Идеография это в истории кратко

Обновлено: 07.07.2024

1)записи условий обмена предметами охоты,рыбной ловли

3)различные письма,в том числе любовные

4)летописи-хроники разных племен

5)надгробные мемориальные надписи

6)записи магических и заклинательных фомул,легенд,обычаев,заповедей

Пиктограммы выцарапывались,а затем и рисовались на стенах пещер,на скалах и камнях,на рогах и костях животных.

1)отражает тот язык,который она обслуживает

2)передает на письме не только содержание речи,но и членит ее на отдельные слова

1)громоздкий характер идеографических систем,порождающий сложность их усвоения

2)трудность передачи грамматических форм слов

3)грамматические значения приходиться передавать специальными значками(ключами),которые также надо запоминать,что еще более усложняет использование идеографии.

1)записи условий обмена предметами охоты,рыбной ловли

3)различные письма,в том числе любовные

4)летописи-хроники разных племен

5)надгробные мемориальные надписи

6)записи магических и заклинательных фомул,легенд,обычаев,заповедей

Пиктограммы выцарапывались,а затем и рисовались на стенах пещер,на скалах и камнях,на рогах и костях животных.




1)отражает тот язык,который она обслуживает

2)передает на письме не только содержание речи,но и членит ее на отдельные слова

1)громоздкий характер идеографических систем,порождающий сложность их усвоения

2)трудность передачи грамматических форм слов

3)грамматические значения приходиться передавать специальными значками(ключами),которые также надо запоминать,что еще более усложняет использование идеографии.


Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.

Ключевые особенности идеографии

Развитие идеографии


Отдельного внимания заслуживает тот факт, что дальнейшее развитие идеографического письма происходило на фоне зарождения понятия государства, а также развития торговли и общественного производства. Со временем возникла необходимость не только точно понимать идеограммы, но и записывать их быстрее, передавая большие объемы информации. Это привело к тому, что идеограмма претерпела значительные изменения, превратившись из примитивной схемы в иероглиф – условный знак, обозначающий определенные понятия или же важные составные части отдельных слов или словооборотов.

Идеографическое письмо характерно для цивилизаций Древнего Египта и Китая. Следует отметить, что в азиатских странах иероглифы используются и по нынешний день. Это напрямую связано с особенностями восточной культуры и ментальности, основой которых является образное, абстрактное мышление.

Идеографическое письмо (от греч. idéa — идея, образ и grápho — пишу), тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов — морфемы. И. п. — один из наиболее древних типов письма; в значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и др. старейшие системы письма. Наибольшего развития этот тип письма достиг в китайской иероглифике. Системы идеографического письма всегда отличались исключительной сложностью, поэтому идеографическое письмо у большинства народов сменялось более простым слоговым или звуковым.

Logogram

Теоретически, надписи идеографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если идеографические письма этих языков различны. Так, идея воды изображается в виде волны в египетской письменности, потока в китайской, ёмкости, закрашенной синим цветом в ацтекской письменности. Несмотря на формальные различия, все эти знаки могут быть поняты человеком, не знакомым с соответствующей письменностью.

Существуют и современные системы идеографического письма, использующие эту возможность понимания не обученными заранее людьми. Примером может служить разработанная в 1970-х годах по заказу американского министерства транспорта (U.S. Department of Transportation) система из 50 идеограмм[1]. Система, изначально предназначавшаяся для разметки аэропортов, постепенно получила более широкое распространение.

К идеографическим письменностям также можно отнести символьные языки, в частности, принятые в разных странах языки глухонемых.

Идеографическое письмо возникает в период образования древнейших государств, нуждающихся в упорядоченном и точном письме. Поэтому при идеографии не только увеличивается количество знаков, меняется, становится более упрощенным и условным их начертание (см. рис. на с. 101, показывающий развитие знаков "человек" и "гора" в китайском письме), но и происходит закрепление, узаконение формы знаков.

Таким образом наличие у человечества условных зрительных знаков одного типа (жестов) способствовало развитию простейших зрительных знаков другого типа (графических) в условные и отвлеченные начертания. В тот момент, когда пиктограмма приобретает символический характер, в тот момент, когда она становится условным начертанием, из пиктографии рождается идеография.

Наука знает несколько систем идеографического письма. Одна из этих систем, зародившаяся свыше четырех тысячелетий тому назад система китайского письма, — несмотря на ряд изменений в форме начертаний, — обладает огромной жизнеспособностью и в настоящее время; ознакомление с ней европейских ученых началось с XVII века и не представляло особых затруднений.

Иначе обстоит дело с другими системами древней идеографии — письмом египетским [с середины IV тысячелетия до христ. эры], месопотамской клинописью [шумерской и вавилонской с III тысячелетия до христ. эры], письмом минойским или древнекритским [с начала III тысячелетия до христ. эры] и хеттским. Ключ к этим системам письма был утерян человечеством в тех катастрофических сдвигах, к-рые повлекли за собой полную или частичную гибель великих древних культур средиземноморского круга. Только науке нового и новейшего времени удалось вновь собрать и расшифровать, хотя и неполностью, обломки этих древних культур.

В 1822 француз Шамполлион дешифрует гиероглифы знаменитого Розеттского камня; в середине XIX в. совокупными усилиями ряда ученых удается прочитать месопотамскую клинопись; уже к первому десятилетию нашего столетия относится дешифровка хеттских клинописных табличек. Исходной точкой для разгадки почти всегда служили надписи, сделанные сразу несколькими системами письма, одна из которых была известна исследователю. Все еще непрочитанными остаются открытые в конце прошлого века древнекритские надписи, сделанные лишь двумя неизвестными (рисуночной и линейной) системами письма. Не разобраны хеттские гиероглифы. Это воскрешение древнейших культур Средиземноморья — одно из прекраснейших чудес, к-рое сумела совершить европейская научная мысль.

Характерно одно: все системы идеографического письма позволяют выявить в них постепенное развитие упоминаемых выше двух черт. И что особенно важно — одни и те же тенденции повторяются в истории самых разнообразных и исторически не связанных систем идеографического письма.

И в китайском, и в древнеегипетском, и в шумерском письме одинаково наблюдается постепенное изменение пиктограммы, ее превращение в условное начертание, непонятное для того, кто не входит в круг традиции этой письменной культуры. И точно так же, расширяя запас имеющихся в его распоряжении знаков, и китайское, и древнеегипетское, и шумерское письмо создают огромное богатство символических идеограмм, передающих совершенно отвлеченные понятия и сложные сочетания значений.

Из этого обогащения и упрощения знаков идеографического письма вытекает его третье основное свойство — знаки идеографического письма соответствуют уже не целым, неразложимым высказываниям вне их словесного выражения, но значениям отдельных слов вне их звучания. Ибо ясно: значение условного знака, передаваемого по традиции целому коллективу, должно быть определено и отграничено от значений других знаков. И границы этих значений, естественно, совпадают с границами уже существующей в сознании определенного языкового коллектива системы акустически-артикуляционных знаков произносимой речи.

Logogram

Выражение отвлеченных понятий

Основными свойствами идеографического письма объясняются присущие ему достоинства и недостатки. Поскольку звучание слов, их звуковая форма не получают никакого выражения в идеографическом письме, ясно, что подобное письмо может объединять не только близкие друг другу диалекты, но и языки совершенно чуждые, при одном, разумеется, условии: при наличии у них общности значения слов, а следовательно, при наличии лежащего в основе подобной общности единства культуры.

Так, например, система китайского письма используется чуждым ему по строю японским языком, система шумерского письма была использована языком вавилоно-ассирийским, столь же чуждым. Но это преимущество идеографического письма в значительной степени мнимое. Правда, оно как будто создает возможность междучеловеческого (и даже международного) общения без посредничества речи, поскольку оно служит знаком слова не произносимого, а мыслимого. Но именно поэтому идеографическое письмо не в состоянии передать всех бесчисленных оттенков значений, создаваемых каждый миг жизнью, живой речью.

Далее: не располагая достаточным количеством знаков, идеография, чтобы создать новое выражение для каждого нового значения, естественно должна будет прибегнуть к употреблению известных знаков в переносном значении. Но тем самым разрушается самая основа идеографического письма; используя идеограммы конкретных предметов для обозначения отвлеченных понятий, идеографическое письмо создает широкое поле для двусмысленных начертаний. И наконец идеографическое письмо совершенно не в состоянии передать оттенки значений, связанные с изменением грамматического строения фразы. Более того, оно не располагает выражением для грамматических категорий изображаемых слов.

Идеографи́ческое письмо́ — вид письменности, знаки которой (идеограммы) обозначают некоторую идею (противопоставление пиктограммам, обозначающим изображённый ими объект).

Теоретически, надписи идеографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если идеографические письма этих языков различны. Так, идея воды изображается в виде волны в египетской письменности, потока в китайской, ёмкости, закрашенной синим цветом в ацтекской письменности. Несмотря на формальные различия, все эти знаки могут быть поняты человеком, не знакомым с соответствующей письменностью.

Существуют и современные системы идеографического письма, использующие эту возможность понимания не обученными заранее людьми. Примером может служить разработанная в 1970-х годах по заказу американского министерства транспорта (U.S. Department of Transportation) система из 50 идеограмм [1] . Система, изначально предназначавшаяся для разметки аэропортов, постепенно получила более широкое распространение.

К идеографическим письменностям также можно отнести символьные языки, в частности, принятые в разных странах языки глухонемых.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Идеография" в других словарях:

идеография — идеография … Орфографический словарь-справочник

ИДЕОГРАФИЯ — (греч. idea мысль, и graphein писать). Письмо, изображающее не звуки, но самые понятия письменными знаками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИДЕОГРАФИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка

Идеография — система письма, в которой вместо букв, соответствующих звукам, используются знаки (символы), выражающие предметы и понятия. Высшим этапом развития идеографии является иероглифическое письмо. По английски: Ideography Синонимы: Идеографическое… … Финансовый словарь

идеография — и, ж. idéographie m., нем. Ideographie. Письмо при помощи идеограмм. Область идеографии. БАС 1. Лекс. Толль 1864: идеография; Уш. 1934: идеогра/фия … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИДЕОГРАФИЯ — ИДЕОГРАФИЯ, идеографии, мн. нет, жен. (от греч. idea идея и grapho пишу) (филол.). Письмо при помощи идеограмм, а не букв. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИДЕОГРАФИЯ — ИДЕОГРАФИЯ, и, жен. Письмо при помощи идеограмм. | прил. идеографический, ая, ое. Идеографическое письмо. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

идеография — сущ., кол во синонимов: 2 • логография (3) • письмо (93) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ИДЕОГРАФИЯ — англ. ideography; нем. Ideographie. 1. Способ обозначения вещей, понятий и их связей с помощью знаков. 2. Система письма, в к рой вместо букв, соответствующих звукам, используются знаки (символы), выражающие предметы и понятия. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

ИДЕОГРАФИЯ — (от греч. idea – идея, образ, понятие + graphō – пишу). Система письменных знаков, являющихся идеограммами … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИДЕОГРАФИЯ — (от греч. idea понятие + grapho пишу) система письменных знаков, являющихся идеограммами. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

Идеография — (от фр. ideographie, нем. Ideographie Реклама и полиграфия


С XVII века появляется узкая специализация.

Учёный должен уметь систематизировать. Наука строится из фактов.

Несистематизированные факты – не наука история.

Исторические факты не как конец XIX в., а как первая ступень исторического познания.

Без научного осмысления – немые факты.

Между фактами и их интерпретацией неразрывная связь, две равноправные стороны одного процесса.

Неокантианская школа: любой факт субъективен.

Историк должен использовать совокупность фактов.

Историк делает отбор фактов – черновая, трудная работа.

В XIX веке твёрдо установленные знания, извлечённые из исторического источника (события, процесс, явление).

Позитивисты – факт – нечто объективно существующее, которое нужно найти и зафиксировать.

На рубеже XIX-XX вв. – некая эвристическая (теоретическая) конструкция, как продукт теоретического сознания.

49 г. до н.э. – Цезарь перешёл Рубикон.

(исторический факт имеет и приписываемое значение) год + значение (субъективность)

Факты обнаруживаются или создаются?

+ Реконструируем прошлое + Конструируем прошлое

Научный факт – научное положение, которому придается значение истины.

научный факт НЕ РАВЕН исторический факт

Два подхода

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

– секуляризация исторического сознания

История в XV-XVI вв. очень популярна.

Разумное изучение истории.

II пол. XVI века – история цивилизаций

Люди эпохи Возрождения и Реформации заново открыли для себя Античность.

Их описания греко-римского мира было основано на новой концепции прошлого.

В этот период время – уже не считает исходящим от Бога элементом.

Помимо теологов историки (Томас Мор – юрист).

Библейская интерпретация времени развенчивается.

История – процесс с разрывами и чередованиями.

С XVI века – интерес к истории буржуазии.

По циклической концепции истории трансформацией человечества, а также ход истории является циклическим продуктом.

Однако в конечном итоге всё определяется за счет конкретных действий людей.

Жан Баден – историк эпохи Возрождения

Факты носят человеческий характер, ничего божественного.

Ла Поплиньер – гуманист, новые принципы изучения истории Франции. История – наука синтезная. Критикует провиденциализм.

Макс Барг – с эпохи Возрождения собственно возникает историческое сознание.

В XVI в. появляется эрудистская история. Своеобразная разделение труда, т.е. кто-то собирает историческое знание, кто-то описывает.

Появление историков-антикваров (собирание и публикация источников).

В XVII в. история отделяется и уходит на задний план.
Влияние скептицизма.

Жан Мабильон – основатель дипломатии. Монах-бенедиктианец.

Критика исторических документов.

Ришар Симон – внутренняя критика документов.

Жак Бенинь Боссюэ – представитель провиденциализма.

История как разновидность литературы.

ИСТОРИЗМ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ВЕК ТОРЖЕСТВА ИСТОРИИ

Философы занимаются историей, т.е. философский взгляд.


Диалектическое содержание в истории (Дидро)

Знание должно быть экспериментальным, в другом случае – мнение.

История – объясняющая, с философскими выводами.

- История нужна философу для иллюстрации своих идей.

- Основной объект истории – настоящее

- Философ имеет полное право по своему усмотрению выбрать примеры из прошлого.

Развитие

Вольтер – расширение круга тем/предметов для рассмотрения историей.


Педагогическая ценность истории

Борьба с мракобесием

Не отказывается от теологической теории


История от истоков до настоящего момента


Работы не многотомные (Гегель)

Не вдаваться в детали – важнее глобальный охват истории

Из устанавливающей истории – в понимающую

Механизм (использование технических понятий в истории) – из-за технической революции.

Идея прогресса (Иоганн Готфрид Гердер, Джамбаттиста Вико,Мари Жан Антуан Никола Кондорсе)


движение народа по пути прогресса

Расцвет парадигматической истории (сочинения Вольтера, Шарля Луи Монтескье)

История не самоценна.

Оформление истории как науки происходит в XIX веке.

Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности.

КАКУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ СЫГРАЛ НОС КЛЕОПАТРЫ. ИСТОРИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И СЛУЧАЙНОСТИ.

Читайте также: