Источники уголовно исполнительного законодательства кратко

Обновлено: 06.07.2024

В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.

Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права. Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного, – Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2005 г.)).

В настоящее время в данной сфере действуют нормативные акты МВД, Минюста России, ФСИН России.

Постановления Конституционного Суда РФ. В 1995 г. КС РФ признал ряд положений Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими Конституции РФ.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России

Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России 1.1. Предмет и метод уголовно-исполнительного праваКак и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет свой специфический, присущий только ей предмет регулирования , то есть

8. Понятие и виды источников римского права

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное

15. Классификация источников уголовно-исполнительного права

15. Классификация источников уголовно-исполнительного права Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников:1. Международные правовые акты. В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

Деятельность уголовно-исполнительного права

Деятельность уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели,

Источники уголовно-исполнительного права

Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

Классификация источников уголовно-исполнительного права

Классификация источников уголовно-исполнительного права Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников: 1. Международные правовые акты. В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания)

4. Понятие и виды источников римского права

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

§ 1. Понятие и виды форм (источников права)

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

§ 1. Понятие и виды источников экологического права

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт — основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ. Законодательство основывается на принципах

Источники уголовно-исполнительного права

Источники уголовно – исполнительного права по сложившейся международной практике относятся к прерогативе высших эшелонов государственной власти.

Международное право задаёт самые общие направления пенитенциарной деятельности в мировом сообществе. Каждое государство вправе самостоятельно определять способ ратифицирования международных договоров: интегрировать их в собственную правовую систему напрямую или воплощать основные идеи во внутренних законах.

Понятие источников уголовно-исполнительного права

УПК РФ И УК РФ

Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ регулирование в области охраны правопорядка и отправления правосудия осуществляется исключительно на федеральном уровне. Вследствие этого, источники законодательства и права часто ошибочно отождествляются. На деле, законы – центральный, но далеко не единственный источник норм.

Целеполагающая конкретность отрасли определяет специфику её актов:

  • отправной точкой являются международные договоры;
  • принимаются только на федеральном уровне. Иные уровни государственного управления из процесса издания и реализации этих норм исключены;
  • регулируют воплощение карательной функции правосудия, приводя во исполнение все виды наказаний.

Источником УИП может выступать только официальный документ, направленный на практическую реализацию карательного механизма уголовной ответственности и устанавливающий основы обхождения с осуждёнными.

Нормы, регулирующие отношения в данном сегменте права, сконцентрированы в кодифицированном акте – УИК РФ. Меньшая часть находится в законах и подзаконных актах, по основной направленности принадлежащих к другим отраслям – гражданскому, уголовному или конституционному праву.

Система источников и их характеристика

Источники данного вида права России систематизированы в иерархическом порядке:

Флаг

  1. Нормы международных договоров и соглашений. К самым известным относятся акты Организации Объединённых Наций. В случае правовой коллизии, международные нормы имеют приоритет над внутренними, что зафиксировано в ст. 3 УИК РФ.
  2. Конституция РФ – задаёт общие направления государственной карательной функции, даёт характеристику источников права, закрепляет гарантии соблюдения гражданских прав при реализации наказания.
  3. Законодательные акты (ФЗ и ФКЗ) – самый распространённый источник правовых норм. Единственным отраслевым законом является УИК РФ.
  4. Официальные документы высшего законодательного органа РФ. Кроме законов, Государственная дума и Совет Федерации принимают постановления, которыми решаются срочные задачи, например, вопросы финансирования учреждений ФСИН.
  5. Акты Президента и Правительства РФ. Являются подзаконными актами, осуществляющими общее регулирование деятельности пенитенциарной системы. Примером важности источника считаются амнистия и помилование, отнесённые к исключительным правомочиям Президента РФ.
  6. Ведомственные и межведомственные акты. Принимаются по вопросам текущей деятельности исправительных учреждений.

Среди теоретиков права бытует точка зрения о необходимости включения в число источников решений Верховного и Конституционного судов РФ. В качестве основания указывается функция высших судебных инстанций по толкованию норм права и контролю соответствия законов и подзаконных актов Конституции. Судебная практика, не являясь источником какого-либо права, вообще, имеет большое значение для формирования единообразия в понимании правовых норм судами всех уровней.

В целом понятие и виды источников права в самом общем понимании содержатся в Конституции России. Подробнее эти термины рассматриваются в комментариях УИК РФ и научных монографиях.

Организационно-структурное построение исправительных учреждений

Больница

Учреждения, приводящие наказание во исполнение, являются структурным элементом единой системы. Они непосредственно реализуют мероприятия, направленные на достижение целей применения наказания.

Исправительные учреждения по характеру воздействия на осуждённого преступника подразделяются на несколько видов:

  • медицинские: лечебные учреждения закрытого типа, лечебно-профилактические учреждения;
  • исправительные: тюрьмы, режимные колонии, колонии-поселения;
  • воспитательные: исправительные центры, специализированные инспекции, арестные дома.

Внутреннее построение организационной структуры подобных заведений зависит от поставленных перед ними задач воздействия на осуждённых лиц.

Во главе находится начальник, осуществляющий общее руководство вверенным учреждением. На начальника возложена личная ответственность за обеспечение соблюдения законодательства РФ.

У начальника в зависимости от типа учреждения могут быть от двух до пяти заместителей по основным направлениям деятельности: по оперативной работе, по охране и надзору, по воспитательной работе, по производству, по тылу.

Заместители начальника курируют работу отделов: оперативный,кадровый, финансовый, интендантский, воспитательной работы со спецконтингентом, бытового обеспечения, организационно-аналитическая группа.

Непосредственно начальнику подчиняются специально организованные службы: дежурная, медицинская и военизированной пожарной охраны.

Читайте также: