народа в разные исторические времена, к истокам культуры; расширять знания о народных ремеслах, традициях.

Культура народа, произведения всех видов искусства – это тот фундамент, на основе которого в человеке рождается и развивается патриотизм, любовь к своей Родине. Это основная мысль моего исследовательского проекта.

В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

Собрать и обобщить информацию об истории Древней Руси, о развитии древнерусской культуры до крещения Руси и после принятия христианства.

Расширить кругозор об истории развития культуры родной страны, провести анкетирование, сделать выводы.

Защитить исследовательский проект.

Если учащиеся начальной школы недостаточно знают прошлого нашей страны, то пробуждение интереса и совместная работа по этой теме позволит лучше понять настоящее и предвидеть будущее в развитии культуры народа.

Объект исследования:
- литература о быте, традициях, культуре, религии восточных славян в Древней Руси, летописи;

- экскурсия в краеведческий музей, посещение соборов и храмов;

При организации исследовательской работы пройдены следующие этапы:

- Поисково-теоретический (анализ литературы и других источников информации);

- Список информационных источников.

Выбор интересной и полезной темы.

Поиск вариантов разрешения поставленной проблемы.

Сбор необходимого материала.

Анализ полученных данных, обобщение.

Продумывания алгоритма действий.

Создание презентации по выбранной теме и защита проекта.

1. Быт, культура и религия восточных славян Древней Руси.

Славяне – это огромная группа народов, занимающая обширные территории в Европе и Азии. К ним относятся поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты, русские, украинцы, белорусы и другие (Приложение 1, рис 1). У каждой из этих этнических групп своя история и своя культура. Славянские племена (кривичи, северяне, вятичи, радимичи, поляне, древляне…) постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли.

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века.

Жили люди просто, занимались в основном земледелием, скотоводством, а в лесных зонах охотой и собирательством плодов природы, охотой, рыбной ловлей. Для защиты от неприятеля и для более успешного ведения своей деятельности они создавали разрозненные общины, все важные дела в которых решал совет старейшин или вече.

Для создания любых построек люди, особенно те, кто жил в лесной полосе, использовали дерево. Искусный и талантливый русский народ создавал уникальные по художественному замыслу детали деревянных домов, резные наличники, похожие на тонкие кружева, украшал замысловатыми узорами коньки крыш, ставни. Сюжеты брались из российского эпоса или тесно переплетались с представлениями людей о природе и природных явлениях (Приложение 1, рис. 2).

На территории русских княжеств большинство населения считалось язычниками. Славяне верили в вечность и равновесие между двумя высшими началами. Наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, они жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и природных явлений - бог Солнца Даждь-бог, бог Грома и Молнии Перун, бог ветра Стрибог и другим (Приложение 1, рис. 3).

Одним из самых любимых и почитаемых считался славянский бог Солнца Даждьбог (Приложение 1, рис. 4). Его имя обозначает "дающий бог". Славяне представляли, что их бог Солнца необычайно красив и светел. Его взгляд был полон искренности и не терпел лжи; солнечные волосы спадали с могучего плеча; голубые, глубокие, словно озера, глаза, делали его идеальным в понимании славян. Они верили, что сын Неба дарит отблесками своего щита тепло людям, освещает поля, реки, леса и заботится о животных.

Культура славян включала в себя устные повествования, легенды и былины, передававшиеся из уст в уста. Часто их пели специальные певцы-гусляры или рассказчики, повествовавшие нараспев. Письменности у славян не было до принятия новой веры.

2. Княжение Владимира. Крещение Руси.

Желая поближе познакомиться с разными религиями, князь отправил послов в Византию, Рим, к хазарам и булгарам на Волге. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Их участь разделило и католическое вероучение.

Чтобы в дальнейшем государство процветало, необходимо было сотрудничество со своим могущественным соседом – Византией. Князь Владимир принял решение – крестить Русь, что позволило бы идейно объединить все земли. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство в 988 году. На самом деле к тому моменту многие славяне уже прониклись Христианством благодаря купцам и воинам, бывавшим на Руси. Оставалось лишь сделать официальный шаг – закрепить религию на государственном уровне.

Крещение Руси – это событие, которое повлияло на развитие культуры всех восточных славян.

3. Развитие древнерусской культуры и искусства после принятия христианства.

Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, доселе незнакомой культуры, начинает меняться и преображаться. Для проведения христианских богослужений стали возводить храмы. В храмах всегда присутствует живопись. Зарождается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народа (Приложение 1, рис. 5).

Для ведения церковных служб нужны были церковные книги. Все это требовало новых знаний и новых технологий. Древнерусская культура начала развиваться сразу по многим направлениям. В городах приступили к строительству храмов. Некоторые из них возводились по-старинке, из дерева, но под руководством греческих мастеров русские зодчие научились искусству возводить строения из камня. Ярким примером тому являются Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве (Приложение 1, рис. 6), Софийский собор в Новгороде (Приложение 1, рис. 7), Троицкий в Пскове и многие другие.

Зарождается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народа.

Одновременно с возведением каменных храмов стало развиваться строительство из камня стен, дворцов и домов знати. Теперь уникальные узоры и резьба выполнялись по камню, но были так же искусны и необычайно красивы, как до этого по дереву.

Одновременно с архитектурой и богословием развивались письменность и книгопечатание. Считается, что письменность на Руси появилась с утверждением христианства, когда два брата, Кирилл и Мифодий, прибывшие из Салоник, создали азбуку, на которой писались первые церковные книги (Приложение 1, рис.9).

На русский язык переводится много греческих книг, еврейские и сирийские тексты.

К середине X в. относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, вершины устного народного творчества. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом Древнерусской культуры. Главная тема былин – борьба народа в образах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи величия и единства Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев — богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса.

Помимо литературы, зодчества и церковной живописи, новое направление в развитии получили все ремесла. Ювелиры создают уникальные по красоте и сложности украшения, гончары посуду, которую украшают интересными орнаментами, развивается русский фольклор.

Отличительной чертой культуры Руси является то, что, почерпнув новые знания и новые формы в искусстве разных народов, русский народ не отступил от своих традиций, тем самым внося и в зодчество, и в роспись, и в музыку, и во все ремесла свой неповторимый славянский колорит. Крещение Руси имело колоссальные последствия, именно оно позволило сделать огромный шаг вперед в культурном и социальном развитии государства.

Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей, своими героями и мастерами, своей страной.

Однако в программе начальных классов изучению Древней Руси, ее культуры отводится очень мало времени. Я надеюсь, что моя работа помогла ребятам глубже познакомиться с историей своего народа, его культурой; привлекла интерес ребят к жизни нашего народа в разные исторические времена; расширила знания о народных ремеслах, традициях.

Работа по проекту обогатила мой багаж исторических знаний, я научился устанавливать и прослеживать причинно-следственные связи в событиях прошлого, настоящего и будущего, я узнал о памятниках старины и поделился этими знаниями с одноклассниками, прочувствовал гамму патриотических чувств и испытал желание рассказать о них.

Изучив небольшой период истории нашего народа, познакомившись с бытом, верой, культурой наших далёких предков в Древней Руси, я заинтересовался историей, как наукой, и мне стали понятны слова Л.Л.Любимова :

Исходя из вышеизложенного, я могу сказать, что задачи, поставленные передо мной, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. Работа по проекту требует дальнейшего продолжения, и я намерен углубиться в выбранную тему.

1. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки.
М.: Изд-во МГУ, 1984

2. Истомин С.В. Энциклопедия : Я познаю Мир

3. Платонов С.В. Русская История

4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С.24

5.Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука, 2000. - 560 с.

Рис. 1. Карта расселения восточных славян в древности

Рис. 2. Деревянные дома и постройки жителей Древней Руси

Рис. 3. Поклонение богам природы

Рис. 4. Славянский бог Солнца Даждьбог.

Рис 5. Портрет-икона князя Владимира, крестившего Русь.

Рис.6. Софийский собор в Киеве

Рис.7. Софийский собор в Новгороде

Рис. 8. Преподобный Нестор Летописец

Рис. 9. Святые Кирилл и Мефодий

Как вы понимаете значение слова КУЛЬТУРА?

Каким словом объединялись народности восточной Европы во времена Древней Руси?

Назовите богов, в которых веровали древние славяне?

Какие произведения устного народного творчества, какие имена героев из далёкого прошлого нашего народа дошли до нас?

В каком веке Древняя Русь стала формироваться как государство? С какими событиями это связано?

Назовите имя князя, крестившего Русь, принёсшего христианство народам Древней Руси?

Кто является автором русской азбуки?

Какие ремёсла были развиты в Древней Руси?

Народности восточной Европы во времена Древней Руси объединены словом СЛАВЯНЕ. Славяне – наши предки.

Славяне, наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и природных явлений - Бог Солнца - Даждьбог, Бог Грома и Молнии – Перун, Бог Ветра – Стрибог, Бог Домашнего очага – Велес…

Именно в Древней Руси зародились сказки о лисе, волке, Бабе-Яге, Змее Горыныче. Возникли сюжеты былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче и т.д. До нас дошли загадки, пословицы, народные праздники – Масленица, Колядки, Иван Купала, обряды, гадания и предания,…

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века после Крещения Руси и принятия вместо языческой веры христианства.

Князь Владимир хотел, чтобы его государство процветало, ему необходимо было сотрудничество с могущественным соседом – Византией. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство в 988 г.

Во второй половине IX в. монахи Кирилл и Мефодий создали алфавит (глаголицу), который вскоре был переработан ими. Так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор.

На Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла:
- была освоена сложнейшая техника обработки металла;
- кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи;

- оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д.
- ювелирное искусство (кольца, браслеты, кресты, перстни)
- украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен;
- научились делать стеклянные украшения;
- овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

Анализ итогов проведённой викторины:

1.Расставьте в цитате Виссариона Григорьевича Белинского слова НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЛОЕв нужном порядке:

2.Как вы понимаете значение слова КУЛЬТУРА?

3. Каким словом объединялись народности восточной Европы во времена Древней Руси?

4. Назовите богов, в которых веровали древние славяне?

5. Какие произведения устного народного творчества, какие имена героев из далёкого прошлого нашего народа дошли до нас?

6. В каком веке Древняя Русь стала формироваться как государство? С какими событиями это связано?

7. Назовите имя князя, крестившего Русь, принёсшего христианство народам Древней Руси?

Славяне – это огромная группа народов, занимающая обширные территории в Европе и Азии. К ним относятся поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты, русские, украинцы, белорусы и другие. У каждой из этих этнических групп своя история и своя культура. В данной статье речь пойдет о культуре восточных славян, русских, белорусах и украинцах.

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века. Это были неординарные и сложные годы. Славяне, наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и явлений, таким как бог Солнца Даждь-бог, бог Грома и Молнии Перун, бог ветра Стрибог и другим. Жили люди просто, занимались в основном земледелием, скотоводством, а в лесных зонах охотой и собирательством. Для защиты от неприятеля и для более успешного ведения своей деятельности они создавали разрозненные общины, все важные дела в которых решал совет старейшин или вече.

Для создания любых построек люди, особенно те, кто жил в лесной полосе, использовали дерево. Надо сказать, что искусный и талантливый русский народ создавал уникальные по художественному замыслу детали деревянных домов, резные наличники, похожие на тонкие кружева, украшал замысловатыми узорами коньки крыш, ставни. Сюжеты брались из российского эпоса или тесно переплетались с представлениями людей о природе и природных явлениях. Культура славян включала в себя устные повествования, легенды и былины, передававшиеся из уст в уста. Часто их пели специальные певцы-гусляры или рассказчики, повествовавшие нараспев. Письменности, по одним источникам, у славян не было, существовало только узелковое письмо. Но другие источники утверждают, что письменность все же была. Основывалась она на древнегреческом алфавите, и именно на нем была записана знаменитая Велесова книга. Спор о подлинности этого культурного памятника не утихает до сих пор, но как бы там ни было, книга существовала. Интересны также религиозные обряды славян, включающие и песнопения, и хороводы, и различные жертвоприношения своим богам, вплоть до человеческих. Вот такой фундамент имела под собой древнерусская культура.

Ко второй половине 9 века в жизни славян начали проходить кардинальные перемены. Смерть князя Святослава послужила началом борьбы за власть между его сыновьями. Олег погибает от руки родного брата Ярополка, которого, в свою очередь, убивает незаконнорожденный Владимир. Став единовластным правителем, он стремится завоевать любовь народа и прекратить междоусобицы, укрепив тем самым древнерусское государство. Воспитывавшийся на догмах язычества, Владимир сперва свято следует этой религии, возводит на киевском капище целый пантеон привычных и почитаемых с детства богов, даже узаконивает человеческие жертвоприношения.

Такая политика абсолютно не устраивает сильную по тем временам Византию, которая уже давно покончила с первородными богами и перешла к христианству. Владимиру, чтобы в дальнейшем его государство процветало, как воздух необходимо сотрудничество со своим могущественным соседом. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство. Этот этап стал переломным. Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, доселе незнакомой культуры, начинает меняться и преображаться.

Изменения затронули абсолютно все сферы. В христианстве богослужения под открытым небом не происходят, для этого возводятся храмы. В храмах всегда присутствует живопись. Для ведения церковных служб нужны различные церковные книги. Все это требовало новых знаний и новых технологий. Древнерусская культура начала развиваться сразу по многим направлениям. В городах приступили к строительству храмов. Некоторые из них возводились по-старинке, из дерева, но под руководством греческих мастеров русские зодчие учатся искусству возводить строения из камня. Ярким примером тому являются Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Троицкий в Пскове и многие другие. Осваивается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народаа. Одновременно с возведением каменных храмов стало развиваться строительство из камня стен, дворцов и домов знати. Теперь уникальные узоры и резьба выполнялись по камню, но были так же искусны и необычайно красивы, как до этого по дереву.

Помимо литературы, зодчества и церковной живописи, новое направление в развитии получили все ремесла. Ювелиры создают уникальные по красоте и сложности украшения, гончары посуду, которую украшают интересными орнаментами, развивается русский фольклор.

Отличительной чертой культуры Руси является то, что, почерпнув новые знания и новые формы в искусстве, русский народ не отступил от своих традиций, тем самым внося и в зодчество, и в роспись, и в музыку, и во все ремесла свой неповторимый колорит.


Традиционная история древнерусской культуры включает два больших периода – языческий и христианский. Это обусловлено тем влиянием, которое оказало принятие христианства на все дальнейшее развитие русского государства. По причине малого количества информации о периоде, предшествовавшем началу правления княжеской династии Рюриковичей, ученым довольно сложно делать выводы об общественном укладе, обычаях и быте наших предков. Однако существуют отдельные письменные свидетельства, результаты археологических раскопок и дошедшие до нашего времени остатки фольклора, верований и легенд соседних народов, которые берутся в качестве основы для описания языческого периода древнерусской культуры.

Происхождение славян

Самой большой загадкой истории является происхождение древних славян. Никаких точных источников не существует, поэтому рассматриваются самые невероятные теории, например происхождение славян от скифов. Летописец Нестор упоминал, что славяне жили от Днепра, Дуная и Буга (где были расположены их города) до самого моря. Эта территория греками называлась Древней Скифией.

Однако культура древнерусской Руси серьезно отличалась от скифской. Именно это позволяет историкам реконструировать события, датированные VII-VI вв. до нашей эры, которые говорят о разорении скифами древнеславянских поселений в бассейне Буга, а также об активной торговле между славянами и скифами.

Крупные славянские города известны с III-VII вв. Именно с третьего века начинает свое исчисление дохристианский период развития древнерусской культуры. Города строились вдоль рек. Самые известные из них Смоленск, Киев, Новгород. В них процветало ремесленничество, которое стимулировало торговлю. Реки использовались славянами как торговые пути. По Днепру проходили маршруты, позволявшие торговать с греками. Вывозились мед, воск, меха в обмен на предметы роскоши.

Древнеславянские боги

Согласно летописям, младший сын Святослава Владимир построил в Киеве жертвенник языческим богам, где приносил жертвы Перуну, богу молний.

Бог грома и молний Перун

В 1975 году этот храм был раскопан. Он имел несколько оснований для размещения деревянных идолов разного размера. Отдельно находилось самое большое основание – для жертвенного огня. Это подтверждает, что восточные славяне были огнепоклонниками и монотеистами. Их функциональные боги находились во втором ряду иерархической структуры. Богам второго порядка подчинялись сущности более низкого порядка, например Берегиня, которая управляла домовым, банным, овинником.

Древнеславянские боги были функциональными, каждый имел свою специализацию. Вот некоторые:

Фольклор дохристианского периода

Значительное место в древнерусском фольклоре занимали обрядовая и календарная поэзии (заклинания, песни, заговоры, песни для тризны, пиров, предсвадебных обрядов, мифологические сказания).

Основное влияние на фольклор древних славян оказали мифы, которые повествовали о происхождении мира, животных и растений, человека. В мифах существовали чудесные животные – огненные змеи, крылатые кони, вещие вороны. Отдельной частью фольклора были обрядовые песни обращения к стихиям с просьбой о урожае.

Большую часть фольклора составляли предания, сказки, пословицы и загадки. У древних славян были и музыкальные инструменты – гусли, дуды, свирели.

В языческом периоде древнерусской культуры основной частью всех фольклорных произведений был человек и его отношения с мирами явным, неявным и божественным. Известные ныне славянские сказки отражают братские взаимоотношения с миром животных – Лисичка-сестричка, Волчик-братик, а к медведю (одной из ипостасей Велеса) относились с особенным уважением.

Архитектура, зодчество

Особенностью древнерусской архитектуры является то, что ввиду фактического отсутствия социальных различий между знатью и простыми людьми выделить различия в постройках сложно. Основные сооружения, снабженные фундаментами, чаще всего принадлежали храмовым языческим комплексам и были выполнены из камня, так как дерево для огненных жертвоприношений подходило плохо.

Культовые обряды древних руссов

Что касается жилищ, то они могли быть глинобитные, каменные или деревянные. Из-за низкой устойчивости к пожарам мало сохранилось построек собственно дохристианского цикла восточнославянской истории. Например, Киев сжигался много раз полностью. Дошедшие до нашего времени отдельные постройки свидетельствуют о развитости резьбы по дереву, росписи на камне и глине и высоком уровне искусства в изготовлении домашней утвари. В южных районах поселений восточных славян постройки возводились из глины и камня, в северных – из дерева.

Народный костюм, особенности быта

Женская одежда Древней Руси

"Велесова книга"

О языческом периоде древнерусской культуры мало сохранилось достоверных источников, а также характеризующих быт предметов утвари, поскольку христианизация сопровождалась нещадным уничтожением языческих культов, верований и письменных свидетельств. Достоверно не выяснено, имелась ли у наших предков письменность. Вполне возможно, что все письменные источники, ввиду изготовления их из горючих материалов, были просто уничтожены временем. Стоит упомянуть о спорном свидетельстве наличия у древних славян письменности – "Велесовой книге". К сожалению, в пожаре Второй мировой войны затерялся первоисточник, а сохранились только варианты перевода, к которым официальная история относится с недоверием. Если оригинал все-таки будет найден, то это станет свидетельством наличия у древних славян сложной рунической письменности.

Древнерусская дохристианская культура кратко

Историки, занимающиеся языческим периодом Древней Руси, отмечают несколько характерных черт древнерусской культуры :

  1. Демократические, братские взаимоотношения с богами влияли и на общественный уклад.
  2. Верования древних славян были довольно сложной иерархической структурой, поэтому христианский монотеизм оказался понятнее и проще для принятия.
  3. Язычество древних славян носило огнепоклоннический характер.
  4. В обществе древних славян не существовало имущественных различий, оно управлялось старейшинами родов, выбираемых людом.
  5. Славянские племена имели свойственные их территории проживания культурные и религиозные особенности.
  6. У наших предков не существовало касты религиозных служителей культа.
  7. Достоверность наличия или отсутствия у древних славян письменности не установлена, но если эта письменность существовала, то была довольно сложной (по сравнению с кириллицей).

Древнерусская культура дохристианского периода ожидала принятие христианства и была подготовлена к такому шагу всем предшествующим развитием. Проникновение письменности в культуру Древней Руси произошло гораздо раньше принятия христианства, что подготовило разные слои общества к христианизации.

Крещение Руси

Принятие христианства на Руси

Древнерусская культура принятие христианства переживала в течение более семи веков. Об этом периоде написаны тысячи научных исследований отечественных и зарубежных ученых. Традиционно история высказывается позитивно в отношении принятия Древней Русью христианства, объясняя необходимость такого шага и положительные последствия для развития общественных и культурных отношений, а также формирования межгосударственных связей.

Объединение славянских племен, происходившее в VII-IX веках, привело к образованию централизованного государства с воцарением в стольном граде Киеве на долгий период одной династии головных правителей – потомков первого князя Рюрика. В этот же период бурно развиваются торговые и культурные связи Киевского государства с другими странами, многие из которых уже приняли христианство или другую монотеистическую религию. Религиозные миссионеры того времени активно посещают Киев и характеризуют существовавшие там языческие обычаи нелицеприятно, что сказывается на официальных позициях древнерусского государства и органа его управления в мире.

Кроме того, ввиду развития торговых связей начинается активное расслоение общества на богатых и бедных. Возникающее неравенство быстро нарастало и вызывало внутренние недовольства в государстве. Древнерусские князья рано поняли необходимость принятия более простой религии, которая уравнивала бы права бедных и богатых на духовном уровне, а не на общественном, а также являлась бы средством укрепления государственной власти, объединяя паству перед князем, объявляемым божьим помазанником.

Процесс христианизации Руси начался с княгини Ольги, а завершился в период правления ее внука Владимира.

Крещение княгини Ольги в Византии

Ускорению процесса христианизации Руси послужило повсеместное распространение православной письменности. Ввиду простоты освоения, азбука Кирилла и Мефодия вошла в быт древнерусских общин вместе с религиозными учениями и христианской моралью византийского происхождения. Параллельно в Киеве долгое время существовали одновременно языческие жертвенники и православные храмы, что говорило о высокой толерантности древних славян к разным вероисповеданиям. Это оказало свое влияние на древнерусскую культуру.

Итоговые предпосылки христианизации:

  • Процесс классового расслоения общества, вызванный установлением активных торговых отношений, нарушал многовековое равновесие, что провоцировало междоусобицу внутри общества и между племенами.
  • Централизация власти требовала постоянного укрепления устоев власти не только силовым, но и духовным путем.
  • Принятие христианского православия было частью торга между Византийской империей и Киевом, в процессе которого каждая из сторон получала определенные выгоды.
  • Получение простой письменности позволило в короткие сроки информировать население о принципах другой религии, поэтому процесс христианизации на первом этапе был быстрым и эффективным.
  • Христианство было более простой религией, легче понимаемой и объясняемой.

Обогатившись народными традициями языческого периода, христианство получило специфическое развитие и характеризовалось двойственностью – одновременной верой в богов языческих и ведением служб православных.

О том, как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру, написано много исторических трудов, которые характеризуют одновременный быстрый рост в различных направлениях культуры - письменности, строительстве, обработке тканей, художественном промысле, книжном деле, искусстве обработки камней, иконописи. Большое развитие получил процесс просвещения. Управление этим процессом взяла на себя княжеская династия, открывая школы, библиотеки, покупая книги.

О том, как повлияло христианство на древнерусскую культуру, можно сделать вывод, сравнивая оформление языческих служб и православных. Проведение христианских служб требовало соблюдения принятых этой религией канонов, поэтому начинается строительство православных храмов. В связи с этим перенимаются технологии такого строительства и методы украшения построек. На первых порах храмы строились деревянными. Подобные церкви первого периода христианизации существуют в разных уголках прежней территории Киевской Руси и характеризуют культуру древнерусской дохристианской Руси.

Многокупольная православная церковь (Древнерусское зодчество)

Потом начинается возведение больших каменных построек – не только храмов, но и дворцовых палат, для чего приглашались опытные мастера и перенимались технологии изготовления необходимого материала. Примером технологического и культурного прогресса стала Византийская империя. Вместе с православием, наши предки познакомились с методикой храмовой живописи, искусством фрески и мозаики, иконописи и духовного пения.

Христианизация Руси имеет три периода:

  1. Возникновение Христианства – с VII по X вв.
  2. Становление христианства государственной религией – X-XI вв.
  3. Завершительный этап установления христианства – XII-XIII вв.

Развитие древнерусской культуры происходило под влиянием традиций более развитой Византии, ставшей положительным примером как общественного уклада, так и могущества государственного. Но собственные богатые культурные традиции дохристианского периода серьезно влияли на трансформацию полученных знаний, культурного опыта и особенностей общественного развития, рождая самобытный стиль всех культурных направлений.

Древнерусская христианская архитектура

О том, как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру, можно сделать выводы, сравнивая языческие и христианские постройки. В начале XI века было построено большое количество православных храмов, каждый их которых отличался неповторимым стилем, рожденным в недрах синкретического сознания мастеров. Однако и самобытность древнерусской культуры и искусства заслуживают внимания и уважения. Она выражалась в строительстве многокупольных храмовых комплексов, общей пирамидальности стиля построек. Самым первым храмом в Киеве стала Десятинная церковь, которая имела три купола. Далее началось возведение многокупольных соборов и храмов, быстро воздвигающихся во всех городах Древней Руси:

- Софийский собор (Киев);

- Михайловский собор с золотыми куполами (Киев);

- Успенская церковь (Чернигов);

- Киево-Печерская Лавра (Киев).

Древнерусская архитектура удачно соединила в себе византийский и романтический стили.

К сожалению, до наших дней дошли не все постройки начального периода христианизации Руси. Например, на западных землях славян (княжество Галицко-Волынское) православные храмы в XIII–XV веках активно уничтожались католической церковью, поэтому об особенностях построек можно узнать только из литературных описаний.

По заказу новгородских князей в XII веке были построены соборы в Юрьевом монастыре. Самый удивительным из них можно назвать Георгиевский собор (1119), имеющий трехглавую асимметричную композицию, повернутую к западу, что нетипично для православных храмов. Собор построен из каменных блоков и кирпича. Зодчим был мастер Петр.

Иконопись, живопись, фресковая роспись

Наиболее популярным образом у наших предков была Богоматерь. Первую икону с ее изображением Владимиру подарили византийцы.

Икона Владимирской Богоматери

Далее иконы писались в монастырях безызвестными мастерами. Великолепным примером монументального искусства является изображение Богоматери Оранты в Софийском соборе в Киеве. Первые евангельские книги оформлялись полностью вручную и украшались миниатюрами, заставками, орнаментами, в которых проступали черты языческой культуры.

Особенностью древнерусской культуры после принятия христианства в живописи является жизнерадостность и использование позитивных декораций в оформлении храмов, что разительно отличалось от канонической византийской школы. Росписи соборов также имели разные техники, что объяснялось искусством сформировавшихся различных школ внутри древнерусского государства: веселые и пышно оформленные храмы восточных земель контрастируют со сдержанной росписью северных.

Как повлияло на древнерусскую культуру византийское искусство

Благодаря византийской школе, древнерусские мастера научились получать стекло и керамику. Женские предметы украшений того периода и домашняя утварь отделывались тонкой резьбой и витиевато расписывались. Основные направления прикладного искусства в то время:

  • Гравировка.
  • Резьба по дереву.
  • Вышивание золотом.
  • Производство оружия и доспехов.

Славились мастерством новгородские оружейники, имевшие новые технологии для производства более прочного и гибкого холодного оружия, а также мастера по кости, стеклу и дереву.

Литература

Основным типом литературного творчества в древнерусской культуре и искусстве стало написание летописей. Этим занимались самые образованные и ответственные люди, выражавшие идеи и интересы княжеских ветвей. Летописи составлялись киевскими, полоцкими, новгородскими писцами.

Историческое писание, начатое в 997 году, продолжилось монахом Нестором и вошло в историю как "Повесть временных лет".

Повести временных лет, Нестор

На сегодняшний день это основной источник по древнерусской истории.

Позже появились жизнеописания православных русских святых.

Героический былинный эпос

Из-за постоянно возникавшей внешней угрозы со стороны кочевых племен фольклор древних славян пополняется былинным героическим эпосом, в котором повествуется о борьбе с иноземными врагами. В основе этих произведений - исторические события и реальные народные герои. Однако былины не были точны в описании событий и содержали в себе как исторические факты, так и явно фантастические сюжеты. Былин того времени собрано очень много. Все их многообразие можно разделить на три этапа:

Особенности развития древнерусской раннехристианской культуры и искусства:

  • Характеризуется безымянностью (авторство неизвестно). Эта особенность, к сожалению, скрыла для потомков имена великих древних мастеров, участвовавших в создании первых грандиозных христианских памятников Древней Руси.
  • Культура древнерусского государства поддерживала основы государства.
  • Русские мастера переняли стиль византийской культуры и разбавили его самобытным многовековым языческим мастерством.
  • Появление специфических, соответственных эпохе и историческим событиям фольклорных направлений.
  • Развитие различных школ мастерства в территориальных центрах Древней Руси.
  • Общий позитивный и воодушевленный характер произведений искусства того периода.

Если охарактеризовать древнерусскую культуру кратко по итогам христианизации, то ее прогресс в христианский период очевиден. Принятие христианства значительно обогатило культуру славян. И всего за пару веков Русь преобразилась и вошла в мировую политику полноправным цивилизованным игроком.

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.

Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.

Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.

Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.

Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.

Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл и Мефодий

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Нестор

Литература

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.

Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Живопись

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.

Алипий Печерский

Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.

Фольклор

Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Ремесло

Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.

Ключевые даты

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.

Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.

Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?

Запишите термин, о котором идёт речь.

Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.

Читайте также: