Истина и заблуждение в познании кратко

Обновлено: 07.07.2024

Теория познания (или гносеология, философия познания) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.


Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, и означает "понятие о знании", "учение о знании". В предмете философии как всеобщем в системе "мир - человек" коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее по-знавательную деятельность человека. В ее компетенции вторая сторона основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом "Познаваем ли мир?". В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: "сознание", "истина", "практика" и "познание", "субъект" и "объект", "ма-териальное" и "идеальное", "человек" и "компьютер", "чувственное", "рациональное", "интуиция", "вера" и т.п. Каждое из этих понятий, выражая духовные или материальные явления, автономно и связано с особой мировоззренческой проблемой. Однако в теории познания все они оказываются объединенными между собой посредством понятия "истина", с которым они так или иначе соотносятся.
Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повсед-невная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отождествление теории познания с эпистемологией (теорией научного познания), допускаемое в ряде философских публикаций, в том числе в "Философском энциклопедическом словаре". Широко распространено такое отождествление в современной западной философской литературе. Однако целесообразно разграничивать эти понятия, связывая эпистемологию только с анализом научного познания и включая ее в гносеологию. Научное познание мира обладает целым рядом специфических черт, которых мы не находим в обыденном, художественном, религиозном и ином познании; а поскольку исследования познавательных процедур и операций, кри-териев и способов образования абстракций, осуществляемых в научной деятельности, представляют для теории познания исключительный интерес, постольку в ней целесообразно выделить особый уровень или раздел, в котором будут сосредоточены проблемы собственно научного познания - эпистемологию. К числу понятий, относящихся к эпистемологии, можно отнести понятия эмпирического и теоретического уровней познания, понятия стиля научного мышления, метода научного познания и т.п. Все они являются также и понятиями теории познания. Предметом гносеологии выступает, наряду с другими сторонами субъектно-объектных отношений, специфика научного знания, специ-фика обыденного, повседневного знания, специфика других видов познавательной деятельности человека. Но рассмотрение самих этих видов познания здесь не становится самоцелью. Иначе философская гносеология по крайней мере частично превратилась бы в специально-научное исследование и стала бы частью науковедения или логики и методологии научного познания. Специфичность того или иного вица познания интересует гносеологию лишь с мировоззренческой стороны и в плане достижения и форм существования истины.
Онтология и гносеология взаимосвязаны в научной философии посредством основного вопроса мировоззрения.
Общее учение о бытии, как раздел философии, изучающий фундаментальные основы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступает предпосылкой научной теории познания. Все понятия гносеологии и принципы диалектического мышления имеют свое онтологическое обоснование и в этом смысле - онтологическую сторону. Содержание теории познания, как и со-держание онтологии, пронизано идеей развития. В то же время кате-гории, раскрывающие существо детерминизма и развития, имеют логическую и гносеологическую функции, нацелены на обеспечение дальнейшего развития познания. Иначе говоря, теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи не сводимыми друг к другу, взаимосвязаны: гносеология "онтологична", а онтология "гносеологична". Гносеология как часть филосо-фии тесно связана также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.
И. Кант сделал решающий шаг в самоопределении гносеологии как учения о научном познании. "Критика чистого разума" - это тот "по-воротный пункт в истории гносеологии, в котором впервые из общей теории познания выделяется теория естественнонаучного знания в собственном смысле слова - то, что в англо-саксонских странах полу-чило название "эпистемология". И. Кант подчеркнул неот-рывность теории познания от проблемы человека, от философской антропологии и этики (связь теории познания в "Критике чистого разума" и этической проблематики в "Критике практического разума"). Философию, писал он, можно назвать наукой о высшей максиме применения нашего разума. Философия есть наука об отношении разума к его конечной цели, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в рамках которой они должны образовать единство. Внимательное прочтение "Критики чистого разума" обнаруживает в этом произведении в неявной форме вопрос: как возможна свобода человека? Человек - не просто трансцендентальное единство апперцепции, но личность, обретающая предикат свободы, понимание долга и силу для того, чтобы ему следовать. Назначение философии - способствовать интеллектуальному самоопределению личности, формировать теоретический и практический разум человека.
Философская теория познания исследует, во многом те же явления познавательной деятельности, но в другом ракурсе - в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. Главной категорией в гносеологии является "истина". Ощущения, понятия, интуиция, сомнение и т. п. выступают для психологии в качестве форм психического, связанного с поведением, жизнедеятельностью индивида, а для гносеологии они - средства до-стижения истины, познавательные способности или формы существо-вания знания, связанные с истиной.
Истина и заблуждение Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуи-тивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе миро-воззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими поняти-ями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Истина-это соответствие знаний действительности"; "Истина-это опытная подтверждаемость"; "Истина - это свойство самосогласованности знаний"; "Истина - это полезность знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение". Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому; что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классичесское понимание истины разделяли Фома Аквинский, П.Гольбах, Гегель, Л.Фейербах, Маркс; разделяют его и многие философы XX столетия. Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не отвергают ее и агностики; среди приверженцев классиче-ской концепции истины имеются и метафизики, и диалектики. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
Иногда говорят: классическое определение истины (через "соответ-ствие", "верное" или "адекватное" отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определения-тавто-логии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знако-мых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны.
Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому, большинство философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объ-ективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только Из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в "действи-тельность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с прак-тикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диа-лектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, иде-ализма и упрощенного материализма.
Антиподом истины является ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие "ложь" оказывается близким по смыслу к понятию "дез-информация". Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой. Понятие дезинформации отличается в данном отношении (в отношении интенции, намерения, направленности сознания) от понятия "ложь", кроме того, в нем оттеняется процесс передачи информации, т. е. коммуникативный, момент. Дезинформация - передача (объективноложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного; Оно не зависит однозначно от интенции информатора".
Рассмотрим теперь феномен "заблуждение", причем применительно к науке. Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его суще-ственно отличающимся от лжи и дезинформации. В основе заблужде-ний может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами. Причины появления заблуждений в науке, естествознании много-образны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. К гносеологическим факторам относится также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение (вспомним хотя бы историю развития знания о природе света, где сначала познавалась одна сторона внутрен-него противоречия, затем другая). Часть выдается за целое, одна сторона, один элемент - за всю систему. В результате полученная первоначальная истина трансформируется в не-истину. Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвав-шим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014 .

Полезное

Смотреть что такое "Философия познания: истина, заблуждение" в других словарях:

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном З. означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может… … Философская энциклопедия

ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… … Философская энциклопедия

Истина — У этого термина существуют и другие значения, см. Истина (значения). Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету[1]. Содержание 1 Определения 1.1 В философии … Википедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… … Философская энциклопедия

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… … История Философии: Энциклопедия

Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, то есть корректное отражение действительности. Противоположностью истины выступает заблуждение.

Вопрос об истине – один из основных гносеологических вопросов. Все человеческие знания нацелены на достижение истины. В ходе познания у человека не только формируются знания, но он производит их оценку. Знание может оцениваться с точки зрения его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Истинность или ложность знания – центральный критерий среди всех разнообразных типов оценки знания.

Истина, в качестве гносеологического понятия, характеризует отношение знания к реальности, а точнее к определенному фрагменту реальности, который и составляет предмет познания. Современная трактовка истины сводится к следующему краткому определению.

Истина – это соответствие человеческого знания содержанию объекта познания.

Данное соответствие имеет несколько характеристик.

Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной сторон. Истина может быть достигнута в противоречивом взаимодействии субъекта с объектом. Без объекта знание теряет всю свою содержательность, а без субъекта отсутствует само знание.

Истина может быть относительной и абсолютной. Представление о том, что истина достигается не сразу и целиком, а ее постижение – это сложный и противоречивый процесс, формировалось постепенно.

Абсолютная истина – это знание, которое нельзя опровергнуть дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такой тип истины существует только в качестве предела, к которому стремится все человеческое познание, в качестве идеала познания.

Относительная истина – это приблизительное знание, достижимое при соблюдении конкретно-исторических условий познания, то есть это не полное знание о познаваемом предмете.

Готовые работы на аналогичную тему

Пределы познания ограничены исторически, однако по мере развития и совершенствования практики человечество непрерывно приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца.

Истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места и времени, а также многими другими обстоятельствами.

Понятие заблуждения

Заблуждение – это непроизвольное искажение результата познания или исследования. То есть такое содержание, которое не соответствует реальности, однако воспринимается как истинное.

Объективно, заблуждения характерны для любого познавательного процесса и возникают в связи со следующими причинами:

  • сложность решаемых проблем;
  • сложность предмета познания;
  • сложность выражения знания в знаковых формах;
  • ограниченность информации;
  • свобода выбора путей познания;
  • неразвитость научного инструментария и пр.

Для установления истинности знания необходимо использовать определенные критерии истины, способы проверки и обоснования знания. В процессе развития философии был предложен ряд критериев истины. Например, Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт - подробнее предлагал в качестве критерия истины использовать очевидность и ясность. Некоторые философы видели критерием истины общезначимость. В соответствии с этим, истина – это то, с чем все люди согласны, что является общезначимым. Мах предлагал критерием истины использовать понятие экономии мышления. Истинным является то, что просто и экономно мыслится. Прагматисты предлагали в качестве критерия истины использовать внутреннюю согласованность мыслей, их ценность и пр. Все такие критерии характеризует выраженный субъективизм.

Ясность мыслей и их согласованность, конечно, являются важнейшими критериями истины. При этом важнейший критерий истины – опыт, особенно опыт, который понимается в наиболее широком смысле, - в качестве общественно-исторической практики.

Практику отличает то, что она выступает объективным критерием истины: в практической деятельности соединены и соотносятся мысли об объекте и действиям над ним.

Практика в качестве критерия истины крайне противоречива: она абсолютна и относительна одновременно. Абсолютность практики в качестве критерия истины заключается в доказательстве истинность знаний для определенной предметной области, для определенных условий и с определенной точностью. Практика развивается в историческом разрезе и в каждом конкретном моменте ограничена. Но при всей относительности практики, если на определенном этапе развития познания подтвердила какое-то представление, то оно заключает в себе объективную истину.

Практика – это не только критерий истинности знаний. В ходе человеческого познания она играет основополагающую роль, выполняя следующие главные функции:

  • практика является источником познания, так как человек познает мир в той степени, в какой можем его практически освоить и преобразовать;
  • практика является движущей силой человеческого познания. Стремление к познанию формируется одновременно с развитием практических человеческих способностей. Она ставит ряд определенных задач перед познанием, поэтому является побудительной, движущей причиной познания;
  • практика выступает как цель познания, знания необходимы, чтобы выработать правильную стратегию действий.

Перечисленные выше функции практики делают акцент на ее значимости, как на одном из основных критериев истины.

Мы часто бываем недовольны чем-то в своей жизни и обещаем себе начать менять себя, свои привычки со следующего понедельника, с нового года, с нового месяца. Но часто бывает так, что проходит время, а так ничего и не изменилось.

Иногда не хватает терпения, иногда нет кого-то рядом, кто способен поддержать и подсказать.

Наш портал помогает достичь своих целей, исполнить Ваши заветные желания и изменять свою жизнь к лучшему.

Вы должны понимать, что все в жизни начинается с изменений. Чтобы добиться каких-то результатов в жизни, нужно начать ее изменять. Мы часто говорим, что не можем ничего изменить, но и настоящее нас не устраивает. Всегда хочется, чтобы в жизни что то было по-другому. Но любые изменения начинаются с действий. Начните делать хоть что-нибудь и Вы увидите, как начинает меняться Ваша жизнь. Изменения могут быть как незначительными: причёска, макияж, цвет волос или начало занятий спортом, существенными: смена работы, образование, начало собственного бизнеса, и кординальными: замужество, рождение ребёнка.

Портал создавался для того, чтобы помочь Вам изменить Вашу жизнь в том направлении, которое для Вас более привлекательно.

Определите для себя, что конкретно Вы хотите изменить, какой результат хотите получить и … начинайте действовать. Маленькими шагами, шаг за шагом (step by step) и через некоторое время Вы увидите, как меняется Ваша жизнь, меняетесь Вы сами.

Магазин готовых статей: уникальные авторские статьи, копирайт, рерайт, переводы - Адвего

Аспирантура

Удаленная работа (фриланс)

Малый бизнес

Планирование карьеры

Карьера и семья

Куда пойти учиться

Имидж деловой женщины

Стресс на рабочем месте

Увеличить

Заблуждение — представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это — незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Истина — это соответствие, адекватность наших знаний содер¬жанию объекта познания. Это соответствие имеет следу¬ющие главные характеристики.

, это — объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что объективен материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сход¬ство с оригиналом. в познании существует та¬, который не зависит от нашего сознания, а все¬цело определен воздействием на него внешнего мира. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть объек¬тивная истина.

, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чув¬ственной ступени познания эта форма определена предыс¬торией человека и особенностями биохимических и физио¬логических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях ведем познание.

, это — абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.

, это — относительность истины как при¬близительное, верное лишь при определенных условиях, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном раз¬витии, в то время как на каждом уровне познания мы име¬ем дело с его конечными формами. Выражение бесконеч¬ного в конечном возможно только благодаря упрощению действительности, которое и ведет к приблизительности, а следовательно, к относительности наших знаний. Отра¬жение, которое еще недавно было адекватным, через не¬которое время перестает быть таковым. Например, геоцен¬трическая концепция была заменена гелиоцентрической, подтвердив относительность наших знаний о мире. Точно также атомистическая теория, в которой утверждалась принципиальная неделимость атомов, просуществовала как абсолютная истина, начиная с учения Демокрита (V ) вплоть до XX в., когда был открыт электрон.

В теории истины особенно важное значение имеет воп¬рос о критериях, которые позволяют установить истин¬ность. Основным критерием истинности является практика, но ее понимание в различных философских направле¬ниях тоже различно. Так, для неопозитивизма практика — это чувственный опыт, для экзистенциализма — чувствен¬ные восприятия, оторванные от объективной реальности. Для материализма практика — это целесообразная, деятельность человеческого общества, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Она су¬ществует в трех главных формах: как производственная, деятельность и научный экспе¬римент. Основной формой практики является производ¬ственная, так как она определяет содержание всех осталь¬ных ее форм.

Существуют различные подходы к пониманию данных категорий. Это одни из основополагающих понятий:

  • науки;
  • философии;
  • культуры;
  • религии;
  • истории;
  • обыденного сознания.

Наиболее распространены следующие определения.

Истина — это:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • адекватное отражение действительности познающим субъектом;
  • гносеологическая характеристика мышления;
  • идеал знания, вид и способ его постижения.

Вопросы о познаваемости мира и возможности существования истинных знаний — центральные в гносеологии (теории познания).

Заблуждение — это знание, не соответствующее реальности; искаженное отображение действительности.

Источником заблуждений является ограниченность мышления и практического опыта на конкретном историческом этапе.

Заблуждения следует отличать от лжи.

Ложь — это преднамеренное искажение знания в корыстных целях.

Примеры отличия: пропаганда в целях дезинформации — это ложь. Идеи средневековых алхимиков, вера в гороскопы — заблуждения.

Заблуждения содержат фрагменты истинного знания и являются необходимой частью познавательного процесса. Они возникают в результате абсолютизации познания и отражают неразвитость гносеологической стороны мышления на том или ином историческом этапе.

Заблуждения могут быть связаны с:

С точки зрения диалектики, заблуждения — необходимый и постоянный спутник истины. Это неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Основные понятия и определения в философии

В Древней Греции впервые были сформулированы 2 основных подхода к пониманию этих категорий.

  1. Гносеологический. Истина — это объективная характеристика знания (Аристотель).
  2. Онтологический. Объективной истины не существует. Знание всегда субъективно (Платон).

В XVII-XVIII вв. данный вопрос осмысливался в рамках новых философских учений — рационализма и сенсуализма. Рационалисты полагали, что объективное постижение реальности возможно только благодаря разуму, чувства искажают восприятие. Сенсуалисты утверждали противоположное: только чувственный способ познания мира является единственно верным, разум порождает заблуждения.

В XIX в. возникает новое направление в методологии науки и философии — позитивизм. Сторонники этого учения признавали истинным только то знание, которое получено эмпирическим путем. В противовес ему на рубеже XIX- XX вв. появился конвенционализм, провозглашающий, что все достижения современной науки — это результат договоренности между учеными. Объективную реальность до конца познать невозможно, но все непротиворечивые научные данные приемлемы.

В начале XX в. большое распространение получил экзистенциализм. Его последователи отрицали важность объективности знания. С их точки зрения важнее является личная истина — именно в ней раскрывается сущность бытия.

В современной западной философии продолжают значительную роль играть представления о том, что абсолютной истины не существует (постмодернистские концепции).

В отечественной философии наиболее распространен диалектический подход, разработанный в рамках марксизма. Мир рассматривается как динамично изменяющаяся материальная система. Человек познает мир на основе своего конкретного опыта. Процесс познания идет по спирали. Заблуждения — это частный случай познания истины, движение по направлению к ней. По мере увеличения объема накопленных знаний происходит расширение абстрактных понятий, открываются новые закономерности.

Важнейшие характеристики истины, процесс постижения

В рамках многочисленных философских концепций выработаны различные представления о характеристиках и свойствах истины. Наиболее важные из них следующие.

  1. Абсолютность и относительность. Под абсолютной истиной понимается идеал человеческого познания, конечная цель научных изысканий. Относительная истина — это неполное, ограниченное знание. Возможность достижения абсолютной истины — один из наиболее дискуссионных вопросов в философии и науке.
  2. Объективность и субъективность. Объективный характер истины выражается в том, что реальность существует независимо от познания человека. Истинное знание не зависит от воли конкретных людей. Но истина познается людьми и находит свое отражение в определенных субъективных формах (категориях, законах, концепциях). Являясь объективной по содержанию, истина субъективна по форме познания.
  3. Абстрактность и конкретность. Человек познает конкретные явления действительности. Для их понимания он сформулировал абстрактные понятия. Процесс познания истины развивается путем восхождения от абстрактного к конкретному.

Как проверяется истинность знаний, критерии

Все критерии проверки истинности знаний относительны. Например, наиболее частым является утверждение, что главный критерий истины — это практика. Но законы физики, разработанные Ньютоном, неоднократно были проверены практическим путем. Они стали основой классической механики и легли в основу многочисленных технологических изобретений. В XX в. Эйнштейном была разработана теория относительности, которая подвергла сомнению многие постулаты системы Ньютона. В частности, были пересмотрены взгляды на гравитацию и закон всемирного тяготения.

Наиболее часто при верификации знаний используют критерии:

  • непротиворечивость;
  • прагматизм;
  • общезначимость;
  • ясность;
  • проверяемость на опыте.

Читайте также: